Пол масон вероника рассказывает сказку

Техника серого камня всем известно, что цель абьюзера получить ресурс, то есть вывести тебя на эмоции, дестабилизировать, заставить испытать

Техника серого камня 

Всем известно, что цель абьюзера – получить ресурс, то есть вывести тебя на эмоции, дестабилизировать, заставить испытать сильные чувства: психопаты и манипуляторы «питаются» драмой. В таком случае прекрасно помогает «техника серого камня» – полное отсутствие реакции на слова или действия манипулятора.

Фото: depositphotos.com

Даже в дикой природе у животных есть такой метод защиты – они просто притворяются мертвыми. Вот и ты сыграй роль максимально скучной, безэмоциональной «жертвы». Абьюзер быстро потеряет интерес и пустится на поиски добычи поинтереснее. 

Подробно об этом методе пишет популярный  психолог Таня Танк в книге «о роковых и неотразимых» «Бойся, я с тобой»:

«Метод Серого Камня – способ приучить психопата к тому, что вы плохая и негодная цель для преследования, поскольку вы утомляете его и заставляете скучать, а скуки они не переносят. Так вы заставите манипулятора уйти по собственной воле». 

Этот метод прекрасно срабатывает и при буллинге в школе. 

Техника подбитого крыла

Иногда бывает трудно сдержать эмоции, особенно, если манипулятор – близкий человек или уже успел «глубоко запустить в тебя когти». Тогда на выручку придет «техника подбитого крыла».

Ты позволяешь себе проявлять эмоции во время общения с абьюзером, но наибольший накал выдаешь на какую-то мелочь, а не на то, что для тебя действительно важно.

Чем-то напоминает сказку про «Только не бросай меня в терновый куст». То есть ты сознательно фокусируешь внимание манипулятора на второстепенном, чтобы он не нашел то, что действительно ценно для тебя.

Так птицы, притворяясь раненой легкой добычей, уводят хищника подальше от своих птенцов, а затем просто улетают. 

Случай из жизни:

«Когда я разводилась с мужем – садистом и абьюзером чистой воды, самым важным для меня было – получить от него разрешение на выезд с ребенком из страны.

Я была просто в отчаянии и полной уверенности, что он никогда нам его не даст. Тогда мудрый адвокат посоветовал как можно дольше и громче ругаться по вопросам имущества – требовать оставить машину, мебель в квартире, сражаться буквально за каждую ложку. Так я и поступила – экс-супруг вошел в настоящий раж и, казалось, испытал пик торжества, когда я уступила ему авто. Документ, нужный для выезда из страны, он подписал, даже не глядя, ведь я так натуралистично убивалась по машине и возможности ездить на ней на работу. Конечно, он не догадывался, что мне давно предложили контракт за границей, и машина – это просто приманка», — рассказывает Наталья. 

Психологическое айкидо 

Метод, который известный психотерапевт Михаил Литвак описал в одноименной книге. Его суть напоминает принципы настоящего айкидо – использовать силу противника против него самого, то есть не спорить и не вступать в конфронтацию с абьюзером, а «соглашаться» с ним.

Подобный тип реагирования на агрессию называется «психологической амортизацией» и особенно актуален, когда абьюзер в моменте сильнее вас, могущественнее, выше по званию или должности, наделен какой-либо властью. Но применима амортизация и в повседневных конфликтах. Вот наглядный пример из книги Михаила Литвака: 

«Пропустив представительницу прекрасного пола, Михаил последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в своих многочисленных карманах талоны. При этом он, естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше даме. Вдруг в него был брошен «психологический камень». Дама гневно сказала:

— Долго вы еще будете ковыряться?!

Тут же последовал амортизационный ответ:

— Долго.

Далее диалог протекал следующим образом:

Она: Но ведь так мне может пальто налезть на голову!

Он: Может. (Пассажиры вокруг засмеялись).

Она: Ничего смешного нет!

Он: Действительно, ничего смешного нет.

Раздался дружный хохот. Дама в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова. Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику последовал традиционный ответ:

— Это вам не такси, можете потерпеть!»

Метод основан на том, чтобы не вступать с агрессором в резонанс или схватку, а уходить от «удара». Конечно, свое истинное мнение ты в этот момент оставляешь при себе. 

Фото: depositphotos.com

Проговаривание вслух и обличение при свидетелях

Для некоторых агрессоров очень важно выглядеть хорошо в глазах окружающих, поэтому они не выносят обличения и быстро ретируются. Обличение – не значит вступление в конфликт в духе «ты дурак – нет, сам дурак». Часто достаточно просто повторить вслух сказанное манипулятором. Например:

Токсичная подруга: О, ты действительно пойдёшь на свидание в ЭТОМ?

Ты: хочешь сказать, что у меня дурной вкус и что я плохо выгляжу? (Проговаривание вслух). Звучит, будто ты хочешь задеть и обидеть меня. Это так? (Обличение). 

Такой метод отлично срабатывает с пассивно-агрессивными манипуляторами, то есть теми, кто не хочет выглядеть агрессивно, но при этом донимает тебя своими ядовитыми замечаниями. 

Доверие себе и формирование «защитного круга»

Помнишь, как Хома в романе «Вий» для защиты от нечисти рисовал мелом белый круг? То же самое предстоит сделать и тебе, но только в психологическом смысле. То есть сформировать вокруг себя круг лояльных людей, которые будут поддерживать твою уверенность. 

Манипулятор будет пытаться сделать все с точностью до наоборот – изолировать тебя от мира и замкнуть на себе: «Я люблю, когда ты со мной дома, зачем тебе эти подруги?», «Они все тебе просто завидуют», «Зачем тебе курсы испанского, давай лучше сходим вместе в кино», «Разве нам кто-то нужен? Нам ведь так хорошо только вдвоем».

Постепенно ты оказываешься отрезанной от своего нормального круга, и тогда он начинает спокойно «пить кровь»:

  • Ты слишком близко все принимаешь к сердцу
  • Ты слишком эмоциональная, может, у тебя истерия?
  • Я не флиртовал с Аней, просто ты слишком ревнивая
  • Ты сама меня вынудила/довела
  • У тебя не в порядке с головой, если ты так думаешь

Список излюбленных фраз абьюзера можно продолжать бесконечно… Но как поступить, если ты уже оказалась в его лапах и пока не можешь уйти?

Во-первых, восстанови свой круг друзей. Позвони буквально всем подругам и родственникам, даже дальним. Объясни, что ты в трудной ситуации и тебе требуется поддержка. Общение с лояльными к тебе людьми поможет восстановить уверенность в собственных силах. 

Во-вторых, всегда доверяй собственным ощущениям. Как бы манипулятор ни убеждал тебя, что это «ты все испортила» и что это «твой дурной характер не дает сбыться великому счастью», не поддавайся! Если тебе рядом с человеком плохо и некомфортно, если ты не можешь быть собой, боишься говорить о своих чувствах, постоянно опасаешься его разозлить или расстроить, то ты в абьюзе. 

Помочь могут не только люди, но также книги и фильмы. В первую очередь старинный триллер Gas Lifght («Газовый свет»), который дал название явлению газлайтинг. 

