Покосившийся забор в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная о так как

Задания формата егэдля орфографического разбора выпускникам даны пять рядов слов. количество верных ответов может варьироваться от 2-х д 4-х. правильное

Задания формата ЕГЭ

Задание 11.jpg
Для орфографического разбора выпускникам даны пять рядов слов. Количество верных ответов может варьироваться от 2-х д 4-х. Правильное выполнение задания дает 1 балл. В примерах ниже приведены три возможных варианта задания. На ЕГЭ будет предложено выполнить одно задание.

ВАРИАНТ А) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) привязаться, окончание, победить

2) вестибюль, абажур, уравнять

3) критиковать, теплота, прилагать

4) полезный, садовый, замечать

5) резервуар, беглецы, склоняться

Ответ: _______

ВАРИАНТ Б) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) предлагать, словарный, пролетали

2) гегемония, бидон, кавычки

3) пропаганда, канцелярия, регламент

4) нежнейший, говорить, убирать

5) ватрушка, меридиан, пластилин

Ответ: _______

ВАРИАНТ В) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) Вакансия, цветочный, почернеть

2) кленовый, течение, отвечать

3) блестеть, отпирать, замереть

4) переносить, побережье, спасатель

5) водоросли, обжигаться, прикосновение

Ответ: _______

Вспомните! Корень – это главная значимая часть слов, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это центр слова, ядро слова. Он заключает в себе значение всех родственных, однокоренных слов.

Например, дом
домик – домишко – домовой – придомовая (территория), домашний, по-домашнему, домосед, доморощенный.

Все слова объединяет общее значение, которое находится в корне слова -дом-. Слова по смыслу «связаны с домом». Таким образом, чтобы найти корень в слове, необходимо подобрать к нему однокоренные слова и поискать общую для всех слов главную часть – корень.

Умение выделять корни и подбирать однокоренные слова поможет правильно выполнить задание 11.

Необходимо учитывать, что корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласными могут быть одинаковыми (омонимичными).

Например, горевать, горячий, загорать.

В слове горевать
безударная гласная в корне, проверяемая ударением (горе). Слово горячий является словарным, и его написание необходимо запомнить. А в слове гореть мы встречаемся с чередующейся гласной корне. Ее правописание зависит от ударения: горетьзагар.

Таким образом, слова в примере относятся к разным орфограммам и имеют корни с различным значением. Они не являются родственными (однокоренными). В слове горевать
буква «о» является проверяемой, в слове горячий «о» является непроверяемой, а в слове загорать буква «о» чередующаяся.

Корни с безударными проверяемыми гласными

> Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая безударная гласная стояла под ударением.

измерение, измерительный (прибор) — измерить 

примирительный (взгляд), примирение — мир;

обогаще́ние
бога́тство


громозди́ть – огро́мный, громо́здкий



п
рекосло́вить – упре́к,


консерви́рованный – консе́рвы


прогресси́вный – прогре́сс



неиз
глади́мый – гла́дить



по
глоща́ть – гло́тка



вс
тряхну́ть – тря́ска



у
диви́тельный – ди́во


мяту́щийся (человек) – сумя́тица



су́
мерки – ме́ркнуть


обрамление — рама

> Внимание! Не проверяются безударные гласные в корне с помощью глаголов на -ивать,  -ывать. Например, нельзя проверить правописание слова опОздать с помощью глагола опАздывать, написание глагола вырабОтать с помощью глагола вырабАтывать, говОрить с помощью глагола разговАривать. Проверочные слова:
п
Оздно, рабОта, раговОр.

опозда́ть – по́здно, нельзя опа́здывать


вы́
работать – рабо́та, нельзя выраба́тывать


раз
говори́ться – го́вор, разгово́р, нельзя рагова́ривать

> Когда вы подбираете однокоренные слова, обязательно учитывайте их значение, которое выясняется в контексте. Обратите внимание на слова-омонимы, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

развева́ются флаги (ве́ять) —  развива́ются дети (разви́тие)    


пос
иде́ть у дома (си́дя) – поседе́ть от старости (се́д


у
маля́ть заслуги (ма́лый) – умол́ять о помощи (мо́лит)


при
меря́ть костюм (примерка) – примирять противников (мир) 


полосќать бельё (поло́щет) – поласка́ть котенка (ла́ска)


зал
иза́ть рану (ли́жет) – залез́ать на гору (лез́ет)         


о
свети́ть комнату (све́т) – освяти́ть комнату (свя́т)


чисто́та в аудитории (чи́сто) – частота́ посещений (ча́сто)


с
лепи́ть снеговика (ле́пка) – глаза слипа́ются (сли́плись)

Корни с безударными непроверяемыми гласными

Такие слова необходимо запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Например, абитуриент, аллегория, интеллект, официальный, комментарий, полемика, сегмент, эпиграмма, деликатес, параллель, периферия, фельетон, гигиена, галерея, пескарь, оладьи

Корни с чередующимися гласными в корне слова

В русском языке существуют корни, которые не подчиняются правилу подборки однокоренных слов, к которых проверяемая гласная стояла бы под ударением. К таким словам, которые пишутся по традиции, относятся слова с чередующимися гласными в корне. Их около двадцати. Они подчиняются особым правилам.

