Это раньше, по осени мы с грустью забывали про свежие овощи и фрукты и доставали из погреба, заранее заготовленные соленые огурчики. Теперь у нас все, включая свежую клубнику, в магазинах не «с июня», а «с пяти утра», как в старом анекдоте. И анекдоты теперь другие — на злобу дня.
Один из последних — поворот огуречного экспорта вспять. Раньше с благодатной Украины, этой всесоюзной житницы привозили нам огурчики-помидорчики, а теперь, по сообщению ресурса EastFruit, все наоборот, «луховицкие» и прочие огурцы — импортируют туда из России.
Если арбузы у нас теперь все как на подбор «астраханские», то огурцы стараются маскироваться под луховицкие. В подмосковных Луховицах они и впрямь хороши: ароматные, пупырчатые, хрустящие. Но только летом, а сейчас — опустело число поле, нет уж дней тех светлых боле. Хотя, если выращивать в теплице, обогревать дешевым газом, и опылять трудолюбивыми шмелями, «луховицкие» огурцы — можно выращивать хоть круглый год, в полярную ночь. Что кстати успешно делает японец Араи Кузанори, построивший теплицы в Хабаровске. Даже земли ему не нужно, доверчивые овощи успешно растут на матах из стекловолокна, лишь бы было искусственное освещение, тепло и вода с удобрениями.
А что с ценами?
Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, сообщил «СП», что оптовые цены на огурцы падают у нас с конца октября:
— На текущей неделе ситуация на рынке тепличных огурцов несколько стабилизировалась. Производителям удавалось избежать дальнейшего снижения отпускных цен ввиду сокращения тепличного огурца на рынке. Выборки в местных комбинатах были малообъёмными, из-за похолодания во многих областях страны.
В то же время поставки импортного огурца из Казахстана, были нестабильными. Несмотря на сокращение предложения данной продукции на рынке, отпускные цены не повышались ввиду отсутствия активного спроса.
На данный момент продажи гладких огурцов ведутся в диапазоне 60−80 руб/кг, в то время как бугорчатые огурцы реализовываются по 90−120 руб/кг…
Да, огурцы нигде не дешевы. Не только короткоплодные, по типу пикулей, но и среднеплодные, крупноплодные, а также огромные, продающиеся по одному в полиэтилене. Наши люди уверены, что именно они — тепличные, а все остальные могут быть грунтовыми — очень хотелось бы в это верить. В реальности, если они и росли на грунте, то, в лучшем случае, на турецком или даже на иранском — под молитвы муэдзина.
У нас почему-то считается, что всю гадость, которую мы потребляем, везут из Китая. Дескать, 90% маринованных огурцов — производится в Поднебесной, в Россию их «привозят в 200 литровых бочках», расфасовывают на месте в стеклянные банки, на которых нагло пишут: «Произведено в России». Это фейк, китайцам огурцов — самим не хватает.
В принципе огурец в российско-украино-белорусских отношениях — тема закономерная. Дело в том, что только восточные славяне понимают в них толк, например, умеют хорошо солить. Все остальные в основном маринуют с уксусом, чтобы подольше хранилось. Открыл баночку — никакого удовольствия, кроме изжоги.
Огурец — это загадочная штука для русской души — не очень понятная не только для жителей Турции, но и для греков, итальянцев, испанцев с португальцами, чьи страны столетиями специализировались на помидорах и оливках. А огурцы для них — это так, баловство. Просто они их солить не умеют, и употреблять затем под водочку.
Вот Украина и начала импортировать свежие огурцы из России. Российский оказывается нынче конкурентнее по цене, несмотря на десятипроцентную импортную пошлину. А ведь до сих пор наша страна считалась одним из основных рынков сбыта украинских тепличных и грунтовых огурцов.
За восемь месяцев этого года «незалежная» закупила рекордный объем свежих огурцов — 12 тысяч тонн. Главные поставщики: Белоруссия и Турция, обогревающиеся сравнительно дешевым российским газом. Экспорт с Украины тоже есть. Он составил четыре тысяч тонн, и вырос в разы по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Но тут надо понимать — из какой части Украины он идет: из Закарпатья или с Донбасса? Отследить это довольно трудно. Везде пишется «Made in Ukraine»
Но предложение огурца украинского производства уже ограничено, мало кто ведет отгрузки. Килограмм украинских огурцов стоит около 38−45 гривен (104−123 рубля). Из Турции, они дешевле на пять-десять гривен за килограмм. Огурцы из России — поступают на рынок по самым низким ценам среди всех конкурентов — по 60−80 рублей за кило. Что интересно, и Польша также наращивает импорт российских огурцов.
Генеральный директор ассоциации «Теплицы России» Наталия Рогова рассказала «СП», что в России сейчас три тысячи гектар теплиц. Возведение теплиц — дорогостоящее удовольствие, но, учитывая наш климат, это жизненно необходимо. Сейчас мы получаем более миллиона четырехсот тысяч тонн продукции, не считая того, что периодически добавляется, вводятся новые мощности. Точно будет известно в конце года.
«СП»: — Отчего у нас огурцы дешевеют, а в Польше и на Украине дорожают? То же самое в Грузии, Узбекистане, Таджикистане — подорожали на 33%.
— У нас природный газ на столько не подорожал. У них он более дорогой. Там вообще возникают проблемы с рентабельностью теплиц. Себестоимость продукции у них прежде была ниже, чем у нас и вот стоимость газа возросла, значит и электричество подорожало и все остальное.
Круглогодичное производство овощей с «досвечиванием» обходится дорого. Поэтому происходит сезонное увеличение цены в сентябре. Летом продукция стоит 25−30−40 рублей за килограмм. Магазины не могут продавать по более дорогой цене, потому что овощи с открытого грунта сбивают цену. Что касается осени, то как только начинаются холода, добавляется использования газа для обогрева, электричества для освещения и так далее. Поэтому продукция имеет сезонные сброс и повышение цены.
Импорт уменьшается стабильно. Огурцов уже практически не завозят — хватает своих. Импортируем пока томаты, боклажаны и перец.
«СП»: — Замечено, что наши любимые турки не очень любят выращивать огурцы?
— Дело не в том, что они любят или не любят. Если стало выгодно, полюбили бы. Нормальный огурец живет пять суток. Потом внутри появляются бактерии. У нас салаты, зеленные культуры полагается подавать сразу к столу. Производители стараются быстро развести их по торговым сетям, а магазины — быстро все распродать примерно за сутки.
«СП»: — Так что если цена на огурец большая, никаких турок в этом винить не приходится. Все сами выращиваем?
— Отпускная цена у нас небольшая и совершенно адекватная. Даже когда поступал импорт, наша продукция была чуть-чуть выше по стоимости. Хотя, если везут продукцию из того де Ирана, то цена доставки за четверо суток получается дороже, чем ее вырастить. Приходится огурцы обрабатывать, чтобы не испортились.
Торговые наценки на огурец не 10% и не 20%. Бывает и в два раза вырастает цена, доходя до покупателя — в зависимости от логистики. К оптовой цене до момента реализации добавляется еще стоимость транспортировки, сортировки и торговая наценка.
«СП»: — Подорожают ли огурцы до Нового года, чтобы их можно было добавить в салат оливье?
— Наша оптовая, отпускная цена производителя не менялась три года. Резко растет она не у нас, хотя затраты на производство увеличиваются.
