3
Как проверить слова «поклоняться» и «покланяться»?
4 ответа:
6
0
«Поклоняться» и «покланяться» — это два разных глагола. Они не являются омофонами, поскольку имеют ударение, соответственно, на третьем и на втором слогах: «поклонЯться» (несовершенный вид) и «поклАняться» (совершенный вид).
Имея разные лексические и грамматические значения, эти два слова и пишутся неодинаково. Так же, к примеру, как и «наклоняться (низко) — накланяться (вдоволь)».
Поклоняться.
В значении «почивать, уважать, идеализируя и даже обожествляя, считая священным». Этот глагол пишут с гласной «О» во втором слоге. Эта позиция безударна, поэтому с правилом о «клан — клон» нет никакого противоречия.
Писать в этом смысле «покланяться» нельзя.
Буква «О» пишется во всех формах.
Например:
- «Нехорошо тайно поклоняться идолам».
- «Не нужно бездумно поклоняться моде».
- «Он благоговейно поклонялся святым мощам».
- «Они традиционно поклонялись пенькам в лесу».
Покланяться.
Это глагол с несомненно более низкой частотностью, но является также литературным. Мы встретим его и у Ефремовой, и у Лопатина. У него имеются нейтральные и просторечные значения: «совершить несколько поклонов», «униженно попросить» или «поздороваться с поклоном».
Гласная «А» в корне также соответствует положению о «клан — клон». Это правильное написание.
Например:
- «Да тебе, Егор, ещё и покланяться нужно, чтобы ты пальцем шевельнул».
- «Они молча и без улыбки покланялись друг другу и разошлись».
Интересно, что происходит следующее: поклонЯясь, можно при этом поклАняться. Но поклАнявшись, можно при этом не поклонЯться.
При этом глагол «поклоняться» проверяется существительными «поклон«, «наклон» и так далее. А слово «покланяться» проверки не требует. Только не перепутайте приставку «ПО-» с «па-«.
2
0
Никакой проверки правильности написания заданных глаголов не нужно устраивать, потому что они имеют
корень клон-клан с чередующимися гласными «о-а».
Необходимо только лишь правильно определить ударный слог в проверяемых словах, а затем применить довольно простое правило, регламентирующее писать в безударной позиции (слабой позиции) слог клон, а в ударной (сильной позиции) — ту гласную, которая слышится при проговаривании слова.
Например.
Поклоняться, склоняться, преклоняться, уклоняться; склонение, преклонение — однокоренные слова, в которых корневая гласная находится в безударном положении, поэтому без раздумий (нет, конечно, нужно подумать и вспомнить правило) применяем правило и пишем гласную О.
Кланяться (глагол несовершенного вида), покланяться и раскланяться, откланяться (вида совершенного глаголы), поклон, склон, уклончивый — в этих словах ударение приходится на корень клон-клан, и поэтому пишется соответствующая ударная гласная (которая и слышится).
Правописание всех этих слов подчиняется приведенному правилу, только нужно определить ударную слог,
что зависит от значения лексического слова.
Но об этом очень понятно и доходчиво рассказала уважаемая З В Ё Н К А в своем ответе.
Теперь предложения-примеры приведу.
1) Новый обелиск в нашей деревне напоминал людям, что нужно помнить и поклонЯться героям войны.
2) Бурные овации заставляли артиста выходить и клАняться много раз, так что к концу представления он так наклАнялся, что голова закружилась от наклОнов.
3) И вот подошел молодой человек и в почтительном поклОне склонИлся перед памятником.
0
0
Пишется правельно поклоняться, от проверочного слово поклон.
0
0
«Поклоняться богу Перуну» пишем через О, имеется в виду поклонение. «Молодые должны трижды покланяться родителям» — встречается в разговорной речи. Правильно «поклониться». С глаголом «Кланяться» не употребляется префикс по-. Поэтому всегда употребляем «поклоняться» через О
Читайте также
В русском языке есть несколько синонимических словосочетаний, которые имеют различную грамматическую форму. Люди часто путают падежное окончание и не всегда правильно подбирают предлог, с которым нужно употреблять местоимение. Это морфологическая ошибка.
Необходимо запомнить следующее: ему (дательный падеж) свойственно, присуще, а характерно или типично для него (родительный падеж). Ещё можно сказать так: за ним водится, на него похоже, его отличает.
Правильно сказать — уверенность в успехе и можно еще сказать — вера в успех.
Мне больше нравится слово вЕдомый, хотя конечно произнести его именно так можно лишь в том случае, если происходит оно от глагола Ведать, то есть знать что-то. Его антоним нам еще более привычен — Неведомый.
Если слово Ведомый происходит от глагола Вести, то тут ничего не поделаешь и ударение придется ставить на второй слог: ведОмый.
Это был проход, вЕдомый немногим.
ВедОмый шел след в след за ведущим.
Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса<wbr />льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».
<hr />
<h2>Правильно: утерянный. </h2>
Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.
Правильное написание этого слова — стоишь.
У глаголов в конце шипящих всегда пишется мягкий знак (например: едешь, пишешь.)
В этом слове: 2 гласные буквы, 3 согласные, 1 беззвучная буква.
Всего 6 букв, 2 слога.
1.
… святой Эдуард Мученик, стало местом поклонения. Как обычно, заговорили о происходящих там время от времени чудесах … древнего леса и называющих место поклонения «церковью» лишь по укоренившейся привычке. Но то, что гордо стояло …
Белл Жадриен. A.D. 999
2.
… в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не …
Белов Василий. Повседневная жизнь Русского Севера
3.
… марокканских домах. Да и традиция поклонения «святым» («баба») слабо соответствует велению Господа «не сотвори себе кумира …
Беленький Марьян. Самоучитель жизни в Израиле
4.
… обожанием. Теперь оно превратилось в поклонение перед героем. «А почему бы и нет?» — мрачно подумала Уинн … То, что начиналось как простое поклонение перед героем, видимо, теперь переросло в нечто большее. И вместо …
Бекнел Роксана. Роман 1-3
5.
… выше бога и требовавший себе поклонения. Он построил «вавилонскую башню», чтобы подняться к небу и увидеть …
Бекфорд Уильям. Ватек
6.
