Поиски правды и смысла жизни по рассказам горького и пьесе на дне сочинение

Правда и ее проблематика в пьесе на дне являются центральным вопросом драмы. однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только

Правда и ее проблематика в пьесе «На дне» являются центральным вопросом драмы. Однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только со второго действия, когда Горький выводит на сцену Луку.Поиски правды и смысла жизни по рассказам горького и пьесе на дне сочинение

В принципе понимание и трактовка именно этого героя и формирует «образ правды» в пьесе, а с ним и следующего важнейшего философского понятия – истины.

Несмотря на то, что в авторском замысле Лука  — это отрицательный герой (по словам Горького, — плут, мошенник), его воплощение на сцене МХТ всегда было обратным. Начиная с первого исполнителя (Москвин), все актеры видели в нем только положительного героя.

К слову и само отношение Горького к этому персонажу сформировалось не сразу, оно претерпело определенную корректировку, и не в последнюю очередь из-за демократической критики. На первых же постановках автор мучился очевидным несоответствием образа Луки задуманному и даже испытывал недовольство собой.

Такое чувство основывалось на подспудном осознании того, что в драме «На дне» существует некая философская константа, экзистенциальный смысл, который заложен там и который изменить сам автор не в силах.

Между тем, именно формулировка Горьким главной проблемы пьесы – «истина или сострадание» — и является причиной. Потому что:

  • содержит в себе логическую ошибку противопоставления этих непротиворечивых друг другу философских посылов;
  • является незаметной подменой понятия Истины понятием правды нового исторического времени

Человек и правда (истина и ложь) в драме «На дне»

Поиски правды и смысла жизни по рассказам горького и пьесе на дне сочинениеКак философская абсолютная категория – Истина может иметь исключительно один антипод – Ложь, поскольку этот термин обозначает неизменно-вечные качества идеального мира. Сострадание же по отношению к Истине не может находиться в оппозиции, напротив, оно может представлять собой даже путь к ее постижению.

Правда же, в отличие от абсолютности Истины, носит характер относительный. (Интересное замечание. Это слово произошло от глагола «править». Но известно, что «править» можно в совершенно разных направлениях. Еще один аргумент – мы видим, что этим словом часто обозначают не поиски абсолютного, а следование определенной избранной идеологии. Например, «ленинская правда», «правда Украины» и т.д.)

В качестве проверки можно поменять слова (правда и истина) и окажется, что мы получим совершенно бессмысленные тезисы, что и подтверждает относительный характер понятия «правды».

В высказываниях героев драмы «На дне» практически всегда речь идет о такой правде, которая подразумевает фактически-конкретное положение дел для каждого героя. А уже такая правда (конкретика факта) становится фатальной для неподготовленных и слабых душ персонажей пьесы.

И именно Лука олицетворяет в драме «путь сострадания», который должен помочь преодолеть убийственную правду для героев «На дне». И делает он этого совсем не мошенническим или обманным путем.

Получается, что основной конфликт (философский) в пьесе проходит не между «истиной и состраданием», а в сложных взаимоотношениях Истины и правды.

Больше того, как раз «сострадание» оказывается маркером «истинности» всякой правды.

Разумеется, понятия правды и истины не находятся в жесткой оппозиции в драме Горького. В отдельных случаях правда может совпадать с ней, может быть ее частью и т.д.

Собственно образ Луки отображает понимание этих сложных взаимоотношений правды и истины. Он единственный герой среди прочих обитателей ночлежки, который «видит», как фактическая правда, конкретное положение дел каждого персонажа расходится с Истинной правдой о нем.

По сути, правда каждого конкретного эпизода (или земная правда) – это исключительно часть правды или правда одного эпизода, момента. Но сам человек всегда больше такой части или момента. Следовательно, он не сводим к ним и всегда выше их. А его жизнь (по замыслу Создателя) – это дорога к той самой Истине о себе. Сострадание и участие могут помочь встать на эту дорогу, не сойти с нее и найти сил для движения.

