Пока не актуально как пишется

21 декабря 2021 г. 12:1218 декабря 2021 года в передаче церковь и мир, выходящей на канале россия 24 по субботам

21 декабря 2021 г. 12:12

18 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы по главным темам в России и в мире председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На этой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей поддержит законопроект об ужесточении требований к показу в Интернете фильмов и сериалов, где есть сцены с нетрадиционными сексуальными отношениями и девиациями. Сейчас, насколько мы знаем, этот закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. Данная инициатива — это уже прямой заход на территорию взрослых, которые сделали свой выбор: сами определились, с кем им жить, какого эротического содержания фильмы им смотреть. Как Вам кажется, не ущемление ли это прав совершеннолетних людей нетрадиционной ориентации?

Митрополит Иларион: Я думаю, что государство вправе регулировать информационную политику не только на телеканалах, но и в Интернете — на тех площадках и платформах, которые подконтрольны государству. В Интернете есть очень много неподконтрольного контента, и те, кто желает его найти, все равно найдут, они обойдут запреты, которые существуют.

Но вопрос ведь заключается в том, какой продукт предлагается людям, что они будут смотреть. Ограничения уже существуют: запрещены, например, сцены насилия, нецензурная лексика, тем не менее, в Интернете очень много и того, и другого. Я думаю, что и этот запрет будет обойден. Однако любые меры, направленные на сохранение целостности семьи, на поддержку традиционной семьи (то есть такой, которая состоит из двух супругов — мужчины и женщины), следует поддержать, особенно в нынешней тяжелой демографической ситуации.

Е. Грачева: В Москве была подписана хартия «Цифровая этика детства», к ней присоединились девять интернет-компаний. Эта хартия определяет основные принципы, ценности и правила поведения в онлайн-пространстве. Иностранные компании тоже были приглашены присоединиться к этой хартии, другой вопрос, захотят ли они. До недавнего времени я не припомню, чтобы иностранные компании стремились подписывать какие-то этические своды на территории Российской Федерации. Важна ли эта инициатива, как Вы думаете?

Митрополит Иларион: Я думаю, что это очень важная и своевременная инициатива, потому что мы должны защищать наших детей от разного рода тлетворных влияний. К сожалению, то, что мы видим сейчас на Западе — это ни что иное, как развращение детей, которых чуть ли не с младенчества, еще с дошкольного возраста начинают обучать разного рода сексуальным извращениям. Когда мальчику говорят: ты еще должен подумать, мальчик ты или хочешь стать девочкой, а если хочешь стать девочкой, то тебе в этом помогут; с младенчества внушают, что биологический пол — это не то же самое, что гендер, который человек якобы может выбрать для себя сам. Не говоря уже о том, что детям и подросткам делают операции по изменению пола. Я думаю, что любые меры, направленные на сохранение детей от такого рода влияний, следует приветствовать, но я согласен с тем, что зарубежные компании, которые такую политику не поддерживают, вряд ли к ней присоединятся.

Е. Грачева: Владыка, в Москве прошла всероссийская конференция по теологии (правда, там были и иностранные участники). Свое приветствие направил и Патриарх Кирилл, и президент РФ Владимир Путин. Открывалась конференция, что примечательно, в МИФИ, а продолжилась в РАНХиГС — в светских учебных заведениях. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: зачем в светском вузе студентам, которые и так перегружены огромным количеством дисциплин, еще и теология, какая здесь связь? Что бы Вы таким скептикам ответили?

Митрополит Иларион: Я уже много лет отвечаю таким скептикам, поскольку являюсь заведующим кафедрой теологии в МИФИ. Когда мы создавали эту кафедру девять лет назад, было очень много вопросов: зачем ядерщикам теология? Такие вопросы задают и по поводу других учебных заведений, где возникают кафедры теологии. Но с тем же успехом можно спросить: а зачем ядерщикам знать историю России или читать Достоевского и вообще изучать литературу?

Само слово «университет» предполагает, что человек в этом учебном заведении будет получать не только узкую специализацию, но и знания по широкому кругу предметов. Никто теологию не навязывает ни ядерщикам, ни специалистам в области народного хозяйства и государственной службы. Однако теологические кафедры и теологические программы существуют для того, чтобы студенты, которые желают познакомиться с религиозной традицией и узнать о той или иной религиозной традиции из уст ее носителей, имели такую возможность.

Этой возможности наши студенты были лишены на протяжении семидесяти лет. Религия всячески замалчивалась, была гонимой, а студентам преподавали так называемый «научный атеизм», который по сути представлял собой собрание разного рода мифов о религиозных традициях. Сейчас нам удалось выправить это положение, и теология является признанным государством научным предметом, это научная область. Мы выдаем дипломы по теологии, которые признаются государством, дипломы государственного образца.

Но делается это не для того, чтобы индоктринировать людей: мы не превращаем кафедры теологии в подобие церковного амвона. Мы лишь даем возможность тем студентам, которые этого желают, познакомиться с религиозными традициями и получить информацию, что называется, из первых уст.

Кроме того, как было сказано в приветствии, которое направил нашей конференции Президент Владимир Владимирович Путин, «изучение религиозных традиций — это очень важный фактор стабильности в обществе», потому что, к сожалению, сегодня многие экстремисты и террористы совершают свои деяния и продвигают свою идеологию под религиозными лозунгами. Очень важно, чтобы каждый российский студент знал, где и какая религия, чему она учит: что, например, является учением ислама, а что — его искажением. Для этого и создаются теологические кафедры, причем это проект межрелигиозный. В нем участвуют и православные, и мусульмане, и иудеи — представители традиционных религий России.

Е. Грачева: Владыка, Вы на днях представили новый проект «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет» — Священное Писание в аудиоформате, которое читают актеры по ролям. Есть музыкальное сопровождение, и Вы как композитор участвуете в этом проекте. По сути дела, это аудиоспектакль. Когда были подобные чтения произведений Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то это привлекало большое количество аудитории. Как Вам кажется, Священное Писание сегодня способно собрать такую же массовую аудиторию?

Митрополит Иларион: Священное Писание уже собирает массовую аудиторию. Давайте не будем забывать, что Библия — это самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времен изобретения книгопечатания. Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты, в то же время они часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь 20 часов в аудиоформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий — от 120 до 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — целиком прослушать Библию за несколько недель.

