Показательный ребенок зощенко главная мысль рассказа

Автор на чтение 18 мин. просмотров 27 опубликовано 15.03.2021 елка очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать

На чтение 18 мин. Просмотров 27 Опубликовано

«Елка» – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок.

elka-chitatelskiy-dnevnik-64148.jpg

Краткое содержание «Елка» для читательского дневника

ФИО автора: Зощенко Михаил Михайлович

Название: Елка

Число страниц: 16. М. М. Зощенко. «Елка». Издательство «Махаон». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1932 год

Главные герои

Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.

Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.

Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.

Папа – умный, строгий, справедливый.

Сюжет

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

План пересказа

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

Главная мысль

Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит

Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Отзыв

Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.

elka-e1561426983472.png

Рисунок-иллюстрация к рассказу Елка.

Пословицы

  • Звал гостей, а накупил костей.
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
  • В одну лапу всего не сгребешь.

Что понравилось

Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Сколько лет исполнилось герою в начале рассказа?</h3>

    • <label>50</label>
    • <label>20</label>
    • <label>40</label>

(новая вкладка)Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Ёлка

Автор: Зощенко Михаил

Год написания: 1932

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Минька и Лёля — брат и сестра

Зощенко был одним из самых популярных писателей своего времени, краткое содержание рассказа «Ёлка» для читательского дневника показывает суть его творчества, основанного на детских воспоминаниях.

Сюжет

Накануне новогоднего праздника пятилетний Минька и семилетняя Леля пробрались в комнату с ёлкой. Родители готовились к приему гостей и не заметили, что дети там. Мама украсила ёлку сладостями — яблоками, конфетами, пастилками, орешками и разложила под ней подарки для детей гостей. Минька и Лёля решили попробовать по одной сладости. Минька был меньше ростом и поэтому смог достать только до яблока. Лёля же легко взяла пастилу с верхних веток. Во второй и в третий раз Минька опять не достал ничего, кроме яблока, а его сестра брала самые вкусные конфеты. Мальчик разозлился и решил достать до верхних веток с помощью стула, но уронил его на подарки и сломал куклу, предназначенную для гостей. Когда пришли гости, родители стали раздавать их детям сладости с ёлки и дарить подарки. Одному из мальчиков чуть не досталось надкусанное яблоко. Гости обиделись и стали ссориться с хозяевами дома. Мать Миньки и Лёли поняла, что ее дети разорили ёлку, подарила обиженному мальчику игрушечный паровоз, предназначенный Миньке, и вернула все подарки, которые принесли гости. Миньку и Лёлю наказал отец, заперев в комнате.

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Добавить в избранноеЗощенко М., рассказ «Елка» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Елка» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик пяти лет. Обидчивый, эгоистичный, жадный.
  2. Леля. Сестра Миньки семи лет. Хитрая, жадная, обманщица.
  3. Мама. Добрая и ласковая, всегда заступается за своих детей.
  4. Папа. Строгий, но справедливый. Очень умный.

План пересказа рассказа «Елка»

  1. Елка в гостиной
  2. Вкусные подарки
  3. Леля ест пастилку
  4. Надкусанное яблоко
  5. Разорение елки
  6. Сломанная кукла
  7. Приход гостей
  8. Разоблачение
  9. Золотушный мальчик и его паровозик
  10. Золотушная девочка и ее кукла
  11. Гости ушли
  12. Слова папы

Кратчайшее содержание рассказа «Елка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки.
  2. Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку.
  3. Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику.
  4. Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка.
  5. Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки.
  6. Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.

