Пол оборота как пишется правильно

Правильно пишется: пол чайной ложки когда числительное пол отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся

teaspoon

Правильно пишется: пол чайной ложки

Когда числительное «пол» отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся отдельно друг от друга:

  • добавить пол чайной ложки
  • прошло пол учебного года
  • прошло пол рабочего дня
  • пол Тверской области

А если убрать определения, то написание тут же меняется:

  • пол-ложки, пол-лекции, пол-лимона, пол-листа — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква «л»
  • пол-урока, пол-аршина, пол-яблока, пол-одиннадцатого, пол-оборота — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква гласная
  • полгода, полчетверти, полдома, полчаса, полметра, полшестого — «пол-» пишется слитно, так как дальше следует согласная

Обратите внимание: если «пол-» оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис, например:

  • пол-Европы
  • пол-Вологды
  • пол-Бразилии
  • пол-Урала

Итак, подведем итог:

Слова с «пол-» пишутся через дефис:

  • если далее следует гласная;
  • если далее следует л;
  • если далее следует большая буква.

В остальных случаях слова с «пол-» пишутся слитно.

Ну, и шуточное стихотворение вдогонку.

Мы искали пол-лимона,
Обыскали пол-Москвы.
А нашли мы полвагона
Полушубков из Тувы.

Вот такие нынче грузы
Мы находим здесь и там.
Ну, хотя бы пол-арбуза
Отыскать до завтра нам.

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

  • через дефис
  • слит­но
  • раз­дель­но.

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-участ­ка
  • пол-этажа
  • пол-авто­бу­са
  • пол-очка
  • пол-ящика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

  • пол-ладо­шки
  • пол-лужай­ки
  • пол-лоску­та
  • пол-лаге­ря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луко­ви­цы.

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

  • пол-Петер­бур­га
  • пол-Оки
  • пол-Байка­ла
  • пол-России.

Пол со словами

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полдела
  • полтонны
  • полчетвёр­то­го
  • полнеба
  • полкаст­рюли
  • полстака­на.

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:
полмину­ты,
полбага­жа
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:
пол-листа,
пол-арбу­за,
Между пол и сло­вом есть определение:
пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого Новгорода
Присоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:
пол-Москвы,
пол-Африки
Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):
пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

полу­си­дя, полу­шу­тя, полу­ле­жать, полу­мас­ка, полу­эс­кад­рон, полу­ша­рие, полу­шё­по­том, полу­фи­наль­ный, полу­фе­о­даль­ный, полусонный

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

  • рабо­тать вполсилы;
  • сидеть впол­обо­ро­та;
  • оста­но­вить вполпути;
  • гово­рить вполголоса;
  • спать вполгла­за.

Урок русского языка в 6 классе

Тема занятия:      Правописание
сложных имен существительных с корнем
пол-

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по изучению дефисного и
слитного написания сложных имен существительных с корнем  
пол;


создать условия для фор­мирования
у школьников орфографических навыков написания слов с данной орфограм­мой;


формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к
решению заданий;

— разви­вать
орфографическую зоркость учащихся, память и внимание, навык самостоятельной
работы с материалом, коммуникативные способности;


воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к слову, трудолюбие
и настойчивость в приобретении знаний, стимулировать потребность в
сотрудничестве с учителями и одноклассниками.

Оборудование: Раздаточный
материал (карточки),
мультимедийная
презентация;

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на
нашем уроке. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок и
чего ожидаете от него.

(Учащиеся говорят о настроенности на урок, чего они ждут от
него.)

Дело в том, что наше учебное занятие
пройдет необычно: мы сегодня будем строить дом с помощью ваших знаний. Дом, в
котором всем будет хорошо. С чего мы начнем? С выбора места. Почва под ногами
должна быть прочной. А для этого проверим, что мы знаем из пройденного
материала.

II. Актуализация опорных знаний

Словообразовательная
и орфографическая «разминка»
(по вариантам, запись
слов на доске (два ученика) и в тетрадях).
(слайды 2, 3)

1 вариант: замените словосочетания сложными именами существительными и
запишите их.

Новая стройка, падение листьев, направление между югом
и западом, ловит мышей, разводчик пчел, помещение для хранения овощей. 

2 вариант: с помощью суффиксов -чик, -щик образуйте от данных существительных
слова, обозначающие профессии, и запишите их.

Барабан, разведка, груз, гардероб, буфет, кровля.

III. Введение нового материала.

Учитель. Молодцы,
ребята! С первым заданием вы справились отлично, а это значит, что место для
постройки нашего дома мы выбрали. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом
образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова.
Запишите
дату и тему нашего урока.
(слайд 4)

А дальше мы будем изучать документацию, чтобы
наше строительство шло успешно.

1. Материал для наблюдений (коллективно, устно).

1. — Прочитаем стихотворение (слайд 5)

— Посмотрите на
подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов, как
пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

— А теперь подумайте,
какова  проблема нашего занятия? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через
дефис, а когда слитно).

2. (слайд 6)— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся
слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные
буквы? (Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется
со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)

3. — А теперь посмотрите на слова с ПОЛ-,
которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).

—  А какие согласные
не подчиняются правилу (заглавные и л)

— В каком ещё случае
пол пишется через дефис? (перед гласной)

— Чем отличается от
всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с
начальным ПОЛУ (После ответов следует 
(слайд 7) со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.

4.- Посмотрите
на 
(слайд
8)
и прочитайте конец
стихотворения

— Совпадают ли наши
выводы с финальной частью стихотворения? (Да).

5.
Запомните!: Если между пол и существительным стоит
определение, то пол является самостоятельным словом и пишется раздельно
(пол чайной ложки, пол моей зарплаты)  
(слайд 9)

IV. Первичное закрепление
знаний.

Учитель. Документация изучена и можно закладывать фундамент нашего
дома, чтобы он стоял крепко и надежно.
Давайте обобщим то, что мы узнали о
правописании корней
пол- и полу-:

1. Учащиеся записывают схему легкого запоминания правила:
шуточное слово «пол-Юли» (приём мнемоники).

2. Устный фронтальный
опрос (пока ученики составляют схемы).

— Когда слова с
корнем
пол- пишутся слитно?

 — Назовите
условия, при которых этот корень пишется со сложными существитель­ными через
дефис.

 — Есть ли случаи
раздельного написания корня
пол?

V. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых
умений.

Учитель. Фундамент нашего дома мы заложили. Теперь
будем возводить стены, закрепляя изученное правило.
Мы немножко устали,
давайте разомнёмся.