Почему мы решили сделать Библию именно в таком формате чтения по ролям? Потому что оно очень оживляет восприятие, а когда накладывается на музыку, то производит очень сильное впечатление, даже чисто эстетическое. Должен сказать, что я участвовал в этом проекте не только в качестве композитора. Я прослушивал все главы по несколько раз, исправлял ударения, работал с актерами, добивался того, чтобы актеры читали естественно, а не как им иногда свойственно, с искусственными интонациями.

Этот проект я представил Святейшему Патриарху к его 75-летию. Очень надеюсь на то, что он будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях. Скачать его можно бесплатно: достаточно зайти в AppStore или другие сервисы на мобильном телефоне, набрать «Читаем Библию вместе» и вы тут же получите этот продукт бесплатно. Правда, у нас пока готова только первая часть — Новый Завет, но я надеюсь, что в течение 2022 года мы закончим всю Библию целиком.

Е. Грачева: Я поздравляю Вас с новой ролью. Фактически Вы выступили как шоураннер этого проекта, как сказали бы в США.

Владыка, в Испании продолжаются ожесточенные дискуссии относительно закона об «исторической памяти», который сейчас разрабатывается правительством. Парламент должен его рассмотреть в течение зимы. Этот законопроект направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы. Речь идет о «Долине павших». Согласно законопроекту, из аббатства изгонят монахов-бенедиктинцев (ордена св. Бенедикта) и взорвут 150-метровый крест (один из самых высоких в мире), который находится на вершине комплекса. Вы наверняка следили за ходом обсуждения этого законопроекта. Как Вы это прокомментируете?

Митрополит Иларион: Я не только следил за ходом законопроекта, но и встречался с некоторыми лицами, имеющими непосредственное отношение к этой теме, в частности, с послом Испании. Мы очень обеспокоены дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране. Это касается и нашей страны, и Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или другую сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать. Это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания.

Давайте вспомним нашу историю. Ведь у нас и храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали — все это было названо наследием царизма. Храм Христа Спасителя в Москве взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые пришли к власти в Испании, говорят, что надо взорвать 150-метровый крест, потому что это «наследие франкизма». Не имеет сейчас никакого значения, чье это наследие, если стоит крест. Крест — это символ христианства. Он воздвигнут во славу Христа, а не во славу Франко или какого-то другого диктатора.

Если говорить о «Долине павших», то действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франсиско Франко. Но там похоронено более 30 тысяч человек — это жертвы гражданской войны, которые воевали на разных сторонах. Монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря, никто объяснить не может. Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память всех почивших, но при этом сохранится и крест на вершине холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся.

Я надеюсь на то, что Католическая Церковь сможет отстоять эти памятники, а испанское руководство примет правильные и сбалансированные решения.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Здравствуйте, владыка Иларион! Обычно принято подходить к священнику на исповедь по одному, но в последнее время я все чаще становлюсь свидетелем всеобщей исповеди, где нет индивидуального общения, а священник читает разрешительные молитвы и дает всем общее благословение. Правильна ли такая исповедь и прощаются ли грехи при таком варианте?

Митрополит Иларион: Общая исповедь — это вынужденная замена индивидуальной исповеди. Она происходит в тех случаях, когда исповедников слишком много, когда, например, священник один, а на исповедь пришли триста человек, и он понимает, что не сможет и выслушать каждого по отдельности, и при этом еще совершить богослужение. В таких случаях совершается общая исповедь. В советское время это была довольно распространенная практика, потому что священников было мало, а прихожан много. В послесоветское время эта практика постепенно вышла из употребления.

В последнее время она возрождается в связи с пандемией коронавируса — это одна из санитарных мер, которые применяются для того, чтобы снизить риск заражения. Как вы понимаете, если священник беседует с каждым человеком по отдельности, то риск заражения серьезно увеличивается. Но это временная мера, она направлена именно на то, чтобы помочь всем нам поскорее избавиться от этой пандемии.

Общая исповедь не является стопроцентной заменой индивидуальной исповеди. Хотя бы иногда, раз в месяц или раз в несколько месяцев, нужно бывать на индивидуальной исповеди, потому что у каждого человека есть свои грехи, которые он сам своими устами должен назвать, а священник должен их услышать, помолиться об этом человеке и прочитать разрешительную молитву.

Вопрос: Слышал, что идея о едином Боге возникла еще задолго до возникновения Библии при египетском фараоне Эхнатоне. Тогда человечество еще не было готово ни воспринять, ни поверить в эту идею, поэтому с кончиной этого фараона она сошла на нет. Владыка, как Вы оцениваете эту гипотезу? Мог ли Бог уже в те времена давать людям некие знаки Своего существования?

Митрополит Иларион: Конечно, я думаю, что Бог в разные времена давал людям некие знаки Своего существования. Эхнатон пытался отказаться от многобожия, которое господствовало в Египте его времени, и приучить свой народ к поклонению единому Богу. При этом он считал, что единый Бог — это солнце, то есть он был не только поклонником единого Бога, но еще и солнцепоклонником. Он писал стихи в честь этого бога, создавались барельефы с изображением бога солнца. После того, как он умер (а фараоны в те времена жили недолго), этот культ был уничтожен, и уже следующий за ним фараон вернулся к многобожию, которое существовало в древнем Египте.

При этом, действительно, мы видим в разных культурах и в разные времена (в том числе в странах, в которых господствовало многобожие, язычество), попытки отдельных людей приблизиться к пониманию единого Бога. Здесь можно вспомнить и древнюю Грецию, можно вспомнить Платона, который в своем диалоге «Тимей» очень красочно описывает демиурга, то есть творца всей вселенной. По сути, речь идет о едином Боге. Хотя Платон не отказывался от языческой религии, но воспринимал ее философски. В его представлении тот Бог, который сотворил весь этот мир, занимал совершенно особое место.

Вопрос: Мой отец согласился на мое крещение при условии, что крестной матерью я возьму его сестру. Но так как тетя живет в другом регионе, он запланировал позвать в храм в качестве крестной знакомую, которую намерен представить священнику под именем своей сестры. Владыка, меня очень смущает попытка такой подмены, по сути, обмана, тем более в столь важный момент моей жизни. Как мне поступить?

