Правильный вариант написания слова: пойдёшь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова пойдешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: пойти (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
В какой суд на меня жаловаться пойдешь? Бальзаминов.
«За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба…)
Пойдешь ты на воров, Подумай сам, меня-то на кого же Покинешь ты! Сеитов Тебе не привыкать, Не первый раз одна ты остаешься. Людмила Тогда не то, теперь другое время: Я в Тушино попасться не желаю К мятежникам.
«Тушино» — Островский Александр
Поневоле пойдешь в трактир и станешь играть на биллиарде; а для того надобно уметь играть!» Я совершенно был убежден, и с большим прилежанием принялся за учение. Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам…
«Капитанская дочка» — Пушкин Александр
Похожие слова
«Ïîøëè ãóëÿòü» èëè «ïîéä¸ì ãóëÿòü» êàê äîëæåí ãîâîðèòü ãðàìîòíûé ÷åëîâåê?
«Ïîñìîòðè, êàêàÿ õîðîøàÿ ïîãîäà çà îêíîì, ïîøëè ãóëÿòü? Èëè êàê ïðàâèëüíî? Ïîéä¸ì?» Ìíå êàæåòñÿ, ïî÷òè ó êàæäîãî èíîãäà áûâàþò ñîìíåíèÿ ïî ïîâîäó âûáîðà íóæíîãî ñëîâà. À óæ â ðàçãîâîðíîé ðå÷è ìû è âîâñå ÷àñòî ñëûøèì íå òîëüêî «ïîøëè», «ïîéä¸ì», íî è âàðèàíò «ïîøëèòå», åñëè ôðàçà îáðàùåíà êî ìíîæåñòâó ëþäåé.
Ïðåäëàãàþ óçíàòü, êàê âñå-òàêè ïðàâèëüíî?
Êîãäà óìåñòíî ñëîâî «ïîøëè»
Ïîíÿòíî, ÷òî è «ïîøëè», è «ïîéäåì» ïîïûòêè ïîñòàâèòü â ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîë «ïîéòè» (â çíà÷åíèè «íà÷àòü èäòè»). Íî â êà÷åñòâå ïðèçûâà ê äåéñòâèþ «ïîøëè» ñëîâî ðàçãîâîðíîå, ïîýòîìó â ðå÷è ãðàìîòíîãî ÷åëîâåêà åãî áûòü íå äîëæíî. Õîòÿ â öåëîì ôèëîëîãè íå çàïðåùàþò (íî è íå ðåêîìåíäóþò!) èñïîëüçîâàòü åãî óñòíî, çà ïðåäåëàìè ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà.
À âîò òàêîé ôåíîìåí, êàê ãëàãîë «ïîøëèòå» (â òîì æå çíà÷åíèè), îäíîçíà÷íî «âíå çàêîíà». Òàê äàæå ãîâîðèòü íåëüçÿ.
Íî íå âñ¸ òàê ïðîñòî… Ñëîâî «ïîøëè» óìåñòíî, åñëè âû õîòèòå óïîòðåáèòü «ïîéòè» âî ìíîæåñòâåííîì ÷èñëå ïðîøåäøåãî âðåìåíè:
Ïîñëå òåàòðà âëþáëåííûå ïîøëè â ðåñòîðàí.
Êóäà âû ïîøëè, ñåé÷àñ âûíåñóò òîðò!
À åù¸ «ïîøëè» ýòî ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà ãëàãîëà «ïîñëàòü» â ôîðìå ïîâåëèòåëüíîãî íàêëîíåíèÿ âòîðîãî ëèöà åäèíñòâåííîãî ÷èñëà:
Ïîøëè ïèñüìî Äåäó Ìîðîçó, ÷òîáû òâî¸ æåëàíèå ñáûëîñü!
Íî ýòî, êàê ãîâîðèòñÿ, ñîâñåì äðóãàÿ èñòîðèÿ.
À ÷òî æå ñ «ïîéä¸ì»?
Ãðàìîòíûìè âàðèàíòàìè ïîâåëèòåëüíîãî íàêëîíåíèÿ ãëàãîëà «ïîéòè» ñ÷èòàþòñÿ «ïîéä¸ì» è «ïîéä¸ìòå». Åùå ìîæíî ñêàçàòü «èä¸ì» èëè «èä¸ìòå», íî ýòè ñëîâà óæå îáðàçîâàíû îò ñèíîíèìà «èäòè».
