Автор na5club На чтение 5 мин. Опубликовано
Упражнение 1. Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.
Исходить (пол)России, об…ехать (пол)мира, быть (пол)года в экспедиции…, встать (пол)восьмого, обойти (пол)города, с…есть (пол)апельсина, скосить (пол)луга, отрезать (пол)метра ткани, откусить (пол)яблока, (пол)жизни провести в (пут…)шествиях, пройти (пол)Крыма, опоздать на (пол)минуты, возвратиться в (пол)одиннадцатого, отстать на (пол)очка, (полу)годичное отсутствие, сделать (полу)оборот, (полу)льняное
волокно, участвовать в (полу)финале, пробежать (пол)дистанции, перегородить (пол)улицы.
Упражнение 3. Запишите слова в три колонки, разграничивая слитное, дефисное и раздельное написание слов с элементом пол- и полу-. Сформулируйте правило их правописания. При этом обращайте внимание на то, с какой буквы начинается вторая часть сложного слова (с гласной, согласной, буквы л, прописной буквы).
(Пол)ставки, (пол)Европы, (пол)часа, (полу)шёпот, (пол)арбуза, (пол)тысячи, (пол)стакана, (пол)граненого стакана, (пол)ложки, (пол)килограмма, (пол)литра, (полу)чистый, (пол)второго, (пол)цены, (пол)России, (полу)фабрикат, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)эмалированного ведра, (полу)тон, (пол)года, (пол)миллиона, (полу)месяц, (пол)страницы, (пол)листа, (полу)грамотный, (полу)тяжёлый, (полу)финальный, (пол)большой тарелки, (пол)порции, (полу)разрушенный, (пол)очка, (пол)пути, (пол)смены.
Упражнение 4. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.
(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.
Упражнение 5. Прочитайте и объясните правописание выделенных слов
Я пришел из школы,
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед.
Полбатона хлеба,
Полсудка борща
И на сковородке
Ровно пол-леща.
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я еще не мертвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте
Вымыл пол(окна)
Нач…ртить ц…ркулем полу(круг)
Р…шать задачи пол(урока)
Выше на пол(г…ловы)
Ук…зать границу полу(пустыни)
Занять под упр…жнение (пол)листа
Рас…читывать на хорошие оценки за полу(годие)
Упражнение 7. Отгадайте слово по его значению, запишите
1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
2. Расстояние, равное половине шага.
3. Небольшая железнодорожная станция.
4. Половина литра.
5. Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда из меха.
6. Слабое освещение, близкое к темноте.
7. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к материку.
8. Половина Европы.
Ответы:
1. полдень
2. полшага
3. полустанок
4. пол-литра
5. полушубок
6. полумрак
7. полуостров
8. пол-Европы
Упражнение 8. Распределите в два столбика
(Полу)ф…нал, (пол)Челябинска, (пол) тайма, (пол)часа, (пол)автобуса, (пол)игры, (полу)защитники, (полу) метровое ра…стояние, (пол)света, об…ехал (пол)области, (пол) ст…диона, и…п…сал (пол)тетрад…
Упражнение 9. Записать предложения, раскрывая скобки.
Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. (Былина)
(Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли. (В.Харитонов)
Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. (П.Шубин)
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. (Ю.Нагибин)
Упражнение 10. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. Разломила она (пол)яблока да подала его Ивану со словами Съешь мой друг не побрезгуй.
Упражнение 11. Выбирая слитное или дефисное написание, распределите слова по соответствующим колонкам таблицы.
Пол/беды, полу/автомат, пол/окна, полу/остров, пол/осени, пол/лица, пол/Европы, пол/зимы, полу/шёпот, пол/атласа, пол/города, пол/аллеи, пол/слова, пол/Киева, пол/лошади, полу/круг, пол/площади, пол/литра, полу/дремота, пол/алфавита, пол/утки, пол/ложки.
Слова с пол- пишутся через дефис Слова с пол- пишутся слитно Слова с полу- пишутся слитно
Далее следует гласная Далее – большая буква Далее – буква л
Тест
1.Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.
А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.
С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.
2. Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.
А) На решение задачи ушло пол-урока.
В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.
С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.
3. Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.
А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.
В) Пол-луга, полукруг, полуостров.
С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-Барыша.
4. Определить ряд, в котором сложные слова пишутся слитно.
А) Полдома, пол-улицы, пол-Киева.
В) С полуслова, вполсилы, пол-листа.
С) Полжизни, полвека, полкниги.
Ответы:
№1 – В; №2 – В; №3 – С; №4 – С.
2
0
Добрый день. Давайте узнаем, как правильно пишется слово «(пол)ящика».
Сначала определим часть речи слова «(пол)ящика». Данное слово отвечает на вопрос «что» и является существительным.
Для существительного есть правило русского языка, которое поясняет, как оно пишется с частицей «пол».
Существительные пишутся через дефис с частицей «пол» в трех случаях:
1) Слово начинается с буквы «л»;
2) Слово начинается с заглавной буквы;
3) Слово начинается с любой гласной.
Третье правило можно применить, поэтому правильно писать: «пол-ящика».
Пример предложения.
Бабушка прислала пол-ящика абрикосов.
Удачи!
2
0
Пол-ящика помидоров пригодились на пикнике.
Пол-ящика или «пол ящика»?
Чтобы правильно написать это существительное, применю орфографическое правило, согласно которому, если корень слова начинается с гласной буквы, то приставка пол- пишется с дефисом, например:
пол-огурца,
пол-участка,
пол-арбуза,
пол-окна.
Правильно напишу слово пол-ящика с дефисом, поскольку корень слова начинается с буквы «я».
Аналогично с дефисом пишутся слова, корень которых начинается с согласной «л» или прописной буквы, например:
пол-листика, пол-лужайки, пол-ладошки;
пол- Мурманска, пол-Волги, пол-Сибири.
1
0
Для того, чтобы правильно написать слово «пол-ящика», достаточно вспомнить одно правило русского языка, согласно которому, если слово начинается на гласную букву, то это слово с «пол-» пишется через дефис.
В нашем случае слово «ящик» начинается на гласную букву «Я», соответственно, пишем слово через дефис, то есть «пол-ящика».
0
0
если имеется ввиду половина ящика — то это пол-ящика. И это существительное.
«Взвесьте мне, пожалуйста, пол-ящика апельсинов»
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».