Справочник по составлению первички
Акценты этой статьи:
- почему важно правильно составлять первичные документы;
- какие обязательные реквизиты непременно должны быть в первичном документе;
- кто должен подписывать первичный документ;
- поможет ли первичный документ доказать в суде реальность хозоперации;
- что нужно делать, если первичные документы утрачены.
Контролирующие органы всегда уделяют первичным документам пристальное внимание. И неспроста: ведь эти документы являются, с одной стороны, основой для ведения бухгалтерского учета, а с другой стороны – подтверждением данных, указанных в налоговой отчетности. Зачастую неправильно оформленные первичные документы становятся причиной серьезных финансовых потерь для субъектов хозяйствования. Без надлежащего документального подтверждения операция признается нереальной, сделка – недействительной, а это влечет за собой доначисление налогов и применение финансовых санкций. Поэтому рассмотрим, какие же правила необходимо соблюдать при оформлении первичных документов, какие есть разъяснения по данному вопросу, а также проанализируем имеющуюся судебную практику.
В ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) сказано, что первичным является документ, который содержит сведения о хозяйственной операции. А согласно п. 2.1 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88), это документ, созданный в письменной или электронной форме, который содержит информацию о хозяйственно операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на ее проведение.
Именно от этих двух определений и следует отталкиваться, чтобы понять, является документ первичным или нет.
Первичные документы могут составляться в бумажной или электронной форме. Подробнее о правилах составления электронных первичных документов можно прочитать в материале «Электронный документооборот с контрагентом: на что обратить внимание?».
Нет, не является. Такой вывод следует из определений термина «первичный документ», приведенных в Законе № 996 и Положении № 88 (см. выше). Ведь договор не фиксирует факт совершения хозяйственной операции. Подписывая договор, стороны только намереваются на его основании осуществлять хозоперации. Каким образом будет исполняться подписанный договор, еще не известно. Например, если это договор поставки товара, то стороны могут передумать и расторгнуть договор досрочно, так и не отгрузив товар. А вот документы, которые будут составляться на основании заключенного договора и фиксировать осуществляемые сторонами хозоперации, вполне могут быть первичными документами (например, акт приемки-передачи выполненных работ).
Как мы уже отметили, правильное оформление первичных документов важно не только для целей бухучета, но и для налогообложения. В Налоговом кодексе (далее – НК) документальному подтверждению данных, указанных в налоговой отчетности, посвящена ст. 44. В ней, в частности, сказано, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и прочих показателей, связанных с определением объекта налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (абзац первый п. 44.1 НК). Налогоплательщикам запрещено формировать показатели налоговой отчетности и таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных первичными документами (абзац второй п. 44.1 НК).
Первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, а именно такие как (ч. 2 ст. 9 Закона № 996, п. 2.4 Положения № 88):
- название документа (формы);
- дата составления;
- название предприятия, от имени которого составлен документ;
- содержание и объем хозяйственной операции;
- единица измерения операции (в денежном и по возможности в натуральных выражениях);
- должности лиц, ответственных за осуществление операции и правильность ее оформления;
- подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвовало в операции.
Кроме того, в зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты, например, такие как: идентификационный код предприятия, номер документа, основание для осуществления операций, данные о документе, который удостоверяет личность получателя (доверенность) и т. п.
Несущественные недостатки в документах не являются основанием для непризнания хозяйственной операции. Однако это правило работает только в случае, когда:
- эти недостатки не препятствуют возможности идентифицировать участников хозоперации;
- в документе указаны дата составления; название субъекта хозяйствования, от имени которого составлен документ; содержание и объем операции.
Что именно подразумевается под несущественными недостатками, ни в Законе № 996, ни в Положении № 88 не поясняется. Можем только предположить, что речь идет о недочетах в реквизитах, которые не являются обязательными для первичного документа.
Если же вышеназванные требования не выполняются, тогда недостатки в оформлении документа могут повлечь за собой плачевные последствия. Например, стороны договора подписали акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, однако не конкретизировали в этом акте предмет рекламы, ограничившись только общим названием услуги. Из-за этого налоговая признала операцию нереальной, а судебный спор по данному вопросу был разрешен не в пользу налогоплательщика (см. определение ВАСУ от 31.08.16 г., ЕГРСР, рег. № 60758830). Аналогичная ситуация возникла и у налогоплательщика, который не конкретизировал акт выполненных работ (не были указаны виды и объем выполненных работ, акт носил общий характер) (постановление Верховного Суда от 06.02.20 г., ЕГРСР, рег. № 87516352).
Кстати, важно составлять первичные документы не только правильно, но и своевременно, чтобы данные налоговой отчетности были подтверждены первичными документами, как того требует ст. 44 НК. А в случае проверки нужно предъявить эти документы проверяющим. Если же на момент проверки первичные документы отсутствуют, налогоплательщик вправе передать их в налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента получения акта проверки, как это предусмотрено п. 44.7 НК. Если этого не сделать, тогда доказать реальность хозяйственной операции в суде будет проблематично, даже если такие документы будут составлены идеально (см., например, постановление Верховного Cуда от 05.05.20 г., ЕГРСР, рег. № 89087747).
Нет, в настоящее время этот реквизит не является обязательным. В п. 2.5 Положения № 88 предусмотрено, что первичный документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Из этой формулировки ясно, что наличие печати на первичном документе – не обязательно.
Кроме того, в ст. 581 Хозяйственного кодекса сказано, что использование субъектом хозяйствования печати не является обязательным, а наличие или отсутствие оттиска печати на документе не создает никаких юридических последствий. На необязательность наличия на первичных документах оттиска печати указывает и ГНС (см., например, Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 11.06.19 г. № 2657/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).
В п. 2.7 Положения № 88 указано, что первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Однако здесь же содержится оговорка, что предприятие может самостоятельно изготовить бланки, но только они должны содержать обязательные реквизиты, определенные законодательством (Законом № 996 и Положением № 88). Разъяснения Минфина по данному вопросу можно найти в письме от 15.01.15 г. № 31-11410-08-10/871.
В п. 1.3 Положения № 88 установлено, что все первичные документы должны составляться на украинском языке. В этом же пункте указано, что наряду с украинским языком может применяться и другой язык – в порядке, предусмотренном Законом от 03.07.12 г. № 5029-VI «О принципах государственной языковой политики» (далее – Закон № 5029). Согласно нормам этого Закона, наряду с государственным языком на соответствующих территориях Украины может применяться региональный язык и язык национального меньшинства (ч. 6 ст. 7 Закона № 5029). Поэтому на территориях, использующих региональный язык или язык нацменшинств, первичные документы могут составляться наряду с украинским языком на этом языке (разъяснения Минфина по данному вопросу можно найти в письме от 05.04.13 г. № 31-08410-07-27/10841).
Правда, Закон № 5029 был признан неконституционным еще в 2018 году (решение КСУ от 28.02.18 г. № 2-р/2018). Однако он не был отменен Верховной Радой, имеет на сегодня статус действующего, более того, после вынесения решения КСУ в него неоднократно вносились изменения.
По мнению ГНС, первичные документы для целей определения объекта обложения налогом на прибыль должны составляться на украинском языке (ОИР, категория 102.18). А документы, составленные на иностранном языке, должны иметь аутентичный перевод на украинский язык.
Немаловажный вопрос, который беспокоит многих субъектов хозяйствования: кто вправе подписывать первичные документы? На практике бытует мнение, что первичный документ обязательно должен быть подписан руководителем предприятия. Насколько оправданно такое мнение? Давайте рассмотрим.
Один из обязательных реквизитов первичного документа – это должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление операции и правильность ее оформления (п. 2.4 Положения № 88).