Еще важно знать, что активной развитие тепличного хозяйства нашей страны началось пять-шесть лет назад. Огурцы теперь на 95% российские. Скоро будет столько же помидоров и всего остального. На очереди грибы. Недавно мы только мечтали выращивать 10 тысяч тонн, а уже сегодня выращивают более ста тысяч тонн. Раньше только польские покупали, теперь свои…
Так что с выращивание огурцов больше проблем нет. Основная проблема — бочковых найти не так просто, особенно в Москве. Да и самих деревянных дубовых бочек, по сути, нет, а огурцы солят теперь в полиэтиленовых кадушках.
К сожалению, соления тоже долго не хранятся и основная надежда на ближайший магазин «Ашан», где в полулитровых баночках можно купить соленые огурцы, выдающие себя за бочковые. По вкусу они конечно не очень — явно не по-русски солили. Еще бы, ведь этой торговой владелец сети Жерар Мюлье — природный француз. Хотя вряд ли он сам лично в свои девяносто лет занимается для нас солением огурцов.
Можно еще сходить на ярмарку выходного дня, куда привозят соления из близлежащих областей. Вот там огурцы еще можно найти хорошие, хрустящие, в их засолке явно обошлось без французов.
Пословицы — это многовековая мудрость народа, воплощенная в коротких фразах. Одни пословицы рождаются, другие умирают — забываются, многие живут веками не меняясь, несмотря на новые информационные технологии, сленг и «упрощение языка».
«I proverbi sono come le farfalle, alcuni sono presi, altri volano via.»
Пословицы подобны бабочкам: одних поймали, другие улетели.
С интересам изучая пословицы и поговорки итальянского языка, заметила как часто их смысл перекликается с русскими пословицами и поговорками. И это не удивительно, ведь любовь и ненависть, дружба и предательство, лень и трудолюбие, надежда и отчаяние.., независимо от языка, вызывают одни и те же эмоции, рассуждения, выводы.
Поэтому в каждом языке найдутся аналоги русским пословицам «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда» или «Всяк кулик свое болото хвалит».
Но мне кажутся более интересными те пословицы, которые характерны только определенному языку и отражают самобытность и темперамент, говорящего на нем народа. Меня покорили такие итальянские пословицы, как «Chi mangia solo crepa solo» — Кто ест один, умрет один, «Chi vive nel passato, muore disperato» — Живущий прошлым умрет от отчаяния, «La bellezza ha una verità tutta sua » — У красоты своя правда. Эти пословицы только подтверждают то, что итальянцы любят жить большими семьями, оптимистичны и большие ценители красоты.
Предлагаю вашему вниманию некоторые итальянские пословицы и поговорки с переводом на русский язык и (или) с их русскими аналогами.
(Это не пропаганда пива, как может показаться, а призыв жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь.)
(В городе Сиена дважды в год, начиная со Средневековья и по сей день, проводятся традиционные конные скачки Палио, посмотреть которые, съезжаются туристы со всего мира.)
Эта фраза принадлежит папе Льву X, который ввёл должности тридцати новых кардиналов, а на церемонии посвящения в сан добавил к ним ещё одного священника.
Mai lasciare il certo per l’incerto.
Карьеры русских футболистов ломаются еще в юном возрасте.
Наши победы на юношеских Евро — боль: 2/3 парней выкосили травмы (и рецидивы), минимум человек закрепилось хотя бы в РПЛ, большинство после успеха играли все хуже
Все помнят юношескую сборную России Игоря Колыванова, которая в 2006-м взяла золото Евро. Это была первая победа на юношеском и молодежном уровне со времен СССР. Но в итоге та команда не дала российскому футболу ни одного топ-игрока. Более того, большинство застряли в низших лигах или рано завершили карьеру.
Но еще грустнее, если узнавать их истории подробнее: 2/3 состава получили травмы крестообразных связок, у некоторых были рецидивы, у многих различные операции в раннем возрасте и вынужденные месяцы без футбола.
Тренер Владимир Щербак (работал в юношеской сборной России в другой период) рассказывал, как сломалась карьера его сына — игрока той команды Дениса Щербака. Спустя несколько лет после победного Евро он оперировался 5-6 раз.
У других сборников все тоже было непросто:
— После того триумфа 99 процентов команды было прооперировано, и не раз. Об этом нигде не пишется, — говорил Щербак в интервью «Спорт день за днем» в 2015-м. — Выпала запредельная психологическая и физическая нагрузка, они в тот сезон сыграли где-то около ста игр.
Например, Игорь Горбатенко, очень талантливый парень, но у него было пять или шесть операций. Это и паховые кольца, и колени. Только сейчас он оклемался и выходит на тот уровень, на котором реально блистал. Женя Помазан, вратарь, помните? Великолепно играл! Крестообразные связки и колени. Рома Амирханов, крайний защитник, — несколько операций на коленных суставах. Семен Фомин, у него оба колена прооперированы неоднократно. Единственный, кто обошелся без травм, — это Саша Прудников. Наверное, не хватило опыта на местах, где они тренировались, и личного опыта, чтобы где-то себя поберечь, — говорил тогда тренер.
Александр Прудников / Фото: © РИА Новости / Илья Питалев
Сборная U-17 под руководством Дмитрия Хомухи, взявшая золото Евро в 2013-м, тоже не раскрылась на полную. В высших дивизионах сейчас играют только пятеро — Баринов, Жемалетдинов, Головин, Зуев, Довбня. Ну, плюс Митрюшкин, который неплохо показывал себя в Швейцарии до того, как потерял больше года из-за травм. Сейчас он пробует пробиться во второй Бундеслиге. У многих других тоже были серьезные проблемы с повреждениями. Александр Макаров из ЦСКА, например, вообще завершил карьеру в 24 года.
Показательно и то, как тяжело пробивались на взрослый уровень таланты из той команды: относительно спокойно это получилось лишь у Головина, Баринова и Жемалетдинова. И то — первый последнее время мучается с мелкими травмами в «Монако», а второй недавно рвал кресты.
Дмитрий Баринов / Фото: © РИА Новости / Илья Питалев
Когда из двух золотых сборных относительно готовыми к нагрузкам взрослого футбола доходит 1/3 игроков, а до топ-уровня (хотя бы по российским меркам) — вообще всего трое ребят, очевидно, что есть какая-то проблема подготовки в академиях. И не только в техническом плане, о чем мы регулярно говорим, но и в физическом.
Мы тренируем детей как легкоатлетов: талантливые и быстрые теряют свои качества к 20 годам. Хотя в 15-17 лет у наших ребят феноменальные показатели по «физике», шокирующие итальянцев
О том, почему наши игроки рвут в плане «физики» команды из Европы до 15-17 лет (есть подтверждающие цифры), а потом идет серьезный спад, мы поговорили с научным сотрудником РФС Евгением Калининым. Он является начальником отдела научного-методического обеспечения департамента сборных команд России.
Евгений Калинин / Фото: © РФС
— Может так быть, что мы в какой-то период подготовки загоняем юношей чрезмерными или неправильными нагрузками и, грубо говоря, изнашиваем их возможности, понижаем функциональный потенциал?
— Да, такие моменты действительно есть. Но тут важно понимать: что такое нагрузка и как ее измерить? Если открыть научно-исследовательские работы о футболе в России, то о параметрах двигательной активности (а это ускорения, спринты и скорость) вообще практически ничего не сказано. До 2017-18 годов в России, оценивая нагрузку, работали только с пульсометрами. То есть смотрели суммарное количество ударов пульса и значения в определенных диапазонах. И все.
