Как пишутся слова полдень» и « полуденный» и подобные им? Нужен ли дефис? Что такое «пол» и «полу»?
Представим себе картину. Солнце в летний полдень высоко над головой, и жар нестерпимый. Но вот полдня прошло, близок вечер и прохлада. Полуденное время часто связывают с отдыхом, а полдничать принято после обеда и перед ужином, когда солнце перестаёт «палИть» и день постепенно переходит в вечер.
Это знакомая картина и знакомые слова. Но есть орфографические трудности, которые испытывают ученики, когда встречают слова с «пол» и «полу». Попробуем выяснить, с чем связаны проблемы написания и как помочь их избежать.
«Пол» может быть самостоятельным словом, означающим:
1) нижний настил в помещении, по которому ходят (паркетный пол);
2) совокупность признаков организма, по которым различаются мужские и женские особи (сильный и слабый пол);
3) одна из двух равных частей, вместе составляющих целое или то же самое, что и «половина» (пол фруктового сада).
Сложности возникают, как правило, с «пол» в значении «половина». Количественные сочетания, включающие слово «половина», мы без труда напишем раздельно, например: шесть с половиной метров.
Но возможны разные написания: раздельно, слитно или через дефис. Разница между написаниями существенная, и её можно выявлять несколькими способами.
Первый способ мы применили в толковании отдельного слова «пол», когда приводили пример к его третьему значению (пол чайной ложки, то есть половина ложки): между словом «пол» и существительным обязательно стоит прилагательное (пол учебного года, пол яблоневого сада, пол спелой тыквы), или же есть собственное наименование (пол Северного моря, пол Курской области, пол Великого Новгорода, пол «Комсомольской правды»), или имеется притяжательное местоимение (пол моей книги, пол нашей дачи).
Дефис ставится в сложных словах, у которых первая часть — это корень ПОЛ-, а следующий корень начинается, во-первых, с любой из девяти гласных, на Ы слов нет:
А (пол-абрикоса, пол-автомобиля);
О (пол-огурца, пол-ореха);
У (пол-урока, пол-утра);
И (пол-имения, пол-игры);
Э (пол-экрана, пол-экзамена);
Е (пол-евангелия, пол-ельника);
Ё (пол-ёлки, пол-ёжика);
Ю (пол-юбки, пол-юрты).
Я (пол-яблока, пол-яхты).
Во-вторых, следующий корень начинается с согласного Л и стоит в форме Родительного падежа: пол-ладьи, пол-ложки, пол-лужайки, пол-литра, пол-леса, пол-люстры, пол-лягушки.
Примечание.
Слово «поллитровка» пишется слитно, потому что вторая часть имеет форму именительного падежа.
В-третьих, следующий корень начинается с большой буквы (пол-Курска, пол-Якутска, пол-Европы, пол-Франции, пол-«Мурзилки»).
В-четвёртых, следующая присоединяемая часть состоит из слова, пишущегося в свою очередь через дефис (включая и имена собственные): пол-юго-запада, пол-конференц-зала, пол-мини-юбки, пол-Нью-Йорка, пол-Гусь-Хрустального.
Слитное написание возможно в случае наличия любого согласного, кроме Л: полбанки, полведра, полгорода, полдома, полжерди, ползанавески, полкарандаша, полманежа, полнавеса, полпенала, полреки, полстакана, полтетради, полфартука, полхалата, полцарства, полчебурека, полшарика, полщётки.
Возможны сочетания с пол- порядковых числительных, выполняющих функции существительных, если эти формы начинаются с согласной буквы, кроме Л: полвторого, полдесятого, полшестого.
Примечание.
В наречиях с первой частью впол- слитное написание не зависит от последующей буквы: вполоборота, вполуха, вполголоса.
Не проще ли все слова с пол писать слитно или через дефис, чтобы не путаться?
Давайте понаблюдаем за словами: полшарика и пол-Шарика, полправды и пол-«Правды».
