Пол деревни как пишется правильно

5 русский язык. правила русского языка. правописание. как правильно пишется слово - пол деревни, полдеревни или пол-деревни? раздельно, слитно или

Пол деревни как пишется правильно


5

Русский язык. Правила русского языка. Правописание.

Как правильно пишется слово — «пол деревни», полдеревни» или «пол-деревни­»?

Раздельно, слитно или через дефис? Почему? Составьте пример предложения

5 ответов:

Пол деревни как пишется правильно



3



0

Слово полдеревни пишется слитно с приставкой пол-.

Существует три случая, когда пол- со словом пишется через дефис:

1.существительное начинается с буквы «л»:

пол-лимона,

пол-литра,

пол-лета,

пол-леса,

пол-листа.

2.нарицательное существительное или порядковое числительное начинается с гласной буквы:

пол-арбуза,

пол-океана,

пол-окна,

пол-апельсина,

пол-одиннадцатого.

3.существительное является собственным:

пол-Москвы,

пол-Европы,

пол-Урала,

пол-Байкала,

пол-Твери.

Рассматриваемое нами существительное не принадлежит ни одному из этих случаев.

Если нарицательное существительное или порядковое числительное начинаются с согласной, пол- пишется слитно с ними:

полдивана,

полгорода,

полшколы,

полведра,

полвторого,

полдевятого.

Слово полдеревни пишется слитно с приставкой пол-.

Если между пол- и существительным находятся другие слова, пишется раздельно:

пол той деревни,

пол соседней деревни.

Из нашей комнаты на третьем этаже просматривается полдеревни.

Пол деревни как пишется правильно



3



0

Как пишется пол деревни, полдеревни или пол-деревни, выясню, обратив внимание на начальный согласный корня.

В русском языке слова с пол пишутся по-разному. С дефисом слова пишутся только в трех слчаях:

1) корень слова начинается с гласной, например:

пол-яблока

пол-арбуза

пол-участка

2) корень слова пишется с прописной буквы:

пол-Самары

пол-России

3) корень слова начинается с буквы «л»:

пол-ломтика хлеба;

пол-лужайки

пол-ладошки.

В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно, например:

полчайника кипятка;

полведра воды;

полдома.

В существительном «полдеревни» корень начинается с согласного и это не буква «л». Значит, слово полдеревни напишу слитно с приставкой пол-.

Полдеревни собралось на свадьбу нашей дочери.

Возможен вариант раздельного написания рассматриваемого существительного, если между пол- и словом появится определение в виде прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия и пр., например:

пол нашей деревни;

пол всей деревни;

пол соседней деревни;

пол строящейся деревни.

Пол деревни как пишется правильно



2



0

В русском языке приставка пол- может писаться в двух вариантах: слитно или же через дефис. Раздельного написания данной приставки не предусматривается вообще.

По правилам русского языка приставка пол- будет писаться со словом через дефис только в трех случаях:

  1. Слово начинается на букву л. Например, пол-литра, пол-лимона, пол-ложки.
  2. Слово начинается на заглавную букву. Это могут быть какие-нибудь названия. Например, пол-Москвы, пол-России.
  3. Слово начинается на гласную букву. Например, пол-армии, пол-арбуза.

Указанное слово «деревня» не относится ни к одному из приведенных случаев.

Таким образом, правильным вариантом написания будет «полдеревни«, то есть слитно.

Пол деревни как пишется правильно



2



0

Для таких случаев есть правило, которые всего то и нужно что правильно применить и подогнать. Ведь через дефис такого плана слова пишутся в нескольких ситуациях, когда слово начинается на л, когда слово является именем собственным и когда оно начинается на гласную букву. Ну а наше слово ни под одно из этих правило не подпадает, а значит это только одно, писать его нужно не иначе как слитно, то есть без каких-либо пробелов и дефисов. Так что всё достаточно просто и самое главное это, безусловно, знание правил и умение применить их на деле. Поэтому верен в вашем случае будет сугубо второй вариант написания, то есть слитный, полдеревни.

Пол деревни как пишется правильно



1



0

Пишем слитно, если слово, стоящее за приставкой, является существительным в родительном падеже и начинается с согласной, поэтому полдеревни. Имена числительные, как например, полвосьмого, полодиннадцатого всегда пишут слитно.

Раздельно, если между приставкой и словом стоит другая часть речи, например, пол нашей деревни.

Через дефис, когда слово, стоящее за приставкой начинается с гласной или с буквы Л, например пол-арбуза, пол-лимона. А так же, если это имя собственное пол-Москвы.

Вчера полдеревни было занято подготовкой к празднику.

Читайте также

Пол деревни как пишется правильно

Есть правило, состоящее из нескольких пунктов, нужно смотреть его и выбирать, к какому пункту правила относится предложение или сочетание слов.

Пол деревни как пишется правильно

  1. Слово без «не» существует — верующий.
  2. В предложении с союзом «а» пишется раздельно: Он не верующий, а атеист.
  3. С перечисленными в правиле словами: Он далеко не верующий — тоже раздельно.
  4. Нет перечисленных слов и противопоставления, пишем слитно: Фома неверующий.
  5. Также можно подобрать синоним (не верующий — атеист), поэтому «Фома неверующий» по двум правилам пишется слитно.

Пол деревни как пишется правильно

«Ненавидящий» является частью речи причастие, которое произошло от глагола «ненавидеть». Так же как и «ненавидеть» пишется только слитно, потому, что без «не» не употребляется. Слов «навидеть» или «навидящей» просто нет в русском языке.

Пример: Он был человеком, ненавидящим окружающих за трусость.

Пол деревни как пишется правильно

Слово «неблаговоспитанны­<wbr />й» является прилагательным. В некоторых предложениях с «не» его стоит писать раздельно, но в большинстве предложений все же стоит писать слитно.

Поможет следующее правило:

«Не» с прилагательными стоит писать слитно, если нет противопоставления с союзом «а». В таких предложениях слово несет утвердительный оттенок значения, его легко заменить синонимом. В качестве синонимов к данному слову могут подойти такие слова: «бестактный», «невоспитанный», «грубый».

Неблаговоспитанный чиновник всегда отвечал грубо, нагло и пренебрежительно.

Неблаговоспитанный человек не проявляет чуткости к другим.

Если в предложении имеются слова, усиливающие отрицание, то «не» с прилагательным стоит написать раздельно. Такими словами могут быть следующие: «совсем не», «вовсе не», «отнюдь не», «ничуть не», «нисколько не».

Ваш этот сомнительный друг нисколько не благовоспитанный человек, напротив, он хамоват и грубоват.

Князь вовсе не благовоспитанный дворянин, слова его трубы, а привычки мужицкие.

Пол деревни как пишется правильно

«Небеспристрастный­<wbr />» — имя прилагательное, значение которого: «проявляющий некоторое пристрастие, предвзятый».

«Не» с прилагательными в некоторых случаях стоит писать раздельно, в других слитно, все зависит от строения предложения.

«Не» с прилагательными стоит писать слитно, если нет противопоставления с союзом «а», а слово можно без труда заменить синонимом без «не».

Небеспристрастный человек (предвзятый, необъективный).

Небеспристрастное отношение.

Небеспристрастное суждение.

«Не» стоит писать раздельно с прилагательными, если имеется противопоставление, или имеются слова, усиливающие отрицание («совсем не», «вовсе не», «отнюдь не» и подобные).

Ваше отношение ко мне отнюдь не беспристрастное.

Вовсе не беспристрастная оценка произведения.