Физкультминутка (слайд 10)

Если пишем вместе,

Начинаем бег на
месте.

Если пишем чрез
дефис,

Будем прыгать вверх и
вниз.

(Полуфинал,
полтайма, пол-игры, полдистанции, пол-арены, полстадиона, полузащитник,
полсоревнования.)

Хватит, хватит –
прибежали,

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились,

И друг другу до земли

Низко поклонились.

Ниже, ниже, не
ленитесь,

Поклонитесь,
улыбнитесь.

1. Игра «Замени одним словом» (слова
объясняются и записываются на доске по цепочке).
(слайд 11)

1.Время, равное 30
минутам. (Полчаса)

2.Половина столицы
Беларуси (Пол-Минска)

3. 500 граммов (Полкилограмма)

4. Короткая, до
колен, зимняя одежда на меху. (Полушубок)

5. Середина дня,
время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
(Полдень)

6.Слабое освещение,
близкое к темноте. (Полумрак)

7. 6 месяцев (Полгода)

8. Половина кислого
цитрусового (Пол-лимона)

2. «Лови ошибку» (слайд 12)

Найти 3
орфографические и одну пунктуационную ошибки.
В том году мы с братом пол-лета провели в деревне. Вставали рано. За пол-часа
успевали скосить пол-луга. Мой брат выше меня на полголовы. Он объездил
полмира, исходил пол-России, пол-Испании и пол-Польши. После работы мы садились
отдыхать, и за полминуты съедали по пологурца, пол-яблока, пол-килограмма сыра.
Через полгода мы снова поедем в деревню.

Учитель. Ну вот, ребята, у нашего дома уже есть. Осталось возвести
крышу. А для этого выполним проверочную работу.

VII. Проверочный тест (слайд
13, 14)

Распределительный
диктант
(самопроверка со слайда
14
)

В каких случаях сложные существительные с
первой частью
пол- пишутся через дефис?

I
вариант

1. Туча в (пол)неба.

2. Прочитать
(пол)рассказа.

3. Обойти (пол)Минска.

4. Сдуть (пол)одуванчика.

5. Выпить (пол)стакана
чаю.

6. Прослушать
(пол)диска.

7. Съесть (пол )арбуза.

8. Проплыть (пол)озера.

9. Списать
(пол)тетради.

10. Ждать (пол)дня.

II вариант

1. Съесть
(пол)яблока.

2. Знакомы
(пол)года.

3. Пройти
(пол)света.

4. Не
останавливаться на (пол)дороге.

5. Пропустить (пол)игры.

6. Проехать
(пол)Европы.

7. Понимать с
(полу)слова,

8. Прокоптить
(пол)окорока.

9. Отрезать
(пол)луковицы.

10. Прошагать
(пол)километра.

VIII. Рефлексия.

— Смогли ли мы решить
проблему, поставленную в начале занятия?

— Скажите, кому
сегодня было трудно работать?

— А кто работал с
удовольствием?

— Каковы ваши
впечатления от урока?

— Мы построили наш
дом. Мы славно потрудились! Нравится ли он вам? Не хватает красок, правда?
Давайте разукрасим его своим настроением!

(ребята
прикрепляют на лужайку у дома цветы в соответствии со своей работой на уроке и
настроением
)

IХ. Домашнее задание по выбору: (Слайд №15)

§42, упр. 338

  или

§42, составить 10
словосочетаний с именами существительными с корнем пол-.

Всем спасибо за
работу, успехов!
(слайд 16)

Индивидуальное задание

Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их.

Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел — __________________,
помещение для хранения овощей — ___________________________. 

Полуделовой человек

Я
надул с утра полшины.

Вытер
тряпкой полмашины,

Пол-игры
сыграл в футбол,

Полсела
за кошкой брёл.

Очень
много разных дел:

Пол-урока
отсидел,

Быстро
сделал полпримера,

В
магазин пришлось пойти,

Но
вернулся с полпути,

Мух
ловил я полчаса,

Тут и
ужин начался…

С огоньком работать
нужно,

Чтоб пришел к тебе
успех.

Делать все
наполовину –

Некрасиво, стыдно,
грех!

                                 
А. Шомахов.

Полуделовой человек

Я
надул с утра полшины.

Вытер
тряпкой полмашины,

Пол-игры
сыграл в футбол,

Полсела
за кошкой брёл.

Очень
много разных дел:

Пол-урока
отсидел,

Быстро
сделал полпримера,

В
магазин пришлось пойти,

Но
вернулся с полпути,

Мух
ловил я полчаса,

Тут и
ужин начался…

С огоньком работать
нужно,

Чтоб пришел к тебе
успех.

Делать все
наполовину –

Некрасиво, стыдно,
грех!

                                 
А. Шомахов.

Полуделовой человек

Я
надул с утра полшины.

Вытер
тряпкой полмашины,

Пол-игры
сыграл в футбол,

Полсела
за кошкой брёл.

Очень
много разных дел:

Пол-урока
отсидел,

Быстро
сделал полпримера,

В
магазин пришлось пойти,

Но
вернулся с полпути,

Мух
ловил я полчаса,

Тут и
ужин начался…

С огоньком работать
нужно,

Чтоб пришел к тебе
успех.

Делать все
наполовину –

Некрасиво, стыдно,
грех!

                                 
А. Шомахов.

Полуделовой человек

Я
надул с утра полшины.

Вытер
тряпкой полмашины,

Пол-игры
сыграл в футбол,

Полсела
за кошкой брёл.

Очень
много разных дел:

Пол-урока
отсидел,

Быстро
сделал полпримера,

В
магазин пришлось пойти,

Но
вернулся с полпути,

Мух
ловил я полчаса,

Тут и
ужин начался…

С огоньком работать
нужно,

Чтоб пришел к тебе
успех.

Делать все
наполовину –

Некрасиво, стыдно,
грех!

                             
    А. Шомахов.

Задания для 3-го уровня (представление
своих алгоритмов):

   1)составьте
алгоритм правила «Право­писание сложных существительных с первой частью
пол-»;

  
2)выполните упражнение 304 учебника, разборы;

   3)как вы думаете,
почему слово
вполобо­рота пишется слитно, а

пол-оборота пишет­ся через
дефис?

Задания для 3-го уровня (представление
своих алгоритмов):

   1)составьте
алгоритм правила «Право­писание сложных существительных с первой частью
пол-»;

  
2)выполните упражнение 304 учебника, разборы;

   3)как вы думаете,
почему слово
вполобо­рота пишется слитно, а пол-оборота пишет­ся через
дефис?