Ïîéä¸ìòå ñêîðåå äîìîé, íà óëèöå íà÷èíàåòñÿ äîæäü!
Êîãäà æå ìû ïîéä¸ì íà êóõíþ, ñêîëüêî ìîæíî ëåæàòü â êðîâàòè? Íà ÷àñàõ óæå 5 óòðà! (êîøêà)
Ïîýòîìó åñëè âû õîòèòå èìåòü ãðàìîòíóþ ðå÷ü, ãîâîðèòå «ïîéä¸ì ãóëÿòü» âìåñòî «ïîøëè». Ñ òî÷êè çðåíèÿ ðóññêîãî ÿçûêà ýòîò âàðèàíò
ñòèëèñòè÷åñêè íåéòðàëüíûé è ïðàâèëüíûé.
***
Âûïèòü ÷àÉ, ÷àÞ èëè ÷àß êàê ïðàâèëüíî?
Ðàçîáðàòüñÿ â ýòîì âîïðîñå íàì ïîìîæåò êíèãà «Ãîâîðèòå è ïèøèòå ïî-ðóññêè ïðàâèëüíî» Ä.Ý. Ðîçåíòàëÿ.
Îòêóäà âîîáùå ñòîëüêî âàðèàíòîâ?
Âûáîð îêîí÷àíèÿ â ñëîâå «÷àé» çàâèñèò îò ïàäåæà, â êîòîðîì îíî èñïîëüçóåòñÿ. È âîò ÷òî èíòåðåñíî: â ñëîâîñî÷åòàíèè «âûïèòü ÷à(é, þ, ÿ)» âîçìîæíû äâà âàðèàíòà: ðîäèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæè. Òîãäà, êàçàëîñü áû, è âîçìîæíûõ îêîí÷àíèé äîëæíî áûòü äâà, íî ýòî æå ñëèøêîì ïðîñòî äëÿ ðóññêîãî ÿçûêà. Ïîýòîìó èõ òðè!)))
Âñ¸ äåëî â òîì, ÷òî èñòîðè÷åñêè â ÿçûêå ôîðìû íà -ó/-þ âåùåñòâåííûõ è íåêîòîðûõ äðóãèõ ñóùåñòâèòåëüíûõ èìåëè êîëè÷åñòâåííîå çíà÷åíèå, òî åñòü îáîçíà÷àëè ÷àñòü öåëîãî.
 íàøåì ïðèìåðå ÷àé ìîæåò îãðàíè÷èòüñÿ ÷àøêîé îïðåäåëåííûì êîëè÷åñòâîì íàïèòêà. Ïîýòîìó â åãî îòíîøåíèè ãîâîðèòü «âûïèòü ÷àþ» áûëî íå ïðîñòî äîïóñòèìî: òàêîé âàðèàíò áûë ïðåäïî÷òèòåëüíåå äðóãèõ!
Íî íà ñóùåñòâèòåëüíîå êàê ÷àñòü ÷åãî-òî òàêæå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ðîäèòåëüíûé ïàäåæ «âûïèòü ÷àÿ». À âîò ïðî âèíèòåëüíûé âñïîìèíàëè, êîãäà õîòåëè îïèñàòü îáúåêò êàê íå÷òî öåëîñòíîå. Íàïðèìåð, êóïèòü â ìàãàçèíå ÷àé (âñþ ïà÷êó) èëè âûïèòü ÷àé, íàëèòûé â êðóæêó (êîíêðåòíûé íàïèòîê, öåëèêîì). Ñîãëàñèòåñü, äåðæàòü ïîñòîÿííî â óìå òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå íåóäîáíî.
À ÷òî ñåé÷àñ?
ßçûê ñòðåìèòñÿ ê óïðîùåíèþ, è îïèñàííîå âûøå ðàçäåëåíèå ïåðåñòàëî áûòü íîðìîé. Ñåé÷àñ îêîí÷àíèå íèêàê íå ñâÿçûâàþò ñî çíà÷åíèåì, â êîòîðîì óïîòðåáëÿþò ñëîâî «÷àé» âñå òðè âàðèàíòà äîïóñòèìû.
***
Ñîãëàñíî íåìó èëè ñîãëàñíî åìó?