Также советуем прочитать книги:

  • Михаил Литвак «Психологическое айкидо
  • Таня Танк «Бойся, я с тобой»
  • Патрисия Эванс «Не бьет, просто обижает»
  • Сюзан Форвард «Эмоциональный шантаж»
  • Ланди Бэнкрофт «Почему он делает это? Кто такой абьюзер и как ему противостоять»

Как ссориться с мужем или женой, чтобы не разрушить брак, читай в галерее:

ВСЕ НОВОСТИ

■■

■■■■■

ПАНДЕМИЯ

■■

■■■■■

В РОССИИ

■■

■■■■■■■■■

В МИРЕ

■■

■■■■■■■■■■■■

ЭКОНОМИКА

■■

■■■■■■

РЕЛИГИЯ

■■

■■■■■■■■■■

КРИМИНАЛ

■■

■■■■■■■■

СПОРТ

■■

■■■■■■■■■■■■

КУЛЬТУРА

■■

■■■■■■■■■■

ИНОПРЕССА.ru

■■

■■■■■

МНЕНИЯ

■■

■■■■■■■■■■■

НЕДВИЖИМОСТЬ

■■

■■■

ТЕХНОЛОГИИ

■■

■■■■■■

АВТО

■■

■■■■■■■■■■■■■■

МЕДИЦИНА

■■

■■■■■■■■

 

НОВАЯ ВЕРСИЯ NEWSru.com

Пол масон вероника рассказывает сказку

 

Досье

// Мнения

// Авторы

// Борис Вишневский

1

2

3

4

5

 

из 16

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Вода, как известно, не течет под лежачий камень»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга перечисляет свежие новости о крупных тратах денег налогоплательщиков, отмечая, что этим деньгам можно найти иное применение, а изменить планы на них могут думские выборы.

воскресенье, 30 мая 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Для чего срочно собирают верхнюю палату?»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга обращает внимание на слова Валентины Матвиенко о запланированном на 23 апреля заседании Совета Федерации, отмечая, что для такого заседания может быть три основных повода.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Господа единороссы, начните патриотизм с себя!»
Комментируя слова сенатора Константина Косачева о закрытии сообщения с Турцией, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагает членам «Единой России» подать другим гражданам патриотический пример и отреагировать на недавнее заявление президента США.

вторник, 13 апреля 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Жуткое змеиное гнездо»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга перечисляет свежие тезисы отечественной пропаганды, отмечая, что в них не упоминается бедственное положение многих граждан России.

понедельник, 29 марта 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Признак панического страха тех, о ком «Новая газета» рассказывает правду»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга комментирует реакцию на публикацию «Новой газетой» материала о пытках и казнях в Чечне и выражает поддержку журналистам, которых явно пытаются запугать.

четверг, 18 марта 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Госбезопасность припомнит наши имена»
В связи с принятием Госдумой законопроектов о фактической легализации коррупции и запрете просветительской деятельности депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что пародия на Пушкина 30-летней давности уже не кажется смешной.

четверг, 11 марта 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «В обществе озабочены ростом цен, а в Думе — пропагандой смены пола»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга обращает внимание на результаты соцопроса, которые показывают, что простых россиян волнуют совсем не те проблемы, решением которым так озабочены в Госдуме.

среда, 10 марта 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Не умер Сталин»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что день смерти Сталина можно назвать днем освобождения от тирана, но от сталинизма и его наследия российское общество не избавилось до сих пор.

пятница, 05 марта 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Запрещенные обращения»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга рассказывает, что направленное им с коллегами обращение в СК, касающееся отравления Алексея Навального, так и не было отправлено по адресу, а сам документ был кем-то «изъят».

пятница, 26 february 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Защитников у Отечества не так много»
В связи с праздником депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что в России защитниками Отечества можно назвать многих людей, но нападающих на Отечество в стране не меньше.

вторник, 23 february 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Сказка об умном губернаторе»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга обращает внимание на слова губернатора города Александра Беглова об уличных протестах 31 января, отмечая, что умный глава города повел бы себя иначе.

вторник, 02 february 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Хинштейн лег обратно в окоп»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что решение депутата Госдумы Александра Хинштейна отозвать запросы, связанные с нападением полицейского на жительницу Санкт-Петербурга, снижает вероятность возбуждения уголовного дела в отношении силовика.

вторник, 26 января 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Миру недостаточно урока Олимпиады-36?»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга выступает категорически против проведения в Белоруссии запланированного чемпионата мира по хоккею. Если он состоится, то его можно будет сравнить с Олимпиадой в Берлине в 1936 году.

среда, 13 января 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Отключитесь уже от Америки»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга призывает российских оппозиционеров оставить яростные дискуссии о свободе слова США и переключить свое внимание на Россию, где дела со свободой слова обстоят куда хуже.

понедельник, 11 января 2021 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Время Дракона неумолимо истекает»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга подводит политические итоги 2020-го, называя главным словом года «обнуление». Сюда входят обнуление законности, прав и свобод граждан, а также остатков государственной совести.

четверг, 31 декабря 2020 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Ненаучная фантастика»
В связи с поручением Владимира Путина чиновникам разобраться с ростом цен на продукты питания депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга вспоминает старый советский анекдот и отмечает, что власть борется со следствиями, а не с причинами.

понедельник, 14 декабря 2020 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Путин сходил в магазин»
Комментируя слова Владимира Путина о проблеме роста цен на продукты питания, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что нехваткой денег на еду граждане обязаны самому Путину.

четверг, 10 декабря 2020 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Не хочет ли СК заняться расследованием сталинских преступлений?»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что новость о вызове ветеранов на допрос в СК по делу о расследовании преступлений нацистов вызывает лишь отвращение. Следователи могли бы заняться изучением обстоятельств преступлений сталинизма.

среда, 02 декабря 2020 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «Какого цвета будут звезды у «иностранных агентов»?»
В связи с очередным ужесточением законодательства об иностранных агентах депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает, что в скором будущем иноагентов, по всей видимости, обяжут носить звезды на одежде.

понедельник, 30 ноября 2020 г.

::Мнения

Пол масон вероника рассказывает сказку

Борис Вишневский: «У них с деньгами все хорошо. У нас с медициной — плохо»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга обращает внимание на проект федерального бюджета на 2021 год. Он предусматривает заметное сокращение расходов на здравоохранение, но не на «национальную оборону».

четверг, 26 ноября 2020 г.

::Мнения

1

2

3

4

5

 

из 16

Как спектакль «Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова, удививший зрителей почти 100 лет назад, вдохновляет современных художников.

Официальной датой рождения Театра имени Евгения Вахтангова считается 13 ноября 1921 года — в этот день состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония». Тогда театр еще не носил имя своего создателя — он назывался Третьей студией МХАТ, — но уже располагался в знакомом всем особняке Берга на Арбате.

О новом театре громко заговорили в следующем году — после премьеры «Принцессы Турандот». Спектакль в духе комедии дель арте по старинной сказке Карло Гоцци, ставший последней работой Евгения Вахтангова, определил направление работы его театра на долгие годы вперед.

