Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.
Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.
Этап через подвал
Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.
Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):
- В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
- В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
- В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
- В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
- В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».
Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО
В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.
Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:
- «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
- «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
- «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
- «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.
С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.
Помещение камерного типа
В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.
В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.
Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.
На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».
ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях
30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.
15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».
В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.
Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.
Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.
Правописание «понемногу»: почему слитно, правило, примеры употребления
Из вариантов в заголовке верен первый: «понемногу» правильно пишется слитно. Писать его «с чёрточкой» («по-немногу») – ошибка сложного происхождения, а выражение, написанное раздельно: «по немногу» – несуществующее в русском языке.
Правило
Слово «понемногу» – наречие, в составе которого есть приставка «по» (см. также ниже). В русском языке имеется также предлог «по». Русская орфография даёт следующие правила их написания:
- Приставка «по-» пишется через дефис с наречиями, образованными от прилагательных и местоимений при помощи суффиксов «-ому», «-ему», «-и» и «-у»: «по-новому», «по-летнему», «по-женски», «по-моему».
- В остальных случаях приставка «по» пишется слитно (есть исключения, см. далее).
- Предлоги с наречиями не употребляются, поскольку наречия – слова, неизменяемые во всех смыслах, в т.ч. и по значению, а предлог меняет значение слова, к которому относится.
- Предлог «по» означает, в прямом и переносном смысле, во-первых, передвижение либо следование по чему-то или согласно чему-то: «стекая по поверхности», «идя по пути», «мчась по небесам», «умна не по годам», «употреблять по назначению врача»,«по тёмному». Во-вторых, ограничение в пространстве или во времени: «по верху», «по сию пору».
То есть, пишущийся раздельно предлог «по» может употребляться только применительно к словам, обозначающим конкретный предмет или явление: именам существительным, именам прилагательным, местоимениям. В примерах выше это: путь (предмет – дорога – или явление, напр. жизненный путь), небеса (предмет), года (явление), назначение (предмет – рецепт на бумаге – или явление, наставление, выраженное словесно), тёмное (нечто, вещь или явление), верх (физически выделенная часть вещи), пора (явление, граница или отрезок времени).
Примечание: в некоторых старинных грамматиках существительные, прилагательные и местоимения именовались «вещными словами», так как считалось, что явление – вещь, созданная богом.
«Понемногу» оканчивается суффиксом «у». Однако:
- Наречие «понемногу» образовано от собирательного числительного «много». Числительные не являются «вещными словами», так как обозначают не предметы или явления, но их признаки, свойства или некие отвлеченные (умственные) представления. То есть, по аналогии с «вещными словами», числительные надо бы отнести к словам «понятийным», выражающим понятия о чём-то.
- Наречия слова тем более «понятийные»: они обозначают признак действия (глаголы – слова «не вещные»), качества, другого признака, или реже, предмета.
Следовательно, «по» с наречиями от «много» и др. числительных может служить только приставкой, писать которую нужно слитно, даже если всё слово оканчивается на «у»: «понемногу», «помногу», «поскольку», «помалу».
Грамматика
Слово «понемногу» – определительное наречие способа и образа действия, т.е. употребляется применительно к словам, обозначающим действия – глаголам, так как указывает на признак действия. Состоит из приставок «по-», «-не-», корня «-мног-» и суффикса «-у». Постановка ударения и разделение переносами по-нем-но́-гу. Словоформ нет, так как наречия – неизменяемые слова.
«Понемногу» или «по-немногу», как пишется правильно?
Наречие «понемногу», образованное от прилагательного, пишется слитно с приставкой по-.
Это слово начинается с элемента по-, напоминающего приставку в составе наречий, которые согласно правилу орфографии пишутся с дефисом, например:
- поступить по-хорошему;
- относиться по-человечески;
- журчать по-весеннему;
- ступать по-медвежьи;
- пусть будет по-вашему;
- выполнить по-твоему.
