Поиск встречи с богом в рассказе где любовь там и бог

3 декабря 2021 г. 12:1925-30 ноября 2021 года в москве прошла первая стажировка для ответственных за информационное развитие церковного социального

3 декабря 2021 г. 12:19

25-30 ноября 2021 года в Москве прошла первая стажировка для ответственных за информационное развитие церковного социального служения. В ней приняли участие руководители и представители церковных социальных проектов, пресс-служб и социальных отделов епархий — более 40 человек из Тюмени, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Воронежа, Томска, Екатеринбурга, Тольятти, Москвы, Димитровграда, Костромы, Калуги, Славгорода, Гатчины и других городов.

Стажировка была организована пресс-службой Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Началась стажировка с Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон.

«Мы пришли в Церковь, прежде всего, чтобы соединиться со Христом, чтобы войти в Царство Небесное. Социальное служение — это средство для приобретения внутреннего мира, средство для соединения с Богом и выражения нашей любви к ближним. Таким образом мы исполняем две главных заповеди — о любви к Богу и любви к ближнему, которые неразрывно связаны между собой, — сказал епископ Пантелеимон во время встречи с ответственными за информационное развитие церковной благотворительности. — В помощи другим людям проявляется наша вера. И об этом необходимо писать не для того, чтобы похвалиться, а для того, чтобы рассказать о той радости, которая дается людям, когда они помогают другим».

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о работе с информационными поводами, партнерстве со СМИ. Он подчеркнул нарастающую фрагментацию аудитории и призвал учитывать это при формировании стратегии коммуникации. Также были затронуты вопросы реакции на критику.

О благотворительности на «Первом канале» и развитии этой темы в медиа участникам обучения рассказал коммерческий директор Первого канала Петр Шепин. Участники смогли в неформальной обстановке обсудить возможности поддержки социальных инициатив.

В ходе стажировки гости посетили студию телеканала «Спас» и пообщались с генеральным директором канала Борисом Корчевниковым, руководителем информационной службы канала Иваном Куприяновым и руководителем дирекции интернет-проектов канала Михаилом Волчковым.

Беседа была посвящена форматам представления человеческих историй. «Есть два типа людей, о которых мы рассказываем: те, кто помогает, и те, кому помогают. На самом деле и там, и там — драма. Самый главный закон любой истории — это драматургия, а драматургия есть там, где есть внутренний конфликт, — рассказал Борис Корчевников. — Как мы можем прорваться сквозь информационный шум с нашей темой церковного служения? Главное — надо быть настоящим и очень искренним. Мы должны, прежде всего, рассказывать истории людей, которые решились идти за Богом и помогать людям. Мы должны настойчиво искать такие истории, потому что это и есть дела Церкви».

В «Фаворе» на Маросейке участники стажировки встретились с директором Фонда помощи хосписам «Вера» Еленой Мартьяновой. Она поделилась опытом коммуникационной деятельности одного из крупнейших благотворительных фондов страны, организации спецпроектов совместно с крупными медиа, определения целей и задач коммуникации и их успешной реализации.

Особое внимание в ходе стажировки уделялось развитию работы в социальных сетях. Мастер-класс на эту тему провел руководитель интернет-проектов журнала «Фома», исполнительный директор фонда «Фома центр» Алексей Соколов.

Советами по представлению благотворительной тематики в социальных сетях поделился священник-блогер иерей Павел Островский.

Основные направления в современных коммуникациях представил исполнительный директор группы компаний Bazelevs Тимура Бекмамбетова (2009-2012), управляющий директор медиа компании 20th Century Fox Home Entertainment в России и странах СНГ (2015-2018) Андрей Громковский.

Мастер-класс по созданию стратегии коммуникации конкретного церковного социального проекта провел главный редактор радио «Вера», основатель коммуникационного агентства «Кузьменьков и партнеры» Илья Кузьменков. Он рассказал об основных вопросах, на которые необходимо ответить руководству организации при формировании стратегии, о подходах к определению целевых аудиторий и каналов коммуникации для каждой из них. Также были разобраны примеры реакции на кризисы.

Генеральный директор президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал участникам стажировки о возможностях грантовой поддержки творческих проектов, новых форматах медиа-продуктов, разобрал наиболее частые ошибки при написании грантовых заявок. Президентский фонд культурных инициатив был создан по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина, обнародованной 21 апреля с.г. в рамках послания Федеральному собранию. Общий фонд грантового конкурса — около 4 миллиардов рублей. Эти средства распределяются среди авторов креативных проектов.

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсант» Ольга Алленова рассказала о том, какие темы могут быть интересны газете «Коммерсант» в социальной сфере, и привела успешные примеры взаимодействия с социальными проектами.

Мастер-класс по написанию пресс-релизов и работе с новостями провели корреспонденты МИА «Россия сегодня» Павел Скрыльников и Артем Буденный.

Директор по фандрайзингу православной службы помощи «Милосердие» Владлена Калашникова рассказала об использовании информационных ресурсов для привлечения средств. О формировании сообщества вокруг социального проекта и таргетированной рекламе рассказала директор по фандрайзингу и связям с общественностью «Дома слепоглухих в Пучково» Эльвира Парфенова. Опытом проведения мероприятий и взаимодействия с известными людьми поделилась руководитель отдела по связям с общественностью больницы святителя Алексия Нина Миловидова.

