Визионеры современности все в один голос говорят, что за нашу жизнь нам
придется несколько раз менять свою профессию. Просто потому, что время
ускорилось, все стремительно меняется, и человеку нужно приспосабливаться к новым условиям. Поговорила об этом с известным в Европе и Америке
композитором Алексеем Шором. Будучи математиком с докторской степенью, Алексей
Шор в возрасте 40 лет поменял профессию и стал успешным композитором. Наш разговор состоялся в Дубае, где с 28 августа по 26 сентября проходил Х Международный фестиваль классической музыки InClassica, композитором-резидентом которого стал Алексей Шор.
— Сейчас многие люди «перепрошивают»
свою жизнь несколько раз: в корне меняют свои профессии. Вы это сделали два
раза?
Смотря
как считать. Я занимался академической математикой, затем прикладной. Если это считать
за две разные карьеры, то сейчас у меня третья.
— Вы, как математик, все просчитали?
Нет,
все происходило более-менее случайно.
— Была какая-то закономерность в
смене профессий? Как одно вытекало из другого?
—
Связь между академической и прикладной математикой простая: за прикладную
платят намного больше, и впоследствии выбор был очевиден. А с музыкой все
получилось постепенно и логично. Сначала я просто баловался – писал музыку для
себя, потом для друзей, затем потихоньку мою музыку стали играть. Со временем
это происходило все чаще. Днем я работал математиком, а по вечерам писал
музыку. Тот момент, когда нужно было что-то решать и сделать выбор, настал,
когда мне предложили написать балет. И все стало понятно — с этим невозможно
справиться, имея две профессии. Тогда я выбрал музыку.
— Когда я читала вашу биографию, было
ощущение, что вы писали музыку только «в стол», потом ее случайно увидели, и
произошло чудо.
—
Действительно, музыка стала публичной в один момент. Я писал ее для себя, но
однажды Дэвид Аарон Карпентер увидел ноты на моем столе, попробовал сыграть, и
через некоторое время начал повсюду исполнять мои произведения. После этого
моей музыкой заинтересовались и другие музыканты.
— Можно сказать, что музыка – это
хобби, которое превратилось в профессию?
—
Конечно.
— Что посоветуете другим людям,
которые тоже хотят сменить профессию и сделать карьеру мечты?
—
Давать советы – странное занятие. У каждого из нас свой жизненный путь,
обстоятельства, способности, удача. У кого как складывается. Нужно оставаться
открытым новым возможностям, тогда может быть что-то и произойдет.
— Никакой закономерности в изменении
сфер деятельности своей жизни вы не заметили?
—
Нет, какие тут закономерности? Если бы я не познакомился с Дэвидом Аароном Карпентером,
все равно бы продолжал писать для себя и друзей. Кто знает, привели бы меня к тому,
что есть сейчас, какие-то другие случайности судьбы?
— Математика и музыка похожи?
—
На ранних этапах, когда мне нужно было приобрести определенные навыки в музыке,
мое математическое прошлое оказалось очень полезным. У многих моих друзей есть
двадцатилетние дети, умные и способные, но без особых интересов и понимания,
чем они хотят заниматься в жизни. И в такой ситуации я советую заниматься
математикой, она позволяет очень легко переквалифицироваться.
— Структурирует мозг? В таком ключе?
—
Да. Посмотрите вокруг, математика применяется практически везде: в медицине,
архитектуре, IT-сфере…
Математики очень востребованы. И мне эта наука всегда в жизни помогала.
— Не так давно я была в Москве в
консерватории, где проходил конкурс молодых музыкантов. В жюри сидел один из
моих друзей: известный предприниматель, топ-менеджер, который некоторое время
назад увлекся музыкой. Он пишет музыку, не зная нот. Как вы относитесь к таким
композиторам?
—
Бывают такие феномены. Например, Пол Маккартни тоже не умеет записывать ноты, но
сам Леонард Бернстайн говорил о Поле, как о лучшем композиторе со времен
Шуберта. Это, пожалуй, исключение из правил. По-моему, проще выучить нотную
грамоту, и жизнь станет легче.
— В математике вы дошли до конца и
защитили докторскую. Ставите ли вы перед собой подобную цель в музыке?
—
У меня нет конкретных целей. Я все время работаю над музыкой: сочиняю,
записываю, слушаю… и хочу, чтобы то, над чем я в данный момент работаю получилась
хорошо.