… в сердце своем. Передай мое поклонение С.Т.* с пожеланием молитвенным всего доброго и спасительного. Я …
Бельгийский арх.. Спасенный Богом
7.
… грани- чила с обожанием и религиозным поклонением, очень стесняла и смущала его. Каждое утро Лолита, склоняясь до …
Беляев Александр. Ариэль
8.
… же была, как известно, культом поклонения шкидцев. На другой день после прихода Ельховского Шкида должна была … Совнарком) должно быть клерикальным Культ поклонения Улигании — Буза. Вводится Народный комиссариат Бузы, комиссаром которого назначается потомственный …
Белых Григорий. Республика ШКИД
9.
… дни» (Марк 2,20), осуждают поклонение ико- нам, хотя известны тысячи примеров исцеления через иконы. «Итак умерт- вите … упоминал в Откровении Иоанна Богослова, поклонение кому (зверю) приведет к огнен- ному озеру? «И кто не был … на самоубийство. Я не против поклонения достойному. Но американцы сами стонут от наркомании, алкоголизма, проституции, насилия …
Белов Михаил. Христианин в светской школе
10.
… изжито: в сатанизме есть грубое поклонение фетишу, то есть здоровое варварство…» Вот тогда-то — вспомнил он …
Белый Андрей. Петербург
11.
… его души слепым и варварским поклонением всему иностранному. Взяв от Европы цивилизацию, японцы сохранили свою культуру … суеверия, духовенство — источник народного невежества. Поклонение иконам, посты, вера в чудеса, молитва перед принятием пищи и … идейный путь с атеизма и поклонения Западу, пришел к вере и трезвому национализму. (52) Он понял … в торжественной церковной процессии на поклонение верующим. Наконец, в дни великой смуты, когда пало Русское Государство … одного лишь себя центром всеобщего поклонения и завистливо относившегося к чужой славе». Встретившись с Чичиговым в …
Башилов Борис. История русского масонства
12.
… а в армии ввел слепое поклонение уставам. Зато нынешнее правительство — либеральное. Им орали в ответ, что … Так, как сие описано в «Поклонении Зверю» — на страницах «Молота Ведьм» того времени… Двести лет наши … не могли (верней — не пытались, — поклонение Барину у русских в Крови!). Вообразите же ситуацию, — мерзкий черномазенький …
Башкуев А.. Призвание варяга
13.
… то — дьявольское обольщение христианам на поклонение идольное сему истукану, то и направился смиренный инок с крепкою …
Бачило Александр. Пленники черного метеорита
14.
… и поставил перед выбором между поклонением и молитвами и вечными адскими муками. Ни одна фея сна …
Бах Ричард. Мост через вечность
15.
… кланялся государю, и он, принимая поклонение, приветствовал гостей поднятием обеих рук с раскрытыми ладонями. Вдруг посреди …
Бахревский Владислав. Повести
16.
… окружающем их мире. Анимизм, фетишизм, поклонение природе, поклонение солнцу — вот составные части того первобытного ила, из которого выросла … искалеченные отголоски истинных религиозных верований. Поклонение солнцу и чистые формы поклонения природе были в свое время благородными религиями, высокоаллегорическими и полными … мистерий церкви Божией» с египетским поклонением животным. «Я еще не говорил о соблюдении сего, что написано … итацию о Боге, или в поклонение Ему. Глава XI. Отпущение грехов «Исповедую едино крещение, во оставление …
Безант Анни. Эзотерическое христианство, или малые мистерии
17.
… Вы воспитывались в атмосфере меркантильности, поклонения деньгам, презрения к чести и совести… И все качества, которыми …
Безуглов Анатолий. Изувер
18.
… явлениями природы, произвольно объясненными, причем поклонение солнцу и звездам является общим ключом для одной школы мысли, а фаллическое поклонение таким же общим ключом для другой школы. Страх, желание, неведение … они называли Его. Форма их поклонения могла быть узкой, но сердце их поднималось в своем стремлении … оно найдет пищу для своего поклонения. То представление о Божестве, которое слагалось внутри их души на …
Безант Анни. Древняя мудрость
19.
… том, являются ли они свидетельствами поклонения языческой богине или были сделаны христианами как предупреждение о зле … и цветам, являются языческими идолами поклонения богине; те, что бесстыдно обнажают себя, сделаны для предупреждения. Не … Но этот предмет всеобщего мужского поклонения, эта сирена оказалась совсем иной! Женщина, которая содержит публичный дом …
Беверли Джо. Романы 1-10
20.
… несчастью. Нас ведь растили в поклонении одному богу — благополучию. Надо знать, кто ты есть и кого …
Бегбедер Фредерик. Любовь живет три года
21.
… и дворец, и гарем, и поклонение народа? — Скучно это… В сказках — красиво, а в жизни скучно …
Белянин Андрей. Багдатский вор
22.
… богомольцев стали видеть предмет своего поклонения так, как он обыкновенно изображался на иконах; некоторые видели даже … такое бешенство, что в день поклонения волхвов стали терзать игуменью. Лицо ее посинело, а глаза уставились … свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно «просветившимися». Быстрота, с …
Бехтерев В.М.. Внушение и его роль в общественной жизни
23.
… мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в … доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае … v 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. v 21 Они подошли к … ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, v 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка … я пришел в Иерусалим для поклонения. v 12 И ни в святилище, ни в синагогах, ни …
Библия (на русском)
24.
… задумчиво потирая колено, — что любовь, поклонение и все такое… всегда можно получить их. Они прекрасны, но …
Бестер Альфред. Рассказы
25.
… назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад услышать, как помогло ей его лечение … восхищение. *Роли*: Поэт, Восхищенный объект поклонения. *Социальная* *пардигма*: Взрослый — Взрослый; Взрослый (мужчина): «Смотрите, как я умею …
Берн — Игры
26.
… но он был так полон поклонения своему божеству, как едва ли кто-либо из смертных. В … по всей вероятности, шла на поклонение божеству. Узнав воина, она приветствовала его и, пока процессия втягивалась … менее сильной страстью, чем его поклонение мужеству. Он во всякое время обрадовался бы возможности сразиться с …
Берроуз Эдгар. Тарзан 1-25
27.