Ìíîãèå ñïîòûêàþòñÿ
 ðàçíîãî ðîäà îôèöèàëüíûõ äîêóìåíòàõ è ïèñüìàõ ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ îáîðîò «ñîãëàñíî ÷åìó-òî». Ñîãëàñíî êàêîìó-íèáóäü ïîñòàíîâëåíèþ, èëè ñîãëàøåíèþ, èëè óêàçó, èëè ðàñïîðÿæåíèþ.
Ñàìàÿ ãëàâíàÿ îøèáêà, êîòîðóþ ÷àñòî äîïóñêàþò ëþáèòåëè ïîäîáíûõ ñëîâåñíûõ êîíñòðóêöèé, ýòî ðàññîãëàñîâàíèå — òàêîé âîò íåâîëüíûé êàëàìáóð. Ïðîùå ãîâîðÿ, ïèøóò: «ñîãëàñíî ïðèêàçà». À íà ñàìîì äåëå çäåñü òðåáóåòñÿ ñòàâèòü ñóùåñòâèòåëüíîå â äàòåëüíûé ïàäåæ: «ñîãëàñíî ïðèêàçó».
Ýòî èçâåñòíàÿ ïðîáëåìà, ìíîãî î íåé ãîâîðÿò. Íàäååìñÿ, îäíàæäû âñå íàó÷àòñÿ ïðàâèëüíî èñïîëüçîâàòü ïàäåæè è áîëüøå íå áóäóò äîïóñêàòü ïîäîáíûõ îøèáîê.
Íî åñòü åù¸ îäèí ìåíåå î÷åâèäíûé íþàíñ â ýòîì êàíöåëÿðèçìå.
Áûâàåò, ÷òî ñíà÷àëà èä¸ò ïðåäëîæåíèå ñ óïîìèíàíèåì êàêîãî-òî äîãîâîðà èëè ñîãëàøåíèÿ. À ïîòîì â ñëåäóþùåé ôðàçå ïèøåòñÿ: «ñîãëàñíî…». È äàëüøå ó ìíîãèõ âîçíèêàåò ñòóïîð — ñîãëàñíî íåìó? ñîãëàñíî åìó? Êàê ïðàâèëüíî-òî?
Çàãëÿäûâàåì â ñîîòâåòñòâóþùèå ïðàâèëà, èçëîæåííûå îäíèì èç íàèáîëåå àâòîðèòåòíûõ ñïåöèàëèñòîâ ïî ðóññêîìó ÿçûêó Ðîçåíòàëåì, è ÷èòàåì ñëåäóþùåå:
«Íå äîáàâëÿåòñÿ í ê ìåñòîèìåíèþ … ïîñëå ïðåäëîãîâ íàðå÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, óïðàâëÿþùèõ äàòåëüíûì ïàäåæîì».
Ïðåäëîã íàðå÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ó íàñ èìååòñÿ? Äà, «ñîãëàñíî» — ýòî îí è åñòü. Äàòåëüíûé ïàäåæ ó ìåñòîèìåíèÿ? Òîæå íàëè÷åñòâóåò. Ñòàëî áûòü, ïèøåì «ñîãëàñíî åìó».
Äëÿ çàêðåïëåíèÿ ïðàâèëà ó Ðîçåíòàëÿ äàæå ïðèâåäåíû ïðèìåðû:
«Ñð.: âîïðåêè åìó, íàïåðåêîð åé, ñîãëàñíî èì, âñëåä åìó, íàâñòðå÷ó åé, ïîäîáíî èì, ñîîòâåòñòâåííî èì; òàêæå: áëàãîäàðÿ åìó».
***
«Åäü», «åõàé», «åçæàé», «ïîåçæàé» êàê äîëæåí ãîâîðèòü ãðàìîòíûé ÷åëîâåê?
Îäíà èç ìîèõ ãîðÿ÷î ëþáèìûõ ÷èòàòåëüíèö íàçâàëà ãëàãîë «åõàòü» ñàìûì íåñ÷àñòíûì ñëîâîì â ðóññêîì ÿçûêå. Âåäü êàê åãî òîëüêî íå ñêëîíÿþò, óïîòðåáëÿÿ â ïîâåëèòåëüíîì íàêëîíåíèè: «åäü», «åõàé», «åçæàé» è ò.ä.! À ôàíòàçèÿ-òî ó íàñ îãî-ãî, è íå òàêîå ñî÷èíèòü ìîæåì! Ïîðà, íàêîíåö, ðàçîáðàòüñÿ, êàê äîëæåí ãîâîðèòü ýòî çàãàäî÷íîå ñëîâî ãðàìîòíûé ÷åëîâåê.
