1) Определите часть речи выделенного слова.
Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные.
Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, поскольку имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении.
Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.
3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.
4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?
Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.
Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.
Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)
5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.
6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.
7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.
Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет.
9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.
10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)
11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
СЛИТНО: | ПРИМЕРЫ: |
Ввиду Вместо Вроде Вследствие Наподобие Насчет Сверх Несмотря на Невзирая на Вслед Навстречу Напротив | Ввиду сложностей Вместо тебя Вроде глубокой ямы Вследствие непогоды Наподобие зонта Насчет урока Сверх меры Внизу (двери) Вверху (письма) Посередине (дороги) Несмотря на ошибки Невзирая на шторм Вслед лету Навстречу солнцу Напротив школы |
РАЗДЕЛЬНО: | ПРИМЕРЫ: |
В виде В связи с В продолжение В течение В заключение В отличие В целях В силу В меру В области На протяжении В отношении За исключением За счет Не считая | В виде исключения В связи с сильным дождем В продолжение дня В течение лета В заключение встречи Через дефис Из-за Из-под По-над По-за ПРИМЕРЫ: Из-за него Из-под шкафа По-над рекой стелется туман |
Предлоги и омонимичные части речи.
Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города
Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых
Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки
В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)
Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)
Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог)
СЛИТНО: | РАЗДЕЛЬНО: |
Чтобы Тоже Также Притом Причем Зато Зачем Затем Отчего Оттого Почему Потому Итак Коли Поскольку | То есть (Тысячу лет, то есть много) То бишь (вчера, то бишь третьего числа) пока что почти что при этом как будто тогда как так как так что не то… не то то есть оттого что потому что однако же в связи с тем что то…то |
Омонимичные части речи:
- Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
- Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил.
- Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)
СЛИТНО
Даже, разве, неужели
ЧЕРЕЗ ДЕФИС
-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки
РАЗДЕЛЬНО
же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)
СЛИТНО:
на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.
на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный
РАЗДЕЛЬНО:
Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три
Дробные числительные: пять восьмых
СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход.
Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник.
Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д.
Но! Контр-адмирал
Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова.
Но! Перекати-поле
Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор.
Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец.
Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный.
Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска).
Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный.
Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство).
Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый.
НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия),
-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также
-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный.
Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.
Слова с полу-: полумесяц.
Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня
ЧЕРЕЗ ДЕФИС:
Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр.
Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж.
Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток.
Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха.
Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.
Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский).
Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый.
Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий.
Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 14
Правильно пишется: пол чайной ложки
Когда числительное «пол» отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся отдельно друг от друга:
- добавить пол чайной ложки
- прошло пол учебного года
- прошло пол рабочего дня
- пол Тверской области
А если убрать определения, то написание тут же меняется:
- пол-ложки, пол-лекции, пол-лимона, пол-листа — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква «л»
- пол-урока, пол-аршина, пол-яблока, пол-одиннадцатого, пол-оборота — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква гласная
- полгода, полчетверти, полдома, полчаса, полметра, полшестого — «пол-» пишется слитно, так как дальше следует согласная
Обратите внимание: если «пол-» оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис, например:
- пол-Европы
- пол-Вологды
- пол-Бразилии
- пол-Урала
Итак, подведем итог:
Слова с «пол-» пишутся через дефис:
- если далее следует гласная;
- если далее следует л;
- если далее следует большая буква.
В остальных случаях слова с «пол-» пишутся слитно.
Ну, и шуточное стихотворение вдогонку.
Мы искали пол-лимона,
Обыскали пол-Москвы.
А нашли мы полвагона
Полушубков из Тувы.
Вот такие нынче грузы
Мы находим здесь и там.
Ну, хотя бы пол-арбуза
Отыскать до завтра нам.
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Укажем правило написания слов с пол-, полу-.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
- через дефис
- слитно
- раздельно.
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика;
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
- полвека
- полдела
- полтонны
- полчетвёртого
- полнеба
- полкастрюли
- полстакана.
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, словосочетание пишется раздельно в три слова:
- пол чайной ложки;
- пол морского побережья;
- пол яблоневого сада;
- пол сочного арбуза;
- пол городской окраины;
- пол жизненной дороги;
- пол седьмого класса.
Таблица «Правописание слов с пол-«
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»: полминуты, полбагажа | Корень существительного начинается на гласную или на «л»: пол-листа, пол-арбуза, | Между пол и словом есть определение: пол стиральной машины, пол чайной ложки, пол Мурманской области, пол Великого Новгорода |
Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова: пол-Москвы, пол-Африки | ||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные): пол-конференц-зала, пол-мини-юбки, пол-Нью-Йорка |
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
- работать вполсилы;
- сидеть вполоборота;
- остановить вполпути;
- говорить вполголоса;
- спать вполглаза.
Урок русского языка в 6 классе
Тема занятия: Правописание
сложных имен существительных с корнем пол-
Цели урока:
— организовать деятельность учащихся по изучению дефисного и
слитного написания сложных имен существительных с корнем пол— ;
—
создать условия для формирования
у школьников орфографических навыков написания слов с данной орфограммой;
—
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к
решению заданий;
— развивать
орфографическую зоркость учащихся, память и внимание, навык самостоятельной
работы с материалом, коммуникативные способности;
—
воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к слову, трудолюбие
и настойчивость в приобретении знаний, стимулировать потребность в
сотрудничестве с учителями и одноклассниками.
