3 ноября в России запускается подписка Apple One Premier или премиальная подписка Apple One. То есть завтра.
Я ждал её ровно год. Она не только выгодна как никакая другая опция Apple One, но и полезна, даже удобна. Прежде, чем вы достанете вилы, хочу попросить умерить пыл и просто объективно прочитать, почему Apple One Premier – по-настоящему топовое предложение от купертиновцев.
Потому что с какой стороны на неё не смотри, везде одни плюсы.
1. Это может быть выгодно даже в одиночку
Допустим, вы, как я, пользуетесь несколькими подписками на сервисы Apple. У меня это вообще всё, что компания предлагает на сегодняшний день:
► Apple Arcade за 199 рублей, который окупил себя одной Fantasian, но помимо неё уже содержит предостаточно игр на любой вкус. Особенно много в нём становится отличных инди-адвенчур, за которые на других консолях платят под тысячу и более рублей.
► Apple TV+ за 199 рублей, на который я подписался, чтобы смотреть Основание по Айзеку Айзимову, Вторжение, Ради всего человечества и в эту пятницу посмотрю фильм Финч – всё эксклюзивы сервиса. Огромный плюс вижу в высочайшем качестве картинки: фирменные 4K HDR на iPad Pro с дисплеем Mini LED, а теперь ещё и на новых MacBook Pro, плюс AirPods Max в режиме Dolby Atmos дают впечатления на уровне хорошего кинотеатра, если не лучше.
► Apple Music за 269 рублей для всей семьи, без которого вообще представить не могу ни один день. Медиатека уже весит 250 ГБ, и каждую неделю туда добавляю почти десятки альбомов благодаря обалденно полезной функции бесконечного воспроизведения. Практически все треки сейчас доступны в качестве Lossless, и если ваши наушники лучше совсем-совсем базовых, вы сможете услышать разницу. Сервис каждый рубль окупает, даже если не брать в расчёт, что им за эти деньги пользуется 5 человек в моей «Семье» из 6 возможных.
► iCloud Drive на 2 ТБ за 599 рублей, потому что иначе у нас просто не хватило бы места. Только на троих – меня, жену и сына – уходит намного больше одного терабайта облачного хранилища, потому что мы постоянно снимаем тонны фото и видео. Плюс, я постоянно пользуюсь iCloud Drive именно как облачным хранилищем файлов, и в этом качестве он действительно хорош. Не говорю уже о том, что доверия Apple по части защиты личных данных намного больше, чем к кому-либо из других подобных сервисов.
И скоро к этому списку добавится Apple Fitness+ с ежемесячной стоимостью в 249 рублей. Но пока опустим его.
За 4 сервиса я уже плачу 1266 рублей ежемесячно. Благодаря Apple One Premier, я начну платить за них меньше, вообще ничего не потеряв – 995 рублей. Одной общей подпиской сэкономлю 271 рубль каждый месяц или 3252 рубля в год. Небольшая сумма, да, но зачем её платить, если теперь можно… не платить?
2. Это супер-выгодно, если есть, с кем поделиться
Огромный плюс Apple One Premier в том, что он распространяется на всю вашу «Семью». До 6 пользователей других гаджетов Apple могут стать частью такой подписки и получить полный, неограниченный доступ к «облаку», Apple Music, Apple TV+ и Apple Arcade.
Если разделить 995 даже на трёх участников, то получится всего 332 рубля на каждого в месяц. А если таких участников пять, как у меня, то стоимость включения в полную экосистему сервисов Apple составит всего 199 рублей. На эти деньги даже поесть один раз сложно при всём желании.
Посчитайте, сколько человек в вашей Семье, и, вероятно, вы тоже придёте к такому же выводу: Apple One – это ВЫГОДНО. Возможно, вы захотите добавить кого-нибудь из близких друзей. У каждого всё равно будет своя медиатека, свои Фото, и без вашего разрешения никто не получит доступ внутри Семьи к данным или геолокации.
3. Это возможность попробовать всё от Apple, но дешевле
Если посчитать итоговую экономию от Apple One Premier и учесть Apple Fitness+, то получится скидка в более чем 30%: вместо 1515 рублей вы будете платить 995 рублей.
Но можно смотреть на это и с другой стороны. Допустим, вы хотели бы ранее подписаться на Apple Arcade, но не были уверены, что сервис вам понравится. Или вам очень приспичило (и не зря!) посмотреть Основание в 4K HDR на новом iPad, iPhone или Mac. Но остальные сериалы вам не интересны. Так вот, исходя из финальной стоимости, благодаря Apple One Premier вы фактически получаете 1-2 сервиса Apple «в подарок».
И тогда можно не думать, стоит ли на что-то подписываться. Оно просто у вас будет, и даже если сегодня «не зайдёт», то можно потом возвращаться и проверять снова. Тот же Apple Arcade начал, скажем так, не с высоких нот. А сейчас это действительно классное предложение для всех, кто устал от рекламы, доната и игр, заточенных вокруг всего этого.
Естественно, я подпишусь на Apple One Premier первым делом
Ещё этой ночью, как появились первые свидетельства случайно подключившихся к подписке россиян, я сидел и обновлял страницу перехода на Apple One. Пока тщетно. Но это произойдёт сегодня-завтра в любом случае.
Советую и вам оценить траты на подписки. Подумать, можете ли вы создать Семью в экосистеме Apple и таким образом разделить траты между аж 6 другими людьми, которым вы доверяете. И вообще, теперь будет очень удобно, что все списания за сервисы компании будут происходить единовременно, одним платежом, а не в разные дни.
Короче говоря, я не вижу минусов у Apple One Premier, если вы и ваше окружение активно пользуетесь гаджетами Apple. Надо брать.
P.S. Кстати, с запуском Apple One Premier в России вы теперь можете расширить iCloud Drive до 4 ТБ вместо ранее максимальных 2,5 ТБ. Я не уверен, что пока буду это делать – но если темпы съёмки фото и видео у меня с женой и сыном не спадут, то рано или поздно придётся переходить. Деньги можно заработать, тем более несколько сотен рублей. А вот воспоминания всё-таки бесценны.
(41 голосов, общий рейтинг: 4.44 из 5)
? Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
… и не забывай читать наш Facebook и Twitter
?
iPhones.ru
3 ноября в России запускается подписка Apple One Premier или премиальная подписка Apple One. То есть завтра. Я ждал её ровно год. Она не только выгодна как никакая другая опция Apple One, но и полезна, даже удобна. Прежде, чем вы достанете вилы, хочу попросить умерить пыл и просто объективно прочитать, почему Apple One Premier –…
Тренировочные задания по русскому языку в
5 классе на тему
«Чередующиеся гласные в корне слова»
1 вариант
1.В словосочетании мы будем писать «а» на месте пропуска?
А. предл…гать;
Б.прил…жение к журналу;
В.зал…жить фундамент;
Г.разл…жить костер.
2. В каком ряду слов пропущена буква «а»?
А.отр…слевой, пол…жение;
Б.р…сток, изл…жить;
В.прир…щение, отр…сль;
Г.предпол…жение, изл…гать.
3.Найдите слова-исключения, не поддающие объяснению правилами
чередования гласных в корне?
А.произр…стать, выр…щенный;
Б.прил…гательное, изл…жение;
В.р…сток, отр…сль;
Г.возр…ст, р…стовский.
4.В каком слове мы напишем «о»?