Пол деревни как пишется правильно

Бездушный человек — человек, лишенный духовный ценностей, человек без души.Так и образовалось это слова, и согласно закону русского языка, если приставка оканчивается на согласный звук, а корень начинается со звонкого согласного, то последняя согласная корня меняется на -з-, за исключением приставки -с-, которая неизменяема во всех аспектах…

Всего найдено: 124

Добрый день! Не стал бы задавать этот вопрос, если б не столкнулся с массовым заблуждением, которое возникает у людей, проверяющих правописание слова «горнотранспортный» на вашем портале. Применительно к геологии и открытым горным работам часто употребляют словосочетания «горно-транспортный комплекс», горно-транспортная схема [железорудного карьера]» и т.д. Видимо, специалисты портала «Грамота.ру» не в курсе тонкостей геологических терминов. Горно-транспортный комплекс — это не про горный транспорт, а про горные работы и транспортировку горной массы, руды. То есть «горно» — горные работы (геологоразведка, бурение, взрыв и эскавация полезных ископаемых) и «транспортный» — транспорт (железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, конвейерные комплексы и т.д.). То есть образование слова по принципу «главное+зависимое» в данном случае не работает. Кроме этого, то такое «горный транспорт»? Такого определения не существует в принципе. Есть горная техника, горные работы, а горное и транспортное оборудование, а горного транспорта увы нет. Ссылка на геологическую литературу, где слово пишется через дефис: https://www.geokniga.org/labels/41236 Заранее благодарю за ответ! С уважением, Николай Николаев

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.

Редактор «Русского орфографического словаря» О. Е. Иванова по поводу правила написания сложных прилагательных 1956 года пишет: «…специалистам известно, что правила написания сложных прилагательных далеки от совершенства, а полного списка исключений к ним никогда не было, нет и быть не может. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. (далее — Правила), которые до сего дня являются единственным законодательно утвержденным сводом правил русского правописания, уже давно оцениваются специалистами как неполные и в ряде случаев не соответствующие современному состоянию письма. В частности, и та норма в § 80 п. 2, которая регулирует написание сложных прилагательных, стала нарушаться едва ли не с первых лет существования Правил. Уже в первом издании «Орфографического словаря русского языка» в том же 1956 г. даны с дефисом, несмотря на легко устанавливаемое подчинительное соотношение частей, например, такие слова: буржуазно-демократический (хотя буржуазная демократия), военно-исторический (хотя военная история; и мн. др. слова с первой частью военно-), врачебно-консультационный (хотя врачебная консультация или консультация врача) и врачебно-контрольный, врачебно-наблюдательный, дорожно-строительный, жилищно-кооперативный, конституционно-демократический, парашютно-десантный, союзно-республиканский, стрелково-спортивный, субъективно-идеалистический, уголовно-процессуальный и др. Позднее появились и многие другие прилагательные, пишущиеся не по правилу (к примеру: авторско-правовой, валютно-обменный, врачебно-консультативный, генно-инженерный, государственно-монополистический, гражданско-правовой, дорожно-ремонтный, дорожно-сигнальный, конституционно-монархический, лечебно-физкультурный, молочно-животноводческий, партийно-номенклатурный, ракетно-технический, химико-технологический, экспериментально-психологический, электронно-лучевой, ядерно-энергетический). В справочниках и пособиях по орфографии никогда не давались списки исключений из данного правила, поскольку просто не представляется возможным отследить все отступления при столь динамично развивающемся словарном составе языка. Считается, что дефисному написанию в этих случаях способствует наличие в первой основе суффиксов относительных прилагательных -н-, -енн-, -ов-, -ск- [Правила 2006: 138] , а также отчасти многослоговость первого компонета, из-за чего слитно написанное слово зрительно воспринимается труднее, коммуникация усложняется. <…> Б.З. Букчина и Л.П. Калакуцкая предложили другое правило, основанное не на принципе семантико-синтаксического соотношения частей, а на формальном критерии. В основе его лежит наличие/отсутствие суффикса в первой части сложного прилагательного как показателя её грамматической оформленности: «дихотомичности орфографического оформления соответствует дихотомичность языкового выражения: есть суффикс в первой части сложного прилагательного — пиши через дефис, нет суффикса — пиши слитно» [Букчина, Калакуцкая 1974: 12–13]. Авторы этой идеи, реализованной в словаре-справочнике «Слитно или раздельно?», отмечали, что «формальный критерий не является и не может быть панацеей от всех бед он может служить руководством лишь в тех случаях, когда написание неизвестно или когда имеются колеблющиеся написания» [Там же: 14].

Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].

Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].

Можно ли усмотреть сочинительные отношения между основами, от которых формально образуется прилагательное горнотранспортный? К подчинительным их отнести нельзя (горнотранспортный — «это не про горный транспорт»), но и как сочинительные эти отношения охарактеризовать нельзя (как, например, в словах звуко-буквенный, спуско-подъемный, рабоче-крестьянский), значение слова более сложное, чем просто объединение значений двух образующих его основ. Таким образом, слово горнотранспортный попадает в область написания по словарю. Словарные написания устанавливаются на основе изучения различных факторов, к которым, в частности, относятся традиция словарной фиксации, практика письма в грамотных текстах, (для терминов) в нормативных документах. 

О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»). 

Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.

Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос

Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.

Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.

Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.

Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».

Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.

Здравствуйте! С прописной или строчной буквы следует писать слово «древний» в предложении: «Всемирное наследие Древнего Пскова»? С уважением и надеждой на ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание со строчной буквы.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания. 1. Создавая ценности, обновляется душа человека. 2. Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор. 3. Задумав совершить кругосветное путешествие, Федору Конюхову удается найти надежных спонсоров. 4. Задумавшись, у меня возникло странное чувство: казалось, что в комнате появился кто-то посторонний. 5. Посмотрев этот фильм, у меня сложилось хорошее впечатление о режиссере. 6.Проснувшись утром, на улице уже рассвело. 7.Учтя замечание и сократив объем, тезисы можно опубликовать. 8. Пере-ходя улицу, нужно внимательно следить за светофором

Ответ справочной службы русского языка

Мы не выполняем домашние задания.

Так и не получила ответ на свой вопрос. Попробую еще раз. Грамотно ли словосочетание «оглядываться вокруг себя»? Лит.редактор «оглядываясь/осматриваясь вокруг себя» везде изменил на «оглядываясь/осматриваясь по сторонам». Однако полно примеров из литературы с использованием словосочетания «вокруг себя» в данном контексте, в том числе у Л.Толстого: «…он открыл глаза и удивленно оглянулся вокруг себя». Подскажите, есть ли разница между «вокруг себя» и «по сторонам»?

Ответ справочной службы русского языка

Не видим ошибки в сочетании оглядываться вокруг себя.

Согласно толковому словарю, оглянуться, смотреть по сторонам —  осмотреть вокруг себя, посмотреть в разные стороны; также: быть невнимательным, не следить за чем-л.

Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые? В новом видео она рассказывает, как следить за расчётами с бюджетом и показывает на примере, как читать выписку.

Ответ справочной службы русского языка

В новом видео она рассказывает, как следить за расчётами с бюджетом, и показывает на примере, как читать выписку.

Добрый день! У меня есть вопрос по склонению фамилий. Я прочитала информацию, размещённую на сайте по этому поводу, но к определённому выводу не пришла. Итак, фамилия Новик. Она склоняется, если это мужская фамилия (диплом выдан Игорю Новику), и не склоняется, если женская (диплом выдан Анне Новик). А как быть в случае с множественным числом? В случае, если это мужская фамилия, она будет склоняться: диплом выдан Игорю и Олегу Новикам. А в случае, если женская? Дипломы выданы Анне и Елене Новик (или Новикам?). И как быть с множественным числом, если в тексте нет привязки к роду? Например, пришли в гости к семье Новиков? А если известно, что в семье только женщины (но в предложении об этом не сообщается)? Например, «мы пришли в гости к семье Новик (или Новиков?). Анна, Елена и Ольга встретили нас…»

Ответ справочной службы русского языка

Приводим выдержку о подобных фамилиях из «Справочника по правописанию и стилистике» Д. Э. Розенталя.