Митрополит Иларион: Я думаю, что никакой обман, конечно, недопустим, когда речь идет о таинстве Крещения. Поэтому если это не сестра, так и нужно сказать. Если имеется в виду, что сестра будет как бы заочной крестной, то, наверное, об этом можно договориться со священником. Но совсем необязательно в таком случае выставлять какую-то другую женщину в качестве сестры.

Вопрос: Какие требования Церковь предъявляет к крестным родителям и какие обязанности возлагает на них?

Митрополит Иларион: Если речь идет о крещении младенца, то крестные — это обычно те, кто берут ответственность за христианское воспитание этого младенца. Если речь идет о крещении взрослого, то крестные — это люди, которые могут помочь уже взрослому человеку стать полноценным христианином. Поэтому самое главное требование, которое предъявляется к крестным, — чтобы они сами были полностью воцерковленными православными людьми, достаточно глубоко знали православную веру и могли помочь тому человеку, для которого они становятся крестными.

Вопрос: Можно ли провести обряд заочного отпевания человека, умершего много лет назад? Встретятся ли души людей, которых отпели при погребении, с теми душами почивших, по которым не проводилось отпевание?

Митрополит Иларион: Если человек умер и его не отпевали, то всегда можно совершить отпевание, в том числе заочно и много лет спустя. Как и с кем встречаются умершие после своей смерти, мы не знаем, но если послушать людей, переживших клиническую смерть (а таких людей и таких свидетельств довольно много), то часто они говорят, что встречали своих умерших родственников.

Отпевание совершается по отношению к тем людям, которые были крещены и были членами Церкви. Даже если они были не очень старательными членами Церкви, не причащались и не исповедовались, все равно таких людей мы отпеваем. Мы не отпеваем только тех людей, которые не были крещены, принадлежат к иным религиозным традициям или были противниками Церкви и не верили в Бога. Таких людей отпевать не принято, и их посмертная судьба оставляется на волю Божию.

Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Когда что писать

Если руководитель уезжает в командировку, на его место назначают врио — это временно исполняющий обязанности. Назначают заместителя на время и в других ситуациях, когда начальник в отпуске или на длительном больничном.

Что такое врио

Когда должность вакантна и идет поиск кандидата, лицо, которое выполняет функции руководителя, называют исполняющим обязанности. Посмотрите в примере, как пишется должность исполняющий обязанности, — и.о., а затем сама должность.

Как пишется в документах исполняющий обязанности

Сокращение используют и в том случае, если должность выборная и речь идет об испытательном сроке для одного из кандидатов.

Исполняющий обязанности — лицо, назначенное выполнять функции до тех пор, пока на должность не назначат основного работника, а временно исполняющий обязанности — замещающее основного сотрудника лицо.

Особое мнение

Пока не актуально как пишется

Павел Сафоненков

Заместитель председателя президиума Коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов», к.ю.н.

С юридической точки зрения, «и. о.» и «врио» синонимами не являются. «И. о.» говорит об исполнении дополнительных обязанностей работником по должности, являющейся вакантной, до назначения на эту должность нового работника. Работник совмещает свою основную должность и ту, которая является вакантной. «Врио» добавляется к названию должности в случае замещения и исполнения должностных обязанностей временно отсутствующего работника до его выхода. При этом, как показывает практика, работник либо временно переводится на новую работу, либо совмещает ее с предыдущей.

Надо заметить, что для определения размера доплат при временном заместительстве до настоящего времени применяется Разъяснение Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 (ред. от 11.12.1986, с изм. от 11.03.2003) «О порядке оплаты временного заместительства», в соответствии с п. 1 которого, замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и окладом замещаемого работника. Определением ВС РФ № КАС 03-25 от 11.03.2003 отменено ограничение в оплате труда специалистов, замещающих отсутствующего руководителя, как противоречащее ТК РФ. Правовые положения, относящиеся к этим вопросам, отчасти содержатся в ст. 151 и 74, 72.1, 60.2 ТК РФ.

Но следует признать, что должного правового регулирования данных вопросов нет, и по этой причине до сих пор возникают и теоретические дискуссии, и сложности в правоприменительной практике.

Как расшифровать и правильно использовать акроним «врио»

Акроним, или более привычно — аббревиатура, расшифровывается как Вр(еменно) И(сполняющий) О(бязанности). Слово «врио» не склоняется, относится к существительным общего рода, потому сокращение «временно исполняющий обязанности» — врио — используют для обозначения должностей, которые занимает как мужчина, так и женщина.

Но при этом акроним согласуется с другими частями речи как мужского, так и женского рода. Правильно говорить «новый врио», если речь идет о мужчине, и «новая врио» — если о женщине.

Еще один момент: если с акронима начинается предложение, первая буква — заглавная, как этого требуют правила русского языка. Если сокращение используют в середине предложения, то все буквы прописные.

Что означает «и.о.» директора (начальника)

Сокращение «и.о.» появилось от слов И(сполняющий) О(бязанности). Отличается от «врио» всего двумя первыми буквами. Но с правовой позиции разница огромная, и если не знать, как сокращать исполняющий обязанности директора, появится ошибка.

Как и акроним «врио», сокращение применяют как к мужчине, так и к женщине, а в зависимости от места нахождения в предложении первая буква либо маленькая, либо большая.

На что еще важно обратить внимание: как писать в документах «исполняющий обязанности директора» и «временно исполняющий обязанности». Если используют аббревиатуру «врио», то никаких точек между буквами или после последней буквы не ставят. Если вписывают «и.о.», после каждой буквы — точка. Объяснить, почему акронимы пишутся по-разному, сложно: филологи говорят, что это устойчивые выражения.

Акронимы в делопроизводстве

Когда используют сокращения

Когда разобрали основные правила, как правильно пишется «врио начальника» и «и.о. руководителя», отметим, что оба сокращения уместны в документах и публицистике. В разговорной речи их используют редко, и филологи рекомендуют использовать выражения полностью.

Что касается правил, как пишется «врио» в документах или «и.о.», то такие «приставки» делают исключительно перед должностью лица в родительном падеже, затем следует фамилия руководителя. Никаких других вариантов не допускается.