А.распол…жение;
Б.выр…щенный;
В.предпол…гать;
Г.прил…гательное.
5.Что объединяет слова «переел…гать, р…сти, выр…щенный»?
А.в корне «о»;
Б.в корне «а»;
В.слова-исключения;
Г.слова одной части речи.
6.Найдите ряд слов, в которых во всех словах нужно вставить «о»?
А.выр…щенный, предл…жение;
Б.сл…жение, пол…жение;
В.предпол…жжение, отр…сль;
Г.зар…стающий, взр..стисть.
7. Найдите ряд слов, в которых во всех словах нужно вставить «а»?
А.пол…гаться, выр…стить;
Б.р…сток, сл…гать;
В.выр…с, предл…жение;
Г.зар…сли, предл…жение.
8.Найдите слово с буквой «о»вместо пропуска.
А.сл…гать;
Б.изл…гать;
В.распол…гаться;
Г.сл…жение.
9. Найдите слово с буквой «а»вместо пропуска.
А.р…сток;
Б.выр…сший;
В.р…стение;
Г.изл…жение.
10.Найдите слово с ошибкой.
А.предлагать;
Б.отросль;
В.выращивать;
Г.вырос.
11.Укажите верное объяснение слова «ростовщик».
А.проверочное слово «рост», пишем «О»;
Б.слово-исключение, пишем «О»;
В.пишем «А», так как в корне безударная;
Г.пишем «А», так как сочетание «ст»в корне.
12. В каком предложении есть слово-исключение.
А. Хорошо развивающаяся отр…сль легко продается.
Б.Маленький мальчик во всем пол…гался на брата.
В.Он может ул…житься в секунды.
Г.Прошу вас распол…житься группами.
13Правописание гласной в корне ГОР-ГАР зависит от…
А.от суффикса
А, который стоит после корня
Б.надо подобрать
проверочное слово
В. пишется, как
слышится
Г.под ударением
пишу А, без ударения О
14.В каком слове пишется
буква А?
А.дог..рать
Б.дог..реть
В.наг..р
Г. заг..рать
15. Вставьте пропущенные буквы. Найдите «четвертое
лишнее»
А. Г..ра
Б. выг..рки
В.выг…рание
Г.возг…реться,
г..рчить.16.Какое
слово не относится к словам-исключениям?
А.Ростов,Б.Ростислав,В.расти,
16. В каком слове пишется буква ё ?
а) ш..ссе
б) пш..нный
в) трущ..бы
г) капюш..н
17. В каком слове пишется буква о ?
а) тяж..лый
б) ж..сткий
в) щ..ки
г) ш..фер
18. В каком слове пишется буква ё ?
а) крыж..вник
б) ш..рты
в) ш..ры
г) ж..луди
19. В каком слове пишется буква о ?
а) ч..ткий
б) зач..т
в) ш..л
г) ж..кей
20 В каком слове пишется
буква о ?
А ч..рствый
Б.щ..лочь
В.пч..лка
Г.ш..ковый
Варитант 2
1.В словосочетании мы будем писать «а» на месте пропуска?
А. предл…жжение закончнено;
Б.сырьевая отр…сль ;
В.маленький р…сток;
Г.поехать в Р…стов-на-Дону.
2. В каком ряду слов пропущена буква «а»?
А.изл…жжение, возр…ст;
Б.р…сток, отр…сль;
В.предпол…жение, выр…щенный;
Г.прил….гательное, предпол…агать.
3.В каком слове мы напишем «о»?
А. р…стение;
Б.предл…гать,
В.р…сток;
Г.изл…гать.
4.В каком слове мы напишем «о»?
А.пол…жение;
Б.произр…стать;
В.прил…гательное;
Г.возр…ст.
5.Что объединяет слова «сл…жение,
изл…жение, предл..жение»?
А.в корне «о»;
Б.в корне «а»;
В.слова-исключения;
Г.слова одной части речи.
6.Найдите ряд слов, в которых во всех
словах нужно вставить «о»?
А.возр…ст, р…стовский;
Б.сл…жение, пол…жение;
В.предпол…жение, отр…сль;
Г.зар…стающий, взр..стисть.
7. Найдите ряд слов, в которых во всех словах нужно вставить «а»?
А.возл…гать, выр…щивать;
Б.сл…гаемое, пол…жение;
В.предпол…жжение, взр…стить;
Г.прил…гательное, р…сток.
8.Найдите слово с буквой «о»вместо
пропуска.
А.р…стение;
Б.изл…гать;
В.выр…щивать;
Г.р…стовский.
9. Найдите слово с буквой «а»вместо
пропуска.
А.произр…стать;
Б.изл…ение;
В.прил…жение;
Г.зар…сли.
10.Найдите слово с ошибкой.
А.положение;
Б.предложение;
В.выращивать;
Г.слогать.
11.Укажите верное объяснение слова
«р…стение».
А.проверочное слово «рост», пишем «О»;
Б.слово-исключение, пишем «О»;
В.пишем «А», так как в корне безударная;
Г.пишем «А», так как сочетание «ст»в
корне.
12. В каком предложении есть слово-исключение.
А. Уже виднеются р…стки пшеницы.
Б.Маленький мальчик во всем пол…гался на
брата.
В.Он может ул…житься в секунды.
Г.Прошу вас распол…житься группами.
13. Вставьте пропущенные буквы. Найдите «четвертое
лишнее»
А. г…рючее
Б. заг…рать
В. заг…р
Г. г..релый
14.В каком предложении пришется корень
-ГАР-?
А Лица лыжников
были покрыты весенним заг…ром
Б Облако спряталось, заг…релые
холмы нахмурились, воздух покорно застыл
В Сегодня все звезды так пышно
огнем голубым разг…рались
Г Правда в огне не г…рит и в воде не тонет
15.В каком слове
пишется буква «а» на месте пропуска?
А. г…реть
Б выр…сти
В..р…сток
16.Какое слово не
относится к словам-исключениям?
А Ростов
Б Ростислав
В. расти
17. В каком слове пишется
буква ё ?
а) ш..в
б) уч..ный
в) ш..колад
г) ш..к
18. В каком слове пишется
буква о ?
а) печ..нка
б) ч..рточка
в) в..рстка
г) ш..рох
19. В каком слове пишется
буква о ?
а) ж..луди
б) пч..лы
в) ш..ссе
г) сч..т
20. В каком слове пишется
буква о ?
а) ш..лк
б) ш..лковый
в) холщ..вый
г) расч..ска
Вариант 31
1. Это слово образовано при помощи приставки и суффикса.
A) Никто.
B) Издалека.
C) Выход.
D) Неизбежный.
E) Краснота.
2. Укажи верный вариант окончания в словосочетании
Жюри постановил… .
A) –ы.
B) –о.
C) –е.
D) –и.
E) –а.
3. Укажите прилагательное с одной н в суффиксе.
A) Оловя…ый.
B) Авиацио…ый.
C) Масля…ый.
D) Стекля…ый.
E) Обыкнове…ый.
4. Укажите слово, которое не является числительным.
A) Семнадцатый.
B) Седьмой.
C) Четвертый.
D) Сороковой.
E) Двойной.
5. Укажите глагол I спряжения.
A) Строить.
B) Славить.
C) Брить.
D) Ездить.
E) Ходить.
6. Найдите слово, в котором написание чередующейся гласной зависит от суффикса, следующего за корнем:
A) Р…сла.