На сегодня такая методика устарела. Изначально она вообще была сделана для циклических видов спорта, но в футболе совершенно другой вид нагрузки. С 2000-х годов в Европе очень активно происходит смена трекинговых систем. Все фиксируют нагрузку по показателям двигательной активности. Сейчас благодаря РФС мы можем такие вещи получать и фиксировать.
В итоге выяснилось, что в какой-то момент наши игроки действительно не то что не уступают [по скоростно-силовой работе], а значительно превосходят топовые европейские команды в юношеском возрасте.
В 2017 году мы проводили независимую научно-исследовательскую работу с итальянскими специалистами, которые работают с Федерацией футбола Италии. В одной из игр они сами фиксировали данные нашей команды, и после первого тайма подошли и сказали: «Это космос! Мы первый раз видим, чтобы дети в 15 лет показывали такой объем двигательной активности. Это что-то нереальное». По всем критериям мы кратно превзошли команду из Англии. Кратно! Но в итоге проиграли в 2 мяча.
Скажу больше: эти же специалисты в 2019-м проделали то же исследование с одной из наших юношеских сборных, но уже на примере другого поколения — 16-17 лет. И тогда выявили двух ребят, которые по показателям двигательной активности соответствовали игрокам итальянской Серии А! Это было феноменально. И, честно, в голове сложно укладывалось.
Когда такое видишь, начинаешь задумываться, а что мы тогда вообще можем предложить с точки зрения физической подготовки, чтобы дальше совершенствоваться. Пытаясь понять природу этих цифр, мы проводили исследование по другой системе — испанской. Получили те же самые данные.
И здесь мы подходим к одной из главных проблем. Игрок в футболе активно двигается отрезками — в среднем 2-4 секунды, потом пауза, и таких коротких действий за матч может быть от 50 до 100 — в зависимости от сопротивления. Теперь давайте посмотрим, что мы делаем в тренировочном процессе [в академиях]: например, у нас, как в легкой атлетике, присутствует повторный бег на 300, 400, 600 метров. То есть мы заводим себя в некий такой гликолиз, это непрерывная продолжительная работа без снижения интенсивности — от 40 секунд и до 2 минут. Но современная игра требует другого: 2-4-секундного действия, после которого идет пауза 30-60 секунд в зависимости от амплуа. Совершенно разные виды активности.
Килиан Мбаппе / Фото: © REUTERS / Eric Gaillard
— Как-то мне на конференции один из тренеров задал вопрос: «Как вырастить нашего русского Мбаппе?» Ответ прост: как только вы снизите объемы нагрузок в тренировочной деятельности, вы увидите, как у вас развиваются игроки.
Потому что сегодня за одну тренировку в течение 60 минут игрок (ну, кроме вратаря) набирает порядка 5 км. Таких тренировок, как правило, две — следовательно, за один день его рабочий объем составляет 10 км. В неделю получается 50 км — без учета игр. В месяц — 200 км. И это объем только в игровых упражнениях. Много это или мало? Ну, скажем, средневики в легкой атлетике пробегают в неделю 80-110 км.
Мы готовим детей как легкоатлетов, — и вся направленность тренировок с этим связана. Если вы откроете учебники по физической подготовке, имеющиеся на сегодня есть в России, вы все эти посылы увидите. И возникает простой вопрос: а футбол — это легкая атлетика? Да, все говорят, надо бегать, бегать, бегать. Но знаете, чем футбол отличается от легкой атлетики? Это торможение. Именно этот вид движения свойственен футболу.
Легкоатлет не тормозит даже в беге на 400 метров с барьерами, он старается технически не потерять скорость, чтобы продолжить спринтерский бег. И поэтому там нет той фазы торможения, как в футболе. Где есть препятствия в виде соперника, мяча, отбора, смены направления. И, что важно, торможение — это главный фактор, который приводит к утомлению.
При торможение передние мышцы бедра проделывают огромную работу, чтобы сдерживать коленный сустав, не дают ему уйти в сторону. И это не как в хоккее, например, где часть энергии погашается за счет фазы скольжения — она уходит в лед, конек. В футболе вся энергия идет в мышцы и суставы.
Теперь представьте: если мы очень много бегаем, то, следовательно, совершаем много торможений. Потому что бегаем в основном без мяча, в отличие от топ-команд. Зритель сфокусирован на мяче, поэтому не замечает, какие большие объемы проделывает отбирающая команда. Следовательно, мы уже на этом этапе тратим больше сил и должны быть в два-три раза лучше готовы, чтобы, перехватив мяч, осуществить переход в атаку. Где потребуется точный пас, эффективное завершение, на которые требуются сильнейшая психическая концентрация и физические возможности.
— В мире практически никто не бегает больше, чем наши игроки. Но что у нас происходит с технико-тактическими действиями (ТТД) на условную единицу двигательной активности? Думаю, здесь мы уже уступаем. И вот в этом вопрос, будем ли мы дальше продолжать больше бегать при сниженной эффективности либо будем идти к увеличению ТТД в единицу времени.
Это интересное противоречие, которое и нужно решить. Мы как раз бросили все силы, чтобы в русскоязычной литературе уже вышло 5 статей об этом, еще 5-6 выйдет в 2022-м на сайте РФС, конференциях, в российских научных журналах. Об этом важно знать. Потому что это вопрос контроля. Чтобы мы понимали, какой объем нагрузок даем, как это отражается на игроках и так далее.
— Больший объемы работы над выносливостью и ее легкоатлетическая направленность могут снижать взрывной потенциал игрока, его стартовую скорость?
— Есть прямая зависимость между объемом и интенсивностью, это знает любой легкоатлет. Проще говоря, объем снижает скорость. Если спортсмен готовится к спринту — 100-400 метров — через кроссы, то он просто не сможет пробежать их. У него будет внутреннее несоответствие энергетических процессов, которые вызваны совершенно другой работой.
Естественно, если мы находим талантливого быстрого игрока и начинаем его готовить через объем, то этот игрок будет развиваться соответственно той среде, где он работает. У нас есть скоростные дети, в 15-16 лет показывающие очень высокие результаты в беге на 10-20 метров.
Но спустя пару лет много примеров, как у этих ребят идет ухудшение скорости бега на 20 метров. В течение 5 лет парень сбавляет, становится менее скоростным. И возникает логичный вопрос: что такое происходит с ним, из-за чего потом о нас делают выводы, что мы не умеем готовить ребят, что у нас спортсмены генетически нескоростные?
— Специалист из структуры «Ливерпуля» Пол Брэдли регулярно делает большие обзоры за условные 5-10 лет, чтобы понять, как меняется двигательная активность в футболе. У них есть динамика с 2005 года! В России эти данные начали собирать с 2018–2019 годов, когда нам уже закупили эти системы. Так вот, обзоры Брэдли показывают: с каждым годом спринтерские действия становятся короче и мощнее. То есть в топ-футболе работа — короткая и взрывная, а у нас — длинная и на выносливость. Плюс у нас в подготовке практически отсутствуют силовые методы и вообще силовыми упражнениями не принято заниматься.
Сегодня примерно известен возраст, когда у нас происходит перелом, который может влиять на физиологические системы организма. Это 16-18 лет, когда идет половое созревание, активный гормональный фон. Вспомните себя в этом возрасте: мы могли и в школе поучиться, и тренировку выполнить, и сходить на вечеринку, при этом мало поспать — и чувствовать себя хорошо. В этот период нам кажется, что здоровья у нас как у богатыря.