Как видим, речь идет не о руководителе, а о лицах, ответственных за осуществление операции. То есть это не обязательно должен быть директор предприятия. Например, это может быть кладовщик, который уполномочен отпускать товары покупателям. Полномочия на осуществление тех или иных хозяйственных операций должны быть закреплены в должностных инструкциях работников. Согласно п. 2.3 Положения № 88 руководителем предприятия утверждается перечень лиц, имеющих право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества (см. письмо Минфина от 14.09.16 г. № 31-11420-07-10/26261). Кроме того, на предприятии должен быть график документооборота, где тоже эти моменты должны быть прописаны, а уполномоченные работники с ним ознакомлены (ч. 5 ст. 8 Закона № 996, п. 5.1–5.4 Положения № 88). Налоговики говорят, что именно приказом по предприятию руководитель утверждает перечень лиц, которых уполномочивает от имени юридического лица (предприятия) осуществлять хозяйственные операции (поставку товаров, услуг), а также подписывать первичные документы и налоговые накладные. Приказ доводится до сведения работников под личную подпись (письмо Миндоходов от 01.04.14 г. № 414/3/99-99-10-04-02-10).
Безусловно, есть такие виды первичных документов, где наличие подписи руководителя предприятия/главного бухгалтера является обязательным. Но такое требование должно быть прямо предусмотрено в нормативном документе. Например, такое требование есть для кассовых документов. Так, согласно требованиям Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148):
- на приходных кассовых ордерах должна быть подпись главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это руководителем предприятия (п. 25 Положения № 148);
- на расходных кассовых ордерах должна быть подпись руководителя предприятия и главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это руководителем (п. 26 Положения № 148).
Нет. Подписание первичных документов во время документально оформленного отсутствия должностного лица может обернуться для предприятия неприятностями. Контролирующие органы при проверках обращают пристальное внимание именно на эти моменты.
Ведь если документ подписан лицом, которое физически отсутствовало на дату подписания, то это может означать, что документ был составлен не уполномоченным лицом. В этом случае реальность такой хозяйственной операции может быть поставлена под сомнение контролирующим органом.
Подписывать документы должны лица, которые временно заменяют директора/главного бухгалтера на период его отсутствия. Кто это может быть? Здесь вариантов несколько, в зависимости от организационной структуры предприятия. Например, это может быть штатный заместитель директора/главного бухгалтера, у которых подписание документов на время отсутствия руководителя/главного бухгалтера предусмотрено их должностными обязанностями и закреплено в их должностных инструкциях.
А если на предприятии нет таких штатных единиц и необходимость временного замещения возникает не часто? Тогда на период отсутствия должностного лица можно назначить временно исполняющего обязанности с правом подписания документов, закрепить это в приказе, ознакомив с ним такого работника под подпись. В этом случае предприятию следует продумать порядок доплаты за временное замещение исходя из действующей на предприятии системы оплаты труда/условий коллективного договора.
Это возможно, но с соблюдением определенных правил. Так, в п. 2.5 Положения № 88 указано, что использование при оформлении первичных документов факсимильного воспроизведения подписи (далее – факсимиле) допускается в порядке, установленном законом и иными актами гражданского законодательства.
А какой же порядок установлен законодательством? Обратимся к ч. 3 ст. 207 Гражданского кодекса. Там предусмотрено, что использование при совершении сделок факсимиле с помощью средств механического, электронного или иного копирования допускается, в частности, по письменному соглашению сторон сделки, в котором имеются образцы соответствующих аналогов их собственноручных подписей или иным образом урегулирован порядок его использования сторонами.
Проще говоря, использование факсимиле на первичных документах будет правомерным, если в договоре, подписанном «живыми» подписями, стороны предусмотрели, что акты выполненных работ (или другие документы, оформляемые в ходе исполнения этого договора) могут подписываться при помощи факсимиле, и привели в этом договоре образцы оттисков факсимильных подписей.
С такой позицией согласны и налоговые органы (см., например, разъяснения в ОИР (категория 129.07), а также в ИНК ГФС от 15.06.17 г. № 661/6/ 99-99-10-02-15/ІПК).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47980-2
Однако! Есть документы, которые должны подписываться только собственноручно (либо же электронной подписью, если речь идет об электронных документах). Такое требование прямо прописывается в нормативном акте, касающемся оформления этого документа. Например, это касается оформления налоговой отчетности, кассовых документов.
Правила исправления ошибок в первичных документах приведены в п. 4.2, 4.4 Положения № 88. Так, ошибки исправляются корректурным способом. То есть неправильный текст или цифры зачеркиваются одной чертой так, чтобы их можно было прочитать, над ними пишутся правильные данные, слово «исправлено» и ставится дата и подписи должностных лиц, подписавших этот первичный документ.
Если первичные документы потеряны, повреждены, уничтожены, то субъекту хозяйствования придется их восстанавливать. Кроме того, нужно будет выполнить требования, предусмотренные НК и Положением № 88.
Так, п. 44.5 НК обязывает налогоплательщика, утратившего документы:
- письменно уведомить об этом орган ГНС по основному месту своего учета в течение 5 дней с момента утраты документов. При этом необходимо подать документы, подтверждающие наступление события, которое привело к утрате документов;
- восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня уведомления органа ГФС об утрате документов.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47980-4
Важный момент! Если на период, в котором налогоплательщик утратил документы, у него была назначена документальная налоговая проверка, то орган ГНС проведет ее позже, после восстановления документов, но в пределах сроков, установленных п. 44.5 НК (перенос сроков возможен не более чем на 120 дней).
Напомним, что в ст. 44 НК были внесены изменения Законом от 16.01.20 г. № 466-IX. И теперь в п. 44.5 сказано, что если утраченные документы не были восстановлены в отведенный НК срок либо же повторно утрачены/повреждены/досрочно уничтожены, то считается, что такие документы отсутствовали у налогоплательщика на момент составления налоговой отчетности. А это означает, что данные отчетности были искажены, что влечет за собой доначисление налоговых обязательств и применение финансовых санкций. Поэтому правилами восстановления документов не стоит пренебрегать.
Согласно требованиям п. 6.10 Положения № 88 в случае утраты или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия письменно уведомляет об этом правоохранительные органы и своим приказом назначает комиссию. Эта комиссия устанавливает, какие документы отсутствуют, и выясняет причины их пропажи или уничтожения. Результаты работы комиссии оформляются актом, копия которого должна быть направлена в налоговый орган.
Порядок действий показан на схеме.
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47980-5
Налогоплательщик обнаружил утрату документов |
Шаг 1. Издаем приказ о назначении комиссиидля установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения |
Кто должен входить в состав комиссии, законодательством не определено, только установлено, что в комиссию нужно включить представителей следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора (в зависимости от конкретной ситуации) |
Шаг 2. Уведомляем об утрате документов правоохранительные органы |
Уведомление составляется в произвольной форме с указанием всех обстоятельств дела |
Шаг 3. Уведомляем орган ГНС об утрате документов |
Уведомление направляется в течение 5 дней с момента обнаружения пропажи или утраты документов. Составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений (дата обнаружения утраты документов, описание обстоятельств, послуживших причиной утраты, перечень утраченных документов (по возможности) и т. д.). К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наступление события, которое привело к утрате документов (например, факт кражи или пожара) |
Шаг 4. Оформляем акт по результатам работы комиссии |
Форма такого акта не утверждена, поэтому акт составляется в произвольной форме с описанием всех действий по расследованию причин утраты документов, и утверждается руководителем предприятия |
Шаг 5. Направляем копию акта органу ГНС |
Срок – в течение 10 дней с момента составления акта |
Шаг 6. Восстанавливаем документы |
Срок – 90 дней с момента обнаружения утраты |
- Первичные документы должны составляться с соблюдением правил, установленных законодательством.
- Правильно оформленные первичные документы важны не только для ведения бухгалтерского учета, но и для подтверждения данных, отраженных в налоговой отчетности.Отсутствие правильно оформленных первичных документов может стать причиной для признания хозоперации фиктивной и, как следствие, – доначисления налоговых обязательств и применения финансовых санкций со стороны налоговых органов.
Схема_Порядок действий при утрате документов.docx
Скачать
Какой продолжительности предоставлять ежегодный отпуск?
По общему правилу работодатель должен предоставлять работникам ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, который отсчитывается со дня заключения трудового договора (ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках). Однако некоторые категории работников пользуются правом на отпуск большей продолжительности. Рассмотрим отдельные из них.
Так, руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам ежегодный основной отпуск предоставляется продолжительностью до 56 календарных дней в порядке, утверждаемом Кабмином.
Большей продолжительности предоставляется ежегодный основной отпуск и лицам с инвалидностью. Так, лицам с инвалидностью I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а III группы — 26 календарных дней.