Главная мысль рассказа «Елка» Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому рассказу смотрите по ссылке.Чему учит рассказ «Елка» Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.Отзыв на рассказ «Елка» Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.Пословицы к рассказу «Елка» Звал гостей, а накупил костей. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен. В одну лапу всего не сгребешь. Берут завидки на чужие пожитки. На чужую кучу нечего глаза пучить.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Елка» Когда Миньке было всего пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. Для мальчика это был большой праздник. И вот в канун праздника Минька и его сестра Леля проникли в гостиную, где стояла наряженная елка. Под елкой лежали разные подарки, а на елке висели бусы, фонарики, пастилки и крымские яблоки. Леля сразу сказала Миньке, что подарки они смотреть не будут, а вот с елки можно что-нибудь съесть. Она сорвала пастилку и тут же отправила ее в рот. Минка сказал, что раз Леля съела пастилку, то и он что-нибудь съест, и откусил кусок яблока. А Леля сказала, что она тогда съест еще пастилку и вдобавок конфету. Леля была высокой девочкой и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока. Увидев это, Леля съела третью пастилку и взяла себе в подарок хлопушку и орех. Минька чуть не заревел и стал тянуть к елке стул, чтобы достать что-нибудь выше яблока. Но стул опрокинулся и упал на подарки. У одной фарфоровой куклы оказался отбита ручка. Тут послышались шаги мамы и дети быстро убежали. Потом пришли гости, взрослые и много детей. И мама сказала, чтобы все дети к ней подходили и давала каждому подарок и что-нибудь вкусное с елки. Но вот мама нашла обкусанное яблоко и подозвала детей. Леля и Минька стали валить вину друг на друга, а мама сказала, что поставит Лелю в угол, а паровозик, который хотела подарить Миньке отдаст мальчику, которому чуть не отдала надкусанное яблоко. Мальчик взял паровозик и сразу стал с ним играть, а Минька обиделся и ударил его по руке. Мальчик заплакал, а его мама сказала, что они сейчас уйдут. И Минька обрадовался, что тогда паровозик останется ему. Мама мальчика сказала, что Минька настоящий разбойник, а Минькина мама назвала ее ребенка золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить. Тут возмутилась еще одна мама, дочке которой досталась кукла с отломанной ручкой и собралась уходить. Леля сказала, чтобы она уходила с золотушным ребенком, а кукла тогда достанется ей. А Минька крикнул, что все могут уходить, а игрушки останутся им. И все гости разошлись, а удивленная мама осталась в пустой комнате. И тут пришел папа. Он сказал, что не хочет чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей. Потому что тогда они умрут в одиночестве. Потом он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех прошло почти сорок лет и Минька вырос. Но больше никогда не брал чужого и никогда не ударил слабого.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Елка»

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Елка — Зощенко М.М.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название: “Елка”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.

Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.

Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.

Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.

Краткое содержание

Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.

Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.

Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.

Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.

Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.

Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.

Понравившийся эпизод

Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя,  иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить

План произведения для пересказа

  1. Сладости на елке.
  2. Поедание подарков.
  3. Упавший стул.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение проказников.
  6. Минька и мальчик.
  7. Ссора мам.
  8. Гости уходят.
  9. Радость Миньки и Лели.
  10. Золотые слова папы.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои — совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

Новые слова и выражения

Золотушный ребенок — больной, истощенный.

Пословицы к произведению

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Позвал гостей, а накупил костей.

Берут завидки на чужие пожитки.

В одну лапу всего не соберешь.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

Рисунок к произведению

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

Оглавление:

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

  1. yolka-rasskaz-zoschenko.jpgВступление автора.
  2. Украшение ёлки.
  3. Прекрасная ёлка.
  4. Проступок детей.
  5. Гости.
  6. Обида мальчика.
  7. Конфликт взрослых.
  8. Решение папы.

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

  1. Леля.
  2. Минька.

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Краткое содержание

rasskaz-zoschenko-yolka.jpg

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

zoschenko-mihail-elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/elka.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass/1488-elka.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post12.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-4-класс-готовые-о/зощенко-м-м-елка-кратко-содержание-дл.html
  • https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-mihaila-zoshhenko-yolka.html

Этапы учебного
занятия

Образовательная
задача этапа урока

Методы, приёмы и
формы организации учебной деятельности

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Дидактические
средства, интерактивное оборудование

Планируемые
результаты

Мотивационный
этап

Постановка учебной задачи

Словесный

Фронтальная

1. Организационный
момент

-Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Ульяна Юрьевна, и я сегодня проведу у вас урок
литературного чтения.