Правописание гласных в корнях с чередованием зависит от следующих условий:

1) Наличие суффикса -А-: касАться – коснуться (корень -кас-/-кос-)

2) Ударение в корне: загорЕть – загАр (корень -гор-/-гар-)

3) Последняя согласная в корне: подроСли – подраСТает (корень -рос-/-раст-(-ращ))

4) Значение слова : промОкать – обмАкнуть (корень -мок-/-мак-)

Обратите внимание! Пропуска букв в словах в задании ЕГЭ нет. Важно выучить корни с чередованием и их значение, чтобы не путать их со словами с проверяемой и непроверяемой гласными в корне. Еще раз: необходимо не только знать корни с чередованием, но и понимать их значение.

У «касаться – коснуться» есть общее значение «касание». У корней в словах «загореть – загар» можно найти общее значение «горение». У «подросли – подрастает» выделяем общее для всех однокоренных слов с чередованием значение «рост». А у корней в словах «промокать – обмакнуть» — значение «мокрое».

Для лучшего запоминания корни с чередованием мы разделили на три группы: 


1) корни, в которых пишется О/А;


2) корни, в которых пишется Е/И;


3) корни, в которых пишется А(Я)/И

1. О/А в корнях с чередованием

1.1 -ЛАГ-/-ЛОЖ-

> Общее значение корня: «класть».

В корне с чередованием -лаг-/лож- перед г
пишется
а: прилагать, а перед ж
пишется
о: приложить.

У корня много значений. При возникновении трудностей при определении этих корней с чередованием можно попробовать подобрать пару: полагаться (несов. вид) – положиться (сов. вид)

Внимательно прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся корней -лаг-/лож-.

Возлагать, возложить, излагать, изложить, налагать, наложить, облагать, обложить, переложить, полагаться, положиться, предлагать, предложить, предполагать, предположить, предрасполагать, слагаться, сложиться, безотлагательный, предполагаемый, прилагательное, приложение, слагаемое, ложиться, изложение, сложение, расположение, положительный, разложенец, обложной, положительный.

>  Слова-исключения (тоже являются словами с чередующимися корнями): полог, слоговой, залогодатель.

>  Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями -лаг-/-лож- необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными: сложновато, усложненный, усложнить, наслаждение, логичный.

1.2 -ГОР-/-ГАР-

Общее значение слов корня: «горение».

В корне с чередованием -гор-/-гар- в безударном положении пишется о: загореть. А под ударением может быть только буква а: загар.

Прочитайте слова, обращая внимание на условие написание чередующихся корней гор-/-гар-.

Гореть, сгореть, прогореть, перегореть, пригореть, подгореть, погореть, отгореть, обгореть, нагореть, загореть, догореть, выгореть, горелый, загорелый, обгорелый, погорелый, пригорелый, угорелый, горючее, горение, горелка, угорать, сгорать, пригорать, подгорать, перегорать, отгорать, обгорать, нагорать, загорать, выгорать, перегорание, догорание, загорание, загораться, загореться, погорелец. Разгораться, разгореться, сгораемость.

>  Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): выгарки, пригарь, изгарь, гаревой.

>  Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями гор-/-гар- необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными. 

Прочитайте примеры и объясните правописание безударных гласных в корне слова. Укажите значение корня в словах.

Горняк, гористый, гора, гордиться, горделивый, гармония.

Горемыкагорластый, горбушка, погорячиться, горячка, горячительный, горячий, пригорюниться, горевать, горчинка, горчица, горчичник, горчичный, огорчение, огорченный, огорчительный, горнило, горбатый

Слова второй группы с корнями -гор-, -горяч-, -горч-, -гор- исторически являются однокоренными с корнями с чередованиями -гор-/-гар-, но с течением времени изменили значение и «отправились в самостоятельное плавание».

1.3 -ЗАР-/-ЗОР-

>  Общее значение слов этого корня: «заря» и «озарение».

В корне с чередованием -зар-/-зор- в безударном положении пишется а: заря. А под ударением буква о: зори.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующие корни -зар-/-зор-.

Заря, озарение, зарница, зарничный, заревой, озаренный, озаренность, озарить, озарять зарянка (птица), заря-заряница.

>  Будьте внимательны! Слова с чередующимися корнями необходимо отличать от похожих (омонимичных) корней с проверяемыми/непроверяемыми гласными. Прочитайте слова и объясните правописание безударных гласных в корне слова. Укажите значение корня в словах.

Озорной, озоровать, озорничать, узорный, позор, позорный, прозорливый, подзорная, обзор, надзор, взор, позариться, разориться, разорение

Исторически эти слова также являются однокоренными со словами с чередованием зар-/-зор-.

1.4 -КАС-/-КОС-

Общее значение слов этого корня: «касание».

В корне с чередованием -кас-/-кос- пишется а, если после корня стоит суффикс а: касАться. В остальных случаях пишется буква о: коснуться.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -кас-/-кос-.

Касаться, коснуться, прикасаться, прикоснуться, соприкасаться, соприкоснуться, касание, касательная, касательно, прикасание, неукоснительный, прикосновение, неприкосновенный, соприкосновение, соприкосновенный.