Ãëàâíîå, ÷òî íóæíî çàïîìíèòü:
ãëàãîëû «åõàòü» è «åçäèòü» íå èìåþò ïîâåëèòåëüíîãî íàêëîíåíèÿ.
À ýòî çíà÷èò, ÷òî õîðîøî çíàêîìûå íàì «åäü», «åõàé» è «åçæàé» ïðîòèâîðå÷àò ëèòåðàòóðíîé íîðìå. Õîòÿ ñëîâî «åçæàé» îòìå÷åíî â ñëîâàðÿõ êàê ðàçãîâîðíîå èëè ïðîñòîðå÷íîå, òî åñòü äîïóñòèìîå äëÿ óñòíîé ðå÷è èëè ðå÷è ïåðñîíàæà â õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðå (èñòî÷íèêè: Áîëüøîé òîëêîâûé ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà ïîä
ðåä. Êóçíåöîâà, Òîëêîâûå ñëîâàðè Îæåãîâà, Óøàêîâà, Ñëîâàðü îøèáîê ðóññêîãî ÿçûêà è äð.).
Êàê æå òîãäà ãîâîðèòü?
×òîáû ãîâîðèòü ãðàìîòíî, äàâàéòå îáðàçóåì ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå îò ãëàãîëîâ, îäíîêîðåííûõ ñëîâó «åõàòü», íî èìåþùèõ ïðèñòàâêó:
Ïîåõàòü ; ïîåçæàé(òå)
Äîåõàòü ; äîåçæàé(òå)
Ïðèåõàòü ; ïðèåçæàé(òå)
Çàåõàòü ; çàåçæàé(òå)
Âûåõàòü ; âûåçæàé(òå)
Îáúåõàòü ; îáúåçæàé(òå)
È òàê äàëåå.
Ýòè è ïîäîáíûå ôîðìû ïîâåëèòåëüíîãî íàêëîíåíèÿ åäèíñòâåííî äîïóñòèìûå äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ â ãðàìîòíîé ðå÷è. À âîò âñÿêèå «ïîåõàé», «çàåäü», «ïðèåäü», «îáúåõàé» è ïðî÷èå òîæå îò ëóêàâîãî è íå èìåþò íèêàêîãî îòíîøåíèÿ ê ëèòåðàòóðíîé íîðìå. Ïîýòîìó äàâàéòå ãîâîðèòü ïðàâèëüíî!
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 31.10.2019. Âàäèì Øåôíåð
- 30.10.2019. ß âåñü âî âíèìàíèè — ýòî îøèáêà
- 28.10.2019. ×òî ïðåäñêàçàë Âåëèìèð Õëåáíèêîâ
- 27.10.2019. Ïÿòü ïîñëîâèö è ïîãîâîðîê
- 24.10.2019. ×åïóõà íà ïîñòíîì ìàñëå
- 23.10.2019. Æåíùèíà — èñêóïëåíèå áåçóìèÿ âñåëåííîé
- 22.10.2019. Ó÷åíûå äîêàçàëè, ÷òî ëþäè íå âåðÿò â ñâîþ ñìåðòü
- 21.10.2019. Íàòàëüÿ Ðåçíèê. Èðîíè÷íûå îäíîñòèøüÿ
- 20.10.2019. Êàê ïðàâèëüíî?
- 19.10.2019. Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí. 19 îêòÿáðÿ
- 18.10.2019. Õåëåíà Ôèñîè
- 17.10.2019. Äåòñêèé ïîýò. Çâ¸çäû â÷åðà
- 16.10.2019. Ëèòèíòåðåñ. Ïîäñêàçêè èíòåðíåòà íå âñåãäà âåðíû
- 15.10.2019. ß ñîçäàí Áîæåñòâåííûì Ñëîâîì
- 14.10.2019. Ëþáîâü è Îêóäæàâà
- 13.10.2019. Âëàäèìèð Ëèïèëèí
- 12.10.2019. 1, 2, 3 îò êàêîãî ëèöà ëó÷øå ïèñàòü êíèãó
- 11.10.2019. Ëîâèì áëîõ â òåêñòå
- 10.10.2019. Ðåäàêòèðóåì ñâîé òåêñò ïðàâèëüíî
- 09.10.2019. Çàïèñêè ëèòåðàòóðíîãî ðåäàêòîðà
- 08.10.2019. Ôðàçåîëîãèçìû è øòàìïû. ×åì îíè îòëè÷àþòñÿ?