Звучат слова одинаково, но значение разное. Полшарика — половина воздушного шарика и полправды — это не вся правда («шарик» и «правда» — нарицательные существительные). Кличка собаки Шарик и название газеты «Правда» — имена собственные.
А вот ещё несколько примеров для наблюдения: полочка и пол-очка, половина и пол-овина, поливы и пол-ивы. В чём разница? Слова-омонимы вслух неразличимы, а дефис помогает не только прочитать правильно слова, но и понять их верно, практически не прибегая к контексту: полочка для книг — выиграть пол-очка; половина дела — пол-овина (овин — строение для сушки снопов перед молотьбой); поливы (искусственное увлажнение почвы) — пол-ивы (ива — дерево с гибкими ветвями и узкими листьями).
Андрей Усачев
Что такое половина?
Что такое половина?
Это сразу не поймёшь:
Половина брюк — штанина.
Половина ножниц — нож.
Месяц мы считать должны
Половиною луны.
Полубокс, полуботинки,
Полдень есть и полночь есть.
Если взять арбуз на рынке,
Пол-арбуза можно съесть.
Съесть легко полбулки хлеба,
Видеть радугу в полнеба
И надеть полупальто.
Но подумал я: «А странно,
Что такое полстакана?
И полвазы — это что?»
Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу.
Ваза тут же — пополам!
А за вазой — два стакана
Разлетелись по углам.
Но, услышав в кухне грохот,
Прекратила мама опыт:
— Это что за тарарам? —
И сказала мама строго:
— Полпосуды — это хлам!
Пока папа не пришёл,
Подмети весь этот пол!
Корень ПОЛУ- пишется слитно в сложных словах, большая часть которых — это прилагательные (полупустой, полуденный, полурусский), существительные (полуостров, полуявь, полукруг, полуимпериал), малая часть глагольные формы (полуобнять, полусидеть, полусочувствующий, полулёжа) и наречия (полувсерьёз, полушёпотом).
Слова с полу- в известной эпиграмме на графа Михаила Воронцова, написанной А.С. Пушкиным в 1824 году, имеют значение, сходное со значением парных союзов то ли… то ли, не то… не то:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Поэт сознательно написал существительные с ПОЛУ- через дефис, чтобы подчеркнуть половинчатость образа несимпатичного ему влиятельного человека, верно приметив в нём склонность делать подлости. Хотя, напоминаем, эти слова нужно писать только слитно.
А. Шомахов
Полуделовой человек
Полкровати застелил я,
Полведра воды налил я,
Полминуты мёл я пол,
Пол-игры сыграл в футбол.
В магазин пришлось пойти,
Да вернулся с полпути…
Очень много всяких дел:
Пол-урока отсидел,
Дома сделал полпримера,
Пролистал пол-«Пионера»,
Подремал я с полчаса —
Тут и ужин начался…
— Ты, привыкший к половинкам,
После стольких «полудел»
Съел пол-ужина? Скажи нам!
— Нет, я ужин целый съел!
Перевод с кабардинского Ю. Хазанова
Обратим внимание и на те случаи, когда привычное слитное написание ПОЛУ- невозможно.
В Полном академическом справочнике под редакцией В.В. Лопатина обозначено, что недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова: полу-Африка.
В том же источнике отмечается недопустимость слитного или дефисного написания с первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, то есть представляет собой сочетание слов. В этом случае в парных конструкциях с полу- следует писать раздельно: полу дом отдыха, полу детский сад.
Литература
- Дружинина Т.В. Дефисное и слитное написание слов с рол- и полу- (VI класс) //Русский язык в школе. — 2009. — № 8. — С. 24-25, 30.
- Иомдин Б.Л. «Светит месяц, светит ясный, светит полная луна…» //Русский язык. Журнал ИД «Первое сентября». — 2013. — № 5. — С. 53-55.
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2006.