>  Будьте внимательны! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной.

Косой, покосившийся (забор), косец, косички, косарь, газонокосилка, коса, покоситься, искоса, косоплетение

1.5 -РАСТ (-РАЩ-)/-РОС-

 Общее значение слов этого корня: «увеличиваться».

В корне с чередованием -раст-(ращ)/-рос- перед СТ(Щ) пишется А: растение, выращенный. А перед С пишется буква О: выросла.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -раст-(ращ)/-рос-.

Расти, прорасти, прирасти, отрасти, обрасти, зарасти, вырасти, порасти, растить, нарастить, отрастить, прирастить, врастать, возрастать, перерастать, подрастать, произрастать, разрастаться, зарастание, прорастание, нарастание, растительность, возраст, возрастной, подросли, выросли, переросли, отросли, наросли поросль, сращение, выращенный, приращение, наращение, произращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть, вырос.

Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): росток, ростовщик, ростовой, вырост, подростковый, отрасль.

>  Будьте внимательны! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной.

Росистый, растаять, расстояние.

1.6 -ТВАР-/-ТВОР-

>  Общее значение слов этого корня: «творение».

В корне с чередованием -твар-/-твор в безударном положении пишется о: творец.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -твар-/-твор -.

Творец, творение, творить, твореный, сотворенный, творительный, вытворять, претворить, натворить, сотворить, сотворение, притворяться, претворять, растворение, растворимый, столпотворение, тварь.

Будьте внимательны! Не путаем с похожими (омонимичными) корнями. Прочитайте слова и объясните написание безударной гласной.

Раствор, створка, притворить (дверь), затворить, затвор, отварить (яйца)

1.7 -КЛАН-/-КЛОН-

 Общее значение слов этого корня: «поклон».

В корне с чередованием -клан-/-клон- в безударном положении пишется о: поклониться.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -клан-/-клон-.

Клонить, склониться, приклониться, отклониться, наклониться, уклониться, поклониться, приклонять, наклоняться, отклоняться, откланяться, преклоняться, приклониться, склоняться, поклоняться, уклоняться, уклонение, склонение, преклонение, наклонение, кланяться, поклон.

1.8 -СКАК-/-СКОЧ-

>  Общее значение слов этого корня: «скачки».

В корне с чередованием -скак-/-скоч- буква А
пишется перед
К: скакать. А буква О пишется перед Ч: наскочить.

Прочитайте слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -скак-/-скоч-.

Скакать, доскакать, обскакать, прискакать, ускакать, скакнуть, перескакнуть, скакание, скаковой, скакун, вскочить, выскочить, наскочить, перескочить, проскочить, выскочка, подскочу.

>  Слова-исключения (тоже являются чередующимися в корне): скачок, скачи, выскачу, проскачу.

1.9  -МОК-/-МАК-

 Общее значение слов этого корня: «намокание».

В корне с чередованием -мок-/-мак- буква О
пишется в словах со значением «делаться мокрым или делать что-нибудь мокрым»: промокать. А буква
А пишется в словах со значением «погружать в жидкость»: макнуть.

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на написание чередующиеся гласных в корне слова -мок-/-мак-.

Отмокать, промокают, промокашка, промокать, промокнуть, мокрица, мокрота, обмакнуть, помакать, вымокать, намокать, непромокаемый, моченый, мочить, намочить.

 Будьте внимательны! Не являются однокоренными исторически близкие слова: мочало, мочалить, мочалка, измочаленный. 

Также надо отличать похожие (омонимичные) корни в словах мак, маковый, замок, замочный, отомкнуть.


1.10 -РОВН-/-РАВН-

Общее значение слов этого корня: «ровный и равный».

В корне с чередованием -ровн-/-равн- буква О пишется в словах со значением «сделать что-нибудь ровным»: уровнять. А буква А пишется в словах со значением «быть одинаковым, равным кому-чему»: равнение.

Прочитайте слова вслух, обращая внимание на условия написания в корне слова чередующиеся гласных -ровн-/-равн-.

Все равно, равно, уравнять, уравниловка, уравнительный, уравнение, приравнять, сравнять, сравняться, равняться, равнять, равнозначный, равнобедренный, равноденствие, уравновесить, уравновешенный, сравнение, сравнительный, сравнить, наравне, выровненный, подровнять, ровнять, сровнять, разровнять, поровну, уровень, равнина.

1.11 -ПЛАВ-/-ПЛОВ-

 Общее значение слов этого корня: «плавание, плыть».

В корне с чередованием -плав-/-плов- в безударном положении пишется буква А: поплавок. Слова-исключения:
плов
ец, пловчиха.

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на чередующиеся гласные -плав-/-плов-.

Плавник, сплавлять (по реке), плавучий, поплавок, на плаву, плавун (трава), жук-плавунец.

 Будьте внимательны! Не являются однокоренными исторически родственные слова с омонимичными корнями: плавить (чугун), выплавка, выплавлять, плавильный (котел)

2. Е/И в корнях с чередованием

В корнях с чередованием -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-, -блеск-/-блист- в словах с суффиксом А пишется буква И, в остальных случаях пишется буква Е.