Участники стажировки также посетили церковные социальные проекты Москвы и Московской области: Свято-Спиридоньевскую богадельню, «Ангар спасения» для бездомных, Центр гуманитарной помощи православной службы «Милосердие», встретились с директором «Дома для мамы» православной службы «Милосердие», руководителем направления профилактики абортов Синодального отдела по благотворительности Марией Студеникиной. Также участники стажировки посетили «Дом слепоглухих» в Пучково — первый в России центр сопровождаемого проживания слепоглухих людей.

Кроме того, в ходе стажировки участники представили собственные успешные практики в сфере коммуникации.

«Впечатления от стажировки — сказать, что это восторг, — слишком мало. Это подарок от Бога. Стратегически грамотная организация, удивительные спикеры, очень важное литургическое общение. Все встречи оставили неизгладимое впечатление. Но, наверное, сильнее всего — поездка в Пучково. Литургия, Дом слепоглухих, общение с отцом Львом Аршакяном и сотрудниками. Собираюсь развивать свой проект дальше с учетом всех советов, рекомендаций и духовных наставлений, которые я получила на стажировке», — отметила корреспондент сайта Пятигорской епархии, пресс-секретарь епархиального центра иппотерапии «Целебный Ессентуки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Мария Осинина.

«Я 4,5 года бываю на всех съездах, на стажировках. И я хотел бы отметить, что организация предыдущих стажировок и съездов, на которых я был, всегда была хорошая, но одно дело познакомиться с проектами, увидеть их изнутри, а мы здесь получили непосредственный навык того, как свой проект — уже существующий и действующий — развить и улучшить. Очень было продуктивно, и для себя узнал много нового», — сообщил глава социального отдела Калужской епархии протоиерей Алексий Пелевин.

«Впечатления от стажировки очень яркие, я никогда не принимал участие в мероприятиях такого уровня, со спикерами и ведущими такой степени профессионализма. Очень полезными оказались контакты, которые удалось завязать в процессе стажировки, как с участниками стажировки, так и со спикерами. Я думаю, что теперь некоторые проекты нашего Центра сложатся гораздо удачнее благодаря вновь обретенным связям», — рассказал представитель петербургского Центра святителя Василия Великого Юрий Морозов.

«Это уникальный и очень важный опыт, потому что тот уровень, на который вышла эта стажировка, и уровень участников из сферы медиа, очень высок. Для меня особенно было важно получить опыт коммуникаций на таком уровне. Мы поняли, насколько эффективно и качественно можно сотрудничать с различными представителями информационных агентств и медиа, представителями других НКО», — рассказала координатор проектов Православной службы милосердия, пресс-секретарь руководителя социального отдела Екатеринбургской епархии Светлана Кислова.

По словам представителя переславского Центра святителя Луки Екатерины Каштановой, программа мероприятия детально продумана, нет «проходных» спикеров, очень ценным было и теплое дружеское общение с коллегами, за что организаторам  — огромная благодарность.

«Организаторы задали высокую планку мастерства, будет очень непросто соответствовать. Но при этом показали, что есть люди, готовые прийти на помощь. Это очень ценно», — прокомментировала итоги стажировки представитель социального отдела Гатчинской епархии Наталья Сергеева.

Ранее, 3 ноября, состоялась первая встреча ответственных за информационное развитие церковного социального служения.

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела по благотворительности в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.

Диакония.ru/Патриархия.ru

Писательница Вера Богданова советует два переводных романа, которые по-разному рассказывают об угасании и смерти, но главным образом о надежде.

«Шагги Бейн» Дугласа Стюарта

d86403ab1f275de5323e9d1d87f73311

Шотландия, 1980-е. Агнес Бейн живет в Глазго, в одном из многоквартирных домов. У нее двое детей-подростков от первого брака и младший сын Шагги от второго мужа, Большого Шага Бейна, который в свое время увел ее из семьи, а теперь гуляет направо и налево. Красавица Агнес увядает и стремительно спивается, Большой Шаг бьет ее, жестокость в отношениях заходит на новые круги. Кроме того, живет их семейство у родителей Агнес, тоже не самых чутких людей, с самого начала не одобрявших выбор дочери.

На очередном круге абьюза Большой Шаг предлагает Агнес переехать «в свой дом». Вот только дом тот находится в городишке Питхед при закрытой шахте. Городишко сер и мрачен, жители его спиваются, как Агнес, и не ждут от жизни ничего хорошего. «Прекрати тут выть, а то получишь кой-чо такое, чо тебе не понравится» — вот их девиз. Впрочем, Большой Шаг Бейн жить в Питхеде не собирается — выгрузив жену, сына, приемных детей и вещи из машины, он уезжает к любовнице, лишь время от времени навещая Агнес ради секса. А она продолжает находиться там, где ее оставили, зная, что, вернувшись к родителям, потеряет и эти редкие унизительные встречи.