Как правильно их писать

Покажем несколько примеров, как правильно пишется «и.о. директора» или «врио начальника», и ответим на каверзные вопросы:

  1. Как правильно использовать во множественном числе? Есть два варианта:
    • и.о. директора (разные исполняющие обязанности директора одной организации);
    • и.о. директоров (разных организаций).
  2. «Исполняющий обязанности» с большой или маленькой буквы? В случае сокращения все буквы маленькие.
  3. Если сокращение стоит в начале предложения, необходимо писать «и.о.» или «И.о.»? В начале предложения, по правилам русского языка, ставится заглавная буква. Это правило действует и в этом случае, пишем с большой.
  4. И.о. сказал или сказала? Как и в случае с врио, это зависит от пола того, кто занимает должность и что-то сказал.

Обязательно ли использовать сокращения в делопроизводстве

Необязательно, но желательно. Но только перед должностью, название которой стоит в родительном падеже. И только строчными буквами. Это экономит место и более выигрышно смотрится при оформлении писем и другой документации. Сравните оба варианта.

Как писать в документах врио

Как пишется слово более?

Более, наречие 1. То же, что больше (в 1, 2 и 3 знач …

Как правильно более менее или более или менее?

Как правильно пишется: “более-менее” или “более менее”? Но в разговорной речи союз “или” опускается и вместо него в письме ставится дефис. Однако, следует знать, что литературным вариантом данного наречия является вариант с союзом “или” (более или менее).

Почему как никак пишется через дефис?

Наречия, образованные повтором однокоренных или синонимичных слов, пишутся с дефисом. Наречие «как-никак» пишется с дефисом.

Как нельзя более кстати?

как нельзя больше / кстати / лучше… — наречное выражение Не требует постановки знаков препинания. Ах, сударь, вы подоспели как нельзя более кстати. Б. Акунин, Турецкий гамбит.

Как никак часть речи?

Часть речи слова как-никак — наречие.

Какой частью речи является слово как?

Какая часть речи слово «как»? В зависимости от контекста слово «как» является местоименным наречием (вопросительным или относительным), сравнительным союзом, сравнительной или усилительной частицей.

Как писать слово никак слитно или раздельно?

“В отрицательных наречиях “ни” пишется слитно, если между “ни” и наречием (или местоимением) нет предлога”. Отметим, что слово “никак” в предложении может быть и наречием, и местоимением, и частицей. К какой бы части речи ни относилось данное слово, оно будет писаться слитно.

Как никогда раньше запятая?

Слова как никогда не обособляются, запятые не нужны. Сейчас это актуально как никогда. Нужно ли обособлять “как никогда” в данном случае? Обособление не требуется.

Нужно ли выделять запятыми в конце концов?

Нужно ли выделять запятыми «в конце концов», зависит от выполняемой им роли. Словосочетание в конце концов выделяется запятыми, когда оно выполняет функцию вводной конструкции. В этом случае действуют следующие правила: 1 До и после одиночного вводного сочетания «в конце концов» всегда ставится запятая.

Нужно ли ставить запятую после хотя?

Слово «хотя» выделяется запятыми Слово «хотя» часто является подчинительным союзом. В этом случае запятая перед ним необходима, ведь оно связывает части сложного предложения. Было уже совсем светло, хотя солнце по-прежнему не показывалось из-за туч. Отец привык верить людям, хотя не раз эта вера выходила ему боком.

Нужно ли ставить запятую после Тем не менее?

После слов “тем не менее” запятая не нужна. Если слова “тем не менее” начинают собой придаточную часть сложного предложения, то перед ними ставится запятая. Является ли “тем не менее” вводным? Слова _тем не менее_ обычно не обособляются, однако иногда их выделяют как вводное слово при соответствующей интонации.

Когда может быть выделяется запятыми?

«Может / может быть» — вводное слово / сочетание Вводное «может / может быть» выделяется на письме запятыми по общему правилу обособления вводных конструкций: 2 Если вводное «может / может быть» находится в начале или конце обособленного оборота, то оно не отделяется от оборота запятыми.

Нужно ли перед чтобы ставить запятую?

Перед “чтобы” ставится запятая или нет?

  1. да
  2. ставится
  3. Обычно перед союзом “чтобы” всегда ставится запятая. Однако если придаточная часть с союзом “для того чтобы” предшествует главной, то союз обычно запятой не разделяется, т. е. запятая перед ЧТОБЫ не нужна.

Как правильно ставить знаки препинания?

При написании текста всегда нужно помнить одно правило: до знака препинания пробел не ставится, а после знака препинания пробел необходимо ставить обязательно. (Есть исключения для скобок, тире, кавычек).

Когда очевидно выделяется запятыми?

«Очевидно» выделяется запятыми При слове «очевидно» запятые нужны, если это вводное слово; обычно они ставятся с обеих сторон. Сегодня, очевидно, он уже не придет. Хлеб, очевидно, свежий.

Какие слова выделяются запятыми с двух сторон?

Запятые при вводных словах с распространением

  • Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота – запятые ставятся перед вводным словом и после всего обособленного оборота.
  • Если вводное слово находится внутри обособленного оборота – оно выделяется запятыми с двух сторон, при этом знаки в начале и в конце обособленного оборота сохраняются.

Как известно выделяется запятыми?

«Как известно» запятая нужна или нет? Если «как известно» в предложении является вводным словом, то оно выделяется запятыми. Если оно употребляется вместе с зависимыми от него словами, то обособляется вся конструкция.

Какие слова нужно выделять запятыми?

На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми. Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.

Как писать например в тексте?

Как слово «НАПРИМЕР» выделяется запятыми в предложении? Вводное слово «например» выделяется запятой (запятыми) в начале и в середине предложения. Укажем случаи, когда слово «например» не выделяется знаками препинания, если выступает в роли присоединительного союза.

Как писать перечисление?

Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например: И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

Что писать после слова например?

Если слово «например» стоит между обобщающим словом и однородными членами предложения, то перед ним ставится запятая, а после него — двоеточие: «В местной школе есть много спортивных дисциплин , например: гимнастика, баскетбол, теннис».

Как правильно написать предложение со словом например?

Предложения со словом «например»

  • Знаю, например, что их кот может бродить среди бокалов, не задевая их, а потом свернуться клубочком и заснуть прямо на столе.
  • Например, животных в сюжете «Св.
  • Мы даже не могли себе представить, например, что где-то тихо живет человек, который держал в руках сердце Сталина.

Можно ли начинать предложение со слова например?

