как пишется пол страны слитно или раздельно?
Как правильно пишется слово: «полстраны» или «пол страны»?
Как правильно писать слово: «полстраны» или «пол страны»?
3 ответа:
1
0
В русском языке существует три случая, когда пол- пишется через дефис, обозначая половинку чего-нибудь: 1. это когда слово начинается с гласной буквы, например, пол-яблока 2. если слово начинается с буквы Л, например, пол-лимона 3. если слово пишется с заглавной буквы (это имена и названия), например, пол-Москвы. Так как рассматриваемое нами слово не подходит ни под один из вариантов, следовательно ПОЛСТРАНЫ пишется слитно.
1
0
Добрый день.
Вообще можно увидеть даже три варианта данного слова: «пол-страны», «полстраны» и «пол страны». Вариантов много, а самое главное понять, какой правильный ответ или можно использовать несколько.
На самом деле слово «страна» является существительным, для которых есть специальное правило написания с частицей «пол»:
Методом исключения получаем, что слово пишется слитно: «полстраны».
Пример.
1) До поступления в ВУЗ Максим успел объехать полстраны.
2) Чтобы добраться из Москвы в город Красноярск на машине нужно проехать почти полстраны, что составляет примерно четыре тысячи километров. Предстояла дорога нелегкая.
0
0
Для правильного написания данного слова следует вспомнить правило русского языка, согласно которому правильно писать слово следует слитно, то есть — «полстраны». Пишем слитно поскольку слово «страна» начинается с согласной буквы (которая не является буквой «л»), а с такими словами частица «пол-» пишется только слитно.
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.
Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.
Этап через подвал
Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.
Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):
- В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
- В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
- В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
- В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
- В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».
Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО
В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.
Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:
- «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
- «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
- «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
- «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.
С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.
Помещение камерного типа
В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.
В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.
Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.
На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».
ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях
30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.
15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».
В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.
Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.
Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.
Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?
Открою величайший секрет человечества. «Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.
Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.
Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».
Впрочем, напишите в комментариях, что такое «пол-» и «полу-», по вашему мнению.
К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» гораздо проще, чем выяснить их роль в словах.
Слитное написание приставки пол-
Слитно слова с такой приставкой пишутся практически всегда, это самый распространенный вариант. Пол- пишется так, если вторая часть слова начинается с согласной. К примеру, полчетверти. Это слово мы пишем слитно, так как далее следует согласный ч. Подчеркивать в данном случае нужно окончание приставки – одной чертой и последующую согласную – двумя чертами.
Чаще всего слитно пишутся имена существительные, стоящие в форме родительного падежа (отвечающие на вопросы кто? что?).
Примеры: полвека, полгода, полгорода, полдома, полмира, полпути, полдня, полжизни.
Также часто употребляются с этой приставкой числительные. Они пишутся аналогично.
Примеры: полвосьмого, полпятого, полдесятого, полдевятого, полдвенадцатого, полпервого, полвторого, полшестого, полтретьего, полседьмого, полчетвертого.
Еще встречаются слова, обозначающие половину какой-либо единицы измерения.
Пример: полкило, полметра, полминуты, полкилометра, полкилограмма, полцентнера, полчаса.
Из этого правила существует одно исключение: если после приставки следует согласная л, то пол- нужно отделять с помощью дефиса.
Также мы пишем пол- слитно, если эта часть входит в состав слова: полезный, пологий, полный, поле и т. д. Чтобы проверить, можно попробовать исключить пол-.
Пример: полезный. При исключении получается “езный”.
Если получилось несуществующее слово, смело пишем слитно, иначе – это другой случай.
Когда напишем пол- слитно со словом?
Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».
Например:
- полгода
- полвека
- полнеба
- полстакана
- полтонны
Раздельное написание приставки пол-
Раздельно мы пишем слова в этом правиле гораздо реже. Во-первых, мы делаем это, если между пол- и словом стоит другой член предложения.
Например: пол столовой ложки, пол захватывающего журнала, пол налитого стакана.
Объясняется это так: мы пишем раздельно, так как между приставкой и словом стоит другая часть речи. В этом случае подчеркиваем одной чертой пробел и двумя чертами слово, стоящее между (как средство объяснения): пол пролитой чашки.
Во-вторых, мы пишем так, когда есть слово половина, выступающее в роли разделительного.
Примеры: половина пятого, половина апельсина, половина сборки, половина книги, половина срока.