Фамилии, относящиеся к двум или нескольким лицам, в одних случаях ставятся в форме множественного числа, в других – в форме единственного, а именно:

1) если при фамилии имеются два мужских имени, то она ставится в форме множественного числа, например: Генрих и Томас Манны, Август и Жан Пикары, Адольф и Михаил Готлибы; также отец и сын Ойстрахи;

2) при двух женских именах фамилия ставится в форме единственного числа, например: Ирина и Тамара Пресс;

3) если фамилия сопровождается мужским и женским именами, то она сохраняет форму единственного числа, например: Франклин и Элеонора Рузвельт, Поль и Эсланда Робсон, Август и Каролина Шлегель, соратники Рихарда Зорге Макс и Анна Клаузен, Ариадна и Пётр Тур; Серёжа и Валя Брузжак, Нина и Станислав Жук;

4) в единственном числе ставится также фамилия, если она сопровождается двумя нарицательными существительными, указывающими на разный пол, например: господин и госпожа Райнер, лорд и леди Гамильтон; однако при сочетаниях муж и жена, брат и сестра фамилия чаще употребляется в форме множественного числа: муж и жена Эстремы, брат и сестра Ниринги;

5) при слове супруги фамилия ставится в форме единственного числа, например: супруги Кент, супруги Торндайк, супруги Ноддак;

6) при слове братья фамилия тоже обычно ставится в форме единственного числа, например: братья Гримм, братья Шлегель, братья Шелленберг, братья Покрасс; то же при слове сёстры: сёстры Пресс, сёстры Кох;

7) при слове семья фамилия обычно ставится в форме единственного числа, например: семья Оппенгейм, семья Гамалей.

Здравствуйте, в Древнерусском (Старославянском) существовали краткие личные местоимения «и»,»е»,»ю»,»я» (которые переводятся на русский язык родительным падежом как «его», «его», «её» и «их» соответственно) от которых позднее образовались и относительные местоимения иже, еже, юже, яже. Вопрос: Связаны ли данные личные местоимения с окончаниями имён существительных (являются ли данные личные местоимения йотированными окончаниями имён существительных), исходя из нижеследующих примеров? Острожская библия Быт.9:23 «И въземша симъ иафетъ ризУ и възложиста Ю на обе раме свои» Быт.17:16 «..и дамъ тебе отъ неа чадО, и благословлю Е…» Быт.32:8 «И рече иаковъ аще приидетъ исавъ на единъ полкЪ, и исъсечетъ И.» Премудрости Иисуса, сына Сирахова.7:23 «суть ли ти чадА накажи Я, и преклони отъ юности выю ихъ»

Ответ справочной службы русского языка

Что Вы называете йотированными окончаниями в приведенных примерах?

Эти местоимения нельзя считать «окончаниями», однако они употреблены в соответствующем каждому существительному грамматическом роде и числе, при этом определенные закономерности в склонении существительных и местоимений действительно существуют (в современном русском языке эти закономерности легче проследить по полным прилагательным).

Добрый день! Уточните, пожалуйста, корректна ли фраза: «Следи за новостями из жизни звезд»

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: новости о жизни звезд.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, каким правилом руководствоваться при написании прозвищ вымышленных персонажей? Как правильно: Железный человек, Невидимая леди, Зимний солдат или Железный Человек, Невидимая Леди, Зимний Солдат?

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей. Таким образом, верно: Железный Человек, Невидимая Леди, Зимний Солдат.

Здравствуйте, уважаемая редакция! Подскажите, можно ли в таком виде оставить предложение: А для тех, кто уже проверился, следит за своим здоровьем и хочет быть в прекрасной форме — обратите внимание на танцевальный марафон в парке «Сокольники» в эти выходные. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Конструкция А для тех… обратите не вполне корректна, предложение лучше перестроить.

Должна здесь стоять запятая? Следите за своей речью и увидите(,) как люди станут ценить вас как собеседника.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. Лучше: Следите за своей речью и увидите, что люди станут ценить вас как собеседника.

Здравствуйте! Я уже недавно посылал вам вопрос. Но ответа на него не дождался. Или он для вас несущественный или наоборот очень трудный, раз не можете ответить. Уважаемые филологи и лингвисты! Для меня ваш ответ на этот вопрос очень важен. Поэтому снова его вам задаю. В 1997 году город Кустанай был переименован в Костанай. Я пишу рассказ, в котором героиня рассказывает внуку о своей жизни в 1945 году. Правильно ли будет для исторической достоверности указывать в рассказе написание города Кустанай, так как в то время он писался, с буквой «У». А не с буквой «О», как он пишется сейчас. Например: «В 1945 году сказали нам, что война закончилась. Мы обрадовались. Собрались все девчата, кто из нашей деревни и из города Кустаная был, и решили вместе домой возвращаться. Чтобы легче было».

Ответ справочной службы русского языка

Если действие происходит в настоящем, а героиня рассказывает о прошлом, то следует выбрать тот вариант, который будет правильно ее характеризовать.

Так, если она говорит по-старому, значит, она привязана к тому времени и не переучилась называть город на новый лад, а может быть, и не знает, что название изменилось. Если героиня говорит по-новому, скорее всего, она следит за событиями, погружена в современность, а не в прошлое. Так что выбор зависит от того, какими чертами вы хотите наделить персонажа.

Подскажите,пожалуйста, как правильно склоняется причастие «оставленный» в следующем предложении. Какое окончание необходимо употребить: -ом или -ым? «Архитектура исторического центра является бесценной жемчужиной в культурном наследии России, оставленном (или оставленным) мастерами прошлых веков.» Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в наследии, оставленном; жемчужиной, оставленной.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нужна ли запятая перед И в следующих предложениях? 1.Плачет, когда читают рассказ, и на исповеди плачет. 2. Нам по двенадцать лет, мы учимся в одном классе, и после школы я захожу к нему в гости иногда. 3. В конце августа экспедиция сворачивалась и все уезжали с побережья, где раскапывали городище, по домам. 4. На следующий день я проводил товарищей на поезд и к вечеру в пустом автобусе вернулся на ближайшую к месту раскопок остановку… 5. Причем именно под партийным начальством, и не только местным, но и ярославским. (здесь первый И) 6. Последний раз, как нам рассказали, День города праздновали еще в СССР и закончилось все комически. 7. И еще точнее — мы хохотали до боли в животах так, что я упал на раскладушку и она сломалась (тут уверена, что не надо). 8. Я вызвал скорую, проследил, что она приехала, и убежал. 9. И забудется навсегда, какой теплый был снег и какой горячий лед. 10. Время от времени его туловище движется волнообразно и плавники подергиваются. Заранее благодарю за ответ! Как хорошо, что вы есть)

Ответ справочной службы русского языка

Знаки перед и стоят (или не стоят) правильно. Однако в шестом и седьмом предложениях возможны варианты пунктуации.

В шестом предложении вводное сочетание как нам рассказывали может относиться или к обеим частям, соединенным союзом и, или только к первой. В первом случае запятая не нужна, во втором – нужна.

В седьмом предложении похожая ситуация. Вполне можно сказать, что и падение на раскладушку, и ее поломка произошли из-за безудержного хохота. Т. е. обе придаточные части можно рассматривать как однородные. Такой трактовке соответствует Ваш вариант пунктуации. Но по смыслу придаточные части все же неравноправны: они находятся в отношениях причины и следствия. Поэтому запятая между ними тоже возможна.   

Подскажите, пожалуйста…. так как всё же правильно пишется имя Евфросиния или Ефросиния?

Ответ справочной службы русского языка

Это варианты имени: Ефросиния и Ефросинья, старое церковное Евфросиния и разговорное Евфросинья. Но нужно следить, чтобы в документах одного человека написание было единообразным.

Я снова очень плохо себя чувствовала, а в ночь на 4 ноября в половине третьего мне стало совсем плохо.

Я не совсем понимал, о чём он пытается мне рассказать, но весь его облик говорил о том, что в жизни у него произошло какое-то несчастье или он просто плохо себя чувствует.

Матушка действительно плохо себя чувствует, поэтому нам не до приёмов.

За день до кончины, 13 апреля 1856 г., уже плохо себя чувствуя, Чаадаев, как обычно, побывал здесь.

Женщина настолько плохо себя чувствовала, что мою пациентку каждый раз направляли в психиатрическое отделение.

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: усыпать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

– Да, конечно. Прости. С самого утра плохо себя чувствую.

Выступление было длинным и крайне утомительным; когда оно подошло к концу, оратор признался, что не знал, хватит ли у него сил на всю речь, поскольку он уже некоторое время плохо себя чувствует.

Можно, например, произнести: «Жаль, мы как раз собрались в кино», «Прости, жена плохо себя чувствует».