Со слов проницательного Сатина именно сострадательное участие Луки «проквасило» сожителей ночлежки. (По аналогии с евангельской «закваской», открывающей человеку его личную дорогу к себе истинному.)

Однако Горький уводит Луку со сцены, собственно оставляя своих героев брошенными, именно тогда, когда сознание этих персонажей еще не может противостоять «земной правде». Но это сознание уже оказывается пробужденным. Об этом говорят ремарки самого Горького к 1 и 4 действиям.

Так, в первом  — ночлежка освещена через окно (извне)

А уже в 4 – изнутри.

Таким образом, мы обнаруживаем несоответствие между замыслом автора:

  • ревизия традиционных ценностей
  • утверждение новой системы (позитивизм, мировоззрение Сатина и т.д.)

и его художественной реализацией в драме «На дне».

Наша презентация (шпаргалка для сочинения)

В этом случае, очевидно, что Горький-драматург проявил большую интуицию и оказался тоньше Горького-рационалиста. Что также подтверждает абсолютность Истины и относительность правды в конфликте драмы «На дне»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Откуда появился странник

Максим Горький не раскрывает тайну происхождения Луки, он лишь вкратце рассказывает о его странствующей жизни. У путешественника нет ни родины, ни хотя бы определенного места жительства. Сам он говорит так: «Для старика, где жарко, там родина».

Даже обитателей ночлежки не интересует прошлое старика, их беспокоят его проблемы и попытки «влезть в людей», а не тащить существование «на дно» на всю оставшуюся жизнь.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и писатели довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его к героям, затем к антигероям.

Такая полярность во взглядах объяснялась главным образом историческими реалиями. В начале 20 века Лука воспринимался как отрицательный герой, который вел пустую болтовню и будоражил умы людей, которые не могли ничего изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись во мнении, что Люк давал людям надежду и веру, и они сами выбирали свой жизненный путь.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстает перед нами в образе добросердечного старика, проповедующего доброту, любовь, милосердие и готовность человека создать свою жизнь, как подсказывает ему его сердце.

Максим Горький

Аура умиротворения и понимания исходит от героя, который, естественно, настраивает на себя игровых персонажей, заставляя их поверить в то, что будущее не безнадежно и есть шанс исправить свое социальное положение, реализовать свои мечты и желания.

Для всех тех, кто, нравится это или нет, оказался в ночном домике, Люк подбирает правильные слова, вселяет в каждого надежду и побуждает их поверить в свои мечты, какими бы нелепыми они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова путника, они были всего лишь пустыми звуками, отвлекающими ночных гостей от повседневных невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из бедности и несчастья.

Однако Люк не лжец, он только искренне жалеет других и подбадривает их, даже если он совершенно бесполезен и бесполезен.

Значение образа

Особое место занимает образ Луки в комедии «На дне». Он олицетворение «трех истин» в произведении. Лука считает, что правда не всегда приносит человеку только пользу. Герой использует ложь, чтобы спасти его, давая жителям убежища надежду на то, что они смогут изменить свою жизнь к лучшему.

Лука воздействует на судьбы многих персонажей в произведении Горького, что поможет доказать таблица:

Герой

Влияние Люка

Анна

Он ей помогает, всячески поддерживает, говоря, что после смерти она обретет желанный покой

Настя

Поддерживает героин, верит в свои любовные связи с французским студентом

Барон

Он верит в рассказы о том, что в прошлом герой был могущественным дворянином

Прах Васьки

Он рекомендует отправиться в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь, отказавшись от воровской стези

Наташа

Советует уехать с Васькой Пеплом в Сибирь, где он сможет спокойно жить без семьи Костылевых

Актер

Ложь о существовании бесплатной клиники, где люди лечат алкоголизм, вселяют надежду на изменение жизни к лучшему и возвращение на сцену

Словом, все намерения путешественника Луки хороши, но приводят к настоящим трагедиям иного характера. Ложь о спасении, которую сначала использовал Лука, вселяет в людей надежду на лучшее, но затем люди понимают, что ничего не смогут изменить, и это приводит только к разочарованию. М. Горький с помощью образа Луки раскрывает теорию лжи во имя добра.

