Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?
Открою величайший секрет человечества. «Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.
Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.
Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».
Впрочем, напишите в комментариях, что такое «пол-» и «полу-», по вашему мнению.
К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» гораздо проще, чем выяснить их роль в словах.
Слитное написание приставки пол-
Слитно слова с такой приставкой пишутся практически всегда, это самый распространенный вариант. Пол- пишется так, если вторая часть слова начинается с согласной. К примеру, полчетверти. Это слово мы пишем слитно, так как далее следует согласный ч. Подчеркивать в данном случае нужно окончание приставки – одной чертой и последующую согласную – двумя чертами.
Чаще всего слитно пишутся имена существительные, стоящие в форме родительного падежа (отвечающие на вопросы кто? что?).
Примеры: полвека, полгода, полгорода, полдома, полмира, полпути, полдня, полжизни.
Также часто употребляются с этой приставкой числительные. Они пишутся аналогично.
Примеры: полвосьмого, полпятого, полдесятого, полдевятого, полдвенадцатого, полпервого, полвторого, полшестого, полтретьего, полседьмого, полчетвертого.
Еще встречаются слова, обозначающие половину какой-либо единицы измерения.
Пример: полкило, полметра, полминуты, полкилометра, полкилограмма, полцентнера, полчаса.
Из этого правила существует одно исключение: если после приставки следует согласная л, то пол- нужно отделять с помощью дефиса.
Также мы пишем пол- слитно, если эта часть входит в состав слова: полезный, пологий, полный, поле и т. д. Чтобы проверить, можно попробовать исключить пол-.
Пример: полезный. При исключении получается “езный”.
Если получилось несуществующее слово, смело пишем слитно, иначе – это другой случай.
Когда напишем пол- слитно со словом?
Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».
Например:
- полгода
- полвека
- полнеба
- полстакана
- полтонны
Раздельное написание приставки пол-
Раздельно мы пишем слова в этом правиле гораздо реже. Во-первых, мы делаем это, если между пол- и словом стоит другой член предложения.
Например: пол столовой ложки, пол захватывающего журнала, пол налитого стакана.
Объясняется это так: мы пишем раздельно, так как между приставкой и словом стоит другая часть речи. В этом случае подчеркиваем одной чертой пробел и двумя чертами слово, стоящее между (как средство объяснения): пол пролитой чашки.
Во-вторых, мы пишем так, когда есть слово половина, выступающее в роли разделительного.
Примеры: половина пятого, половина апельсина, половина сборки, половина книги, половина срока.
Правописание “наполовину” надо запомнить.
Когда напишем пол- раздельно со словом?
Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:
- пол восьмого класса
- пол сочной дыни
- пол столовой ложки
- пол морского побережья
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика,
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Правописание приставки полу-
С полу- слова всегда пишутся слитно. Исключений из этого правила нет.
Примеры: полуавтомат, полуприцеп, полуботинки, полумаска, полупроводник, полушубок.
Приставка пол-/полу – это орфограмма, не требующая заучивания множества исключений и терминов, достаточно лишь запомнить необходимые правила. Существует даже специальная таблица для запоминания, содержащая их:
Пишем слитно, если после приставки следует согласная |
Пишем раздельно, если есть другая часть речи или если есть половина |
Пишем через дефис, когда вторая часть слова начинается на гласную, слово является именем собственным, или когда далее следует буква л |
Полу- всегда пишется слитно |
Теперь вы знаете, как пишется пол- и полу-. Запомните эту шпаргалку и пару примеров для большего понимания. Этого будет достаточно для того, чтобы не совершать ошибки в правописании.
Через дефис
1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.
Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.
Таблица ‘Правописание слов с пол-‘
Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме ‘л’: полминуты, | Корень существительного начинается на гласную или на ‘л’: пол-листа, | Между пол и словом есть определение: пол стиральной машины, |
Присоединяемая часть слова – имя собственное, состоящее из одного слова: пол-Москвы, | ||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные): пол-конференц-зала, |
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/gramotnost/pollista-ili-pollista-kak-pishutsia-pol-i-polu-so-slovami-5ec76b6af00711243d9f609e
- https://wpsovet.ru/obrazovanie/pravopisanie-pol-i-polu.html
- https://russkiypro.com/rule/pravopisanie-pol-polu-so-slovami
- https://Tarologiay.ru/russkiy-yazyk/napisanie-pol-polu-so-slovami.html
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
«Слитное и дефисное написание
сложных слов с пол-, полу-»
23.12.2020 г.