Не лучшее место для Шагги, мальчика, играющего с куклами, немного манерного и мягкого. Разумеется, в Питхеде он привлекает к себе внимание. Над ним издеваются в школе, но, несмотря на это, он остается верен себе и по своей сути оказывается сильнее любых хулиганов.

Реальность «Шагги Бейна» безжалостна, и выхода из нее — из мрака, грязи, многократного предательства себя и других — нет.

В романе туго скручены темы алкогольной зависимости, бытового насилия, бедности и абсолютной незащищенности: женщины и дети зависят от мужчин, которые, в свою очередь, зависят от выпивки и распускают руки.

Агнес не только попадает в ад сама, но и приводит в него детей. Она пьет все больше, теряет связь с реальностью. Когда старшие дети уезжают, у нее остается лишь Шагги, который по утрам приносит ей воду и убирает рвоту с пола. Он становится для Агнес единственным утешением, родителем и свидетелем ее распада.

«Шагги Бейн» — дебютный роман Дугласа Стюарта. Издательства не хотели его публиковать — заключению договора предшествовали тридцать два отказа. Но Анна Штайн, агент Стюарта (а также Ханьи Янагихары и Ёко Огавы), не сдавалась и пристроила роман в хорошие руки редактора Питера Блэкстока, который работал с лауреатом Пулитцеровской премии Вьет Тхань Нгуеном и лауреаткой Букеровской премии Бернардин Эваристо. Сперва не удалось продать и 5000 экземпляров, но, получив Букера и попав в финал Национальной книжной премии США, роман стал бестселлером. К весне 2021 года по всему миру продали уже больше 500 000 экземпляров.

Роман автобиографичен. Дуглас Стюарт жил в многоквартирном доме в Глазго, таком же, в каком родился его герой. Как и Шагги, он был младшим ребенком матери-алкоголички, и, когда ему было шестнадцать, зависимость сожрала ее окончательно. Осиротевший Стюарт поступил в Университет им. Хериота и Уатта, затем получил степень магистра в области дизайна одежды в Королевском колледже искусств в Лондоне, сразу после выпускного переехал в Нью-Йорк, работал в Calvin Klein, Ralph Lauren и демократичном Banana Republic. И писал «Шагги Бейна» — на протяжении десяти лет, в свободное время и где придется.

Лучшее в успехе «Шагги Бейна», сказал Стюарт в интервью The Guardian, это то, как он объединяет читателей. «Будь они из Детройта или Иннерлейтена, каждый может сказать: „Я прошел через подобное“. Мы не говорим о травме, и это молчание не позволяет стольким людям получить помощь и остаться в здравом уме».

Стюарт уверен, что его роман в первую очередь о любви — сложной и больной, но все же настоящей.

Vulture сравнивает «Шагги Бейна» с романами Диккенса. «Он кажется более подходящим веку предыдущему, чем нашему собственному, — никаких метафизических искажений, никаких заигрываний с жанром, не отполирован до магистерского блеска». «Шагги Бейн» говорит о сломленных людях, о прижизненном сиротстве и далеко не оптимистичен. Но, несомненно, перед нами одна из главных переводных книг года.

Издательство
Inspiria, перевод Григория Крылова

Подробности по теме

«Голландский дом» и «Тайная река»: два новых романа для долгих осенних вечеров

«Голландский дом» и «Тайная река»: два новых романа для долгих осенних вечеров

«Год чудес» Джералдин Брукс

7f40c4d56489a7098b113061b2a6579a

1665 год, Британия. Молодая вдова Анна Фрит живет в деревне и работает горничной в доме священника Майкла Момпельона и его жены Элинор. Однажды в деревню приезжает портной, мистер Викарс, и Анна сдает ему одну из комнат своего дома. Викарс прекрасный человек: щедрый, внимательный, любит детей. Он нравится Анне и даже мог бы стать ее мужем, если бы не зараженный тюк ткани, который ему привозят из Лондона.

Сперва умирает Викарс — у него поднимается температура, образуются нарывы, вздуваются и лопаются блестящие малиново-желтые наросты на теле и лице. После в мучениях погибают оба ребенка Анны. Затем настает черед ее соседей, друзей и врагов — чума не щадит никого. Священник говорит, что болезнь — это испытание, посланное Богом, и призывает жителей не уезжать из деревни, чтобы не распространять заразу по окрестным городам.

Впрочем, в окрестные города их бы и не пустили: дороги перекрыты, теперь люди боятся чужаков.

Анну Фрит чума не берет. Вместе с женой священника она ухаживает за умирающими и становится свидетельницей гибели целой деревни. Причем борется она не только с чумой, но и с безумием, распространяющимся среди жителей, которые молятся, сходят с ума и начинают охоту на ведьм. После расправы над двумя женщинами убийцы приходят в себя, но их даже некому арестовать и негде судить — ни один судья или присяжный не поедет в чумную деревню. Поэтому преступники мрачно ходят по улицам, а после тоже погибают. Больные пробуют носить сушеных жаб в мешочке на шее, пьют отвары из пижмы и настойки из полыни, прикладывают к нарывам запеченные луковицы, прижигают себя каленым железом в кузнице, и непонятно, что в итоге убивает быстрее — чума или вот такое лечение. Катастрофа следует за катастрофой, и в последней трети романа деревня тонет в хаосе с поножовщиной и парадом ведьм и дьяволопоклонников.