— Когда музыканты исполняют вашу
музыку, она звучит для вас по-другому?
—
Музыка в моей голове – набор нот, пока она не прозвучит в чьем-то исполнении. В завершении фестиваля InClassica состоялись концерты,
которые для меня имеют огромное значение. Михаил Плетнев с таким вдохновением
отнесся к моей музыке, в его интерпретации она зазвучала прекрасно и по-новому.
Этот концерт я буду вспоминать всю свою жизнь. Меня также восхитила игра Максима
Венгерова и Даниэля Лозаковича, который виртуозно исполнил мой недавний
скрипичный концерт, и я впервые услышал его вживую.
— Не могли бы вы привести пример музыканта,
который исполнил вашу музыку идеально точно, как вы себе это и представляли?
—
Например, Михаил Плетнев. Я сидел, слушал его исполнение и думал: «Вот он
играет точно так, как я себе это представлял». А потом я подумал, может быть,
он просто так убедительно и потрясающе играет, что мне захотелось, чтобы моя
музыка звучала именно так?!
«Навык грамотного письма, умение четко изложить мысль на бумаге являются ключевой компетенцией гуманитария», — уверен известный историк Альфрид Бустанов, указывающий, что с обучением этому «главному скиллу» в отечественных вузах есть проблемы. Однако замдиректора Института истории им. Марджани и ассистент-профессор Амстердамского университета считает, что в чем-то наши «универы» и превосходят Старый Свет. Например, в Европе не так все гладко с инклюзией как в части финансовой доступности образования, так и относительно национального разнообразия в студенческих коллективах. О том, есть ли на планете идеальные университеты, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
Альфрид Бустанов: «Сегодня, чтобы предметно говорить о проблемах гуманитарного знания, невозможно обойтись без научных текстов на английском языке»
Фото: «БИЗНЕС Online»
Я пробовал писать тексты и вести семинары по-татарски
Вот уже 10 лет я преподаю в разных аудиториях: начинал в Амстердаме, немного в Казани, пять лет в Санкт-Петербурге и вот опять в Амстердаме. В своей колонке хотел бы поделиться с читателями своими наблюдениями над тем, что общего и различного в высшем образовании в России и Европе. Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, это всего лишь мои заметки на полях семинаров. Тем более что я практически никогда не вел потоковые занятия. Для меня это всегда были небольшие группы в 10–20 человек.
Первое, о чем хочется сказать, — это язык. Я пробовал писать тексты и вести семинары по-татарски, но университетская аудитория для таких занятий безнадежно мала, усилия не оправдывают результата. Надо сказать, что и старшее поколение татарской интеллигенции не горит желанием поддерживать традицию: искать друг у друга ошибки ведь интереснее, чем помогать. Русский язык, безусловно, доминирует в российском образовательном поле, но и здесь есть нюансы. Сегодня, чтобы предметно говорить о проблемах гуманитарного знания, невозможно обойтись без научных текстов на английском языке. Я уже не говорю про другие научные традиции — на немецком, турецком и французском.
Как правило, знание английского языка у студентов в России не является стандартом, поэтому любое стремление к познанию современных гуманитарных наук сталкивается с необходимостью очень много читать на других языках, и существующие переводы от этого стандарта не освобождают. Доступ к иностранным книгам и статьям в российских университетах тоже разнится: где-то можно рассчитывать только на пиратские копии (так было в Омске), а где-то есть доступ к платным электронным базам, да и библиотеки закупают новую литературу регулярно (как в ЕУСПб). В Европе ни со знанием английского, ни с доступом к знаниям проблем нет. Все семинары, что я вел до сих пор, идут на английском — это позволяет учиться ребятам из разных стран. Среди моих студентов — выходцы из Нидерландов, Швеции, Германии, Сербии, Италии, Англии и Польши.
В России англоязычные программы являются, по сути, элитарными. Я уверен, что со временем необходимость расширять образовательные услуги именно на английском языке станет все более ясной и на российском рынке, иначе сложно будет избежать самоизоляции в производстве знания. Реалии международной науки и образования таковы, что свободный английский и умение работать с соответствующей литературой — это часть минимальных требований к студентам и преподавателям.