Задания для 3-го уровня (представление
своих алгоритмов):

   1)составьте
алгоритм правила «Право­писание сложных существительных с первой частью
пол-»;

   2)выполните
упражнение 304 учебника, разборы;

   3)как вы думаете,
почему слово
вполобо­рота пишется слитно, а

пол-оборота пишет­ся через
дефис?

Задания для 3-го уровня (представление
своих алгоритмов):

   1)составьте
алгоритм правила «Право­писание сложных существительных с первой частью
пол-»;

  
2)выполните упражнение 304 учебника, разборы;

   3)как вы думаете,
почему слово
вполобо­рота пишется слитно, а пол-оборота пишет­ся через
дефис?

Индивидуальное задание

Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.

Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________. 

Индивидуальное задание

Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.

Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________. 

Индивидуальное задание

Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.

Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________. 

Индивидуальное задание

Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.

Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________. 

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении. 

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

СЛИТНО:

ПРИМЕРЫ:

Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив
Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

РАЗДЕЛЬНО:

ПРИМЕРЫ:

В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считая
В виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи
Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за
ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Предлоги и омонимичные части речи.
 

Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города 

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог) 

СЛИТНО: 

РАЗДЕЛЬНО:

Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
Поскольку
То есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то… не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то

Омонимичные части речи: 

  • Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
  • Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил. 
  • Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

СЛИТНО

Даже, разве, неужели

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки

РАЗДЕЛЬНО

же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

СЛИТНО:

на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.

на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

РАЗДЕЛЬНО:

Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три

Дробные числительные: пять восьмых  

СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход. 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. 

Но! Контр-адмирал 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. 

Но! Перекати-поле 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). 

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый. 

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), 

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также 

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. 

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный. 

Слова с полу-: полумесяц. 

Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня

ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. 

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 14

Писать, проверять каждую сомнительную букву, гуглить, скачать учебник с правилами. Но это еще не всё.

1 048

Как научиться писать грамотно

Пол оборота как пишется правильно

Автор: Алексей Морозов

Дата: 28.05.2021

Я пишу тексты в интернет 8 лет. И меня часто спрашивают, как научиться писать грамотно. Сегодня я постараюсь вам объяснить, как быстро освоить правила русского языка и довести их применение до «автоматизма». Прочитайте статью до конца, потому что в конце материала я порекомендую полезные тренажеры и книжки.

Поехали!

Напишите о том, что вы видите за окном

Чтобы научиться грамотно писать, надо начать писать. Например, возьмите ручку и листок бумаги, сядьте за стол и напишите какой-нибудь текст.

Если вы не знаете, о чем писать, и слова вообще не идут вам в голову – посмотрите в окно. И напишите про то, что вы там видите.

Писать надо именно на бумаге. Чтобы телефон не исправлял вам ошибки, а компьютер их не подсвечивал красными или зелеными полосками. Только вы, ручка и бумага. И вид за окном. Больше ничего.

Расставьте знаки вопроса

Что значит «писать грамотно»? Это значит уметь объяснить каждую букву и каждый знак препинания в написанном тексте.

Возьмите в руки простой карандаш и начните проверять каждую букву в написанном тексте. Спрашивайте себя: «Почему я написал именно эту букву? Почему я поставил именно этот знак?»

Если не можете дать ответ – ставьте знак вопроса.

Отвечать на вопрос «почему», значит говорить что-то вроде вот такого:

  1. В слове «пол…гать» я написал «а», потому что после корня «лаг» есть суффикс «а».
  2. Слово «к…рова» я написал через «о», потому что оно словарное.
  3. В корне слова «б…леть» я написал «е», потому что проверочное – «белый».
  4. В прилагательном «зелён…е (поле)» я написал «о», потому что прилагательное отвечает на вопрос «какое?»: поле (какое?) зелёное.
  5. Приставку в слове «пр…открыто» я написал с «и», потому что слово имеет значение «неполное действие» – окно открыто, но не полностью, ПРИоткрыто.
  6. В предложении «Ездят машины, и летают мухи» я поставил запятую перед «и», потому что предложение сложное, у простых предложений внутри него нет никакой общей части.
  7. В предложении «Солнце, прикрытое облаками, спряталось за домом» я поставил две запятых, потому что они выделили причастный оборот, который стоит после определяемого слова.

Если вы не можете дать вот таких ответов по какой-то букве или какому-то знаку – значит вы не знаете правила и пишете наобум. Если повезет, вы напишете правильно, если нет – сделаете ошибку.

Гуглите

Теперь откройте поисковик Гугл (ну, или Яндекс) и начинайте искать информацию по каждому знаку вопроса. Например: «Как пишется вовремя», «Оттого или от того», «как пишется линолеум», «когда ставится запятая перед и» и так далее.

Какие-то объяснения будут очень простыми. А какие-то очень сложными. Например, разобраться во всех случаях постановки запятой перед «и» вам будет не просто.

Отработайте орфограммы и пунктограммы

Человек усваивает только 20 % прочитанной информации. А когда он читает о правилах написания слов или расстановки знаков препинания – вообще, наверное, процентов пять. Если не меньше.

Поэтому, чтобы запомнить каждое правило, вам надо письменно отработать все свои знаки вопроса, все орфограммы и пунктограммы.

Отработать – значит дать ответ на три вопроса: «Что», «Где», «Почему».

Например, вот я отрабатываю орфограмму в слове «ду(б/п)». Смотрите:

  1. Что? Буква «б».
  2. Где? В корне слова «дуб». Я проговариваю это и еще обвожу корень карандашом.
  3. Почему? Потому что проверочное слово – «дубы». Я пишу это слово рядом в скобочках, одной четой подчеркиваю букву «б», двумя чертами – «ы». И снова выделяю корень «дуб», чтобы показать, что это та самая «б», а не какая-то другая.

Если вы раньше никогда так не делали, то вот моя статья про орфограмму, где я об этом рассказываю немного подробнее. А вот мое видео, в котором я тоже учу давать правильные объяснения орфограммам и разбираю в качестве примера слово «вода».

Пишите еще

Напишите еще какой-нибудь текст. Например, поразмышляйте на одну из тем:

  1. Зачем надо читать книги.
  2. Зачем человеку деньги.
  3. Как стать счастливым.
  4. Какой день в своей жизни я помню ярче всех остальных и почему.
  5. Почему я хочу научиться писать грамотно.

Затем снова пробегитесь глазами по этому тексту, расставьте вопросительные знаки и проработайте их.