Но период полового созревания заканчивается к 18-20 годам, и то, что человек мог делать раньше, становится тяжелей. Идут травмы, растяжения, микроповреждения — и некий регресс. Путь выхода из этого — только в правильных методиках.
Потому что когда происходит переутомление, то сам спортсмен его не ощущает. Это состояние очень сложно поймать. Игрок не сядет и не скажет: «Я устал, мне надо отдохнуть». Он будет настолько перевозбужден, что захочет работать еще больше, ему станет казаться, что он наоборот — недорабатывает. В итоге он будет выполнять тот же объем работы, что раньше, но не за счет резерва работоспособности, а за счет своего здоровья. Все это, конечно, приведет к травмам и перегрузам.
— Есть прецедент: 12-13-летние ребята играют два матча подряд в выходные. В итоге у некоторых за 21 день набегает 9 матчей. Это не слишком много?
— Если говорим о 40-45 минутах игры в день, то это некритично. Но важен контроль ЧСС (частоты сердечных сокращений) — особенно в школьном возрасте, потому что величина пульса в этот период полностью зависит от характеристик индивидуального развития, от генетики. Если ребенок весь матч бегает на пульсе 190 и выше, то есть риск для сердечно-сосудистой системы. Что в будущем будет влиять на работоспособность. Таким игрокам, конечно, нужен отдых.
Но тут стоит отдать должное — в плане сохранности здоровья у нас медицина хорошего качества. Идет серьезный контроль со стороны ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство), проводится диспансеризация, все эти моменты отслеживаются.
Однако тренеры тоже должны использовать свой инструмент — ротацию. Не убивать спортсмена, а сберечь его, чтобы выводить на новый уровень.
— Есть более заметная проблема — многие до сих пор выполняют определенную нагрузку [в тренировках] на большом ацидозе. Это серьезнейшее кислородное голодание, которое приводит к рвотному состоянию организма. Зачем это делают? Чтобы приучать детей терпеть, бороться с самим собой.
Ацидоз достигается продолжительной интенсивной нагрузкой: идет работа на 300-500 метров на пределе, и таких повторений (через паузу минуту-две) порядка 8-12. По поводу этого метода давно идет дискуссия. Я не его сторонник. Не говорю, что это плохо, многие прошли через это и добились высоких результатов, в том числе в легкой атлетике. Но опять же — насколько такой метод целесообразен.
Возможности организма — небеспредельны. Неужели, если мы не доведем ребенка до такого состояния, он не заиграет?
Важно и то, что сейчас технологически Европа нас опережает. К примеру, в Дании уже давно берут глубокими иглами мышечную ткань игроков, чтобы изучать, как она восстанавливается, как мышечные волокна адаптируются к разным нагрузкам. И так делается уже 30 лет, теперь в том числе и в женском футболе.
На базе «Лейпцига» (мы там были со сборной в 2018-м перед игрой Лиги наций) стоят анализаторы крови, газоанализаторы, криокамеры, локальные системы восстановления, то есть фактически целая лаборатория. У нас в Москве таких всего три-четыре, все они подведомственны и работают с олимпийцами. А там такой уровень в структуре клуба.
Или посмотрите, как выглядят игроки Сербии, Словакии, наши недавние соперники: даже анатомически — посмотрите на развитие мышц ног, верхних конечностей, ягодичных мышц, которые очень чувствительны к взрывной работе. Видно влияние новых методик. Посмотрите, как Серхио Рамос делает болгарский присед. У нас же многие избегают силовых упражнений.
Хотя у нас в стране уже более чем 30-40 лет как все давно изучено. Известный советский ученый, автор монографии по специальной силовой подготовки в спорте Юрий Верхошанский много лет работал в Италии, был официальным консультантом Федерации футбола Италии, многие итальянские клубы и сборные команды применяют его идеи и наработки. Но в России работы его и других ученых почему-то не прижились, игнорируются. Хотя для Европы силовая работа — это основа.
https://www.instagram.com/p/CAXlYznH1z2/
— Также там уже норма — анализ слюны на питательные вещества, необходимые игроку для восстановления. Никто не говорит, что итальянцы или немцы не бегают, но они правильно распределяют тренировочные средства. Поэтому могут и в соревновательный период (который длится порой более 200 дней) развиваться физически через игры и не терять работоспособность.
Это все про контроль нагрузок, методологию, которую нам, очевидно, надо совершенствовать, про новые технологии. Понимаете, мы либо будем наугад тренироваться, либо будем соответствовать и следовать современным возможностям.
Многие академии в России всерьез бьются за титулы, забывая про развитие игроков. После 18 лет теряются ребята, которые сразу не показывают уровень
Еще один важный отличительный момент победы юношеской сборной-2006 кратко и четко сформулировал Валерий Непомнящий в интервью «Совспорту»: «Вот вы помните, как играла юношеская сборная Колыванова? Не то что в автобус — в четыре троллейбуса! А впереди Прудников иногда убегал и забивал голы».
О том, почему в России многие академии всерьез бьются за командный результат (и отчего это плохо) и как после 18 лет ребята пропадают целыми командами, мы поговорили со спортивным директором петербургской школы «Алмаз-Антей» Максимом Крычановым. В юности он ездил на просмотр в академию известного английского тренера и игрока Гленна Ходдла и там вдохновился менять наш футбол.
Максим Крычанов / Фото: © ФК «Алмаз-Антей»
— Главное отличие нас от европейцев — там ставят во главу угла развитие футболиста. Причем этот процесс длится до 20-21 года. Они поступательно готовят игрока к профессиональному футболу, а мы где-то перегружаем ребят ради командного результата, выжимаем из них все соки.
И да, в какой-то момент даже превосходим европейские команды, но потом наших парней, пробежавших 500 миллионов километров к 18 годам, выпускают из академии — и все, их развитием никто не занимается. Если не готов сразу давать результат, тебя просто списывают со счетов. Хотя очевидно, что все развиваются по-разному: кто-то в 17 лет уже мужик, другой к 20 еще не сформировался до конца.
Когда я попал на просмотр в академию Гленна Ходдла (известный английский игрок и тренер. — «Матч ТВ»), там были команды U-24. Собирали ребят, у которых что-то не получилось — по травме или по иным причинам. И некоторые их них находили команды, пробивались в профессиональный футбол. А мы все куда-то спешим — и от этого проваливаемся в [поздних] возрастах, когда люди должны идти дальше в обучении, но их просто бросают.
Понятно, что и сам процесс обучения немного хромает — не хватает методик, планомерной работы. Нельзя написать сочинение по «Войне и мир», не прочитав книгу. В футболе то же самое. Мы все хотим побеждать, это правильно, это спорт, но какой ценой? У меня самого полно этих кубков, которые я повыигрывал в 15 лет. Но толку-то? Что они дают? Да ничего абсолютно!
В России тенденции таковы, что кубок важнее развития игрока. Поэтому где-то хороший мальчишка не получает игровое время, потому что другой повыше, побыстрее и он играет. А тот, что перспективнее, с топовым мышлением, сидит — и затем заканчивает. Просто потому, что физиологически еще не сформировался до конца.