На более длительный отдых могут рассчитывать и работники в возрасте до 18 лет. Им предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 31 календарный день.
Промышленно-производственному персоналу угольной, сланцевой, металлургической, электроэнергетической промышленности, а также занятому на открытых горных работах, на работах на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников, на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на транспортировке и обогащении полезных ископаемых предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня с увеличением за каждые два отработанных года на 2 календарных дня, но не более 28 календарных дней.
Учитывайте, что законодательство устанавливает и верхнюю границу продолжительности ежегодного отпуска (основного и дополнительного). Так, общий предел такого отдыха работника не может превышать 59 календарных дней, а для работников, занятых на подземных горных работах, — 69 календарных дней (ч. 3 ст. 10 Закона об отпусках). Однако указанное ограничение не распространяется на случаи, когда работник берет подряд несколько неиспользованных ранее (например, за 2 предыдущих года работы) ежегодных отпусков.
Учитывайте и то, что праздничные и нерабочие дни, которые прописаны в ст.73 КЗоТ, не принимают во внимание при определении продолжительности ежегодного основного отпуска.
Речь идет о таких днях:
- 1 января — Новый год;
- 7 января и 25 декабря — Рождество Христово;
- 8 марта — Международный женский день;
- 1 мая — День труда;
- 9 мая — День победы над нацизмом во Второй мировой войне (День победы);
- 28 июня — День Конституции Украины;
- 24 августа — День независимости Украины;
- 14 октября — День защитника Украины;
- один день (воскресенье) — Пасха;
- один день (воскресенье) — Троица.
Когда работнику можно предоставить отпуск полной продолжительности?
Предоставление работникам ежегодного основного оплачиваемого отпуска является реализацией их права на отдых, которое прописано в ст. 45 Конституции Украины.
Как правило, в первый год работы право на ежегодный отпуск полной продолжительности возникает после 6 месяцев непрерывной работы работника (ч. 5 ст. 10 Закона об отпусках). Если работник отработал у работодателя менее 6 месяцев, то он может взять только часть ежегодного отпуска. При этом продолжительность такого отпуска определяется пропорционально отработанному времени (ч. 6 ст. 10 Закона об отпусках).
Правда, отдельным категориям работников по их желанию работодатель обязан предоставить ежегодный отпуск полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы. Такой привилегией в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках могут воспользоваться, в частности:
- женщины – перед отпуском по беременности и родам или после него, а также женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;
- лица с инвалидностью;
- лица в возрасте до восемнадцати лет;
- мужчины, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам;
- лица, освобожденные после прохождения срочной военной службы, военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы, если после увольнения со службы они были приняты на работу в течение трех месяцев, не считая времени переезда к месту жительства;
- совместители – одновременно с отпуском по основному месту работы;
- работники, успешно обучающиеся в учебных заведениях и желающие присоединить отпуск ко времени сдачи экзаменов, зачетов, написание дипломных, курсовых, лабораторных и других работ, предусмотренных учебной программой;
- работники, которые не использовали по предыдущему месту работы полностью или частично ежегодный основной отпуск и не получили за него денежной компенсации;
- работники, имеющие путевку (курсовку) для санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения;
- родители-воспитатели детских домов семейного типа;
- другие категории, предусмотренные законодательством, коллективным или трудовым договором.
Следовательно, указанные категории лиц вправе уйти в ежегодный отпуск полной продолжительности даже на следующий день после заключения трудового договора. Поэтому по желанию таких работников работодатель обязан предоставить ежегодный отпуск полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы.
Ежегодный основной отпуск за второй и последующие годы работы на предприятии работники могут взять в любой период соответствующего рабочего года согласно графику отпусков на данном предприятии (ч.ч. 9, 10 ст. 10 Закона об отпусках). Однако и из этого правила есть свои исключения. Так, в ч. 13 ст. 10 Закона об отпусках указан перечень категорий лиц, которым по их желанию предоставляют ежегодные отпуска в удобное для них время (то есть независимо от графика отпусков), а именно:
- лицам в возрасте до 18 лет;
- инвалидам;
- женщинам перед декретом или после нее;
- женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида;
- одинокой матери (отцу), воспитывающей ребенка без отца (матери);
- опекунам, попечителям или другим одиноким лицам, которые фактически воспитывают одного или более детей в возрасте до 15 лет при отсутствии родителей;
- женам (мужьям) военнослужащих;
- ветеранам труда и лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной;
- ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, а также лицам, на которых распространяется Закон о статусе ветеранов войны;
- родителям-воспитателям детских домов семейного типа.
Как определить рабочий год для ежегодного отпуска?
По общему правилу, отсчет рабочего года в целях предоставления ежегодного основного отпуска начинают со дня заключения трудового договора между работником и работодателем (ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках). Эта дата остается неизменной до конца срока действия трудового договора. Случается, что на часть рабочего года приходится период, который не засчитывают в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска. В таком случае продолжительность отпуска за соответствующий рабочий год рассчитывают пропорционально отработанному времени в таком рабочем году, однако дата для отсчета рабочего года в целях предоставления ежегодного основного отпуска не меняется.
Где бухгалтеру находить ответы на рабочие вопросы? В системе LIGA360: Бухгалтер собрано 1,4 тысячи алгоритмов действий и инструкций. Приобретите систему прямо сейчас и всегда имейте разъяснения экспертов под рукой.
Как оформить предоставление отпуска работнику?
Стоит отметить, что очередность предоставления отпусков устанавливается графиками отпусков, который утвержден на предприятии. При его составлении следует учесть интересы производства, личные интересы работников и возможности для их отдыха (ч. 11 ст. 10 Закона об отпусках). С этим графиком должны быть ознакомлены все работники.
Решение о предоставлении работнику ежегодного основного отпуска принимает руководитель предприятия, зафиксировав его в приказе (образец 1), основанием для составления которого служит заявление (образец 1), составлена таким работником.
Образец 1
Заявление о предоставлении ежегодного основного отпуска
Директору ТОВ «Волошкове поле»
Рудіч Миколі Васильовичу
Корзун Аліси Валентинівни
техніка-проектувальника
Заява
Прошу надати мені щорічну основну відпустку тривалістю 24 календарних дні з 17 травня 2021 року.
29 квітня 2021 р. Корзун
Образец 2
Образец приказа о предоставлении ежегодного основного отпуска
Товариство з обмеженою відповідальністю «Волошкове поле»
НАКАЗ
29.04.2021 р. м. Київ № 2021/142-к
Про надання щорічної основної відпустки
Корзун А.В.
Відповідно до статті 75 КЗпП України та статті 6 Закону України «Про відпустки» від 15.11.1996 р. № 504/96-ВР
НАКАЗУЮ:
Надати КОРЗУН Алісі Валентинівні, техніку-проектувальнику, щорічну основну відпустку тривалістю 24 календарних дні з 17 травня 2021 року.
Підстава: 1) заява Корзун А. В. від 29.04.2021 р.
2) графік відпусток на 2021 рік
Директор Рудіч М. В. Рудіч
З наказом ознайомлена: 29.04.2021 р. Корзун А. В. Корзун
Когда и как можно разделить ежегодный отпуск?
Каждый работник имеет право поделить ежегодный основной отпуск. Однако работодатель должен согласовать такое разделение. О том, что сотрудник желает разделить свой ежегодный основной отпуск на части, целесообразно предусмотреть еще при составлении графика отпусков. Однако работодатель вправе отказать работнику в разделении его отпуска. А все потому, что ст. 12 Закона об отпусках предусматривает лишь возможность разделить ежегодный основной отпуск на части, а не обязанность работодателя разделить отпуск работника на части, как того желает сам работник.
Учитывайте, что ежегодный отпуск можно разделить на любые части, главное, чтобы основная непрерывная его часть была не менее 14 календарных дней (ч. 1 ст. 12 Закона об отпусках). При этом не важно, какая именно часть должна длиться 14 календарных дней – первая, вторая, последняя или любая другая.
Как часть ежегодного основного отпуска, так и отпуск полной продолжительности можно предоставлять с любого дня недели. Главное, чтобы было согласие на это обеих сторон – работодателя и работника.