Почему обязательно надо писать тексты

Смотрите, в чем дело. Достичь абсолютной грамотности невозможно. То есть нельзя запомнить, как пишутся абсолютно все слова в русском языке. Но чтобы быть грамотным человеком, надо научиться правильно писать те слова, которыми вы постоянно пользуетесь.

Если вы системно будете писать тексты, вы поймете, что используете примерно одни и те же слова. Конечно, все зависит от темы текста, но тем не менее. Грамматические конструкции у вас тоже будут очень похожими. Одни предложения будут простыми, другие – сложносочиненными, третьи – сложноподчиненными с одним или двумя придаточными разных типов.

И если вы очень хорошо проработаете орфограммы и пунктограммы вот в этих «любимых» своих словах и конструкциях, то вы сразу начнете чувствовать себя намного увереннее. Вы поймете: «Ага, я могу это написать. И вот это. И это тоже. Я знаю, что у меня здесь все написано правильно. Как здорово!»

Приобретите хороший учебник с теорией

Я рекомендую вам школьный учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Рекомендую я его по следующим причинам.

В этом учебнике нет упражнений. В нем только теория. Это как бы справочник, в котором собрана вся необходимая школьнику информация о русском языке. Все то, что надо вынести из школы по части русского языка, умещается в одной этой книжке.

Учебник написан понятным языком. Это не сложная академическая литература. Вера Васильевна старалась писать так, чтобы ребенок мог все понять и усвоить.

Сам по себе учебник – это образец грамотной письменной речи. Там все написано без орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Вчитывайтесь, наблюдайте за тем, как автор раскрывает ту или иную тему, как строит предложения и пр.

Приобретите учебник с упражнениями и выполните их письменно

В плане упражнений хороши и учебники Бабайцевой – «Русский язык. Практика», и учебники Ладыженской. Например, вот ссылка на ее учебник за 5 класс.

Вам в любом из этих учебников нужны далеко не все упражнения. Вы хотите научиться писать грамотно, поэтому часть теории по русскому языку можно опустить. Например, вам можно не выполнять упражнения на различение архаизмов и историзмов и другие подобные темы.

Вы должны в первую очередь сделать те упражнения, в которых надо вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Естественно, каждую орфограмму и пунктограмму надо объяснить так, как это делал я в предыдущих блоках статьи.

Все упражнения надо обязательно выполнять письменно. Вы должны запоминать написание слов непосредственно через письмо. Мозг будет лучше запоминать орфограммы, когда вы сами пропишете то или иное слово. И потом еще разберете его, подчеркнете орфограмму, выделите морфему, пропишете проверочное слово.

За какие классы брать учебники? За все. Ну, минимум с пятого по девятый класс.

Зачем обязательно выполнять упражнения

Дело в том, что в упражнениях вам встретятся слова и грамматические конструкции, которых в вашей «голове», в вашем лексиконе может не быть. Однако эти слова и конструкции обязательно вам будут встречаться где-то еще в жизни. Потому что в школьном курсе русского языка изучается та лексика и та грамматика, которая постоянно используется носителями языка в жизни. Освоить этот «базис» вы должны во что бы то ни стало.

Начните заниматься на онлайн-тренажерах

Параллельно с написанием текстов и выполнением упражнений вам нужно заниматься на каких-нибудь онлайн-сервисах. И делать это тогда, когда не получается работать с упражнениями или писать самостоятельно. Например, в общественном транспорте.

Из всех бесплатных программ я могу вам порекомендовать только тренажеры с сайта Викиум. Вот общая страница с тренажерами этого проекта, вам там нужна вкладочка «Способности к работе с текстом».

Посмотрите все тренажеры, которые Викиум разместил на этой вкладке. Они посвящены русскому языку, но у каждой программы какие-то свои особенности. Одни помогают запомнить правила орфографии, другие – правила пунктуации, третьи учат в целом работать с текстами, четвертые расширяют словарный запас и так далее.

Вообще, советую вам сделать вот что. Попробуйте позаниматься на каждом тренажере и отберите те, которые больше всего «цепляют». Чтобы вам было интересно и не надоедало. Потом сделайте себе личный кабинет на Викиуме (это полностью бесплатно), найдите там кнопку «Создать программу тренировок». И впишите в программу каждый выбранный тренажер, чтобы заниматься системно.

Запишитесь на курсы русского языка

Курсы хороши тем, что на каждом из них какая-то своя методика быстрого освоения правил орфографии и пунктуации. И будет замечательно, если вы попробуете учить русский на основании именно разных методик, сравните разные подходы.

Все нормальные курсы русского языка платные. Из относительно недорогих могу вам посоветовать «Идеальный русский». Он стоит 890 рублей, проводится на платформе того же Викиума. В курсе вы сначала изучите теорию, а потом перейдете к ее закреплению на специально разработанных уникальных тренажерах. В общем перечне программ-тренажеров Викиума таких нет.

Другие программы я описывал вот в этих статьях-подборках. Если вы учитесь в школе, то, возможно, какой-то курс из описанных там вам подойдет больше.

  1. Общая подборка курсов русского языка.
  2. Курсы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Подготовка к ВПР.

Читайте, выбирайте. Обращайте внимание на такие курсы, доступ к которым у вас останется навсегда. Чтобы можно было в любой момент вернуться к материалу и повторно его изучить или вспомнить.

Приобретите справочник

У вас дома обязательно должен быть справочник по русскому языку. Например, справочник Розенталя.

Справочник – это книга, которая написана более сложным языком, чем школьный учебник, более мелким шрифтом, в нем нет картинок, таблиц и схем.

Это я говорю к тому, что читать справочник очень сложно. Но вам и не надо его читать. Вам надо к нему обращаться.

Обращаться – значит заглядывать в справочник тогда, когда возникает сомнение в правописании или в постановке знаков препинания.

Почему этот справочник обязательно нужен? Ведь все есть в интернете? Смотрите, информацию из интернета можно использовать тогда, когда нет времени смотреть в справочник. Чаще всего информация на веб-сайтах вполне заслуживает доверия и на нее можно опираться.

Но если время есть, то лучше именно смотреть в справочную литературу. По следующим причинам:

  1. Она на 100 % правильная и точная. Эти справочники по сто раз перепроверяются перед публикацией.
  2. В ней разбираются все случаи, даже очень редкие. На веб-сайтах может быть разбор только самых популярных орфограмм и пунктограмм. Потому что любой веб-мастер делает сайт для того, чтобы туда приходило много людей. И чтобы можно было зарабатывать на рекламе. Непопулярные запросы он рассматривать попросту не станет.
  3. В ней даются хорошие и показательные примеры.