Оборудование: Раздаточный
материал (карточки), мультимедийная
презентация;
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на
нашем уроке. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок и
чего ожидаете от него.
(Учащиеся говорят о настроенности на урок, чего они ждут от
него.)
Дело в том, что наше учебное занятие
пройдет необычно: мы сегодня будем строить дом с помощью ваших знаний. Дом, в
котором всем будет хорошо. С чего мы начнем? С выбора места. Почва под ногами
должна быть прочной. А для этого проверим, что мы знаем из пройденного
материала.
II. Актуализация опорных знаний
Словообразовательная
и орфографическая «разминка» (по вариантам, запись
слов на доске (два ученика) и в тетрадях). (слайды 2, 3)
1 вариант: замените словосочетания сложными именами существительными и
запишите их.
Новая стройка, падение листьев, направление между югом
и западом, ловит мышей, разводчик пчел, помещение для хранения овощей.
2 вариант: с помощью суффиксов -чик, -щик образуйте от данных существительных
слова, обозначающие профессии, и запишите их.
Барабан, разведка, груз, гардероб, буфет, кровля.
III. Введение нового материала.
Учитель. Молодцы,
ребята! С первым заданием вы справились отлично, а это значит, что место для
постройки нашего дома мы выбрали. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом
образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова. Запишите
дату и тему нашего урока. (слайд 4)
А дальше мы будем изучать документацию, чтобы
наше строительство шло успешно.
1. Материал для наблюдений (коллективно, устно).
1. — Прочитаем стихотворение (слайд 5)
— Посмотрите на
подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов, как
пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
— А теперь подумайте,
какова проблема нашего занятия? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через
дефис, а когда слитно).
2. (слайд 6)— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся
слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
— А какие звуки обозначают названные
буквы? (Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется
со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)
3. — А теперь посмотрите на слова с ПОЛ-,
которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
— А какие согласные
не подчиняются правилу (заглавные и л)
— В каком ещё случае
пол пишется через дефис? (перед гласной)
— Чем отличается от
всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с
начальным ПОЛУ (После ответов следует (слайд 7) со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.
4.- Посмотрите
на (слайд
и прочитайте конец
стихотворения
— Совпадают ли наши
выводы с финальной частью стихотворения? (Да).
5.
Запомните!: Если между пол и существительным стоит
определение, то пол является самостоятельным словом и пишется раздельно
(пол чайной ложки, пол моей зарплаты) (слайд 9)
IV. Первичное закрепление
знаний.
Учитель. Документация изучена и можно закладывать фундамент нашего
дома, чтобы он стоял крепко и надежно. Давайте обобщим то, что мы узнали о
правописании корней пол- и полу-:
1. Учащиеся записывают схему легкого запоминания правила:
шуточное слово «пол-Юли» (приём мнемоники).
2. Устный фронтальный
опрос (пока ученики составляют схемы).
— Когда слова с
корнем пол- пишутся слитно?
— Назовите
условия, при которых этот корень пишется со сложными существительными через
дефис.
— Есть ли случаи
раздельного написания корня пол?
V. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых
умений.
Учитель. Фундамент нашего дома мы заложили. Теперь
будем возводить стены, закрепляя изученное правило. Мы немножко устали,
давайте разомнёмся.
Физкультминутка (слайд 10)
Если пишем вместе,
Начинаем бег на
месте.
Если пишем чрез
дефис,
Будем прыгать вверх и
вниз.
(Полуфинал,
полтайма, пол-игры, полдистанции, пол-арены, полстадиона, полузащитник,
полсоревнования.)
Хватит, хватит –
прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились,
И друг другу до земли
Низко поклонились.
Ниже, ниже, не
ленитесь,
Поклонитесь,
улыбнитесь.
1. Игра «Замени одним словом» (слова
объясняются и записываются на доске по цепочке). (слайд 11)
1.Время, равное 30
минутам. (Полчаса)
2.Половина столицы
Беларуси (Пол-Минска)
3. 500 граммов (Полкилограмма)
4. Короткая, до
колен, зимняя одежда на меху. (Полушубок)
5. Середина дня,
время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
(Полдень)
6.Слабое освещение,
близкое к темноте. (Полумрак)
7. 6 месяцев (Полгода)
8. Половина кислого
цитрусового (Пол-лимона)
2. «Лови ошибку» (слайд 12)
Найти 3
орфографические и одну пунктуационную ошибки.
В том году мы с братом пол-лета провели в деревне. Вставали рано. За пол-часа
успевали скосить пол-луга. Мой брат выше меня на полголовы. Он объездил
полмира, исходил пол-России, пол-Испании и пол-Польши. После работы мы садились
отдыхать, и за полминуты съедали по пологурца, пол-яблока, пол-килограмма сыра.
Через полгода мы снова поедем в деревню.