Ваш энергетический уровень низок; возможно, вы ощущаете себя не слишком энергичным человеком, часто плохо себя чувствуете и ежедневно подвергаетесь стрессу.

Сколько я себя помню, я жалел её: потому что я мог бегать и прыгать, а она не могла, потому что у меня были друзья, а она почти ни с кем не общалась, потому что я был на море, а она никогда его не видела, потому что она – моя сестра, она слабая и почти всегда плохо себя чувствует.

Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

– Девочка плохо себя чувствует?

– Сказал, что пациентка опять плохо себя чувствует.

– А раз ты всё ещё плохо себя чувствуешь, повелитель понесёт тебя до деревни!

– Мариш, я сегодня плохо себя чувствую. Хочу попросить тебя уйти с пар. Поехали, дома отлежусь.

То девчонки заглянут, то я просто слишком плохо себя чувствую.

– Нет, я завтра ехать не могу. У меня… мама плохо себя чувствует, не хотелось бы её одну оставлять. Может, через недельку смогу.

Ребёнок был в порядке, но молодая мать стала плохо себя чувствовать.

– Я совсем плохо себя чувствую. Я не помню, что было вчера… но и весь прошлый год тоже не помню. Абсолютная пустота.

Они на даче были, Стасик несколько дней плохо себя чувствовал.

Бабушка плохо себя чувствовала, и мы не смогли вернуться раньше.

По её словам, отец плохо себя чувствует после смерти моей матери.

Многие люди в захламлённом замкнутом пространстве начинают плохо себя чувствовать и считают такие места гнетущими и нездоровыми.

– Она сейчас плохо себя чувствует, – миловидное лицо женщины мгновенно омрачилось. – Лучше не беспокой её до завтра, а сейчас я могу предложить вам чай.

Обычно искатели стараются обходить эти пятна, так как там люди плохо себя чувствуют и почти нечего брать, да и одежду марать жалко, чтобы по гари впустую лазать.

– Да, собственно, но папа плохо себя чувствовал, и ему надо много сделать по работе…

Машину мы недавно продали, потому что муж плохо себя чувствует, водить машину больше не может.

Подошедшему метрдотелю остальные гости объяснили, что их друг плохо себя чувствует, поэтому заказал себе завтрак в номер.

Кроме того, если ребёнок плохо себя чувствует или чем-то расстроен, то вполне вероятно, что его способность концентрировать внимание снизится, и в этом нет ничьей вины – так решила мать-природа.

Изнутри пришёл ответ: ты не просто будешь плохо себя чувствовать, ты превратишься в размазню, будешь реветь; несмотря на все свои духовные практики и осознания, ты будешь страдать и плакать.

– Она долго болела, постоянно плохо себя чувствовала, но всегда была со мной приветлива.

Обычно он отвечал, что вчера плохо себя чувствовал. Или что любимую собаку надо было срочно отвезти к ветеринару.

Особенно плохо себя чувствовала беременная девушка. По всему было видно, что непогода действует на неё негативно.

– Всё в порядке, просто немного плохо себя чувствую.

Старуха опустила взгляд, взявшись ладонью за лоб. Тяжело вздыхая, она до сих пор плохо себя чувствовала от произошедшего.

И правда, она плохо себя чувствовала физически и душевно, а отношения с мужчинами не складывались.

Мамина подруга плохо себя чувствовала, ходила к врачам, «искала болезнь».

– Госпожа плохо себя чувствует? – поинтересовалась кухарка.

Её опрометчивое поведение не замедлило принести плоды: несколько недель по утрам она весьма плохо себя чувствовала, жалуясь на тошноту и головную боль.

Настолько, что я совершенно забыла, насколько плохо себя чувствовала иногда.

Так же плохо себя чувствуют молодые посадки.

Отчим: Дядя плохо себя чувствовал и сказал, что хочет лечь пораньше.

На следующую ночь супругам не помогали никакие отговорки: «устала, голова болит, вообще плохо себя чувствую…» Муж вдруг вспоминал, кто в семье главный, и в такие часы не стоило женщинам перечить даже матёрым подкаблучникам.

Мальчик плохо себя чувствует, у него что-то вроде простуды.

В последнее время дед плохо себя чувствовал и поговаривал, что хочет уйти на пенсию.

Да и вообще явно плохо себя чувствует.

Этот триггер объясняет, почему многие подростки и молодые матери плохо себя чувствуют.

При возникновении конфликтной ситуации с медперсоналом в первую очередь претензия должна быть подана главврачу. Именно на нём лежит ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей подчинёнными.

Пожаловаться на поликлинику в вышестоящие структуры вы можете, если обращение к главному врачу не принесло желаемого результата, а также когда вам причинён существенный физический, моральный, материальный ущерб.

Ссылаясь на законодательные аспекты работы с заявлениями граждан, срок рассмотрения обращений составляет 30 дней от даты их принятия и регистрации. Соответственно, если в течение этого времени вам не был дан ответ или вы получили стандартную отписку, не получив решения своего вопроса, это также повод подать заявление с претензией к поликлинике в вышестоящие структуры.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

В каких случаях, как правильно и куда можно пожаловаться на поликлинику, рассмотрим далее.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Причины жалоб

Прежде чем разбираться с тем, куда жаловаться на работу поликлиники или отдельного врача, необходимо убедиться в наличии реального основания для этого. Основные причины для предъявления претензий:

  • Отказ в медицинском обслуживании, в результате которого возникло ухудшение здоровья и иные негативные последствия для пациента;
  • Вымогательство необоснованной платы за услуги, которые предоставляются (коррупция);
  • Неправильно назначенное лечение и неверно поставленный диагноз;
  • Хамство, грубость, угрозы, некорректное поведение по отношению к пациенту;
  • Куда и как написать жалобу на поликлиникуНарушение графика работы поликлиники (несвоевременный приём пациентов, значительные опоздания в выдаче результатов анализов и прочее);
  • Выписка пациента до наступления выздоровления;
  • Административное правонарушение в виде неправильного, неаккуратного заполнения документов, отсутствия накладных на медпрепараты, бумаг, подтверждающих аккредитацию и квалификацию;
  • Антисанитария и неудовлетворительное состояние помещений (несоблюдение температуры, осыпание штукатурки, продувы в окнах, насекомые и так далее).

Действия медицинских работников, на которые вы жалуетесь, а также наличие прочих оснований для претензии должны быть доказаны документально. Это могут быть не только бумаги, но также свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.

Оформление жалобы и образцы

Перед тем как написать свою жалобу на поликлинику, обратите внимание на ключевые требования к тексту данного документа:

  • Куда и как написать жалобу на поликлиникуСоблюдение официального стиля изложения ситуации, без эмоционального окраса, только изложение фактов;
  • Умеренный, понятный для восприятия объём;
  • Достоверность излагаемой информации (ложные обвинения наказуемы);
  • Максимальная информативность с подтверждениями и доказательствами;
  • Хронологическая последовательность событий.
  • Все прочие требования идентичны стандартному официальному письму. Рассматривая, как правильно написать жалобу на поликлинику, обратите внимание на типовой образец заявления:
  • (название территориального учреждения,
  • куда подаётся ваше обращение, адрес)

От (ваши Ф. И. О., адрес проживания,

  1. номер телефона для связи)
  2. Жалоба на
  3. Обращаюсь с жалобой на (полное наименование и адрес поликлиники) в связи с тем, что (чёткое изложение обстоятельств и оснований для возникновения претензий).
  4. Учитывая изложенное, а также ссылаясь на действующий Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
  5. Прошу:
  6. 1 Провести проверку (полное наименование и адрес поликлиники) на основании перечисленных мной нарушений.
  7. 2 Обязать нарушителя устранить нарушения в соответствии с действующими законодательными нормами.
  8. К жалобе прилагаю:
  9. (перечень документов, которые служат доказательствами вашим словам)
  10. «___»__________20___год                                                                     Ваша подпись
  11. Этот же образец вы можете использовать для подачи жалобы на отдельного медработника.
  12. Образец типового заявления на поликлинику можно скачать тут
  13. Ниже вы можете скачать примеры составленных заявлений в разные учреждения для более детального ознакомления с вопросом, как пожаловаться на клинику:
  14. Образец жалобы на поликлинику начальству поликлиники;
  15. Образец жалобы на поликлинику в Минздрав;
  16. Образец жалобы на поликлинику в страховую компанию;
  17. Образец жалобы на поликлинику в прокуратуру;
  18. Образец заявления на поликлинику в суд.