И еще одна причина. Когда у вас возникает вопрос, вы смотрите в справочник и находите там ответ, вы чувствуете радость. И вам эту радость обязательно захочется почувствовать еще. И вы, скорее всего, прочитаете еще какую-нибудь главу справочника. А может быть, даже несколько глав.

И это будет отличным продвижением вперед.

Читайте художественную литературу

Я считаю, что чтение не может научить писать грамотно. У меня есть много знакомых, которые говорят: «Я много читаю, но все равно пишу с ошибками». То есть работать с орфограммами и пунктограммами чтение вас не научит точно.

Но чтение учит лучше чувствовать текст. Вам ведь наверняка нужно не просто писать грамотно, а в принципе уметь писать, уметь выражать мысли и чувства с помощью слов, правильно собирать эти слова в предложения.

Чтобы это делать, художественная литература как раз и нужна. Причем не обязательно читать какие-то сложные и объемные тексты типа «Преступления и наказания» или «Войны и мира». Начать можно с небольших рассказов. Например, вот с этих трех:

  1. Константин Паустовский «Телеграмма».
  2. Антон Чехов «Нахлебники».
  3. Юрий Казаков «Тихое утро».

Заключение

Уважаемые читатели, я старался сделать эту статью максимально полезной для вас. Воспользовались ли вы теми материалами, на которые я приводил ссылки? Была ли эта статья информативной?

Напишите, пожалуйста, в комментариях, почему вы хотите научиться писать грамотно. Для меня, например, это важно, потому что я работаю копирайтером, постоянно пишу тексты и без грамотности мне никуда.

А вам?

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Пол оборота как пишется правильно

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

После прочтения вот этого поста от модераторов хабра, я к своему ужасу, увидел, что в мире есть большое количество людей, которые “не знают как правильно написать статью”.

Что может быть проще! Берёшь бумагу и ручку, или пишущую машинку, или что там у вас нынче в моде, и пишешь статью.

Как бы то ни было, для большого количества людей это всё равно считается заоблачным. Некоторые говорили, что для того, чтобы писать, нужен дар божий, а некоторые сидят и ждут, когда прилетит муза и начнёт играть на арфе.

Всё это фигня. Нам, айтишникам, нужны реальные инструкции о том, как что-то сделать. Давайте я вам расскажу о том как научится писать. Причём писать круто и интересно. Ведь профессия эта — древняя и хорошо всем знакомая. Не может же быть так, что вообще никто ничего не знает о том, как писать.

На самом деле знают, но почему-то превращают это знание в кучу эзотерических фактов о жизни фей в райских садах. Почему? Не знаю. Возможно потому, что сами такие люди ничего не знают о том, как что-то написать. А ведь это — достаточно просто. Посему, прошу под кат, я вам дам реальные советы по поводу того, как научиться хорошо писать интересные статьи.

▍ Первый элемент

Рассказывайте.

Вы смотрели Игру Престолов? Помните, почему Тирион Ланнистер решил, что Бран будет лучшим королём? Освежите память.

Рассказывание историй — это умение и навык, который всегда ценился людьми. В стародавние времена у нас были барды и гусляры. Позже их сменили поэты и писатели. Сейчас некоторых из них называют модным словом “инфлюенсеры”. Умение рассказать что-то с интересом всегда ценилось среди народа. Можете посмотреть на топовые видео на любой платформе, и вы найдёте кого-то, кто о чём-то рассказывает.

В древние времена подобные люди занимались исключительно важным делом — они были вашим коммуникационным эфиром. Это ваш ethernet в десятом веке. Всё это происходило по протоколу UDP с жуткими потерями. При этом потерянные данные восстанавливались методом угадывания уже на конечных станциях.

Итак, это — первое, что вам нужно, чтобы начать писать. Вам нужно уметь рассказать историю.

Да иди ты! Я никогда их не рассказывал, не умею и не буду.

А жаль. Мне было бы интересно послушать. Давайте исправлять это.

Для того чтобы исправить своё умение рассказывать что-то, вам не нужно делать какие-то курсы по 60к рублей и напиваться в стельку. Для того чтобы с интересом рассказывать, нужно просто тренироваться рассказывать.

Начните с анекдотов. Люди их слушают. Это достаточно маленькие рассказы, и на них можно тренироваться с лёгкостью тренировки на кошках. Берём анекдот и рассказываем его своим друзьям.

И тут мы встречаем три первых важных элемента вашего умения рассказывать:

1. Чувство такта: По определению википедии — тактичность — это умение вести себя в соответствии с моральными и этическими нормами общества. А для того чтобы правильно себя вести, эти нормы надо знать. Вы знаете, если вы можете впихнуть пошлый анекдот про Вовочку в разговор с родителями. Но это не значит, что на Хабре нормы такие же. Посему, сначала изучите моральные нормы общества, которому вы будете рассказывать историю.

2. Умение рассказывать интересно: Добавлять столько данных, сколько нужно к тому, чтобы рассказ был интересный. Умение не затягивать рассказ.

Почему я рекомендую начать с анекдотов? Потому что вы сможете тренироваться сколько душе угодно. И быстро получите отклик вашей публики.

“Я не душа компании”, “Я не особо мастак рассказывать истории” — это всё просто потому, что вы не тренировались в рассказывании этих историй. Идите и тренируйтесь. Прочитали интересную новость? Разворачиваетесь и говорите жене (маме, девушке, ребёнку, можно даже кошке, если совсем страшно) “Слушай, дорогая, ты знаешь, что цены на морковь упали в два раза?”

Избегайте “новостей” о том, как всё плохо или о том, что кто-то умер. Большинство новостей о том, как всё плохо — это просто утки. А для того чтобы хорошо рассказать страшную историю, вам нужно будет тренироваться достаточно долго.

Увидели новость, которая будет интересна коллегам? Не надо просто скидывать ссылку в слак. В курилке на перерыве скажите: “Кстати, а вы знаете, что Интел начал выпуск новых процессоров для черепах?”

3. Самое главное — делайте это: Мы живём в мире, где ваша способность говорить была сведена до следующего:

Ты: ссылка-на-новость.com
Он: ?

С таким подходом ваше умение рассказывать историю будет сведено на нет. Вы не сможете этого сделать, потому что вы никогда не тренировались рассказывать.

Начинаем с анекдотов, потом переходим на короткие новости, и вот, вы уже в той ситуации, когда вы можете развлечь толпу курильщиков интересным шпилем на пять минут.

Продолжайте тренироваться. С этим к вам придёт самое важное умение хорошего рассказчика — умение удерживать внимание публики. Ведь из всех ваших бесполезных анекдотов и новостей, которые никто не слушает, вы получите представление о том, что такое живая реакция аудитории.