«Чтение традиционных лекций не для меня. Гораздо интереснее общаться со студентами, обсуждать вместе прочитанные статьи, критиковать их, разбирать аргументы авторов и их идеологические пристрастия»
Фото: pixabay.com
Обучение студентов академическому письму
Когда я работал в Европейском университете в Санкт-Петербурге, наши коллегиальные усилия на факультете были направлены на обучение студентов академическому письму. Многие из тех, кто к нам поступал на магистерские и аспирантские программы, нуждались в систематическом руководстве того, как писать научный текст. Прекрасно помню, что на истфаке Омского университета нас этому фактически не учили. Тем временем именно навык грамотного письма, умение четко изложить мысль на бумаге являются ключевой компетенцией гуманитария. Собственно, не всем же быть профессиональными исследователями и преподавателями, но главный скилл выпускники должны получить. Увы, зачастую эта составляющая в России хромает. В Амстердамском университете наши студенты пишут постоянно. Хочешь не хочешь — научишься. Это прибавляет еженедельной нагрузки на преподавателя (кто-то же должен все это читать и исправлять), но результат обычно хороший: вчерашние школьники тренируются излагать свои мысли, критически воспринимать информацию, формулировать главный тезис. В письме на английском есть, конечно, много своих нюансов, клише и принятых структурных правил — практика и время требуются для их освоения. Поэтому хорошее академическое письмо по-русски не всегда автоматически конвертируется в proper English: распознать в английском варианте советские риторические клише бывает очень легко. Для европейской аудитории умение писать оказывается весьма важным практически: университетский рынок очень тесен, поэтому выпускники, скорее всего, будут работать не по специальности и там им навык письма еще ой как пригодится (если, конечно, это не продуктовый магазин).
Как я уже говорил, чтение традиционных лекций не для меня. Гораздо интереснее общаться со студентами, обсуждать вместе прочитанные статьи, критиковать их, разбирать аргументы авторов и их идеологические пристрастия. Иными словами, университетское образование предполагает не сухое воспроизведение однажды созданного знания, а критическое обсуждение научного опыта и непрекращающуюся дискуссию. Особенно это актуально в современном мире, где так много каналов информации — очень важно научиться обращаться с данными, различать интерпретации и формулировать собственное отношение к ним. В плане критического мышления, как это ни странно, особой разницы между российскими и зарубежными студентами я не вижу. Обычно те, что постарше, на уровне магистратуры и аспирантуры, способны качественно разбирать тексты и устраивать в аудитории «батлы» по данному поводу. В то же время многие студенты очень инертно относятся к своим обязанностям — это, к сожалению, общая черта без национальных границ. Наверное, задача преподавателя состоит в стимулировании таких «ждунов» к активной работе, к формулированию своих мыслей и критического подхода к текстам. Тем не менее большое значение имеет образовательный багаж: если студент не привык к обильному чтению и глубоким обсуждениям, то приучить к такому стилю работы бывает сложно.
Большую роль в успехе образования, не только высшего, играет среда — тот дух и настрой, что царят в образовательном учреждении. Если это дух взяточничества, взаимного неуважения и консерватизма, то ждать от студенческой аудитории заметного прогресса не приходится. Я уверен, что такой вариант катастрофичен для общества в целом: ведь через жернова такой циничной фабрики по производству дипломов проходят тысячи молодых людей каждый год. Университетская этика становится частью их мировоззрения и идет с ними по жизни.
За годы работы в Европейском университете я утвердился в чувстве метафизической близости всех причастных — студентов и профессоров. Мы нередко встречались всем коллективом в конференц-зале, можно было запросто пообщаться с ректором и проректором. Мы все делали одно большое дело, царил дух взаимопомощи и благорасположения. Для меня как молодого преподавателя (хоть и в профессорском звании) такая среда была очень мотивирующей на свершения. В этом отношении Амстердамский университет, конечно, более обезличен и холоден, но и здесь есть свой дух. Научное соперничество, творческая среда для открытых обсуждений и диспутов очень помогают для формирования собственной академической субъектности. Закаливают, так сказать.