Куда подать жалобу

Взаимоотношения между сотрудниками медучреждений и пациентами в России регламентированы Федеральным законом №323 от 21 ноября 2011 года. Столкнувшись с правонарушениями, у граждан есть несколько вариантов, куда можно жаловаться на поликлинику:

  • Непосредственное начальство поликлиники;
  • Куда и как написать жалобу на поликлиникуМинистерство здравоохранения РФ;
  • Страховая компания;
  • Сайт «Добродел»;
  • Территориальный отдел прокуратуры;
  • Суд.

Куда именно лучше обращаться с жалобой на поликлинику, зависит от характера нарушений и серьёзности их последствий.

Права граждан на охрану здоровья защищены не только Конституцией Российской Федерации. Вы можете ссылаться на Уголовный кодекс РФ, если основания для претензии подпадают под определение «бездействие врачей», например:

  • 118 статья, часть вторая и четвёртая – причинён вред тяжкой или средней тяжести пациенту по неосторожности;
  • 236 статья, часть вторая – нарушены санитарно-эпидемиологические правила;
  • 237 статья, часть вторая – была сокрыта информация об обстоятельствах, которые создали угрозу для здоровья и жизни людей;
  • 293 статья, часть первая и вторая – врачебная халатность.

Начальству поликлиники

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Отбросьте в сторону эмоции и постарайтесь не выяснять отношения прямо в коридоре, намного эффективнее письменная претензия. Официальную жалобу главврач обязан принять и рассмотреть, в то время как словесный спор можно забыть, он ни к чему не обязывает.

Большинство больниц сегодня имеют электронные приёмные, но лучше узнать график работы руководителя и подать заявление с претензией ему лично.

Документ составляется в двух экземплярах: один вы отдаёте на рассмотрение, а на втором вам должны поставить отметку о принятии вашего обращения (дата, регистрационный номер, подпись и Ф.И.О. ответственного за приём сотрудника).

Этот второй экземпляр может вам не понадобиться, если удастся решить ситуацию, не обращаясь в другие структуры. Но, поскольку гарантий положительного результата нет, подстраховка обязательна.

В Министерство здравоохранения

Пожаловаться на поликлинику или отдельно взятого врача вы можете непосредственно в Министерство здравоохранения. Актуальны несколько способов подачи обращения:

  • Куда и как написать жалобу на поликлиникуЯвиться в общественную приёмную лично с двумя экземплярами заявления и документами, которые к нему прилагаются;
  • Подать жалобу на больницу по телефону горячей линии (в Москве это 8 (800) 200-03-89 и 8 (495) 627-29-93 для регистрации обращений граждан);
  • Отправка претензии почтой заказным письмом с описью вложения и обратным уведомлением;
  • Отправить электронную заявку с официального сайта Минздрава – есть ограничение на максимальный объём символов в 2000 знаков. Документы крепятся отдельными файлами также с ограничением размера в 5 Мб каждый.

В страховую компанию

Куда и как написать жалобу на поликлинику

На основании поданного заявления страховая компания проводит собственную проверку, после чего принимает решение. Если результаты проверки и ответ вас не удовлетворили, вы вправе пожаловаться на саму страховую компанию в территориальный фонд ОМС.

На сайт «Добродел»

Одним из эффективных способов, как написать на поликлинику жалобу в интернете, – зарегистрироваться на сайте Добродел. Процедура регистрации довольно простая, нужно ввести только свои Ф.И.О., адрес электронной почты, придумать пароль и подтвердить учётную запись, перейдя по ссылке, которая придёт электронным письмом.

На сайте можно внести предложения или сообщить о возникших проблемах. В случае с жалобой на поликлинику отведён специальный раздел «Медицина», куда и можно написать свои претензии.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Портал «Добродел» удобен и тем, что максимальный срок ожидания ответа на своё обращение – 8 дней. Ответ вы получаете от государственных структур, о чём придёт уведомление на ваш почтовый адрес. Ознакомиться с ответом можно будет на сайте после авторизации, перейдя в раздел «Решения».

В прокуратуру

Обращение с жалобой в прокуратуру подаётся, когда в течение 30 дней после подачи заявления руководству поликлиники или в Минздрав ни принятых решений по вашему вопросу, ни соответствующих мер наказания принято не было. Не торопитесь сразу идти к прокурору, если у вас нет весомых доказательств против нарушителя. Это могут быть медицинские документы, счета и прочие улики, свидетельствующие о правонарушении, например:

  • Аудиозаписи, видеозаписи разговоров;
  • Выписанные рецепты;
  • Формальные ответы на ваши претензии без реального решения.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Жалоба на поликлинику подаётся в прокуратуру при личном визите, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении или онлайн через официальный сайт территориального органа. Узнать место расположения прокуратуры своего округа в Москве можно на странице.

Также доступна подача жалоб по телефону горячей линии Генеральной прокуратуры +7 (495) 987-56-56.

В суд

Право на судебную защиту граждан гарантировано Конституцией Российской Федерации. Соответственно, оставить жалобу на клинику, врача можно в виде искового заявления в судебной канцелярии. Подавать иск следует по месту, где находится медучреждение, на которое вы жалуетесь.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Для обвинений у истца должны быть весомые доказательства. Перед подачей иска рекомендуется проконсультироваться с квалифицированным юристом.

Порядок рассмотрения жалобы

Ссылаясь на Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», получить ответ на свой вопрос после подачи жалобы на поликлинику вы должны в течение одного календарного месяца.

Стандартный порядок рассмотрения жалоб от граждан включает в себя:

  • Своевременность, объективность рассмотрения обращений, при необходимости с привлечением заявителя к участию;
  • Отправка запросов в государственные структуры, органы местного самоуправления на получение необходимых документов для проверки ситуации;
  • Принятие мер, необходимых для устранения нарушений, защиты прав граждан;
  • Отправка официального письма с ответом и перечнем принятых мер на адрес заявителя;
  • Письменное уведомление заявителя о направлении его жалобы на рассмотрение другими государственными структурами, если этого требует ситуация.

Получив официальный ответ, который вы считаете неправомерным, вы можете его оспорить путём подачи повторной жалобы или обратиться в вышестоящие учреждения.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Куда пожаловаться на плохое медобслуживание в Подмосковье

В обязанности медицинских работников входит не только лечение и профилактика болезней, но и соблюдение моральных и этических норм.

На непрофессиональные действия специалистов и плохое обслуживание в медицинском учреждении можно пожаловаться в различные инстанции.

Куда обращаться по поводу нехватки специалистов, больших очередей или случаев коррупции среди медработников в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Какие сервисы сферы здравоохранения доступны через портал госуслуг Московской области>>
  • Права пациентов

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Диспансеризация

Источник: ©, пресс-служба администрации Одинцовского района, Евгения Демина

  1. Пациенты медицинских учреждений имеют право:
  2. — на выбор врача и медицинской организации;
  3. — надлежащие условия обследования, лечения и пребывания в больнице или клинике;
  4. — возможность консультироваться со специалистами;
  5. — облегчение боли доступными методами и лекарствами;
  6. — получение медицинской информации;
  7. — получение питания в стационаре;
  8. — защиту врачебной тайны;
  9. — отказ от медицинской помощи;
  10. — возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи;
  11. — допуск адвоката, законного представителя и священнослужителя в стационар.
  12. Как иностранцу зарегистрировать рождение ребенка в Подмосковье>>
  13. Обращение к руководству учреждения

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Профосмотр детей первых трех лет жизни в Красногорске стал длиться менее 2 часов

Источник: Министерство здравоохранения Московской области

Если в отношении пациента была нарушена врачебная тайна, ему несвоевременно оказана помощь или она оказана не в полном объеме, поставлен неверный диагноз или неправильно назначено лечение, а также в случае грубого отношения или навязывания платных услуг, прежде всего следует обратиться к руководству учреждения.

