- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ произведения Бежин луг
«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками. Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.
Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.
Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.
Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика. Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.
Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.
Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.
Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.
Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.
Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее. Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.
Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.
2 вариант
История создания:
Рассказ “Бежин луг” входит в сборник И.С.Тургенева “Записки охотника”, в котором нашли отражение жизнь и быт крестьянства. Работа над “Записками охотника” была начата писателем в 1846 году. В 1847-1851 годах рассказы из сборника печатались в журнале “Современник”, под редакцией Н.А.Некрасова. В 1852 году книга впервые вышла отдельным изданием.
Жанр: рассказ
Тема:
Центральной темой произведения является взаимосвязь человека и природы.
Сюжет:
Заблудившийся охотник, тщетно ищущий дорогу домой, выходит на равнину. Местные жители называют ее Бежиным лугом. Равнину огибает река, на берегу которой мальчики из соседней деревни стерегут табун лошадей.
Охотник сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним. После недолгого разговора, рассказчик лег спать недалеко от костра, который развели ребята. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Через некоторое время ребята продолжили прерванный появлением охотника разговор. Мальчики рассказывали друг другу местные побасенки, которые слышали от взрослых.
Проснувшись утром, охотник отправился домой. По пути его обогнал табун, который стерегли ребята. В эпилоге рассказчик сообщает о смерти одного из мальчиков — Кости. Он разбился в том же году, упав с лошади.
Главные герои:
Заблудившийся охотник — рассказчик.
Федя — самый старший из мальчиков, стерегущих табун. На вид ему было около четырнадцати лет. В отличие от остальных ребят, Федя был из зажиточной крестьянской семьи. В поле герой выехал не по нужде, а для забавы. Среди мальчиков Феде, как старшему, приходилось быть “запевалой”. Сам же он говорил мало, охотно слушая рассказы Илюши и Кости о домовых, леших, водяных и русалках.
Павлуша — мальчик лет двенадцати. Внешне герой был неказистым, с огромной головой и приземистым, неуклюжем телом. Глядел Павлуша умно, в голосе его звучала сила. Это смелый решительный мальчик. Когда собаки ночью с лаем понеслись в темноту, герой без хворостины поспешил за ними, в то время как остальные мальчики испугано смотрели им вслед.
Илюша — ровесник Павлуши. Мальчик работал на бумажной фабрике лесовщиком. Лицо его, по замечанию автора, было довольно незначительным, оно выражало тупую, болезненную заботливость. Мальчик знал много побасенок. Будучи суеверным, мальчик искренне верит в существование домовых, русалок, леших и других мистических существ.
Костя — мальчик лет десяти. Он был маленького роста, тщедушного телосложения. Одет Костя был довольно бедно, в лице его отражалась задумчивость и печаль. Костя, как и Илюша, знает много побасенок.
Ваня — семилетний мальчик, все ночь проведший под рогожей. Это добрый мечтательный ребенок.
Композиция
Композиция: линейная, произведение написано в прямом хронологическом порядке.
Экспозиция рассказа — описание теплого июльского дня.
Завязка — заблудившийся охотник тщетно пытается найти дорогу домой.
Развитие действия — рассказчик выходит к реке, где деревенские дети стерегут табун. Все ночь мальчики рассказывают побасенки о леших, русалках, водяных и других мистических существах.
Кульминация — признание Павлуши, что он слышал голос утонувшего мальчика, когда черпал воду из реки.
Развязка — проснувшийся охотник отправляется домой, по пути его обгоняет табун, который стерегли крестьянские дети.
В эпилоге автор сообщает читателем о смерти одного из мальчиков — Павлуши.
Композиция рассказа “Бежин луг” также включает в себя авторские отступления (ремарки), пейзажные зарисовки и портретное описание детей.
Анализ 3
Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки. Так же в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.
Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно. Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые. А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.
Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами. Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.
Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год. Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.
Так же в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее. Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.
Анализ Бежина луга с рассуждением
Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева. Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой. Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.
Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.
Каждый мальчик в рассказе — это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде. Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.
Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы , выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.
Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.
С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.
Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.
В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.
Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования. Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла. Тему рассказа можно определить как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.