- 07.10.2019. Ðàçâèòèå îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ
- 06.10.2019. Çàïèñêè ëèòåðàòóðíîãî ðåäàêòîðà
- 05.10.2019. Âèíåãðåò ñòèëåé ïî÷åìó ýòî íå ñúåäîáíî
- 04.10.2019. Î áëàãîçâó÷èè òåêñòà
- 03.10.2019. Ñàìàÿ õèòðàÿ ñòèëèñòè÷åñêàÿ îøèáêà
- 02.10.2019. Èîñèô Áðîäñêèé. Ïðîùàé
- 01.10.2019. Ãàëèíà Îñèïîâà
Пишем «и», если мы побуждаем к действию: «Выберите и позвоните мне». Пишем «е», когда побуждения нет: «Когда выберете блюдо, дайте знать».
306
Автор: Алексей Морозов
Дата: 17.06.2021
Сегодня мы поговорим про слово «выберите». Оно пишется с «и» перед «те», если выражает побуждение. Например: «Выберите и скажите, что вам понравилось» – видите, и «выберите» побуждает, и «скажите».
«Е» надо писать в том случае, когда побуждения нет. Например: «Если выберете книгу сегодня, скажите нам об этом» – слово «выберете» ни к чему не побуждает.
Давайте разбирать эту орфограмму подробнее и учиться с ней работать.
Когда «выберете» пишется с «-ете»
Как объяснить букву «е» перед «те»? Очень просто. Во-первых, давайте установим, в какой морфеме она находится. Выберете – выберут – выберем. Все, что после «р», меняется, значит «ете» – окончание.
«Выберете» – глагол. Как вы помните, гласные в окончаниях глаголов зависят от спряжения. Следовательно, надо определить тип спряжения.
Все личные окончания у анализируемого слова безударные: выбираю, выбираем, выбираешь, выбирает и пр. Следовательно, надо смотреть, на что оканчивается инфинитив, то есть неопределенная форма. «ВыбирАТЬ» – оканчивается не на «-ить», значит спряжение первое. А в первом спряжении в личных окончаниях буквы «и» никогда не бывает. Там либо «е», либо «у», либо «ю».
Когда «выберите» пишется с «-ите»
Определим для начала морфему. Выберите, выбери – перед нами глагол в повелительном наклонении, который образовался с помощью суффикса «и». Объяснять здесь уже ничего не нужно. Повелительное наклонение только с помощью этого суффикса и образуется.
Вот вам пять примеров предложений с другими глаголами в повелительном наклонении. Посмотрите и убедитесь, что там везде «и».
- Напишите письмо.
- Перезвоните попозже.
- Отоприте дверь.
- Спасите её!
- Запишите эту информацию в ежедневник.
Разница только в том, что в этих глаголах «и» под ударением. И у нас не возникает вопросов о том, какую букву писать.
А в слове «выберите» ударение падает на приставку, поэтому мы путаемся. Но путаться не надо.
На заметку
Не надо говорить на уроке, что «выберите» – глагол повелительного наклонения. Наклонение – это непостоянный признак, поэтому правильнее говорить «в повелительном наклонении».
Как легко запомнить это правило
Смотрите, чтобы не путаться, можно попробовать отбросить приставку у глагола. Сравните:
- Выберите и идите.
- Берите и идите.
Когда приставка отброшена, ударение падает на «и». И если у вас глагол повелительного наклонения, то вы его точно напишете правильно.
А если у вас глагол «выберете», то его на «берите» вы никак не замените. Например, как сделать замену в предложении «Когда выберете редиску, скажите». Никак. Тут если менять, то так: «Когда возьмёте редиску, скажите». В замененном слове, как видите, буква «ё», поэтому в «выберете» мы будем писать «е».
Какую букву надо писать в корне
У вас еще может возникнуть вопрос, что писать после «б». То есть «выберете» или «выбирете».