Правильно пишется: пол чайной ложки
Когда числительное «пол» отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся отдельно друг от друга:
- добавить пол чайной ложки
- прошло пол учебного года
- прошло пол рабочего дня
- пол Тверской области
А если убрать определения, то написание тут же меняется:
- пол-ложки, пол-лекции, пол-лимона, пол-листа — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква «л»
- пол-урока, пол-аршина, пол-яблока, пол-одиннадцатого, пол-оборота — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква гласная
- полгода, полчетверти, полдома, полчаса, полметра, полшестого — «пол-» пишется слитно, так как дальше следует согласная
Обратите внимание: если «пол-» оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис, например:
- пол-Европы
- пол-Вологды
- пол-Бразилии
- пол-Урала
Итак, подведем итог:
Слова с «пол-» пишутся через дефис:
- если далее следует гласная;
- если далее следует л;
- если далее следует большая буква.
В остальных случаях слова с «пол-» пишутся слитно.
Ну, и шуточное стихотворение вдогонку.
Мы искали пол-лимона,
Обыскали пол-Москвы.
А нашли мы полвагона
Полушубков из Тувы.
Вот такие нынче грузы
Мы находим здесь и там.
Ну, хотя бы пол-арбуза
Отыскать до завтра нам.
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Укажем правило написания слов с пол-, полу-.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
- через дефис
- слитно
- раздельно.
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика;
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
- полвека
- полдела
- полтонны
- полчетвёртого
- полнеба
- полкастрюли
- полстакана.
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, словосочетание пишется раздельно в три слова:
- пол чайной ложки;
- пол морского побережья;
- пол яблоневого сада;
- пол сочного арбуза;
- пол городской окраины;
- пол жизненной дороги;
- пол седьмого класса.
Таблица «Правописание слов с пол-«
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»: полминуты, полбагажа | Корень существительного начинается на гласную или на «л»: пол-листа, пол-арбуза, | Между пол и словом есть определение: пол стиральной машины, пол чайной ложки, пол Мурманской области, пол Великого Новгорода |
Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова: пол-Москвы, пол-Африки | ||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные): пол-конференц-зала, пол-мини-юбки, пол-Нью-Йорка |
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
- работать вполсилы;
- сидеть вполоборота;
- остановить вполпути;
- говорить вполголоса;
- спать вполглаза.
школа | Джангильдинская средняя школа |
Учитель | Вольская О.М. |
Класс | 6 «Б» |
Предмет | Русский язык |
Тема | Правописание слов с пол-полу- |
Цели |
|
Тип урока | Комбинированный |
Оборудование | Стикеры, маркеры, журналы Винкс «Твой стиль», презентация, карточки для игры «Часы», карточки для рефлексии, фрукты, КОЗ 1, КОЗ 2 |
Ход урока
Интегрирование 7 модулей
Оценивание
1
Оргмомент
Рефлексия «Бермудский треугольник»
На каком острове находитесь? (остров любви, счастья, радости, ненависти, зла, спокойствия, нежности…)
Половинки фруктов на партах
Какая тема?
Чего вы должны достичь в течение урока?
Зачем?
Формативное
2
Повторение
Игра «Часы»
Каждый ученик рисует часы на листочке и над каждой цифрой пишет имя одноклассника, с которым он договорился встретиться в данное время. Таким образом, каждая пара детей встречается в назначенное время по голосу учителя: учитель говорит: «Сейчас 5 часов. Тема – проверяемая гласная в корне слова». На повторение правила в парах можно дать 30 секунд.
Ученики работают в режиме «Работа в парах сменного состава». Повторяем такие темы:
-
проверяемая гласная
-
непроверяемая гласная
-
орфоэпия
-
фонетика
-
ы-и после приставок
-
типы текста
Учитель может подходить к каждой паре и слушать ответы учеников, корректировать их.
Рефлексия: кто вам лучше всего объяснил то, что вы забыли?
С кем было комфортно?
Формативное
3
Подготовка к усвоению нового
-
Наблюдение. Вывод правила. (5)
пол — Европы пол – листа пол – апельсина слайд 6
пол — Москвы пол – лимона пол — яблока
пол — Байкала пол – луковицы пол – окна
полдоски полумесяц
полпарты полузащитник
полстены полутьма
— Прочитайте слова. Сколько групп? По какому принципу слова сгруппированы?