Эта статья, которая поможет написать эссе «Характеристики Луки (« Внизу »)», рассмотрит судьбу Луки, его взгляды на жизнь, а также продемонстрирует роль Люка во всей пьесе М. Горького.

Луч солнца

60-летний бродяга мало говорит о своем загадочном прошлом. Можно предположить, что это бывший заключенный, приговоренный к ссылке после совершения преступления. Возраст выдает его огромный жизненный опыт, который убедил старика в том, что в мире больше нет правды и справедливости. Семьи у него нет, отношения с женщинами не сложились.

Скитания закалили его, но не сломили его верований. Старик глубоко несчастен, но остался добрым и милосердным. Объясняя арендаторам, почему он такой нежный, он говорит, что он был «очень раздавлен». Во всем он замечает только хорошие качества, всех по-доброму наставляет. Его слова иногда звучали сомнительно, но с верой в светлое будущее. Речи Люка звучали как лучи надежды, текущие сквозь мрачную тьму к обитателям убежища.

Жалость к людям или ложь

Рассказы Люка могут сбивать с толку других. По его словам, его повествование похоже на намеки, но это не конец. Два гостя (Тик, Сатин) делают вывод, что майору правда не нравится. Горькая правда переворачивает душу с ног на голову, она требует действий, а это не всегда хорошо заканчивается. Сострадательная ложь — это правда Люка. Красивые сказки помогают отвлечься от ужасных реалий. Без правды в убежище воздух тяжелый, но жить с ним вообще невозможно. Лучший вариант — закрыть глаза на множество проблем и продолжать прозябать в нищете.

Старик влияет на судьбу практически всех персонажей произведений Горького, это можно увидеть в таблице, в которой кратко описано его влияние на обитателей свалки:

Персонаж Роль Луки
Прах Васьки Он рекомендует съездить в Сибирь, перестать воровать и начать новую жизнь
Актер Я соврал ему о существовании больницы, где бесплатно избавляются от алкоголизма, давая надежду вернуться на сцену
Настя Он подтягивает ее, верит в любовь французского студента
Анна Поддерживает, говоря о мире после смерти
Наташа Он дает совет: следуйте за Эшем и забудьте о семье Костылевых
Барон Он верит в свое благородное прошлое

Любые истории, которые казались правдой, Люк рассказывал из жалости. Только конец у них всегда был один: люди умирали.

Вариант 3

Философские темы периодически затрагиваются в произведениях многих известных писателей. Одно из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, — пьеса М. Горького «На дне».

Герои комедии — люди, которые не удержались «плывут» и оказались внизу.

Люк, шестидесятилетний бродяга, — один из жильцов пансионата, ставшего главной сценой событий в шоу.

В убежище собрались отчаявшиеся люди, у которых нет собственного убежища и которые ведут жалкое существование. Лука, как и они, не имеет собственного дома и поэтому вынужден бродить по городам. Но, несмотря на бедность, пожилые люди не унывают и готовы найти слова поддержки для всех.

В Луке ощущаются качества психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие уверенность в завтрашнем дне. Чуткий путешественник обещает каждому то, о чем он мечтает в глубине души. Утешайте умирающую Анну рассказами о раю, где нет страданий. Он рассказывает актеру-алкоголику о несуществующей бесплатной клинике по лечению алкоголизма. Успокой Настю, Васька советует воришке снова начать жизнь в Сибири.

Лука убежден, что сострадание важнее истины, и поэтому он даже готов лгать людям, чтобы подбодрить, заставить их поверить в лучшее.