Атмосфера ужаса нарастает незаметно. В начале романа из Лондона приносятся первые вести о чуме, но еще ничто не предвещает беды. Анна любуется крыльями стрекоз, работает в саду, играет с детьми. Она подмечает все окружающие ее мелочи, и кажется, будто ей все равно, что происходит где‑то там, в столице. А затем из этого уюта с привкусом крапивного пива вдруг прорастает ужас, и с той же скрупулезностью Брукс описывает страшную смерть младенца и то, как дергается на веревке тело повешенной.

Роман основан на реальных событиях: в 1666 году жители деревни Иэм графства Дербишир приняли героическое решение изолировать свою деревню и предотвратить дальнейшее распространение заразы.

Около 260 жителей — четыре пятых населения — стали жертвами этой последней вспышки чумы в Британии. Информации о произошедшем осталось мало, большинство свидетельств погибло вместе с населением, но, судя по всему, зараза прибыла в деревню в тюке ткани из Лондона.

Джеральдин Брукс — американская писательница австралийского происхождения, лауреатка Пулитцеровской премии 2006 года. Ее дебютный роман «Год чудес» вышел в 2001 году и стал международным бестселлером. В 1990-х Брукс работала журналисткой для The Wall Street Journal, освещала события, происходившие в «горячих точках»: Боснии, Газе, Сомали. Может быть, именно этим обусловлена отстраненность, с которой она описывает смерть, — с ней Брукс близко знакома. Но, тем не менее, очевидна и надежда, пробивающаяся сквозь чумной кошмар: благодаря усилиям двух женщин год ужасов превращается в год чудес. Даже после чумы есть жизнь, и она продолжается, несмотря ни на что, в чем мы можем убедиться и в 2021 году.

Подробности по теме

Старики-детективы, бессмертная девушка и новый перевод Кафки: три новых книги

Старики-детективы, бессмертная девушка и новый перевод Кафки: три новых книги

29 ноября 2021 г. 11:44

Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. О том, какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, говорится в статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (№ 11, 2021, PDF-версия).

«Общение» — слово из Нового Завета

Евангельские встречи в московском храме Ризоположения в Леонове проходят уже больше восьми лет. Существует несколько групп, которые занимаются по разным дням и отличаются принципами ведения. Как объясняет настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский, трое из шести священников прихода — сам отец Андрей, протоиерей Александр Тимофеев и иерей Анд­рей Выдрин — преподают на кафедре биб­леистики Московской духовной академии, поэтому есть потенциал для разнообразных Библейских встреч. Кто-то из священников ведет занятия по Ветхому Завету, кто-то — по Новому.

— В понедельник и в среду у нас проходят встречи лекционно-семинарского характера: ведущий читает на определенную тему доклад, а затем собравшиеся задают вопросы, — рассказывает отец Андрей. — Мы зовем всех, но, как правило, приходят люди от сорока и старше. И, кстати, не только наши прихожане, но также верующие из других храмов. А вот в пятницу у нас идут занятия в ином формате. Это уже не лекция, а беседа, в которой все присутствующие принимают участие, каждый может высказаться. И на эти встречи приходят в основном молодые люди.

Обычно мы берем для обсуждения главу из Евангелия, которая будет читаться на ближайшем богослужении. При этом мы можем далеко уходить в сторону от евангельского текста в своих рассуждениях. Но это дает возможность понять: а как в нашей жизни отражается эта евангельская мысль? Пусть мы не всегда последовательны в своих высказываниях, пусть у нас бывает в огороде — бузина, а в Киеве — дядька, но это создает необходимую живость и превращает занятие в общение. А «общение» — это как раз новозаветное слово, обозначающее единство христиан, когда они собираются вместе, молятся, разделяют свою веру, общаются друг с другом.

Отец Андрей пятнадцать лет преподает Новый Завет в Московской духовной академии и в Сретенской семинарии (ныне академии), и, как он сам признается, его сложно удивить новыми трактовками евангельских сюжетов, но вот его прихожанам нет-нет да и удается в этом смысле порадовать своего настоятеля.

— Нам было принципиально важно, чтобы в этой группе все собравшиеся не только слушали, но и активно высказывались и задавали вопросы. Я как преподаватель знаю: качество моей работы проверяется тем, насколько студенты могут не только грамотно, развернуто отвечать, но и формулировать вопросы. По ним ты понимаешь, насколько ребята усвоили новый материал, услышали ли они то, что ты хотел до них донести, и вообще, в правильном ли направлении идет обучение. Хочу сказать, что за годы занятий те, кто постоянно ходит на наши Евангельские встречи, весьма продвинулись в восприятии новозаветных текстов. Некоторые взялись изучать греческий и еврейский языки, чтобы лучше понимать Священное Писание.