На этой неделе в галерее «А3» открылась выставка «За парад отвечаю я, Вахтангов», посвященная 100-летнему юбилею театра. Название — цитата из книги «Режиссерские уроки Вахтангова», которую написал Николай Горчаков, ученик Евгения Багратионовича. На выставке представлены предметы, связанные с легендарной постановкой, из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, а также работы современных художников, вдохновленные «Принцессой Турандот». О них рассказывает Алина Федорович, один из кураторов выставки.

Внимание: для посещения выставки необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в музее.

Алина Федорович. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Страшная и смешная сказка

«Турандот», написанная в 1762 году, стала одной из первых фьяб Карло Гоцци. Фьяба (от итальянского fiaba — «сказка») — жанр, придуманный в противовес серьезности, царившей тогда в итальянской драматургии. Пьесы-сказки, в которых трагическое переплетено с комическим, предполагающие актерскую импровизацию и прямой контакт со зрителями, быстро стали очень популярны, причем у самой разной публики.

Заглавная героиня, китайская принцесса Турандот, прекрасная, умная и хладнокровная, не желает выходить замуж. Женихам, которые собираются ко дворцу со всего света, она предлагает разгадать три загадки и обещает сказать «да» тому, кто правильно ответит. Тому, кто не справляется с заданием, отрубают голову. Загадки так сложны, что каждый день в королевстве начинается с казни, но это не останавливает желающих попытать счастья. Все меняется, когда здесь объявляется Калаф — принц в изгнании, прячущийся в платье бедняка. Пораженный красотой жестокой принцессы, он решается рискнуть — и одерживает победу.

Жестокость в произведении идет рука об руку со смехом — страшные события обсуждаются в комических диалогах. Странная сказка очень нравилась Вахтангову — он чувствовал, что в сюжете и героях есть что-то непостижимое. Поначалу он хотел ставить спектакль по пьесе Фридриха Шиллера, вдохновленной фьябой Гоцци. Но когда начались репетиции, оказалось, что «Турандот» не так проста, как кажется, — режиссеру никак не удавалось найти подходящее сценическое решение. Вахтангов уже собирался отменить постановку. Он был болен, и работа давалась ему с большим трудом.

Игра в Китай

Все встало на места, когда он обратился к оригинальной сказке: традиционные маски площадного театра комедии дель арте — Бригелла, Труффальдино, Тарталья и Панталоне — смешно и живо комментируют происходящее. Представления с масками впервые начали показывать на итальянских улицах в середине XVI века. Актеры не только играли свои роли, но и остроумно обсуждали между делом злободневные события. Вахтангов решил перенять этот прием. И даже пошел дальше: его актеры играли не собственно персонажей, а театральную труппу, которая показывает «Принцессу Турандот».

Комедия дель арте требовала определенной игры, гротеска, и артистам пришлось заниматься с преподавателями, которые учили их соответствующе двигаться, петь, говорить.

Костюмы придумала легендарная модистка Надежда Ламанова. Режиссер поставил ей задачу: наряды должны быть очень просты, чтобы артисты имели возможность быстро переодеваться, и в то же время элегантны. За декорации отвечал художник Игнатий Нивинский. «Давайте, поиграйте в Китай», — в шутку предложил ему Вахтангов. Тот так и сделал: его простые, лаконичные декорации напоминали скорее фантазию на тему Китая. Ведь и у Гоцци Китай не конкретное место действия, а условная полумифическая страна. Как это выглядело, можно посмотреть на снимке и эскизах, которые хранятся в коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина.

IVA 1785(1)

Роль Калафа исполнял Юрий Завадский, принцессы — Цецилия Мансурова. Эта работа считается одной из самых ярких в ее карьере. В 1986 году вышла книга «Первая Турандот» — один экземпляр для выставки также предоставил музей. Там собраны письма актрисы того периода, ее дневниковые записи, фотографии, статьи о ней.

Также в спектакле сыграли Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Их фотографии в образах героев «Принцессы Турандот» сохранились до сегодняшнего дня.

IVA 1864

Турандот глазами современников

Спектакль, имевший феноменальный успех, оставался в репертуаре театра долгие годы. Легендарная «Принцесса Турандот» вызывает отклик и сегодня — в творчестве многих современных художников. На выставке в галерее «А3» представлены десятки работ, вдохновленных спектаклем и историей его создания. Так, вахтанговской фразой «Поиграйте в Китай!» молодая художница Вероника Акопян назвала свою серию работ, созданную в 2021 году по мотивам традиционных китайских миниатюр. На картинах изображены женихи, ищущие расположения жестокой принцессы.

Театральный художник Сергей Якунин, чьи работы находятся в музеях Лондона, Мюнхена, Москвы, сделал из крафтовой бумаги ворота города, где живет Турандот. Выглядят они устрашающе: на кольях висят отрубленные головы принцев. Якунин имеет опыт работы над спектаклями по фьябам Гоцци. Он делал декорации к постановкам «Зобеида» и «Женщина-змея» в Российском молодежном академическом театре и Театре на Малой Бронной. Оба спектакля в духе дель арте поставил режиссер Олег Долин.

IVA 1670

Белила, маски и бархат. Смотрим спектакль «Женщина-змея» Театра на Малой Бронной

Скульптор Владимир Амодео в 2017 году отлил из бронзы Турандот, стоящую на головах несостоявшихся женихов. Художник Феликс Бух сделал мозаичные картины из натурального камня — лицо Турандот, в прямом смысле окруженное мужскими головами, которые пали по ее вине. Среди них Бух поместил и автопортрет — вероятно, в знак своей любви к этой истории.

Советский и российский художник Теодор Тэжик, один из художников-постановщиков фантастической антиутопии «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, в 2000 году написал абстрактную картину. Что именно на ней изображено, сказать сложно, но можно представить, что это женщина в накидке, стоящая спиной к зрителю. Возможно, это Турандот. Картину художник подарил своему другу Евгению Вахтангову. Она так и называется — «Подарок Жене Вахтангову». Но речь идет не о создателе легендарного спектакля, а о его внуке, художнике Евгении Сергеевиче Вахтангове.

IVA 1790

Внук и тезка

Евгений Сергеевич Вахтангов родился в 1942 году в Омске — театр его деда находился в этом городе в эвакуации. В 1970-м он окончил Суриковский институт, чуть позже стал членом Союза художников СССР и Российской академии художеств.

Он писал в разных стилях, работал с разными сюжетами. Его картины сегодня находятся в собрании Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге и других. На выставке ему посвящен отдельный раздел, там представлен написанный им портрет его бабушки Надежды Вахтанговой (1959), а также «Незнакомка» (1988), различные натюрморты (1960–1970-е), автопортреты и многое другое.

IVA 1852

Как и знаменитый дедушка, он тоже имел отношение к театру: в 1971 году Евгений Сергеевич оформил в Театре имени Евгения Вахтангова спектакль «Молодость театра» по пьесе Александра Гладкова в постановке Евгения Симонова. Пьеса была посвящена Евгению Багратионовичу Вахтангову, Третьей студии МХАТ и созданию театра. Много лет он преподавал сценографию в ГИТИСе, учил студентов собственному методу — рассматривать живописное произведение как театральную сцену. Евгения Сергеевича не стало в 2018 году.

После прочтения вот этого поста от модераторов хабра, я к своему ужасу, увидел, что в мире есть большое количество людей, которые “не знают как правильно написать статью”.