Вы сможете увидеть, когда кому-то не интересно, и когда кто-то опускает глаза. Но тренироваться надо постоянно. И обязательно учитесь на основе данных, которые вы собрали сами. Тут прикол в том, что я вам не смогу сказать, что такое хорошо и что такое плохо. Вы должны будете испытать это на собственной шкуре.

Если вы идёте в правильном направлении, то в следующий раз в курилке кто-то скажет: “Слышь, Петя, ну что там нового у Nvidia?” Если вы идёте в неправильном направлении, то, как ожидается, вы услышите “Да достал ты своими новостями, замолчи!”

Замолчите. Но только не надо молчать до конца жизни. Откатываемся на предыдущую ступень в рассказе анекдотов и продолжаем тренироваться.

Туда — обратно, повторяем и тренируемся. Улучшаем три важных качества ваших коротких рассказов, описанных выше, повторяем… И через некоторое время вы находите себя в курилке, окружённым четырьмя коллегами, которые от вас не могут отвести глаз уже час, хотя рабочий день кончился. А вы стоите и рассказываете о том, как правильно играть на фондовой бирже. (Реальная история. Мне потом за это даже заплатили.)

Ок, теперь вы потренировались, и у вас есть идея о том, как что-то рассказать.

▍ Элемент второй

Умей слушать и читать.

И слушать надо будет много. Я не могу сказать, что прослушал всю Модель для Сборки, но как минимум, львиную долю всех рассказов. Начиная с 2000-го года я постоянно ходил с затычками в ушах, слушая Влада Коппа. МДС слушаю до сих пор. Но одним только МДСом дело не ограничивалось. В своё время я умудрился достать полную коллекцию издательства МИР. А совсем недавно дорвался до http://librivox.org. Когда меня спросили, сколько книг я прочитал в жизни, то после достаточно долгих вычислений я сказал что примерно 3000. Сюда входило многое. Начиная от “Золотого Осла” Апулея (2 век нашей эры), заканчивая серией “Ушёл, учусь на волшебника” (последняя книга вышла недавно)

Я слушал лекции и читал всё подряд всю жизнь. Ничего, мозгу от этого хуже не будет, кажется место у вас там не закончится. А вот стилю написания будет только лучше.

Слушайте то, что интересно и замечайте то, как и что интересно. Вам это понадобится. Но пожалуйста, выносите своё суждение о том, что интересно. Не надо читать критиков и отзывы. Фиг с ними. Читайте тексты. И читайте разные жанры. Не значит, что вам нужно будет читать все произведения российских авторов 18-го века, но хоть что-то да прочитайте. Если единственное, что вы прочитали в жизни — это всё что написал Толкиен, то с написанием своих рассказов может быть туго.

И, я хочу ещё раз сделать на этом ударение — выносите собственное суждение о прочитанных книгах. Оно не обязательно должно соответствовать вашей школьной программе или мнению общества. Я, например, считаю, что Толстой был страшным занудой. Ничего более занудного, чем “Война и Мир” я себе представить не могу. А Достоевский был просто замороченным индивидуумом. Я это “Преступление и Наказание” еле осилил.

А вот, Орсон Скотт Кард и Пол Андерсон зашли мне намного лучше. Хотя, тот же Апулей писал очень задорно и интересно. А после прослушивания Тома Сойера в оригинале, я пропитался любовью к Марку Твену. Хотя книга “Старик и Море” вызвала у меня спорные чувства. А самая весёлая книга, когда-либо написанная на этой планете называется “Благие знамения” и принадлежит перу Нила Геймана и Терри Праттчета. Это — мои мнения. У меня таких мнений вагон и маленькая тележка.

Прочтение чудовищного количества разной литературы даст вам идею о том, как выглядели стили разных людей. Во все века существовали зануды и хорошие писатели. Определение того, кто является кем — это работа для вас.

На основании этого вы получите идеи о том, что можно делать с текстом. (А чего делать не следует).

Фильмы, стихи и музыка тоже подойдут. Главное, чтобы вы читали рассказы, которые читаются больше чем за пять минут. Собирайте данные и анализируйте сами. На это надо потратить время.

▍ Элемент третий

nm7k6a 7ewcaf728mfpszliwla4

Пишите.

Тут нас постигает всё та же напасть современного общества. “Но я никогда ничего не писал! Я не умею писать!”.

Враки. Во-первых, вы, как минимум, писали диктанты и сочинения в школе. Да и в день вы пишите тучи комментов, email, сообщений и постов.

Но у вас никогда в жизни не было потребности писать что-то более развёрнутое. А сочинения и диктанты из школы вы в гробу видали. Тут ничего не поделаешь, надо тренироваться.

Ничего, вам понравится. Не всё так жутко.

Садитесь и записывайте эти анекдоты и рассказы. В старые добрые времена был такой ЖЖ. Там было прикольно до какого-то момента. А потом его забросили и все перевалили в инсту и вконтактик. А жаль. В ЖЖ писать надо было больше. В инсте дело простое — снапай фотки, получай лайки, учитывая что большинство этих бездарных фоток пропущено через тысячи фильтров, цены этому — чуть.

Вам надо тренироваться в написании текста, содержащем в себе определённую мысль, которая тянется больше чем на 2 абзаца.

В нашем замечательном мире, где вашим вниманием управляют большие дядьки из гугла и амазона, нам ненамеренно убивают умение концентрироваться. Куда ни смотри — всё очень быстро и коротко, только для того, чтобы клиент правильно монетизировался и у нас был высокий процент удержания клиентов. Тикток и Твиттер — это не те сервисы, в которых кто-то поощряет внимательность и способность “оставаться на той же мысле”.

Для написания статьи вам потребуется умение не отвлекаться на что-то. У вас должна быть идея, и вы должны её излагать. Поэтому, когда мы садимся и пишем о том, как правильно чесать котям пузо, то мы продолжаем писать о котях и пузе, а не уходим в разговор о собаках.

После того как вам удалось что-то написать, садитесь и работайте над стилем. Можете попробовать переписывать уже существующие тексты, или придумывать новые. Вам пригодятся знания из предыдущего пункта. Вы будете знать, как “звучат” тексты из средневековья, и как люди пишут сегодня. Различные обороты, фразы, сравнения, шутки и тому подобные вещи — всё это приходит к вам с опытом и знаниями в какой-то определённой области.

После примерно 750000 символов, у вас появится идея о том, что такое ваш собственный стиль. Вы сами его выберите. 750000 символов, это примерно 100000 слов или 500 страниц текста.