В формате диалога

Первую Евангельскую группу отец Андрей Рахновский создал, еще служа в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве. Вспоминает, что инициатива исходила не от него. Однажды к нему подошли две девушки и сообщили, что они хотят собираться молодежным кругом и изучать Священное Писание. Сначала приходили три-четыре человека, а затем до полсотни стали собираться. Получилось уже мощное учебное объединение. Когда отца Андрея направили служить в Леоново, он не стал переводить за собой эту группу.

— Зачем уводить людей из прихода? Это уже вовсе не созидательная деятельность. И потом, для меня как для настоятеля делом чести было с нуля создать что-то подобное на новом приходе. Начиналось все туго — поначалу приходило не больше шести человек, и так в течение нескольких лет. Но мы продолжали давать объявления на всевозможных приходских ресурсах, я постоянно напоминал о наших Евангельских беседах во время проповеди. И потихоньку мы стали прирастать людьми. Но эти встречи до сих пор «пульсирующего» характера: то пять человек на занятии, то человек тридцать набьется, что еле помещаемся в комнате, и кому-то приходится стоять у стенки.

Когда отец Андрей со своими прихожанами пробовали организовать самые первые Евангельские встречи, у них не было на примете никаких особых методик, как именно их надо проводить. Кто-то им посоветовал прочитать отрывок Писания, потом посидеть в тишине и подумать всем вместе. Попробовали. Не пошло. Почувствовали в этом какую-то искусственность. Потому предпочли более естественный формат: прочитали, обсудили.

— Я считаю, что какие-то методики для таких бесед не стоит выдумывать. Формат диалога, когда удается своими вопросами навести слушателя на правильные ответы, — это уже очень хорошо. Больше зависит от того, захочет ли человек сам ежедневно изучать Писание. Евангелие требует ежедневного чтения и размышления, чтобы проникнуться его духом. И об этом говорится в утренних молитвах: «…отверзи моя уста поучатися словесем Твоим». Это про чтение Евангелия сказано. Как и в вечерних молитвах: «…просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего». То есть утреннее и вечернее молитвенное правило предполагают, что мы в течение дня читали Писание. Тогда мы привносим в свою жизнь живую связь между молитвой и Евангелием. Потому что молитва — это наше обращение к Богу, а Евангелие — Божие слово к нам. И когда человек находится в таком вот процессе общения с Господом, действительно ум его меняется, и он о многих вещах начинает уже рассуждать в свете своей православной веры. Но бывает и так, что не все воцерковляются через чтение Писания. Люди приходят к нам на Евангельские встречи, а в храме они не появляются. Для меня это загадка, как такое может быть.

Тот самый Эраст из Коринфа

Размышляя о том, насколько нам, современным людям, опираясь на огромный корпус того, что уже изучено и истолковано, легче вникать в тексты Священного Писания, отец Андрей делится поразившим его фактом:

— Вот ты изучаешь современные исследования по библеистике, которые привлекают лингвистику, археологию, историю и очень обос­нованно приходят к каким-то выводам. И вдруг ты читаешь святого отца, который сказал то же самое, но много веков назад и дошел до этого не за счет больших знаний, а благодаря духовной просвещенности и близости к той культуре. Это не значит, что труды современных ученых бесполезны. Это значит, что мы теперь можем слова святых отцов для людей сомневающихся подкрепить объективными знаниями и показать, почему древние подвижники были правы. Мы, к примеру, читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам о некоем Эрасте (Рим. 16:23), городском казнохранителе (казначее). Мы верим Павлу, что такая личность была, раз он ему передает привет, что это был благочестивый христианин. Но когда археологи во время расчистки каменного мощения городского театра в Коринфе находят часть плиты с надписью, что это мощение уложил Эраст на собственные средства, мы радуемся: как здорово, что в ХХ веке нашли эту плиту Эраста. Мы верим сказанному в Писании, но теперь у нас есть этому еще и археологическое подтверждение.

Как же нам воспользоваться сегодняшними знаниями, чтобы как можно глубже проникнуть в евангельский текст? Протоиерей Андрей Рахновский напоминает о правиле первого, второго, третьего лица, которое может помочь в толковании Писания.

— Известно грамматическое распределение по лицам: первое лицо — я, мы; второе — ты, вы; третье лицо — он, она, оно, они. Как этот принцип применять в трактовке новозаветного текста? Начинаем с третьего лица: мы исследуем, как слова Христа могли звучать для людей того времени, для третьих лиц. Дальше переходим к первому лицу: разбираемся, что эти слова могут значить для меня и для моих современников, какой новый смысл эти тексты могут обрести и как могут помочь переосмыслить те явления, которые мы переживаем в нашей жизни. И потом идет переход ко второму лицу. Пытаемся понять, как знания о той эпохе могут претворяться в моей жизни, что я могу сказать об этом другим.

«…где двое или трое собраны во имя Мое»

Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма в Троицке — наукограде в Новой Москве, уже больше тридцати лет ведет Евангельские группы. Застал еще время на излете советской эпохи, когда верующие подпольно собирались на дому, чтобы вместе помолиться и почитать Новый Завет.