«Для здоровой образовательной среды очень важна инклюзивность — включение в процесс всех студентов, вне зависимости от пола, национальности, политических предпочтений, религии и физических недостатков»
Фото: pixabay.com
Для здоровой образовательной среды очень важна инклюзивность
Для здоровой образовательной среды очень важна инклюзивность — включение в процесс всех студентов, вне зависимости от пола, национальности, политических предпочтений, религии и физических недостатков. Во время нашего обучения в Омском университете, как ни странно, с этим было все в порядке. Я не помню буллинга или конфликтов на национальной почве. С нами учился член запрещенной националистической организации, а также слабослышащая девушка из Швейцарии — специально приехала слушать лекции Ремнева и Сорокина. В Европейском университете в Санкт-Петербурге появление целой группы исламоведов было важно для практики инклюзивности: девушка в платке на вебсайте университета — это почти политическое высказывание. В Европе, увы, с инклюзией не все так гладко. Во-первых, обучение платное, поэтому наш университет неизбежно элитный. Во-вторых, за годы преподавания здесь я видел очень мало выходцев из мусульманских диаспор — турки и арабы составляют подавляющее меньшинство среди студентов. Несмотря на международный характер Амстердамского университета, он скорее ориентирован на развитые страна Запада, чем на интеграцию «глобального Юга». Какого-то одного вывода здесь сделать невозможно. Что лучше: патриархальность с инклюзивностью или же возможность говорить о социальных проблемах без реального их решения?
Главное, что я хотел сказать своим текстом, — на земле нет идеального места для получения образования, преподавания или занятия наукой. Иерархичные университеты заставляют стремиться стать профессором, чтобы потом отгородиться в своей привилегии от студентов и собственных коллег. Различные академические традиции дают студентам разные типы знания, поэтому для пытливых молодых людей я бы рекомендовал путешествовать и получить дипломы разных университетов, нигде не полагаясь на авторитет местной традиции. Ведь это всего лишь один из вариантов, сумевший реализоваться в существующей политической и экономической ситуации. Правда, здесь важно сохранить саму возможность академической мобильности и открытости для обмена опытом, критического настроя к собственной традиции. Затхлый воздух в университетской аудитории — первый признак болезни в обществе.
-
MichAnd
Community manager
Комьюнити-менеджер- Регистрация:
- 21 дек 2016
- Сообщения:
- 253
- Симпатии:
- 17
25 ноября , ориентировочно с 05:00 до 7:00 по московскому времени, серверы игры будут недоступны в связи с проведением профилактических техработ.
Уважаемые игроки, воздержитесь от пополнения счета с момента обновы и до окончания техработ.
Приносим свои извинения за временные неудобства. -
диего_1
- Регистрация:
- 28 ноя 2014
- Сообщения:
- 91
- Симпатии:
- 11
а где новый ивент?кстати,неудобства не временные,а постоянные…
-
Azovets
- Регистрация:
- 11 окт 2016
- Сообщения:
- 13
- Симпатии:
- 3
Нет ничего болеее постоянного, чем временное
-
-=FLOKI=-
- Регистрация:
- 29 янв 2018
- Сообщения:
- 66
- Симпатии:
- 35
Все как всегда. Ивент не работает. Манипуляция с очистками/удалением кешй не помогла. В техподдержку можно не писать. Были три заявки по игре, сегодня уже все закрыты — вопрос решен, хотя его даже и не пытались решать, просто нет слов.
-
ReZuS_X~
- Регистрация:
- 26 окт 2015
- Сообщения:
- 92
- Симпатии:
- 30
- Пол:
- Мужской
- Род занятий:
- Lawyer
- Адрес:
- Ukraine
Аналогичная ситуация. На домашнем компе, на ноутбуке, на рабочем, а также на рабочем компьютере сотрудника абсолютно та же сама «Икс»»Игрик»ета…
-
♥НаТкА♥
- Регистрация:
- 1 авг 2015
- Сообщения:
- 158
- Симпатии:
- 15
- Пол:
- Женский
Очистка кэш | 101xp Forum воспользуйтесь гайдом, очистите кэш вручную
-
-=FLOKI=-
- Регистрация:
- 29 янв 2018
- Сообщения:
- 66
- Симпатии:
- 35
Натка зачем одно и тоже писать если уже не раз быо доказано что кеш никак не связан с этой проблемой
-
♥НаТкА♥
- Регистрация:
- 1 авг 2015
- Сообщения:
- 158
- Симпатии:
- 15
- Пол:
- Женский
а затем, что многие этого не делают, а это помогает, может и не всем, но помогает
-
да все уже чистили и не раз-когда вы уже нас передадите креагеймс-чтоб мы забыли об этом безобразии которое твориться последние полгода
-
-=FLOKI=-
- Регистрация:
- 29 янв 2018
- Сообщения:
- 66
- Симпатии:
- 35
Снова будем ждать очередной компенсации за то что не смогли зайти в игру во временном промежутке нового ивента
-
♥НаТкА♥
- Регистрация:
- 1 авг 2015
- Сообщения:
- 158
- Симпатии:
- 15
- Пол:
- Женский
проверьте, всё ли вы сделали по гайду
Последнее редактирование: 25 ноя 2021
-
VALKIRIYA
- Регистрация:
- 12 май 2016
- Сообщения:
- 6
- Симпатии:
- 3
- Пол:
- Женский
Не помогает ваш бесценный совет почистить кэш. За 4 месяца глючных ивентов можно было понять что проблема осталась.