… в сердце своем то будущее поклонение, которое достанется тебе по праву, когда Он в знак твоей … ко мне и не отвергнешь поклонения сердца моего и души моей — после того, как я отдам … стране мертвецы служат предметом религиозного поклонения. В их честь воздвигаются храмы, и на государственном обеспечении содержится …
Бирс Амброс. Избранные произведения
28.
… сможет общаться с нашими богами. Поклонение ей будет означать поклонение богам, что является почетной обязанностью каждого верующего гражданина Рифона. После …
Бирюзов Игорь Иванов. Акция
29.
… торжественно проговорил: — Да, Освальд, да. Поклонение это тяжелый крест. Но кто-то должен помочь тем, кто …
Билл Флэш. Бэтман 1-3
30.
… они узнали ее, и принимала поклонение как должное. Она вспомнила прабабушку охотника и попробовала представить себе …
Бигль Питер. Последний единорог
Неде́ля крестопокло́нная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной».
Богослужебное значение[править | править код]
Название «крестопоклонная» происходит от того, что молящиеся в храме совершают особое поклонение в эти дни «Честному и Животворящему Кресту Господню», с целью укрепления[1]душевных сил верующих в середине Великого поста. Ради душевной радости канон Триоди должен начинаться с обычно пропускаемых пасхальных ирмосов «Воскресе́ния де́нь…!»[2][3]
Значение изнесения (выноса) Креста и поклонение ему в Неделю и последующую седмицу разъясняется в Синаксари, в стихирах, в каноне и в богослужебных текстах. Великий пост для верующих православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыне: как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Православная церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан (Нового Израиля).
Богослужебные особенности[править | править код]
Перед началом воскресного всенощного бдения, так же, как и накануне Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября и перед богослужением на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, цветами украшается особый Крест, который священником полагается на жертвенник. После облачения диакон, испрашивает благословение на кадило и перед Честным Крестом произносит тихо Трисвятое по «Отче наш…». Затем алтарники тихо поют тропарь Воздвижению Креста глас 1-й:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, / и благослови́ достоя́ние Твое́, / побе́ды [Царе́м]* на сопроти́вныя да́руя, / и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Греческий оригинал
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
*Крест — символ царя Константина, царицы Елены и других православных царей. После революции 1917 года упоминание царей в этом тропаре прекратилось, но в Зарубежной церкви вместо прежних слов появилась вставка «…правосла́вным христиа́ном…», пока не утверждённая священноначалием Русской православной церкви.
- «Сла́ва… и ны́не…», кондак глас 4-й:
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.
Греческий оригинал
Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον.
При этом, в сопровождении двух свещеносцев и диакона, иерей на главе переносит Крест на Престол и полагает поверх антиминса, завёрнутого в илитон — на место Евангелия, а Евангелие заранее поставляет справа от дарохранительницы (как на Литургии). Перед Крестом ставится зажжённая свеча[4].
В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются молитвословия Триоди постной, в которых славится Крест Христов. Также в этот день может употребляться и Минея, если случится предпразднство Благовещения, само Благовещение, или его отдание, а также престольный праздник, бденный или полиелейный святой. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие одного из будничных дней святой Четыредеся́тницы.
Богослужение Недели крестопоклонной в Типиконе сравнивается с Неделей Торжества православия:
- Все песнопения малой вечерни только из Триоди (Октоих не используется, что в воскресный день типично только для Господских праздников).
- Тропарём праздника является тропарь Воздвижения «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…». Это молитвословие является тропарём среды и пятницы, а также произносится в конце Молитв утренних.
- В великой вечерне на «Го́споди воззва́х…» поются: 6 воскресных стихир, 4 стихиры Кресту из Триоди глас 5-й[5], «Сла́ва…», стихира Триоди глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш, / во́льное распя́тие во о́бщее воскресе́ние ро́да челове́ческаго Восприе́мый…», «И ны́не…», догматик Октоиха.
- В начале литии — стихира храма, «Сла́ва… и ны́не…», стихира Триоди глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся на Кресте́ на́га ви́сяща…».
- Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, «Сла́ва… и ны́не…», стихира Триоди глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».
Далее продолжается всенощное бдение, как обычное воскресное, за исключением:
- По «Бог Госпо́дь…» дважды поётся воскресный тропарь, «Сла́ва…», «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ны́не…», богородичен воскресный по гласу Славы: «Гаврии́лу веща́вшу Тебе́, Де́во, ра́дуйся…».
- По монастырскому Уставу должны петься непорочны (полиелей только в храме в честь Креста), но в современной приходской практике сокращённый полиелей совершается в алтаре.
- Так же, как в Неделю о мытаре и фарисее, после чтения Евангелия — «Воскресение Христово видевше…», псалом 50: «Поми́луй мя Бо́же…», и особые покаянные песни[6] глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче…».
- После первой молитвы литии «Спаси́ Бо́же лю́ди твоя́…», 12-ти раз «Господи помилуй» и возгласа священника «Ми́лостию и щедро́тами…», затворяются царские врата — елеопомазание только после выноса Креста.
- В каждой песни канона: 4 воскресных тропаря, 2 — богородичных из Октоиха, 8 — из Триоди (по смыслу — крестовоскресных), глас 1-й с запевом «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́!» и катавасия Триоди «Боже́ственнейший прообрази́ дре́вле Моисе́й…».
- По третьей песни седальны Триоди глас 6-й.