 — Тогда у тебя не было почти никаких возможностей не только вдумываться в Евангелие, а хотя бы даже раздобыть и прочитать его, — вспоминает отец Антоний. — Поэтому очень драгоценной становилась такая вот возможность делиться тем, что кто-то что-то прочитал, помолился, подумал и что-то понял в новозаветном тексте. И оказывалось, что практически всегда это отличается от того, что понял ты сам. И поэтому восприятие Евангелия, таким образом, становилось гораздо более объемным и гораздо более предметным. Приходило понимание, что твой опыт, с одной стороны, уникален, а с другой — не всеобъемлющ. Какие-то моменты, на которые показывает Господь в евангельских событиях, ты сам не видел, не понимал и, может, никогда бы в жизни не догадался, о чем здесь идет речь. Но другие люди, которые вместе с тобой об этом тексте размышляли, имели другой жизненный опыт, и когда они свои мысли озвучивали, знакомый отрывок вдруг расцвечивался совершенно новыми смыслами, и для тебя самого это становится очень большой драгоценностью. Так что в духовном смысле такие занятия — это в первую очередь возможность выйти за пределы своих интеллектуальных ограничений в отношениях с Богом.

И очень часто Господь говорит тебе через то, что Он открывает другим людям. Редко кто из нас слышит глас с небес. Как правило, по-другому Господь с нами общается. А вот услышать что-то очень важное для себя от человека, который что-то понял, — это тоже совершенно потрясающий опыт. Господь не зря сказал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть там, где люди собраны вместе, чтобы думать о Боге, вместе молиться, Господь по Своему обетованию и по Своему великому смирению приходит к ним. Если мы только согласны впустить Его, если только мы согласны действительно быть вместе во имя Его.

Отец Антоний уверен, что по-настоящему жизнеспособными бывают Евангельские группы, которые созданы по инициативе мирян, а не священников. А духовенство участвует в них не в качестве экспертов или педагогов, а как рядовые члены, поскольку в таких группах важно равное положение всех собравшихся и отсутствие учительной позиции. Ведь в такой группе необходим диалог и готовность людей вместе вдумываться в Евангелие и вместе молиться. При этом должен быть хотя бы минимальный уровень доверия друг к другу, потому что без этого трудно высказывать свои мысли, задавать вопросы, и уж тем более трудно молиться вместе.

— По моему опыту, существенно важно на Евангельских встречах молиться, — замечает отец Антоний. — Потому что по-настоящему остается жить в душе лишь то, что ты обрел в молитве. Совместная молитва — вещь абсолютно громадного значения для общей жизни христиан. Хотя бывает, что кто-то только обсуждает Евангелие без молитвы, поскольку людям трудно вместе молиться, особенно первое время, если у них еще нет этого опыта. И тем более, если люди не так давно в Церкви, им трудно молиться своими словами вообще, а вместе с другими — и подавно. Но надо этому все равно учиться.

Учиться свидетельствовать о вере

Как же прокладывать путь по евангельскому тексту, чтобы вникнуть во все смыслы? Отец ­Антоний советует заранее (лучше дома) прочитать кусок, который будет обсуждаться. Когда все соберутся, снова его прочесть, уже вслух. И подумать над ним: что для меня сегодня самое важное в нем, какое слово мне говорит Господь, что бы я выделил, чего пока не понимаю, с чем мне трудно согласиться, — и в свою очередь сказать об этом несколько слов.

— Существует серьезная проблема: мы, как правило, совершенно не умеем свидетельствовать о своей вере и о своем опыте отношений со Христом. И этому надо учиться. Вот сегодня есть фрагмент Евангелия, и тебе надо подумать, что для тебя там главное, почему этот текст меня задевает или, наоборот, не задевает, что я буду менять в своей жизни в связи с этим текстом (тоже иногда бывает очень полезно задавать себе этот вопрос). Что я вижу, что я понимаю о Христе? Это может быть вообще самое важное вопрошание. И то единственное, ради чего имеет смысл собираться не только в Евангельских группах, но и вообще в Церкви, — чтобы узнать Христа. Важно тебе самому это понять и сформулировать, потому что твое свидетельство может быть нужным и важным для другого. Это вообще для кого-то может оказаться подарком от Бога. Понимаете? В следующий раз мы будем читать следующие 10–20 стихов. Так и двигаться, чтобы весь текст был хотя бы один раз обдуман тобою, чтоб ты увидел, чтобы действительно запомнил его смыслы, мог это узнавать.

— Но есть верующие, которые обходятся в своей жизни без Евангелия, — говорю я отцу Антонию.

— Ну какой же ты тогда христианин? Представьте, что вы влюблены. Девушка пишет вам письма, а вы их не читаете, только смотрите на ее фотографию с умным видом, иногда можете слезу пустить. И кто вы после этого? И что на самом деле происходит? Евангелие — это слово, через которое Бог с нами говорит. Это слово в муках, ценою крови донесено было до нас нашими предшественниками, теми, кто передавал из уст в уста Предание. Теми, кто записывал его на клочках папируса и прятал от римской полиции. Теми, кто его переводил, хранил, переписывал, пытался понять, объяснить и так далее. Церковь засвидетельствовала, что эта книга соответствует ее вере. Невозможно обойтись без Евангелия. Вспомните преподобного Серафима Саровского. Думаете, он просто так перечитывал каждую неделю Новый Завет и рекомендовал всем к нему приходящим делать то же самое? В сущности, христианину невозможно без этого жить, как и без полноценного участия в Евхаристии, когда ты не просто пришел, рот открыл, причастился и ушел, а когда ты понимаешь, что происходит во время Литургии. Что это Таинство благодарения и ты пришел благодарить за свою жизнь. Не может верующий обходиться без молитвы! Потому что без молитвы ничего не бывает. Отношения с Богом — это всегда диалог. Даже если в этом диалоге ты достиг таких высот, что уже можешь помолчать. И конечно же, христианство не бывает без любви к ближнему. Практической, выражающейся в конкретных вещах: ты кому-то помогаешь, кого-то прощаешь — и рядом с тобой жить становится легче, проще.