Контакты и режим работы заведующего отделением или главврача должны быть указаны на информационных стендах. Многие медицинские учреждения публикуют на своих сайтах специальную форму для обратной связи с пациентами или адрес электронной почты, на которую можно отправить письмо с жалобой.

  • Как в Подмосковье бесплатно получить помощь психолога>>
  • Жалоба в Минздрав РФ

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Рассмотрение документов на заседании

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Пациент, которого не устроил результат устранения недостатков на месте, может обратиться в Министерство здравоохранения РФ. На официальном сайте ведомства есть специальная форма для обращений граждан, позволяющая даже прикрепить фотоснимки, иллюстрирующие суть жалобы. Кроме того, обращение можно прислать обычным письмом.

  1. Согласно федеральному законодательству, ответ должны дать в течение 30 дней с момента регистрации обращения.
  2. Как получить льготную путевку в детский оздоровительный лагерь в Подмосковье>>
  3. Сбор общественных мнений на портале «Добродел»

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Работа портала «Добродел» через приложение в смартфоне.

Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Жители Подмосковья могут пожаловаться на медицинское обслуживание через портал «Добродел». Для этого надо перейти в раздел «Создать жалобу», выбрать категорию «Медицина» и тему обращения, а затем ввести текст сообщения и указать адрес медицинского учреждения.

В течение двух дней сообщение проходит обработку, при этом модератор может задать уточняющие вопросы. Затем профильное ведомство определяет точный срок ответа и в назначенное время публикует официальную информацию о том, что сделано для решения вопроса.

Заявитель может подтвердить или опровергнуть устранение проблемы.

Министерство здравоохранения Московской области периодически устраивает опросы для жителей региона. Так, в октябре 2018 года оно собирало общественные мнения о выявленных проблемах в медицинских учреждениях Подмосковья. Кроме того, специалисты ведомства регулярно проводят мониторинг комментариев в социальных сетях.

  • Как стать донором крови в Подмосковье>>
  • «Горячая линия» Росздравнадзора

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Горячая телефонная линия

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Жалобу на медицинское учреждение можно высказать устно, позвонив на «горячую линию» Росздравнадзора по телефону: 8 (800) 550-99-03. Также на сайте ведомства принимают электронные сообщения. Их можно отправить, нажав кнопку «Подача обращений для физических лиц». Бумажные и электронные письма с жалобами также требуют обязательного ответа в течение 30 дней.

  1. Как пройти диспансеризацию в Московской области>>
  2.  Жалоба в Роспотребнадзор

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Подписание трудового договора

Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

Защитить свои права в медицинской сфере можно при помощи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На сайте Роспотребнадзора есть сервис «Обращения граждан», также у ведомства есть телефон «горячей линии» 8-800-100-00-04.

Кроме того, жалобу можно отправить в региональное управление службы по Московской области, в том числе на случаи коррупции в медучреждении.

  • Как получить высокотехнологичную медицинскую помощь в Подмосковье>>
  • Обращение в полицию, прокуратуру, суд

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Судебное решение

Источник: ©, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области

  1. Обращаться в полицию, прокуратуру или суд имеет смысл, если речь идет о серьезных нарушениях законодательства или уголовных преступлениях:
  2. — причинении вреда здоровью (умышленном или вследствие халатности),
  3. — вымогательстве, угрозах,
  4. — оскорблении чести и достоинства человека.
  5. Как получить услугу по бесплатному протезированию в Подмосковье>>

Как и куда пожаловаться на больницу

Направляясь в поликлинику, пациент может рассчитывать на соблюдение собственных прав, заключающихся в:

  • вежливом обращении со стороны персонала;
  • предоставлении соответствующих условий обследования и пребывания в клинике или больнице;
  • возможности консультации со специалистами;
  • сохранении личной жизни в тайне;
  • оказании первой медицинской помощи;
  • выборе лечащего врача;
  • получении медицинской информации;
  • получении услуг на основании медицинского страхования;
  • возможности отказаться от медицинской помощи;
  • возможности пожаловаться на специалиста в случае неправомерных действий.

Ответственность врачей предусмотрена Уголовным кодексом РФ.

  • ст. 18 говорит о причинении вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 236 гласит о несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований;
  • ст. 293 устанавливает санкции за халатное отношение медицинских работников;
  • ст. 237 предусматривает наказание за утаивание информации об угрозах здоровью пациента.

Обратите внимание!

Суть ваших претензий к докторам может опираться на одну или несколько перечисленных статей. Они могут упоминаться как в досудебном разбирательстве, так и в судебном заседании.

Что входит в обязанности медицинского работника?

Вот несколько советов для грамотного оформления документа:

  1. описывайте проблему как можно подробнее, но без лишних эмоций. Укажите дату обращения к врачу, на что вы жаловались, что вам порекомендовали;
  2. не используйте ненормативную лексику, обращайтесь к читающему уважительно;
  3. заведующий отделением, скорее всего, попытается выгородить своего сотрудника, так что имеет смысл обратиться сразу к главврачу;
  4. подав документ главврачу или в вышестоящую инстанцию, продублируйте жалобу в страховую, чтобы она также наблюдала за ходом дела;
  5. составляя свое обращение, ссылайтесь на конституцию и Уголовный кодекс. Так вы покажете, что достаточно осведомлены о своих правах и обязанностях работников мед. учреждения.

Обратите внимание!

К жалобе также следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства дела.

Это могут быть:

  • чеки на покупку лекарств;
  • заключение о состоянии здоровья;
  • выписки из медицинской карты или сама медицинская карта, где зафиксированы диагноз, оказавшийся неправильным, и назначения врачом медикаментов;
  • заключения по результатам пройденных анализов и т.д.

Профессия медика издавна считается одной из самых уважаемых.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Чуткий, внимательный, понимающий врач, который детально и внимательно разбирается в проблеме, помогает как словом, так и делом — именно такого специалиста хочет видеть каждый пациент.

К сожалению, на деле в наших реалиях так получается далеко не всегда. Хамство, невнимание, безучастность со стороны медиков — это лишь верхушка айсберга всех тех проблем, с которыми сегодня можно столкнуться.

Куда более угрожающе выглядят непрофессионализм и врачебные ошибки. Их цена — человеческое здоровье и даже жизнь.

Право человека на получение медицинской помощи прописано в ст. 19 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Обязанности медицинского персонала в РФ и права пациентов регулируют несколько законодательных документов:

  • Ст. 41Конституции РФ;
  • Статья 223Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон №52«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Всеобщая декларация прав человека Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Конвенция о защите прав и достоин­ства человека в связи с использованием достижений биоло­гии и медицины и некоторые другие.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить задаток при покупке квартиры

В зависимости от нарушения, которое совершил медик и от того, в какую структуру вы обратитесь с жалобой, предполагаются различные виды ответственности и наказания.

Дисциплинарная. Она выражается в виде замечаний, выговоров или увольнения.

Дисциплинарные взыскания применяются, когда врач ненадлежащим образом исполняет профессиональные обязанности или не исполняет их вовсе.

К нарушителю по вашей жалобе взыскания может предъявить работодатель: заведующий отделением, главврач, Министерство здравоохранения.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Материальная ответственность. Кроме невыполнения или ненадлежащего выполнения профессиональных задач, материальную ответственность медик может нести за причинение материального ущерба. Например, в том случае, если назначил вам ненадлежащие, ненужные или неоправданно дорогие медикаменты.

Материальное взыскание в виде лишения премий, среднемесячного или полного месячного заработка может назначить вышестоящее начальство, а выплату материального ущерба пациенту назначает суд.

Уголовная ответственность. Много полезной информации об обязанностях медиков и степени их ответственности можно почерпнуть из Уголовного кодекса РФ. К сожалению, случаи, когда на медработников заводятся уголовные дела, в последнее время участились.

В числе наиболее распространенных причин, по которым люди в белых халатах предстают перед правосудием, является злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, халатное выполнение обязанностей, приводящее к причинению тяжкого вреда здоровью пациента или к его смерти.

Врач несет уголовную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, за утаивание от пациента информации, содержащей опасные для его здоровья сведения.