Что может быть проще! Берёшь бумагу и ручку, или пишущую машинку, или что там у вас нынче в моде, и пишешь статью.

Как бы то ни было, для большого количества людей это всё равно считается заоблачным. Некоторые говорили, что для того, чтобы писать, нужен дар божий, а некоторые сидят и ждут, когда прилетит муза и начнёт играть на арфе.

Всё это фигня. Нам, айтишникам, нужны реальные инструкции о том, как что-то сделать. Давайте я вам расскажу о том как научится писать. Причём писать круто и интересно. Ведь профессия эта — древняя и хорошо всем знакомая. Не может же быть так, что вообще никто ничего не знает о том, как писать.

На самом деле знают, но почему-то превращают это знание в кучу эзотерических фактов о жизни фей в райских садах. Почему? Не знаю. Возможно потому, что сами такие люди ничего не знают о том, как что-то написать. А ведь это — достаточно просто. Посему, прошу под кат, я вам дам реальные советы по поводу того, как научиться хорошо писать интересные статьи.

▍ Первый элемент

Рассказывайте.

Вы смотрели Игру Престолов? Помните, почему Тирион Ланнистер решил, что Бран будет лучшим королём? Освежите память.

Рассказывание историй — это умение и навык, который всегда ценился людьми. В стародавние времена у нас были барды и гусляры. Позже их сменили поэты и писатели. Сейчас некоторых из них называют модным словом “инфлюенсеры”. Умение рассказать что-то с интересом всегда ценилось среди народа. Можете посмотреть на топовые видео на любой платформе, и вы найдёте кого-то, кто о чём-то рассказывает.

В древние времена подобные люди занимались исключительно важным делом — они были вашим коммуникационным эфиром. Это ваш ethernet в десятом веке. Всё это происходило по протоколу UDP с жуткими потерями. При этом потерянные данные восстанавливались методом угадывания уже на конечных станциях.

Итак, это — первое, что вам нужно, чтобы начать писать. Вам нужно уметь рассказать историю.

Да иди ты! Я никогда их не рассказывал, не умею и не буду.

А жаль. Мне было бы интересно послушать. Давайте исправлять это.

Для того чтобы исправить своё умение рассказывать что-то, вам не нужно делать какие-то курсы по 60к рублей и напиваться в стельку. Для того чтобы с интересом рассказывать, нужно просто тренироваться рассказывать.

Начните с анекдотов. Люди их слушают. Это достаточно маленькие рассказы, и на них можно тренироваться с лёгкостью тренировки на кошках. Берём анекдот и рассказываем его своим друзьям.

И тут мы встречаем три первых важных элемента вашего умения рассказывать:

1. Чувство такта: По определению википедии — тактичность — это умение вести себя в соответствии с моральными и этическими нормами общества. А для того чтобы правильно себя вести, эти нормы надо знать. Вы знаете, если вы можете впихнуть пошлый анекдот про Вовочку в разговор с родителями. Но это не значит, что на Хабре нормы такие же. Посему, сначала изучите моральные нормы общества, которому вы будете рассказывать историю.

2. Умение рассказывать интересно: Добавлять столько данных, сколько нужно к тому, чтобы рассказ был интересный. Умение не затягивать рассказ.

Почему я рекомендую начать с анекдотов? Потому что вы сможете тренироваться сколько душе угодно. И быстро получите отклик вашей публики.

“Я не душа компании”, “Я не особо мастак рассказывать истории” — это всё просто потому, что вы не тренировались в рассказывании этих историй. Идите и тренируйтесь. Прочитали интересную новость? Разворачиваетесь и говорите жене (маме, девушке, ребёнку, можно даже кошке, если совсем страшно) “Слушай, дорогая, ты знаешь, что цены на морковь упали в два раза?”

Избегайте “новостей” о том, как всё плохо или о том, что кто-то умер. Большинство новостей о том, как всё плохо — это просто утки. А для того чтобы хорошо рассказать страшную историю, вам нужно будет тренироваться достаточно долго.

Увидели новость, которая будет интересна коллегам? Не надо просто скидывать ссылку в слак. В курилке на перерыве скажите: “Кстати, а вы знаете, что Интел начал выпуск новых процессоров для черепах?”

3. Самое главное — делайте это: Мы живём в мире, где ваша способность говорить была сведена до следующего:

Ты: ссылка-на-новость.com
Он: ?

С таким подходом ваше умение рассказывать историю будет сведено на нет. Вы не сможете этого сделать, потому что вы никогда не тренировались рассказывать.

Начинаем с анекдотов, потом переходим на короткие новости, и вот, вы уже в той ситуации, когда вы можете развлечь толпу курильщиков интересным шпилем на пять минут.

Продолжайте тренироваться. С этим к вам придёт самое важное умение хорошего рассказчика — умение удерживать внимание публики. Ведь из всех ваших бесполезных анекдотов и новостей, которые никто не слушает, вы получите представление о том, что такое живая реакция аудитории.

Вы сможете увидеть, когда кому-то не интересно, и когда кто-то опускает глаза. Но тренироваться надо постоянно. И обязательно учитесь на основе данных, которые вы собрали сами. Тут прикол в том, что я вам не смогу сказать, что такое хорошо и что такое плохо. Вы должны будете испытать это на собственной шкуре.

Если вы идёте в правильном направлении, то в следующий раз в курилке кто-то скажет: “Слышь, Петя, ну что там нового у Nvidia?” Если вы идёте в неправильном направлении, то, как ожидается, вы услышите “Да достал ты своими новостями, замолчи!”

Замолчите. Но только не надо молчать до конца жизни. Откатываемся на предыдущую ступень в рассказе анекдотов и продолжаем тренироваться.

Туда — обратно, повторяем и тренируемся. Улучшаем три важных качества ваших коротких рассказов, описанных выше, повторяем… И через некоторое время вы находите себя в курилке, окружённым четырьмя коллегами, которые от вас не могут отвести глаз уже час, хотя рабочий день кончился. А вы стоите и рассказываете о том, как правильно играть на фондовой бирже. (Реальная история. Мне потом за это даже заплатили.)

Ок, теперь вы потренировались, и у вас есть идея о том, как что-то рассказать.

▍ Элемент второй

Умей слушать и читать.

И слушать надо будет много. Я не могу сказать, что прослушал всю Модель для Сборки, но как минимум, львиную долю всех рассказов. Начиная с 2000-го года я постоянно ходил с затычками в ушах, слушая Влада Коппа. МДС слушаю до сих пор. Но одним только МДСом дело не ограничивалось. В своё время я умудрился достать полную коллекцию издательства МИР. А совсем недавно дорвался до http://librivox.org. Когда меня спросили, сколько книг я прочитал в жизни, то после достаточно долгих вычислений я сказал что примерно 3000. Сюда входило многое. Начиная от “Золотого Осла” Апулея (2 век нашей эры), заканчивая серией “Ушёл, учусь на волшебника” (последняя книга вышла недавно)

Я слушал лекции и читал всё подряд всю жизнь. Ничего, мозгу от этого хуже не будет, кажется место у вас там не закончится. А вот стилю написания будет только лучше.

