Пол ноги как пишется

Что означают пол- и полу-? приставка или корень?открою величайший секрет человечества. пол- и полу- это половина. ещ полу- вносит

Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?

Открою величайший секрет человечества. «Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.

Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.

Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».

Впрочем, напишите в комментариях, что такое «пол-» и «полу-», по вашему мнению. :)

К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» гораздо проще, чем выяснить их роль в словах.

Слитное написание приставки пол-

Слитно слова с такой приставкой пишутся практически всегда, это самый распространенный вариант. Пол- пишется так, если вторая часть слова начинается с согласной. К примеру, полчетверти. Это слово мы пишем слитно, так как далее следует согласный ч. Подчеркивать в данном случае нужно окончание приставки – одной чертой и последующую согласную – двумя чертами.

Чаще всего слитно пишутся имена существительные, стоящие в форме родительного падежа (отвечающие на вопросы кто? что?).

Примеры: полвека, полгода, полгорода, полдома, полмира, полпути, полдня, полжизни.

Также часто употребляются с этой приставкой числительные. Они пишутся аналогично.

Примеры: полвосьмого, полпятого, полдесятого, полдевятого, полдвенадцатого, полпервого, полвторого, полшестого, полтретьего, полседьмого, полчетвертого.

Еще встречаются слова, обозначающие половину какой-либо единицы измерения.

Пример: полкило, полметра, полминуты, полкилометра, полкилограмма, полцентнера, полчаса.

Из этого правила существует одно исключение: если после приставки следует согласная л, то пол- нужно отделять с помощью дефиса.

Также мы пишем пол- слитно, если эта часть входит в состав слова: полезный, пологий, полный, поле и т. д. Чтобы проверить, можно попробовать исключить пол-.

Пример: полезный. При исключении получается “езный”.

Если получилось несуществующее слово, смело пишем слитно, иначе – это другой случай.

Когда напишем пол- слитно со словом?

Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».

Например:

  • полгода
  • полвека
  • полнеба
  • полстакана
  • полтонны

Раздельное написание приставки пол-

Раздельно мы пишем слова в этом правиле гораздо реже. Во-первых, мы делаем это, если между пол- и словом стоит другой член предложения.

Например: пол столовой ложки, пол захватывающего журнала, пол налитого стакана.

Объясняется это так: мы пишем раздельно, так как между приставкой и словом стоит другая часть речи. В этом случае подчеркиваем одной чертой пробел и двумя чертами слово, стоящее между (как средство объяснения): пол пролитой чашки.

Во-вторых, мы пишем так, когда есть слово половина, выступающее в роли разделительного.

Примеры: половина пятого, половина апельсина, половина сборки, половина книги, половина срока.

Правописание “наполовину” надо запомнить.

Правописание пол- и полу-

Когда напишем пол- раздельно со словом?

Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:

  • пол восьмого класса
  • пол сочной дыни
  • пол столовой ложки
  • пол морского побережья

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-участ­ка
  • пол-этажа
  • пол-авто­бу­са
  • пол-очка
  • пол-ящика,

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

  • пол-ладо­шки
  • пол-лужай­ки
  • пол-лоску­та
  • пол-лаге­ря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луко­ви­цы.

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го паде­жа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му пра­ви­лу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной бук­вы:

  • пол-Петер­бур­га
  • пол-Оки
  • пол-Байка­ла
  • пол-России.

Пол со словами

Правописание приставки полу-

С полу- слова всегда пишутся слитно. Исключений из этого правила нет.

Примеры: полуавтомат, полуприцеп, полуботинки, полумаска, полупроводник, полушубок.

Приставка пол-/полу – это орфограмма, не требующая заучивания множества исключений и терминов, достаточно лишь запомнить необходимые правила. Существует даже специальная таблица для запоминания, содержащая их:

Пишем слитно, если после приставки следует согласная
Пишем раздельно, если есть другая часть речи или если есть половина
Пишем через дефис, когда вторая часть слова начинается на гласную, слово является именем собственным, или когда далее следует буква л
Полу- всегда пишется слитно

Теперь вы знаете, как пишется пол- и полу-. Запомните эту шпаргалку и пару примеров для большего понимания. Этого будет достаточно для того, чтобы не совершать ошибки в правописании.

Через дефис

1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.

Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.

Таблица ‘Правописание слов с пол-‘

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние

Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме ‘л’:

полмину­ты,
полбага­жа

Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на ‘л’:

пол-листа,
пол-арбу­за,

Между пол и сло­вом есть опре­де­ле­ние:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть сло­ва – имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го сло­ва:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на соб­ствен­ные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/gramotnost/pollista-ili-pollista-kak-pishutsia-pol-i-polu-so-slovami-5ec76b6af00711243d9f609e
  • https://wpsovet.ru/obrazovanie/pravopisanie-pol-i-polu.html
  • https://russkiypro.com/rule/pravopisanie-pol-polu-so-slovami
  • https://Tarologiay.ru/russkiy-yazyk/napisanie-pol-polu-so-slovami.html

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

 «Слитное и дефисное написание

сложных слов с пол-, полу-»  
23.12.2020 г.