-
♥НаТкА♥
- Регистрация:
- 1 авг 2015
- Сообщения:
- 158
- Симпатии:
- 15
- Пол:
- Женский
мне помогает, как и у всех запускаются старые ивенты, начинаю сразу пользоваться всеми известными способами, и чистки кэша, и перезагруз ИЦ и компа, от себя могу добавить выход с аккаунта ещё делаю, чищу кеш при этом постоянно и захожу на другой аккаунт и помогает
-
VALKIRIYA
- Регистрация:
- 12 май 2016
- Сообщения:
- 6
- Симпатии:
- 3
- Пол:
- Женский
Все известные способы я уже перепробовала. И я не хочу проделывать все эти бесполезные телодвижения с каждым новым ивентом.
-
♥НаТкА♥
- Регистрация:
- 1 авг 2015
- Сообщения:
- 158
- Симпатии:
- 15
- Пол:
- Женский
над этим работают и пока не ясно где и что идёт не так, нужно будет это проделывать, т.к. в большенстве случаев помогает именно чистка кэша
-
В прошлый косячный ивент писали, что ИЦ теперь сам чистит кеш. Что то не заметно.
Лично мне чистки помогают через раз и с наибольшей вероятностью не в чистках дело.
Один ивент получается через тернии запустить к середине дня, другой раз на третий день.
И в большинстве случаев все запускается само собой, когда процессы чистки ничего не принесли и уже забито на это. -
Таира
- Регистрация:
- 28 ноя 2015
- Сообщения:
- 98
- Симпатии:
- 50
Опять танцы с бубнами?)))) не буду чистить, принципиально, три дня в игре не была, надеюсь в дальнейшем освобожусь от этой зависимости и дай бог скоро совсем сюда не зайду.
-
И почему же тогда на сотовом в Пуффине старый ивент,и в браузерах тоже, если все дело в чистке кэша ИЦ? Не помогают ваши чистки, и переустановки ИЦ не помогают, и выходы-заходы на акк. Как надоело каждый раз тратить по несколько часов при обновлении ивента, чтобы попасть на него, причем с неизвестным результатом. Хотя бы запускали ивент не в первый день обновы, а с понедельника, например. Был бы шанс, что все само обновится.
Такое впечатление, что желание нагрести побольше бабла есть, а сделать нормальную игру желания нет совсем. Надеюсь, что с такой игрой у донатов пропадет желание вкладывать деньги в этот умирающий проект, и его закроют. -
Azovets
- Регистрация:
- 11 окт 2016
- Сообщения:
- 13
- Симпатии:
- 3
Подойдём к вопросу иначе. Есть кто-то кто видел лично или знает со слов друзей/соГи/знакомых, список ивентов на новый период. А то закрадывается подозрение, что на текущий момент весь «экзорцизм» / «танцы с бубном» / «(censored)» — занятие преждевременное и бесполезное. Если знающий всё таки найдётся, скиньте пару названий, «для опознания удачного финала».
-
Azovets
- Регистрация:
- 11 окт 2016
- Сообщения:
- 13
- Симпатии:
- 3
Ну конечно, именно Creagames здесь и обсуждают
Автор na5club На чтение 5 мин. Опубликовано
Упражнение 1. Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.