В своей академии мы стараемся работать иначе: хотим играть в футбол, который развивает именно игроков. Например, одна из составляющих нашей философии в том, что мы атакуем пространство. Поэтому вратарь у нас действует как полевой и начинает атаки. Кому-то это кажется странным, да, бывают ошибки, обидные голы, но мы не ругаем игроков, пусть лучше сейчас ошибаются, чем в 25 лет.
Плюс стараемся уделять внимание личностям детей: в академии все питерские ребята, с каждым строим общение. Кстати, именно это меня еще поразило в академии Гленна Ходдла: я приехал из другой страны, не знал английского, но ко мне очень классно относились. Каждый день спрашивали, как дела, как самочувствие. Совсем другая культура, которая идет от тренеров. Стараемся это привносить у нас.
— В чем мотивация академий биться за командный результат? Зачем им эта гонка?
— Во многих академиях, насколько я знаю, контрактная система — то есть тренеров раз в полтора-два года оценивают. Надо ли с ними продлевать соглашение. Естественно, у нас в основном судят по результату. Не по тому, сколько тренер передал игроков в молодежную команду, а по победам в турнирах. Мое мнение, это неправильно.
— Тренер — заложник обстоятельств. Ему нужно кормить семью, он не хочет терять работу. И что, в такой ситуации он будет думать о том, как развить условного Максимку или Валерку? Нет, он будет вынужден делать упор на «физику», чтобы более мощные ребята приносили победы. Чтобы с тренером продлили контракт. Вот и все.
Мы воспитываем команды, а не игроков. В Европе наоборот — идет индивидуализация работы с детьми. В том числе в плане физиологии. В «Лейпциге», «Барсе» у каждой команды академии помимо тренеров по физподготовке есть научный сотрудник, который занимается забором крови, например. Чтобы изучить состояние ребенка, влияние нагрузок, и так далее.
У нас такого нет просто потому, что на один возраст, дай бог, два тренера. В этом плане даже условная Финляндия уже ушла далеко вперед от нас.
— У РФС есть турниры, где за 10 дней дети проводят 6 матчей — в максимально конкурентной среде. «Алмаз-Антей» в одном из таких занял второе место. Как дети переносят такие нагрузки?
— Да, нагрузка серьезная, но важно, как мы занимаемся восстановлением ребят. Если сразу после игры просто пойти в номер лечь, конечно, на следующей день им будет очень нехорошо. Но в нашей школе мы стараемся правильно готовить детей. Это и тренер по физподготовке, и восстановление, и раскатка [на гимнастических валиках], и контроль питания, сна.
Согласен, что такой формат тяжелый для ребят в психологическом плане, не все выдерживают. В этом смысле создание ЮФЛ — это очень круто (в 2019-м РФС запустил дополнительную лигу между детским и взрослым футболом. По идее, она должна помочь талантам плавно входить в проффутбол. — «Матч ТВ»). Парни циклично готовятся и играют раз в неделю. Есть время создать грамотный тренировочный процесс: можно спокойно прописать нагрузки, восстановление, ребята не испытывают стресса, излишнего перегруза, который в любом случае происходит из-за того, что мы часто играем на искусственных полях.
Если не следить за этим, потом полно проблем — колени, задние поверхности бедра. Кто-то может выдержать, а кто-то нет, но это неправильно — мы же не на войну собираемся, это дети.
— Наверное, соглашусь, что до какого-то возраста рациональнее проводить турниры-фестивали (без определения победителя. — «Матч ТВ»), чем турниры по 6-10 дней. На фестивалях ты сыграл 1-2 дня, получил эмоции и потом легко перезагрузился. При этом не выпадая из тренировочного процесса.
Надеюсь, от РФС будут еще интересные мысли [по формату и структуре детских лиг, помимо ЮФЛ]. Но, как ни крути, кадры решают все. Ничего не изменится, если у каждой школы будет база уровня «МЮ», а тренеры станут работать как прежде и для одной цели — побеждать. Нужны качественное обучение, методология, философия, направленные на развитие игроков. И тогда будут и кубки, и медали.
Еще считаю важно, чтобы мы все не боялись быть открытыми, в России этого не хватает. Все равно мы [различные академии] делаем одно дело, наша задача воспитывать игроков для сборной России. Да, на поле мы конкуренты, но за полем должны быть уважение и общение. Правильная, неправильная методика — нужно обсуждать, спорить, делиться. Если мы молчим и просто киваем — это смерть, — говорит Крычанов.
В регионах некоторым приходится тренироваться в коридорах школы или на 1/8 части поля. В Европе в это время целые департаменты по ключевым направлениям
Дмитрий Кортава / Фото: © Личный архив Дмитрия Кортава
— Считаю, самое главное, что физическая подготовка должна быть индивидуальной, — полагает селекционер юношеских сборных России Дмитрий Кортава. — Под это нужно создавать отделы, департаменты, а не так, что один-два специалиста на всю академию. Вообще, футбол идет к тому, что в школах создаются рабочие группы по ключевым направлениям — по той же физической подготовке, аналитической, ментальной. А у нас про психологию даже вслух не говорят, табу.
Простой пример из взрослого футбола: в «Манчестер Сити», в первой команде, 12 тренеров по физподготовке. Без учета того, что у большинства игроков еще есть и личные тренеры. Ну как мы хотим их перебегать? Если вы зайдете на сайт любого клуба РПЛ, то увидите, что только у «Зенита» четыре тренера [по физподготовке], у «Урала», по-моему, три, а у остальных максимум два.
В детском футболе те же тенденции. Футбол стал дороже, надо создавать условия во всем. А послушаешь, что у нас в регионах творится… Реальные истории: у нас есть программы по обучению тренеров от Минспорта, и там тренеры сами рассказывают: «Ребят, это все хорошо, но мы тренируемся на четвертинке или 1/8 поля. А зимой — в коридоре школы. Потому что больше негде».
Понимаете, да? Вот когда начинают говорить, что у нас огромная страна, миллионы людей проживают, а футболистов нет, то пусть послушают эти истории. Потому что так, наверное, и дальше не появятся футболисты.
— В 2018 году делал текст о том, что даже в супербогатой Москве было всего 5-6 полноразмерных манежей для игры в зимнее время. На весь город.
— Да, это тоже важная тема — у нас юноши работают на полноразмерном поле или на половинке. К сожалению, даже тем, кто тренируются на половинке, многие скажут: «Это вы еще жируете».
Но как ты можешь воспитывать игрока, если в зависимости от размера поля работа серьезно отличается? Когда футболист уже перешел на полноразмерное покрытие, надо тренировать игру на своих позициях, на смежных расстояниях. Допустим, одна из тенденций — занятие по рывку на максимальной скорости за спину игроку. Это практически нереально реализовать и смоделировать на половине поля. Куда он побежит? В трибуну?
Да, кто-то скажет, что раньше так воспитывали игроков. Воспитывали, но раньше и футбол другой был.
— В Голландии ребенка стараются гармонично воспитать в физическом плане: помимо футбольной нагрузки — дзюдо, гимнастика. У нас это есть?
— Да, поверьте, в академиях «Спартака», «Зенита», «Краснодара» все с этим хорошо. На начальных этапах они точно не отстают.
Но вообще надо понимать, что есть разные пути. Один человек рассказывал, как он был в Европе на конференции. Выступают аргентинцы. Говорят: «У нас с самого детства играют жестко на результат, все заточены на победу, парней приучают к борьбе, что надо отвечать результат, много и тяжело тренироваться».