Например: наберу – набирАть, выдеру – выдирАть, умереть – умирАть, запереть – запирАть, затереть – затирАть, выжечь – выжигАть, застелить – застилАть, прочесть – прочитАть, блестеть – блистАть.

2.1 -БЕР-/-БИР-

> Общее значение слов этого корня: «брать».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласные -бер-/-бир-.

Беру, выберу, доберусь, заберите, изберут, наберете, отберут, переберусь, уберите, взбираться, выбирается, избирается, забирать, перебирает, побирается, пробираться, разбираться, собирать, убираться, собирательный, избирательный, избирание.

 Слова-исключения (корни тоже являются чередующимися): побирушка, избирком.

 > Обратите внимание на слова с проверяемыми/непроверяемыми похожими корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов:

Оберег, бережный, бережок, берег, беречь, бережливый, сберегать, оберегаю.

2.2 -ДЕР-/-ДИР

> Общее значение корня: «драть».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -дер-/-дир—.

Выдеру, выдираю, задерет, задираю, обдерут, обдираю, отдерут, отдираю, передерут, передираю, продерет, продираю, придерусь, подерется выдирать, задирался, обдираловка, обдирание, передирали, раздирающий, удерет, удирает, обдирка, придира.

2.3 -МЕР-/-МИР

>  Общее значения корня: «замереть, смерть»

Прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -мер-/-мир-.

Замереть, замирать, обмереть, обмирать, отмереть, отмирать, умереть, умирать, умертвить насмерть, замирание, мертвец, смертельный.

>  Обратите внимание на слова с проверяемым гласными в похожих (омонимичными) корнях. Объясните написание безударной гласной в корнях слов:

мировой, мирской, примирять, примирительный, непримиримый, усмирять, примерять (платье), измерять, отмерять, измерение, измерительный, смириться, смирение, миротворец, помириться.

2.4 -ПЕР-/-ПИР-

> Общее значения корня: «запирать»

Прочитайте слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -пер-/-пир-.

Запереть, запирать, напереть, напирать, отпереть, отпирать, подпереть, подпирать, припереть, припирать, спереть, спирать, упереть, упирать, взаперти, перила, запирательство, препирательство, попирание.

> Обратите внимание на слова с проверяемыми/непроверяемыми похожими корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов:

Пир, пировать, пиршество, перо, перьевой, перочинный, спираль.

2.5 -ТЕР-/-ТИР-

> Общее значение корня: «трение».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -тер-/-тир-.

Тереть, втереть, втирать, вытереть, вытирать, затереть, затирать, натереть, натирать, обтереть, обтирать, оттереть, оттирать, растереть, растирать, утереть, утирать, протереть, протирать, втираться, простираться, постирушки, простирнуть

Обратите внимание на слова с проверяемыми похожими (омонимичными) корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов:

Потеряться, растеряться, растеряха, постирушки, простирнуть.

2.6 -ЖЕГ-/-ЖИГ-

Общее значение корня: «сжигание».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -жег-/-жиг-.

Выжечь, возжигать, выжигать, зажигать, обжигать, поджигать, прижигать, прожигать, выжигание, обжигание, зажигание, зажигалка, поджигатели, зажигательный.

 Слова-исключения (корни тоже являются чередующимися): отжиг, выжиг, обжиг, розжиг.

2.7 -СТЕЛ-/-СТИЛ-

Общее значение корня: «стелить».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -стел-/-стил-.

Стелить, застелить, застилать, перестелить, перестилать, постелить, постилать, подстелить, подстилать, расстелить, расстилать.

2.8 -ЧЕТ-/-ЧИТ-

Общее значение корня: «счет и почёт».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -чет-/-чит-.

Чета, вычет, нечет, вычесть, причитать, вычитаемое, вычитание, считать, досчитать, засчитать, пересчитать, рассчитать, сосчитать, подсчитать, считаться, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница.

Слова-исключения: сочетать, сочетание.

Обратите внимание на слова с проверяемыми похожими (омонимичными) корнями. Объясните написание безударной гласной в корнях слов:

Читать, вычитать, дочитать, почитать, перечитать, прочитать, читалка, читательский, вчитаться, вычитка.

 2.9 -БЛЕСТ-/-БЛИСТ-

Общее значение корня: «блистание».

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания чередующихся гласных -блеск-/-блист-.

Блестеть, блистать, блеснуть, блесна, проблеск, заблестеть, заблистать, блестящий, блистание, блистательный, поблистать, поблестеть.

3. -А(Я)-/-ИМ- И -А(Я)/-ИН-

 В корнях с чередованием —а(я)-/-им- и -а(я)/-ин в безударном положении перед М и Н пишется буква И: вынимать, приминать.

Прочитайте вслух слова, обращая внимание на условия написания в корнях чередующихся гласных —а(я)-/-им- и -а(я)/-ин.