— Запишите столбиком по 1 слову из каждой группы
формативное
4
Усвоение нового
Деление учеников на 2 группы.
Создание алгоритма по теме урока.
Отправление лидера группы в другую группу со своим постером.
Правописание -пол и -полу
Формативное оценивание в виде стикеров «2 звезды – 1 пожелание» (взаимооценивание групп)
Чтение стикеров
5
Проверка понимания нового
Каждому кидаю игрушку – говорю слово, ученик должен сказать, как пишется слово: слитно, через дефис:
пол-огурца
Полуавтомат
Полсвеклы
Пол-апельсина
Пол-лука
Полкилограмма
Пол-Молодежного
Полмагазина
Пол-ананаса
Когда пишется дефис со словами с пол-?
формативное
6
Закрепление
Для того чтобы закрепить полученные знания, выполним задания.
1) — Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
Работа в группах
— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга- взаимопроверка групп
Тренинг «Рыбки»
Объяснить детям, что если учитель говорит : «Рыбки плавают» – ходим по классу. Если учитель говорит «Капитан», то руку к голове, если «Круг», то 2 человека образуют с помощью рук круг, если «Бочка», то 3 человека берут друг друга за талию или за плечи, образуя бочку, если «Лодка», то 4 человека встают один за другим, образуя лодку, и имитируют греблю веслами.
Рефлексия: Как чувствовали себя? Какую фигуру интереснее делать?
2) Работа в парах
КОЗ 1
Мама попросила дочку Лену записать рецепт ароматных эклеров со слов бабушки. Но когда прочитала его, то увидела, что там было много ошибок. Помоги исправить все ошибки, которые допустила Лена.
Лена записала:
-
Пол-стакана воды,
-
пол пачки маргарина,
-
пол-чайной ложки соли,
-
полстакана муки,
-
3 яйца,
-
пол-стакана сахара,
-
пол стакана молока,
-
пол-плитки шоколада
самопроверка — самооценка
-
работа с журналами «Винкс» – переделывание рецепта с пол-
каждая пара составляет свой рецепт
-
В Казахстане есть много вкусных национальных блюд. Сейчас вы попробуете составить рецепт наурыз-коже, используя слова с пол-.
Ребята пользуются интернет-информацией.
-
тест с самопроверкой
1 вариант
1. Туча в (пол) неба.
2. Прочитать (пол) рассказа.
3. Обойти (пол) Минска.
4. Сдуть (пол) одуванчика.
5. Выпить (пол) стакана чаю.
6. Прослушать (пол) диска.
7. Съесть (пол) арбуза.
8. Проплыть (пол) озера.
9. Исписать (пол) тетради.
10. Ждать (пол) дня.
2 вариант
1. Съесть (пол) яблока.
2. Знакомы (пол) года.
3. Пройти (пол) света.
4. Не останавливаться на (пол) дороги.
5. Пропустить (пол) игры.
6. Проехать (пол) Европы.
7. Понимать с (полу) слова.
8. Прокоптить (пол) окорока.
9. Отрезать (пол) луковицы.
10. Протопать (пол) километра
Взаимопроверка
Взаимооценка
критериальное
7
ДЗ
составить кулинарную книгу, используя как можно больше слов с пол-полу-
или выписать из журналов, газет, Интернета рецепты со пол-, полу-
8
Итог
Когда пишутся слова с пол- слитно, а когда через дефис? Примеры.
формативное
Рефлексия
«Все в твоих руках»
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой палец– для меня было важным и интересным…
Указательный палец – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний палец – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный палец – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец– для меня было недостаточно…
«Бермудский треугольник»
Каждый ученик клеит стикер на тот остров, который ему нравится.