Слушайте то, что интересно и замечайте то, как и что интересно. Вам это понадобится. Но пожалуйста, выносите своё суждение о том, что интересно. Не надо читать критиков и отзывы. Фиг с ними. Читайте тексты. И читайте разные жанры. Не значит, что вам нужно будет читать все произведения российских авторов 18-го века, но хоть что-то да прочитайте. Если единственное, что вы прочитали в жизни — это всё что написал Толкиен, то с написанием своих рассказов может быть туго.

И, я хочу ещё раз сделать на этом ударение — выносите собственное суждение о прочитанных книгах. Оно не обязательно должно соответствовать вашей школьной программе или мнению общества. Я, например, считаю, что Толстой был страшным занудой. Ничего более занудного, чем “Война и Мир” я себе представить не могу. А Достоевский был просто замороченным индивидуумом. Я это “Преступление и Наказание” еле осилил.

А вот, Орсон Скотт Кард и Пол Андерсон зашли мне намного лучше. Хотя, тот же Апулей писал очень задорно и интересно. А после прослушивания Тома Сойера в оригинале, я пропитался любовью к Марку Твену. Хотя книга “Старик и Море” вызвала у меня спорные чувства. А самая весёлая книга, когда-либо написанная на этой планете называется “Благие знамения” и принадлежит перу Нила Геймана и Терри Праттчета. Это — мои мнения. У меня таких мнений вагон и маленькая тележка.

Прочтение чудовищного количества разной литературы даст вам идею о том, как выглядели стили разных людей. Во все века существовали зануды и хорошие писатели. Определение того, кто является кем — это работа для вас.

На основании этого вы получите идеи о том, что можно делать с текстом. (А чего делать не следует).

Фильмы, стихи и музыка тоже подойдут. Главное, чтобы вы читали рассказы, которые читаются больше чем за пять минут. Собирайте данные и анализируйте сами. На это надо потратить время.

▍ Элемент третий

nm7k6a 7ewcaf728mfpszliwla4

Пишите.

Тут нас постигает всё та же напасть современного общества. “Но я никогда ничего не писал! Я не умею писать!”.

Враки. Во-первых, вы, как минимум, писали диктанты и сочинения в школе. Да и в день вы пишите тучи комментов, email, сообщений и постов.

Но у вас никогда в жизни не было потребности писать что-то более развёрнутое. А сочинения и диктанты из школы вы в гробу видали. Тут ничего не поделаешь, надо тренироваться.

Ничего, вам понравится. Не всё так жутко.

Садитесь и записывайте эти анекдоты и рассказы. В старые добрые времена был такой ЖЖ. Там было прикольно до какого-то момента. А потом его забросили и все перевалили в инсту и вконтактик. А жаль. В ЖЖ писать надо было больше. В инсте дело простое — снапай фотки, получай лайки, учитывая что большинство этих бездарных фоток пропущено через тысячи фильтров, цены этому — чуть.

Вам надо тренироваться в написании текста, содержащем в себе определённую мысль, которая тянется больше чем на 2 абзаца.

В нашем замечательном мире, где вашим вниманием управляют большие дядьки из гугла и амазона, нам ненамеренно убивают умение концентрироваться. Куда ни смотри — всё очень быстро и коротко, только для того, чтобы клиент правильно монетизировался и у нас был высокий процент удержания клиентов. Тикток и Твиттер — это не те сервисы, в которых кто-то поощряет внимательность и способность “оставаться на той же мысле”.

Для написания статьи вам потребуется умение не отвлекаться на что-то. У вас должна быть идея, и вы должны её излагать. Поэтому, когда мы садимся и пишем о том, как правильно чесать котям пузо, то мы продолжаем писать о котях и пузе, а не уходим в разговор о собаках.

После того как вам удалось что-то написать, садитесь и работайте над стилем. Можете попробовать переписывать уже существующие тексты, или придумывать новые. Вам пригодятся знания из предыдущего пункта. Вы будете знать, как “звучат” тексты из средневековья, и как люди пишут сегодня. Различные обороты, фразы, сравнения, шутки и тому подобные вещи — всё это приходит к вам с опытом и знаниями в какой-то определённой области.

После примерно 750000 символов, у вас появится идея о том, что такое ваш собственный стиль. Вы сами его выберите. 750000 символов, это примерно 100000 слов или 500 страниц текста.

Много, скажете вы? Выглядит как будто много, но на самом деле это не так уж и много.

Тренируйтесь в написании email-ов. Нам надо достаточно часто писать, и вместо того, чтобы писать:

“Пожалуйста, пришлите инвойс №21991”

можете поразвлекаться и написать что-то в стиле:

“Дорогая Анна Андреевна,

Я с ужасом для себя заметил, что в отчётной ведомости за шестое июля отсутствует инвойс с номером 21991. Не могли бы вы, пожалуйста, предоставить его нам, путём залива на FTP сервер по адресу 127.0.0.12

С уважением,
И так далее”

А если вы работаете с клиентами, то тут вообще ограничение — это ваша фантазия. Людям на самом деле занудно читать “правильно составленные” “машинные ответы”, которые мы зачастую получаем от компаний:

“Здравствуйте, пользователь!

Сообщаем вам, что ваш запрос получен, пожалуйста, ожидайте в очереди 10 дней”.

Садитесь и переделывайте это. Если ваши ответы будут не машинными, то и читать вас будут больше.

Есть ещё более интересные методы. Можно, например, завести себе перьевую ручку, или вообще обзавестись пером и чернильницей и писать письма на бумаге. Что самое прикольное, если вы напишете красивое письмо, то в современном мире его могут и в рамку повесить. Ибо такие вещи — редкость.

Но ладно, хватит извращаться. Всё-таки написание статей и каллиграфия — это две разные вещи.

Вместо того чтобы скинуть запрос в слак вашему саппорту, напишите им на мыло.

Подробно изложите ситуацию и попросите посодействовать. Напишите развёрнуто и так, чтобы им не нужно было задавать никаких вопросов.

Или вот, например, лучший способ сэкономить себе время:

Каждый раз, когда вам задают вопрос, отвечайте на него в письменной форме и публикуйте в своём блоге.

“Вась, тыжпрограммист, какой компьютер купить?”

Не стоит сразу же пыжится, по поводу того, что вы — программист и подобные вопросы — это не ваш удел. Просто напишите статью на пару страниц. Расскажите в ней о том, что есть разные компьютеры и покупать лучше такие-то и такие-то.

И ответьте человеку ссылкой.

Вам и жить станет лучше, и народ вас зауважает больше. Вот, например, блог Скотта Хансельмана. Он его ведёт с Апреля 2002 года. Он бережно хранит все старые статьи и постоянно на них ссылается в общении с программистами и обычными людьми. Десятки миллионов символов. Десять книг. Некоторые посты можно просто брать и переделывать в главы.

Почитайте, кстати, его первые посты, которые были в стиле “привет, я завёл FTP” и пост, который он опубликовал буквально через два года после этого. Это пост, в котором он рассказывает как он “раздебажил” свою тёщу и научил её параллельной парковке. Это уже весело читать.

▍ Элемент четвёртый

bf jncg q46ka 5uvqazqfttq3e

Тема повествования.