Смотрите, тут правило такое. Если после «бир» находится суффикс «а», то пишем «и», а если его нет – «е». У нас суффикса «а» нет ни в одном случае, поэтому мы всегда пишем «выберете» или «выберите». А вот в слове «выбирать» уже будет «и» в корне «бир», потому что после него «а».
Как надо объяснять эту орфограмму графически
Когда вы письменно выполняете какое-то упражнение по русскому языку и вам встречается слово «выбер…те», вы должны не просто вставить в букву, списать слово и идти дальше. Вы должны сделать объяснение.
Делается оно так. Букву «е» или «и» (смотря что подошло по правилу) мы подчеркиваем одной черточкой. Затем выделяем суффикс «и» или окончание «ете». И пишем рядом в скобочках «(пов. накл.)», если «и» или «(I спр.)», если «е».
Вот и всё.
Подробнее вот об этой схеме объяснения я рассказываю в своей статье про орфограмму. И в своем видеоролике на эту тему. Если вы в школе орфограммы вообще не объясняете – обязательно прочитайте статью и посмотрите видео.
Полезные материалы по теме
Обязательно откройте мою статью с курсами русского языка. Там в самом начале я описываю хорошие бесплатные тренажеры от Викиума и дешевый курс «Идеальный русский». Плюс к этому даю ссылку на архив с пособиями для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, где великолепнейшим образом объясняется русский язык.
Викиум описывается в самом начале статьи, а пособия идут сразу за ним. Так что вниз можете даже не листать.
Из других статей по русскому языку, которые вышли у нас на сайте, рекомендую вам вот эти:
- Корни бер/бир – как раз о том, как легко понять их правописание и больше никогда не путаться.
- Корни мер/мир – даю на них ссылку, потому что они объясняются точно так же и лучше эти корни запоминать одновременно.
- Как научиться писать грамотно – это очень практическая статья о том, как научиться автоматически писать грамотно и не сомневаться при этом ни в одной букве и ни в одном знаке препинания.
- Как увеличить словарный запас – если вдруг у вас с этим проблема.
И вот еще мое видео о том, как учить русский. Тоже посмотрите.
Заключение
Дорогие друзья, мы с вами разобрали правописание слова «выберете». Прямо вот досконально разобрали. Поговорили и про окончание в изъявительном наклонении, и про суффикс в повелительном, и даже про корень.
Остались ли у вас какие-то вопросы? Все ли понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить эту орфограмму на уроке?
Буду ждать от вас обратной связи, всем спасибо.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Как правильно писать на Украине?
Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины. В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины.
Как правильно Привет из или С?
Если начинаете ответ с предлога «на», значит, нужно говорить «с», а если с «в» — «из». Например: Катя прилетела (куда?) в Домодедово.
Как правильно писать из или С?
Предлог “с” выражает пространственное отношение, а именно “направление сверху вниз”: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы. У предлога “из” несколько другое пространственное значение: “направление изнутри наружу” : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.
Как правильно писать из или с города?
Ответ, проверенный экспертом Правильно писать ИЗ города. Предлог с используется чаще со словами с кем-то, чем-то. Например, с мамой, с папой, с тетей и т.
Как правильно писать из или с Москвы?
Если «в», то «из». Если «на», то «с». Поэтому нужно говорить «из Москвы», но «с работы». Потому что «в Москве» и «на работе».
Как правильно писать я из Москвы или с Москвы?
Ответ справочной службы русского языка В живой речи слово город здесь лишнее: Я из Москвы. Если слово город употребляется, название согласуется с ним, т. е. склоняется: из города Москвы.
Когда из когда с?
Для из – это предлог в, а для с – предлог на. По этим парам легко установить правильное употребление предлогов или проверить себя в затруднительных случаях. Например: раз мы говорим в Прибалтику – то следует говорить из Прибалтики, в армию – из армии, в магазин, в школу, в Москву – из магазина, из школы, из Москвы.
Как правильно с какого города или из какого города?
Правильный вариант – «из какого ты города», а не «с какого ты города». При выборе предлога «з» и «с» часто допускаются ошибки. Нужно запомнить, что предлог «с» подразумевает спуск, сползание, сход с какой-то высоты. Пример: Я неудачно опустился с крыши дома.
Как правильно писать предлоги?
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно. 2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно.
Как правильно говорить со школы или из школы?