Если работник разделил отпуска на части, то неиспользованную им часть ежегодного отпуска работодатель должен предоставить такому сотруднику до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который енр предоставляли.
Как рассчитать отпускные?
Для того чтобы вычислить отпускные, нужно знать два показателя:
- количество календарных дней (продолжительность) отпуска;
- среднедневную зарплату работника за расчетный период.
О количестве календарных дней отпуска можно узнать из приказа о предоставлении работнику ежегодного основного отпуска. А вот среднедневную зарплату работника для расчета отпускных нужно рассчитать. При этом следует опираться на нормы Порядка № 100.
По общему правилу расчетным периодом для расчета отпускных считают период в 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления работнику отпуска (п. 2 Порядка № 100). Если же работник отработал на предприятии меньше года, то средняя зарплата исчисляется по выплатам за фактическое время работы – с первого числа месяца после оформления на работу до первого числа месяца, в котором предоставляется отпуск (выплачивают компенсацию).
При этом следует учитывать, что в конце 2020 года нормотворцы немного откорректировали положения Порядка № 100. Среди нововведений следует выделить то, что если работник принят на работу не с первого числа месяца, однако дата приема на работу является первым рабочим днем месяца, то этот месяц учитывается в расчетный период как полный месяц. Следовательно, такой месяц и заработанную работником в течение него зарплату следует также учитывать при расчете отпускных.
На практике бывают случаи, когда работник не отработал на предприятии ни одного полного календарного месяца. В таком случае среднедневной заработок для начисления отпускных рассчитывают в соответствии с требованиями п. 4 Порядка № 100, то есть исходя из размера должностного оклада работника.
Среднедневной заработок для оплаты времени нахождения в отпуске вычисляют путем деления суммарного заработка за расчетный период на соответствующее количество календарных дней года (меньшего отработанного периода), за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ (п. 7 Порядка № 100).
Случается, что работник разбивает отпуск на части, между которыми работник становиться к работе или будет иметь выходные дни (например, субботу и воскресенье). В таком случае для расчета отпускных за каждую часть такого отдыха следует определять отдельно расчетные периоды.
Далее выясним, какие же выплаты следует учитывать при расчете отпускных.
При исчислении среднего заработка для начисления отпускных в расчет попадут начисленные работнику в расчетном периоде зарплаты выплаты, пособие по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (п.п. 3 и 4 Порядка № 100). Итак, в расчет попадать следующие основные четыре группы выплат работнику:
- основная зарплата — выплаты по тарифной ставке (должностному окладу);
- дополнительная зарплата — доплаты, надбавки, систематические премии и вознаграждения, суммы индексации зарплаты и др.
Учитывайте, что среди составляющих дополнительной зарплаты существуют выплаты, которые не включают в средний заработок, в частности:
а) суммы компенсации работникам потери части зарплаты за нарушения сроков выплаты;
б) суммы компенсации за неиспользованные дни ежегодного основного и дополнительных отпусков;
- другие поощрительные и компенсационные выплаты.
При этом следует учитывать специфику учета премий. Ведь в конце 2020 года претерпел изменения п. 3 Порядка № 100 и теперь он содержит особый механизм учета премий и других выплат, которые начисляются за два месяца и более длительный период, при начислении средней заработной платы. Так, он говорит, что премии и другие выплаты, которые выплачиваются за два месяца или более длительный период, при исчислении средней заработной платы включаются путем прибавления к заработку каждого месяца расчетного периода части, соответствующей количеству отработанных рабочих дней периода (месяца), за которые такие премии и другие выплаты начислены. Такая часть определяется делением суммы начисленных премий и других выплат на количество отработанных рабочих дней периода, за который они начислены, и умножением на количество отработанных рабочих дней каждого месяца, что относится к расчетному периоду для исчисления средней заработной платы.
Как бухгалтеру успеть за ежедневным потоком информации? Зарплата и кадры, налоги, бухучет — эксклюзивную аналитику по этим вопросам вы получите в LIGA360. Заказывайте тестовый доступ уже сегодня.
Особого внимания заслуживает и выплата сумм матпомощи. Так, материальная помощь, которую работодатель предоставил всем или большинству работников в соответствии с коллективным договором (даже если она носит систематический характер), при расчете среднего заработка не учитывается (пп. «б» п. 4 Порядка № 100).
- выплаты, которые включают в средний заработок, хотя по своей сути они не считаются зарплатой:
а) пособие по временной нетрудоспособности и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет работодателя;
б) пособие по беременности и родам.
Рассмотрим на условных числовых примерах порядок расчета отпускных.
Пример 1. Работник проработал на предприятии более 12 месяцев
На предприятии уже несколько лет работает кассир. Он берет часть ежегодного отпуска с 24 мая 2021 года на 24 календарные дня.
Расчетным периодом для оплаты отпускных будет май 2020 — апрель 2021 г. Зарплата кассира за этот период составила 93600 грн.
Определяем отпускные:
- Количество календарных дней в расчетном периоде:
365 к.дн. — 11 c.н.дн. = 354 к.дн.
- Среднедневной заработок:
93600 грн : 354 к.дн. = 264,41 грн.
- Сумма отпускных:
264,41 грн х 24 к.дн. = 6345,84 грн.
Пример 2. Работник отработал на предприятии менее 12 месяцев
Работница, которая приступила к работе 22 февраля 2021 г., берет часть ежегодного отпуска с 1 июня 2021 года продолжительностью 6 календарных дней.
Расчетным периодом будет март — май 2021 г. Зарплата женщины за этот период составила 27000 грн.
Определяем отпускные:
- Количество календарных дней в расчетном периоде:
(31 к.дн. + 30 к.дн. +31 к.дн.) — 4 c.н.дн. = 88 к.дн.
- Среднедневной заработок:
27000 грн : 88 к.дн. = 306,82 грн.
- Сумма отпускных:
306,82 грн х 6 к.дн. = 1840,92 грн.
Больше числовых примеров расчета отпускных в различных ситуациях читайте в материале «Примеры расчета средней зарплаты для оплаты отпусков» современного медиа для бухгалтеров «Интербух». Для получения доступа к этому и другим материалам издания «Интербух». — воспользуйтесь тестовым 3-дневным доступом или приобретите уже сегодня.
Когда следует выплачивать отпускные?
Зарплату работникам за время их пребывания в отпуске нужно выплачивать не позднее, чем за три дня до его начала. Такое требование ст. 21 Закона об отпусках. По нашему мнению, в данном случае речь идет о трех календарных дня, поскольку когда в законодательстве хотят указать на то, что речь идет о рабочих днях, делают соответствующую оговорку.
Впрочем, на практике бывает, что соблюсти эту норму невозможно. Например, работник срочно желает уйти в отпуск со следующего дня, а работодатель с учетом обстоятельств, которые сложились у сотрудника, соглашается. В таком случае работодатель не может соблюсти указанный срок. На помощь в такой ситуации придут положения § 2 ст. 7 Конвенции об отпусках, ратифицированной Законом № 2481. Она говорит: суммы, причитающиеся к выплате за время отпуска (его часть), выплачивают лицу до отпуска, если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся данного лица и работодателя. Поэтому считаем, что если работнику нужно взять ежегодный отпуск (или его часть) в сжатые сроки, то отпускные нужно выплатить перед началом отпуска работника или попросить, чтобы работник в заявлении о предоставлении отпуска выразил желание получить отпускные в другой срок. При этом в приказе о предоставлении отпуска советуем прописать, что срок выплаты отпускных перенесено в соответствии с § 2 ст. 7 Конвенции об отпусках и указать конкретную дату выплаты. Аналогичное мнение по этому поводу в свое время высказывали и специалисты Минсоцполитики Украины в письме от 05.01.2012 г. № 7/13/133-12. Таким образом, работодатель не нарушит положения ст. 21 Закона об отпусках и его не накажут за это.
Как отражать отпускные в новой отчетности?
Отпускные входят в фонд дополнительной заработной платы (пп. 2.2.12 Инструкции о статистике зарплаты). Поэтому облагают их так же, как и зарплату за отработанное время. Правда, нужно также учитывать то, что при начислении ЕСВ на суммы отпускных база начисления ЕСВ на такие выплаты, которые пришлись на период больше месяца, осуществляют отдельно за каждый месяц (п. 2 р. ІІІ Порядка № 4).