2.
Проверка готовности

Давайте
проверим вашу готовность к уроку. На парте лежит учебник литературного
чтения, дневник и пенал.

Приветствуют
учителя.

Проверяют готовность к занятию.

Коммуникативные,
Регулятивные, Личностные

Речевая разминка

Развитие органов артикуляции,
совершенствовать четкость произношения.

Словесный

Наглядный

Практический

Фронтальная Индивидуальная

Перед
началом занятия проведем речевую разминку. Посмотрите на экран. На слайде
1 скороговорка:

1.   Мышка сушек насушила,

мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

-Ребята,
прочитайте скороговорку глазами.

-Давайте
все вместе прочитаем скороговорку по указке громко и чётко, по слогам
проговаривая звуки.

-Какой
звук мы слышим чаще всего?

-Правильно!
Кто прочитает скороговорку с выделением звуков?

-Молодцы!
Теперь прочитаем скороговорку хором начиная медленно, затем постепенно
увеличивая скорость чтения.

-Теперь
прочитаем скороговорку сначала быстро, затем постепенно медленней.

-Кто
хочет быстро прочитать скороговорку?

-Хорошо.

Работают со скороговоркой.

— Звук [м], [ш].

ИКТ, презентация, слайд 1,2

Коммуникативные,

Регулятивные,

Личностные, Предметные

Актуализация знаний и постановка целей урока

Определить
тему урока, поставить цель, мотивировать к предстоящей деятельности;

Словесный

Наглядный

Фронтальная

1. Определение темы урока

— Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная.

На Рождество я главная. (Ёлка)

(Изображение ёлки на доске)

-А какие слова вам помогли
отгадать загадку?  (на рождество наряжают ёлку).

— Я вам сегодня
на урок принесла ёлку. Почему? 

-Посмотрите на выставку книг М. Зощенко. Свяжите эти два момента
– загадку и выставку.

— Кто догадался как будет
звучать тема нашего урока?

-Верно тема нашего урока «М.
Зощенко «Ёлка». Герои произведения.» (СЛАЙД 2)

2.    
Целеполагание

-Как вы думаете, какие
учебные задачи мы для себя поставим?

-Сегодня  мы с вами
поговорим о биографии М.Зощенко и о его произведении «Ёлка», а также будем
работать с героями произведения.

Определяют
тему занятия.

Мы будем сегодня читать рассказ, в котором
говорится о ёлке и новогоднем празднике.

— Мы поговорим о биографии автора, познакомимся с рассказом
«Ёлка».

ИКТ, изображение ёлки

Предметные,
Коммуникативные,

Регулятивные,
Личностные

Открытие
новых знаний

Знакомство
с биографией автора

Формирование
шагов, необходимых для реализации поставленной цели

Словесный

Наглядный

Фронтальная

(слайд 3 с фотографией автора)

-Ребята,
вам знакомо имя этого писателя, Михаила Михайловича Зощенко?

-А что вы о нем уже знаете?

-С какими его произведениями вы
уже знакомы?

— Посмотрите на его портрет на
слайде. Сейчас я расскажу вам небольшую биографию об авторе, а вы внимательно
слушайте, потом я буду вам задавать вопросы.

Русский писатель Михаи́л Миха́йлович
Зо́щенко родился 10 августа 1894 в Полтаве на Украине. в
многодетной семье.  В семье было 8 детей.  (СЛАЙД 4)

Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама –
актриса, а также  писала рассказы. (СЛАЙД 5)

В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в
Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета.
Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны в 1917
году. (СЛАЙД 6) Командовал батальоном. За храбрость и отвагу,
проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой,
он захотел написать обо всём, что видел и слышал.

Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы
 помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая
его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно
расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых.
Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят
 получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и
 упорным человеком.

В конце 1939 году, почти сто лет назад появились такие
замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок»,
 «Ёлка». (СЛАЙД 7) Затем было опубликовано ещё несколько десятков
рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. 
Герои рассказов — Леля и Минька. Автор
рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими.
Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.

— Скажите, что нового вы узнали
про автора?

—  Кто запомнил когда он родился?

— Кем были его родители?