К примеру, вряд ли учителю понравится, если ученик каждое предложение будет начинать с союза А. Вопреки распространенному мнению, что с союзов предложения начинать нельзя, предложение с союзов начинают. Синтаксис русского языка гибок и позволяет начинать предложение с любого слова.

Какой частью речи является слово например?

На данной странице находится информация о том, какой частью речи является слово «например». Согласно правилам русского языка, слово например является вводным словом.

Àêòóàëüíî î ôóòáîëå. Áëàãîðîäñòâî – íå ïîðîê.

24703Íåäåëÿ íå ðàäîâàëà ôóòáîëüíûìè íîâîñòÿìè. Ïîíÿòíîå äåëî, ÷òî äçþáîëþáû è íåíàâèñòíèêè Êàðïèíà óæå îòòîïòàëèñü ïî íàøåé ñáîðíîé ïîñëå ïîðàæåíèÿ â Õîðâàòèè, õîòÿ òóò ïðîñòî ôóòáîëüíàÿ Ôîðòóíà çàáðàëà òî, ÷òî äàëà íàì â ìàò÷å ïðîòèâ Ñëîâàêèè. Ôàðòà íå õâàòèëî íà âñþ äèñòàíöèþ. Íó, à ëþáèòåëÿì îãóëüíîãî õåéòà ïðîñòî ñòîèò ïðåäëîæèòü âçãëÿíóòü íà ñîñòàâ ñòûêîâ: à òàì è ÷åìïèîí Åâðîïû Èòàëèÿ (òîæå, íàâåðíîå, â ôóòáîë íå óìåþò?), è ïðåäûäóùèå ÷åìïèîíû Åâðî – ïîðòóãàëüöû (è ó ýòèõ íå ôóòáîëüíîå ïîêîëåíèå?), è øâåäû ñ ïîëÿêàìè… Ïîíèìàåòå, âòîðîå ìåñòî – ýòî íå ïðîâàë. Ýòî íå äîñòèæåíèå è íå ïîâîä äëÿ ãîðäîñòè, íî è íå ïðîâàë. Åñëè áû îòáîð áûë, íàïðèìåð, íå íà ìèð, ãäå îäíîçíà÷íî ìåíüøå ïóòåâîê, à íà Åâðî, êóäà âûõîäèëè ïî äâå êîìàíäû èç ãðóïïû, òî çàäà÷à óæå áûëà áû âûïîëíåíà. Äà, ñî øâåéöàðöàìè è ñåðáàìè â ñòûêàõ, ãëÿäèøü, èãðàòü áûëî áû ëåã÷å, íî ïðèäåòñÿ èãðàòü è ïðîòèâ Èòàëèè, åñëè ÷òî, è ïðîòèâ Ïîðòóãàëèè. Òåì áîëåå ÷òî íà÷èíàåì äîìà è íå ïðîòèâ íèõ, à â ðàíãå ñåÿíûõ. Ïðèçíàþñü, ÿ íå îñîáî âåðþ â ïðîõîä ÷åðåç ñòûêè íà ×Ì-2022, íî åñëè íàì ïîâåçåò ñ æåðåáüåâêîé, òî ïîâîäîâ äëÿ îïòèìèçìà ïðèáàâèòñÿ. À åñëè íåò, òî âñå ðàâíî íàäî èãðàòü. Ìÿ÷ êðóãëûé, êàê ãîâîðèòñÿ. Ïîæàëóé, ñòîèò àíîíñèðîâàòü åùå îäíó íîâîñòü. Ïî íåêîòîðûì ñëóõàì, «Õèìêè» çàâòðà ïðåäñòàâÿò íîâîãî òðåíåðà, êîòîðûì ñòàíåò… ñòàðûé çíàêîìûé Èãîðü ×åðåâ÷åíêî. Âîò êàê ýòî ïîíèìàòü? Ðàññ÷èòûâàëè íà Çèäàíà, íî òîò â ïîñëåäíèé ìîìåíò êèíóë õèì÷àí? Íà ìîìåíò óâîëüíåíèÿ ïîäìîñêîâíàÿ êîìàíäà øëà äàæå íå â çîíå âûëåòà, à ïàðà ïîáåä íàä êîíêóðåíòàìè ìîãëà è âîâñå ïîäáðîñèòü â ñåðåäèíó òàáëèöû. ×åãî óâîëüíÿëè? Èëè ìåòèëè â åâðîêóáêè, çàáûëè óñèëèòüñÿ è çàáûëè, ÷òî çàáûëè? Ëàäíî, óçíàåì. Ìîæåò, è íå ×åðåâ÷åíêî.