Предприниматель — предпринять, пожать – пожимать – пожимание, внять – внимать – внимание – внимательный, принять – принимать, занять – занимать – занимательный, нанять – нанимать, обнять – обнимать – обнимание, понять – понимать – понимание, предпринять – предпринимать – предприниматель, взять — взимать – взимание, нанять – нанимать – наниматель, снять – снимать, унять – унимать, выжать – выжимать – выжимка, нажать – нажимать, отжать – отжимать,

Сжать – пожинать, распять – распинать, пинать – препинание, замять – заминать, подмять – подминать, размять – разминать, замять – заминать – заминание.

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

1)    Внимательно прочитайте задание и подчеркните, что необходимо выбрать: проверяемую гласную в корне слова, непроверяемую гласную, гласную в корне с чередованием.


2)    Найдите и выделите корни (хотя бы примерно).


3)    Обратите внимание на корни с чередованием и их значение.


4)    Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней.


5)    Разберите остальные корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными.


6)    Если возможно, используйте метод исключения.

Наш совет. Для экономии времени на экзамене необязательно делать орфографический анализ каждого слова. Попробуйте использовать метод исключения. Если в ряду замечаем слово, не соответствующее варианту ответа, то другие слова этого ряда не рассматриваем.

Обратимся к нашим примерам.

ВАРИАНТ А) 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная
в корне слова. Запишите номера ответов.

1) привязаться, окончание, победить

2) вестибюль, абажур, уравнять

3) критиковать, теплота, прилагать

4) полезный, садовый, замечать

5) резервуар, беглецы, склоняться

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 1) ПРИВЯЗАТЬСЯ (привязка) – безударная проверяемая гласная; 2) ОКОНЧАНИЕ (закончить) – безударная проверяемая гласная; 3) ПОБЕДИТЬ (победа) — безударная проверяемая гласная.

+ Первый ряд подходит.

Второй ряд: 1) ВЕСТИБЮЛЬ – безударная непроверяемая гласная.

Второй ряд не подходит.

Третий ряд: 3) ПРИЛАГАТЬ – чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .

Третий ряд не подходит.

Четвертый ряд: 1) ПОЛЕЗНЫЙ (польза) – безударная проверяемая гласная; 2) САДОВЫЙ (сад) – безударная проверяемая гласная; 3) ЗАМЕЧАТЬ (заметка) -безударная проверяемая гласная.

+ Четвертый ряд подходит.

Пятый ряд: 3) Склоняться – чередующаяся гласная в корне слова клон/клан.

Пятый ряд не подходит.

Ответ: 1 4   

ВАРИАНТ Б) 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится  безударная непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) предлагать, словарный, пролетали

2) гегемония, бидон, кавычки

3) пропаганда, канцелярия, регламент

4) нежнейший, говорить, убирать

5) ватрушка, меридиан, пластилин

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 1) ПРЕДЛАГАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .

— Первый ряд не подходит.

Второй ряд: 1) ГЕГЕМОНИЯ – безударная непроверяемая гласная; 2) БИДОН – безударная непроверяемая гласная; 3) КАВЫЧКИ — безударная непроверяемая гласная.

+ Второй ряд подходит.

Третий ряд: 1) ПРОПАГАНДА – безударная непроверяемая гласная; 2) КАНЦЕЛЯРИЯ – безударная непроверяемая гласная; 3) РЕГЛАМЕНТ — безударная непроверяемая гласная.

+ Третий ряд подходит.

Четвертый ряд: 1) НЕЖНЕЙШМЙ (нежный) – безударная проверяемая гласная.

— Четвертый ряд не подходит.

Пятый ряд: 1) ВАТРУШКА – безударная непроверяемая гласная; 2) МЕРИДИАН – безударная непроверяемая гласная; 3) ПЛАСТИЛИН — безударная непроверяемая гласная.

+ Пятый ряд подходит.

Ответ: 2 3 5

ВАРИАНТ В) 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) Вакансия, цветочный, почернеть

2) кленовый, течение, отвечать

3) блестеть, отпирать, замереть

4) переносить, побережье, спасатель

5) водоросли, обжигаться, прикосновение

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 2) ЦВЕТОЧНЫЙ (цвет) – безударная проверяемая гласная.

— Первый ряд не подходит.

Второй ряд: 1) Кленовый (клен) – безударная проверяемая гласная.

— Второй ряд не подходит.

Третий ряд: 1) БЛЕСТЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова блист/блест; 2) ОТПИРАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова пер/пир . 3) ЗАМЕРЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова мер/мир.

+ Третий ряд подходит.

Четвертый ряд: 2) ПЕРЕНОСИТЬ (носит) – безударная проверяемая гласная.

— Четвертый ряд не подходит.

Пятый ряд: 1) ВОДОРОСЛИ — чередующаяся гласная в корне слова раст/рос; 2) ОБЖИГАТЬСЯ — чередующаяся гласная в корне слова жиг/жечь; 3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — чередующаяся гласная в корне слова кос/кас.

+ Пятый ряд подходит.

Ответ: 3 5

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 1

Правописание гласных в корне слова

Готовимся к ОГЭ

Слайд 2

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 2

Безударные гласные в корне слова делятся на 3 группы:

I.Безударная проверяемая гласная.
В этом случае для проверки написания безударной гласной надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением: сводить – сводит, примирение – мир.