Много, скажете вы? Выглядит как будто много, но на самом деле это не так уж и много.

Тренируйтесь в написании email-ов. Нам надо достаточно часто писать, и вместо того, чтобы писать:

“Пожалуйста, пришлите инвойс №21991”

можете поразвлекаться и написать что-то в стиле:

“Дорогая Анна Андреевна,

Я с ужасом для себя заметил, что в отчётной ведомости за шестое июля отсутствует инвойс с номером 21991. Не могли бы вы, пожалуйста, предоставить его нам, путём залива на FTP сервер по адресу 127.0.0.12

С уважением,
И так далее”

А если вы работаете с клиентами, то тут вообще ограничение — это ваша фантазия. Людям на самом деле занудно читать “правильно составленные” “машинные ответы”, которые мы зачастую получаем от компаний:

“Здравствуйте, пользователь!

Сообщаем вам, что ваш запрос получен, пожалуйста, ожидайте в очереди 10 дней”.

Садитесь и переделывайте это. Если ваши ответы будут не машинными, то и читать вас будут больше.

Есть ещё более интересные методы. Можно, например, завести себе перьевую ручку, или вообще обзавестись пером и чернильницей и писать письма на бумаге. Что самое прикольное, если вы напишете красивое письмо, то в современном мире его могут и в рамку повесить. Ибо такие вещи — редкость.

Но ладно, хватит извращаться. Всё-таки написание статей и каллиграфия — это две разные вещи.

Вместо того чтобы скинуть запрос в слак вашему саппорту, напишите им на мыло.

Подробно изложите ситуацию и попросите посодействовать. Напишите развёрнуто и так, чтобы им не нужно было задавать никаких вопросов.

Или вот, например, лучший способ сэкономить себе время:

Каждый раз, когда вам задают вопрос, отвечайте на него в письменной форме и публикуйте в своём блоге.

“Вась, тыжпрограммист, какой компьютер купить?”

Не стоит сразу же пыжится, по поводу того, что вы — программист и подобные вопросы — это не ваш удел. Просто напишите статью на пару страниц. Расскажите в ней о том, что есть разные компьютеры и покупать лучше такие-то и такие-то.

И ответьте человеку ссылкой.

Вам и жить станет лучше, и народ вас зауважает больше. Вот, например, блог Скотта Хансельмана. Он его ведёт с Апреля 2002 года. Он бережно хранит все старые статьи и постоянно на них ссылается в общении с программистами и обычными людьми. Десятки миллионов символов. Десять книг. Некоторые посты можно просто брать и переделывать в главы.

Почитайте, кстати, его первые посты, которые были в стиле “привет, я завёл FTP” и пост, который он опубликовал буквально через два года после этого. Это пост, в котором он рассказывает как он “раздебажил” свою тёщу и научил её параллельной парковке. Это уже весело читать.

▍ Элемент четвёртый

bf jncg q46ka 5uvqazqfttq3e

Тема повествования.

Этим элементом нужно заниматься после того, как вы разобрались со всеми предыдущими моментами. То, о чём вы собираетесь писать.

Я не пишу о том, что не трогал собственными руками. Я не люблю “второсортных данных”. Когда я писал про powershell, ASP.NET, Rust, WinAPI, Телестудии и сети — всё что я писал, было написано на основе моего опыта. Я знаю с чего начать, как рассказать и чем закончить повествование.

И это умение частенько отсутствует у некоторых писателей. Статья (книга, повесть) начинается с одного, а заканчивается совсем другим.

Яркий пример, который я не положил в черновики — “Cказка — ложь”. Этот рассказ я написал наобум, и вышло достаточно криво. Я начал писать об одном, а закончил совсем другим. Результат — позорные 2.4к просмотров и куча минусов.

С другой стороны, у меня есть другой пример. Вот другая сказка под названием “Как он учился писать статьи на Хабре”. Всего лишь 1к просмотров, но 68 плюсов. Это — самый высокий показатель просмотров/плюсов среди всех моих статей. Статья — сказка про Васю, который хотел написать статью на Хабре, НЛО и котэ.

Так, погоди! Что за чушь? Ты говоришь, что писать надо про реальные вещи, которые ты испытал на собственной шкуре, а сам пишешь про НЛО и скатерти-самобранки.

А кто вам сказал, что испытанные вами эмоции не являются чем-то, что вы пережили? Возможно, вы видели что-то, а возможно, вы видели что-то во сне. Вы же знаете как Джеймс Кэмерон придумал “Терминатора”? Ему приснилось, что за ним гонится жуткий робот с красными глазами.

Никто не сказал, что ВСЁ что вы пишете, должно быть реальным. Вы могли испытать сильные эмоции по поводу чего-то и изложить эти эмоции в другой истории, нежели той, что была в реальности. Именно для этого у вас есть Пункт 2: “Много Читайте”. У вас будет много идей о том, в каком формате вы можете рассказать историю.

Можете играться. Брать историю из жизни и выдумывать персонажа, например, старого деда. И рассказывать историю о том, как старый дед делал то, {что делали вы}.

Как бы то ни было, помните вот о чём. У истории есть начало и конец. Если вы начинаете писать и у вас есть идея о начале и конце, то всё будет прекрасно. Если вы пока ещё не знаете, чем всё закончится — нууу… Я бы как минимум такие вещи называл второсортными. Почему?

Ну, посмотрите на те истории, которые мы считаем крутыми или гениальными. Все читали “Гарри Поттера”. Нравится вам книга? Нет? Неважно. Книга ещё как продавалась. Но, как мы знаем, в первых книгах были описаны герои и события, которые проявили себя только в середине серии. У Роулинг была идея о том, что будет происходить в будущем с крысами. Так же, как и Толкиен не сидел и не мучался идеей о том, должен ли Фродо разрушить кольцо. Начало и конец были.

Ещё один пример — Футурама. Мы все были в шоке, когда пересматривали первый эпизод и видели, таки, тень Зубастика, который подтолкнул Фрая в криогенную камеру. Начало и конец были. Между этими началом и концом была куча эпизодов, но у нас была гигантская история о том, как пацан из 2000-го года влюбился в девочку-мутанта из 3000-го года. И она закончилась тем, что в конце концов они поцеловались. А всё что было после — вызывает тяжёлые вздохи у фанатов и посты на реддите, где люди просят не возвращать Футураму к жизни, потому что мы и так её любим и менять её не нужно.