6 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Бежин луг
Популярные сегодня темы
- План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
- Сочинение на тему Фаст-фуд
Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать
- Анализ пьесы Школа злословия Шеридана
«Школа злословия» — это замечательная комедия, написанная Р.Б. Шериданом. Первые действия происходят в салоне одной женщины по имени Снируэл. Это место является основой «школы злословия»
- Анализ рассказа Зощенко Галоша
Творчество Михаила Михайловича Зощенко являлось неким продолжением идей Чехова, Лескова Гоголя. Писал он сжато, короткими фразами, понятными для рядового обывателя, которые и были абсолютным большинством героев его произведений.
- Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума Грибоедова характеристика героя
В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев
Цели:
- Познакомиться с творчеством И.С.Тургенева.
- Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.
- Увидеть мастерство писателя.
- Развивать навыки аналитического чтения.
- Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств.
- Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.
- Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Вступительная беседа
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.
Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)
Вспомним определение жанра рассказ.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)
Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.
“Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.
Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь)
Работа с текстом.
— Понравилось ли вам это произведение? Чем?
— О чём это произведение?
Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.
— Расскажите кратко содержание рассказа.
«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.
Роль пейзажа
Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.
Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.
Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынулииграющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило
Проверка
Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).
В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.
В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.
Дочитаем отрывок до конца.
Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).
— настроение (радость, покой, блаженство)
— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)
— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)
— световые эффекты (блеск, сверкание)
— предложения сложные, плавные, красивые
— приём отрицания для усиления впечатления
— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.
Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.
Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)
Сравним эти описания
В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.
В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.
Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).
Работа над образами героев.
Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.
Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).
Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.
Вспомните их имена.
Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня
Что мы о них знаем?
Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.
Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.
Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.
Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.
Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.
Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).
Кто из ребят рассказывал былички?
Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.
Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?
(работа по колонкам:
1 – Илюша
2 – Костя
3 – Павлуша).
Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.
Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.
Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.
Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.
Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?
Увлекательно, таинственно.
А кто больше всех рассказал быличек?
Илюша.
Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории?
Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.
Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).
Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?
Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.
Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.
А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?
Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.
В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.
Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.
Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.
Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).
Последний рассказчик – Павлуша.
Чем он отличается от других?
Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.
Прочитаем его рассказ о Тришке.
Давайте сравним рассказы мальчиков
Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.
Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.
Вывод. С какой целью рассказывают мальчики былички?
Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).
Какими перед нами предстают крестьянские дети?
Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).
«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).
Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
КОНСПЕКТ
открытого урока по литературе в 6- классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Тема урока: Мир детства в рассказе И. С.Тургенева «Бежин луг» (урок-образ)
Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.
Оборудование урока: презентация; портрет писателя; художественный текст; фотографии «На родине Тургенева», «Бежин луг»; иллюстрации портретов мальчиков; определениями мира детства; картина В. Маковского «В ночном»; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра Чайковского
Словарь урока: образ, армяк, россказни, предания, поверья, сибарит
Оформление доски:
Высказывание:
Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.
И. С.Тургенев
Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков).
План урока
1. Слово учителя
— Сегодня у нас урок по творчеству великого русского писателя И.С. Тургенева. Мы знакомимся с интересным рассказом «Бежин луг». Дома вы должны были прочитать рассказ, познакомиться с героями.
Но прежде давайте познакомимся с жизнью автора. (Ученик Гасанов Тимур рассказывает о писателе
Послушайте стихотворение. Звучит музыка. (Чайковского «Времена года) На фоне ее учитель читает:
Летний вечер. За лесами солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
-Ребята, как связано это стихотворение с рассказом? (В рассказе и в стихотворении мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное)
— Знакомясь с рассказом что вы узнали? (о детях, как они жили ) Каков их мир детства?
Итак, тема сегодняшнего урока: «Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (запишите в тетрадях)
Какие цели будем ставить перед собой? ( более подорбно познакомиться с героями, узнать их внутренний мир)
— Представьте себе тихую росистую ночь, недалеко река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
Фронтальный опрос:
-
Сколько ребят в ночном и как их зовут? (5детей: Федя, Павлуша, Илюша, Кося Ваня)
-
Почему крестьянские дети оказались на Бежином лугу? (пасли хозяйских лошадей)
-
Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете? (Федя. По одежде)
-
Что готовили мальчики? (картошку)
-
Сколько лет было детям? ( от 7до 14)
-Посмотрите на доску. Там портреты мальчиков. Все иллюстрации написаны художником Пахомовым. Висит картина известного русского художника Владимира Маковского «Ночное». Его тоже волновала судьба крестьянских детей. Тургенев был любимым писателем Художника. Здесь мы видим тоже детей, табун коней. Не только писатели, но и художники изображали жизнь детей.