Самые распространенные жалобы от россиян на врачей — образцы документов

К ним относятся:

  1. нарушение врачебной тайны. Далеко не все доктора помнят об этой мелочи и смело распространяются о заболеваниях пациентов;
  2. неоказание мед. помощи. Бывают случаи, когда врачи просто оставляют человека в беде, не оказав никакой помощи, хотя обязаны это сделать;
  3. помощь оказана не полностью, что может привести к ухудшению состояния пациента;
  4. диагноз установлен неверно. Врач должен осмотреть пациента, узнать о симптомах заболевания и назначить анализы. После этого ставится диагноз, назначается лечение. Если медик ставит диагноз без достаточных оснований, это может повлечь неправильное лечение и ухудшение состояния;
  5. ошибка в лечении. Врач выписал препараты, которые не могут справиться с заболеванием или противопоказаны пациенту;
  6. халатное отношение. Невнимательное и поверхностное отношение к исполнению своих обязанностей, а то и явное бездействие, являются наиболее частыми причинами подачи жалоб на врачей;
  7. отказ в приеме. Такие ситуации случаются нередко. К доктору невозможно записаться, он просто не хочет работать с пациентом без видимых причин;
  8. грубое и хамское отношение работника. Работники мед. учреждения ведут себя откровенно по-хамски, грубят, насмехаются, выказывают неуважение в различных формах;
  9. навязывание услуг, предоставляемых за деньги. В клинике вам предлагают пройти платные процедуры, выписывают дорогие лекарства, требуют вознаградить врача за работу. Это не относится к платным клиникам.

Жалоба главному врачу, в Прокуратуру, Росздравнадзор, Министерство здравоохранения на невыписанный рецепт — как наказать лечащего врача и добиться справедливости?

Жалоба составляется в произвольной форме. Для электронных заявлений граждан существуют определенные ограничения по количеству символов и объему прикрепляемых файлов, которые указываются непосредственно в электронной форме.

Предлагаем ознакомиться:  Мать отказывается от наследства в пользу дочери

Общие требования:

  • официальный стиль (никаких эмоций, только факты);
  • умеренный объем;
  • правдивость предоставляемой информации;
  • максимальная информативность (чем больше доказательств будет предоставлено, тем больше вероятности, что вопрос будет решен в пользу пациента);
  • четкая хронология событий.

Образцы жалоб

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Пример жалобы на врачебную ошибку

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Образец жалобы на неправильное лечение или некачественно выполненную диагностику

Заметив в поведении или практике медработника нарушение одного из вышеперечисленных пунктов или любого другого, который закреплен в законодательных документах, вы имеете полное право восстановить справедливость.

Практика показывает, что наиболее распространенными случаями нарушения обязанностей медика и поводом для жалоб в наших реалиях становятся:

  1. несвоевременное оказание лечения или неоказание вовсе;
  2. неверное диагностирование заболевания;
  3. неправильно назначенное медикаментозное лечение;
  4. отказ в проведении обследования и лечения пациента;
  5. проявление хамства в общении и халатности в лечении;
  6. несоответствие стоимости лечения реальному положению дел или состоянию пациента;
  7. негативные проявления после назначенного курса лечения или проведенного оперативного вмешательства, а также ухудшение состояния пациента;
  8. разглашение врачебной тайны.

Жалобы на частнопрактикующих медработников подаются во все вышеперечисленные структуры и органы. Но так как врач частного лечебного учреждения — это лицо, которое ведет бизнес, то правовые отношения между ним и пациентом регулируются в первую очередь подписанным договором. Это нужно учитывать при оформлении жалобы.

  • Конечно, если договор составлен с нарушением законодательства, то руководитель заведения понесет наказание и за этот факт.
  • Кроме того, помните, что помимо вышеперечисленных инстанций жаловаться на врача частной клиники можно в Роспотребнадзор.
  • Обратите внимание, что в числе установленных ведущих обязанностей частнопрактикующих врачей стоит пункт о надлежащем выполнении договорных отношений по предоставлению медицинских услуг и соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

Куда подается жалоба?

Первой инстанцией является непосредственное начальство врача, на которого вы хотите написать жалобу. Это заведующий поликлиникой или отделением. Все заведующие находятся в подчинении главврачу, являющемуся руководителем больницы.

В каждом мед. учреждении должен иметься стенд, где указаны данные руководителя и прочих лиц, ответственных за работу персонала и клиники (больницы) в целом.

Здесь же должны указываться номера кабинетов, где они осуществляют прием, с расписанием дней и часов.

Если такую информацию получить не удалось, следует обратиться с жалобой об отсутствии стенда в вышестоящие органы, поскольку это нарушение законодательства.

Если главврач или зав. отделением не помог, можно обратиться в:

  • Минздрав;
  • страховую компанию;
  • прокуратуру;
  • полицию;
  • суд;
  • Роспотребнадзор.

Где принимают жалобы?

Причиной жалобы может стать как одно врачебное нарушение, так и несколько.

Если речь не идет о серьезных последствиях, которые связаны с нанесением ущерба здоровью, серьезного материального ущерба, вымогательства, то самый рациональный способ решения проблемы — обращение к вышестоящим медицинским работникам и структурам:

  • наиболее распространенный и востребованный у наших граждан метод — жалоба заведующему отделением;
  • в том случае, если заведующий вам не помог, следующий по иерархии — главврач больницы или поликлиники;
  • далее следуют районные, городские, областные отделы здравоохранения;
  • руководящий орган системы, куда обращаются с жалобой, — Министерство здравоохранения.

Помните, чем выше ступенька, куда вы обращаетесь, тем больше вероятность того, что будет наказан не только нарушитель, но и его вышестоящие руководители.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Эти правила относятся к врачам любой больницы, взрослой или детской поликлиники.

Кроме структур системы здравоохранения есть достаточно широкий перечень организаций, которые помогут решить проблему и восстановить справедливость.

Но нужно обратить внимание на тот факт, что составление, подача жалобы, а также участие в процессах, которые повлекут за собой рассмотрение документа и решение проблемы в этих организациях, могут отнять у вас определенное количество времени и потребовать некоторых эмоциональных и материальных затрат.

Поэтому обращаться в подобные структуры лучше в том случае, если речь идет о серьезных нарушениях или тогда, когда желание восстановить справедливость и наказать обидчика очень велико. В числе таких организаций и структур:

  1. страховые организации;
  2. полиция;
  3. суды;
  4. органы прокуратуры.

Куда подать жалобу?

Жалобы пациентов, поступающие главврачу, лучше дисциплинируют персонал поликлиники, чем существующая система поощрений. Но не стоит подключать эмоции и выяснять отношения в присутствии руководства. Более эффективным будет письменное обращение, на которое главврач просто обязан будет отреагировать соответствующим образом.

Хотя сегодня многие частные и государственные больницы имеют электронные приемные, лучше обратиться к руководителю лично, узнав график приема граждан в регистратуре.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Ответная реакция на такой запрос должна последовать в течение 30 дней.

В большинстве случаев ответ приходит намного раньше, ведь руководство предпочитает не выносить мелкие проблемы на обозрение контролирующих органов.

Но, если главврач принимает сторону сотрудника, несмотря на очевидное нарушение прав пациента, имеет смысл отстаивать свою правоту, обращаясь в вышестоящие инстанции.

Лица, застрахованные по системе ОМС, могут обратиться в соответствующую страховую компанию с претензией на качество лечения.

В Минздрав

Приняв решение пожаловаться на плохо работающего врача, нужно предпринять несколько простых шагов. Законодательно процедура и содержание бумаги не определены. Поэтому в процессе составления и подачи документа нужно придерживаться общих юридических норм.

Точно определите, заслуживает ли работник жалобы.

Бумага составляется в простой форме. Для большей убедительности пишите ее в деловом стиле. В ней должно содержаться:

  1. название и адрес госоргана, куда вы обращаетесь (вверху справа), либо ФИО лица, к которому вы обращаетесь;
  2. ниже шапки, в центре листа пишется название документа — Жалоба или Жалоба на врача;
  3. далее указывается суть жалобы, причины ее подачи и обстоятельства, по которым вы были вынуждены составить такое обращение — неправильный диагноз, непринятый вызов и пр.;
  4. после этого нужно указать меры, которые вы требуете принять по итогам рассмотрения обращения;
  5. дата составления документа и подпись заявителя.