Эти наречия образованы от полных форм прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому/-ему, -и. Научимся отличать их от слитного написания наречий с приставкой по-.
Правописание слова «понемногу»
Глаза понемногу привыкали к яркому свету и приноравливались к увеличивающему расстоянию между предметами (Джек Лондон. Белый Клык).
Анализируемое слово не изменяется. В предложении оно поясняет глагол, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственные вопросы: привыкали как? в какой мере и степени?
Это наречие, которое образовано от однокоренного прилагательного:
Оно синонимично наречиям «постепенно», «мало-помалу», «незаметно», что подтверждает правильный выбор части речи.
Прилагательное «немногий» образует также однокоренное наречие «немного».
Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:
А теперь обратим самое пристальное внимание на его суффикс и сравним с суффиксами приведенных выше наречий, которые пишутся с дефисом.
Как видим, нет никаких оснований писать анализируемое слово через дефис, как и подобные наречия с приставкой по-:
- сидеть подолгу;
- двигаться потихоньку;
- делать помаленьку;
- давать помногу;
- стараться понапрасну;
- спорить попусту;
- собирать помалу.
Примеры предложений
Она шла неспокойно, пугаясь каждой лужи, куста, каменьев, заборов…Это было очень неприятно, но я понемногу свыкся с этим (В. Ф. Джунковский. Воспоминания).
Вот птички, красивые, весёлые птички, начинают понемногу слетаться; сперва дичатся, робеют; потом начинают поклёвывать корм, ваш, ваш собственный корм; наконец, совершенно успокаиваются и уже посвистывают, да так мило, так беззаботно…(И. С. Тургенев).
Понемногу мозговое возбуждение улеглось, видения растаяли в дымке дремоты, и я забылся вскоре тяжёлым сном (Жюль Верн. Капитан Немо).
Достигнув наибольшей яркости свечение понемногу угасло, и камень перестал светиться (Н.Н. Носов. Незнайка на Луне).
«Понемногу» или «по-немногу», как пишется правильно?
Наречие «понемногу», образованное от прилагательного, пишется слитно с приставкой по-.
Это слово начинается с элемента по-, напоминающего приставку в составе наречий, которые согласно правилу орфографии пишутся с дефисом, например:
- поступить по-хорошему;
- относиться по-человечески;
- журчать по-весеннему;
- ступать по-медвежьи;
- пусть будет по-вашему;
- выполнить по-твоему.
Эти наречия образованы от полных форм прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому/-ему, -и. Научимся отличать их от слитного написания наречий с приставкой по-.
Правописание слова «понемногу»
Глаза понемногу привыкали к яркому свету и приноравливались к увеличивающему расстоянию между предметами (Джек Лондон. Белый Клык).
Анализируемое слово не изменяется. В предложении оно поясняет глагол, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственные вопросы: привыкали как? в какой мере и степени?
Это наречие, которое образовано от однокоренного прилагательного:
Оно синонимично наречиям «постепенно», «мало-помалу», «незаметно», что подтверждает правильный выбор части речи.
Прилагательное «немногий» образует также однокоренное наречие «немного».
Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:
А теперь обратим самое пристальное внимание на его суффикс и сравним с суффиксами приведенных выше наречий, которые пишутся с дефисом.
Как видим, нет никаких оснований писать анализируемое слово через дефис, как и подобные наречия с приставкой по-:
- сидеть подолгу;
- двигаться потихоньку;
- делать помаленьку;
- давать помногу;
- стараться понапрасну;
- спорить попусту;
- собирать помалу.
Примеры предложений
Она шла неспокойно, пугаясь каждой лужи, куста, каменьев, заборов…Это было очень неприятно, но я понемногу свыкся с этим (В. Ф. Джунковский. Воспоминания).