Слайд 3

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 3

II.Непроверяемая безударная гласная.
В этом случае подобрать проверочное слово невозможно, правописание слова надо запомнить или проверять по орфографическому словарю: вагон, сапог, вернисаж.

Слайд 4

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 4

Написание слов с чередующимися безударными гласными основано на ряде особых правил:

1.Гласные в корнях — КАС –КОС-, -ЛАГ – ЛОЖ- зависят от наличия суффикса А: касаться –коснуться, полагать – положить. ( Некоторые программы русского языка объясняют правописание корня ЛАГ –ЛОЖ в зависимости от согласной корня: перед Г пишется А, перед Ж – О)

Слайд 5

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 5

2. В корнях – РАСТ- -РАЩ- -РОС- гласная А пишется лишь перед согласными СТ и Щ; перед С без последующего Т пишется О: возраст, наращение, росла. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Слайд 6

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 6

3. В корнях –КЛАН- -КЛОН-, -ТВАР- -ТВОР- под ударением может быть и А, и О, без ударения – только О: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение.

4.В корнях –ГАР- -ГОР- под ударением пишется А, в безударном положении – О.: загореть, загар. Исключение: выгарки.

5. В корнях ЗАР- -ЗОР под ударением бывает и А, и О. в безударном положении только А:заря, зорька, озарять. Исключение: зоревать.

Слайд 7

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 7

6. В корнях СКАК- СКОС- в безударном положении А перед К, О перед Ч: скакать, вскочить. Исключение: скачок, скачу, скачи.

7. Правописание Корня РАВН- РОВН определяется значением слова : РАВН пишется в словах со значением «равный, одинаковый»: сравнять, всё равно, равнина; корень -РОВН- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»: заровнять, подровнять, уровень.

Слайд 8

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 8

8. В корнях –плав- -плов_ буква А пишется во всех случаях, кроме слов ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА. Слово ПЛЫВУНЫ пишется с буквой Ы.

9. Корень –мак- пишется в словах со значением «погружать что-то в жидкость», корень –мок- в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: макать хлеб в молоко, сапоги промокают.

Слайд 9

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 9

10. В корнях с чередующимися гласными Е –И (_бер-бир-, -пер-пир-, -мер-мир-, -стел-стил-, -дер-дир-, -чит-чет-, -жиг-жег-, -блест-блист-) буква И пишется только тогда, когда после корня следует суффикс А. помните, что эти слова с этими корнями имеют значение действия: убирать, вытирать, упираться, выдирать, вычитать, умирать, сжигать, расстилать, блистать.

Слайд 10

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 10

Решайте орфографические задачи, ставя + или —

1.ОТРАСЛЬ — в корне пишется безударная чередующаяся гласная О, так как это слово является исключением из правил.

2.ПОКОСИВШИЙСЯ (забор) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -КОС- нет суффикса -А-.

Слайд 11

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 11

3.РАЗЖИГАТЬ (костёр) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная И, так как после корня идёт суффикс -А-.

4.ЗАГОРЕЛЫЙ (юноша) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -ГОР- нет суффикса -А-

Слайд 12

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 12

5.РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

6. ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным

Слайд 13

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 13

7. СТЕРИЛИЗОВАТЬ – в слове пишется непроверяемая безударная гласная в корне И

8. ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением

Слайд 14

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 14

9. КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О

10. ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

Слайд 15

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 15

11. ТВОРЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения.

12. НЕПРОМОКАЕМЫЙ (плащ) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

Слайд 16

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 16

13. РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ

14. СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)

Слайд 17

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 17

15. СОБИРАТЬСЯ – в корне пишется буква И, потому что букву можно проверить словом ПРОБИРКА

16. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

Слайд 18

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 18

17. ПРИМИРИТЬ (друзей) – в корне –МИР- пишется буква –И-, так как можно проверить словом МИРНЫЙ

18. ГОРЕВАТЬ — в корне с чередованием ГОР – ГАР в безударном положении пишется буква О

Слайд 19

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 19

19. ЗАГОРЕЛЫЙ (человек) – в корне с чередованием ГОР – ГАР в безударном положении пишется буква О

20. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — в корне ЛАГ — ЛОЖ в безударном положении буква А пишется, так как за корнем стоит суффикс А

Слайд 20

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 20

21. РАСТЕНИЕ – в корне РАСТ — РОС безударная А пишется перед СТ, Щ

22. ПРИКОСНОВЕНИЕ — безударная гласная в корне, проверяемая ударением

Слайд 21

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 21

23. ВЫРОВНИТЬ (землю) – правописание слов с корнями –РАВН- и –РОВН- зависит от сочетания –ВН-

24. матЕматика — непроверяемая безударная гласная корня

Слайд 22

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 22

25. повелЕвать — проверяемая безударная гласная в корне (проверочное слово ВЕЛЕТЬ)

26. БЛЕСНУТЬ – в корне с чередованием пишем Е, так как нет суффикса А

Слайд 23

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 23

27. УСЛОЖНИТЬ (задачу) – корень с чередованием

28. РАВНИНА – исключение из правил

Слайд 24

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 24

29. КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

30. ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

Слайд 25

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 25

31. УГАРНЫЙ (газ) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения

32. ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.