Частое упоминание Христа в разговорах говорит о том, что Лука глубоко религиозный человек. Сладкий и спокойный голос старика, излагающего свои мысли просто, без пафоса и причудливых слов, вселяет в обитателей убежища надежду на то, что их ждут радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что «сладкая» ложь — не всегда хорошо. Иногда разочарование пустыми обещаниями и несбывшимися надеждами оказывается фатальным. Именно это случилось с актером, который повесился в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает возмущение жителей убежища, которые пытались судить его, считая обманщиком. Однако неожиданно для него перехватывает один из жильцов — Сатин, который поначалу относится к Луке подозрительно, недоверчиво.

однозначно сказать, какой герой больше — положительный или отрицательный, очень сложно. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны, оно означает хитрость, хитрость, с другой стороны, это имя одного из апостолов Евангелия, несущих людям мудрость и истину.

Ясно только одно: это добрый и понимающий человек, умеющий сочувствовать своим соседям. И если он обманывает людей, вселяя в них надежду, то делает это по благородным причинам, не преследуя никаких корыстных целей. Ну а что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но настоящая, или сострадание, приносящее временное утешение, — каждый выбирает сам.

Апостол и искуситель

Лука учит христианскому послушанию, чуткости к другим и терпению со своей философией. В доме Костылевых одни полностью верили рассказам Луки, другие относились к ним скептически. Настя и Клещ заметили жалость старика. Даже Сатин сказал, что бродяга солгал только из сострадания.

После выхода игры критика также разделилась. Луку сравнивают с искусителем и евангельским апостолом. Мудрый ли он старик, говорящий библейские заповеди, или злой демон, изливающий ложь в уши несчастных?

Лганием для спасения праведники нарушают заповедь: не лгите. Но ему все равно. Его главная цель — не навредить.

именно на Луке, как некоем ядре, покоится маргинальный коллектив. Он не говорит горькой правды, и он всем нравится. Жители к нему прислушиваются, не конфликтуют друг с другом. Сделайте им сладкий сон.

После убийства хозяина приюта странствующий проповедник уезжает в новую жизнь, по всей видимости, в Украину. С его уходом все развалилось для несчастных жильцов. Актер снова начал пить и покончил жизнь самоубийством, когда понял, что бесплатных больниц для алкоголиков нет. Избитые его сестрой Наташей и Васькой Пеплом, мечтавшими о Сибири, у них была еще худшая жизнь, чем у них.

Люк вселил в гостей надежду и сломил их обычное безразличие к собственной судьбе. Люди, осознавшие безысходность своего положения, испытали ужасное разочарование.

Жалость к людям или обман

Лука умеет путать со своими рассказами. Он говорит, что на что-то намекает, но это еще не конец. Гости (Тик, Сатин) решают, что старику не нравится правда. Горькая правда приводит к бунтам в душе, требует действий, и не всегда они заканчиваются хорошо. Жалкая ложь — это правда Люка. Красивые сказки успокаивают, отвлекают от страшной реальности. Без правды в убежище тяжело дышать, а с ней вообще не будет жизни. На многие проблемы лучше закрыть глаза и продолжить попрошайничество.

Из жалости Лука рассказывал истории, которые казались правдой, но заканчивались гибелью людей: о больнице для пьяниц, о справедливой земле.

Биография персонажа

Автор помогает представить жизнь героя через его рассказы и отдельные слова. Многое указывает на Сибирь. У Луки какое-то трепетное отношение к Сибири. Он не боится зоны ссылки, он посылает нам хороших людей. Можно предположить, что сам Лука давно оказался в Сибири. Их сослали туда только за преступления. Вероятно, он начал скитаться после побега с принудительных работ. В разговоре с Костылевым он четко говорит: «Я поймал беглеца». Жизнь старика сложна: он был очень раздавлен. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Кроме того, Люк одинаков для всех персонажей пьесы. Он издевается над кем-то, ласковый с кем-то, ни с кем не груб, ни с кем не ругается.

Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на инженерной даче где-то под Томском.

Неизвестно, какие еще земли посетил Лука. Старик намекнул, что переезжает в Украину, но нельзя сказать наверняка, что он туда поехал. Лука идет «туда, куда ведут глаза (они смотрят)».

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил задуматься о жизни, о том, во что люди превращаются под давлением жизненных обстоятельств и как страшно оказаться на «дне жизни», из которого уже невозможно выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы ни был взгляд читателей на образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек вошел в жизнь маленьких людей, попавших в «день жизни» неспроста, у него была своя позиция — своеобразная миссия.

Он лгал? Вы сказали правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука коренным образом изменил атмосферу в убежище. Герои задумались, им снова стало что-то сниться. В то же время старец был настолько добр и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили свое отношение к истине, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Люка — это блестящие предложения с глубоким философским подтекстом. Их аргументы очень разные:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические правила поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, что данное название довольно интересно и имеет скрытый смысл. Он имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «фермер».

Но бессознательно воображение читателя связывает его с библейскими образами святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, сам Иисус Христос смотрит на нас со страниц драмы и дает свои мудрые советы.

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил коротко, но всегда по делу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и потому попало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
Со временем герои понимают, что Лука их в большинстве случаев обманул, но это уже становится неактуальным.

Герои прекрасно понимали, что старец сказал, что их поддерживает, помогает существовать в этом грязном убежище.

Его притча о «праведной земле», которая так взволновала их умы, — всего лишь слова утешения, вселившие в них надежду. Но ведь этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одни и никому не были нужны, просто в них никто не верил. И Лука взял ключи от их опустошенных сердец, дал им нужный совет.

Высказывания Луки о людях что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не только слышали, но и ночные жильцы слышали его:

  • ему удалось найти слова утешения для Анны перед ее смертью,
  • удалось убедить Художника начать борьбу с алкоголизмом, несмотря на неудачи и неудачи,
  • заспорила девушка легкого поведения Настя, твердо верившая в любовь,
  • он даже пытался связаться с таким непростым Василием Пепла и предостеречь его от роковой ошибки — убийства мужа любовницы.

Не все персонажи пьесы нуждались в совете Люка, и были те, кому Люк ничего не рекомендовал.

Характер странника

Это вызвало интерес у всех гостей.

Наиболее отмечены его положительные стороны:

Лука на флопе

  1. Филантропия. Люк никого не обделил своим вниманием. Считает, что каждый достоин чего-то в этом мире и имеет свою цену, людей нельзя бросать.
  2. Мудрость. Он много знает, он не забывает тех, с кем ему суждено было встретиться на этом пути, он помнит их судьбы. Его рассказы заставляют задуматься.
  3. Наблюдение. Лука видит то, чего не замечают другие. Он заранее просчитывает ситуацию и оказывает помощь разным персонажам. В сцене ссоры Костылева и Эша он своевременно передвинулся на плите, предотвратив тем самым убийство.
  4. Доброта. Лука подбадривал жильцов добрым отношением и добрым словом.
  5. Любовь к Богу, как и Христос, старец сострадателен ко всем. Он выполняет заповедь Бога: помогайте всем. Надо вовремя пожалеть человека.

Все его отношение к людям можно рассмотреть с помощью цитат:

  • «Всегда стоит своей цены»;
  • «Он всех сжалился и так нас приказал»;
  • «Вовремя пожалеть человека… это приятно!».

Говоря о себе, Люк утверждает, что был очень раздавлен и из-за этого стал таким добрым и гибким. Узнав личностные особенности персонажа, можно сделать вывод, что в своей жизни герою не раз приходилось сталкиваться с трудностями, но это его не сломило.