Вот птички, красивые, весёлые птички, начинают понемногу слетаться; сперва дичатся, робеют; потом начинают поклёвывать корм, ваш, ваш собственный корм; наконец, совершенно успокаиваются и уже посвистывают, да так мило, так беззаботно…(И. С. Тургенев).
Понемногу мозговое возбуждение улеглось, видения растаяли в дымке дремоты, и я забылся вскоре тяжёлым сном (Жюль Верн. Капитан Немо).
Достигнув наибольшей яркости свечение понемногу угасло, и камень перестал светиться (Н.Н. Носов. Незнайка на Луне).
Правописание слова «понемногу»
Слово «понемногу», как пишется которое доподлинно ведомо не каждому человеку, довольно часто используется не только в разговорной речи, но и при написании совершенно разноплановых текстов. И некоторые «особо грамотные» граждане так и норовят написать его через дефис, что неверно, поскольку существует правило: наречия с приставкой «по» и суффиксами «-и/-ему/-ому» требуют написания через дефис.
«Понемногу» к ним не имеет отношения, значит, его нужно писать слитно.
Общие правила написания
Как пишется слово «понемногу»? Чтобы разобраться с данным вопросом, нужно для начала узнать, к какой части речи относится слово. Это наречие, образовавшееся путём слияния предлога «по» и краткого прилагательного. Что чаще всего сбивает людей с толку, пишущих «по немногу» и «по-немногу»? Обилие «похожих» наречий, с приставкой «по», которые следует писать только через дефис. Например, это: по-летнему, по-вашему, по-спортивному и пр. Именно по этой причине правописание «понемногу» может вызывать сложности.
Почему слова: по-нашему, по-весеннему, по-хорошему следует писать, так как они написаны в этом тексте? Потому что в их образовании приняли участие полные формы местоимений и прилагательных, а также приставка «по» и суффиксы «-и/-ему/-ому». Как писать «понемногу»? Данное наречие тоже образовалось от прилагательного (краткого), и если в предложении его можно заменить синонимом (незаметно, потихоньку, постепенно и пр.), значит, слово требует слитного написания, а чтобы понять сам принцип, нужно внимательно присмотреться к морфемному составу.
Как пишется «понемногу»: слитно или раздельно?
В состав наречия входит сразу две приставки («по», «не»), корень («мног») и суффикс («у»). Именно на последний и следует обратить внимание, поскольку он совершенно не такой, как у слов, требующих написания через дефис. Но тогда «по немногу» или «понемногу» – как пишется: слитно или раздельно, если вариант с дефисом можно просто исключить? Данное слово необходимо писать по аналогии со своими ближайшими «сородичами-наречиями», в составе которых наличествует приставка «по» и суффикс «у»: понарошку, помногу, понапрасну, подолгу и пр.
Так как писать слово «понемногу» – слитно или раздельно? Некоторые люди предпочитают не вдаваться в подробности правил русского языка, но при этом умудряются писать грамотно. Каким им это удаётся? Они просто запоминают «проблемное» слово и больше никогда не возвращаются к этому вопросу. Хотя, правило не такое и сложное для запоминания: если в составе наречия, образованного кратким прилагательным (не местоимением!) есть приставка «по» и суффикс «у», оно пишется слитно.
Примеры
Чтобы доказать, что правило действительно работает, можно рассмотреть несколько примеров:
Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?
Открою величайший секрет человечества. «Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.
Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.
Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».
Впрочем, напишите в комментариях, что такое «пол-» и «полу-», по вашему мнению.
К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» гораздо проще, чем выяснить их роль в словах.
Слитное написание приставки пол-
Слитно слова с такой приставкой пишутся практически всегда, это самый распространенный вариант. Пол- пишется так, если вторая часть слова начинается с согласной. К примеру, полчетверти. Это слово мы пишем слитно, так как далее следует согласный ч. Подчеркивать в данном случае нужно окончание приставки – одной чертой и последующую согласную – двумя чертами.