Кроме того, в отчетности отпускные тоже отображаются с учетом соответствующей специфики.
Так, при заполнении приложения Д1 отпускные следует отражать с учетом следующих аспектов:
- отпускные за текущий и последующие месяцы следует показывать за каждый месяц в отдельных строках с указанием соответствующего месяца;
- начисленные суммы отпускных записывают в графу 16 «Загальна сума нарахованої заробітної плати (доходу) (усього з початку звітного місяця)» с указанием соответствующего месяца, за который они насчитали, а также кода типа начислений «10»;
- если сумма отпускных за месяц (и других зарплатных выплат) не дотянула до минимальной зарплаты, то ЕСВ начисляется по «минзарплатному правилу» только по отпускным за текущий месяц;
- если при определении базы начисления ЕСВ сумма начисленных отпускных за будущий месяц меньше размера минимальной зарплаты, то доначислить ЕСВ по «минзарплатному правилу» сразу не нужно. Лишь после завершения такого следующего месяца, когда станет известной общая сумма начисленного за него дохода, нужно примерить «минзарплатное правило».
Подробно о специфике налогообложения и отражения в отчетности переходящих отпускных читайте в материале современного медиа для бухгалтеров «Интербух». Для получения доступа к этому и другим материалам издания «Интербух». — воспользуйтесь тестовым 3-дневным доступом или приобретите уже сегодня
Есть вопросы по бухгалтерскому учету? С ним поможет комплекс информационно-аналитических продуктов LIGA360:Бухгалтер. Здесь собраны все ежедневные ситуации для бухгалтера, а также консультации личного эксперта. Заказывайте тестовый доступ прямо сейчас.
Жураковская Виктория Юрьевна,
независимый эксперт по учету и налогообложению
Поиск рейса
- Как посмотреть расписание автобусов на сайте
- Как посмотреть расписание автобусов в приложении Туту.ру
- Как посмотреть маршрут автобуса
- Как найти остановку автобуса и построить маршрут
- Как выбрать лучший рейс и перевозчика
- Насколько точна информация о расписании
- За сколько дней начинается продажа билетов на рейс
- Можно ли заранее узнать, какой будет автобус
Покупка билета
- По каким документам можно купить билет на сайте
- Как купить билет
- Что делать, если ошибся в данных пассажира
- Как исправить ошибку в электронной почте или номере телефона
- Какими способами можно оплатить билет
- Почему не проходит оплата банковской картой
- Что делать, если не приходит СМС с кодом для оплаты
- Можно ли купить льготный билет на сайте
- Есть ли скидки и бонусы при покупке билетов
- Можно ли забронировать билет и купить на кассе или у водителя
- Можно ли получить билет на автовокзале
- Почему я не могу сразу купить обратный билет
- Как выбрать место
- Почему на сайте нет схемы расположения мест в автобусе
Посадка в автобус. Дорога
- Что нужно для посадки в автобус
- Можно ли не распечатывать билет, а показать на экране
- Как узнать, откуда отправляется автобус. Как найти свой автобус
- Не могу найти свой автобус в месте отправления
- Можно ли сесть в автобус на промежуточной остановке
- Что делать, если автобус не приехал
- Что делать, если автобус сломался в пути
Отчетные документы
- Как отчитаться за командировочные расходы на билеты
Отмена рейса. Опоздание
- Можно ли вернуть билет, если я опоздал на рейс
- Что делать, если рейс отменили или задержали
Возврат и обмен билетов
- Как вернуть купленный билет
- Какая сумма возвращается при сдаче билета
- Можно ли поменять билет на другую дату или рейс
- В какой срок вернутся деньги на карту
Правила пассажирских перевозок
- Каковы правила проезда для детей
- Как провезти кошку или собаку
- Сколько багажа можно взять с собой бесплатно
- Как оплатить дополнительный багаж
- Какие документы нужны для въезда на территорию Украины
- Можно ли что-то передать
Как посмотреть расписание автобусов на сайте
На конкретную дату
Чтобы узнать расписание автобусов на конкретную дату, зайдите в раздел Автобусы, заполните поля «Откуда» и «Куда», выберите дату поездки и нажмите на кнопку «Найти билеты». Вы увидите список всех рейсов в выбранный день и сможете купить билеты онлайн.
Для каждого рейса указываются время отправления и прибытия автобуса, продолжительность поездки, название перевозчика и его рейтинг (не всегда). Значок с числом — это средний балл перевозчика, он рассчитывается на основе отзывов и оценок пользователей Туту.ру.
Если вверху списка рейсов нажать на вкладку «Перевозчик», рейсы отсортируются по рейтингу перевозчика — от более высокого к низкому и наоборот. Аналогичным образом, нажимая на вкладки «Отправление», «Прибытие», «Время в пути», «Цена от», вы сможете увидеть самый ранний и самый поздний автобус, самый быстрый и самый медленный автобус, самый дешевый и самый дорогой рейс. Рейс с самыми недорогими билетами мы помечаем плашкой «Самый дешевый».
Без даты
Если вы не знаете точную дату поездки и хотите посмотреть, ходят ли автобусы по определенному маршруту, или вы указали дату, но рейсов в выбранный день нет, вы можете посмотреть расписание без даты. Зайдите в раздел Автобусы, заполните поля «Откуда» и «Куда», оставьте поле «Дата» пустым и нажмите на кнопку «Найти билеты».
В результатах поиска вы увидите список всех рейсов между выбранными населенными пунктами. В отличие от расписания на конкретную дату, здесь для каждого рейса указываются дни следования — вкладка «Дни». Автобус может ездить по конкретным дням недели, по четным или нечетным числам, ежедневно.
У тех рейсов, на которые мы продаем билеты, есть кнопка «Купить билет» с ценой. Чтобы купить билет, нажмите на эту кнопку, выберите в календаре дату, и система перенаправит вас на страницу, где вы сможете оформить билет.
В выдаче вы можете увидеть рейсы, билеты на которые Туту.ру еще не продает. В этом случае купить билет можно в кассе автовокзала. Цены на билеты примерные, точную стоимость вам скажут в кассе.
Все рейсы из населенного пункта
Если вы хотите посмотреть все рейсы из конкретного населенного пункта, заполните поле «Откуда», оставьте поля «Куда» и «Дата» пустыми и нажмите кнопку «Найти билеты». Например, вот что вы увидите, если укажете городом отправления Нижний Новгород:
Как посмотреть расписание автобусов в приложении Туту.ру
Если вам нужно узнать расписание на конкретную дату, зайдите в приложение, заполните поля «Откуда», «Куда», выберите дату поездки и нажмите на кнопку «Найти билеты на автобус». Вы увидите все рейсы в этот день.
Если при поиске автобусов вы указали дату, но хотите посмотреть расписание на все дни, включая ближайшие, на странице со списком рейсов нажмите вверху вкладку «Расписание». После этого загрузятся все рейсы между населенными пунктами.
На карточке каждого рейса под названием станции отправления будут указаны дни следования. Автобус может ездить по конкретным дням недели, по четным или нечетным числам, ежедневно.
Еще один способ посмотреть расписание без указания даты:
— заполните в приложении поля «Откуда» и «Куда»;
— нажмите на дату (в приложении по умолчанию в качестве даты поездки выбран текущий день);
— в открывшемся календаре выберите вкладку «На все дни».
— дальше нажмите на кнопку «Найти билеты на автобус».
Так вы увидите общее расписание рейсов по указанному маршруту.
Как посмотреть маршрут автобуса
Зайдите в раздел Автобусы, укажите пункт отправления, пункт прибытия и обязательно оставьте поле «Дата» пустым. После того как вы нажмете «Найти билеты», загрузится список рейсов между выбранными населенными пунктами. На строке понравившегося рейса нажмите на галочку справа от цены, раскроется карточка рейса. Затем нажмите на ссылку «Маршрут автобуса». Откроется страница с подробным маршрутом автобуса.
Маршрут можно посмотреть в виде списка — тогда вы увидите название и время всех остановок. Также маршрут можно увидеть на карте — для этого нажмите на вкладку «На карте».