Цели
и задачи урока: — познакомить учащихся с написанием
сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять
орфографические и речевые ошибки; развивать воображение, навыки
самостоятельной работы.
—
совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;
—
совершенствовать словарный запас учащихся;
—
содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной
компетентностей школьников;
—
развивать логическое мышление;
—
воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за
получение новых знаний;
—
способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать
полученные знания в практической работе.
Планируемые
результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-;
предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки, объяснять
языковые явления.
УУД. Личностные: имеют
мотивацию к учению, осознают свои трудности и стремятся к их
преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: устанавливают
причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из
объяснения учителя, высказываний одноклассников.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят
небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в
парах.
Оборудование:
загадки, таблица, раздаточный материал
Тип
урока: комбинированный
Ход
урока
I.
Организационный момент.
1.
Психологическая установка.
II.
Актуализация опорных знаний.
2.
Орфографическая работа (работа в парах)
Записать
сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить
способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.
—
Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)
—
Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)
—
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он
и пыль, и сор. (Пылесос)
—
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
—
На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
Проводится
игра «Найди лишнее слово»
1.
Петя ушиб колено ноги.
2.
Собрание будет в конце декабря месяца.
3.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
4.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
5.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
III. Постановка
учебной задачи. Формулирование темы урока.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
-Ребята,
вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие
слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность?( Слова с пол)
-Какова
цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2.-Посмотрите
на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?
(Слитно и через дефис).
-А теперь подумайте, какова ещё одна
проблема нашего урока? (Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется
слитно, в других – через дефис).
— Что нужно сделать, чтобы решить эту
проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и
дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их
правописании).
— Какова же тема сегодняшнего урока?
Запись
темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».
IV. Объяснение
нового материала.
Рассмотрение
схемы
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
Дефисное написание | Слитное написание |
Перед | Перед | Перед | Слово | С |
v. Закрепление
нового материала
1.
Практикум «Цветик-семицветик»
(выходящий
к доске отрывает лепесток цветка и выполняет задание)
1.
Спишите, раскрывая скобки.
(Пол)метра, (пол)лимона,
(пол)арбуза, (пол)Африки, (пол)листа
2.
Спишите, раскрывая скобки.
(пол)города, (пол)Полтавы,
(пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи
2.
Физминутка
Соку
соку
Бачи
бачи
Соку
соку
Вира
вира
Соку
бачи
Соку
вира
Соку
бачи вира
3.
Слуховой диктант »Радионяня»
4.
Подберите подходящие по смыслу имена собственные. Опирайтесь на ваши знания по
географии, краеведению:
1)Пол(название
планеты);2)пол(название государства);3)пол (название столицы государства);4)
пол (название озера); 5) пол(название реки); 5)пол (название острова);
5.Запишите
одним словом с пол-(полу-)
Середина
дня; расстояние, равное половине шага; небольшая железнодорожная станция;
половина метра; время, равное половине часа; короткая, до колен, зимняя одежда
на меху; половина Европы; половина игры, половина круга.
6.Найди
«Четвёртое лишнее»
1) (пол)неба (
пол)Англии
(пол)часа (пол)стола
2) (пол)липы (пол)Вижая (пол)шага (пол)апельсина
7. 4) Игра-задачка
Задание: Напишите слитно или через дефис.
У каждого ученика на парте рисунок и задание.
Слова, которые пишутся через дефис,
отметьте на рисунке точками, а слова, которые пишутся слитно не отмечаете, в
результате у вас должна получиться оценка за это задание.
Слова:
1.(пол)лимона
2.(пол)лица
3.(пол)Парижа
3.(пол)Парижа
4.(пол)ананаса
5.(полу)живой
6.(пол)торта
7.(пол)ольхи
8.(пол)этажерки)
9.(пол)ясеня
10.(пол)луковицы
11.(пол)лилии
12.(пол)Антарктиды
8. «Верно-неверно»
Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ
Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ
Слово пол(буханки) пишется слитно? Да
Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет
Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ
Полу(бокс) пишется слитно? ДА
Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА
Пол (Казахстана) пишется раздельно? Нет
VI. Подведение
итогов урока.
Рефлексия
-Что вы узнали о
правописании сложных слов с пол-, полу- ?
— Привести
примеры.
— Что для Вас было
трудным на уроке?
— Что на уроке
было интересным, легко запомнилось?
Домашнее
задание.
-Выполнить задания
на карточках. На «3»
— составить
словарный диктант на орфограмму пол- полу на «4»
-Придумать сказку к орфограмме слитное и дефисное написание
сложных слов с корнем пол-, полу- на «5».
Оценивание с комментированием.