Кто-то их спрашивает: «Подождите, до вас выступали голландцы, они говорили, что не нужно много тренироваться, что это должно быть в удовольствие, что не надо нагружать детей спортивной составляющей, они просто должны получать кайф от футбола». А аргентинцы отвечают: «Да вы этих (ругательное слово) не слушайте. Пускай делают, что хотят».
И что по факту: у Аргентины есть футболисты? Ну, есть. У Голландцев тоже. Хотя подходы кардинально разные.
Самое фиговое, когда мы начинаем искать какую-то волшебную формулу, упражнение, которое нас излечит, поможет. Но такого нет. Сначала надо изучить, что есть у тебя, в твоем районе, на твоей улице, в твоем городе, понять, что ты от этого хочешь, — и делать, пробовать. Вот и все.
— В 2018-м, по данным РФС, больше 50 процентов детских тренеров в России не имели лицензии. Насколько все плохо?
— Не могу говорить за всех, не знаю всей ситуации. Знаю, что сейчас Минспорт вместе с РФС проводит бесплатные курсы по повышению квалификации, по образованию тренеров. Огромное количество специалистов учатся бесплатно, просто надо записаться.
К сожалению, есть тренеры, которые не хотят учиться. Особенно это касается специалистов более возрастных команд. Только чуть ли не под угрозой отчисления из академии их можно затащить на курсы. Поэтому в основном туда ходят тренеры младших групп. И это просто факты, мы проводили опросы.
Часто бывает, что тренерам [на обучении] говорят правильные вещи, они кивают головой, а затем делают что хотят. И потом пеняют не на тренера, что он плохой, а на систему — что его научили плохо.
Но если водитель по дороге, где надо ехать 60 км/ч, едет все 120, то никто не говорит, что во всем виновата автошкола. Никого не оправдываю и не обвиняю. Не говорю, что у нас плохие тренеры, но нам надо всем прибавлять, а не топить одних и гладить по головке других.
— Как думаете, почему у тренеров нет мотивации учиться дальше?
— Хороший вопрос, но у меня нет ответа. Сам себя ловил в похожей ситуации, когда, видя какие-то возможности для учебы, думал: «Да чего я там узнаю нового!» Но если начинаешь так думать, то это уже первый звоночек, не особо хороший.
Недостаток техники и координации сказывается на работоспособности. Наши игроки не уступают французам на прямой, но важнее владение мячом и бег на смене направлений
https://www.instagram.com/p/CPJdq7iLByZ/
— Сейчас из нашей жизни в принципе ушла хорошая физкультура, — говорит Вадим Визе, преподаватель в центре обучения тренеров Московской федерации футбола и советник президента «Пюника» по развитию. — Меня, в частности, еще в школе научили прыгать в высоту, преодолевая планку разными способами на высоте 165 см, я потягивался 25 раз, стометровку бежал за 11,7 секунды, все мое поколение играло в волейбол, баскетбол, футбол, зимой — в хоккей. В итоге мы были очень разносторонне развиты. А сейчас ребенок сел в машину, доехал до стадиона, полтора часа потренировался — и домой, а дальше — компьютер, уроки. Но за полтора часа в жизни не станешь футболистом.
В нашем обучении — и детей, и тренеров — не хватает баланса. Тут не надо придумывать сверхвелосипед. Есть так называемый сенситивный (то есть наиболее чувствительный) период, когда у ребенка какие-то способности развиваются наиболее сильно: в 9-12 лет — это быстрота, в 7-12 лет — координация, потом, когда начинается резкий рост, координация и гибкость уменьшаются, с 14-15 лет можно уже заниматься скоростно-силовыми действиями — в основном со своим весом. А у нас бывало, что в 10 лет дети кроссы бегали. Хотя, надо признать, в сильных академиях сейчас такого уже нет, может, осталось в обычных школах.
Но у нас недооценена работа над координацией. В методическом фильме «Аякса» (есть в свободном доступе) специалисты говорят, что чем шире координационная база футболиста к 17 годам, тем больше шансов, что он будет прогрессировать всю жизнь. Разные виды спорта создают больше нейронных связей, мозг становится, скажем так, более пластичным, он легче и быстрее реагирует: надо через себя пробить — ты моментально складываешься, не боясь и не думая слишком долго; надо с лету ударить, положив корпус, — пожалуйста; надо резко затормозить, сменив направление, — нет проблем.
Однако сейчас даже в нормальных тренерских кругах, когда на лекциях начинаю рассказывать о том, что в координации 8 подвидов и на каждый подвид свои упражнения, свой участок мозга задействован, то у многих раскрываются рты. Потому что для многих какое-то упражнение с «лесенкой», два прыжка через барьеры — это все, значит, над координацией с детьми поработали. Это не совсем так.
Вообще, методически до 90-х годов мы были чуть ли не впереди планеты всей по физподготовке, но потом начались проблемы с зарплатами, многие тренеры ушли из профессии, а зашло немало неквалифицированных тренеров или просто бывших футболистов, которые алгоритмы взрослого футбола перенесли в детский.
Процесс обучения — это про другое. Детский тренер прежде всего должен развивать. Чтобы к выпуску игрок владел сотней технически элементов, обеими ногами, знал про групповые взаимодействия, и так далее. У нас иногда вместо того чтобы в 8 лет учить ребенка, как по-разному можно остановить мяч, ездить по турнирам-фестивалям (без очков, без турнирных таблиц. — «Матч ТВ»), устраивают гонку за результатом. В том числе и родители, для которых турниры без результата — нонсенс: как, а кто победил? А кто выиграл? Вот мой лучше всех, он должен быть лучшим, дайте ему приз.
— В Дании, например, до 12 лет вообще отказались от турнирных таблиц и победителей. Просто собрались 6 команд, поиграли — и разъехались. Потому что там понимают: когда ребенок начинает играть на результат, он упрощает свою игру. Нарушается последовательность обучения. Вместо риска и новых финтов ребенка просят сыграть попроще, отдать ближнему. Чтоб турнир выиграть. На этом развитие футболиста останавливается. К сожалению, наш детский футбол помешан на страхе ошибки, а страх всегда закрепощает.
Если же техническая база не заложена, то тут сколько ни бегай, ничего не получится. Если вы откроете инстаграм многих наших ребят, то увидите у кого-то фотки около зеркала — так там такие кубики пресса, почти как у Роналду. Но на поле важны все виды подготовки, нет такого, что выделим один — и заиграем.
Легкость, с которой игроки «Бенфики» или «Барселоны» работают с мячом, позволяет им к концу игры оставаться свежими. И даже сказать: «Давайте еще третий тайм». А если ты закрепощен в верхнем плечевом поясе, если у тебя нарушена координация, то ты тратишь много сил на работу тех мышц, которые не должны быть задействованы в беге со сменой направления, в приеме мяча, в передачах. Все просто: нет хорошей техники, хорошей координации — ты будешь больше уставать. Хотя в условном кроссе ты можешь и обогнать любого футболиста.
Наша сборная, к примеру, по всем показателям работы — по пробегу, по его интенсивности — на последних Евро и ЧМ не то что никому не уступила, мы в половине случаев были лучше тех, кто нас победил в итоге [по счету]. Просто есть сам футбол.
— Вот смотрите — за Испанию на Евро играл 18-летний Педри, он за сезон провел 73 матча, потом в одной из игр Евро выдал 100-процентную точность передач. После Евро ему дали дополнительный отдых, и он через какое-то время попросился приехать в клуб — раньше окончания отпуска. Говорит, особо не чувствовал усталости. Это не потому, что он очень много бегал и прыгал через барьеры. Благодаря легкости работы с мячом, быстрому принятию решений он за матч экономит 300-400 ккал и поэтому быстрее восстанавливается.