— Что значит ночное? ( можно поговорить с друзьями, узнать что-то новое, быть свободным)
2 – Чтобы подробнее познакомиться с образами мальчиков, поработаем в группах. У на столах таблица. Там указано имя героя. Ваша задача заполнить т.е. записать связный рассказ о мальчике. Затем зачитывает эта группа характеристику, а остальные группы должны угадать. О ком идет речь? (на работу 7 минут) (музыка Чайковского «Времена года) Ребята, а вы можете по портрету угадать мальчиков (иллюстрации на доске)
— Словарная работа: армячок – рубаха из холста.
3. Творческая группа «Искусствоведы»
Учитель
— Сегодня у нас работает творческая группа «Искусствоведов» (учащиеся творческого уровня). Они поделятся с нами интересным материалом.
Творческая группа «Искусствоведы» о Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.)
Вывод. 1. Мы познакомились со всеми портретами (образами) всех мальчиков.
— Что общего у этих детей?. (Они дружны, все деревенские, почти все бедные, умеют хорошо рассказывать истории)
2. В чем отличие этих мальчиков? (У них разные характеры) кто-то смелый, как Павлуша, кто-то тихий, как Ваня.
3. А где больше всего мы можем узнать характер? ( в историях, которые рассказали мальчики)
4. О чем говорят мальчики у костра? (О домовых, леших, про русалку, о водяном)
А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались? (4)
— Какие истории вам запомнились?
— какой синоним Тургенев использует к слову истории в тексте? В Словарях толковых вы должны были найти.
Поверье-это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета
3. Чтение по ролям отрывка («Костя вздрогнул… стр.183)
а) Как открылись мальчики в этом отрывке? (они очень интересные, у них богатое воображение)
Кого из мальчиков успели полюбить?
— Как вы думаете, сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?
( в рассказах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними, мальчики верят в то, чего нет не свете. Им внушили взрослые, потому что были неграмотные и крестьянские дети в то время учиться не могли, но в рассказах детей богатое воображение)
—С кем бы вы хотели подружиться и почему? (запишите в тетради)
— Как вы думаете, сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?
( в рассказах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними, мальчики верят в то, чего нет не свете. Им внушили взрослые, потому что были неграмотные и крестьянские дети в то время учиться не могли, но в рассказах детей богатое воображение)
рассказах детей богатое воображение)
Учитель. Перед нами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
— Дети интересны охотнику?
(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.).
Выводы по теме урока.
— Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.
На доску прикрепляются таблички с определениями (добрый, озлобленный, богатый духовный мир, впечатлительный, пытливый, любознательный, смелый, отзывчивый, необразованный суеверный)
Учитель. Вывод.
— Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обратимся к эпиграфу нашего урока).
И. С.Тургенев – мастер художественного образа.
Д/з 1.Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
2) Сочините свою быличку.
Выставление оценок
Как вы оценивайте свою работу на каждом этапе.
1.Фронтальный опрос:
2. Работа в группах:
3. Выразительное чтение текста:
4. Устный пересказ
Таблица «Образы мальчиков»
Имя мальчика | Возраст | Важные детали портрета | Достаток семьи |
Тургенев, Бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? 18.07.201218.07.2012 Torchwood Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тургенев?
Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, которые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, который умел составлять русский крестьянин XIX века.
Читаем в начале рассказа:
«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;
«Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…»;
«Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками…»;
«Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило…».
Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охоты. Можно продолжить эти наблюдения.
Попробуйте описать состояние летней природы: утром, днем, вечером.
Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюдаем за вечером: «К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».
Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику знакомых крестьянам примет летней погоды.
Опишите первую встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков.
«Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника.
Создайте портрет одного из мальчиков по вашему выбору.
Чаще всего ученики выбирают для описания Павлушу как самого смелого и решительного мальчика. Но некоторые девочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повествование интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.
Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.
1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Представление о характере мальчика.
6. Отношение автора к этому герою.Если вы выбираете для рассказа Павлушу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще всего говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соединить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.
Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?
Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди.
Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне — крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то «как закашляет, как заперхает, словно овца какая…».
В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.
Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.
Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.
Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставлении) — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он (Тришка), когда наступят последние времена».
Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.
Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.
Проследите за приемами, которыми пользуется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие художественные приемы использует автор? Создавая портрет Павлуши, автор использует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные достоинства Павлуши — стремительность и решительность его характера и поступков.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.
Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.
«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»
Источник: vsesochineniya.ru