B) Отв…рять.
C) Сг…рать.
D) К…саться.
E) М…кать.
7. После приставки пишется буква и в слове:
A) Сверх…нициативный.
B) Раз…скивать.
C) С…грать.
D) Без…сходный.
E) Пред…дущий.
8. Через дефис пишется существительное:
A) (Пол)тарелки.
B) (Пол)день.
C) (Полу)маска.
D) (Пол)круга.
E) (Пол)ложки.
9. Определите вариант с деепричастием совершенного вида:
A) Перечитывая книгу, я уносился мечтами в прошлое.
B) Грушницкий стоял у двери, наблюдая за присутствующими.
C) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.
D) Мери сидела на диване, скрестив на коленях руки.
E) Некоторое время он сидел не шевелясь, прислушиваясь к шумам и шорохам ночи.
10. Укажите вариант слитного написания НЕ с наречием.
A) Взлететь (не)высоко, а низко.
B) Ничуть (не)радостно.
C) Говорить совсем (не)весело.
D) Пришить (не)крепко, а слабо.
E) Посмотреть (не)дружелюбно.
11. Укажите предложение с раздельным написанием частицы.
A) «Посмотри(ка), — возразил я ему, — как у Калиныча на пасеке чисто».
B) «Чего делать(то) будем?» — растерянно спросил юноша.
C) «Давай(ка) выпустим лошадей на прогулку», — сказал сторож.
D) «Где(же) учитель?»-спросил он у вошедшего слуги.
E) «Послушай(ка), Хорь, — говорил я ему, — отчего ты не откупишься от своего барина?»
12. Эти междометия производные:
A) Фу, фи.
B) Увы, ура.
C) Ах, ай.
D) Брось, шабаш.
E) Ох, эх.
13. Роман А. Кекильбаева «Конец легенды» перевел прекрасный знаток
казахского языка Герольд Бельгер.
Выделенное слово в предложении является
A) дополнением.
B) определением.
C) обстоятельством.
D) подлежащим.
E) сказуемым.
14. Найдите схему, соответствующую предложению:
Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
A) «П, – а. – П?».
B) А: «П?»
C) «П?» — а.
D) «П! – а. – П».
E) А: «П!»
15. Укажите правильный вариант слогораздела:
A) боль-ни-ца, ми-ндаль
B) бо-льни-ца, мин-даль
C) боль-ни-ца, мин-даль
D) бол-ьница, мин-даль
E) боль-ница, ми-ндаль
16. После ц пишется ы в слове:
A) Капуц…н.
B) Резолюц…я.
C) Синиц…н.
D) Эволюц…я.
E) Акац…я.
17. Укажите вариант дефисного написания местоимений.
A) (Ни)кто, (ни)какой, (ни)чей.
B) (Не)(для)кого, (ни)что, (кое)(с)кем.
C) (Кое)(над)чем, (не)кого, (ни)чей.
D) (Ни)(с)кем, (ни)(от)кого, (ни)(у)чьего.
E) (Кое)кем, чего(то), кто(нибудь).
18. Укажите правильный вариант пропущенной буквы:
Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, идущего к
станции, окруж…ной тьмой.
A) -ен-.
B) -онн-.
C) -о-.
D) -е-.
E) -он-.
19. Укажите словосочетание, в котором нет производного предлога.
A) Двигаться вдоль дороги.
B) Ушел, благодаря за помощь.
C) Обежать вокруг дома.
D) Выдержал испытания, благодаря мужеству.
E) Растет около дома.
20. Укажите предложение с предлогом и союзом:
A) Пушкинский музей-заповедник «Михайловское» – первый мемориальный музей.
B) Он любил Михайловское, «свою деревеньку».
C) Михайловское, Тригорское, Святые Горы сыграли огромную роль в жизни и творчестве поэта.
D) Он мечтал бросить Петербург, навсегда поселиться здесь.
E) Он был основан более семидесяти лет тому назад.
21. Выберите главное слово, сочетающееся с существительным в родительном падеже.
A) Удивляться…
B) Поражаюсь…
C) Достоин…
D) Видеть…
E) Люблю…
22. Укажите предложение с однородными обособленными обстоятельствами:
A) То поднимая клубы пыли, то разбрызгивая лужи, двигались наши машины.
B) В театре обычно встречаются драматург, режиссер и актер.
C) Лось вышел на берег, кинулся в воду, поплыл.
D) Не тревожился и капитан, хотя тоже частенько показывался на мостике.
E) Уверенно мы смотрели вперед: трудное, но высокое время.
23. Определить количество знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Кроме обычной твердости была тогда в этом голосе какая-то интонация по которой Сабуров почувствовал что сердце говорящего обливается кровью.
A) 7.
B) 3.
C) 4.
D) 2.
E) 1.
24. Определите стиль текста:
Ветки цветущих черешен смотрели мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный.
A) Художественный.
B) Официально-деловой.
C) Научный.
D) Разговорный.
E) Публицистический.
25. Ударение на третьем слоге:
A) Пролита.
B) Пролиты.
C) Пролит.
D) Пролито.
E) Пролитый.
26. Обстоятельство, выраженное неопределенной формой глагола:
A) Река продолжает играть и даже разыгралась не на шутку.
B) Я очень люблю слушать пение птиц.
C) Всем хотелось побыстрее закончить этот неприятный разговор.
D) Я уходил в лес ночью послушать ночные голоса.
E) Мы стали осторожно спускаться по крутому берегу реки.
27. Укажите простое односоставное предложение.
A) Впереди – проволочное ограждение.
B) Покрасить оказалось делом неожиданно трудным.
C) Контур леса выступает резче, вечереет, начало свежеть.
D) В комнатах слабо пахло скипидаром и свежими гвоздиками.
E) Стоит грозная стража, на плечах топорики держат.
28. Да, победа близка.
Знак препинания выделяет:
A) Вводное слово.
B) Союз.
C) Предлог.
D) Междометие.
E) Слово-предложение.
29. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в:
A) За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
B) Огонь в лампе дрогнул и через минуту снова разгорелся.
C) Конец мая и в поле еще прохладно.
D) Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
E) Теплый ветер гуляет по траве и поднимает пыль.
30. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым блеском отражались в реке.
A) одна запятая, точка с запятой.
B) запятая, двоеточие.
C) три запятые.
D) тире, две запятые.
E) две запятые, точка с запятой.
Вариант 32
1. Это слово образовано при помощи суффикса.
A) Лесник.
B) Полом.
C) Луноход.
D) Перекосить.
E) Побережье.
2. Укажите существительное среднего рода.
A) Домино
B) Месье
C) Кенгуру
D) Шимпанзе
E) Колибри
3. Укажите существительное с суффиксом –чик-.
A) Спор…ик.
B) Камен…ик.
C) Формов…ик.
D) Груз…ик.
E) Съем…ик (квартиры).
4. Укажите прилагательное, у которого простая сравнительная степень образуется от другой основы.
A) Удобный.
B) Хороший.
C) Стройный.
D) Тонкий.
E) Громкий.
5. Слово в этом словосочетании пишется слитно.
A) Два(миллиона) литров.
B) Три(тысячи) километров.
C) Пятьсот(шестьдесят) листов.
D) Трех(тысячный) километр.
E) Сто(четыре) пуда.
6. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах.
Мед…каменты, пр..гноз, экск…ватор, комп…зитор, привил…гия.