По поводу сериалов

Сериалы и серии книг, созданные для «дойки франшизы» на мой взгляд являются самым недостойным видом творчества. Звездные войны я перестал смотреть с Эпизода 7 и жалею, что видел его. А вот тот же Inception можно пересматривать 20 раз и получать от этого удовольствие. Или вышеупомянутая книга «Благие Знамения». Я её перечитал раз 10, и всё равно получаю удовольствие.

Но как бы то ни было, в сериале без конца есть две линии — основная, большая линия, и по одной на каждую серию.

То, что находится между началом и концом — это то, насколько круто вы пишите. У вас может быть прямой и неинтересный сюжет, а может быть целый шпионский боевик. Всё может быть грустно или весело, интересно, поучительно или повествовательно. Или занудно, если вы хотите испортить всем настроение. Как бы то ни было, середина — для вас.

Но хорошая середина существует только если есть начало и конец:

  • Как научиться работать с Powershell? Замечательно!
    Начало: Мы ничего не знаем о Powershell
    Конец: Программист знает основы Powershell и может самостоятельно его изучить.
    Результат: Плюс 180 в карму и какие-то невероятные 300к+ просмотров.
  • Что на самом деле таит в себе страшная цифра восемь?
    Начало: Вы ничего не знаете про Windows 8
    Конец: Вы понимаете что такое Windows 8 и что она нам принесёт.
    Результат: +291 в карму.
  • Сказка — Ложь
    Начало: сайфай в стиле средневековой Руси
    Конец: Какие-то сумбурные мысли о текущем регулировании интернета.
    Результат: минусы в карму.

▍ Пятый элемент

Не верьте критикам.

Самое простое в написании любой статьи/поста/email или книги — это то, что результат — налицо. У вас либо есть статья, либо её нет. Я давал примерные оценки того, сколько вам нужно написать, чтобы у вас появился свой стиль. Но я не говорил, что вам надо писать от восьми до десяти или по пять статей в день. Садитесь и пишите. Вот, например, недавно Нил Гейман сказал, что писал повесть Коралайн по 50 слов в день.

У меня нет строгого режима написания статей. Я, например, лучше всего работаю, когда кто-то просит материалы “прямо сейчас”. (Чем обычно довожу моего главреда до состояния панического ужаса. Все сроки горят, статей нет, а я за час-два, выдаю текст.) Я обычно пишу пять страниц текста за 1-2 часа. Я не люблю писать кусками. Но я — это я. Вы — это совершенно другое дело. Может быть, вас устраивает только написание с двух ночи до шести утра. А может быть вы вообще берётесь за него раз в месяц, но выдаёте 50 страниц в день. Как вам угодно.

Не надо вдаваться во всяческие поверья о том, как к вам должна приходить муза, и как вас должно ополаскивать манной небесной, чтобы вы могли писать. Если у вас есть идея о том, как что-то начнётся и как оно закончится, то садитесь и пишите. Если идеи нету — идите и собирайте данные. Если вы хотите писать для Хабра, то пойдите поковыряйтесь в кишках какой-нибудь системы, и у вас может появиться идея. Если у вас вдруг появилась идея в неподходящий момент, возьмите и запишите её. Напишите об этом потом.

Что касается оценок и механизма Хабра. Мы не раз видели эпические походы испанской инквизиции по поводу того, что система кармы работает хорошо или плохо. И да, тут всё может быть капризно, но у кармы есть свой прикол.

Если вы пишете нейтральную статью о том, как научиться что-то делать в области компьютеров для Хабра — то вам не стоит бояться. (Только прошу вас, не врите и действительно разберитесь с тем, что вы пишете. Не стоит обижаться за жутко заминусованные статьи, в которых вы рассказываете как поднимать кластер на кубере с помощью Microsoft Teams.)

Если вы пишете двоякую статью, в которой выражаете своё мнение на определённую проблему в обществе, то дела могут пойти по-разному, и тут только великий рандом может вам сказать, куда потянется ваша карма.

Так что, особенно для начала, рекомендую выбрать полезную обучающую тему, которая позволит другим лучше осваиваться с компьютерами. За это вы получите плюсы.

Но, сколько бы плюсов вам не выдали за статью, обязательно найдётся кто-то, кто придёт и скажет своё “бе” по поводу того, как ужасна ваша статья и по поводу того, как вам следует перестать писать прямо сейчас же.

Решение подобной проблемы только одно — просто игнорируйте это. Это — не проблема. Если ваша статья получила +40 рейтинга, и вас прочитали 7к человек, ну что же, поздравляю! Это очень хорош и вы вышли в топ Хабра на денёк. Молодцы. Если при этом первым комментом вам заявляют, что вам нужно было бы завязать с писательством, то просто игнорируйте это. Как бы то ни было, у вас рейтинг в +40. И большинство читателей оценило вашу статью по достоинству. А в разборки им лезть лень. И вы не суйтесь.

Когда к вам приходят с критикой, убедитесь что критикуют по делу и предлагают что-то взамен. Например, есть такой интересный пользователь berez, который обильно комментирует мой стиль. Причём, комментирует хорошо и по делу. Казалось бы, можно было бы и взбеситься по этому поводу, поскольку практически о каждой моей статье berez отписался мне в личку. Но, его советы на самом деле попадают в точку и позволяют мне что-то исправить или улучшить. Посему они надёжно хранятся.

А критика в стиле “ты унылое какашко” может быть отпущена в /dev/null гигабайтами.

▍ Заключение

Писать — это прикольно. Писать можно много, и это вам ничего не стоит. Более того, вы можете начать писать уже прямо сейчас.

  • Научитесь рассказывать. Повествовать. Увлекательно говорить. Это приходит с практикой пересказов историй. Простой шаг, но в современном мире вам редко дают потренировать это умение.
  • Читайте много литературы. Не важно чего, главное много и разнообразно. Это даст вам представление о том, как писали в разные времена и как пишут сейчас.
  • Садитесь и пишите. Простое написание всего чего угодно, начиная от email, заканчивая статьями на блог, позволят вам создать свой собственный стиль.
  • Уделите внимание идее. Идея начинается с чего-то определённого и заканчивается чем-то определённым. Убедитесь что у вас есть это начало и конец, тогда вам будет что излагать.
  • Не парьтесь, если вас критикуют уж очень зело. Мнения рьяных критиков, рассказывающих о том, что вам надо себя убить, не стоят ничего. Хороший критик всегда скажет, что в вашем тексте не так и поможет вам его исправить.

Садитесь и тренируйтесь. Мне будет очень интересно прочитать ваши статьи!

  • Пол ломтика как пишется
  • Пол лодки как пишется
  • Пол меня как пишется
  • Пол москвы как пишется правило
  • Пол ленты как правильно пишется