Дания нас смяла не из-за «физики», а за счет быстрой работы с мячом, технической подготовленности. И это идет с детства. Посмотрите на Гризманна — у парня 176 см рост, нет каких ярко выраженных физических преимуществ, но как он умно играет. Прежде чем получить мяч, два-три раза успевает крутануть головой, посмотреть, куда бежать, где соперник. Сам он очень координированный, ладненький, у него и травм мало.
Хотя по своим параметрам он бы не в каждой российской академии играл — по тому, как мы понимаем футбол. Сказали бы, левша, невысокий, немощный — ну пусть с левого фланга подает. А в Европе он играет нападающего. Потому что умеет находить пространство, играть в одно-два касания, завершать разными способами, у него надежная техника, координация. И он все время свеженький, никогда не выглядит усталым, вы никогда не увидите, как он уперся руками в колени и дышит как загнанная лошадь.
Физическое в футболе очень тесно связно с координационным навыками, с техническими возможностями. Любого из нашей сборной возьми — он нормально пробежит против француза или немца на 50-100 метров или в кроссе. Мало кому мы уступим. Но важнее, насколько рационально игрок в матче тратит силы, насколько он умеет выполнять мощностную работу — ускорение, резкое торможение, смена направления. Все время на мелких рывках, как Месси, Суарес. Это больше влияет на результат, чем чистая выносливость и умение бегать 15 км по лесу.
Читайте также:
- Большая лекция о психологии русского игрока. Почему у нас нет топ-футболистов, но есть вечный страх нового Марибора
- Кокорин с 10 лет жил в спортинтернате. Проблема российского футбола, о которой почему-то молчат
- «Если займу очередь в манеж, через 5 лет дойду лишь до ее середины». Что убивает футбол в России
Всего найдено: 108870
Удачен ли первый вариант пунктуации? Возможен ли второй? Чем является «даже если бы захотел с ней помягче быть» при разборе?
В женских делах я не разбирался и, даже если бы захотел с ней помягче быть, не знал бы как.
В женских делах я не разбирался и даже если бы захотел с ней помягче быть, то не знал бы как.
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант (обособлено придаточное предложение).
Пожалуйста, подскажите, верна ли постановка знаков в предложении: Я была настроена ничего не менять в своем внешнем облике, поэтому на вопрос Лены: «Что будем делать? – Решительно ответила. – Обновите цвет и подстригите по старой форме».
Заранее спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Возможный вариант пунктуации:
Я была настроена ничего не менять в своем внешнем облике, поэтому на вопрос Лены: «Что будем делать?» – решительно ответила: «Обновите цвет и подстригите по старой форме».
День добрый!
Подскажите, как записать период даты?
«Работы запланированы с 01.02.1014 по 01.03.2014.» Не хочется постоянно повторять 2014 год (в документе таких периодов очень много). Правильно ли писать так:
Работы запланированы с 01.02 по 01.03.2014.?
или
Работы запланированы в период 01.02-01.03.2014.
Быть может есть более корректный вариант?Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Можно написать дату в буквенно-цифровой форме: работы запланированы на период с 1 февраля по 1 марта 2014 года.
Как правильно: контроль над сертифицированной продукцией или контроль за сертифицированной продукцией?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше: контроль (чего) продукции.
Есть слово «несколько » в количественном смысле. (Напр. несколько деревьев )
Я тут задалась вопросом :»несколько » это больше двух ? или может подразумеваться и два объекта под этим словом ? Мне важно найти именно официальное подтверждение того или иного .Чтобы это было напечатано в каком-нибудь словаре и тому подобное .Пока что мои поиски по этому вопросу были тщетны.
Помогите пожалуйста ! Заранее спасибо !
Ответ справочной службы русского языка
Несколько — это «некоторое, неопределенное, весьма ограниченное количество», в том числе и два.
Здравствуйте.
Известно, что слово «год» сокращается как «г.». Вопрос. Правильно ли поставлена точка в этом предложении:
«Это был 988 г. (год крещения Руси).»То есть, нужно ли ставить точку после закрывающей скобки, если точка уже стоит после сокращённого «года», и наоборот? И дополнительно: поясните, всегда ли точка ставится после конструкции в скобках при условии, что она — конструкция — относится к данному предложению?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
А зачем вообще в таком тексте сокращать слово год? Для экономии места?
Технические правила набора рекомендую отбивать числа 4- или 5-значные? 1000 — отбивка нужна? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
А. Э. Мильчин пишет, что разбиваются пятизначные числа, по некоторым руководствам — также четырехзначные (1 000).
Здравствуйте, подскажите, как правильно: «Такого количества нашествий, поджогов и погромов, как Москва, не знал ни один другой русский город» или «Такого количества нашествий, поджогов и погромов, как у Москвы, не знал ни один другой русский город»?
Или оба варианта неприемлемы?
Ответ справочной службы русского языка
Слова «как Москва» лучше убрать (сказать о Москве в предшествующем предложении).
Добрый день. В интернете встречается слово «флоу-пак». Означает оно разное: тип упаковки, способ упаковки, категория машин для упаковки. Какое употребление верно? Флоу с англ. — поток, пак — упаковка. Получается «поточная упаковка». То есть это процесс, или именно сама целлофановая пачка с тройным швом?
Ответ справочной службы русского языка
Скорее всего, и процесс, и сама упаковка. Нужно уточнить это у технических специалистов.
Добрый день.
Нужна ли точка в конце следующих предложений, после кавычек?
1. Как часто шептал Пигмалион: «О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои слова, о, как был бы я счастлив!»
2. Один из них осмелился остановить его, но разозленный Эрисихтон убил слугу, воскликнув: «Вот тебе награда за твою покорность богам!»
Насколько я понимаю, точка не ставится, т. к. это прямая речь. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В конце фразы после закрывающих цитату (или прямую речь) кавычек:
а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:
Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).
Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.
б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):
Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…».
в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):
Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»
См.: _76″>http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_76
Подскажите, пожалуйста, как оформляется перечень в таких случаях (когда перечисление идёт не через цифры, а через какой-нибудь знак слева, как в этом примере):
Вот к каким выводам он пришёл:
• Растительные жиры увеличивают срок хранения продукта.
• Крахмал увеличивает вес продукта.
• Консерванты также увеличивают срок годности продукта.Или:
Вот к каким выводам он пришёл:
• растительные жиры увеличивают срок хранения продукта;
• крахмал увеличивает вес продукта;
• консерванты также увеличивают срок годности продукта.Или
Вот к каким выводам он пришёл:
• растительные жиры увеличивают срок хранения продукта.
• крахмал увеличивает вес продукта.
• консерванты также увеличивают срок годности продукта.Или всё вышеперечисленное неверно и в случае со значками слева надо оформлять по-другому? Как?
Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верен второй способ оформления (элементы перечня начинаются строчными буквами и разделены точкой с запятой).
См. также:
_77″>Как оформлять перечни?
Как правильно писать название организации в брошюрах, на сайте и т.п.? По правосустанавливающим документам название организации пишется прописными буквами ОАО «АЛЬФА-БАНК», допустимо ли написание данного названия строчными буквами? Например, ОАО «Альфа-Банк»?
Ответ справочной службы русского языка
Вне документов возможно (и уместно) написание с использованием строчных букв.