Слайд 26

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 26

33. ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.

34. СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.

Слайд 27

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 27

35. РОСИСТЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от сочетания согласных в нём

36. СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

Слайд 28

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 28

37. УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

38. ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

Слайд 29

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 29

39. ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

40. ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

Слайд 30

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 30

41. ЗАГОРЕЛЫЙ – безударную гласную в корне слова можно проверить словом горы.

42. ДИСЦИПЛИНА – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

Слайд 31

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ОГЭ, слайд 31

43. РАЗОБЩЁННЫЙ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

44. ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные.

ОГЭ 2020: Вариант 4

Прочитайте текст.
(1)Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал: по мнению исследователей, современный Арарат — не то место, которое упоминается в Библии. (2)Предпринятый учёными исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские». (З)Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана. (4)Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту. (5)А поскольку царство было гористым и труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) которое упоминается (предложение 1)
2) не было названия «гора Арарат» (предложение 2)
3) южная часть нагорья называлась (предложение 3)
4) Урарту находилось (предложение 4)
5) царство было гористым и труднопроходимым (предложение 5)

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Русский учёный и изобретатель в области аэродинамики (1) ракетодинамики (2) теории самолёта и дирижабля (3) основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (4) разработал теорию многоступенчатого ракетостроения (5) решил важные задачи (6) связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения (7) посадкой космического аппарата на поверхность планет (8) лишённых атмосферы (9) выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли (10) и околоземных орбитальных станций.

4. Замените словосочетание «смотреть завистливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ПОКОСИВШИЙСЯ (забор) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -КОС- нет суффикса -А-.

  2. ПРИДОРОЖНОЕ (кафе) — правописание приставки определяется её значением — «близость к объекту».

  3. ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ (других) — после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную, буква И на Ы в корне слова не меняется.

  4. НИКОГДА (не опаздывал) — в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ.

РАЗВЕЯННЫЕ (сомнения) — правописание гласной буквы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от спряжения исходного глагола.

Текст Б. Рябинина

(1)Наш полк стоял в городе Катовице. (2)Война только что окон­чилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.

(3)Четырнадцать собак несли охрану нашей комендатуры. (4)Тринадцать немецких овчарок и одна татра — горная чешская овчарка, охранявшая от волков стада домашнего скота.

(5)Обычно эти собаки довольно миролюбивы, злобность и недо­верчивость их проявляются лишь при встрече с хищником, но наша татра представляла редкое исключение: она была необычайно свирепая, никого не подпускала к себе, с бешеной яростью бросалась на каждого, кто осмеливался приблизиться к ней. (6)Видимо, крепко ей досталось от людей за годы войны…

(7)Однажды перед комендантом предстал мужчина. (8)Поляк. (9)Худой, измождённый, лет пятидесяти. (10) С первого взгляда в нём без труда можно было узнать одного из тех узников фашистских концентрационных лагерей, которых спасло лишь быстрое наступление советских войск. (11)Казалось, миллионы страдальцев, — сожжённых, удушенных, замученных в гитлеровских фабриках ужаса, — ожили в этом человеке и немо кричали каждой чёрточкой его внешности. (12)Он попросил, чтоб его провели к коменданту.

— (13)Проше пана… проше, — сняв мятое кепи, с глубокой моль­бой произнёс он медленно, с запинкой, мешая русские и польские сло­ва, — пан пулковник… товарищ пулковник, я… извиняйте меня… я слухал, мне говорили, здесь собака есть породы татра. (14)У вас на ка­раульной службе… (15)Я ишчу собака. (16)Я потерял её в начале войны. (17)Разрешите мне её посмотреть, пан пулковник… (18)И если она мой… если вы не против, прошу отдать мне… (19)Это всё, что у меня ос­талось после война…

(20)Выяснилось, что у него на всём белом свете ни одной родной души. (21)Жена и дочь погибли в газовой камере.

— (22)Разрешите… извиняйте меня… — твердил он, продолжая мять в руках своё старенькое кепи.

(23)Ему разрешили.

— (24)Дзенькуе… дзенькуе, пан… товарищ… — благодарил он, прижимая руки к груди.

(25)Собаки сидели в глубине двора, причём татра, ввиду её особой злобности, была привязана на короткой цепи. (26)По распоряжению полковника поляка пропустили во двор. (27)Он пошёл к собакам, увидел среди них одну белую, прищурился… (28)Походка его вдруг сделалась неверной, шаткой, как у глубокого старика; казалось, вот-вот он упадёт. (29)Вглядываясь напряжённо, поляк шёл к татре.

(30)Издали собака заметила направлявшегося к ней человека. (31)Татра рванулась к нему — и замерла, словно боясь ошибиться.