У некоторых рейсов посмотреть маршрут пока нельзя, но мы работаем над этим.
Как найти остановку автобуса и построить маршрут
Есть два способа узнать адрес, откуда отправится или куда приедет ваш автобус.
1. На странице автовокзала
Выполните поиск билетов на автобус. Раскройте карточку интересующего рейса (нажмите на галочку справа от цены билета). При нажатии на название автовокзала или станции загрузится отдельная страница. На странице вокзала перейдите по ссылке «Проложить маршрут». Откроется карта с адресом вокзала. Введите адрес отправления и постройте маршрут.
2. В деталях заказа
После покупки билета адрес автобусной остановки можно посмотреть в личном кабинете. Зайдите в свои заказы, выберите в списке билет и нажмите на детали заказа. На открывшейся карточке нажмите на адрес вокзала. После этого откроется карта с меткой местоположения вокзала. Теперь вы можете проложить маршрут.
Как выбрать лучший рейс и перевозчика
Чтобы увидеть все рейсы на нужную дату, заполните поля «Откуда», «Куда», укажите день поездки, количество пассажиров и нажмите на кнопку «Найти билеты».
В загрузившемся списке рейсов вы можете выбрать подходящий с учетом разных критериев.
По рейтингу перевозчика
При выборе рейса полезно посмотреть рейтинг перевозчика. Он рассчитывается на основе оценок и отзывов реальных пассажиров. У автобусных компаний с хорошими отзывами значок с рейтингом зеленого цвета. Если нажмете на вкладку «Отзывы», увидите комментарии пассажиров: насколько пунктуален водитель, как чисто в салоне, работает ли кондиционер и многое другое. После поездки вы можете оставить отзыв, и он появится на карточке перевозчика.
Чтобы отсортировать рейсы по рейтингу перевозчика (от более высокого к низкому и наоборот), нажмите вверху списка рейсов на вкладку «Перевозчик».
По времени отправления или прибытия
Чтобы отсортировать рейсы по времени отправления, нажмите вверху списка рейсов на вкладку «Отправление». Система покажет сначала самые ранние рейсы, а если нажмете вкладку еще раз — то наоборот, начиная с самых поздних. Аналогично можно отсортировать рейсы по времени прибытия.
По длительности рейса
Чтобы увидеть сначала самые быстрые рейсы, нажмите вверху списка на вкладку «Время в пути». Учтите, что продолжительность поездки указана примерная, она может измениться из-за погодных условий, ситуации на дороге и других факторов.
По цене билетов
По умолчанию рейс с самыми недорогими билетами будет вверху списка — он помечен зеленой плашкой «Самый дешевый». Чтобы отсортировать рейсы по стоимости билетов (от самого дешевого до самого дорогого и наоборот), нажмите на вкладку «Цена от».
Насколько точна информация о расписании
Сведения о времени отправления и прибытия автобусов нам передают перевозчики. Обычно с автостанций автобусы отправляются вовремя. Если на дороге пробки, снег, гололед, автобус может приехать в пункт назначения позже, чем указано.
За сколько дней начинается продажа билетов на рейс
Продажа билетов на междугородние автобусы начинается, как правило, за 10 суток до отправления автобуса, но может стартовать за месяц или несколько месяцев. Каждый перевозчик может устанавливать собственные даты старта продаж.
Можно ли заранее узнать, какой будет автобус
Марку автобуса можно узнать, обратившись к перевозчику, или посмотреть в маршрутной квитанции (иногда это указывается в билете). Согласно договору с автовокзалом, перевозчик обязан выставить в рейс только определенный тип автобуса (например, М3, 42 места). Но он оставляет за собой право заменить автобус другим на свое усмотрение.
По каким документам можно купить билет на сайте
На Туту.ру билеты на автобус можно оформить по следующим документам:
- российскому паспорту;
- свидетельству о рождении (для детей);
- иностранному документу (выданному гражданам СНГ и иностранных государств);
- заграничному паспорту гражданина РФ.
Как купить билет
Укажите город отправления и прибытия, дату поездки и количество пассажиров, чтобы увидеть все предложения. После выбора рейса нажмите «Купить билет». Выберите место в автобусе (если есть такая возможность) и переходите к заполнению данных пассажиров. ФИО указывайте полностью, как в паспорте или свидетельстве. Если отчества нет, нужно поставить прочерк (дефис).
В данных покупателя укажите электронную почту — на нее придет билет (маршрутная квитанция) в формате pdf. Если перевозчик сообщит нам об отмене или переносе рейса, пришлем СМС на указанный вами телефон.
Что делать, если ошибся в данных пассажира
Согласно последним правилам перевозки пассажиров, ошибки в билетах на автобус не допускаются — ни в ФИО, ни в возрасте, ни в номере документа, удостоверяющего личность. Пассажир должен сдать билет и купить новый на верные данные.
Правда, некоторые перевозчики действуют на свое усмотрение. Если ошибка одна и незначительна, можно уточнить у перевозчика, пустят ли вас на рейс. Для этого позвоните в транспортную компанию (номер телефона обычно указан в билете) или в контакт-центр Туту.ру — наши специалисты свяжутся с перевозчиком и уточнят этот вопрос.
Как исправить ошибку в электронной почте или номере телефона
Напишите письмо на bus@tutu.ru, укажите в нем номер своего заказа и корректный электронный адрес или телефон. После этого мы пришлем вам билет.
Какими способами можно оплатить билет
Купить билет можно онлайн с помощью банковских карт МИР, Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro, а также электронных кошельков Google Pay и Apple Pay. Во время оплаты используется защищенное соединение. Ваши платежные и личные данные в безопасности.
Почему не проходит оплата банковской картой
- Убедитесь, что правильно ввели данные карты: номер карты, имя владельца (если есть), срок действия, CVV-код. Сверьте еще раз данные с картой.
- Возможно, вы ошиблись в вводе кода подтверждения операции из СМС от банка. Получите новый пароль и повторите попытку.
- Проверьте, есть ли на вашей карте сумма, достаточная для покупки билета.
- Если операция все равно не проходит, вероятно, вашей картой нельзя расплачиваться в интернете. На некоторых картах есть лимит средств, которые можно потратить в день. Выясните эти ограничения у сотрудников вашего банка или прочитайте условия обслуживания карты в договоре.
- Очень редко бывают ошибки на стороне банка или платежного шлюза. Если предыдущие действия не помогли, воспользуйтесь другой картой.
Что делать, если не приходит СМС с кодом для оплаты
Иногда СМС с одноразовым кодом подтверждения приходит не сразу из-за сбоя в мобильной связи или переполненной памяти телефона. Попробуйте перезагрузить мобильный или очистить память. Если ничего не произойдет, введите пароль заново или запросите у банка новый код.
Обратите внимание, что СМС с одноразовым кодом банк отправляет на номер телефона, привязанный к банковской карте. Для некоторых карт эта услуга доступна только при подключенной услуге СМС-оповещения (мобильный банк).
Можно ли купить льготный билет на сайте
На Туту.ру льготы действуют при покупке детских билетов, но их предоставляют не все перевозчики. Обычно для детей до 12 лет действует скидка до 50%, она рассчитывается автоматически при переходе к оплате. Купить другие льготные билеты (для пенсионеров, инвалидов и др.) можно только на автостанции или автовокзале, так как нужно предъявлять документ, подтверждающий льготу.
Есть ли скидки и бонусы при покупке билетов
Да, у нас есть программа лояльности «Туту.ру Бонус». Чтобы стать участником программы, нужно в ней зарегистрироваться — зайти в личный кабинет и нажать кнопку «Стать участником программы лояльности».
Участвуя в бонусной программе Туту.ру, вы получаете в качестве бонуса баллы — от 0,5 до 2% с каждой покупки. Чем больше покупок вы сделали, тем выше ваш статус в программе лояльности, и тем больше баллов получите. Самый высокий статус — платиновый. Баллы начисляются за приобретение автобусных, ж/д и авиабилетов на всю сумму покупки. При покупке через мобильное приложение процент начисления баллов выше.
Полученные баллы можно потратить на покупку ж/д билетов или активацию привилегий. Для этого нужно открыть раздел «Бонусы и скидки» в личном кабинете на сайте.
Подробнее о программе лояльности.