Уважаемые эксперты!
Недавно получил негативную реакцию на слова «скончалась» и «скончался» при написании некрологов. Люди считают, что эти слова несут в себе некий оскорбительный смысл. Помогите, пожалуйста, разобраться так ли это? Возможно сможете подсказать каким словом стоит заменить? На самом деле не хочется в некрологах отражать причины смерти (болезнь, естественные причины и проч.), поэтому всегда считал эти слова наиболее подходящими. Я не прав?
Ответ справочной службы русского языка
В текстах некрологов слово скончался _pos=7&source=wiz&uinfo=sw-1069-sh-855-ww-1051-wh-673-pd-1-wp-4×3_1152×864&text=%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&noreask=1&rpt=image&lr=213″>используется, наряду с другими синонимическими словами и оборотами.
Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, в предложении «В 8 часов 15 минут с высоты 10 тысяч метров на Хиросиму была сброшена атомная бомба «Малыш», взорвавшаяся на высоте 600 метров.» является ли уточнением «с высоты 10 тысяч метров» и выделяется ли запятыми?
Спасибо.
С уважением, Галина.
Ответ справочной службы русского языка
Это не уточнение, запятые не требуются.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как здесь лучше оформить автора стихотворения в кавычках — (А. Блок). Нужна ли точка после «Аптека» (если эта точка есть в стихотворении)? Нужно ли выделять автора и скобки курсивом?
Главный член назывного предложения выражается формой именительного падежа существительного. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок)
Ответ справочной службы русского языка
Пример можно выделить курсивом (вместо кавычек), а фамилию автора заключить в скобки (инициал имени при этом не обязателен). Точка ставится после закрывающих скобок, не перед скобками.
Правописание пол-, полу- со словами
Правописание пол-, полу- со словами.
Правильное написание «пол-» со словами .
Важно знать, что слова, которые начинаются с «пол-» могут употребляться как слитно, так и через дефис и раздельно.
Согласно правилу русского языка в сложных словах по составу следует поставить дефис в следующих случаях.
1. Если второй корень слова начинается с согласной буквы «л»:
2. Если второй корень слова начинается с гласной буквы:
3.Если вторая часть слова является именем собственным, а также употребляется с прописной буквы:
Когда напишем пол- слитно со словом?
Следует написать пол- слитно со словом, если корень нарицательного имени существительного начинается с согласной буквы, кроме «л».
Когда напишем пол- раздельно со словом?
Следует написать пол- раздельно со словом, если между корнем пол- и существительным употребляется согласованное определение:
Правильное написание слов с полу-.
Важно запомнить, что в русском языке с любой частью речи полу- следует употреблять слитно.
Таким образом, мы разобрали с вами все правила, которые касаются пол- и полу-. Их необходимо запомнить, а также стараться не допускать ошибок!
Источник
Написание пол-, полу- со словами
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Укажем правило написания слов с пол-, полу-.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, словосочетание пишется раздельно в три слова:
Таблица ‘Правописание слов с пол-‘
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме ‘л’: |
полминуты,
полбагажа
пол-листа,
пол-арбуза,
пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода
пол-Москвы,
пол-Африки
пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
Источник
Русский язык и лингвистика
Пол-листа или поллиста? Как пишутся «пол» и «полу» со словами?
Как правильно писать «пол» и «полу» с другими словами? Давайте разберёмся с этим правилом. Оно не такое уж и сложное, исключений в нём нет.
Что означают «пол-» и «полу-»? Приставка или корень?
«Пол-» и «полу-» — это половина. Ещё «полу-» вносит значение «не совсем, не до конца, почти»: полураздетый, полусобранный, полумера.
Кроме того, «пол-» принимает в косвенных падежах форму «полу-»: полчаса, в получасе ходьбы. И здесь есть тонкая разница: существительные с «пол-» в косвенных падежах относятся к разговорным (стоять в полметре от неё). Стилистически нейтральными будут слова с «полу-»: стоять в полуметре от неё; на расстоянии не более полушага.
Среди лингвистов нет единого мнения по поводу того, что такое «пол-» и «полу-». В основном считается, что это префиксоиды, то есть корневые морфемы, которые выступают в роли приставки (префикса). Многие словари и справочники называют их «первая часть сложных слов», избегая однозначного толкования. А в «Русской грамматике-80» это «первый компонент».
К счастью, запомнить правило написания «пол-» и «полу-» со словами гораздо проще, чем выяснить их роль.
«Пол» пишется через дефис
1) Перед буквой «л»: пол-лимона, пол-литра, пол-ложки, пол-листа. Благодаря дефису у нас не происходит удвоения согласной «л».
2) Перед гласной: пол-яблока, пол-ярда, пол-апельсина, пол-урока, пол-арбуза.
3) Перед именами собственными: пол-Москвы, пол-России, пол-Урала, пол-Байкала, пол-Днепра, пол-Волги. Потому что по правилам русской орфографии недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова.
«Пол» пишется слитно
Перед согласной, кроме «л»: полдня, полдома, полведра, полстакана, полминуты, полчаса, полпервого, полвосьмого.
Исключение — поллитровка (бутылка емкостью в пол-литра), поскольку «литровка» — существительное в именительном падеже, а не в родительном.
«Пол» пишется раздельно
Если между «пол» и существительным есть поясняющее слово (согласованное определение): пол рабочего дня, пол чайной ложки, пол Московской области, пол учебного года. Я съел пол твоего яблока.
Написание «полу»
Слитно
Всё намного проще. «Полу-» со словами мы пишем слитно: полу́торный, получасовой, полуграмотный, полушубок, полумера, полугодие, полулёжа, полушёпотом.
Через дефис
1) Перед именем собственным: полу-Африка (пример из академического справочника В. В. Лопатина). Большая редкость, согласен.
2) В существительном полу-конференц-зал, а также в других подобных словах, где во второй части есть дефис.
3) Парные конструкции, состоящие из слов с первой частью «полу-»: полугород-полудеревня, полусказка-полубыль, полусон-полуявь; полувоенный-полугражданский, полушутя-полусерьёзно, полулёжа-полусидя.
Примечание. Наречия с первой частью «впол-» пишутся слитно всегда: вполоборота, вполноги́, вполголоса, вполуха, вполша́га, вполцены.
Источник
Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно
Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?
Когда пол пишется через дефис?
Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало
Когда пол пишется слитно (правило)?
Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:
Когда «пол» пишется раздельно?
Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
Как правильно пишется приставка полу со словами?
В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.
При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза
Источник
Поиск ответа
Добрый день! Как правильно пишется пол с географическими названиями? Например, пол-Краснодара? или слитно? И как звучит это правило. Заранее благодарна
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как пишется словосочетание (пол) чайной ложки и согласно какому правилу? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: пол чайной ложки. Пол. пишется раздельно, если относится к сочетанию слов (ср.: пол-Мос квы, но: пол Московской области).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
интересует правильность написания следующих слов:
пол-одиннадцатого
полдвенадцатого
пол-утра
полдня (ждал её полдня, а она. )
полночи
именно в этих словах возникает замешательство, но в примерах их не приводят нигде((((
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, как пишется пол- со словами?
Ответ справочной службы русского языка
Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного пишется через дефис, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: _пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона_, но: _полметра, полчаса, полкомнаты_; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: _ пол-Мос квы, пол-Европы_. Слова, начинающиеся с _полу-_, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.
Источник