- По шестой:
На греческом[7] | На церковнославянском (транслитерация)[8] | На русском[9] | |
---|---|---|---|
кондак | Ἦχος πλ. β’ Οὐκέτι φλογίνη ῥομφαία φυλάττει τὴν πύλην τῆς Ἐδέμ· αὐτῇ γὰρ ἐπῆλθε παράδοξος σβέσις τὸ ξύλον τοῦ Σταυροῦ, θανάτου τὸ κέντρον, καὶ ᾍδου τὸ νῖκος ἐλήλαται, ἐπέστης δὲ Σωτήρ μου βοῶν τοῖς ἐν ᾍδῃ· Εἰσάγεσθε πάλιν εἰς τὸν Παράδεισον. | глас 7-й Не́ ктому́ пла́менное ору́жие храни́т вра́т Еде́мских: на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з Дре́во кре́стное, сме́ртное жа́ло, и а́дова побе́да прогна́ся. Предста́л бо еси́ Спа́се мой, вопи́я су́щим во́ а́де: вни́дите па́ки в ра́й. | глас 7-й Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: |
икос | Τρεῖς σταυροὺς ἐπήξατο ἐν Γολγοθᾶ ὁ Πιλᾶτος, δύο τοῖς λῃστεύσασι, καὶ ἕνα τοῦ Ζωοδότου, ὃν εἶδεν ὁ ᾍδης, καὶ εἶπε τοῖς κάτω· Ὦ λειτουργοί μου καὶ δυνάμεις μου τίς ὁ ἐμπήξας ἧλον τῇ καρδίᾳ μου; ξυλίνῃ με λόγχῃ ἐκέντησεν ἄφνω καὶ διαρρήσομαι, τὰ ἔνδον μου πονῶ, τὴν κοιλίαν μου ἀλγῶ, τὰ αἰσθητήριά μου, μαιμάσσει τὸ πνεῦμά μου, καὶ ἀναγκάζομαι ἐξερεύξασθαι τὸν Ἀδὰμ καὶ τοὺς ἐξ Ἀδάμ, ξύλῳ δοθέντας μοι· ξύλον γὰρ τούτους εἰσάγει πάλιν εἰς τὸν Παράδεισον. | Три́ кресты́ водрузи́ на Голго́фе Пила́т, два́ разбо́йников, и еди́н Жизнода́вца. Его́же ви́де ад, и рече́ су́щим до́ле: о слуги́ мои́, и си́лы моя́! Кто водрузи́в гво́здие в се́рдце мое́, древяны́м мя копие́м внеза́пу прободе́? И растерза́юся, вну́тренними мои́ми болю́, утро́бою уязвля́юся, чу́вства моя́ смуща́ют ду́х мо́й, и понужда́ются изрыга́ти Ада́ма, и су́щия от Ада́ма, дре́вом да́нныя ми: Дре́во бо си́я вво́дит па́ки в ра́й. | Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два — разбойникам, и один — жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: «О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце моё? Деревянным копьём Он пронзил меня внезапно, и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево моё страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!» |
Воскресные кондак с икосом отменяются.
- По девятой — ексапостиларий евангельский, «Сла́ва…», светилен Триоди глас 1-й: «Крест Христо́в честны́й / днесь предложе́нный ви́девше поклони́мся…», «И ны́не…», богородичен Триоди: «Дре́ву, на не́мже Всечи́стая, / пречи́стеи дла́ни о нас простре́, / пригвозди́выйся Сын Твой…».
- На хвалитех — 4 стихиры Октоиха, 5 стихир Триоди — запевы к стихирам воскресные и два дополнительных «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, / я́ко свя́то есть» (Пс. 98:5) и «Бог же Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.» (Пс. 73:12), «Сла́ва…», повторяется последняя стихира Триоди глас 8-й: «Высокому́драго ра́зума злых фарисе́ев, / всех Госпо́дь при́тчею убежа́ти сего́ научи́…», «И ны́не…», «Преблагослове́нна еси́…». В это время предстоятель облачается (без произнесения соответствующих молитв) во все священнические облачения.
Вынос Креста и поклонение Ему[править | править код]
Во время великого славословия священник в предшествии диакона с зажжённой свечой трижды кадит вокруг Престола, на котором лежит святой Крест.
- По окончании славословия священник отдает кадило диакону, делает 3 земных поклона перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святы́й Бо́же…» поднимает Крест на свою голову, обходит Престол с южной стороны, несёт Крест через Горнее место, выходит из алтаря северной дверью вслед за диаконом, несущим кадило и свечу. Вдоль стен храма с внутренней стороны круговое шествие с Крестом образует Крестный ход (по направлению, противоположному движению Солнца). Подойдя к отверстым царским вратам, священник возглашает: «Прему́дрость, про́сти».
- Хор поет: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…». Крест полагается на аналое посреди храма, священник совершает вокруг него троекратное каждение и после трижды поет:
Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.
После каждого раза все молящиеся в храме совершают земной поклон, затем проходят к центральному аналою, целуют Крест и подходят к священнику для принятия елеопомазания.