A) Е, О, А, О, Е.
B) Е, А, О, А, Е.
C) И, А, А, А, Е.
D) Е, А, А, О, Е.
E) И, О, А, О, Е.
7. Пропущена буква -з-:
A) Бе…шумный.
B) Ра…сыпались.
C) Ра…стилается.
D) Бе…форменный.
E) Бе…вкусный.
8. Укажи предложение с сочинительным соединительным союзом.
A) То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок.
B) Мы ехали берегом Лены, а зима догоняла нас с севера.
C) Надо смотреть практически на жизнь, а то всегда в дураках ходить будешь.
D) Я обернулся, и сердце мое чуть не остановилось от страха.
E) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.
9. Укажите, в каком варианте имеются междометия.
A) Вы никогда не видели, как синичка пляшет?
B) Сначала я сам думал, что такое бывает только в сказке.
C) Вдруг я услышал удивительную птичью песенку.
D) Ах, какое необыкновенное яркое небо было над головой!
E) Однажды утром вышел я на улицу и остановился у крыльца.
10. Укажите предложение с пропущенным тире между подлежащим и сказуемым.
A) Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ отрада для души (посл.).
B) Лес словно терем расписной.
C) Жизнь прекрасна и удивительна!
D) Солнышко бледнее, небо холоднее.
E) Разве я своему детищу враг?
11. Жигита отправили в Яицкую крепость.
Укажите вид односоставного предложения.
A) Определённо-личное.
B) Обобщённо-личное.
C) Неопределённо-личное.
D) Безличное.
E) Назывное.
12. Жигиты, я в долгу перед этим смельчаком.
В предложении имеется
A) обособленное определение.
B) нераспространенное обращение.
C) вводное слово.
D) распространенное обращение.
E) обособленное приложение.
13. Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:
A) По мнению Белинского, язык А.С.Пушкина «…чист и благороден, слог точен и силен, стих исполнен блеска и парения».
B) Белинского поражало : «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
C) Известный лингвист Л.И.Скворцов подчеркивает, что «Чтение толковых словарей – полезное и увлекательное занятие».
D) Горький рекомендовал начинающим писателям : Никогда не начинайте рассказов «диалогом» — разговором.
E) Единственное средство умственного общения людей есть слово…- утверждал Л.Н.Толстой.
14. Определите стиль текста: “Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии – сопровождаются сильными осадками.”
A) Разговорный.
B) Официально-деловой.
C) Художественный.
D) Научный.
E) Публицистический.
15. Укажите слово с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный
A) нАдолго
B) дороговизнА
C) дОлжностей
D) дозИровать
E) сорвАла
16. Буква О пишется в обоих словах ряда.
A) Печ…нка, уч..ба.
B) Сундуч…к, кулач…к.
C) Пальц…м, танц…р.
D) Зеркальц…, с нош..й.
E) Колодц…м, удач..й.
17. Как склоняется местоимение себя?
A) Не имеет именительного падежа.
B) Во всех падежах.
C) Одинаковые окончания во всех падежах.
D) Одинаковые окончания в родительном и дательном падежах.
E) Как существительное 1 склонения.
18. Укажите слово с ударением на третьем слоге:
A) Балует.
B) Балуюсь.
C) Баловать.
D) Балованный.
E) Балую.
19. Укажите предложение с действительным причастием.
A) Ошибка осталась незамеченной.
B) Некошенный луг пестрел цветами.
C) К моей бабушке приходил лечащий врач.
D) Письмо так и осталось не отправлено.
E) Он принял необдуманное решение.
20. Укажите наречие с пропущенной буквой О.
A) Испытующ… .
B) Заискивающ… .
C) Певуч… .
D) Убаюкивающ.. .
E) Свеж… .
21. Слова с производными предлогами
A) В деревне, у окна, над землей.
B) С подругой, под окном, у тебя.
C) Напротив дома, возле речки, вдоль дороги.
D) Без семьи, до утра, за садом.
E) От несчастья, под дождем в силу обстоятельств.
22. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
A) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
B) Тот(ли) это человек, кого вы разыскивали.
C) Я приехал в тот(же) день.
D) Если(бы) мне об этом раньше сказали, все было(бы) иначе.
E) Принеси(ка) мне, дружок, чаю.
23. Словосочетание, в котором слова связаны способом примыкания:
A) Старательный мальчик.
B) Стараясь учиться.
C) Старательное учение.
D) Старательность в учении.
E) Отличная учеба.
24. Укажите сложноподчиненное предложение с правильно расставленными знаками препинания.
A) В речке, что протекает около нашей деревни очень много рыбы.
B) В речке что протекает около нашей деревни, очень много рыбы.
C) В речке, что протекает около нашей деревни, очень много рыбы.
D) В речке, что протекает около нашей деревни — очень много рыбы.
E) В речке что протекает, около нашей деревни очень много рыбы.
25. Слово с ударением на третьем слоге:
A) Маркетинг.
B) Меланхолия.
C) Менеджер.
D) Феномен.
E) Менеджмент.
26. Укажите, к какой части речи относится выделенное слово.
Максим трижды обращался за помощью.
A) Порядковое числительное.
B) Собирательное числительное.
C) Количественное числительное.
D) Существительное.
E) Наречие.
27. Определите правильное написание не со словами:
Сам того (не)ведая, он открыл великий закон. (Не)годуя, он ушел. (Не)давши слово, крепись, а давши – держись.
A) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно, в 3-м раздельно.
B) Во всех случаях раздельно.
C) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно, в 3-м слитно.
D) Во всех случаях слитно.
E) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно, в 3-м раздельно.
28. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
A) Вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон, и женщины, вздохнув, замолчали.
B) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море.
C) Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
D) Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке.
E) Все, за исключением Вари, громко аплодировали.
29. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Вьюга кончилась заполночь и от наступившей тишины Паутов проснулся плотнее задвинул отдушину над каменкой вышел на улицу наполненную особенной тишиной плотной неподвижной прислушиваясь к чуть слышному лопотанью ручья протекавшему рядом с избушкой.
A) 10
B) 7
C) 8
D) 9
E) 6
30. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой:
A) Жжет солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи.
B) Сырая земля упруга под ногами высокие сухие былинки не шевелятся длинные нити блестят на побледневшей траве.
C) Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо сереют набегающие облака.
D) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако.
E) Край неба алеет в берёзах просыпаются галки и воробьи.
Вариант 33
1. Укажите способ образования слов лесистый, холмистый:
A) Приставочный.
B) Бессуффиксный.
C) Суффиксальный.
D) Приставочно-суффиксальный.
E) Сложение.
2. Отметить правильный вариант переноса слова:
A) Си-нхронный.
B) Пры-жок.
C) Свит-ер.
D) Немно-го.
E) Объявл-ение.
3. Укажите пару омонимов.
A) Русская азбука – нотная азбука.
B) Газированная вода – путешествовать по воде.
C) Струя воздуха – деревенский воздух.
D) Отправить багаж – умственный багаж.
E) Сосновый бор – зубоврачебный бор.
4. Укажите прилагательное с одной н в суффиксе.
A) Стекля…ый.
B) Обыкнове…ый.
C) Авиацио…ый.
D) Масля…ый.
E) Оловя…ый.
5. В этом предложении числительное обозначает количество.
A) Первая пороша — не санный путь.
B) Отцу было тогда восемнадцать лет.