Чаще всего слитно пишутся имена существительные, стоящие в форме родительного падежа (отвечающие на вопросы кто? что?).
Примеры: полвека, полгода, полгорода, полдома, полмира, полпути, полдня, полжизни.
Также часто употребляются с этой приставкой числительные. Они пишутся аналогично.
Примеры: полвосьмого, полпятого, полдесятого, полдевятого, полдвенадцатого, полпервого, полвторого, полшестого, полтретьего, полседьмого, полчетвертого.
Еще встречаются слова, обозначающие половину какой-либо единицы измерения.
Пример: полкило, полметра, полминуты, полкилометра, полкилограмма, полцентнера, полчаса.
Из этого правила существует одно исключение: если после приставки следует согласная л, то пол- нужно отделять с помощью дефиса.
Также мы пишем пол- слитно, если эта часть входит в состав слова: полезный, пологий, полный, поле и т. д. Чтобы проверить, можно попробовать исключить пол-.
Пример: полезный. При исключении получается “езный”.
Если получилось несуществующее слово, смело пишем слитно, иначе – это другой случай.
Когда напишем пол- слитно со словом?
Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».
Например:
- полгода
- полвека
- полнеба
- полстакана
- полтонны
Раздельное написание приставки пол-
Раздельно мы пишем слова в этом правиле гораздо реже. Во-первых, мы делаем это, если между пол- и словом стоит другой член предложения.
Например: пол столовой ложки, пол захватывающего журнала, пол налитого стакана.
Объясняется это так: мы пишем раздельно, так как между приставкой и словом стоит другая часть речи. В этом случае подчеркиваем одной чертой пробел и двумя чертами слово, стоящее между (как средство объяснения): пол пролитой чашки.
Во-вторых, мы пишем так, когда есть слово половина, выступающее в роли разделительного.
Примеры: половина пятого, половина апельсина, половина сборки, половина книги, половина срока.
Правописание “наполовину” надо запомнить.
Когда напишем пол- раздельно со словом?
Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:
- пол восьмого класса
- пол сочной дыни
- пол столовой ложки
- пол морского побережья
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика,
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Правописание приставки полу-
С полу- слова всегда пишутся слитно. Исключений из этого правила нет.
Примеры: полуавтомат, полуприцеп, полуботинки, полумаска, полупроводник, полушубок.
Приставка пол-/полу – это орфограмма, не требующая заучивания множества исключений и терминов, достаточно лишь запомнить необходимые правила. Существует даже специальная таблица для запоминания, содержащая их:
Пишем слитно, если после приставки следует согласная |
Пишем раздельно, если есть другая часть речи или если есть половина |
Пишем через дефис, когда вторая часть слова начинается на гласную, слово является именем собственным, или когда далее следует буква л |
Полу- всегда пишется слитно |
Теперь вы знаете, как пишется пол- и полу-. Запомните эту шпаргалку и пару примеров для большего понимания. Этого будет достаточно для того, чтобы не совершать ошибки в правописании.
Через дефис
1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.
Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.
Таблица ‘Правописание слов с пол-‘
Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме ‘л’: полминуты, | Корень существительного начинается на гласную или на ‘л’: пол-листа, | Между пол и словом есть определение: пол стиральной машины, |
Присоединяемая часть слова – имя собственное, состоящее из одного слова: пол-Москвы, | ||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные): пол-конференц-зала, |
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/gramotnost/pollista-ili-pollista-kak-pishutsia-pol-i-polu-so-slovami-5ec76b6af00711243d9f609e
- https://wpsovet.ru/obrazovanie/pravopisanie-pol-i-polu.html
- https://russkiypro.com/rule/pravopisanie-pol-polu-so-slovami
- https://Tarologiay.ru/russkiy-yazyk/napisanie-pol-polu-so-slovami.html
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
Брэнд или бренд? Трэнд или тренд? СМИ взорвались заголовками о новых орфограммах, а соцсети специалистов — сообщениями о «лингвистическом бедствии». Причина? В интернете появился текст проекта постановления правительства «Об утверждении правил русской орфографии», подготовленный Минпросвещения России. О том, почему мы так боимся орфографических перемен, наш разговор с членом Орфографической комиссии РАН и главным редактором портала «Грамота.ру» Владимиром Пахомовым.