Взгляды

У Луки была особая точка зрения, которая во многом отличалась от точки зрения других жителей лачуги. Рассмотрим эти взгляды в кавычках.

Лука считает, что каждый заслуживает уважения, потому что кем бы он ни был, «это всегда стоит своей цены». Вот почему Люк относится ко всем с теплотой и добротой.

Странник считал, что ко всем нужно относиться по-доброму, что ко всем нужно жалеть. Здесь Лука вверяет себя учению Христа, который «всех пожалел и сказал нам». Лука также отмечает, что надо жалеть не тех, кто уже умер, а тех, кто еще жив, потому что «приятно вовремя кого-то пожалеть… это приятно!».

Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»

Персонажи относятся к старшему двояко:

  • некоторые (вор Васька Пепель, актер, Анна, Настя, Наташа) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, признаются и получают взамен необходимые жалость, сочувствие и обнадеживающие заявления;
  • другие (капсник Бубнов, Сатин, Барон, Клеш) не слишком доверяют незнакомцу и говорят с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка: никого не оставило равнодушным появление такой неординарной личности в таком грязном и обреченном месте.

После внезапного исчезновения путешественника судьба некоторых персонажей в корне изменилась. Жена кузнеца Клеша Анна умерла от туберкулеза, актер не смог справиться с отчаянием своей жизни и повесился, Васька Пепел отправился на принудительные работы в Сибирь из-за случайного убийства, в его мечтах о честной жизни с Наташа закончилась. Остальные герои продолжали проводить время в убежище, но при этом начали задумываться о смысле собственного существования, своих поступках и проблемах других.

Притча о праведной земле

Скоробогатов и Лука

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который перенес все невзгоды и страдания земной жизни, веря, что есть праведная земля, где люди живут в прекрасных отношениях, помогают друг другу и никогда не лгут. Однажды он пошел к другу-местному ученому и попросил его показать на географической карте нужную землю. Он пытался найти то, что искал, но не мог. Тогда человек рассердился, ударил ученого, а затем пошел домой и повесился.

Эта притча словно предопределила судьбу нескольких персонажей: гибель Анны и актера, заточение вора Васьки. Они верили, что для них есть подходящая земля, что можно выбраться из глубины, из нищеты, но этого не произошло. Лука вскоре ушел, и вместе с ним исчезла надежда, согревавшая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса Горького «На дне» наполнена вдумчивыми фразами и характерами, но, пожалуй, наиболее значимыми являются слова старца Луки.

Вот некоторые из его цитат, которые следует проанализировать и задуматься всем, кто читал пьесу Горького «На дне:

«И все люди! Как бы вы ни притворялись, как бы ни боролись, вы родились мужчиной, вы умрете мужчиной…»

«Мне плевать! Уважаю даже мошенников, на мой взгляд, ни одна блоха не плохая: все черные, все прыгают…»

«Ты, девочка, не обижайся… ничего! Где он, где мы — мертвых жалеть? Эй, дорогуша! Нам не жалко живых… мы не можем жалеть себя… где это!»

«Значит, ты умрешь, и ты будешь спокойна .. Больше ничего не нужно, да и бояться нечего!»

«… Не в слове — действие, но — почему это слово сказано? — вот в чем вопрос!»

Источники

  • https://obrazovanie.guru/literatura/obraz-luki-v-pese-maksima-gorkogo-na-dne.html
  • https://Tarologiay.ru/literatura/obraz-luki-v-pese-gorkogo-na-dne.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/na-dne/harakteristika-luki.html
  • https://xarakteristika.ru/luka/
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/obraz-i-harakteristika-luki-v-pese-na-dne.html
  • https://VzryvMozga.ru/sochineniya/rol-luki-v-drame-na-dne.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2070-luka.html
  • https://tvercult.ru/literatura/obraz-luki-v-pese-gorkogo-na-dne

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Человек в пьесе М.Горького «На дне».