- Хор трижды повторяет: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко…», а затем самогласные стихиры:
На греческом[7] | На церковнославянском (транслитерация)[8] | На русском[9] | |
---|---|---|---|
стихира | Ἦχος β’ Δεῦτε πιστοὶ τὸ ζωοποιὸν Ξύλον προσκυνήσωμεν, ἐν ᾧ Χριστὸς ὁ Βασιλεὺς τῆς δόξης ἑκουσίως χεῖρας ἐκτείνας ὕψωσεν ἡμᾶς εἰς τὴν ἀρχαίαν μακαριότητα, οὓς πρὶν ὁ ἐχθρός, δι΄ ἡδονῆς συλήσας, ἐξορίστους Θεοῦ πεποίηκε. Δεῦτε πιστοὶ Ξύλον προσκυνήσωμεν, δι’ οὗ ἠξιώθημεν, τῶν ἀοράτων ἐχθρῶν συντρίβειν τὰς κάρας. Δεῦτε πᾶσαι αἱ πατριαὶ τῶν ἐθνῶν τὸν Σταυρὸν τοῦ Κυρίου ὕμνοις τιμήσωμεν. Χαίροις Σταυρὲ τοῦ πεσόντος Ἀδὰμ ἡ τελεία λύτρωσις, ἐν σοὶ οἱ πιστότατοι Βασιλεῖς ἡμῶν καυχῶνται ὡς τῇ σῇ δυνάμει, Ἰσμαηλίτην λαόν, κραταιῶς ὑποτάττοντες. Σὲ νῦν μετὰ φόβου, Χριστιανοὶ ἀσπαζόμεθα, καὶ τὸν ἐν σοὶ προσπαγέντα Θεὸν δοξάζομεν λέγοντες· Κύριε ὁ ἐν αὐτῷ προσπαγείς, ἐλέησον ἡμᾶς ὡς ἀγαθὸς καὶ φιλάνθρωπος. | глас 2-й Прииди́те ве́рнии, животворя́щему Дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́с Царь сла́вы во́лею ру́це распросте́р, вознесе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, и́хже пре́жде сла́стию укра́д вра́г, изгна́ны от Бо́га сотвори́. Прииди́те ве́рнии, Дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димых вра́г сокруши́ти главы́. Прииди́те вся́ оте́чествия язы́к, Кре́ст Госпо́день пе́сньми почти́м: ра́дуйся Кре́сте, па́дшаго Ада́ма соверше́нное изба́вление! О тебе́ ве́рнии ца́рие на́ши хва́лятся, я́ко твое́ю си́лою исма́ильтеския лю́ди держа́вно покаря́ющии. Тебе́ ны́не со стра́хом христиа́не целу́ем: на тебе́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вим, глаго́люще: Го́споди на том пригвозди́выйся поми́луй на́с, я́ко Бла́г и Человеколю́бец. | глас 2-й Придите, верные, животворящему Древу поклонимся, на котором Христос, Царь славы, добровольно руки распростёр и возвысил к прежнему блаженству нас, которых враг, услаждением ограбив, соделал изгнанными от Бога. Придите, верные, поклонимся Древу, благодаря которому мы удостоились сокрушать головы невидимых врагов. Придите, все племена народов, Крест Господень песнопениями почтим. Радуйся Крест, падшего Адама совершённое искупление! Тобою вернейшие цари наши хвалятся, ибо они твоею силою народ измаильтян могущественно покоряют. Ныне тебя со страхом целуя, мы, христиане, славим пригвождённого на тебе Бога, возглашая: «Распятый на нём, Господи, помилуй нас, как благой и Человеколюбец!» |
Глас 8: Днесь Влады́ка тва́ри, и Госпо́дь сла́вы, / на Кресте́ пригвожда́ется и в ре́бра пробода́ется, / же́лчи и о́цта вкуша́ет, сла́дость церко́вная, / венце́м от те́рния облага́ется, / покрыва́яй не́бо о́блаки, / оде́ждею облачи́тся поруга́ния, / и зауша́ется бре́нною руко́ю, / руко́ю созда́вый челове́ка. / По плеще́ма бие́н быва́ет, / одева́яй не́бо о́блаки. / Заплева́ния и ра́ны прие́млет, / поноше́ния и зауше́ния, / и вся терпи́т мене́ ра́ди осужде́ннаго, / Изба́витель мой и Бог, / да спасе́т мир от пре́лести, я́ко благоутро́бен.
Слава… Днесь неприкоснове́нный существо́м, / прикоснове́н мне быва́ет, / и стра́ждет стра́сти, / свобожда́яй мя от страсте́й. / Свет подава́яй слепы́м, / от беззако́нных усте́н оплева́ется, / и дае́т плещи́ за плене́нныя на ра́ны. / Сего́ Чи́стая Де́ва и Ма́ти на Кресте́ зря́щи, / боле́зненно веща́ше: / увы́ мне Ча́до Мое́, / что сие́ сотвори́л еси́? / Кра́сный добро́тою па́че всех челове́к, / бездыха́нный, беззра́чный явля́ешися, / не име́я ви́да, ниже́ добро́ты. / Увы́ Мне Мой Све́те! / Не могу́ спя́ща зре́ти Тя, / утро́бою уязвля́юся, / и лю́тое ору́жие се́рдце Мое́ прохо́дит. / Воспева́ю Твоя́ стра́сти, / покланя́юся благоутро́бию Твоему́, / Долготерпели́ве сла́ва Тебе́.
И ныне… Днесь проро́ческое испо́лнися сло́во, / се бо покланя́емся на ме́сто, / иде́же стоя́сте но́зе Твои́, Го́споди, / и Дре́ва спасе́ния вкуси́вше, / грехо́вных страсте́й свобо́ду улучи́хом, / моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.
- Затем диакон произносит сугубую ектению: «Поми́луй нас, Бо́же…».
- По отпусте — евангельская стихира.
- На всех часах — тропарь воскресный, «Сла́ва…», «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…»; кондак Триоди: «Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских…»
На Литургии Василия Великого[править | править код]
- «Блаженны»: 6 из Октоиха и 4 тропаря третьей песни (так указано в Триоди, а в Типиконе — шестая песнь) канона Триоди.
- По входе: тропарь воскресный, «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «Сла́ва… и ны́не…», «Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских…».
- Вместо Трисвятого: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.»
- Прокимен, глас 6-й «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, / и благослови́ достоя́ние Твое́» — Пс. 27:9[10]. Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́.» — Пс. 27:1.
- Апостол к Евреем, зачало 311-е: «Бра́тие, иму́ще у́бо Архиере́а вели́ка…» (Евр. 4:14–5:6).
- Аллилуиарий глас 1-й: «Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва.» — Пс. 73:2. Стих: «Бог же Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреде́ земли́» — Пс. 73:12.
- Евангелие от Марка зачало 37-е: «Рече́ Госпо́дь: и́же хо́щет по Мне ити́, да отве́ржется себé, и во́змет крест свой…» — Мк. 8:34–9:1
- Вместо «Достойно есть…» поётся «О Тебе радуется…»[11].
- Причастен: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди.» — Пс. 4:4 (воскресный не поётся, хотя Октоих используется).
Отличия следующих седмичных дней[править | править код]
В Крестопоклонную неделю и следующую седмицу 4 раза совершается особое поклонение Кресту: в воскресенье на утрени (рассмотренное выше), и аналогично ему в понедельник и в среду (на Первом часе), а также в пятницу (после отпуста Изобразительных).
В понедельник и в среду на Первом часе священник из алтаря через северную диаконскую дверь выходит на солею, становится на амвон перед царскими вратами и с земными поклонами возглашает тропарь первого часа глас 6-й:
Зау́тра услы́ши глас мой, Царю́ мой и Бо́же мой.
Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
Я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
- Чтец: «И ны́не…», богородичен Первого часа: «Что Тя нарече́м, о Благода́тная: Не́бо…».
- Священник через южную диаконскую дверь входит в алтарь, облачается фелонь, включает электрическое паникадило (не во всех храмах), отверзает царские врата, выходит через них с диаконом на средину храма, трижды с четырёх сторон кадит Крест на центральном аналое. Чтобы не возникало при этом гнетущего молчания, хор в это время трижды поёт тропарь Кресту, как на утрене после славословия, хотя Типикон не даёт основания такой практики.
- Затем вместо стихов Первого часа: «Стопы́ моя́ напра́ви по словеси́ Твоему́…» трижды поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскре́сение Твое́ сла́вим» с совершением земных поклонов. За ними из Триоди постной — стихиры на поклонения Кресту (те же самые, что пелись во время поклонения Кресту на утрене): «Прииди́те ве́рнии…», во время которых молящиеся по очереди, начиная со священства, монахов, мужчин, а затем женщин, подходят и целуют лежащий на аналое Крест.
- На всех часах и на изобразительных по «Отче наш…» произносится кондак Кресту: «Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских…»
Среда Крестопоклонной седмицы называется в Типиконе Средопо́стной, а также Преполове́ние поста, потому что это середина Великого Поста, об этом говорится и в богослужении, например, в стиховной стихире на утрени: «Преполови́вше пучи́ну возде́ржания…»[12]. В богослужебном Уставе подчёркивается, что этот день не является праздничным: «в сию́ средопо́стную сре́ду, на трапе́зе не досто́ит разреша́ти на еле́й и вино́, я́ко па́че де́нь пла́ча есть, а не ра́дости». С этого дня и до конца поста на Литургии преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных добавляются прошения о готовящихся «ко просвещению»[13]. В среду и в пятницу богослужение только по Триоди (каноны святых Минеи выносятся на повечерия).
В пятницу Крестопоклонной седмицы Типикон назначает такую же службу, как и в среду, но составители Триоди не написали стихир Кресту на «Го́споди воззва́х»… Ежегодные Богослужебные указания предлагают петь стихиры из Минеи святому этого дня (отправляя на повечерие канон и другие оставшиеся молитвословия этого святого)[14]. Однако современный литургист А. С. Кашкин советует брать стихиры Кресту со вторника вечера[15]. В отличие от среды, в пятницу на утрене имеется полный канон Кресту (помимо двух трипеснцев), но отсутствует светилен Креста. В этот же день совершается последнее особое поклонение Кресту на Крестопоклонной седмице:
- После того как отслужат Изобразительны, священник совершает отпуст,
- затем совершается сход духовенства на средину храма,
- трижды поётся тропарь «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», каждение Креста,
- «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскре́сение Твое́ сла́вим», троекратное поклонение Кресту,
- клирос поёт стихиры Кресту, а священник целует Крест, берёт Его на главу и через царские врата несёт в алтарь,
- на амвоне иерей останавливается, поворачивается к народу, осеняет его Крестом, и вносит Крест в алтарь, полагая Крест на Престол поверх антиминса,
- берёт у диакона кадило и кадит Престол с Крестом с четырёх сторон,
- царские врата затворяются, Крест передаётся пономарям, которые уносят Его в ризницу,
- священник берёт Евангелие и, творя им крест поверх антиминса, произносит начальный возглас Литургии преждеосвященных Даров: «Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в!»,
- следует вечерня. На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце, или святцы.
Славянские традиции[править | править код]
В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник[16], связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем.
В воскресенье на четвёртой неделе (седмице) Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст[17].
На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.
В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству.
Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян[18].
На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой. Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд[19].
См. также[править | править код]
- Благовещение
- Вход Господень в Иерусалим
- Страстная седмица
Примечания[править | править код]
- ↑ Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная. Православие.Ru
- ↑ Триодь постная. Службы 3-ей седмицы Великого поста. Азбука веры.
- ↑ А. С. Кашкин. Саратовская духовная семинария. 2018 г. Литургика. Часть 2. Постная и Цветная Триоди. УДК 27-528 ББК 86.372 ISBN 978-5-98599-198-7 (Ч. 2). Богослужения особых дней святой Четыредесятницы. Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную. Стр. 240—242.
- ↑ Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники. Особенности богослужения Воздвижения Креста Господня. Азбука веры.
- ↑ Триодь постная. Неделя Крестопоклонная. Православная электронная библиотека. Правмир.ру
- ↑ Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по Литургике. Неделя о мытаре и фарисее. Азбука веры.
- ↑ 1 2 Богослужебные книги на греческом. Постная Триодь, Неделя Крестопоклонная (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Богослужебные книги. Постная Триодь, Неделя Крестопоклонная (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Богослужебные книги, переводы. Постная Триодь, Неделя Крестопоклонная
- ↑ Неделя третья Великого поста. Перевод на русский язык. Азбука веры.
- ↑ Богослужебные указания за 4 апреля 2021 года: Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Патриархия.ru
- ↑ Постная Триодь. Среда 4-й седмицы Великого Поста. Стихиры на стиховне (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Литургия Преждеосвященных Даров. Азбука веры.
- ↑ Богослужебные указания за 9 апреля 2021 года: Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Патриархия.ru
- ↑ А. С. Кашкин. Саратовская духовная семинария. 2018 г. Литургика. Часть 2. Постная и Цветная Триоди. УДК 27-528 ББК 86.372 ISBN 978-5-98599-198-7 (Ч. 2). Богослужения особых дней святой Четыредесятницы. Особенности богослужения в среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста. Стр. 250.
- ↑ Будур, 2005, с. 553.
- ↑ Средокрестие // РЭМ
- ↑ Агапкина, 2012, с. 151.
- ↑ Сахаров, 1885, с. 173.
Литература[править | править код]
- Крестопоклонная неделя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XVIa. — С. 652.
- Средопостие / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 151–153. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Лукашевич А. А. Крестопоклонная неделя // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVIII : «Коринф — Крискентия». — С. 609—611. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-029-5.
- Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур. — М.: Олма-пресс, 2005. — С. 89–92. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
- Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
- Неделя Крестопоклонная
При заполнении документации необходимо следовать нормам правописания: ошибки формируют негативное впечатление об отправителе и подчеркивают его некомпетентность в рабочих вопросах. Одним из сложных случаев правописания является акроним «врио»: как пишется это сочетание букв в официальных документах, чем его можно заменить при необходимости?
Расшифровка и правильный способ написания
Акроним «врио» расшифровывается как «временно исполняющий обязанности» и используется в том случае, если документы приходится подписывать не руководителю, а заменяющему его должностному лицу.
Это разновидность аббревиатуры, которая уже давно превратилась в самостоятельное слово, в словаре оно признается существительным, которое может проявлять себя в мужском и женском роде в зависимости от контекста.
Рассмотрим подробнее, как правильно писать «врио» в деловых письмах и других документах. Одним из вариантов указать, что документ подписывается лицом, исполняющим обязанности, является буквенное сокращение «и. о.». Оно признается допустимой нормой и активно используется в деловой переписке. Такое сокращение признается несклоняемой единицей, проявляющей себя в мужском и женском роде.
Если возник вопрос, как написать «временно исполняющий обязанности» или «исполняющий обязанности» сокращенно, необходимо следовать правилам русского языка: сокращение и. о. пишется строчными буквами, если оно не находится в начале предложения. Если сокращение стоит в начале предложения, первая буква будет прописной, а вторая — строчной, например: «И. о. директора убыл в командировку».
Если сокращение «врио» стоит в начале предложения, заглавной будет только первая буква акронима, поэтому написание выглядит так «Врио начальника прибыл на мероприятие». В этом случае на сокращение распространяются те же правила, что и на обычные слова русского языка.
Обязательны ли сокращения в документах?
Разобравшись, как писать «временно исполняющий обязанности», нужно определить, в каком контексте обязательно использование этого буквенного сокращения. По действующим правилам единственный случай, когда буквенные сокращения обязательны к употреблению — издание приказа о назначении определенного лица временно исполняющим обязанности руководителя. То есть формулировка «назначить Иванова А. А. врио директора ООО «Вектор» является правильной и обязательной, а в остальных случаях без сокращения допустимо обойтись.
Однако появляется другой вопрос. А как писать временно исполняющий обязанности сокращенно: и. о. или врио?
Законодательно норма между этими сочетаниями не разграничена, однако они имеют разное лексическое значение, поэтому должны употребляться только в определенных контекстах.
Как определить, как пишется «временно исполняющий обязанности»: в 2 буквы или в 4? Вопрос решается следующим образом:
- Сокращение «врио» используется, если сотрудник временно замещает руководителя или иное должностное лицо. К примеру, руководитель организации уходит в отпуск или на больничный, и оставляет на этот период главным своего заместителя. Если возникают трудности с тем, как писать «врио» в документах, необходимо уточнить конкретные случаи в словаре. В трудовую книжку не вносится запись о том, что сотрудник временно исполнял чужие обязанности.
- Сокращение «и. о.» используется, если должность освободилась по штатному расписанию. Если на нее пока не удалось найти нового сотрудника, к работнику, замещающему вакантную должность, применяются буквы и. о. в документообороте. Если же он получает это место, перевод должен быть утвержден приказом, после которого сокращения в новых документах уже не ставятся.
Уточним, как правильно писать «временно исполняющий обязанности», если прежний руководитель остается в организации, но переводится на другую должность. В этом случае выполнение обязанностей переходит к его заместителю, и до утверждения перевода приказом перед фамилией заместителя в бумагах ставятся буквы и. о. Например, и. о. начальника отдела Иванов А. А. подписал соглашение.
Что говорит ГОСТ: как правильно писать «врио»
Порядок отражения реквизитов в документах описан в “ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов” (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст).
В п.5.22 ГОСТ Р 7.0.97-2016 сказано, что при подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом (распоряжением):
или
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 не упоминается о правилах написания сокращения «врио», но и запрета на его применение нет. То есть можно применить по аналогии те же правила:
- писать в документе «Врио», если это слово стоит в начале строки и «врио», если внутри предложения;
- расшифровывать аббревиатуру полностью и писать «Временно исполняющий обязанности …».
ГОСТ Р 7.0.97-2016, как и другие документы национальной системы стандартизации, применяется на добровольной основе (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ), хотя отраженными в нем основными правилами подписания документов лучше не пренебрегать и свои собственные правила не изобретать. Это поможет упростить взаимодействие и не станет причиной споров с контрагентами и госорганами.
Что лучше: полное или сокращенное написание?
Иногда сложно решить, как правильно написать «временно исполняющий обязанности» — в виде акронима или полностью. Оформление и тон деловой бумаги во многом определяют восприятие получателем и влияют на ответ. Если речь идет о временном замещении должности, можно не вписывать в документы аббревиатуру, а писать настоящую должность, например, первый заместитель руководителя Сидоров В. В.
Уточнить, как писать «временно исполняющий обязанности директора» в сложных ситуациях, можно на специальных сайтах, где проводятся консультации по трудным случаям русского языка.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Подводим итоги
- В документах можно использовать как сокращение «врио» (временно исполняющий обязанности), так и «и.о.» (исполняющий обязанности).
- При написании этих сокращений применяются общие правила русского языка: первая буква будет заглавной, если сокращение располагается в начале строчки или предложения: «Врио», «И.о». В остальных случаях все буквы прописные: «врио», «и.о.».
- Вместо сокращений допустимо приводить статус лица полностью: «Временно исполняющий обязанности…» или «Исполняющий обязанности…».
«Поедете» или «поедите» как пишется?
Несложно запомнить как правильно писать «поедете» или «поедите» , стоит лишь вспомнить несложное правило, итак давайте расставим все по местам.
Правильно пишется
Правила правописания допускают и тот, и другой вариант, зависит от того, что это за глагол.
Какое правило
«Поѐдете» — будущее время, второе лицо, множ.число от глагола первого спряжения «ехать». В первом спряжении в личных формах глагола преобладает гласная «е», поэтому слово «поедете» пишется через «е» в третьем слоге.