формативное
КОЗ 1
Лена записала:
-
Пол-стакана воды,
-
пол пачки маргарина,
-
пол-чайной ложки соли,
-
полстакана муки,
-
3 яйца,
-
пол-стакана сахара,
-
пол стакана молока,
-
пол-плитки шоколада
Источник
Карточка с правилом, учебник
Модельный ответ
Критерии оценивания
Лена записала:
-
Полстакана воды,
-
полпачки маргарина,
-
полчайной ложки соли,
-
полстакана муки,
-
3 яйца,
-
полстакана сахара,
-
полстакана молока,
-
полплитки шоколада
если нашли 6 ошибок – «2»
4-5 ошибок – «3»
2-3 ошибки – «4»
0-1 ошибка – «5»
КОЗ 2
Определи, какие слова пишутся с пол- слитно, а какие через дефис:
1 вариант
1. Туча в (пол) неба.
2. Прочитать (пол) рассказа.
3. Обойти (пол) Минска.
4. Сдуть (пол) одуванчика.
5. Выпить (пол) стакана чаю.
6. Прослушать (пол) диска.
7. Съесть (пол) арбуза.
8. Проплыть (пол) озера.
9. Исписать (пол) тетради.
10. Ждать (пол) дня.
Источник
Алгоритм определения дефисного и слитного написания слов с пол-
Модельный ответ
Критерии оценивания
1 вариант
1. Туча в полнеба.
2. Прочитать полрассказа.
3. Обойти пол-Минска.
4. Сдуть пол-одуванчика.
5. Выпить полстакана чаю.
6. Прослушать полдиска.
7. Съесть пол-арбуза.
8. Проплыть пол-озера.
9. Исписать полтетради.
10. Ждать полдня.
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1-3 ошибки – «4»
4-6 ошибок – «3»
7-10 ошибок – «2»
CNN из пресс-конференции Владимира Путина основным считает его ответы по поводу роста напряженности вокруг Украины. Телеканал цитирует ответ российского президента на прямой вопрос, вторгнется ли Россия на Украину. «Как бы отреагировали американцы, если бы на их границе с Канадой мы развернули наши ракеты … это вопрос безопасности, и вы знаете наши красные линии», — заявил Путин. При этом CNN считает опасным заявление главы государства о тесном сотрудничестве России с Китаем, прежде всего с китайской армией. В частности, негативную реакцию вызвала фраза «Китай обладает одной из самых передовых технологических армий, и мы работаем с ними над разработкой высокоточного оружия».
Для американского портала «Голоса Америки«* общение Путина с журналистами стало главной темой. Журналисты считают, что президент России не скупился на яркую риторику и делал резкие заявления на фоне заявлений США о приверженности дипломатическим методам урегулирования конфликтов. Основная часть материала посвящена не столько самой пресс-конференции, сколько реакции на нее Вашингтона. «Голос Америки» активно цитирует пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. «Факты — забавная вещь. И факты ясно показывают, что единственная агрессия, которую мы наблюдаем на границе России и Украины, — это наращивание военной мощи русскими и воинственная риторика лидера России», — заявила она. В материале также рассказывается, что ранее президент США Джозеф Байден выразил приверженность принципу территориальной целостности Украины и принимал у себя президента Украины Владимира Зеленского. «Это будет самая большая, смелая и рискованная военная операция Москвы с начала вторжения в Афганистан в 1979 году», — цитирует издание аналитика из Американского института предпринимательства Фреда Кагана по поводу возможного вторжения российских войск на Украину.
The Washington Post подмечает, что Путин во время пресс-конференции перескакивал с одной темы на другую. Это журналисты воспринимают как казус. По их мнению, не имея четких ответов на конкретные вопросы, российский лидер смешал все возможные понятия. Например, такие как пандемию коронавируса и гендерные роли мужчин и женщин. «Если кто-то думает, что женщины и мужчины — это одно и то же, то будьте моим гостем. Но здравый смысл есть», — приводят авторы издания слова Путина в подтверждение своих выводов.