Цели
и задачи урока:
 — познакомить учащихся с написанием
сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять
орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки
самостоятельной работы.


совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;


совершенствовать словарный запас учащихся;


содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной
компетентностей школьников;


развивать логическое мышление;


воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за
получение новых знаний;


способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать
полученные знания в практической работе.

Планируемые
результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-;
предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять
языковые явления.

УУД. Личностные: имеют
мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их
преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают
причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из
объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят
небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в
парах.

Оборудование:
загадки, таблица, раздаточный материал

Тип
урока:
 комбинированный

Ход
урока

I.
Организационный момент.

1.                            
Психологическая установка.

II.
Актуализация опорных знаний.

2.                            
Орфографическая работа (работа в парах)

Записать
сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить
способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.


Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)


Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)


Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он
и пыль, и сор. (Пылесос)


Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)


На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Проводится
игра
 «Найди лишнее слово»

1.                            
Петя ушиб колено ноги.

2.                            
Собрание будет в конце декабря месяца.

3.                            
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

4.                            
Путешественники ослабли от недоедания пищи.

5.                            
В мае 25 числа мы закончим учебный год.

III. Постановка
учебной задачи. Формулирование темы урока.

Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята,
вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие
слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность?( Слова с пол)

-Какова
цель использования таких слов  в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите
на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?
(Слитно и через дефис).

-А теперь подумайте, какова  ещё одна
проблема нашего урока? (Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется
слитно, в других – через дефис).

— Что нужно сделать, чтобы решить эту
проблему? (
Нам необходимо изучить правило слитного и
дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их
правописании).

Какова же тема сегодняшнего урока?

 Запись
темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».

IV. Объяснение
нового материала
.

Рассмотрение
схемы

Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное написание

Слитное написание

Перед
именами собственными

Перед
согласной Л

Перед
гласными

Слово
после ПОЛ- начинается с согласной

С
ПОЛУ- слова пишутся всегда слитно

v. Закрепление
нового материала

1.
Практикум «Цветик-семицветик»

(выходящий
к доске отрывает лепесток цветка и выполняет задание)

1.
Спишите, раскрывая скобки.

(Пол)метра,  (пол)лимона, 
(пол)арбуза, (пол)Африки, (пол)листа

2.
Спишите, раскрывая скобки.

 (пол)города, (пол)Полтавы,
(пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи

2.
Физминутка

Соку
соку

Бачи
бачи

Соку
соку

Вира
вира

Соку
бачи

Соку
вира

Соку
бачи вира

3.
Слуховой диктант »Радионяня»

4.
Подберите подходящие по смыслу имена собственные. Опирайтесь на ваши знания по
географии, краеведению:

1)Пол(название
планеты);2)пол(название государства);3)пол (название столицы государства);4)
пол (название озера); 5) пол(название реки); 5)пол (название острова);

5.Запишите
одним словом с пол-(полу-)

Середина
дня; расстояние, равное половине шага; небольшая железнодорожная станция;
половина метра; время, равное половине часа; короткая, до колен, зимняя одежда
на меху; половина Европы; половина игры, половина круга.

6.Найди
«Четвёртое лишнее»

1) (пол)неба         (
пол)Англии
   
(пол)часа       (пол)стола

2) (пол)липы       (пол)Вижая        (пол)шага      (пол)апельсина

7. 4) Игра-задачка
Задание: Напишите слитно или через дефис.

У каждого ученика на парте рисунок и задание.
Слова, которые пишутся через дефис,
отметьте на рисунке точками, а слова, которые пишутся слитно не отмечаете, в
результате у вас должна получиться оценка за это задание.

Слова: 
1.(пол)лимона 
2.(пол)лица 
3.(пол)Парижа 
3.(пол)Парижа
4.(пол)ананаса 
5.(полу)живой 
6.(пол)торта 
7.(пол)ольхи 
8.(пол)этажерки) 
9.(пол)ясеня 
10.(пол)луковицы 
11.(пол)лилии 
12.(пол)Антарктиды 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19182_a7050ea49da64156895f6bdf7eade19d.jpg.jpg

8. «Верно-неверно»

Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

Полу(бокс) пишется слитно? ДА

Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

Пол (Казахстана) пишется раздельно? Нет

VI. Подведение
итогов урока.

Рефлексия

-Что вы узнали о
правописании сложных слов с пол-, полу- ?

— Привести
примеры.

— Что для Вас было
трудным на уроке?

— Что на уроке
было интересным, легко запомнилось?

Домашнее
задание.

-Выполнить задания
на карточках. На «3»

— составить
словарный диктант на орфограмму пол- полу на «4»

-Придумать сказку к орфограмме слитное и дефисное написание
сложных слов с корнем пол-, полу- на «5».

Оценивание с комментированием.

  • Пол новгорода как пишется
  • Пол мужской по английскому как пишется
  • Пол машины как пишется правильно
  • Пол монако как пишется
  • Пол мороженого как пишется