Этим элементом нужно заниматься после того, как вы разобрались со всеми предыдущими моментами. То, о чём вы собираетесь писать.

Я не пишу о том, что не трогал собственными руками. Я не люблю “второсортных данных”. Когда я писал про powershell, ASP.NET, Rust, WinAPI, Телестудии и сети — всё что я писал, было написано на основе моего опыта. Я знаю с чего начать, как рассказать и чем закончить повествование.

И это умение частенько отсутствует у некоторых писателей. Статья (книга, повесть) начинается с одного, а заканчивается совсем другим.

Яркий пример, который я не положил в черновики — “Cказка — ложь”. Этот рассказ я написал наобум, и вышло достаточно криво. Я начал писать об одном, а закончил совсем другим. Результат — позорные 2.4к просмотров и куча минусов.

С другой стороны, у меня есть другой пример. Вот другая сказка под названием “Как он учился писать статьи на Хабре”. Всего лишь 1к просмотров, но 68 плюсов. Это — самый высокий показатель просмотров/плюсов среди всех моих статей. Статья — сказка про Васю, который хотел написать статью на Хабре, НЛО и котэ.

Так, погоди! Что за чушь? Ты говоришь, что писать надо про реальные вещи, которые ты испытал на собственной шкуре, а сам пишешь про НЛО и скатерти-самобранки.

А кто вам сказал, что испытанные вами эмоции не являются чем-то, что вы пережили? Возможно, вы видели что-то, а возможно, вы видели что-то во сне. Вы же знаете как Джеймс Кэмерон придумал “Терминатора”? Ему приснилось, что за ним гонится жуткий робот с красными глазами.

Никто не сказал, что ВСЁ что вы пишете, должно быть реальным. Вы могли испытать сильные эмоции по поводу чего-то и изложить эти эмоции в другой истории, нежели той, что была в реальности. Именно для этого у вас есть Пункт 2: “Много Читайте”. У вас будет много идей о том, в каком формате вы можете рассказать историю.

Можете играться. Брать историю из жизни и выдумывать персонажа, например, старого деда. И рассказывать историю о том, как старый дед делал то, {что делали вы}.

Как бы то ни было, помните вот о чём. У истории есть начало и конец. Если вы начинаете писать и у вас есть идея о начале и конце, то всё будет прекрасно. Если вы пока ещё не знаете, чем всё закончится — нууу… Я бы как минимум такие вещи называл второсортными. Почему?

Ну, посмотрите на те истории, которые мы считаем крутыми или гениальными. Все читали “Гарри Поттера”. Нравится вам книга? Нет? Неважно. Книга ещё как продавалась. Но, как мы знаем, в первых книгах были описаны герои и события, которые проявили себя только в середине серии. У Роулинг была идея о том, что будет происходить в будущем с крысами. Так же, как и Толкиен не сидел и не мучался идеей о том, должен ли Фродо разрушить кольцо. Начало и конец были.

Ещё один пример — Футурама. Мы все были в шоке, когда пересматривали первый эпизод и видели, таки, тень Зубастика, который подтолкнул Фрая в криогенную камеру. Начало и конец были. Между этими началом и концом была куча эпизодов, но у нас была гигантская история о том, как пацан из 2000-го года влюбился в девочку-мутанта из 3000-го года. И она закончилась тем, что в конце концов они поцеловались. А всё что было после — вызывает тяжёлые вздохи у фанатов и посты на реддите, где люди просят не возвращать Футураму к жизни, потому что мы и так её любим и менять её не нужно.

По поводу сериалов

Сериалы и серии книг, созданные для «дойки франшизы» на мой взгляд являются самым недостойным видом творчества. Звездные войны я перестал смотреть с Эпизода 7 и жалею, что видел его. А вот тот же Inception можно пересматривать 20 раз и получать от этого удовольствие. Или вышеупомянутая книга «Благие Знамения». Я её перечитал раз 10, и всё равно получаю удовольствие.

Но как бы то ни было, в сериале без конца есть две линии — основная, большая линия, и по одной на каждую серию.

То, что находится между началом и концом — это то, насколько круто вы пишите. У вас может быть прямой и неинтересный сюжет, а может быть целый шпионский боевик. Всё может быть грустно или весело, интересно, поучительно или повествовательно. Или занудно, если вы хотите испортить всем настроение. Как бы то ни было, середина — для вас.

Но хорошая середина существует только если есть начало и конец:

  • Как научиться работать с Powershell? Замечательно!
    Начало: Мы ничего не знаем о Powershell
    Конец: Программист знает основы Powershell и может самостоятельно его изучить.
    Результат: Плюс 180 в карму и какие-то невероятные 300к+ просмотров.
  • Что на самом деле таит в себе страшная цифра восемь?
    Начало: Вы ничего не знаете про Windows 8
    Конец: Вы понимаете что такое Windows 8 и что она нам принесёт.
    Результат: +291 в карму.
  • Сказка — Ложь
    Начало: сайфай в стиле средневековой Руси
    Конец: Какие-то сумбурные мысли о текущем регулировании интернета.
    Результат: минусы в карму.

▍ Пятый элемент

Не верьте критикам.

Самое простое в написании любой статьи/поста/email или книги — это то, что результат — налицо. У вас либо есть статья, либо её нет. Я давал примерные оценки того, сколько вам нужно написать, чтобы у вас появился свой стиль. Но я не говорил, что вам надо писать от восьми до десяти или по пять статей в день. Садитесь и пишите. Вот, например, недавно Нил Гейман сказал, что писал повесть Коралайн по 50 слов в день.

У меня нет строгого режима написания статей. Я, например, лучше всего работаю, когда кто-то просит материалы “прямо сейчас”. (Чем обычно довожу моего главреда до состояния панического ужаса. Все сроки горят, статей нет, а я за час-два, выдаю текст.) Я обычно пишу пять страниц текста за 1-2 часа. Я не люблю писать кусками. Но я — это я. Вы — это совершенно другое дело. Может быть, вас устраивает только написание с двух ночи до шести утра. А может быть вы вообще берётесь за него раз в месяц, но выдаёте 50 страниц в день. Как вам угодно.

Не надо вдаваться во всяческие поверья о том, как к вам должна приходить муза, и как вас должно ополаскивать манной небесной, чтобы вы могли писать. Если у вас есть идея о том, как что-то начнётся и как оно закончится, то садитесь и пишите. Если идеи нету — идите и собирайте данные. Если вы хотите писать для Хабра, то пойдите поковыряйтесь в кишках какой-нибудь системы, и у вас может появиться идея. Если у вас вдруг появилась идея в неподходящий момент, возьмите и запишите её. Напишите об этом потом.

Что касается оценок и механизма Хабра. Мы не раз видели эпические походы испанской инквизиции по поводу того, что система кармы работает хорошо или плохо. И да, тут всё может быть капризно, но у кармы есть свой прикол.

Если вы пишете нейтральную статью о том, как научиться что-то делать в области компьютеров для Хабра — то вам не стоит бояться. (Только прошу вас, не врите и действительно разберитесь с тем, что вы пишете. Не стоит обижаться за жутко заминусованные статьи, в которых вы рассказываете как поднимать кластер на кубере с помощью Microsoft Teams.)