NBC News характеризует пресс-конференцию Путина как попытку переломить ситуацию в отношениях с Западом. При этом президент выразил оптимизм по поводу ответа на требования Кремля о безопасности, выдвинутые на прошлой неделе, в которых содержался призыв к НАТО прекратить расширение на Восток и ограничить размещение некоторых видов вооружений в соседних с Россией странах. Авторы статьи отмечают, что Белый дом выразил готовность к переговорам. Журналисты также считают, что фоном пресс-конференции стал рост напряженности внутри России, вызванный пандемией COVID-19, экономическими проблемами и подавлением инакомыслия. NBC News пишет, что число умерших от ковида в России превысило 600 тысяч человек, что вдвое больше официальных данных российских властей.
The New York Times полагает, что Путин попытался во время марафона с прессой смешать позитивный настрой относительно переговоров с Западом с угрозами. С одной стороны, Путин готов вести переговоры. Однако, как пишут авторы репортажа, «его долгожданные замечания мало что сделали для того, чтобы развеять опасения по поводу зловещего наращивания военной мощи на границе России с Украиной». Во время пресс-конференции, как считают авторы материала, Путин использовал традиционный прием, когда после различных заявлений Западу всё равно приходится лишь догадываться об истинных намерениях российского президента. Газета приводит слова аналитика корпорации RAND Сэма Чарапа, который полагает, что «стремление России к переговорам было направлено на то, чтобы выиграть время для возможных военных действий (на Украине)». Со ссылкой на свои высокопоставленные источники The New York Times сообщает, что на Западе очень внимательно следят за якобы начатыми Россией кибератаками и кампаниями по дезинформации, которые обычно предшествуют вооруженной фазе конфликта.
Канадский канал CBC делает акцент на призыве Путина к НАТО как можно быстрее начать переговоры с Москвой. Автор материала о брифинге полагают, что Путин считает очень опасной ситуацию вокруг Украины и расценивает вероятность начала военного конфликта в этой стране как высокую. При этом Кремль готов договариваться даже после того, как руководство Североатлантического альянса неоднократно нарушало ранее достигнутые договоренности.
По мнению британской Independent, Путин ясно дал понять президенту США и НАТО, чего он хочет. Российский президент выдвинул конкретные условия при взаимодействии с администрацией Белого дома и Североатлантическим альянсом и предложил два проекта договора по безопасности (для США и для НАТО). При этом издание называет проекты документов «ультимативными».
BBC расценивает позицию Путина по переговорам с Западом, что «США и Россия договорились поговорить, когда Путин нанесет удар по Украине». На пресс-конференции российский президент, как пишут журналисты, угрожал военными мерами и при этом отрицал планы вторгнуться на Украину. «Не так уж много мировых лидеров могут проводить четырехчасовые пресс-конференции. И все же за эти четыре часа Владимир Путин оставил мало намеков на свои намерения в отношении Украины», — сообщает издание. При этом BBC пишет, что западные лидеры сегодня вполне позитивно воспринимают сигналы из Москвы о готовности к переговорам.
The Guardian описывает поведение Путина на брифинге, как поведение «человека, у которого закончилось время». Ведь, как считают авторы репортажа, с одной стороны Путин полагает возможным вернуть Украину в зону геополитического влияния Москвы. Однако факты говорят совершенно о другом. Минские соглашения провалились, Москва контролирует Донбасс, но остальная Украина стала еще более далекой от России, чем прежде. При этом Путин встревожен растущим военным сотрудничеством между Украиной и НАТО. Одновременно у Путина, как полагают журналисты, остается всё меньше способов изменить ситуацию. Ведь он не доверяет никому из западных лидеров, даже президенту США, которого уважает больше других.
Британский портал спортивных новостей Inside the games логично заостряет внимание на ответе Путина по поводу дипломатического бойкота со стороны Запада зимних Олимпийский игр в Пекине. Сайт напоминает, что к бойкоту со стороны США присоединились Австралия, Канада и Великобритания, в то время как страны Евросоюза заняли более сдержанную позицию. По мнению российского президента, бойкот Игр вызван исключительно желанием Запада сдержать экономический рост Китая. При этом сам Владимир Путин принял приглашение председателя КНР Си Цзиньпина поучаствовать в торжественном открытии Олимпиады 4 февраля 2022 года, несмотря на то, что российские спортсмены лишены права выступать под национальным флагом.