Правописание “наполовину” надо запомнить.
Когда напишем пол- раздельно со словом?
Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:
- пол восьмого класса
- пол сочной дыни
- пол столовой ложки
- пол морского побережья
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика,
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Правописание приставки полу-
С полу- слова всегда пишутся слитно. Исключений из этого правила нет.
Примеры: полуавтомат, полуприцеп, полуботинки, полумаска, полупроводник, полушубок.
Приставка пол-/полу – это орфограмма, не требующая заучивания множества исключений и терминов, достаточно лишь запомнить необходимые правила. Существует даже специальная таблица для запоминания, содержащая их:
Пишем слитно, если после приставки следует согласная |
Пишем раздельно, если есть другая часть речи или если есть половина |
Пишем через дефис, когда вторая часть слова начинается на гласную, слово является именем собственным, или когда далее следует буква л |
Полу- всегда пишется слитно |
Теперь вы знаете, как пишется пол- и полу-. Запомните эту шпаргалку и пару примеров для большего понимания. Этого будет достаточно для того, чтобы не совершать ошибки в правописании.
Через дефис
1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.
Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.
Таблица ‘Правописание слов с пол-‘
Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме ‘л’: полминуты, | Корень существительного начинается на гласную или на ‘л’: пол-листа, | Между пол и словом есть определение: пол стиральной машины, |
Присоединяемая часть слова – имя собственное, состоящее из одного слова: пол-Москвы, | ||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные): пол-конференц-зала, |
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/gramotnost/pollista-ili-pollista-kak-pishutsia-pol-i-polu-so-slovami-5ec76b6af00711243d9f609e
- https://wpsovet.ru/obrazovanie/pravopisanie-pol-i-polu.html
- https://russkiypro.com/rule/pravopisanie-pol-polu-so-slovami
- https://Tarologiay.ru/russkiy-yazyk/napisanie-pol-polu-so-slovami.html
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
© Владислав Кокоулин
11 Дек 2021, 14:35
Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Как мордва оказалась в Сибири?
— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».
Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.
В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.
— Переселение потом продолжалось и дальше?
— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.
Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.
Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!
Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области
Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.
— Какова же численность мордовского населения в Сибири?
— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.
По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.
Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).
Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.
— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?
В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.
Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.
— Дома ведь всегда старались украсить…
— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.
Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.
Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.
Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.
Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.
— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.
— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.
Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.
Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.
В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.
В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.
— Какие были обряды и праздники?
— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.
Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.
Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.
На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.
— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?
— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.
В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.
— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?
— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.
Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…
Подготовил Владимир Кузменкин
Три метра шифона, шелк и женщины-швеи – с этого начиналась традиция подготовки свадебного наряда наших бабушек и прабабушек. Многоплановый и поэтапный процесс включал в себя заблаговременную покупку тканей, особый покрой и длительный пошив. Невесте отводилось лишь участие в примерках.
«А шелку надето столько на ней,
Что хватит на сотню богатых семей,
И столько серебряных бляшек на ней,
Что хватит на сбрую для сотни коней».
Этот отрывок из чеченских песен очень четко отражает красоту убранства вайнахских женщин. Для чеченцев одежда всегда выполняла знаковые и эстетические функции. Она могла указывать на принадлежность к этносу, возрасту, полу. При создании убранства не забывали подчеркнуть грациозность и красоту внешнего облика человека, поэтому веками вырабатывалось разнообразие покроя каждого элемента одежды. Все эти моменты учитывались в зависимости от традиции ношения одежды в повседневной жизни.
Элементы свадебного костюма
В одежде чеченских женщин всегда присутствовал сложный раскрой, многоплановость цветовой гаммы, разнообразие набора украшений. Подготовка одежды занимала время, так как важно было учитывать все особенности.
Больше всего внимания отводилось созданию свадебного костюма, он считался апогеем осложнений в комплексе национальной одежды. Согласно мнению доктора исторических наук Лечи Гарсаева, именно от свадебного костюма начинался спад осложненных элементов одежды к более упрощенным.
— Традиционный костюм невесты у вайнахов состоит из нескольких комплектов рубах, нижнего белья, чохи (верхнее платье, — прим. автора), архалука (кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником, — прим. автора), головных платков и обуви, — рассказывает историк. – Эти элементы одежды шили из шелка, сатина, ситца, сукна, а обувь – из красной и белой кожи.