— Ребята, кто запомнил какие
рассказы он написал?

— Молодцы, а теперь давайте
немного разомнемся.

Слушают биографию автора, отвечают на вопросы.

ИКТ, презентация

Предметные,
Познавательные, Коммуникативные,

Регулятивные,

Личностные

Физкультминутка

Внесение
эмоционального заряда

-Ребята, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Встань из-за
своих парт и повторяйте за мной.

Поднимает руки класс—
Это «раз», (Дети поднимаются и поднимают одну руку вверх, затем другую)
Повернулась голова —
Это «два». (Дети делают движения головой из стороны в сторону)
Руки вниз, вперёд смотри – (Дети опускают руки)
Это «три».
Руки в стороны пошире (Дети руки расставляют в стороны)
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать — (Дети ставят руки на плечи)
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Дети рассаживаются по местам.)

Выполняют простые физические движения

Словарная работа

Закрепление
изученного материала

Словесный

Наглядный

Фронтальная

 -Откройте учебник на странице 59.

-Прочитайте
название произведения.

-Предположите,
что автор расскажет про ёлку.


Верно, но в начале давайте узнаем, что же означают некоторые слова из данного
рассказа.  Я раздам вам карточки со словами и определениями и вам надо
соотнести слово и что оно означает. Работайте в паре.
(карточки)

— Хорошо, а теперь
давайте проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 8)

Крымские
яблоки –
 яблоки, привезённые из Крыма.

Длинновязая
– 
сильно высокая, рослая.

Пастилка
– 
кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Не буду
церемониться – 
не буду стесняться.

Фарфоровая
ручка – 
сделанная из высококачественной глины.

Золотушный ребёнок – больной ребенок.

Не ручаюсь – не уверена.

Отвечают
на вопросы, определяют значение слов.

Учебник, презентация

Предметные,

Регулятивные,

Личностные, Коммуникативные

Первичный синтез

Создать
в воображении ребенка целостную картину рассказа.

Фронтальная,
словесная

-Послушайте, я вам прочитаю
рассказ М.Зощенко «Ёлка». А вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на
вопросы.

Воспринимают на слух.

Учебник

Предметные,
познавательные

Проверка первичного восприятия

Выявить,
что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания

Словесная

-Понравился ли вам рассказ?

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете, праздник
получился весёлым?

-А рассказ получился весёлым?

-Почему весёлый и смешной рассказ
создаёт немного грустное настроение? (Потому что в конце рассказа Лёлю и
Миньку наказывают родители за их проказы)

-Верно ли мы предположили о
содержании, по названию?

Ответы детей

Предметные,
познавательные

Вторичный синтез

Этап применения и закрепления знаний

Анализ произведения.

Упражняться в чтении

Понять смысл текста

Фронтальная.
словесная

— Ребята, я предлагаю прочесть
рассказ. читаем  по цепочке по абзацу. Следите внимательно.

-Какой жанр произведения?
Докажите.

(Это рассказ, потому что это небольшое произведение и
повествуется об одном событии из жизни автора)

-Нравится ли вам иллюстрация на с.59?

-А какой момент действия изображен на иллюстрации?

-Какие
действующие лица показаны, в какой обстановке?

-Как
передано художником настроение героев?

— Скажите, про что вспомнил автор
в начале рассказа?
(Рассказчик повествует
об одном случае, который произошел в одно из празднований Нового года)

-От чьего имени ведётся рассказ?  (Автора)

–Сколько лет исполнилось автору в рассказе?

–В каком возрасте автор понимал, что такое ёлка? Найдите в
учебнике.

-Чем наряжали ёлку в то время?
(Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи…)

-А вы помните как наряжали ёлку с родителями?

-Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной
комнате?

-Задумались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали
так, потому что были жадными, завистливыми, жестокими, не способные правильно
оценивать то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведите
подтверждающие ваш ответ примеры из текста.

-Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

-Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными?

-Ребята, скажите, пожалуйста, в чём главная мысль рассказа? (Нужно с самого
детства приучать детей к честности и искренности, нельзя им внушать то, что
врать, красть чужое, брать что-либо без спроса — это хорошо и правильно.)