C) Сестре шел восемнадцатый год.
D) Сауле живет на третьем этаже.
E) Асет пробежал стометровую дистанцию быстрее всех.
6. В этом примере нет непроизносимой согласной.
A) В природе все безмол…ствовало.
B) Скот выгнали на летние пас…бища.
C) В воздухе чу…ствовался запах гари.
D) Домой вернулись поз…ним вечером.
E) Поступившие в школу почти все были ровес…никами.
7. В приставке пишется з
A) во…питать
B) и…портить
C) бе…численный
D) бе…мятежный
E) ра…секретить
8. Укажите, в каком варианте нужно вставить Е:
A) Шалаш…м.
B) Юнош…й.
C) Грач…м.
D) Борц…в.
E) Плащ…м.
9. Определите предложение с раздельным написанием НЕ с деепричастием.
A) (Не)годуя на себя, он торопился исправить ошибку.
B) (Не)взлюбив местный неустойчивый климат, Дмитрий Сергеевич часто представлял себя на берегу теплого лазурного моря.
C) Мальчик испуганно и (не)доумевая смотрел на меня.
D) Он говорил ясно, четко, (не)торопясь.
E) (Не)досмотрев за порядком на птичьем дворе, хозяйка обнаружила пропажу пары гусей.
10. Укажите наречие с буквой о:
A) Начист… .
B) Издавн… .
C) Досыт… .
D) Изредк… .
E) Снов… .
11. Укажите вариант с раздельным написанием частиц.
A) Ну(ка), поклонись тетке, молодой человек!
B) А мы(то) старались.
C) (Уж)сколько раз твердили миру,
Что лесть вредна, гнусна.
D) Но мы(то) с вами знаем о последствиях.
E) Постой(ка), брат мусью!
12. Укажите предложение с пропущенным тире между подлежащим и сказуемым.
A) Разве я своему детищу враг?
B) Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ отрада для души (посл.).
C) Лес словно терем расписной.
D) Солнышко бледнее, небо холоднее.
E) Жизнь прекрасна и удивительна!
13. Найдите схему, соответствующую предложению:
Мне кажется сказал он что люди живут там по-иному чем мы.
A) «П, — а. – П».
B) «П», — а.
C) «П? – а. – П».
D) «П! – а. – П».
E) «П, — а, — п».
14. Определите, какая из характеристик научного стиля верна:
A) Сфера применения – делопроизводство.
B) Основная функция – эмоционально воздействовать на читателя.
C) Стилевые черты – специальная лексика, термины.
D) Используется в газетах, на телевидении, радио.
E) Форма использования – устная.
15. Найдите определительные местоимения, которые стоят в форме дательного и именительного падежей.
A) Не рой яму другому: сам можешь в нее угодить.
B) Самое страшное неверие – это неверие в себя.
C) Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.
D) Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.
E) Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.
16. Укажите ряд глаголов c правильной постановкой ударения.
A) облегчи́л, пробыла́, начала́
B) по́няла, созда́л, на́чал
C) бра́ла, зва́ла, на́чала
D) взя́ла, нача́л, на́няла
E) зво́нит, повтори́т, поло́жил
17. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:
A) Объявляемый.
B) Несущий.
C) Погасший.
D) Красящий.
E) Награжденный.
18. Определите предложение с союзом чтобы.
A) Что(бы) Плюшкин ни находил, он всё тащил к себе.
B) Я пришёл, что(бы) поговорить с вами о деле.
C) Что(бы) вы мне порекомендовали прочитать?
D) Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.
E) И что(бы) мы ни делали, всегда мы заодно.
19. Определите предложение с междометием, которое выражает побуждение к действию.
A) Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи.
B) Ура! Мы ломим, гнутся шведы!
C) Ба! Знакомые все лица.
D) Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
E) “Тпррр!” — сдерживает кучер лошадей…
20. Словосочетание, в котором слова связаны способом примыкания:
A) Быстрый бег.
B) Быстрота в движениях.
C) Быстро бежать.
D) Бежать в город.
E) Побег пленного.
21. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
A) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
B) Науки, чуждые музыке, были постылы мне.
C) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас.
D) Ветер быстро гнал тучи, свистя и повизгивая.
E) Тайга, совсем безмолвная, стоит насторожившись.
22. Укажите сложносочиненное предложение, в котором запятая не ставится:
A) Солнце уже спряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
B) Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня.
C) Нет дождя и все сохнет.
D) Отсветы сада зеленели на потолке и легко колыхались на окнах гардины.
E) В сенях пахло яблоками и висели волчьи шкуры.
23. Придаточное определительное прикрепляется к существительному с указательным словом в главном предложении:
A) За стеной маленькой гостиной, где они сидели, слышалась музыка и шорох платьев.
B) Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели.
C) В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.
D) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки.
E) Они ушли в комнату, откуда под аккомпанемент гитары звучала шоферская песня.
24. Укажите бессоюзное сложное предложение со знаком тире.
A) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
B) Тут он начал щипать левый ус повесил голову и призадумался.
C) На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели бесчисленные нити осенней паутины.
D) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день.
E) Признаюсь я не желаю с ними познакомиться.
25. Укажите слово с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук.
A) сливОвый
B) упрОчение
C) петлЯ
D) дороговизнА
E) дОлжностей
26. Сочетание букв произносится как один звук:
A) Счастье.
B) Щавель.
C) Письмецо.
D) Избежать.
E) Пьеса.
27. Количество служебных частей речи в тексте:
Но лишь светлеет даль. Зелено-серебристый,
Неуловимый свет восходит над землей,
Белый пар лугов, холодный и душистый,
Как фимиам, плывет перед зарей.
A) 7.
B) 4.
C) 5.
D) 6.
E) 3.
28. Укажите, в каком из предложений есть производный предлог, образованный от формы глагола.
A) Сочувствие подобно дождю во время засухи.
B) Врач не пьет лекарств вместо больного.
C) Виноградная лоза вьется вокруг деревьев.
D) Здание может быть прекрасным и без украшений благодаря правильности и чистоте линий.
E) Мы наблюдаем за преступником в течение часа.
29. Укажите сложное предложение:
A) В мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина.
B) Он хотел было выехать со мной к тебе навстречу, да почему-то раздумал.
C) И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шума.
D) Hиколай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги.
E) Он был в большом волнении: мигал глазами, нервно дышал.
30. Укажите предложение, осложненное вводным предложением:
A) А мечтал он может статься пойти путем другим у окошка постучаться.
B) С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво но с другой вызывает опасение.
C) Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
D) Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали горло сохло.
E) Я разумеется не отказал товарищу в его просьбе.
Вариант 34
1. Суффиксом называется:
A) Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
B) Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова.
C) Часть слова без окончания.
D) Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов.
E) Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова.
2. Отметить правильный перенос слова:
A) Пут-еводитель.
B) Гусениц-а.
C) Про-смотр.
D) Революц-ионный.
E) П-ерец.
3. Переносное жилище кочевников, главным образом Средней Азии и Казахстана:
A) Чум.
B) Шалаш.
C) Вигвам.
D) Палатка.
E) Юрта.
4. Укажите, в каком примере употреблено краткое прилагательное.
A) Море спокойно.
B) Действуйте осторожно.
C) Стало тепло.
D) Ходить быстро.
E) На душе тревожно.
5. Укажите порядковое числительное.
A) Пятидневный.