Чоха, она же гIабали, была неизменным элементом одежды чеченской женщины. Свадебной чохе просто придавали особо нарядный вид: ее вышивали и украшали специальным орнаментом.
Сестра трех братьев
Своими воспоминаниями о подготовке свадебного наряда с Лечи Гарсаевым поделилась 95-летняя Эсет Магомедова. Ее мать начала готовить свадебный наряд и приданое дочери сразу же после обручения.
— Некоторые ткани были куплены заблаговременно, другие приобрели в эти дни, — рассказывает она. – Собрались женщины-швеи – тети и двоюродные сестры. Они распределили, кому что шить (по умению), подобрали цвета, подходящие к тому или иному виду одежды.
Умелицы сшили для Эсет четыре пары нижнего белья, столько же верхних рубашек, две чохи и два архалука. Свадебная чоха была сшита из белой парчи, один архалук из коричневой чесучи (шелковая ткань особого сорта, — прим. автора), а второй из красного ситца.
— На шитье архалука требовалось очень много времени, но до свадьбы все успели сделать, — отметила Э. Магомедова. – Мой отец был зажиточным человеком, а я была единственной сестрой трех братьев. Они ничего не пожалели, все сшили новое.
Серебряный пояс, бусы и длинный шлейф
Украшения дополняли всю гамму красок и тканей свадебного наряда невесты. К ее образу добавляли пояс из серебра, покрытый позолотой. Невеста украшала себя бусами, браслетами, надевала серьги и кольца. Особенностью были также три метра шифона, оборачиваемого вокруг головы девушки.
Длина чохи достигала лодыжек, но две средние задние полы ее были длиннее и во время передвижения невесты задняя часть платья волочилась по земле. По словам женщин, таким образом чохе придавался более изящный вид. Чем длиннее была задняя часть чохи, тем красивее она была.
Некоторые рукодельницы украшали переднюю сторону чохи, рукавов и полы каймой из дорогого белого меха.
— Такую чоху не расшивали, поскольку шелковая чоха с этой оторочкой считалась среди вайнахов очень дорогой, и ее редко какая невеста одевала, — подчеркивает Л. Гарсаев.
Поверх чохи одевали серебряный с позолотой пояс. Это был не единственный элемент серебра, относящийся непосредственно к костюму. Длинное нижнее платье – коч – покрывалось нагрудником с нашитыми на нем 16 парами пряжек – застежек из серебра. Нагрудник был сшит из шелковой ткани.
Дождь из зерна и конфет, подарки для родителей мужа и условия развода
Обычай провожать невесту был установлен почти у каждого кавказского народа. Как правило, лицо ее укрывали шелковым платком до подбородка. А голову старались посыпать конфетами, зерном или сахаром. У одного из соседних народов, к примеру, невесту посыпали мукой. Мука считалась символом плодородия. Чтобы не испачкать девушку, ее тело полностью покрывали бумажным головным платком. Это был специальный платок, который еще и защищал виновницу торжества от дурного глаза какой-нибудь обиженной соседки.
Калым (плата за невесту, — прим. автора) устанавливался по уговору родителей новобрачных. Его передавали в дом девушки сразу после обручения. Как правило, калым тратили на невесту: покупали ей предметы приданного, украшения или приобретали подарки для стороны жениха.
В качестве подарков выбирали дорогие отрезы на костюм, платья, халаты, головные и носовые платки, носки и прочие предметы. Золотые и серебряные украшения не покупали на сумму, полученную с калыма, их старались приобретать девочке с самого детства.
Вместе с невестой в дом жениха отправляли домашнюю утварь, а также сундук или большой чемодан с ее одеждой. Невеста дарила свекрови ткань на платье и ковер, золовкам – отрезы на платье, а соседям – платки, сорочки или ткань для платья. Поверх чемодана лежал подарок для женщины, которая должна его открывать. Это была близкая к семье жениха женщина – тетя. Затем невеста приглашала золовок для того, чтобы они могли взять из сундука все, что им понравится. Золовки имели право взять что-то из дорогих вещей.
Если семья распадалась по инициативе жениха, женщина имела право забрать с собой все вещи, купленные на деньги с калыма. Если инициатором развода была она, то эти вещи оставались в семье бывшего мужа.
В случае, если по какой-то причине девушка хотела выйти замуж без свадьбы, то ее отправляли в дом новоиспеченного мужа в простой чохе с сопутствующими элементами.
Седа Магомадова