Учитель. Ну вот, ребята, у нашего дома уже есть. Осталось возвести
крышу. А для этого выполним проверочную работу.
VII. Проверочный тест (слайд
13, 14)
Распределительный
диктант (самопроверка со слайда
14)
В каких случаях сложные существительные с
первой частью пол- пишутся через дефис?
I 1. Туча в (пол)неба. 2. Прочитать 3. Обойти (пол)Минска. 4. Сдуть (пол)одуванчика. 5. Выпить (пол)стакана 6. Прослушать 7. Съесть (пол )арбуза. 8. Проплыть (пол)озера. 9. Списать 10. Ждать (пол)дня. | II вариант 1. Съесть 2. Знакомы 3. Пройти 4. Не 5. Пропустить (пол)игры. 6. Проехать 7. Понимать с 8. Прокоптить 9. Отрезать 10. Прошагать |
VIII. Рефлексия.
— Смогли ли мы решить
проблему, поставленную в начале занятия?
— Скажите, кому
сегодня было трудно работать?
— А кто работал с
удовольствием?
— Каковы ваши
впечатления от урока?
— Мы построили наш
дом. Мы славно потрудились! Нравится ли он вам? Не хватает красок, правда?
Давайте разукрасим его своим настроением!
(ребята
прикрепляют на лужайку у дома цветы в соответствии со своей работой на уроке и
настроением)
IХ. Домашнее задание по выбору: (Слайд №15)
§42, упр. 338
или
§42, составить 10
словосочетаний с именами существительными с корнем пол-.
Всем спасибо за
работу, успехов! (слайд 16)
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел — __________________,
помещение для хранения овощей — ___________________________.
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 2)выполните 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Всего найдено: 29
Здравствуйте. Склоняется ли слово «полшанса» в форму «полушанса» (не дать ни полушанса на победу)?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Ни дать ни полушанса. Подробно о том, являются ли слова с первой частью полу- формами слов с пол- или самостоятельными словами, коллеги рассказывали в ответе на вопрос 307202 (почитайте, это очень интересно).
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово «пол-листа»?
Ответ справочной службы русского языка
На склонение сочетаний типа пол-листа в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение (пол-листа — пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца — прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-листа не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-листа и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Скажите, пожалуйста, какое написание верно: «полугрусть» или «полу-грусть»?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: полугрусть.
Какого рода и как склоняется слово полстакана?
Ответ справочной службы русского языка
У слова полстакана невозможно определить род.
В книжной речи при склонении пол- меняется на полу-: полстакана, полустакана, полустакану, полстакана, полустаканом, полустакане.
В разговорной речи первая часть не меняется: полстакана, полстакана, полстакану, полстакана, полстаканом, полстакане.
полу- приставка или корень? конкретно в слове полусветлую
Ответ справочной службы русского языка
Пол- — это корень.
полупраздничный, или полу праздничный, или полу-праздничный
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: полупраздничный.
Скажите, пожалуйста, как правильно пишется полукабачок-полутыква? С дефисом?
Ответ справочной службы русского языка
Да, пишутся через дефис парные конструкции, состоящие из слов с первой частью полу-: полукабачок-полутыква.
Слово «около-» в смысле «полу-», «недо-» пишется слитно или через дефис с последующим словом? Например, «около[-]духовные разговоры» или «около[-]математические разговоры»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно слитное написание.
Как правильно: полулюблю или полу-люблю?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: полулюблю. Первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Скажите пожалуйста, если автор хочет употребить слово _полу-утопия_, как его стоит написать? По правилу получается, что слитно. Но слитное написание выглядит странно
![]()
Контекст такой:Совсем недавно такой проект звучал бы как полу-утопия со сроком воплощения лет двадцать пять.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
И всё же правильно слитное написание: полуутопия. Первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Правильно ли написать полу-пропорциональный употребляя дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Такое написание не будет нормативным, поскольку первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Спасибо за ответ о пол- и полу-. А можно их выделять как корень сложных слов? Ведь в академической грамматике они представлены как словообразовательные компоненты сложных слов (в соответствующем параграфе).
Ответ справочной службы русского языка
Да, это возможно.
Какой морфемой являются пол- и полу-? Например, в словах полуденный, полупроводник, полгорода и др.
Ответ справочной службы русского языка
Справочники и словари обтекаемо называют такие единицы «первыми частями сложных слов». В школе можно считать их и приставками.
Добрый день! У меня вопрос, связанный с правописанием корня полу-.
Нужно объяснить внутреннюю форму французского фразеологизма mi-figue, mi-raisin. В дословном переводе «полу-винная ягода, полу-виноград». Значение фразеологизма «ни то ни сё». Как правильно в этом случае писать корень полу-?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически правильно написание полу винная ягода, полувиноград.
«Не могли бы вы привести все варианты и историю возникновения такого разнобоя при употрблении «пол».
Да, значение «половина». Например, пол-лимона. В одних случаях — слитно, в др. — раздельно, или через дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Разнобоя нет, есть четкое правило дефисного и слитного написания. Пол- (половина) пишется через дефис с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.