B) Четырехместный.
C) Семиэтажный.
D) Шестой.
E) Тройной.
6. Гласная –о- пишется в корне слова:
A) Возр…стной.
B) Взр…слеть.
C) Р…стение.
D) Выр…стить.
E) Взр…стать.
7. Отметить слово с написанием И после приставки:
A) Сверх..нтересный.
B) Пред..дущий.
C) Пред..сторический.
D) От..скать.
E) Без..сходный.
8. Суффикс –ек пишется в существительных:
A) Луч…к, ключ…к, кирпич…к .
B) Венч…к, мяч…к, нос…к .
C) Стол…к, калач…к, горош…к.
D) Чертеж…к, еж…к, карандаш…к .
E) Ореш…к, огонеч…к, замоч…к .
9. Найдите местоимение с не-.
A) Не презирай совета н…чьего.
B) Ему н…чем жить.
C) Ее ведь никогда еще н…кто не любил.
D) В природе н…что не возникает мгновенно.
E) Н… за кого она не может заступиться.
10. Укажите вариант с пропущенной гласной Е в отрицательном наречии.
A) Н…где не нашёл покоя.
B) Н…где отдохнуть.
C) Н…куда ходить не надо.
D) Н…когда не забуду.
E) Н…сколько не испугался.
11. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
A) Я ищу свободы и покоя, я (б) хотел забыться и заснуть
B) Ведь были (ж) схватки боевые…
C) Куда (же) они едут, в город что (ли)?
D) Пора (бы) уже отдохнуть.
E) «Давай я подержу коня(то)», — сказал парнишка.
12. Эти слова не междометия:
A) Цыц, ну.
B) Эй, эх.
C) Прочь, вон.
D) Мяу-Мяу.
E) Туфу, ай-да.
13. Укажите вопросительное предложение (знаки не расставлены).
A) Надолго ли судьба нас разлучила
B) Не забудьте наши беседы
C) И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой
D) Почувствуй себя вновь молодым.
E) За экватором я вспоминал теплое казахстанское лето
14. Найдите предложение, соответствующее схеме: «П», — а.
A) Добрый вечер! Давайте знакомиться сказал улыбаясь мой сосед.
B) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя перепугали.
C) Успокойся сказал он Завтра поговорим.
D) Молчи, няня, сказал в сердцах Владимир сейчас пошли Антона в город за лекарствами.
E) Савельич дергая меня за руку говорил Выходи сударь приехали.
15. Укажите слово с ударением на третьем слоге:
A) Балует.
B) Баловать.
C) Балуюсь.
D) Балую.
E) Балованный.
16. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
A) Рокочущий.
B) Переведенный.
C) Качающийся.
D) Управляемый.
E) Несший.
17. Определите строку с деепричастиями совершенного вида:
A) Глядя на девушку, радостно улыбаясь.
B) Отвечая на вопрос, волнуясь за друга.
C) Поблагодарив за помощь, закрыв окно.
D) Выполняя задание, поворачивая голову.
E) Беседуя с братом, приближаясь к цели.
18. Выберите строку со слитным написанием союзов.
A) Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Балхаш.
B) И что (бы) она ни делала – все выходит у нее красиво.
C) Что (бы) вы посоветовали мне почитать?
D) Мы решили быстро уехать, что (бы) не опоздать к началу спектакля.
E) Теперь счастливая улыбка Меруерт стала мне так (же) дорога, как улыбка моей мамы.
19. Укажите способ связи примыкание.
A) Увлекающийся процессом творчества
B) Поражён видом панорамы
C) Увлекаемый вверх
D) Уверен в себе
E) Увлеченный работой
20. Махамбет, активный участник восстания, впервые в казахской литературе создал образ героя Исатая Тайманова.
В предложении имеется обособленное:
A) уточняющее обстоятельство.
B) дополнение .
C) обстоятельство.
D) определение.
E) приложение.
21. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:
Сдержанные рыдания матери заставили ребенка проснуться и взглянув на мать и на стоящую в дверях с зажженной восковой свечой бабушку ребенок тоже заплакал.
A) 1.
B) 2.
C) 3.
D) 5.
E) 4.
22. Укажите количество пропущенных знаков в предложении:
Часто скромность принимается за слабость и нерешительность но когда опыт докажет людям что они ошибались то скромность придает новую прелесть силу и уважение характеру.
A) Четыре.
B) Три.
C) Один.
D) Пять.
E) Два.
23. Укажите бессоюзное сложное предложение со знаком тире.
A) Океан словно вымер и тихо и ласково рокочет.
B) И роща и красивый фасад дома все отражалось в зеркале озера.
C) Жара была такая что малейшее движение утомляло.
D) Слово одежда всех фактов всех мыслей.
E) Солнце сильно палит к вечеру будет гроза.
24. Определите стиль текста:
Ветки цветущих черешен смотрели мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный.
A) Художественный.
B) Официально-деловой.
C) Разговорный.
D) Публицистический.
E) Научный.
25. Укажите слово с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук:
A) согнУтый
B) мусопрОвод
C) сорвАла
D) красИвее
E) избАлованный
26. Указать слово с ударением на 2 слоге.
A) Диспансер.
B) Каталог.
C) Патент.
D) Премировать.
E) Кухонный.
27. Часть речи, от которой нельзя образовать грамматическую форму:
A) Существительное.
B) Прилагательное.
C) Неопределенная форма глагола.
D) Наречие.
E) Порядковое числительное.
28. Укажите слово, которое не является предлогом.
A) Наподобие.
B) В продолжение.
C) Впоследствии.
D) В течение.
E) Вследствие.
29. Определите предложение с обратным порядком слов.
A) Лесная волшебница вызвала из прошлого самые дорогие воспоминания.
B) Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи. (А. Блок.)
C) Кибитка летела по гладкому зимнему пути.
D) Мне принесли букет черёмухи.
E) Днём паутина летала по воздуху, запутываясь в нескошенной траве.
30. Укажите количество знаков препинания в предложении:
В начале вашего пребывания Евгений Васильевич в доме моего брата когда я еще не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах но сколько мне помнится ни между нами ни в моем присутствии речь не заходила о поединках о дуэли вообще.
A) 7
B) 8
C) 6
D) 9
E) 10
Вариант 35
1. Это слово образовано бессуффиксным способом.
A) Будильник.
B) Догадка.
C) Поломка.
D) Единство.
E) Переход.
2. Укажите фразеологизм, имеющий значение «бездельничать».
A) Бить баклуши.
B) Поднимать целину.
C) Мутить воду.
D) Доводить до белого каления.
E) Снять стружку.
3. Укажите притяжательное прилагательное.
A) Тополиный.
B) Заячий.
C) Грамотный.
D) Пришкольный.
E) Праздничный.
4. В этом предложении на конце числительного не пишется Ь.
A) Что такое для матроса – двадцат(?) градусов мороза.
B) Ровно за десят(?) минут до отхода Твистер явился на борт парохода.
C) Четвертого октября тысяча девятьсот(?) пятьдесят(?) седьмого года был запущен первый искусственный спутник земли.
D) Восем(?) кукол деревянных, круглолицых и румяных, на столе у нас живут.
E) Пробило сверху двенадцат(?) часов.
5. Укажите предложение с безличным глаголом.
A) С вечера все спится.
B) Ветер посвистывает в трубе.
C) Скоро закончится зима.
D) Свершаются иногда чудеса.