Говоря о возможном разнообразии Евангельских групп, священник подчеркивает, что в их практике существуют ограничения по количеству участников: не очень продуктивно, когда их меньше трех-четырех человек, и также сложно проводить занятия, когда слушателей больше пятнадцати, поскольку пока все выскажутся по очереди, пройдет много времени. Да и люди в таких больших группах уже с трудом понимают и слышат друг друга, поэтому разросшиеся группы лучше делить на части.

— Хотелось бы еще заметить, что Евангельская группа не обязана бесконечно собираться. У всего есть некоторый срок службы. Как святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» писал: «Не сомневайся, все имеет начало, должно иметь и конец». Вообще в жизни иногда важно задуматься: не пора ли что-то поменять? И вот не пора ли нам вообще перестать собираться или, например, встречаться теперь в другом составе? Не надо устанавливать какие-то вечные институции. Вечен только Христос и Его Церковь. А все остальное начинается, а потом кончается. Спокойнее к этому надо относиться.

Священное Писание как опора в жизни

Ректор библейского колледжа «Наследие», преподаватель Нового Завета Владимир Стрелов много лет занимается работой по совершенствованию Евангельских чтений, выпускает методические пособия по их организации, ездит по разным епархиям с мастер-классами по ведению таких групп. Рассказывая, как возник интерес к этому направлению катехизаторской деятельности, вспоминает годы своего воцерковления.

— Я тогда познакомился со священником Романом Зайцевым, который вел домашние встречи, где люди собирались и читали Священное Писание. С одной стороны, я почувствовал, что не один, что рядом со мной мои братья и сестры, а я по-настоящему в церковной общине, с другой — чтение Священного Писания стало тогда тем фундаментом, который на протяжении многих лет является основой моего стояния в вере, потому что, как у всякого человека, долго живущего в Церкви, и у меня тоже был период, когда казалось, что Бог меня не слышит. Но когда я читал Писание, я слышал Его живое слово. В этот период я ничего не мог расслышать и в словах духовника, а вот в Писании все равно что-то находил. И сейчас наряду с остальными составляющими христианской жизни — Литургией и личной молитвой — чтение Священного Писания является для меня ежедневной потребностью. В 2000 году отец Роман стал настоятелем и передал мне группу, которую вел сам. Но одно дело — когда ведет священник, и совсем другое — когда двадцатилетний парень, пусть он и учится где-то на богословском. Поначалу группа развалилась, а потом на Крутицком подворье, где тогда располагался штаб молодежного движения нашей Церкви, постепенно все как-то стало собираться. И через нашу группу на Крутицах с 2000 по 2008 год прошло уже больше ста человек. Потом я участвовал в разных собраниях по изучению Библии, был у Андрея Черняка и Ильи Яковлевича Грица, замечательного преподавателя и знатока Библии, ставшего моим учителем.

Спрашиваю у Владимира о том, что можно посоветовать человеку, который берется вести Евангельскую группу.

— В первую очередь нужно определиться с тем, что такое будет эта группа. Некоторые воспринимают ее как дублирование воскресной проповеди священника. И ждут, что придет кто-то, наделенный статусом, и будет авторитетно толковать Писание. Но тогда это будет лекция или семинар. Лучше, если Евангельские ­группы будут построены по принципу, о котором говорил Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений: «Я делал так — приходил и спрашивал: что вы думаете по этому отрывку?» Так развивается живое творческое отношение к слову Божию. Можно воспользоваться известным советом владыки Антония Сурожского (Блума), который предлагал после чтения отрывка из Евангелия помолчать и услышать, как этот текст в вас откликается. Потом можно начать делиться своими мыслями. И в таком случае роль ведущего скорее в том, чтобы поддерживать благоговейное отношение к чтению, собирать людей, напоминать о молитве.

Жизнь с Богом

— Конечно, — продолжает Владимир, — модератором встречи может быть и ведущий, который все делает сам, — и читает, и размышляет над текстом; но тогда он должен быть специалистом по апологетике, уметь найти ответы, которые бы удовлетворили людей, только-только приходящих в Церковь. Это тоже большой дар, когда человек может вести такие беседы. Но со временем люди взрослеют, им все же хочется самим заниматься прояснением текстов Священного Писания.

Владимир поясняет, что у ведущего Евангельских групп могут быть определенные трудности. К примеру, люди перестают ходить на встречи. И как в этом случае поступать?