Исходить (пол)России, об…ехать (пол)мира, быть (пол)года в экспедиции…, встать (пол)восьмого, обойти (пол)города, с…есть (пол)апельсина, скосить (пол)луга, отрезать (пол)метра ткани, откусить (пол)яблока, (пол)жизни провести в (пут…)шествиях, пройти (пол)Крыма, опоздать на (пол)минуты, возвратиться в (пол)одиннадцатого, отстать на (пол)очка, (полу)годичное отсутствие, сделать (полу)оборот, (полу)льняное
волокно, участвовать в (полу)финале, пробежать (пол)дистанции, перегородить (пол)улицы.
Упражнение 3. Запишите слова в три колонки, разграничивая слитное, дефисное и раздельное написание слов с элементом пол- и полу-. Сформулируйте правило их правописания. При этом обращайте внимание на то, с какой буквы начинается вторая часть сложного слова (с гласной, согласной, буквы л, прописной буквы).
(Пол)ставки, (пол)Европы, (пол)часа, (полу)шёпот, (пол)арбуза, (пол)тысячи, (пол)стакана, (пол)граненого стакана, (пол)ложки, (пол)килограмма, (пол)литра, (полу)чистый, (пол)второго, (пол)цены, (пол)России, (полу)фабрикат, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)эмалированного ведра, (полу)тон, (пол)года, (пол)миллиона, (полу)месяц, (пол)страницы, (пол)листа, (полу)грамотный, (полу)тяжёлый, (полу)финальный, (пол)большой тарелки, (пол)порции, (полу)разрушенный, (пол)очка, (пол)пути, (пол)смены.
Упражнение 4. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.
(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.
Упражнение 5. Прочитайте и объясните правописание выделенных слов
Я пришел из школы,
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед.
Полбатона хлеба,
Полсудка борща
И на сковородке
Ровно пол-леща.
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я еще не мертвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте
Вымыл пол(окна)
Нач…ртить ц…ркулем полу(круг)
Р…шать задачи пол(урока)
Выше на пол(г…ловы)
Ук…зать границу полу(пустыни)
Занять под упр…жнение (пол)листа
Рас…читывать на хорошие оценки за полу(годие)
Упражнение 7. Отгадайте слово по его значению, запишите
1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
2. Расстояние, равное половине шага.
3. Небольшая железнодорожная станция.
4. Половина литра.
5. Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда из меха.
6. Слабое освещение, близкое к темноте.
7. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к материку.
8. Половина Европы.
Ответы:
1. полдень
2. полшага
3. полустанок
4. пол-литра
5. полушубок
6. полумрак
7. полуостров
8. пол-Европы
Упражнение 8. Распределите в два столбика
(Полу)ф…нал, (пол)Челябинска, (пол) тайма, (пол)часа, (пол)автобуса, (пол)игры, (полу)защитники, (полу) метровое ра…стояние, (пол)света, об…ехал (пол)области, (пол) ст…диона, и…п…сал (пол)тетрад…
Упражнение 9. Записать предложения, раскрывая скобки.
Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. (Былина)
(Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли. (В.Харитонов)
Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. (П.Шубин)
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. (Ю.Нагибин)
Упражнение 10. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. Разломила она (пол)яблока да подала его Ивану со словами Съешь мой друг не побрезгуй.
Упражнение 11. Выбирая слитное или дефисное написание, распределите слова по соответствующим колонкам таблицы.
Пол/беды, полу/автомат, пол/окна, полу/остров, пол/осени, пол/лица, пол/Европы, пол/зимы, полу/шёпот, пол/атласа, пол/города, пол/аллеи, пол/слова, пол/Киева, пол/лошади, полу/круг, пол/площади, пол/литра, полу/дремота, пол/алфавита, пол/утки, пол/ложки.
Слова с пол- пишутся через дефис Слова с пол- пишутся слитно Слова с полу- пишутся слитно
Далее следует гласная Далее – большая буква Далее – буква л
Тест
1.Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.
А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.
С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.
2. Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.
А) На решение задачи ушло пол-урока.
В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.
С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.
3. Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.
А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.
В) Пол-луга, полукруг, полуостров.
С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-Барыша.
4. Определить ряд, в котором сложные слова пишутся слитно.
А) Полдома, пол-улицы, пол-Киева.
В) С полуслова, вполсилы, пол-листа.
С) Полжизни, полвека, полкниги.
Ответы:
№1 – В; №2 – В; №3 – С; №4 – С.