В таком виде жалоба подается во все инстанции кроме полиции и суда. Для этих органов требуется форма заявления. Оно составляется от руки либо в печатном виде на листе формата А4. Доставить документ можно лично, направить через интернет (если имеется такая возможность) или заказным письмом по почте.

Куда жаловаться на поликлинику в Москве: телефон горячей линии

Куда и как написать жалобу на поликлинику

При обращении в лечебное учреждение граждане надеются получить квалифицированную медицинскую помощь и эффективное лечение.

Часто пациентам приходится сталкиваться с очередями, бюрократией, безразличием и хамством медицинского персонала. Застраховать себя от подобных ситуаций невозможно, поэтому следует разобраться, как защитить свои права.

В статье рассмотрим, куда можно пожаловаться на поликлинику, как написать и подать жалобу на некачественную медицинскую помощь.

Куда можно пожаловаться на поликлинику в Москве?

Если у пациента возникла конфликтная ситуация с врачом или другим медицинским персоналом, он вправе обратиться с жалобой. В Москве рассмотрением обращений граждан занимается несколько ведомств.

Заведующий поликлиникой

Администрация медицинского учреждения заинтересована в хорошей репутации, поэтому большинство проблем можно решить, обратившись к заведующему поликлиникой или главному врачу, в подчинении которого находится поликлиническое отделение.

Руководитель учреждения заинтересован в решении ситуации мирным путем. К провинившемуся сотруднику применяются меры дисциплинарного взыскания. Нарушенные права пациента восстанавливаются.

Однако, бывает, что заведующий поликлиникой становится на сторону медицинского работника. В этом случае для защиты своих прав следует обращаться в вышестоящие инстанции.

Минздрав или департамент здравоохранения

Медицинские учреждения находятся в ведомстве исполнительных органов власти, занимающихся вопросами здравоохранения. Поэтому пациент вправе обратиться с жалобой в Минздрав или департамент здравоохранения Москвы.

Подать обращение можно несколькими способами:

  • посетить приемную департамента здравоохранения Москвы и записаться на личную встречу к руководителю;
  • направить обращение по почте заказным письмом с уведомлением;
  • заполнить электронную форму обращения через сайт департамента здравоохранения;
  • позвонить по телефону горячей линии.

В зависимости от адреса проживания граждане могут также обратиться по одному из справочных телефонов Департамента здравоохранения города Москвы и оставить жалобу в устной форме:

  • ВАО +7 (495) 368-04-12
  • ЗАО +7 (495) 439-44-02
  • САО +7 (495) 946-11-09
  • СВАО +7 (495) 610-65-20
  • СЗАО +7 (499) 198-55-10
  • ЮАО +7 (495) 318-47-71
  • ЮВАО +7 (495) 530-12-76
  • ЮЗАО +7 (499) 125-62-00
  • ЦАО +7 (495) 951-67-65
  • ЗелАО +7 (499) 734-11-91

Полный список телефонов размещен на сайте ведомства – mosgorzdrav.ru/ru-ru/background.html.

Страховая компания

Все граждане, застрахованные по системе ОМС, могут подать жалобу на обслуживание поликлиники в страховую компанию. Страховщик истребует у медицинской организации карту пациента и проведет экспертизу качества. Если факты, изложенные в жалобе, подтвердятся, на поликлинику будут наложены штрафные санкции.

Следует знать! Многие поликлиники необоснованно берут плату за медицинские услуги, которые входят в программу ОМС. При обращении с жалобой в страховую компанию пациент может добиться возвращения денежных средств. Медицинское учреждение помимо возврата денежных средств выплачивает штраф, наложенный страховой компанией.

Сайт Добродел

Правительством Москвы создан специальный онлайн-ресурс, через который можно пожаловаться на медицинских работников. Гражданину потребуется зарегистрироваться на сайте Добродел –dobrodel.mosreg.ru и в разделе «Медицинские учреждения» выбрать графу «Сообщить о проблеме». Далее заполняется электронная форма и направляется через портал. Обращение рассматривается в течение 8 дней.

Сайт правительства Москвы

Также гражданам предоставляется возможность подать жалобу в правительство Москвы. Удобнее всего направить обращение через сайт ведомства – gorod.mos.ru. Здесь потребуется зарегистрироваться и заполнить электронную форму. Ресурс доступен с телефона, что делает процесс направления жалобы удобным для гражданина.

Прокуратура

В случае причинения вреда здоровью медицинским работником и при других серьезных нарушениях гражданин может подать жалобу в прокуратуру. Свои доводы необходимо подтвердить рецептами, выписками из медицинской документации, записями разговоров, чеками. Отнестись к этому нужно со всей серьезностью, поскольку в ходе прокурорской проверки будет решаться вопрос возбуждения уголовного дела.

Судебная инстанция

Если пациенту не удалось решить проблему путем подачи жалобы, то следует обращаться с исковым заявлением в суд. Для решения вопроса через судебную инстанцию может понадобиться 3-6 месяцев. В большинстве случаев судом назначается судебно-медицинская экспертиза. По результатам в пользу пациента будет взысканы денежные средства.

Как написать жалобу на поликлинику?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 350-24-85

Законодательство не содержит конкретных требований, предъявляемых к содержанию жалобы. Обычно письмо включает в себя следующие сведения:

  • наименование ведомства, в которое подается жалоба;
  • ФИО пациента, его адрес и телефон;
  • обстоятельства оказания медицинской помощи;
  • описание недостатков и нарушений, допущенных работниками лечебного учреждения;
  • просьба разобраться в ситуации;
  • перечень приложений;
  • дата и подпись.

Жалоба пишется в двух экземплярах, один подается в департамент здравоохранения Москвы или другие ведомства, на втором ответственный сотрудник ставит входящий штамп с датой подачи.

Важно! К обращению следует приложить доказательства, подтверждающие факт нарушения прав пациента. Например, медицинскую документацию, договоры и чеки, аудиозапись разговора с медицинским работников, прочие материалы.

Образец жалобы на поликлинику

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 350-24-85

Если у вас возникли трудности при составлении жалобы, рекомендуем воспользоваться образцом, подготовленным опытным юристом.

Куда и как написать жалобу на поликлинику

Скачать образец жалобы на медицинское учреждение

Как подать жалобу на врача поликлиники?

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 350-24-85

Многим пациентам удобнее подать жалобу через приемную руководителя департамента здравоохранения Москвы. Специалист сразу же регистрирует обращение и сообщает, в какие сроки оно будет рассмотрено.

Если у гражданина нет возможности посетить ведомство, он вправе направить документы по почте, оформив заказное письмо с уведомлением. Факт получения обращения подтверждается отметкой сотрудника ведомства в извещении, которое возвращается заявителю.

В последнее время становится популярным электронный формат подачи обращений через сайты департамента здравоохранения, правительства Москвы, прокуратуры. Также пользуется спросом сайт Добродел.

Независимо от способа подачи обращения оно должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Проверяющий орган обязан известить пациента о предпринятых мерах. Нарушенные права пациента восстанавливаются путем повторного оказания медицинской помощи, возврата денежных средств, предоставления лекарств и медицинских изделий.

Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы на поликлинику?

При обращении в поликлинику пациент попадает в зависимое положение, поскольку нуждается в медицинской помощи. В связи с этим граждане опасаются жаловаться на медицинский персонал, полагая, что в случае конфликта не получат необходимо лечения.

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно при взаимодействии с работниками лечебного учреждения, желательно заручиться поддержкой опытного юриста. Квалифицированный специалист поможет выстроить грамотную стратегию поведения и решить конфликт на уровне администрации медицинской организации.

Если потребуется обратиться в департамент здравоохранения Москвы, Прокуратуру или суд, юрист подготовит необходимые документы.

Была ли эта информация полезной?

Юрист. Общий трудовой стаж 10 лет. Член Ассоциации юристов России.

  • Пол года как пишется слитно или раздельно
  • Пол дела или полдела как пишется
  • Пол десятого как пишется цифрами
  • Пол весны как пишется
  • Пол большого торта как пишется