Deutsche Welle утверждает, что красной нитью пресс-конференции Путина прошёл конфликт России с Западом. Останавливаясь на частностях, немецкое издание рассказывает о том, как Путин сравнил Крым и Техас, вспомнив события более чем столетней давности. Также журналисты заметили, что российский президент традиционно не стал упоминать имени оппозиционного политика Алексея Навального, а все обвинения в его отравлении Путин в очередной раз отверг.
* Минюстом РФ признан СМИ, выполняющим функции иностранного агента
Урок русского языка в 6 классе
Тема занятия: Правописание
сложных имен существительных с корнем пол-
Цели урока:
— организовать деятельность учащихся по изучению дефисного и
слитного написания сложных имен существительных с корнем пол— ;
—
создать условия для формирования
у школьников орфографических навыков написания слов с данной орфограммой;
—
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к
решению заданий;
— развивать
орфографическую зоркость учащихся, память и внимание, навык самостоятельной
работы с материалом, коммуникативные способности;
—
воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к слову, трудолюбие
и настойчивость в приобретении знаний, стимулировать потребность в
сотрудничестве с учителями и одноклассниками.
Оборудование: Раздаточный
материал (карточки), мультимедийная
презентация;
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на
нашем уроке. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок и
чего ожидаете от него.
(Учащиеся говорят о настроенности на урок, чего они ждут от
него.)
Дело в том, что наше учебное занятие
пройдет необычно: мы сегодня будем строить дом с помощью ваших знаний. Дом, в
котором всем будет хорошо. С чего мы начнем? С выбора места. Почва под ногами
должна быть прочной. А для этого проверим, что мы знаем из пройденного
материала.
II. Актуализация опорных знаний
Словообразовательная
и орфографическая «разминка» (по вариантам, запись
слов на доске (два ученика) и в тетрадях). (слайды 2, 3)
1 вариант: замените словосочетания сложными именами существительными и
запишите их.
Новая стройка, падение листьев, направление между югом
и западом, ловит мышей, разводчик пчел, помещение для хранения овощей.
2 вариант: с помощью суффиксов -чик, -щик образуйте от данных существительных
слова, обозначающие профессии, и запишите их.
Барабан, разведка, груз, гардероб, буфет, кровля.
III. Введение нового материала.
Учитель. Молодцы,
ребята! С первым заданием вы справились отлично, а это значит, что место для
постройки нашего дома мы выбрали. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом
образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова. Запишите
дату и тему нашего урока. (слайд 4)
А дальше мы будем изучать документацию, чтобы
наше строительство шло успешно.
1. Материал для наблюдений (коллективно, устно).
1. — Прочитаем стихотворение (слайд 5)
— Посмотрите на
подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов, как
пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
— А теперь подумайте,
какова проблема нашего занятия? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через
дефис, а когда слитно).
2. (слайд 6)— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся
слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
— А какие звуки обозначают названные
буквы? (Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется
со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)
3. — А теперь посмотрите на слова с ПОЛ-,
которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
— А какие согласные
не подчиняются правилу (заглавные и л)
— В каком ещё случае
пол пишется через дефис? (перед гласной)
— Чем отличается от
всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с
начальным ПОЛУ (После ответов следует (слайд 7) со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.
4.- Посмотрите
на (слайд
и прочитайте конец
стихотворения
— Совпадают ли наши
выводы с финальной частью стихотворения? (Да).
5.
Запомните!: Если между пол и существительным стоит
определение, то пол является самостоятельным словом и пишется раздельно
(пол чайной ложки, пол моей зарплаты) (слайд 9)
IV. Первичное закрепление
знаний.