E) Ландыш хорошо пахнет.
6. Это слово с непроверяемой гласной в корне.
A) В…лноваться.
B) Д…лекий.
C) Осв…жить.
D) С…лют.
E) Уд…вительный
7. Отметить слово с написанием И после приставки:
A) От..грать.
B) Пред..дущий.
C) Без..звестный.
D) Спорт..нвентарь.
E) Раз..скать.
8. Окончание -и пишется в существительном:
A) В рощ…
B) На опушк…
C) На ладон…
D) В пол…
E) По шосс…
9. Определите вариант слитного написания не с деепричастием:
A) Путешественники уснули у костра, (не)дожидаясь ужина.
B) Круглые глаза птицы, (не)мигая, смотрели на вечернее солнце.
C) В саду, (не)умолкая ни на секунду, кричали воробьи и сороки.
D) (Не)доумевая, Ольга остановилась и прислушалась.
E) Командир слушал, (не)вмешиваясь в разговор.
10. Укажите вариант с наречием.
A) Сеешь зерно.
B) Отрежь хлеб.
C) Отворить настежь.
D) Беречь честь.
E) Прекрасная ночь.
11. Укажите предложение с раздельным написанием частицы.
A) «Посмотри(ка), — возразил я ему, — как у Калиныча на пасеке чисто».
B) «Где(же) учитель?»-спросил он у вошедшего слуги.
C) «Давай(ка) выпустим лошадей на прогулку», — сказал сторож.
D) «Чего делать(то) будем?» — растерянно спросил юноша.
E) «Послушай(ка), Хорь, — говорил я ему, — отчего ты не откупишься от своего барина?»
12. Укажите вопросительное предложение (знаки не расставлены).
A) Смотри, как горит над рощами закат
B) Какие блюда готовили кочевники во время своих долгих переходов
C) Вот жизнь
D) Мне хочется обойти весь Мангыстау
E) Идешь, идешь, и края нет
Далекого пути
13. Найдите схему, соответствующую предложению:
Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
A) А: «П?»
B) А: «П!»
C) «П! – а. – П».
D) «П?» — а.
E) «П, – а. – П?».
14. Определите, какой жанр относится к научному стилю:
A) Диссертация.
B) Репортаж.
C) Ода.
D) Рассказ.
E) Повесть.
15. Укажите правильный вариант слогораздела:
A) розет-ка, те-ле-ви-зи-он-ный
B) фран-цу-зский, су-ровый
C) суро-вый, теле-ви-зи-он-ный
D) фран-цуз-ский, ро-зет-ка
E) су-ро-вый, ба-рсук
16. После ц пишется ы в слове:
A) Капуц…н.
B) Резолюц…я.
C) Эволюц…я.
D) Акац…я.
E) Синиц…н.
17. Найдите местоимение с отрицательной приставкой не-.
A) (Н…)чего не было в ней ужасного.
B) Торопиться было (н…)к (чему).
C) (Н…)перед(кем)не побоялась бы она обнаружить своих мыслей.
D) Я привык (н…)в(чем) не отступать от гражданских законов.
E) Молчат, потому что (н…)чего было сообщить друг другу.
18. Укажите действительное причастие настоящего времени:
A) Погашенный.
B) Видимый.
C) Лечащий.
D) Потерянный.
E) Любивший.
19. Укажите слова с производными предлогами.
A) Внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь.
B) Без семьи, за садом, о тебе.
C) По тропинке, под навесом, про него.
D) При вокзале, у меня, до утра.
E) С подругой, через испытания, от магазина.
20. Найдите предложение с союзом.
A) Что(бы) мы ни предпринимали, наши усилия были напрасными.
B) (По)этому признаку я разгадал происхождение камня.
C) Что(бы) быть здоровым, нужно постоянно закалять свой организм.
D) Что(бы) она ни делала, все выходит у нее ладно.
E) (За)тем лесом протекала небольшая речушка.
21. Одетая в лёгкое белое платье она сама казалась белее легче.
В предложении нужно поставить:
A) Три запятые.
B) Две запятые и тире.
C) Нет знаков препинания.
D) Одну запятую.
E) Две запятые.
22. Вводное слово, обозначающее источник сообщения есть в предложении:
A) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.
B) Вечер был устроен на славу, принимать она умела, и казалось, что все сложится удачно.
C) Ты, сказывают, петь великий мастерище.
D) Озадаченный Петька вспомнил, что такой поляны на его пути быть не должно, и решил, что, очевидно, проклятый конь опять занес его не туда.
E) Я, разумеется, обошелся весьма бережно со стариком.
23. Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
A) Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали из тумана, да вдали тянулась едва заметная струйка дыма.
B) Лето было сухое и знойное, зато ледники в горах начали таять не сразу.
C) Ходить по улицам было опасно, но все же Гаврик обязательно появлялся.
D) В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки, или мерный шум падающих капель отзывается легким эхом.
E) Мама прикрикнула на нас, и мы скрылись в доме.
24. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
A) Вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.
B) Только теперь разглядел он, что возле огня сидели люди.
C) Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.
D) Суматоха была потому, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу.
E) Князь Андрей умел себя поставить так, что все его уважали и боялись.
25. Указать слово с ударением на 1 слоге.
A) Фарфор.
B) Поняла.
C) Цыган.
D) Столяр.
E) Кашлянуть.
26. В предложении
Аблай-хан решил разместить ханскую ставку в Среднем жузе, потому что основную тяжесть войны с жунгарами нес на себе Средний жуз.
использованы части речи:
A) Имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, частицы.
B) Имена существительные, прилагательные, предлоги, союзы, глаголы, местоимения.
C) Имена существительные, прилагательные, предлоги, союзы, глаголы.
D) Имена существительные, прилагательные, глаголы, союзы, частицы.
E) Имена существительные, прилагательные, глаголы, союзы, местоимения.
27. В этом предложении слово “пропасть” является междометием.
A) -Тьфу, пропасть!-говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак!
B) Я нашила пропасть, да после траура еще не решаюсь щеголять-то.
C) Знакомых у него пропасть, да помочь некому..
D) Направо был утес, налево пропасть глубокая.
E) Он не мог пропасть без объяснений и причины.
28. Укажите словосочетание, которое связано способом управления.
A) Китовый ус.
B) Съездить отдохнуть.
C) Плавательный бассейн.
D) Учить стихи.
E) Бегать быстро.
29. Определите тип простого предложения.
Что новенького в газетах пишут?
A) Односоставное определенно-личное предложение.
B) Односоставное неопределенно-личное предложение.
C) Односоставное безличное предложение.
D) Односоставное назывное предложение.
E) Двусоставное предложение.
30. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой:
A) Край неба алеет в берёзах просыпаются галки и воробьи.
B) Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо сереют набегающие облака.
C) Жжет солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи.
D) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако.
E) Сырая земля упруга под ногами высокие сухие былинки не шевелятся длинные нити блестят на побледневшей траве.
Брэнд или бренд? Трэнд или тренд? СМИ взорвались заголовками о новых орфограммах, а соцсети специалистов — сообщениями о «лингвистическом бедствии». Причина? В интернете появился текст проекта постановления правительства «Об утверждении правил русской орфографии», подготовленный Минпросвещения России. О том, почему мы так боимся орфографических перемен, наш разговор с членом Орфографической комиссии РАН и главным редактором портала «Грамота.ру» Владимиром Пахомовым.