Владимир Маркович, неужели пришло время разобраться с коварной троицей «стеклянный, оловянный, деревянный»?
Владимир Пахомов: Когда люди слышат слова «новые правила», начинают беспокоиться: опять что-то придумали, будет реформа, и мы, столько лет зубрившие орфограммы в школе, станем безграмотными. Спешу успокоить всех, кого новость взбудоражила: «корову» через «а» писать не будем! И все привычные исключения из правил останутся в учебниках.
Речь идет лишь о том, что за последние 65 лет, с тех пор, как был утвержден предыдущий Свод, появилось очень много новых слов и даже типов слов, которые действующими правилами не описаны. И вот вопросы, как писать заимствованные слова с первой частью «интернет», «медиа», «бизнес»? Через какую букву — «бренд», «тренд»? Сложных слов очень много. Понятно, что в правилах 1956 года они не описаны.
И сейчас идет разработка этих недостающих правил?
Владимир Пахомов: Да. Все написания, о которых мы говорим, в современных словарях уже давным-давно зафиксированы и регламентированы — нужно только прописать их в правилах.
По мнению разработчиков проекта, в обществе есть запрос иметь не только единый полный справочник правил, но и их теоретическое обоснование. Правильно ли я понимаю, нам научно объяснят, почему «жи-ши» нужно писать с «и»?
Владимир Пахомов: Речь идет о кратких правилах, самых актуальных, необходимых для пишущих по-русски. При этом все написания лингвистами не просто так придумываются. Они возникают на основе глубинных законов русского письма. Например, слова «бренд», «тренд», «кеш», «флеш» пишутся с буквой «е», хотя мы их произносим твердо. Это происходит потому, что есть общая закономерность русского правописания: в начале корня после согласных в иноязычных словах мы не пишем букву «э»! Она есть только в очень ограниченном числе слов («мэр», «пэр», «сэр») и в узкоспециальных. В последнее время этот круг исключений расширился с появлением слов «фэнтези», «сэндвич», «фэн-шуй», рэп, рэкет, пленэр… Но лингвисты стараются сдержать вал исключений. Подавляющее большинство новых слов такого типа пишутся с буквой «е». Вот это и есть теоретическое обоснование того, почему например, в слове «карате» мы пишем «е». Правила такого не было. Теперь будет.
Школьной программы новинки мало коснутся. Они больше для корректоров, чиновников
Кто работает над новым Сводом?
Владимир Пахомов: Над теми правилами, о которых идет речь, работают лингвисты из разных научных центров. Но все предложения ученых (ведь речь идет пока только о проекте правил) будут обсуждаться, уточняться, дорабатываться в Орфографической комиссии РАН. Подчеркиваю, проект Свода находится в стадии разработки.
Но вот его примут. Для кого он станет законом?
Владимир Пахомов: Он будет обязательным для всех, кто хочет грамотно писать по-русски. Однако школьной программы нововведения мало коснутся. Учителям не нужно бояться, что придется переписывать знакомые правила и менять учебники. Скорее это актуально для редакторов, корректоров, чиновников.
Согласитесь, все, что затрагивает школьные правила, общество воспринимает очень болезненно. Этим летом ушел из жизни ваш учитель, выдающийся ученый Владимир Лопатин. Он был председателем Орфографической комиссии РАН, которая, ходили слухи, тоже готовила революционную реформу русского языка…
Владимир Пахомов: Она лишь предлагала подумать о единичных, точечных изменениях правил. Не для того, чтобы «упростить в угоду безграмотным двоечникам», как писали тогда, а для того, чтобы какие-то правила сделать более системными, более логичными и стройными. Убрать собирались только то, что нарушало базовые принципы русской орфографии.