Пьеса М.Горького «На дне» была написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней в первую очередь объясняется тем, что писатель подробно и достоверно изобразил жизнь людей, оказавшихся на «дне». Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали. Горький в своем произведении побуждает современников поразмыслить над тем, что лучше для человека «дна»: горькая правда или сладкая ложь? Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Человек и его предназначение занимают чуть ли не главное место в разговорах ночлежников. В своей драме писатель осуждает существующий строй, жертами которого стали обычные люди. Костылев — хозяин ночлежки нагло высасывает последние копейки обитателей этой «дыры» за одну проведенную здесь ночь. Перед нами предстает мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство втоптано в грязь «сильными мира сего». Однако, как утверждает Сатин, человек — хозяин своей судьбе, и в том, что ночлежники оказались в таком бедственном положении виноваты и они сами. Если бы Актер не начал пить, он не потерял бы работу и не опустился бы до такой степени. Среди людей «дна» трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. С точки зрения Луки, есть «люди», а есть «человеки», как есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля». Все обитатели ночлежки всего лишь люди, поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, — смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существоваения. Только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды и могут вырваться из-под власти обстоятельств. По мнению Луки, они способны обрести веру в Бога, а значит, достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают только жалости. И Лука жалеет их, не понимая, что его обман губительно сказывается на всех. На мой взгляд, антиподом Луки в вопросе отношения к человеку является Сатин. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати, надо только верить в себя, а не в Бога, не в «праведную землю», не во что-либо еще. Жалеть себя или кого-то другого бессмысленно, поскольку никто, кроме самого человека не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил собственную волю? Если для верующего Луки «блаженны нищие духом», то для атеиста Сатина «блаженны сильные духом». В то же время у Сатина зреет мечта о свободной жизни, чистой, честной, светлой, но он не хочет работать, понимая, что в существующем эксплуататорском обществе прожить честным трудом невозможно. Вот почему он смеется, когда Клещ в порыве отчаяния и бессилия заявляет, что он вырвется со «дна» жизни и станет нормалным человеком, надо только работать. Сатин ненавидит и презирает людей, которые «слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми». Он обличает Луку во лжи, но понимает, что старик был «мякишем для беззубых», понимает — ложь утешительная подобна лжи хозяев. Поэтому он говорит:»Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, который позволяет судить об авторской позиции, полагать, что сам автор на стороне Сатина. Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на самого себя, кончает жизнь самоубийством. Но, как мне кажется, самоубийство — одно из проявлений свободы воли. Смерть Актера означает для Горького победу сатинского взгляда на чаловека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел настоящую веру в себя.
Пьеса «На дне» сильна не столько своими ответами, сколько вопросами, вырастающим из самой гущи жизни, из самых насущных человеческих потребностей. Осюда и основной мотив пьесы — противоречие между ложью хозяина и свободой Человека. И вопрос этот прозвучал как надежда для тех, кто отчаялся и смирился со своим положением.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

На чтение 21 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Содержание:

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.

На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

  1. Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
  2. Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
  3. Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него— вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь… значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету…» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.

Опубликовано 18.04.2014 — 21:41 — Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:

Вложение Размер
m.gorkiy.docx 20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

     В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

     В 1902 году Горький создает драму «На дне».

— Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

  Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

  В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

— Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

  У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

-Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

  Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

  Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

-Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

  Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

-В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

-Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

  Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

-Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

  В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

-В чем своеобразие любовного конфликта?

  Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

  Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

 Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока «Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»»

Урок с применением диалоговых технологий….

Конспект урока в 10 классе «Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России».

Подробный конспект урока с приложением презентации….

Презентация по теме «Социально-философская мысль XX века»

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова…

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1…

Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе М.Горького «На дне»: дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы….