«Поедѝте» — будущее время, второе лицо, множ.число от особо спрягающегося глагола «есть». Особо спрягающиеся глаголы имеют уникальные окончания в личных формах. Глагол «есть» во множественном числе принимает окончания первого спряжения с преобладающей гласной «и». Кроме того, на «и» падает ударение.
Примеры предложений
- Иван Иванович, вы поѐдете сегодня на рыбалку?
- Там макароны на плите, когда поедѝте, можем отправляться.
Неправильно пишется
Понравилась статья? Поставьте пожалуйста оценку или оставьте свой комментарий!
Источник статьи: https://kakpishem.ru/pishem-pravilno-slova/poedete-ili-poedite-kak-pishetsya.html
Как пишется правильно: поедете или поедите?
В зависимости от спряжения глаголов, их личные окончания в настоящем и простом будущем времени пишутся с буквами е или и. Чтобы определить правильность написания безударного окончания, необходимо установить, к какому типу спряжения относится глагол.
Спряжение устанавливается по инфинитиву — неопределенной форме глагола.
Инфинитив: что делать? что сделать? | |
I спряжение | II спряжение |
1) Глаголы на -еть: жалеть, хотеть, сидеть | 1) Глаголы на — ить: купить, кроить, служить |
2) 3 глагола на -ить: брить, стелить, зиждиться | 2) 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть |
3) Глаголы на — ать: давать, ждать, писать | 3) 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать |
4) Глаголы с другими окончаниями: сечь, молоть, сеять | 4) Переходный глагол обессилеть |
В личных окончаниях глаголов I спряжения пишется -е-, II спряжения — -и-.
По такой классификации глагол поедете относится к I спряжению. Он образован от инфинитива поехать, который заканчивается на -ать и не входит в четверку глаголов II спряжения гнать, держать, дышать, слышать. При изменении по лицам в простом будущем времени глагол поехать приобретает личные окончания глаголов I спряжения:
Простое будущее время | |
единственное число | множественное число |
|
|
В глагольной паре поедете-поедите со значением «предпримете поездку» правильным вариантом написания является глагол поедете с буквой е в окончании.
Однако правописание глаголов поедете-поедите зависит и от контекста, в котором может проявиться другое значение слова — «съедите что-нибудь, примете пищу». В этом случае глагол поедите имеет ударное окончание, в котором четко слышимый звук обозначается буквой и:
Вы поедете будущим летом к морю? ( поедете от инфинитива поехать)
Проходите на кухню, поедите , чаю выпьете. (поедите от инфинитива поесть)
Источник статьи: https://thedifference.ru/kak-pishetsya-pravilno-poedete-ili-poedite/
Поедете или поедите — как правильно пишется?
1 ответ
Орфография часто зависит от спряжения.
Поехать — глагол первого спряжения. Во 2-м лице мн. ч. у него окончание «-ете» — поедете.
- Вы поедете на машине.
- Вы поедете в деревню.
Поесть — особый глагол, который сохранил архаичную форму спряжения. Во 2-м лице мн. ч. у него окончание «-ите» — поедите.
- Когда поедите, помойте за собой посуду.
- Вы поедите суп, потом пойдете гулять.
Оценка: 3.9 ( 9 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: https://obrazovaka.ru/question/poedete-ili-poedite-kak-pravilno-pishetsya-128762
Поедите или поедете как правильно сказать и написать?
Скажите, пожалуйста, как правильно сказать и написать: поедите или поедете домой.В разговорной речи приходится слышать: поедите домой, а как правильно? В отношении еды такое выражение: поедите щей, верно или нет? Как сказать правильно и грамотно?
Опять и снова будем разбираться с грамматикой русского языка. Для того, чтоб понять как правильно написать «поедите» или «поедете» (посмотрите заодно на правописание слов вышлете или то есть), заглянем в значение этих слов. Ведь они оба имеют право на жизнь, но означают совершенно разные вещи. А так же подчиняются разным правилам. У одного слова ударение падает на нужный слог, а у другого нет. Ниже рассмотри когда и какую букву пишем.
«поедИте»
Это слово еще можно заменить на «покушаете», оно относится к еде. Вот, таким образом понимаем, что речь идет о пищи и пишем букву «и». Например, дети, когда вы поедите суп?
«поедЕте»
В этом слове пишется буква «е» и оно оно от слова «ехать». Например, а куда вы поедете отдыхать этим летом?
НО! Оба эти слова подчиняются правилу написания букв » е, и» в глаголах. Снова рассматриваем какое слово относиться к какому спряжению. Слово «поедете» относится к I спряжению, так как имеет форму инфинитива — поехать. А значит во множественном лице второго числа : «Вы поедЕте».
А если в контексте имеем в виду что-то покушать: «Вы поедИте салат», тогда тут вступает в силу ударение на нужную нам букву «и».
Вывод такой, что если не знаете какую букву писать, просто обратитесь в контексту. Все станет ясно. Так же можно попробовать поставить ударение. Получается сделать ударной — значит буква «и», нет — «е».
Источник статьи: https://vovet.ru/q/poedite-ili-poedete-kak-pravilno-skazat-i-napisat-1rh.html
Поедем или поедим как правильно?
Оба слова являются правильными, но у них абсолютно разное значение.
Правильно
Поедем — если речь идет о поездке, т.е. о путешествии на чем-либо, то слово пишется через букву «е». Слово образовано от глагола «ехать», которое относится к первому типу сопряжения.
Мы | Едем, Поедем, Приедем, Уедем |
Ты | Едешь, Поедешь, Приедешь, Уедешь |
Он, она | Едет, Поедет, Приедет, Уедет |
Вы | Едете, Поедете, Приедете, Уедете |
Мы поедЕм на Черное море
Сегодня мы поедЕм в парк аттракционов
Сейчас мы поедЕм в лес за грибами
Поедим — слово означает процесс приема пищи в будущем, образовано от слова «есть» (кушать). В этом случаем пишется через букву «и».
Мы поедИм вкусную кашу
Сегодня на обед мы поедИм куриный суп
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Источник статьи: https://kak-pravilno.net/poedem-ili-poedim-kak-pravilno/