Например?
Владимир Пахомов: Из самых заметных — «парашют», «жюри», «брошюра» предлагали писать через «у», «жареная картошка», что с грибами, что без грибов с одной «н». Предлагалось «пол-» как первую часть сложных слов писать через дефис во всех случаях. Сейчас мы пишем «пол-апельсина», но «полмандарина». Это не очень логично. Или такие слова, как «фейерверк» и «плейер» писать без «й». И это было бы не упрощение, а устранение исключений из слогового принципа русской графики.
Перед Орфографической комиссией Лопатина была поставлена конкретная задача: создать Свод правил русского правописания, актуального для конца XX века. И эта работа была сделана. Все предложенные изменения были научно обоснованы и аргументированы. Но поднялась просто волна народного гнева, никто толком не разобрался, все решили, что Орфографическая комиссия предлагает глобальную реформу. Работа остановилась. Впрочем, ее результаты, к счастью, не пропали даром, а вышли на правах Полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» в редакции Лопатина. Этот справочник не носит характер общеобязательного свода.
Поэтому по-прежнему главным остается Свод правил 1956 года. К слову, его проект был готов еще в 1939 году, потом в 1940 году его обновили, уточнили. А дальнейшей работе помешала Великая Отечественная война. И только в 50-е годы стало возможным к этому вернуться. Была долгая дискуссия на страницах специализированных журналов, например, «Русский язык в школе». И в 1956 году эти правила были утверждены.
«Корову» через «а» писать не будем. И все привычные исключения из правил останутся в учебниках. Речь больше о сложных заимствованных словах
Согласитесь, человеку, выросшему под речитатив учителя: «парашют» — через «ю», жюри — через «ю», трудно смириться даже с самыми компетентными обоснованиями «у» в этих словах. Это была попытка повернуть в сторону «как слышится, так и пишется»?
Владимир Пахомов: Еще в 50-е, а также 60-е годы прошлого века поступали идеи ликвидировать исключения в словах, где гласные после шипящих. Лингвисты никогда не предлагают что-то упростить ради упрощения. И в данном конкретном случае хотели устранить исключения, не очень оправданные системой русской орфографии.
Из своего краткосрочного опыта школьной русички знаю, что есть дети, которые делают по 15 ошибок в строчке. Их «рекорды» анализируются в работе над обновлением правил?
Владимир Пахомов: Обязательно. Перед не состоявшейся реформой 1964 года, было очень много исследований грамотности школьников Москвы и Московской области. Сейчас так интересно читать их результаты почти 60-летней давности. Выясняется, что современные школьники испытывают на уроках русского языка те же проблемы и допускают те же ошибки, что и их дедушки с бабушками. Топ такой: «о» или «ё» после шипящих, одна или две «н» в прилагательных, а также в причастиях. Все то же самое, что и сейчас вызывает трудности.
Свод касается только орфограмм, но ведь и с запятыми у нас сегодня проблема. Если судить по текстам в соцсетях, они вообще умерли?
Владимир Пахомов: Одна из важнейших задач Орфографической комиссии — подготовить полный академический свод правил орфографии и пунктуации, а также представить его в электронном виде, соединив с электронным академическим орфографическим словарем. Сделать универсальную базу для всех.
Справка «РГ»
Правительственная комиссия по русскому языку была создана в августе прошлого года по поручению Владимира Путина. В нее вошли 43 человека. Председателем комиссии стал министр просвещения Сергей Кравцов.