À îñíîâíàÿ òåìà ñòàòüè íàøëàñü ñàìà ñîáîé èç óòðåííèõ íîâîñòåé. Òàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî íà íàøåì ïîðòàëå îäíî çà äðóãèì âûøëè äâà íåáîëüøèõ ñîîáùåíèÿ: «Ðîìàíó Çîáíèíó â «Ñïàðòàêå» óìåíüøèëè çàðïëàòó ïî åãî ïðîñüáå» è «Íèêëàñ Çþëå ìîæåò ïîêèíóòü «Áàâàðèþ» èç-çà òîãî, ÷òî åìó íå ïîâûøàþò çàðïëàòó». È åñëè âòîðîå íåóäèâèòåëüíî è âñòðå÷àåòñÿ ñïëîøü è ðÿäîì, òî âîò ïåðâàÿ íîâîñòü ïðèâåëà ê äîâîëüíî áóðíîìó îáñóæäåíèþ. Âûñêàçàëèñü, êàê ôóòáîëüíûå ñïåöèàëèñòû è àíàëèòèêè, òàê è â Ãîñäóìå. Èíòåðåñíî, ÷òî îò êîììåíòàðèåâ îòêàçàëèñü â ñòàíå êðàñíî-áåëûõ, îòìåòèâ, ÷òî íå êîììåíòèðóþò èíôîðìàöèþ ïî êîíòðàêòàì. È ýòî ñòðàííî! Íåò, íå â ïëàíå íåðàçãëàøåíèÿ ôèíàíñîâûõ ñâåäåíèé, à â ïëàíå òîãî, êàêîé çàìå÷àòåëüíûé ïèàð-õîä ìîã áû áûòü äëÿ êëóáà è äëÿ èãðîêà. Íó, ïîíèæåíèå çàðïëàòû â ñîâðåìåííîì êîðîíàâèðóñíîì ôóòáîëå – ýòî íå ðåäêîñòü. Äà è êîãäà â 14-ì ãîäó èíîñòðàííûå âàëþòû ñêàêíóëè â äâà ðàçà, òî îòå÷åñòâåííûì êëóáàì òàêæå ïðèøëîñü äîãîâàðèâàòüñÿ, òî åâðî îíè ïî 45 ôèêñèðîâàëè, òî çàðïëàòû â ðóáëè ïåðåâîäèëè, íå ñóòü. «Áàðñåëîíà» âîí âåäîìîñòè ïîäáèâàëà, òàì è â äâà ðàçà óæèìàëèñü, è â ïîëòîðà. Íî òàì èçíà÷àëüíî âñå èñõîäèëî îò ðóêîâîäñòâà: îíî ïðîñèëî, óãîâàðèâàëî, îáúÿñíÿëî öåëåñîîáðàçíîñòü. À òóò äåéñòâèòåëüíî – íåâèäàííûé ñëó÷àé. Êñòàòè, êîììåíòàðèåâ îò ñàìîãî Ðîìàíà (èëè åãî ïðåäñòàâèòåëÿ) íà îáåä ÷åòâåðãà åùå íå áûëî, ïîýòîìó íå èñêëþ÷åíî, ÷òî èíôîðìàöèÿ, ïåðâîèñòî÷íèêîì êîòîðîé âûñòóïàåò Telegram-êàíàë Èëüè Êàçàêîâà, íåâåðíà èëè íå ñîâñåì âåðíà.  «Ñïàðòàêå», êàê ìû óæå ïîíÿëè, óâèäåòü êîíòðàêò òàêæå âðÿä ëè äàäóò.

Íî îòòàëêèâàåìñÿ îò òîãî, ÷òî åñòü, ïîêà íå ïîñòóïèò îïðîâåðæåíèå. Ïðåäïîëîæèì, ÷òî çàðïëàòó Ðîìàíó äåéñòâèòåëüíî óìåíüøèëè è äåéñòâèòåëüíî ïî åãî ïðîñüáå. Ïðè÷èí ìîæåò áûòü ìàññà, ïðè÷åì áëàãîðîäñòâî, âíóòðåííþþ ìîðàëü òàêæå íå ñòîèò ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ. Ñíèæåíèå áûëî ñ ñóììû 3 (3,3) ìèëëèîíà åâðî â ãîä äî 2 ìèëëèîíîâ åâðî. Òî åñòü áåäñòâîâàòü Çîáíèí âñå ðàâíî íå áóäåò è äîõîäû íå îñîáî ñêðûâàþòñÿ. Ýòî æ íå «çàäåðæàííûå áåçðàáîòíûå â Ìîñêâå íà «Ìàéáàõå», ó êîòîðûõ íàøëè ïðè ñåáå íåñêîëüêî ìèëëèîíîâ äîëëàðîâ». Âîò åñëè áû çàðïëàòà óìåíüøèëàñü äî 2 ìèëëèîíîâ ðóáëåé, òî ýòî çàñòàâèëî áû ïîäîçðåâàòü ôóòáîëèñòà â êàêèõ-òî ìàõèíàöèÿõ. Ìîæåò, ê ðàçâîäó ãîòîâèòñÿ. Ìîæåò, åùå ÷åãî. Ôóòáîëüíûé ìèð òàêèå ñëó÷àè çíàåò, ïðè÷åì îíè êàñàþòñÿ äàæå ïåðèîäà íîâåéøåé ðîññèéñêîé èñòîðèè, à óæ ïðî åâðîïåéñêèå ïðåöåäåíòû ìîæíî ìîíîãðàôèþ ïèñàòü. Âîí â Èñïàíèè Ìåññè ÷óòü â òþðüìó íå ïîñàäèëè èç-çà íåóïëàòû íàëîãîâ è ïîäîáíîãî ðîäà ìîøåííè÷åñòâî. Íàïîìíþ, ÷òî Çîáíèí – íå âîñïèòàííèê êðàñíî-áåëûõ, ïîýòîìó íå ñêàçàòü, ÷òî îí êëóáó îáÿçàí âñåì. Ðîäèëñÿ â Èðêóòñêå, ôóòáîëüíîå îáðàçîâàíèå ïîëó÷àë â «Àêàäåìèè èì. Êîíîïëåâà», çàèãðàë â ìîñêîâñêîì «Äèíàìî», à ïîòîì óæå â 2016-ì ãîäó ñòàë ôóòáîëèñòîì «Ñïàðòàêà». Ýòî íå Äæåððàðä, íå Êàñèëüÿñ, íå Ìåññè è äàæå íå Àêèíôååâ, åñëè ãîâîðèòü î ðîññèéñêèõ ïðèìåðàõ. Òàê êàêîâà ïðè÷èíà? «Ñïàðòàê» âðîäå íå íà ãðàíè áàíêðîòñòâà, ëèøíèé ìèëëèîí åâðî â ãîä, îñòàâøèéñÿ â êàçíå êëóáà, íåïëîõî, íî ïîãîäû íå ñäåëàåò. Èëè ïðîñíóëñÿ ñ óòðà, óëûáíóëñÿ ñîëíûøêó è çàõîòåë ïðîâåðíóòü ÷òî-íèáóäü ýäàêîå?

