Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».
Понятие об орфограмме
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:
- весна́ или висна́;
- ненастный или ненасный;
- ве́ют или ве́ят
Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:
Определение
Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:
- пробел между предлогом и словом (в озере, над лесом);
- буква (гласная, согласная, прописная или строчная);
- дефис (плащ-палатка, плодово-ягодный, по-моему и пр.);
- слитное или раздельное написание (вглубь и в глубь леса, не увидеть и нездоровиться и пр.).
Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:
- в приставке (привокзальный, бездомный);
- в корне (окно́, кристаллик, книжка, властный);
- в суффиксе (дворняжка, си́тцевый, огненный);
- в окончании (в следствии, на крыше, светящимся окном).
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором
- возникает трудность в написании;
- пишется не так, как слышится;
- звук слышится неясно;
- нужно применить орфографическое правило;
- из нескольких вариантов следует выбрать одну букву.
Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.
Примеры орфограмм русского языка
В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:
- кры́ша
- я́ма
- ра́ма
Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.
Правило
В безударном положении в корне пишется та же гласная буква, которая выступает в форме слова или в однокоренном слове под ударением.
Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.
Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:
- кольцо́ — ко́льца;
- узнава́ть — зна́ние;
- спеши́ть — спе́шка;
- удиви́тельный — ди́вный.
В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:
аромат, абориген, бетон, дирижёр, гипотеза, зигзаг, коктейль, кавычки, кристалл, лабиринт, лотерея, палисадник, панорама, привилегия, профессор, снегирь, орава, рюкзак и пр.
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:
- ложка [ш];
- нарезка [с];
- лодка [т];
- зябкий [п];
- морковь [ф’].
Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:
- ложка — ложечка, нет ложек;
- нарезка — нарезать, часть нарезок;
- лодка — лодочка, много лодок;
- зябкий — зябнуть;
- морковь — морковный, морковок.
В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:
- панцирь [п а н ц ы р’]
- огурцы
Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:
- цигейка
- циркач
- циновка
- цифра
Исключение
Исключения составляют слова и их производные: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц.
В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:
- ящерицын хвост
- императрицын указ
- молодцы
- зайцы
- пальцы
Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.
Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:
- ночной сторож;
- весёлый циркач;
- маленький оборвыш;
- хороший товарищ.
Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:
- богатая залежь руды;
- ощутимая горечь;
- заметная фальшь;
- дружеская помощь.
Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.
Видеоурок
Почему папе эта книжка не нравилась, понятно. И, думаю, он не единственный, у кого она вызывает раздражение: в ней, на первый взгляд, ничего не происходит, кроме того, что большой и маленький заяц выясняют, как они друг друга любят. С точки зрения мужчины, в этом есть нечто «женское», причем такое, что можно терпеть исключительно в период ухаживания (когда допускаются различные отклонения от нормальной жизни), но не дольше. Потому что вообще-то выражение чувств в словах обременительно и «неестественно». А вообще-то мужчине не подобает размениваться на сантименты – в нашей культурной традиции. Или, точнее сказать, в любой культурной традиции, склонной превозносить архаические идеалы «мужского» и «женского». И где настоящим призванием мужчины считается действие, а не речь. Речь – это что-то из женского «репертуара».
Но вообще-то речь – это то, что формирует понимание. В том числе, понимание самого себя. И анекдотическая фраза «Ты хочешь об этом поговорить?» связана с представлением о том, что любая выраженная в словах эмоция – нечто такое, чем можно как-то управлять. Облечение в слова – это некоторая операция, которая придает аффекту «материальную» форму, наделяет его «телесностью». Или, как говорят психологи, «опредмечивает» его. А с предметами нам гораздо проще обращаться. Предметы находится снаружи, вне нас. И поэтому мы можем на них воздействовать разными способами.
Из этой же области – известный психотерапевтический прием борьбы с детскими страхами: ребенку предлагают нарисовать свой страх на листочке бумаги, а потом разорвать его на мелкие кусочки.
Собственно, текст Сэма Макбратни и есть такое «опредмечивание» детского чувства – чувства по отношению к родителю. Ощущение присутствия родителя, тесно связанное с потребностью в безопасности; чувство, что тебя принимают, то есть что ты «имеешь право быть», – это основы доверия к миру, без которого маленький человек не может нормально развиваться. Сначала – доверие, потом – все остальное. Если у ребенка нет базового доверия к миру, он вырастает психически нездоровым. Степень патологии связана со степенью неудовлетворенности этой базовой потребности.
Очеловечивание маленького ребенка во многом связано с тем, как он осваивает речевые возможности. И точно так же, как он учится называть словами предметы, он учится – должен учиться – определять словами свои желания, чувства и мысли.
Естественно, среди прочего он будет «проверять» возможности речи выразить, зафиксировать то, что является его базовой потребностью – доверие к миру. А в основе этого доверия лежат родительские чувства к малышу. И эти чувства выражаются фразой «Я тебя люблю». Фразой, которой некоторые взрослые стесняются или которую считают излишней. Особенно папы.
Важная деталь: в истории Сэма Макбратни действуют маленький зайчонок и большой заяц. Не «мама-зайчиха» и не «папа-заяц», а именно большой заяц – то есть некоторый «обобщенный» взрослый, в котором малыш, в зависимости от собственного желания, может увидеть и маму, и папу, и другого близкого человека.
И что происходит? Зайцы рассказывают о своих чувствах друг к другу не просто словами, а с помощью движений. То прыгают, то кувыркаются, то лапы вытягивают, что для ребенка крайне важно: ведь он познает мир в движении. Знаменитый психолог начала прошлого века Жан Пиаже даже интеллект маленького ребенка охарактеризовал как «психомоторный». Среди прочего, с помощью движений малыши осваивают пространство. И в книжке пространственные «показатели» служат для выражения силы чувств: «я люблю тебя широко-широко», «я люблю тебя далеко-далеко», «я люблю тебя до самой луны». Для взрослого это метафора: чувство вообще-то нельзя измерить. Но в детском мире, где сосуществуют реальность бытовая и реальность игровая, можно. И ребенок использует для «измерения» те мерки, которые он уже освоил и которые ему понятны.
То есть поведение зайцев в книжке, их обмен «информационными сообщениями» по поводу своих чувств абсолютно точно соответствует детскому способу восприятия и мышления. Поэтому детям эта книжка должна нравиться – как любое точное описание их самих. Причем описание не внешнего, а именно глубинного, внутреннего.
И автор так это сделал, что разговор о любви выглядит энергичным и интересным. А картинки показывают, что любовь «по-детски», прежде всего, выражается в возможности вместе играть, общаться. Спросите малыша до чтения: о чем, ты думаешь, тут рассказывается? Он ответит: зайцы играют.
Очень понятно, почему ребенок в ситуации семейных неурядиц постоянно требовал читать ему эту книжку: напряжение между родителями рождает сомнение в прочности и дружелюбности мира. Оно тут же создает зазор между базовой потребностью ребенка и ее удовлетворением. Поэтому он ищет способы компенсации этой нехватки. Один из них – чтение книги.
Но вовсе не обязательно рассматривать «Знаешь, как я тебя люблю?» исключительно как средство, показанное в экстремальной ситуации.
Любому ребенку всегда нужны такие слова, и много их не бывает – особенно, когда слова облечены в художественную форму.
Марина Аромштам