Читают
текст рассказа.

Формулируют ответы

Находят и зачитывают фрагмент.

Учебник

Предметные,
Познавательные, Коммуникативные,

Регулятивные,

Личностные

Итог занятия

Проверка знаний.

Фронтальная

-Ребята,
мы с вами довольно хорошо познакомились с рассказом Михаила Михайловича
Зощенко «Ёлка» и сейчас я вам охарактеризовать главных героев. У вас на
столах лежат карточки, охарактеризуйте данных героев, мальчики буду описывать
Миньку, а девочки Лёлю.

Девочки

Мальчики

Лёля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что
могут достать?

Как
ест?

Поведение

-Вот
и подошел к концу занятие. Какие цели мы ставили в начале урока?

-Достигли
мы поставленных целей?

-Были
ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Чему они вас
научили?

Выполняют самостоятельную работу.

Мы поговорим о биографии автора, познакомимся с рассказом
«Ёлка».

Карточки с характеристиками героев

Коммуникативные,

Регулятивные,

Личностыне

Рефлексия

Организовать рефлексию и оценку деятельности.

Словесный;
фронтальная


Выберите одно предложение и закончите его. (СЛАЙД 9)

·       
Сегодня
на уроке я узнал…

·       
На
этом уроке я похвалил бы себя за…

·       
После
урока мне захотелось…

·       
Сегодня
я сумел…

Оценивают свою деятельность на учебном занятии.

Коммуникативные,
Личностные

Домашнее задание

Подготовить
творческий пересказ от лица мамы и папы.

Дневник

Русская литература не очень богата женщинами-писателями. Одно из немногих, великолепных исключений — Надежда Лохвицкая, более известная как Тэффи. В ее книгах немало радостного, безудержного, самоценн…

Лидия Чарская своими сказками затронула многие детские сердца. В этих историях столько не по-детски мудрого, где-то горького и даже трагичного, где-то наивного и трогательного. Ее сказки хороши тем, ч…

«Чем более я узнавал людей, тем более я убеждался, что истину можно найти только в их вымыслах…» Эдуард Лабулэ

Французский учёный, публицист и политический деятель Эдуард-Рене Лефевр де Лабулэ имел…

Погашен в лампе свет, и ночь спокойна и ясна,
На памяти моей встают былые времена,
Плывут сказанья в вышине, как перья облаков,
И в сердце странно и светло, печально и легко.

Эти стихи Блока написаны…

«Алёнушкины сказки» Дмитрий Мамин-Сибиряк написал когда-то для своей дочки – отсюда и название. Но другим малышам они тоже понравились, поэтому появилась настоящая книга для самых маленьких читателей….

Дмитрий Мамин-Сибиряк записал те сказки, которые когда-то рассказывал дочке, издал их отдельной книгой и назвал её «Алёнушкины сказки». В них яркие краски солнечного дня, красота щедрой природы, а гер…

Звери – и дикие, и домашние — часто бывают героями сказок и народных, и авторских. В народной сказке пастушок становится королем и ухаживает за белой козочкой, а животные прогоняют разбойников. Братья…

А вы знаете, что 7 ноября – Международный День Мыши? В этот день чаще, чем обычно, мышиный писк раздается с экранов и страниц книг – вот и мы решили  познакомить вас с героями мышиных сказок – мышатам…

Чем же закончится история Ивана меньшого, как помогут ему большой разум и верные кони победить врагов и завоевать сердце прекрасной царевны Алены?

00:00 Авторский текст

01:31 Иван меньшой разумом бо…

Зачем читают сказки, если в них все неправда? Нет, не все. Можно, конечно, всю жизнь прожить и не встретить Кобылицу Златогривицу или Гусака-Плясуна, зато можно научиться их увидеть в кружащихся осенн…

Латышские сказки, как и любые другие, полны бродячих сюжетов, в которых можно узнать и историю Рапунцель, и приключения Конька-горбунка, и сказку про летучий корабль. И все же каждый народ их рассказы…

Дядюшка Римус — это старик, который повествует мальчугану Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях Матушке Мидоус, Братце Еноте, Братце Опоссуме и прочих.