Ìîë÷àíèå «Ñïàðòàêà» òàêæå íåïîíÿòíî. Ïî÷åìó íå îáúÿâèòü îá ýòîì âî âñåóñëûøàíèå, ïðèçâàòü èãðîêîâ ñâîåãî è äðóãèõ êëóáîâ ïîñëåäîâàòü ïðèìåðó, à ñî ñâîåé ñòîðîíû îòäàòü ýòîò ìèëëèîí åâðî íà ëå÷åíèå òÿæåëîáîëüíûõ äåòåé, íà ðàçâèòèå ôóòáîëüíûõ øêîë è èíôðàñòðóêòóðû â òîì æå Èðêóòñêå, â äåòñêèå äîìà… Äà ìíîãî êóäà ìîæíî. È, äà. Ãðîìêèå äåëà äåëàþòñÿ â àáñîëþòíîé òèøèíå, íî ýòî êîãäà ðå÷ü èäåò î ìèëëèàðäàõ. À çäåñü… Íó, äëÿ íàñ ñ âàìè – ïðåèìóùåñòâåííî ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêèõ îáûâàòåëåé ñî ñðåäíèìè çàðïëàòàìè èëè ïåíñèÿìè – ìèëëèîí åâðî ýòî äîâîëüíî êðóïíàÿ ñóììà, íî íå äëÿ ìèðà áîëüøîãî ôóòáîëà, íå äëÿ «Ñïàðòàêà» èëè «Ëóêîéëà». Íî è «Ñïàðòàê», è Çîáíèí – ýòî ãðîìêèå èìåíà, ïîýòîìó åñëè êàêîé-òî íåôòÿíèê èç Ëàáûòíàíãè ïðîñèò ïîíèçèòü åìó çàðïëàòó íà òûñÿ÷ó ðóáëåé â ìåñÿö, òî òóò íå÷åãî îáñóæäàòü è ëåçòü â ëè÷íóþ æèçíü, à åñëè äåëî êàñàåòñÿ «íàðîäíîãî êëóáà» è èãðîêà ñáîðíîé Ðîññèè, òî ýòî â ëþáîì ñëó÷àå áóäåò ìóññèðîâàòüñÿ â ÑÌÈ. Íè÷åãî ëè÷íîãî, ïðîñòî òàêèå ïðàâèëà èãðû, íàäî ýòî ïîíèìàòü. Åñëè âû íå äåëàåòå èç ñâîèõ ïîñòóïêîâ õîðîøèé ïèàð, òî áóäüòå ãîòîâû, ÷òî êòî-òî íà ýòîì ñäåëàåò ïëîõîé. Ïîíÿòíî, ÷òî ïîñòóïîê Êîêîðèíà è Ìàìàåâà, çà êîòîðûé îíè ïîëó÷èëè ðåàëüíûé òþðåìíûé ñðîê, òÿæåëî îïðàâäàòü, íî âåäü íàõîäèëèñü è òå, êòî óáåæäàë ïîíÿòü è ïðîñòèòü ðåáÿò, à åñëè íå ïðîñòèòü, òî äàòü óñëîâíî, íå ëîìàòü êàðüåðû è âñå òàêîå ïðî÷åå. Òàê ÷òî, äàæå ó òàêîé ìåäàëè åñòü äâå ñòîðîíû. À ðåøåíèå Çîáíèíà… Êàæåòñÿ, ÷òî îíî íå ìîæåò áûòü ðàñöåíåíî ñ îòðèöàòåëüíîé òî÷êè çðåíèÿ, íî îáÿçàòåëüíî íàéäåòñÿ êòî-òî, êòî ïîïûòàåòñÿ íàéòè êàêèå-òî íèçìåííûå ìîòèâû.

Àíàëîãè÷íî è Ðîìàí ìîã ðàñïîðÿäèòüñÿ ýòèì «ëèøíèì» ìèëëèîíîì, îòïðàâèâ äåíüãè òåì, êòî áîëüøå â íèõ íóæäàåòñÿ. Ïî÷åìó íå ñòàë? Íå êî ìíå âîïðîñ ÿâíî, íî ïîëóçàùèòíèêó «Ñïàðòàêà» åãî âñå ðàâíî çàäàäóò, à îí óæå áóäåò èëè îòìàë÷èâàòüñÿ, èëè ÷òî-òî ïûòàòüñÿ îáúÿñíèòü. Íî ïî÷åìó íå ñäåëàòü ýòîãî ñðàçó? Åùå ðàç, ýòî åãî äåíüãè ïî åãî êîíòðàêòó. Îí èõ ìîã õîòü â ïå÷êå ñïàëèòü. Âèñòîâ áû íå íàáðàë, ñàìî ñîáîé, ïîòîìó ÷òî ýïîõà «äóðíûõ ìèëëèîíîâ» ïðîøëà, íî ïðàâî òàêîå èìåë. Êàæäûé èç íàñ òîæå âåäü èìååò êàêèå-òî ñëàáîñòè èëè ãðåõè. Êòî-òî óïîòðåáëÿåò àëêîãîëü, êòî-òî êóðèò, êòî-òî ïðîñàæèâàåò äåíüãè â áàðàõ è íî÷íûõ êëóáàõ, à âåäü ìîãëè ýòè äåíüãè îòïðàâëÿòü â äåòäîì, äà? Èëè âîçâðàùàòü ãîñóäàðñòâó íàïðÿìóþ? Íî íåò, ïî÷åìó-òî òðàòèì íà ñïèðòíîå, íà òàáàê, íà ðàçâëå÷åíèÿ. Ïîòîìó ÷òî ýòî íàøè äåíüãè, ìû èõ çàðàáîòàëè è ìû èìè ðàñïîðÿæàåìñÿ, êàê õîòèì. Òî÷íî òàê æå è ñ Çîáíèíûì. Îòêàçàëñÿ îò ñâîèõ äåíå㠖 åãî ïðàâî. Ìåññè âîí òîæå õîòåë èãðàòü çà «Áàðñåëîíó» áåñïëàòíî, à âîò ïî èñïàíñêèì çàêîíàì ýòî îêàçàëîñü íåâîçìîæíî. Ïàðàäîêñ! ×òî æå êàñàåòñÿ Ðîìàíà, òî, íàäåþñü, ýòèì äåíüãàì âñå-òàêè íàéäåòñÿ êàêîå-òî ïîëîæèòåëüíîå ïðèìåíåíèå, à íå ïðîñòî îíè êàíóò â ïðîðâå ñåðûõ áóäíåé, âåäü ó òàêîãî áëàãîðîäíîãî íà÷èíàíèÿ äîëæíî áûòü êðàñèâîå çàâåðøåíèå, à íå ïðîñòî ñóõàÿ ñòðî÷êà â ôèíàíñîâîé âåäîìîñòè.

Èâàí Êîïà÷¸â.

Спасены и не одиноки: в Московский зоопарк прибыли два котенка манула

Пресс-служба Московского зоопарка

Ослабленных и истощенных котят нашли в Бурятии. Они потеряли мать и не смогли бы выжить в естественной среде обитания. В Улан-Удэ выходили диких зверят, а затем начали искать им новый дом. Столичный зоопарк принял малышей у себя.