Из школы — такой вариант будет правильным, когда речь идет о том, что человек ранее «пришел в школу», так как антонимом «из» является предлог «в». Со школы — такой вариант будет правильным, когда подразумевается, например, крыша школы (на школе). Ребята залезли на школу — Ребята спрыгнули со школы (с крыши школы).
Как правильно сказать на концерте или в концерте?
Спасибо! Правильно: идти на концерт. “на концерт” или “в концерт”? Сегодня нормативно: (идти) на концерт.
Как правильно говорить с Крыма или из Крыма?
Из Крыма. С Крыма – это южно-русский говор. Кстати, в самом Крыму частенько говорят именно так. Поэтому для местных изданий можно и “с”.
Как правильно из Минска или с Минска?
Ответ справочной службы русского языка Такое написание правильно.
Как правильно пишется с садика или из садика?
Ответ справочной службы русского языка Это сочетание пишется со строчной буквы, ср.: детский сад, школа, институт, издательство. Например: В поселке не было дома престарелых, но две школы и полтора детских садика были.
Как пишется слово из за этого?
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за сарай, по-над берегом моря.
Как правильно писать из за рубежа?
Наречные сочетания, образованные с помощью предлогов и существительного «рубеж» пишутся раздельно. К таким относятся «за рубежом», «из-за рубежа». Существительное «рубеж» всегда пишется раздельно с другими словами.
Как правильно пишется около дач?
Слово «дач» пишется без мягкого знака после шипящего, так как является существительным в форме родительного падежа множественного числа. Чтобы выбрать правильный вариант написания «дач» или «дачь», с мягким знаком после буквы «ч» или без него, сначала обратимся к начальной форме слова.
Как правильно пишется луч или Лучь?
Луч — согласно правилам русского языка все существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие, пишутся без мягкого знака: луч, врач, марш, гараж, сторож, кирпич и т. д.
Почему луч пишется без мягкого знака?
Это неодушевлённое имя существительное оканчивается шипящим согласным, обозначенный буквой «ч». При произношении слова непарный глухой согласный [ч’] звучит мягко. Видимо, поэтому возникает сомнение, нужно ли обозначить мягкость согласного на письме с помощью особого орфографического значка — мягкого знака.
Как правильно писать помощь или помощь?
Образованное при сращивании существительного и предлога, слово «помощь» пишется исключительно слитно и относится к обширной группе ему подобных.
Как правильно пишется слово глушь?
Через травы и камыш. Обратите внимание, что слова «глушь», «тишь», «камыш» оканчиваются на букву шипящих, только вот слова тишь и глушь пишутся с мягким знаком на конце, а камыш без.
Как правильно пишется слово просьба?
Проверочное слово «просить», а также «попросить», «запросить», «упросить» докажут, что в корне слова «просьба» пишется буква «с».
Как правильно пишется слово Сыч?
СЫЧ, -а́, м. Ночная и сумеречная птица отряда сов, с бурой окраской.
Как правильно пишется слово ключ?
Слово «ключ» пишется без мягкого знака после шипящего согласного как существительное мужского рода в соответствии с правилом орфографии.
Как пишется слово врач с мягким знаком или без?
Слово «врач» пишется без мягкого знака после шипящего согласного в соответствии с правилом русского языка. Выясним, как правильно пишется слово «врач» или «врачь», с мягким знаком или без него, если определим род существительного и применим правило орфографии.
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (0 Скрытых Пользователей) | Просмотры темы: 55639 |
0 Пользователей: |
Активные темы
-
Конституционный суд допустил возвращение смертной казни (32)
-
Такая болтливая (63)
-
Как стать нормальным обратно? (143)
-
Знатоки тут есть? (383)
-
Для тех кто помнит. Пост одной грустной картинки (73)
-
Чхарька адепт (95)
-
Кондуктор выгнал девочку без проездного из автобуса в Подмосковь… (13)
-
Как начинали свой бизнес «сделавшие себя» миллиардеры (153)
-
Свобода самовыражения (117)
-
Что можно купить к Новому Году в Walmart. Заодно и сравнил цены (313)
-
Голландская прокуратура требует пожизненного заключения для обви… (703)
-
Кафельная плитка грязноватая, не? (27)
-
В Латвии белоруса оштрафовали на пять тысяч евро за попытку дать… (53)
-
Странные у неё родители. (35)
-
А ты готов к войне? Я нет (515)