Смешные и по…

Этот выпуск мы предлагаем послушать не только малышам, но и школьникам, особенно тем, кому скоро предстоит знакомство с баснями Крылова.

Героиня рассказа Саши Чёрного, маленькая девочка Люся жила в П…

Лет сто или двести назад старая нянюшка из сказки Элинор Фарджон нянчила братьев Гримм. Проказники вечно просили рассказывать им сказки. Славные были мальчишки Гриммы, только шебутные, видно, провинил…

Самыми известными собирателями сказок и легенд в Германии были братья Якоб и Вильгельм Гримм. Всего они записали и обработали более двухсот таких историй, среди которых и «Красная Шапочка», и «Белосне…

Сказка «Серая Шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей и осталась в одиночестве зимова…

Эта программа для самых маленьких слушателей. В ней прозвучат народные сказки — карельская, лезгинская, ненецкая и тофаларская.

00:07 Авторский текст
00:28 Матти — весельчак
09:22 Как смышлёный пахар…

Михаил Зощенко писал не только сатирические рассказы для взрослых, но также и для детей и о детях — это истории про Лёлю и Миньку, про Великих путешественников, про Самое главное, Калоши и мороженое и…

Множество сказок, знакомых нам с детства, возникло из так называемых «бродячих сюжетов». Их передавали из уст в уста, из поколения в поколение, из страны в страну. И не только рассказывали, но и запис…

Множество сказок, знакомых нам с детства, возникло из так называемых «бродячих сюжетов». Их передавали из уст в уста, из поколения в поколение, из страны в страну. И не только рассказывали, но и запис…

Множество сказок, которые мы знаем с детства, возникло из так называемых бродячих сюжетов — их передавали из уст в уста, из поколения в поколение, из страны в страну.

И их не только рассказывали, но…

Элинор Фарджон не стремилась к славе, и, как и подобает волшебнице, не старалась быть на виду.

Но в 1955 году, когда была учреждена самая главная международная премия в области детской литературы — М…

Элинор Фарджон написала великое множество удивительных историй — больше 60 книг для детей и взрослых: сказки, притчи, стихи, и пьесы для театра.

Она говорила «Семь горничных с семью метлами, трудись…

Сказки-притчи поэтессы и прозаика Рахиль Баумволь достойны того, чтобы читать их в любом возрасте. Но особенно хороши они для малышей. Короткие, трогательные, добрые, с абсолютно простым, но оригиналь…

Знаменитый Ханс Кристиан Андерсен подарил известность и своему коллеге-сказочнику Оле Лукойе, чьё имя состоит из двух частей: Оле — датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки». Он носи…

Будущий писатель Ханс Кристиан Андерсен в возрасте 14 лет отправился в Копенгаген, а на вопрос матери «зачем?» ответил — «чтобы стать знаменитым!» И это ему удалось.

Андерсен написал 3381 произведени…

Детские произведения Д. Хармса чаще всего печатались в популярнейших журналах  для детей «Ёж» и «Чиж», и эти птицы и животные часто становились героями его стихов и сказок. А еще Хармс был прекрасным…

Настоящее имя Хармса — Даниил Иванович Ювачёв. И он никогда не планировал работать в детской литературе. У кого-то может возникнуть вопрос: как Хармс стал хорошим детским писателем? Ответ очевиден: он…

Михаил Зощенко писал не только сатирические рассказы для взрослых, но также и для детей и о детях — это истории про Лёлю и Миньку, про великих путешественников, про Золотые слова, Калоши и мороженое и…

Сказки Пушкина — уникальные произведения в стихах. Сюжеты для них автор брал из народного творчества самых разных стран. Нo, несмотря на это, все сказки сразу можно узнать по волшебному Пушкинскому сл…

  • Показался вдали как пишется
  • Покажите как в рассказе бежин луг и певцы проявляются главные идеи этого цикла
  • Покажите какие поете вы песни сочинение
  • Пока что нет как пишется запятая
  • Пока человек существует он будет себя открывать сочинение