Борьба в России с различными проявлениями нелояльности к курсу власти активно развивается и в сфере искусства. Под угрозу испытать суровую кару закона попадают не только политически активные граждане, но даже те, кто создает неприемлемые с точки зрения госорганов художественные образы, а также распространяет их.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку творчества известных рэперов NoizeMC (Ивана Алексеева) и Oxxxymiron (Мирона Федорова) на предмет пропаганды экстремизма и реабилитации нацизма. Поводом для проверки послужило опубликованное в интернете письмо, в котором попросили «пресечь преступную деятельность рэперов», которая «стала национальной угрозой, опаснее расширения НАТО».
Уже стало известно, что блогер Дмитрий Якушев в своем ЖЖ опубликовал заведомо выдуманное письмо от некоей «группы патриотов», а сам пост, как признался автор, носил сатирический характер. «Не было никакого „Обращения группы патриотов“. Это же была шутка. Вымышленное обращение, специально написанное в идиотской форме, сатира на наше время», — заявил Якушев.
Однако в СК, по всей видимости, шутку не оценили. Найденное на задворках всемирной сети обращение стало руководством к действию. И надо сказать, что интерес к рэперам Следком проявляет не впервые. Ранее ведомство инициировало проверку по поводу высказывания Алишер Моргенштерна о «бессмысленности» пышного празднования Дня Победы. Музыкант быстро извинился. Однако вскоре Бастрыкин обвинил рэпера, что он торгует наркотиками через соцсети. В итоге Моргенштерн принял решение покинуть Россию.
Сейчас в интернете активно обсуждается, а может ли вообще потенциально попасть под запрет сам рэп как музыкальный стиль. Однако если смотреть на проблему шире, то можно увидеть, что власти давно с подозрением относятся к искусству и любому популярному творчеству.
Практически незамеченным в СМИ остался недавний скандал с закрытием популярной площадки Etsy, на котором российские художники выставляли свои картины, скульптуры и прочий арт. Формальным поводом блокировки сайта стала продажа на одной из страниц контрафактной продукции под видом известного бренда. Хотя сам автор и указывал, что продает подделку. Роскомнадзор заявил, что не может заблокировать отдельную страницу и закрыл доступ ко всему сайту. Так или иначе, художники лишились известной и раскрученной платформы. И можно ли быть уверенным, что это лишь защита интеллектуальной собственности?
Беда в том, что в России некоторые искусство трактуют очень вольно, выискивая там крамолу. И наоборот, госорганы активно реагируют на такие обращения. За последние годы известны случаи, когда правоохранители начинали проверки из-за цитирования в соцсетях «Незнайки на Луне» Николая Носова. Или из-за жалоб в театрах перестраховывались и снимали спектакли «Тараканище» по произведению Корнея Чуковского, или «Сказку о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина.
Директор Центра правовых исследований Института инновационного развития, художник Евгений Тетерев говорит, что в современной России любой человек, занимающийся искусством, должен быть максимально аккуратен:
— В нынешнем случае с рэперами можно говорить о появлении «дела рэперов». А что касается сатирического обращения в СК, то наверное разберутся со всеми. И с опубликовавшим пост «шутником», проверят и рэперов, возможно найдут в их творчестве признаки экстремизма.
Не стоит забывать, что никто не отменял 306 статью УК РФ о заведомо ложном доносе. Это заведомо ложное сообщение о преступлении, или человеке, его совершившем. Блогер сам признался, что сделал ложное заявление. А для чего? Чтобы будоражить общество? Из хулиганских побуждений? Это вопросы, которые могут задать.
«СП»: — Удивляет, с какой активностью в СК решили проверять это заявление.
— В России есть темы для творчества, которые если не под запретом, то под строгим надзором государства. К таким темам относятся, например, отношение к власти, победа в Великой Отечественной войне. Сюда же относятся образы, связанные как-то с нацистской Германией, с этим надо быть очень аккуратным. Если будут создаваться образы, которые не вписываются в общую канву, можно попасть под уголовное преследование.