Владимир Маркович, неужели пришло время разобраться с коварной троицей «стеклянный, оловянный, деревянный»?
Владимир Пахомов: Когда люди слышат слова «новые правила», начинают беспокоиться: опять что-то придумали, будет реформа, и мы, столько лет зубрившие орфограммы в школе, станем безграмотными. Спешу успокоить всех, кого новость взбудоражила: «корову» через «а» писать не будем! И все привычные исключения из правил останутся в учебниках.
Речь идет лишь о том, что за последние 65 лет, с тех пор, как был утвержден предыдущий Свод, появилось очень много новых слов и даже типов слов, которые действующими правилами не описаны. И вот вопросы, как писать заимствованные слова с первой частью «интернет», «медиа», «бизнес»? Через какую букву — «бренд», «тренд»? Сложных слов очень много. Понятно, что в правилах 1956 года они не описаны.
И сейчас идет разработка этих недостающих правил?
Владимир Пахомов: Да. Все написания, о которых мы говорим, в современных словарях уже давным-давно зафиксированы и регламентированы — нужно только прописать их в правилах.
По мнению разработчиков проекта, в обществе есть запрос иметь не только единый полный справочник правил, но и их теоретическое обоснование. Правильно ли я понимаю, нам научно объяснят, почему «жи-ши» нужно писать с «и»?
Владимир Пахомов: Речь идет о кратких правилах, самых актуальных, необходимых для пишущих по-русски. При этом все написания лингвистами не просто так придумываются. Они возникают на основе глубинных законов русского письма. Например, слова «бренд», «тренд», «кеш», «флеш» пишутся с буквой «е», хотя мы их произносим твердо. Это происходит потому, что есть общая закономерность русского правописания: в начале корня после согласных в иноязычных словах мы не пишем букву «э»! Она есть только в очень ограниченном числе слов («мэр», «пэр», «сэр») и в узкоспециальных. В последнее время этот круг исключений расширился с появлением слов «фэнтези», «сэндвич», «фэн-шуй», рэп, рэкет, пленэр… Но лингвисты стараются сдержать вал исключений. Подавляющее большинство новых слов такого типа пишутся с буквой «е». Вот это и есть теоретическое обоснование того, почему например, в слове «карате» мы пишем «е». Правила такого не было. Теперь будет.
Школьной программы новинки мало коснутся. Они больше для корректоров, чиновников
Кто работает над новым Сводом?
Владимир Пахомов: Над теми правилами, о которых идет речь, работают лингвисты из разных научных центров. Но все предложения ученых (ведь речь идет пока только о проекте правил) будут обсуждаться, уточняться, дорабатываться в Орфографической комиссии РАН. Подчеркиваю, проект Свода находится в стадии разработки.
Но вот его примут. Для кого он станет законом?
Владимир Пахомов: Он будет обязательным для всех, кто хочет грамотно писать по-русски. Однако школьной программы нововведения мало коснутся. Учителям не нужно бояться, что придется переписывать знакомые правила и менять учебники. Скорее это актуально для редакторов, корректоров, чиновников.
Согласитесь, все, что затрагивает школьные правила, общество воспринимает очень болезненно. Этим летом ушел из жизни ваш учитель, выдающийся ученый Владимир Лопатин. Он был председателем Орфографической комиссии РАН, которая, ходили слухи, тоже готовила революционную реформу русского языка…
Владимир Пахомов: Она лишь предлагала подумать о единичных, точечных изменениях правил. Не для того, чтобы «упростить в угоду безграмотным двоечникам», как писали тогда, а для того, чтобы какие-то правила сделать более системными, более логичными и стройными. Убрать собирались только то, что нарушало базовые принципы русской орфографии.
Например?
Владимир Пахомов: Из самых заметных — «парашют», «жюри», «брошюра» предлагали писать через «у», «жареная картошка», что с грибами, что без грибов с одной «н». Предлагалось «пол-» как первую часть сложных слов писать через дефис во всех случаях. Сейчас мы пишем «пол-апельсина», но «полмандарина». Это не очень логично. Или такие слова, как «фейерверк» и «плейер» писать без «й». И это было бы не упрощение, а устранение исключений из слогового принципа русской графики.
Перед Орфографической комиссией Лопатина была поставлена конкретная задача: создать Свод правил русского правописания, актуального для конца XX века. И эта работа была сделана. Все предложенные изменения были научно обоснованы и аргументированы. Но поднялась просто волна народного гнева, никто толком не разобрался, все решили, что Орфографическая комиссия предлагает глобальную реформу. Работа остановилась. Впрочем, ее результаты, к счастью, не пропали даром, а вышли на правах Полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» в редакции Лопатина. Этот справочник не носит характер общеобязательного свода.
Поэтому по-прежнему главным остается Свод правил 1956 года. К слову, его проект был готов еще в 1939 году, потом в 1940 году его обновили, уточнили. А дальнейшей работе помешала Великая Отечественная война. И только в 50-е годы стало возможным к этому вернуться. Была долгая дискуссия на страницах специализированных журналов, например, «Русский язык в школе». И в 1956 году эти правила были утверждены.
«Корову» через «а» писать не будем. И все привычные исключения из правил останутся в учебниках. Речь больше о сложных заимствованных словах
Согласитесь, человеку, выросшему под речитатив учителя: «парашют» — через «ю», жюри — через «ю», трудно смириться даже с самыми компетентными обоснованиями «у» в этих словах. Это была попытка повернуть в сторону «как слышится, так и пишется»?
Владимир Пахомов: Еще в 50-е, а также 60-е годы прошлого века поступали идеи ликвидировать исключения в словах, где гласные после шипящих. Лингвисты никогда не предлагают что-то упростить ради упрощения. И в данном конкретном случае хотели устранить исключения, не очень оправданные системой русской орфографии.
Из своего краткосрочного опыта школьной русички знаю, что есть дети, которые делают по 15 ошибок в строчке. Их «рекорды» анализируются в работе над обновлением правил?
Владимир Пахомов: Обязательно. Перед не состоявшейся реформой 1964 года, было очень много исследований грамотности школьников Москвы и Московской области. Сейчас так интересно читать их результаты почти 60-летней давности. Выясняется, что современные школьники испытывают на уроках русского языка те же проблемы и допускают те же ошибки, что и их дедушки с бабушками. Топ такой: «о» или «ё» после шипящих, одна или две «н» в прилагательных, а также в причастиях. Все то же самое, что и сейчас вызывает трудности.
Свод касается только орфограмм, но ведь и с запятыми у нас сегодня проблема. Если судить по текстам в соцсетях, они вообще умерли?
Владимир Пахомов: Одна из важнейших задач Орфографической комиссии — подготовить полный академический свод правил орфографии и пунктуации, а также представить его в электронном виде, соединив с электронным академическим орфографическим словарем. Сделать универсальную базу для всех.
Справка «РГ»
Правительственная комиссия по русскому языку была создана в августе прошлого года по поручению Владимира Путина. В нее вошли 43 человека. Председателем комиссии стал министр просвещения Сергей Кравцов.
Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.
Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.
Этап через подвал
Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.
Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):
- В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
- В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
- В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
- В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
- В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».
Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО
В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.
Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:
- «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
- «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
- «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
- «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.
С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.
Помещение камерного типа
В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.
В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.
Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.
На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».
ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях
30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.
15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».
В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.
Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.
Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.