Учитель. Документация изучена и можно закладывать фундамент нашего
дома, чтобы он стоял крепко и надежно. Давайте обобщим то, что мы узнали о
правописании корней пол- и полу-:
1. Учащиеся записывают схему легкого запоминания правила:
шуточное слово «пол-Юли» (приём мнемоники).
2. Устный фронтальный
опрос (пока ученики составляют схемы).
— Когда слова с
корнем пол- пишутся слитно?
— Назовите
условия, при которых этот корень пишется со сложными существительными через
дефис.
— Есть ли случаи
раздельного написания корня пол?
V. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых
умений.
Учитель. Фундамент нашего дома мы заложили. Теперь
будем возводить стены, закрепляя изученное правило. Мы немножко устали,
давайте разомнёмся.
Физкультминутка (слайд 10)
Если пишем вместе,
Начинаем бег на
месте.
Если пишем чрез
дефис,
Будем прыгать вверх и
вниз.
(Полуфинал,
полтайма, пол-игры, полдистанции, пол-арены, полстадиона, полузащитник,
полсоревнования.)
Хватит, хватит –
прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились,
И друг другу до земли
Низко поклонились.
Ниже, ниже, не
ленитесь,
Поклонитесь,
улыбнитесь.
1. Игра «Замени одним словом» (слова
объясняются и записываются на доске по цепочке). (слайд 11)
1.Время, равное 30
минутам. (Полчаса)
2.Половина столицы
Беларуси (Пол-Минска)
3. 500 граммов (Полкилограмма)
4. Короткая, до
колен, зимняя одежда на меху. (Полушубок)
5. Середина дня,
время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
(Полдень)
6.Слабое освещение,
близкое к темноте. (Полумрак)
7. 6 месяцев (Полгода)
8. Половина кислого
цитрусового (Пол-лимона)
2. «Лови ошибку» (слайд 12)
Найти 3
орфографические и одну пунктуационную ошибки.
В том году мы с братом пол-лета провели в деревне. Вставали рано. За пол-часа
успевали скосить пол-луга. Мой брат выше меня на полголовы. Он объездил
полмира, исходил пол-России, пол-Испании и пол-Польши. После работы мы садились
отдыхать, и за полминуты съедали по пологурца, пол-яблока, пол-килограмма сыра.
Через полгода мы снова поедем в деревню.
Учитель. Ну вот, ребята, у нашего дома уже есть. Осталось возвести
крышу. А для этого выполним проверочную работу.
VII. Проверочный тест (слайд
13, 14)
Распределительный
диктант (самопроверка со слайда
14)
В каких случаях сложные существительные с
первой частью пол- пишутся через дефис?
I 1. Туча в (пол)неба. 2. Прочитать 3. Обойти (пол)Минска. 4. Сдуть (пол)одуванчика. 5. Выпить (пол)стакана 6. Прослушать 7. Съесть (пол )арбуза. 8. Проплыть (пол)озера. 9. Списать 10. Ждать (пол)дня. | II вариант 1. Съесть 2. Знакомы 3. Пройти 4. Не 5. Пропустить (пол)игры. 6. Проехать 7. Понимать с 8. Прокоптить 9. Отрезать 10. Прошагать |
VIII. Рефлексия.
— Смогли ли мы решить
проблему, поставленную в начале занятия?
— Скажите, кому
сегодня было трудно работать?
— А кто работал с
удовольствием?
— Каковы ваши
впечатления от урока?
— Мы построили наш
дом. Мы славно потрудились! Нравится ли он вам? Не хватает красок, правда?
Давайте разукрасим его своим настроением!
(ребята
прикрепляют на лужайку у дома цветы в соответствии со своей работой на уроке и
настроением)
IХ. Домашнее задание по выбору: (Слайд №15)
§42, упр. 338
или
§42, составить 10
словосочетаний с именами существительными с корнем пол-.
Всем спасибо за
работу, успехов! (слайд 16)
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел — __________________,
помещение для хранения овощей — ___________________________.
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 2)выполните 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.