Социально — философский анализ нигилизма

Отрицание…

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

мое видение…

  • Мне нравится

В творческой работе М. Горького «На дне» поднят достаточно актуальный вопрос, который часто задают и в наши дни. Автор размышляет над тем, в чем же призвание человека, в чем проявляется свобода личности? И в своей пьесе М. Горький пытается найти на нее ответ. Он был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, как существуют те люди, про которых уже давно забыли. Поэтому, именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Ее можно определить только к одному литературному жанру – к драме. В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами людей, которые жилы безрадостной и мрачной жизнью. Социальной проблемой, которая торжествовала в обществе в то время, пропитана вся работа, от начала и до конца. Только название «На дне» говорит о том, что речь пойдет про тех людей, которые скатились глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Проблематика пьесы Горького «На дне»</li>Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»</li>В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?</li>Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из пьесы Горького «На дне»)</li>

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой — он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский , затрагивающий основные вопросы бытия разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Человек — вот правда! Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывших людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? Нужна ли она людям? Можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни?

Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. максим горький на дне

Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел.Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!». Сатин убежден в следующем — необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. » Всё в человеке, все для человека». «Существует только Человек, все остальное — дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло?

Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/pesa-na-dne.html
  • https://vuzlit.ru/612467/pesa_sotsialno_filosofskaya_drama
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama-mgorkogo
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/piesa-na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama.html
  • https://vuzlit.ru/586763/filosofskie_voprosy_v_pese_m_gorkogo_na_dne_

Пьеса Горького «На дне» — сложное, противоречивое произведение. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Вопросы, поставленные драматургом, остаются открытыми и на сегодняшний день. Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выражают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Сатин и странник Лука — неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Насколько разнятся между собой — эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей. Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова, ей он доказывает, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти. Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — прежде всего борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужны не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев». Таким образом, в драме существует две правды: правда Луки, с ее безразличной и безличной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций рассудила история. . История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы, формула «цель оправдывает средства» служат лишь для оправдания и обеливания неизбежных крови и смерти.

Название: Две правды по пьесе Горького На дне
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 19:03:05 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 21
Комментариев: 6
Оценило: 2 человек
Средний балл: 4.5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Две правды по пьесе Горького На дне
Реферат На Тему Австралия
Репродуктивная Система Реферат
Контрольная Работа На Тему История И Функции Римского Права
Историческое Сочинение Вурста Скачать Pdf
История Болезни На Тему Желчнокаменная Болезнь И Флегмонозный Калькулезный Холецистит
Реферат: Стэнфордский тюремный эксперимент
Курсовые Работы На Заказ Энгельс
Курсовая работа: Определение плановой производственной себестоимости электроэнергии на промышленном предприятии
Сочинение Писарев О Базарове
Контрольная работа: Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
Реферат: Методические рекомендации и указания к курсовой работе по дисциплине «Молекулярная физика» для студентов специальностей: 050604 «Физика»
Верное Произношение Признак Культуры Человека Сочинение
Сочинение По Литре Отцы И Дети
Реферат: Кирилл и Мефодий. Скачать бесплатно и без регистрации
Магистерская диссертация по теме Трансмиокардиальная лазерная реваскуляризация в сочетании с методами прямой реваскуляризации у больных с ишемической болезнью сердца
Курсовая работа по теме Составление годового бухгалтерского баланса
Реферат На Тему Поддержание Прокурором Государственного Обвинения В Суде По Уголовным Делам
Реферат по теме Анализ (при аудите) финансового состояния предприятия и результатов его деятельности
Реферат: Битва за Мекку
Реферат: Круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора и серы в биосфере. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Разработка меню, технологии кулинарной продукции, нормативной и технической документации для пиц
Реферат: The Devil And Daniel Webster Essay Research
Контрольная работа: Исследование социально-экономических и политических процессов

  • Поискать как пишется правило
  • Поиск смысла жизни андрея болконского сочинение
  • Поиск рассказа по ключевым словам
  • Поиск смысла жизни пьера безухова сочинение
  • Поиск себя в жизни сочинение