Можно ли забронировать билет и купить на кассе или у водителя
При оформлении заказа на Туту.ру билет резервируется на 20 минут, в течение которых нужно оплатить билет банковской картой. После этого бронь снимается. Некоторые автовокзалы предоставляют возможность забронировать билеты по телефону, а потом приобрести в кассе. Чтобы уточнить такую возможность, лучше связаться с автовокзалом напрямую.
Можно ли получить билет на автовокзале
При покупке билета на Туту.ру билет приходит на указанную вами электронную почту. В посадочном купоне должно быть написано, нужно печатать билет или нет. В большинстве случаев билеты печатать не требуется — их можно показать на экране телефона или другого устройства. На автовокзале получить билет, купленный на Туту.ру, нельзя.
Почему я не могу купить сразу обратный билет
К сожалению, не существует единой информационной системы, объединяющей все автовокзалы России. Мы договариваемся о продажах билетов в интернете и подключаем соответствующее программное обеспечение с каждым автовокзалом по отдельности. Поэтому купить билеты с отправлением с разных автовокзалов, пусть и по маршруту туда-обратно, пока не всегда возможно.
Как выбрать место
В зависимости от данных, которые нам предоставляет перевозчик, возможны несколько вариантов. Если перевозчик предоставляет схему рассадки, вы сможете выбрать на ней место в автобусе. Бывает, что перевозчик не предоставляет схему, но дает выбрать номер места. На некоторых рейсах свободная рассадка, и тогда вы покупаете билет без привязки к сиденью. В этом случае рекомендуем приезжать к месту отправления заранее, чтобы занять лучшее место.
Почему на сайте нет схемы расположения мест в автобусе
Мы отражаем места в автобусе на схеме, если перевозчик передал нам эти сведения. К сожалению, выбор мест на схеме пока доступен не на всех рейсах.
Что нужно для посадки в автобус
После оплаты заказа на вашу электронную почту придёт письмо с посадочным купоном во вложении. В письме и билете будет написано, нужно ли печатать билет. Некоторые перевозчики требуют билет в печатном виде.
Не забудьте взять оригинал удостоверения личности, которое вы использовали при покупке билета. Его могут спросить при посадке в автобус.
Если билет надо печатать и у вас нет принтера, сохраните посадочный купон на флешку или другой носитель и распечатайте в любом центре печати. Распечатать нужно все страницы электронного документа, полученного по почте. Некоторые из них после поездки остаются у представителя перевозчика, другие — у вас на руках.
Можно ли не распечатывать билет, а показать на экране
С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Согласно пункту 30, для проезда на автомобильном транспорте в России допускается использование электронного билета. Электронный билет можно показать на экране смартфона или планшета. Билеты, которые не надо печатать, на выдаче мы помечаем значком c молнией.
Однако некоторые перевозчики, в том числе зарубежные, могут требовать показать билет в печатном виде. Если на карточке билета нет специального значка, значит, билет надо распечатать. Ещё информацию о том, нужно печатать билет или нет, вы увидите в письме, которое придёт после покупки билета на Туту, и в самом электронном билете.
Распечатать билет можно в любом салоне печати или в кассе на вокзале.
Как узнать, откуда отправляется автобус. Как мне найти свой автобус
Адрес и время отправления автобуса вы увидите на сайте сразу, при выборе рейса. Информация будет продублирована на билете. Время отправления и прибытия автобуса всегда указано местное. На место посадки лучше всего приезжать за 15 минут, чтобы успеть сориентироваться на автовокзале и найти свой автобус.
На автовокзале ищите электронные табло или информационные стенды, при необходимости обратитесь в кассы или позвоните перевозчику. Если планируете оплачивать багаж, нужно приехать еще раньше — на тот случай, если в кассе автовокзала будет очередь.
Не могу найти свой автобус в месте отправления
Для начала сверьте свое местонахождение с адресом, указанным в билете. Бывает, что пассажиры приходят не на ту остановку.
На вокзале или автостанции стоит прислушаться к объявлениям по громкой связи — обычно диктор объявляет перрон, с которого отправляется автобус. Ещё вы можете подойти к дежурному и уточнить эту информацию.
Проверьте в билете полный маршрут автобуса. Например, вы садитесь на автобус в Ростове-на-Дону, а его полный маршрут — Москва — Симферополь. Поэтому на вашем автобусе может быть табличка «Москва — Симферополь».
Можно ли сесть в автобус на промежуточной остановке
Если вы купили билет на Туту.ру, сесть в автобус можно только на начальной станции отправления, указанной в маршрутной квитанции. При посадке всех пассажиров отмечают. Если пассажир не пришел к отправлению на начальной станции, он вычеркивается из списка и сесть позже на другой станции не сможет.
Что делать, если автобус не приехал
Сверьте свое местонахождение с адресом, указанным в билете. Бывает, что пассажиры приходят не на ту остановку. Если вы на верном месте, подождите — автобус может задерживаться.
На проходящих рейсах (когда ваша остановка не начальная станция маршрута) автобус может приехать с задержкой из-за пробок, плохой погоды или более позднего отправления со станции. Опоздания до 20-30 мин не редкость. Вы можете связаться с перевозчиком, чтобы уточнить, где автобус. Контакты перевозчика указаны в билете.
Если прошло более часа и автобус не приехал, вы вправе претендовать на полный возврат стоимости билета. Вот что для этого нужно сделать:
- Если вы на станции или автовокзале, обратитесь к дежурному или в кассу, чтобы на билете поставили отметку о задержке рейса. Это понадобится для оформления возврата. Электронный билет можно распечатать в любом салоне печати или получить дубликат в кассе. После этого отправьте фото билета с отметкой в чат контакт-центра Туту или на почту bus@tutu.ru
- Если на остановке нет дежурных или касс, свяжитесь с контакт-центром Туту — важно зафиксировать факт опоздания. Это позволит нам запросить у перевозчика возврат стоимости билета. Вы можете позвонить нам или написать в мессенджер — контакты доступны в личном кабинете Туту.ру.
Важно обратиться к нам не раньше 1 часа и не позднее 3 часов от времени отправления, которое указано в вашем билете. Такой период указан в Уставе автомобильного транспорта. Если 1 час не прошел, фиксировать факт опоздания рано.
Что делать, если автобус сломался в пути
Не волнуйтесь. Узнайте у водителя, в чём проблема. Обычно в случае серьёзной поломки за пассажирами присылают другой автобус. Если ситуация не проясняется, позвоните перевозчику и получите его комментарий или обратитесь в контакт-центр Туту.
Как отчитаться за командировочные расходы на билеты
Чтобы отчитаться за командировочные расходы, сохраните распечатанный билет (маршрутную квитанцию) и багажную квитанцию (в случае оплата багажа). В письме с маршрутной квитанцией также будет чек за билет с указанием суммы.
Для получения отчетных документов на сервисный сбор сайта напишите нам на bus@tutu.ru с темой «Запрос на отчетные документы». В письме укажите номер заказа клиента.
Можно ли вернуть билет, если я опоздал на рейс
Посмотрите в маршрутной квитанции условия возврата билета. У разных перевозчиков действуют разные правила возврата денег в случае опоздания пассажира.
Чаще всего по правилам перевозчика для возврата билета нужно поставить на нём отметку об опоздании. Обратитесь к дежурному или в кассу на станции или автовокзале, с которого должны были отправиться. Вам понадобится оригинал документа, на который оформлен билет. Если билет электронный и его нужно распечатать для возврата, это можно сделать в любом салоне печати или получить дубликат билета в кассе. После этого напишите в чат контакт-центра Туту в личном кабинете. Отправьте нам фото билета с отметкой об опоздании.
Если на станции нет дежурного, касс или автовокзал закрыт, обращайтесь сразу в наш контакт-центр, чтобы зафиксировать факт опоздания. Вы можете позвонить нам или написать в мессенджер — контакты есть в личном кабинете Туту.ру.
Что делать, если рейс отменили или задержали
Если рейс отменили (увы, такое может произойти по не зависящим от Туту.ру причинам) или задержали более чем на 1 час, обратитесь к администратору (дежурному) автовокзала или в кассу. Попросите сделать в маршрутной квитанции отметку об отмене или задержке рейса.