Московский зоопарк приютил двух котят манула, спасенных в Бурятии. Малышей разместили в Центре воспроизводства редких видов животных, расположенном под Волоколамском. Манулы, или, как их еще называют, палласовы коты (второе имя звери получили в честь немецкого ученого Петра Палласа, который впервые их описал), — одни из самых редких и скрытных представителей семейства кошачьих. Вид занесен в Международную Красную книгу. Манул — символ и талисман столичного зоосада уже более 30 лет.

Котята приехали в Москву из бурятского села Мухоршибирь. Их обнаружили местные жители. Новорожденные потеряли мать, они были ослаблены и истощены. Животные уже не смогли бы выжить в дикой природе. Местные жители накормили их молоком и детской смесью, а затем передали в зоосад Этнографического музея народов Забайкалья в Улан-Удэ. Специалисты Московского зоопарка постоянно консультировали сотрудников музея, помогая им выходить хищников.

По рекомендации Росприроднадзора было решено передать манулов в Московский зоопарк. Там созданы комфортные условия для содержания и размножения этих редких животных. Когда малыши окрепли, их начали готовить к транспортировке в столицу. Звери хорошо перенесли перелет.

Пресс-служба Московского зоопарка

«Оба котенка — самки, их назвали Алиса и Брунгильда. Им около восьми месяцев. По приезде в Центр воспроизводства манулы прошли обязательный месячный карантин. Ветеринары сделали им прививки. Медицинские обследования показали, что наши новые питомцы здоровы. Пока котята живут вместе, но, когда они повзрослеют, их расселят по разным вольерам. Надеемся, что в будущем нам удастся получить от обеих самок потомство и тем самым пополнить резервную популяцию редкого вида», — рассказала Светлана Акулова, генеральный директор Московского зоопарка.

Теперь в Центре воспроизводства обитают семь манулов (также одна особь представлена в городской экспозиции зоопарка). Зоологи обеспечили им условия, близкие к естественным. Здесь животные чувствуют себя в безопасности и регулярно приносят потомство.

Когда карантин закончился, Алиса и Брунгильда переехали в свой новый вольер. Их территория включает как внутренние помещения, так и уличную часть. И хотя манулы, обладатели роскошной густой шубы, стойко переносят даже самые суровые морозы, котятам пока отапливают внутренние вольеры. Эта мера необходима, чтобы не подвергать опасности их здоровье. Когда манулов спасли, их выхаживали в тепле, иначе они могли погибнуть. Теперь же хищникам нужно время, чтобы приспособиться к низким температурам.

Манулы очень активны, они с любопытством изучают окружающий мир. Чаще всего они бегают по своим владениям, исследуют домики и прыгают по полкам, играют друг с другом. Маленькие хищники уже питаются взрослой пищей. В их рацион входят грызуны и птицы.

Алиса и Брунгильда находятся в неэкспозиционных вольерах Центра воспроизводства, а значит, посетители не могут их увидеть. Это связано со скрытным характером палласовых котов: из-за постоянного внимания людей они становятся беспокойными, взрослые особи перестают размножаться. Лишь один манул, самый общительный из группы, живет в городской части экспозиции. Понаблюдать за его повадками можно на старой территории зоосада — его клетка находится рядом с вольером панд.

Пресс-служба Московского зоопарка

Первые манулы появились в коллекции зоопарка Москвы в 1949 году, а с 1975 года столичному зоосаду одному из первых в мире удалось добиться регулярного появления потомства у этих редких зверей. С тех пор родилось почти 150 котят. Сейчас многие манулы из Москвы живут в зоопарках США, стран Европы и Азии. Столичный зоосад лидирует среди зоопарков мира по количеству родившихся котят.

В дикой природе палласовы коты обитают в Восточной Сибири, Монголии, Киргизии, предгорьях Гималаев. Но встретить их в естественной среде — большая редкость, поскольку зверь очень осторожен. Он мастер маскировки: припадая к земле или камням, кот серо-коричневого окраса практически сливается с местностью и становится незаметным. Этот навык манулы используют, когда нужно уйти от преследования, избежать встречи с хищником или поймать добычу. Логово они устраивают в расщелинах скал, небольших пещерах, под камнями. Даже тем специалистам, которые изучают манулов и проводят мониторинг их численности, не всегда удается увидеть животное. В работе им помогают фотоловушки и видеосъемка со специальных квадрокоптеров.

По оценкам зоологов, сегодня дикая популяция манулов насчитывает около 15 тысяч особей. Численность представителей этого вида кошачьих продолжает неуклонно снижаться из-за браконьерства и уничтожения естественной среды обитания. Палласовы коты нередко попадают в охотничьи капканы, расставленные для других животных.

По размеру манул не крупнее домашней кошки — длина его тела составляет 50–65 сантиметров, весит он от двух с половиной до пяти килограммов. Зверь отличается пышной шерстью, короткими ушами и характерным узором на мордочке — двумя узкими черными полосками от глаз к шее. В рацион хищника входят грызуны, а также куропатки и кеклики (горные куры).

Московский зоопарк регулярно принимает у себя спасенных диких животных. Например, в мае тут поселилась белая медведица Томпа. Спасатели нашли ее в Якутии. Она не умела самостоятельно охотиться и была вынуждена искать пропитание вблизи жилых районов. Томпа полюбила свой новый дом, медведица обожает плавать в бассейне и ловить рыбу. А в августе в Центр воспроизводства редких видов животных приехали три птенца рыбного филина. Кусака, Бросака и Лежака прибыли с острова Кунашир. Зоологи сами забирали птенцов из искусственных гнезд, расположенных вне природоохранных территорий, а также из тех, где было двое малышей. Это принципиально важно, так как в дикой природе второй птенец погибает от холода, истощения или даже бывает съеден родителями в случае крайнего голода. Поэтому сотрудники забирали самого мелкого из пары.

Кроме того, с октября в городской части зоопарка можно полюбоваться новым обитателем — тигром Степаном. Его изъяли у контрабандистов, когда ему было около года. Как и медведица Томпа, Степан очень любит плавать. В первый же день он перенес все свои игрушки в воду.

  • Пока не известно как пишется
  • Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро сочинение рассуждение
  • Пойти на попятную как пишется
  • Пойти на право как пишется
  • Пойти навстречу как правильно пишется