Если вы пишете двоякую статью, в которой выражаете своё мнение на определённую проблему в обществе, то дела могут пойти по-разному, и тут только великий рандом может вам сказать, куда потянется ваша карма.

Так что, особенно для начала, рекомендую выбрать полезную обучающую тему, которая позволит другим лучше осваиваться с компьютерами. За это вы получите плюсы.

Но, сколько бы плюсов вам не выдали за статью, обязательно найдётся кто-то, кто придёт и скажет своё “бе” по поводу того, как ужасна ваша статья и по поводу того, как вам следует перестать писать прямо сейчас же.

Решение подобной проблемы только одно — просто игнорируйте это. Это — не проблема. Если ваша статья получила +40 рейтинга, и вас прочитали 7к человек, ну что же, поздравляю! Это очень хорош и вы вышли в топ Хабра на денёк. Молодцы. Если при этом первым комментом вам заявляют, что вам нужно было бы завязать с писательством, то просто игнорируйте это. Как бы то ни было, у вас рейтинг в +40. И большинство читателей оценило вашу статью по достоинству. А в разборки им лезть лень. И вы не суйтесь.

Когда к вам приходят с критикой, убедитесь что критикуют по делу и предлагают что-то взамен. Например, есть такой интересный пользователь berez, который обильно комментирует мой стиль. Причём, комментирует хорошо и по делу. Казалось бы, можно было бы и взбеситься по этому поводу, поскольку практически о каждой моей статье berez отписался мне в личку. Но, его советы на самом деле попадают в точку и позволяют мне что-то исправить или улучшить. Посему они надёжно хранятся.

А критика в стиле “ты унылое какашко” может быть отпущена в /dev/null гигабайтами.

▍ Заключение

Писать — это прикольно. Писать можно много, и это вам ничего не стоит. Более того, вы можете начать писать уже прямо сейчас.

  • Научитесь рассказывать. Повествовать. Увлекательно говорить. Это приходит с практикой пересказов историй. Простой шаг, но в современном мире вам редко дают потренировать это умение.
  • Читайте много литературы. Не важно чего, главное много и разнообразно. Это даст вам представление о том, как писали в разные времена и как пишут сейчас.
  • Садитесь и пишите. Простое написание всего чего угодно, начиная от email, заканчивая статьями на блог, позволят вам создать свой собственный стиль.
  • Уделите внимание идее. Идея начинается с чего-то определённого и заканчивается чем-то определённым. Убедитесь что у вас есть это начало и конец, тогда вам будет что излагать.
  • Не парьтесь, если вас критикуют уж очень зело. Мнения рьяных критиков, рассказывающих о том, что вам надо себя убить, не стоят ничего. Хороший критик всегда скажет, что в вашем тексте не так и поможет вам его исправить.

Садитесь и тренируйтесь. Мне будет очень интересно прочитать ваши статьи!

В прошлом году в нашей стране почти 4 тысячи семейных пар подписали брачный договор у нотариусов. Почему люди идут на этот шаг? Значит ли подписание брачного договора, что у пары есть проблемы? (Спойлер: необязательно.) Можно ли прописать в таком документе «забираю квартиру в случае измены супруга»? Мы поговорили с людьми, которых так или иначе коснулся брачный договор, а также с адвокатами и психологом.

Захотел развестись — супруга сказала подписать брачный договор

Конечно, далеко не всегда люди, заключившие брачный договор, разводятся. У Владимира другая история, он заключил с супругой брачный договор, когда отношения уже были не самыми хорошими.

— Мы с супругой прожили в браке десять лет, и потом я решил развестись. Супруга поставила условие: не даст согласия на развод, если я не отдам нашу общую квартиру детям. И у нее, и у меня до свадьбы были свои квартиры, еще одну мы вместе взяли в кредит. Супруга проконсультировалась с нотариусом, потом мы все вместе встретились и все подписали — сразу после развода кредитная квартира отходила бывшей жене. Раньше я думал, что брачный договор заключают только какие-нибудь звезды шоу-бизнеса и делают это только перед свадьбой.

Бывшей жене Владимира по договору уходила не только квартира, но и платежи по кредиту за нее. Это также прописано в документе.

— Еще в браке мы построили квартиру по льготному кредиту под 5% на 20 лет. Такой кредит было сложно получить, а сейчас нереально. Вместе внесли первый взнос — 25% от ее стоимости, платили два или три года, потом развелись. Сейчас бывшая супруга платит около $100 в месяц — считаю, это копейки за двушку.

А вот история Александры.

— Перед моей свадьбой мои бельгийские родственники говорили, что мне следует составить брачный договор, ведь в Бельгии без него никто не женится. Мне тогда было 23 года, и казалось, что выхожу замуж один раз — и навсегда. Я обговаривала с женихом вопрос о брачном договоре, но услышала от него, что мы цивилизованные люди и нам это не нужно. Чтобы заграничные родственники не переживали, им я сказала, что брачный договор у меня есть.

После свадьбы родители мужа предложили нам достроить дачный дом, оформленный на свекровь, и жить там — это был недострой в Михановичах, там нельзя было даже переночевать. Мы с мужем 8 или 9 лет занимались этим домом, увеличили его по площади, провели отопление и канализацию, сделали внутреннюю отделку по последней моде, купили мебель, сделали из него виллу. В нем мы и стали жить.

Мои бельгийские родственники дали нам на стройку и ремонт около 100 000 евро — они были уверены, что в случае моего развода мне точно что-то достанется, ведь я застрахована брачным договором.

Спустя 13 лет брака супруги решили больше не жить вместе. Когда Александра спросила у супруга, как они будут делить дом после развода, то услышала, что не имеет к недвижимости никакого отношения.

— Я обратилась к минским адвокатам. Они сказали, что доказать мое участие в стройке этого дома очень тяжело, если не сказать, что невозможно. После развода я с дочкой уехала жить на съемную квартиру, а муж остался в том самом доме. У меня после брака осталась только машина, которую я сама же и купила. В следующем браке у меня точно будет брачный договор. И дочку свою я научу, что он обязательно должен быть. И всем подругам своим я говорю: заключайте брачный договор.

— Как ваши бельгийские родственники отреагировали на новость, что у вас все же не было брачного договора?

— Они до сих пор ничего не знают.

Топ-5 частых вопросов о брачных договорах

— Своевременное заключение брачного договора позволяет супругам в случае расторжения брака избежать ряда неприятностей, в том числе необходимости обращения в суд. Если супруги, которые находятся на грани развода, еще в состоянии договариваться, адвокаты часто рекомендуют использовать брачный договор. Это универсальный метод разрешения вопросов распределения имущества, нажитого в период брака, вопросов воспитания и содержания детей без обращения в суд, — рассказывает Юлия Дятчик, адвокат юридической консультации Октябрьского района города Гродно. Она совместно с коллегой, адвокатом Вероникой Лейчонок, ответила на самые популярные вопросы о брачных договорах.

1. Хочу оформить брачный договор. Куда идти?