Отправьте письменный запрос на bus@tutu.ru или в чат контакт-центра, сообщите свои ФИО и номер заказа, приложите скан маршрутной квитанции с отметкой автовокзала об отмене или задержке рейса.
Как вернуть купленный билет
Если автобус еще не отправился, вы можете оформить возврат в личном кабинете на сайте Туту.ру. В мобильном приложении нужно зайти в раздел «Заказы» (предварительно авторизоваться). Другой способ оформить возврат — найти в электронной почте письмо от Туту.ру с вашим билетом и из письма оформить возврат. Перед подтверждением возврата вы увидите, какая сумма вернется и будут ли удержаны сборы.
Если вы опоздали на автобус, обратитесь к администратору (дежурному) автовокзала или в кассу и попросите сделать отметку в маршрутной квитанции об опоздании.
Факт вашего опоздания должен быть официально подтвержден автовокзалом.
Отправьте письменный запрос на возврат денежных средств за неиспользованный билет на bus@tutu.ru. Приложите к заявке скан или фото маршрутной квитанции с отметкой автовокзала. Вы можете также написать в чат контакт-центра Туту из личного кабинета.
Обратите внимание, из письма и личного кабинета вы можете оформить возврат только всего заказа целиком. Если нужно вернуть часть билетов из заказа, напишите на bus@tutu.ru или в чат контакт-центра Туту.
Большинство билетов можно вернуть, но есть и невозвратные — условия продажи каждый перевозчик определяет сам. Рекомендуем уточнять возможность возврата билетов до покупки. Правила тарифа перевозчика указываются в процессе оформления билета, перед переходом к оплате. После покупки их можно прочитать в маршрутной квитанции (эл. билете) или во время оформления возврата. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться в контакт-центр Туту.ру.
Билеты, приобретенные по акции, могут быть невозвратными.
Какая сумма возвращается при сдаче билета
При возврате билета по инициативе пассажира перевозчик обычно удерживает некоторую сумму в соответствии со своими тарифами. Согласно российскому Уставу автомобильного транспорта, за возврат более чем за 2 часа до отправления рекомендовано удерживать 5% от стоимости билета, в течение 2 часов до отправления — 15%, в течение 3 часов после отправления — 25%. Но у перевозчиков, особенно зарубежных, могут действовать свои условия возврата. Уточняйте их заранее перед покупкой билета. Правила возврата можно прочитать на билете или в личном кабинете в разделе «Мои заказы». Сервисный сбор Туту.ру при возврате не возвращается.
Можно ли поменять билет на другую дату или рейс
Если у вас изменились планы, вы можете сдать билет, получить возвратный сертификат и сразу использовать его при покупке нового билета на автобус, поезд или самолет. Это очень удобно. Подробнее
В какой срок вернутся деньги на карту
Деньги приходят на карту, которой оплачен заказ, обычно в течение 5-7 дней после возврата билета. В зависимости от банка срок может меняться, но не превышает 30 дней. Время считается с момента получения чека с суммой возврата: при онлайн-возврате он придёт в течение суток. При возврате билета на вокзале деньги могут вернуть сразу в кассе.
Что делать, если деньги не пришли
Если 7 дней ещё не прошло — волноваться рано, банк не успел обработать возврат.
Если 7 дней прошли, можно сделать следующее.
- Проверьте номер карты, которой вы оплатили заказ. Часто оказывается, что клиент ждёт возврат на совсем другую карту или не на тот счёт. Например, номер виртуального счёта в электронных кошельках Google Pay, Apple Pay и т.п. отличается от номера физической банковской карты, но средства возвращаются именно на тот счёт, который указан на обороте банковской карты.
- Посмотрите входящие СМС от банка в телефоне — вы могли пропустить сообщение. Иногда банки рассылают не СМС, а пуш-уведомления в банковском приложении (это зависит от тарифа обслуживания), которые быстро исчезают. Такие уведомления легко не заметить. Также вы можете не узнать о поступлении средств, если у вас не подключены оповещения от банка.
- Проверьте историю операций в интернет-банке или закажите выписку по счёту — историю операций с даты покупки по сегодня. Обратите внимание, часто операции возврата отображаются в дату, когда была сделана покупка.
- Обратитесь на горячую линию банка, картой которого вы оплатили покупку и на которую ожидаете возврата денег, чтобы оператор помог вам проверить зачисление средств.
Прошло 30 дней, в выписке есть покупка, но нет возврата? Если в выписке по счёту карты возврата вы не увидите, обратитесь, пожалуйста, в свой банк с чеком на возврат.
Каковы правила проезда для детей
В пригородных автобусах дети до 7 лет могут ехать без покупки билета, на руках у родителей, а в междугородних этим правом обладают дети до 5 лет. Но только если перевозка детей на руках не запрещена в этом транспортном средстве.
Для детей до 12 лет, которые занимают отдельное место, при покупке билетов действует скидка 50%. Скидка на детский билет применится автоматически после перехода на страницу оплаты на Туту.ру.
Указанные условия льготного проезда детей прописаны в статье 21 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». На международных рейсах могут быть другие возрастные тарифы. Обязательно возьмите в поездку свидетельство о рождении, чтобы подтвердить возраст ребенка.
Если с ребенком едет один из родителей, получать разрешение второго родителя не нужно (по территории России). Дети с 14 лет могут ехать без сопровождения.
Как провезти кошку или собаку
Перевозку животного обязательно нужно согласовать заранее, так как правила провоза животных у разных перевозчиков могут различаться (у некоторых в принципе это запрещено). Уточнить этот момент можно по телефону перевозчика, указанного в вашем билете.
Кошки или собаки мелких пород в салоне автобуса должны находиться в переноске. Если собака крупная, нужно приобрести билет на заднее место в автобусе для себя и багажный билет для собаки. В дороге собака должна быть в наморднике и на поводке.
По правилам Россельхознадзора, для поездки по территории России ветеринарная справка не нужна. К сожалению, не все перевозчики информированы об изменениях в законодательстве и все еще требуют наличие справки. Лучше подстраховаться и сделать справку, чем перед отправлением автобуса решать вопросы с перевозчиком.
Для путешествия за границу нужен ветеринарный паспорт с отметками о сделанных прививках и справка о состоянии здоровья животного. Обратите внимание, что прививка от бешенства обязательно должна быть сделана не позже чем за 21 день и не ранее чем за год до поездки. Перед поездкой в страны ЕС питомца нужно чипировать.
Сколько багажа можно взять с собой бесплатно
В салон автобуса можно бесплатно взять одну ручную кладь, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают 120 см. Также в автобусе обычно разрешается провозить одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Такие нормы указаны в ст. 22 ФЗ № 259 от 08.11.2007 г. (ред. от 03.07.2016 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Но перевозчик может устанавливать и свои требования к провозу багажа. Рекомендуем заранее уточнять правила провоза багажа у перевозчика или позвонить в контакт-центр Туту.ру.
За целостность и сохранность ручной клади ответственность несет пассажир.
Как оплатить дополнительный багаж
Пассажир может провезти в багажном отделении максимум две сумки или чемодана. Длина, ширина и высота каждой из них не должны превышать 180 см. Плату за провоз багажа устанавливает перевозчик — обычно это около 10% от цены билета. Оплатить багаж можно на Туту при покупке билета (опция доступна на некоторых направлениях), у водителя или в кассе на станции отправления перед посадкой. Электронный багажный билет нужно распечатать. При оплате багажа в кассе вам выдадут багажную бирку — покажите ее при посадке.
Какие документы нужны для въезда на территорию Украины
Для въезда в ДНР и ЛНР потребуется гражданский паспорт РФ. Въезд на территорию Украины возможен только по загранпаспорту, действующему весь срок пребывания в стране. Удостоверьтесь, что в документе имеется подпись.
Кроме загранпаспорта при переходе украинской границы необходимо показать обратный билет и нотариально заверенное на Украине приглашение от принимающей стороны (если едете с частным визитом). Во время пандемии действуют дополнительные ограничения. Прочитайте полные правила въезда на Украину.
Телефон Госпогранслужбы Украины — 38 (044) 527-63-63
Телефон пограничной службы РФ: +7 (495) 626-77-40.
Была ли полезна статья:
Да
Нет