Если художник просто пишет пейзажи, городские виды, горы, поля, то это не вызывает большого внимания. Но есть темы под особым контролем. В частности, это религия, и у нас есть в УК статья об оскорблении чувств верующих. Нельзя говорить про потребление запрещенных веществ, можно получить ответственность за пропаганду. Под контролем гендерный вопрос, так как можно попасть под статью о пропаганде нетрадиционных отношений.
«СП»: — Где находятся рамки опасного для творчества?
— Рамки постоянно меняются, и пределов тут нет, как нет пределов человеческой глупости. Действует простой принцип: лучше перебдеть, чем недобдеть. Возьмем в качестве свежего примера картину петербургского художника Кирилла Миллера «Живые и мертвые». На ней изображены люди, которые держат в руках портреты мертвецов. Какой-то деятель посчитал, что это уничижительное изображение «Бессмертного полка» и таким образом оскорбляют ветеранов, уничижают победу. На самом деле картина была написана до начала движения «Бессмертный полк» и вообще она не о том, образ никак не связан с победой и Великой Отечественной войной. Однако проводят проверки, экспертизы. То есть нельзя увидеть «флажки», чтобы за них не зайти.
«СП»: — Недавно заблокировали сайт художников Etsy. Причиной стало нарушение интеллектуальных прав, с политикой формально это никак не связано.
— Власть исходит из того, что лучше перебдеть. Всё, что власти не понимают, воспринимается как опасность. Что касается этой закрытой площадки, то разговоры о прекращении этой деятельности ходили больше года. Поводом действительно стала продажа реплики, причем художник открыто написал, что это подделка. Но заблокировали весь сайт. Якобы потому, что нельзя заблокировать одну взятую страницу.
Но эта площадка пользовалась большой популярностью у художников, которые выставляли там свои картины и продавали их за рубеж, в том числе в Европу и США. Есть и внутренние площадки, которые работают. Etsy была рассчитана на заграницу.
«СП»: — Закрадывается мысль, что продающие за рубеж картины художники могут попасть и под закон об иностранных агентах.
— Если художник продаст американцу картину, то получит доллары из-за рубежа. Получается, что он получает иностранное финансирование и потенциально может быть объявлен иностранным агентом. И должен будет везде на картинах писать, что он — иностранный агент. Вот до чего можно дойти, следуя по пути чрезмерной бдительности.
«СП»: — А зачем такая бдительность? Не проще ли просто не обращать внимание на разное творчество?
— Потому что художественные образы могут быть опасны, могут подорвать авторитет сложившейся системы. Именно поэтому им и уделяется такое внимание. Любой художественный образ, выраженный в песне, картине, книге, может оказать сильное влияние на людей. Образ заставляет задумываться о том, о чем раньше человек и не подумал бы.
И не стоит забывать, что любое хорошее искусство в любом государстве всегда оппозиционно. Потому что рамки для художника сдерживают его творчество. И настоящее творчество — выход за эти рамки. А это и воспринимается как оппозиционная деятельность.
«СП»: — Что в таких условиях делать творческому человеку?
— Есть такой выход, как эмиграция. Вот рэпер Моргенштерн, как только под него начали «копать», сразу уехал за границу. Я не призываю всех творческих людей следовать его примеру. Но надо внимательно относиться к тем темам, которые поднимаются в творчестве. Если есть какой-то намек на затрагивание нежелательных тем, то лучше отказаться от образа.
Тем более, когда человек чувствует, что у него нет сил влезать в юридическую казуистику и сражаться на правовом поле.
Да, это будет беззубое творчество. Можно просто писать картины с пейзажами. Деревья, дома, кошечки — всё прекрасно. Если художник это будет делать хорошо, то и такое дело пойдет.
«СП»: — А если под названием «Весна» художник нарисует бездорожье, слякоть на улицах?
— Нет предела глупости. Что угодно можно найти потенциально в любой картине. Это как искать черную кошку в темной комнате, когда кошки нет.