(32)Всё так же молча, напряжённо щурясь, всё так же неуверенно шаркая ногами, ничего не видя, не ощущая вокруг себя, кроме маячившего белого пятна за проволочной сеткой, он наконец тихо-тихо по­звал её по имени. (33)Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала. (34)У неё от напряжения мелко дрожали уши. (35)В них сейчас было выражено всё: страстное, нетерпеливое ожидание чего-то невероятного, что должно свершиться сейчас, жгучая надежда и — затаённый страх: вдруг это мираж, мелькнёт и исчезнет, и снова ненавистная жизнь за сеткой, тоска… (36)В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек. (37)И когда шёпот поляка донёсся до неё, татра бросилась навстре­чу хозяину. (38)Человек распахнул вольер, кинулся к собаке, упал на колени, обнял её, она прижалась к нему, и они замерли в этой полной трагизма и радости позе…

(39)Татру невозможно было узнать. (40)Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим! (41)Она стала тихая, смирная и только всё старалась заглянуть в глаза хозяину, ластилась к нему, как бы всё ещё не веря, что это он и они больше не расстанутся…

(42)Неузнаваем стал и поляк, её повелитель. (43)В его глазах появилось новое выражение, он улыбался, был полон планов на будущее…

(44)Кто-то умный сказал, что отношения между собакой и человеком гораздо сложнее, чем думают многие. (45)Они, эти отношения, вовсе не исчерпываются тем, что вы накормите её, а собака в ответ покараулит дом ваш. (46)Она дарит вам чувство, и это чувство пробуждает ответное чувство, которое нельзя измерить никакими известными нам эталонами.

(По Б. Рябинину*)
Борис Рябинин (1911-1990) — уральский писатель-проза

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. После войны у поляка не осталось никого из родственников.

  2. Татры — горные чешские овчарки — всегда использовались как сторожевые собаки.

  3. Собака издалека узнала своего хозяина, но боялась ошибиться.

  4. Найденная после долгой разлуки собака помогла поляку обрести веру в светлое будущее.

  5. Отношения между собакой и человеком строятся на взаимовыгодных условиях.

7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.

  2. Жена и дочь погибли в газовой камере.

  3. Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала.

  4. Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим!

  5. В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек.

8. Найдите в тексте контекстное синонимическое выражение к словосочетанию ФАШИСТСКИЕ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ (предложение 10).

Ответы:

2. Правильный ответ: 1 5

Пояснение: 

1) которое упоминается (предложение 1) (Верно)
(1)Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал: по мнению исследователей, современный Арарат — не то место, которое упоминаетсяв Библии.

2) не было названия «гора Арарат» (предложение 2) (Неверно)
(2)Предпринятый учёными исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские».

3) южная часть нагорья называлась (предложение 3) (Неверно)
(З)Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана.

4) Урарту находилось (предложение 4) (Неверно)
(4)Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту.

5) царство было гористым и труднопроходимым (предложение 5) (Верно)
(5)А поскольку царство было гористым и труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами.

3. Правильный ответ: 1 2 3 5 6 7 8 9

4. Правильный ответ: смотретьсзавистью

5. Правильный ответ: 2 3 5

Пояснение

  1. ПОКОСИВШИЙСЯ (забор) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -КОС- нет суффикса -А-. (Неверно. Написание безударной проверяемой гласной О в корне можно проверить подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.)

  2. ПРИДОРОЖНОЕ (кафе) — правописание приставки определяется её значением — «близость к объекту». (Верно)

  3. ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ (других) — после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную, буква И на Ы в корне слова не меняется. (Верно)

  4. НИКОГДА (не опаздывал) — в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ. (Неверно. в безударном положении в отрицательных наречиях пишется приставка НИ.)

  5. РАЗВЕЯННЫЕ (сомнения) — правописание гласной буквы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от спряжения исходного глагола. (Верно)

  1. Правильный ответ: 1 3 4

7. Правильный ответ: 14

Пояснение: 

Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество. (эпитеты «кровавая и страшная»)
Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим! (эпитеты «свирепый, лютая»)

8. Правильный ответ: гитлеровскиефабрикиужаса

Пояснение: 

(11)Казалось, миллионы страдальцев, — сожжённых, удушенных, замученных в гитлеровских фабриках ужаса, — ожили в этом человеке и немо кричали каждой чёрточкой его внешности.

Повторяем орфографический анализ.

По материалам открытого банка ФИПИ.

40 заданий с ответами: orfo-a-r.docx | orfo-a-r.pdf

1) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.
5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

2) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
3) РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса
-ЕНН-, пишется НН.

3) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
4) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
2) ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
4) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после мягкого согласного пишется буква Е.

5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко
II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
2) НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
4) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
5) КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

6) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2) СКОВАНА (льдом) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3) ПЕЧЬ (пирог) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
4) СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

7) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.
3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.
5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.

8) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
2) ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.
3) ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.
4) ДОЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
5) НА ЦЫПОЧКАХ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

9) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.
2) НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
3) ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) ВЕРТИТ – в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.
5) ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

10) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.
3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.

Ответы

1 145
2 24
3 145
4 14
5 123
6 12
7 24
8 125
9 124
10 14

Автор: Цыбикова Соелма Цыденовна.

  • Покорять вершины как пишется
  • Покорителям космоса памятник сочинение
  • Покорить как правильно пишется
  • Покороче как пишется слитно или раздельно
  • Покормила как пишется слитно или раздельно