Обратитесь к любому нотариусу вне зависимости от вашего места жительства. Нотариус составит брачный договор в трех экземплярах (один будет храниться в делах нотариальной конторы или нотариального бюро). Брачный договор заключается в письменной форме при личном присутствии супругов, его заключение по доверенности не допускается. За удостоверение брачного договора взимается нотариальный тариф в размере 6 базовых величин, сейчас это 174 рубля, и еще 58 рублей (2 базовые величины) нотариусу за составление и подготовку проекта договора. Еще набегает сумма за технические услуги около 10 рублей.

Если договор предусматривает переход права на недвижимость (например, по условиям брачного договора кому-то из супругов переходит в собственность квартира, дом, земельный участок), его придется регистрировать также в организации по госрегистрации недвижимого имущества. За это с вас возьмут еще 0,6 базовой величины, сейчас это 17 рублей 40 копеек.

Пара может подписать брачный договор до вступления в брак (в таком случае договор будет действовать только после регистрации брака) либо в любой момент семейной жизни (и тогда он будет действовать с даты его подписания) до расторжения брака. Изменить или расторгнуть договор можно в любое время при обоюдном согласии, но в одностороннем порядке это можно сделать только через суд. Если вы развелись, составлять брачный договор уже поздно, но его можно оформить перед разводом.

2. Что можно прописать в брачном договоре?

В брачном договоре можно определить личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов как в период брака, так и после его расторжения. Больше всего распространены договоры, в которых оговаривается судьба совместно нажитого в браке имущества, реже — где обговариваются отношения супругов и детей.

Согласно законодательству Республики Беларусь, в брачном договоре можно прописать:

  • права и обязанности супругов по взаимному содержанию,
  • порядок раздела общего имущества после расторжения брака,
  • условия, при которых невозможно признание имущества супругов их совместной собственностью, а также иные вопросы взаимоотношений между супругами.

Брачный договор можно заключить как в отношении существующего имущества, так и имущества, которое будет нажито в период брака супругами после заключения брачного договора.

3. Можно ли прописать, что жена обязана мыть посуду в браке?

Да, можно. Также жених с невестой либо супруги могут согласовать свои неимущественные права и обязанности.

  • В случае раздельного проживания супругов можно прописать место жительства их несовершеннолетних детей, распределение расходов на обучение ребенка, размер алиментов.
  • Можно определить имена своих будущих детей, обязанность одного из родителей проводить совместно с ребенком определенное количество времени в день, обязанность читать ребенку сказки перед сном, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе с ребенком.
  • Прописать количество, а также виды домашних животных, закрепить обязанность выгула домашних животных с указанием продолжительности и количества времени.
  • Стороны могут определить в брачном договоре свои домашние обязанности: закрепить количество уборок в месяц, определить, кто будет в доме убирать, кто будет мыть посуду, кто будет заниматься приготовлением еды, приобретением продуктов питания.

В брачном договоре можно прописать даже условия о последствиях супружеской измены, это не противоречит действующему законодательству. Однако на практике возникнут вопросы о доказательстве такого факта.

Также стороны могут предусмотреть условия, которые улучшают положения сторон, однако не урегулированы действующим законодательством. Например, супруги могут предусмотреть обязанность выплачивать средства на содержание трудоспособного супруга в случае расторжения брака.

4. Что нельзя прописать в брачном договоре?

Недопустимо прописывать условия, которые нарушают права и законные интересы супругов и противоречат законодательству.

  • Нельзя прописать ограничение дееспособности и правоспособности супругов. Например, что супруг не может обратиться в суд за защитой своих прав или что он обязан уволиться и заниматься домом.
  • Он не должен содержать условий, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Например, недопустимо прописывать размер алиментов менее размера, предусмотренного ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
  • Не допускается устанавливать порядок наследования имущества супругами в брачном договоре.

5. Почему брачные договоры иногда не срабатывают?

Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по общим основаниям признания сделок недействительными, которые предусмотрены Гражданским кодексом Республики Беларусь. Например, договор:

  • не соответствует требованиям законодательства: не удостоверен нотариусом, заключен между бывшими супругами после расторжения брака и так далее;
  • заключен гражданином, признанным недееспособным;
  • заключен лишь для вида, без намерения выполнять его условия или с целью прикрыть другую сделку (например, с целью сокрытия имущества);
  • подписан под влиянием заблуждения, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения одной стороны с другой стороной, из-за стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась;
  • в случае признания недействительным брака (например, когда один из супругов вступил в брак, но при этом состоял в другом браке).

Технические ошибки, опечатки не являются основанием для признания брачного договора недействительным.

Психолог: «Если супруг не доверяет вам безраздельно, это ничего не говорит ни о вас, ни о ваших отношениях»

Психолог Павел Зыгмантович, автор телеграм-канала «Доказательная психология», не видит ничего криминального в том, что у кого-то из супругов появилось желание заключить брачный договор.

— Есть мнение, что, если люди заключают брачный договор, это значит, они заранее готовятся к разводу. Что на это скажет психолог?

— Если человек предлагает заключить брачный договор, это значит, что он не рассматривает данные отношения как те, которые невозможно разрушить. И вот это само по себе не говорит больше ни о чем, кроме того, что человек видит реальность, а реальность такова, что любые отношения действительно могут закончиться. Я не скажу, хорошо это или плохо, правильно или неправильно — никто этого не знает, это невозможно установить. Может ли брачный договор заключаться злонамеренно — чтоб быстренько развестись и что-нибудь оттяпать? Да, такое возможно. Может ли договор быть формой защиты? Конечно.

Это еще вопрос того, супруг доверяет своему супругу безраздельно или нет. Кто-то может подумать: если супруг не доверяет мне безраздельно, значит, он меня не любит. Но это неправда. Можно любить человека, но не доверять ему безраздельно, это реальность, с которой ничего не сделаешь. Например, мы любим детей, пусть и другой любовью, но безраздельно им не доверяем. То есть если человек не доверяет вам безраздельно, это ничего не говорит ни о вас, ни о ваших отношениях.

— Как обсудить брачный договор с супругом, чтобы его не обидеть?

— Мы склонны интерпретировать поведение человека не очень правильно, а значит, и наше поведение могут понимать неправильно. Чтобы вас правильно поняли, расскажите о причинах своих намерений, и тогда у супруга будет меньше шансов понять вас неправильно либо что-то допридумать за вас. Соответственно, если хотите обсудить брачный договор, расскажите о своих страхах и переживаниях. Чем больше будете рассказывать, тем легче другому человеку не увидеть в вашем предложении плохое.

Вот смотрите пример. Женщина выходит замуж. Из жизненного опыта она прекрасно понимает, что бывает так: муж встает и уходит к другой женщине, а жена остается с двумя-тремя детьми, и муж находит миллиард способов не платить алименты. Она может сказать мужу: слушай, я тебя люблю, но всякое бывает. Давай заключим брачный договор, чтобы я и дети были в безопасности. Можно ли сказать, что она думает о человеке плохо? Нет, и сам муж может считать, что он никуда не денется. И да, в ряде случаев так и будет, а в ряде случаев он уйдет. Женщина хочет себя обезопасить, вот и все.

Как вы относитесь к брачным договорам?


Черная пятница в Каталоге

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

  • Пол начальника как пишется
  • Пол не покрашен как пишется
  • Пол москвы как пишется слитно или раздельно
  • Пол луковицы как пишется
  • Пол ляма как пишется