— Нужно проанализировать, что я делаю не так, почему люди не приходят. Может быть, я думаю, что они все такие супермотивированные, а на самом деле им нужно просто позвонить, пригласить или создать общий чат и написать: друзья, мы вас ждем. Может быть, я просто такой невнимательный. Но в любом случае хорошо иметь знакомых, которые ведут такие же группы и которые могут тебя поддержать, сказав, что тоже сталкивались с этой ситуацией, когда люди не приходили, предпочтя нашим встречам какие-то другие дела, но все обязательно изменится, надо только набраться терпения и не бросать начатое дело.

Задача-максимум Евангельских встреч, по мнению Владимира Стрелова, — сделать так, чтобы люди, посещающие их, стали сознательными христианами.

— Без чтения Священного Писания у некоторых людей формируется не совсем правильное отношение к церковным таинствам, они могут воспринимать их как некоторую сделку с Богом. Вот я сейчас причащусь, а мне в ответ должно что-то хорошее в жизнь прийти. Таинства существуют не для этого, и чтение Писания помогает понять, что это не мы что-то делаем для Бога, а Он в ответ что-то делает для нас. Это скорее про то, что с Богом жизнь может быть наполненной, может быть другой. И вот, когда люди читают про первых христиан, как там все было устроено, им хочется, чтобы у них тоже была общинная жизнь и такая же взаимоподдержка, чтобы они могли вот так щедро и с любовью делиться всем, что у них есть, с теми, кто находится рядом, в том числе и с врагами. Но это невозможно, если ты постоянно не напоминаешь себе о таких вещах через чтение Священного Писания и не слышишь слова поддержки от других людей. Поэтому во многих группах, где читают Священное Писание, слушатели молятся друг за друга, а еще участвуют по возможности в жизни тех, кто пришел изучать Библию вместе с ними.

Информацию о том, как организовать Евангельскую группу, можно получить на сайте Экзегет.ру.

Здесь вы найдете:

  • советы и опыт ведущих с многолетним стажем;
  • отзывы священников и участников групп;
  • вопросы для обсуждения в группе;
  • методические указания в помощь начинающим;
  • каталог и карту действующих групп.

Библейский колледж «Наследие» проводит подготовку ведущих Евангельских групп, с информацией об этом можно ознакомиться сайте колледжа.

Елена Алексеева

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

13 декабря 2021 г. 15:19

Часто служителей алтаря зовут к больному, который вот-вот уйдет в мир иной. Как укрепить, утешить находящегося при смерти человека? В подобных случаях очень трудно подобрать верные слова и интонацию, ведь кажется, что в такой ситуации всякое слово теряет смысл. И тем не менее именно священник обязан помочь человеку, уходящему из этого мира, подготовиться к встрече с Богом. Как справиться с этой задачей? На что обратить внимание? И наоборот, чего говорить ни в коем случае нельзя? Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 12, 2021, PDF-версия).

Доверься Богу

В таких беседах нет и не может быть никаких «домашних заготовок». Все умирающие — разные, все в разной степени воцерковлены (или не воцерковлены вовсе), все в разной степени веруют, у каждого свои особенности психофизического состояния. И все это обязательно нужно учитывать. Поэтому авторитетные пастыри советуют: прежде чем начинать такой разговор, необходимо обратиться к Богу с живой и искренней молитвой. Пример такой молитвы приводит протоиерей Николай Важнов, духовник священников Московской епархии и настоятель храма святителя Николая в Кленниках: «Господи, вразуми меня, помоги мне! Положи мне на сердце, открой, как мне поговорить с этим человеком… И меня, Господи, вразуми, и ему положи на сердце, его сердечко успокой. Ведь Бог любит его. Он не мой только Бог, но и его тоже…» Тогда может получиться очень хороший, замечательный разговор.

Не менее важно сразу же, еще прежде всякой далеко идущей беседы, понять, как человек себя чувствует (именно сейчас, в данный момент), комфортно ли ему лежать или сидеть, какое у него настроение, расположен ли он к разговору, можно ли ему помочь чем-то практическим — к примеру, переложить подушку поудобнее или подать воды. И только тогда, когда «установится доверие, человек увидит, что ты никуда не спешишь, а проявляешь участие, тогда уже можно смотреть, что сказать», говорил в интервью порталу «Пастырь» протоиерей Димитрий Смирнов (+21.10.2020), один из самых уважаемых московских духовников, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

«Такие беседы проходят лучше, если перед этим помолишься, признаешь перед Богом свою полную немощь, откроешь Ему свое незнание и попросишь Его помощи: «Господи, вразуми, чтобы я мог сказать то, что действительно будет ему на пользу». Иной раз оказывается, что и говорить-то ничего не надо», — подводит черту митрополит Воскресенский Дионисий.

И все же что важно донести до человека, который умирает и подсознательно знает это? Не всегда стоит напрямую говорить о смерти, считает основатель первого в России детского хосписа протоиерей Александр Ткаченко, настоятель храма Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Желание жить — настолько сильное, особенно у детей, что даже когда становится совсем плохо, человек продолжает бороться за жизнь, так что прямой разговор о том, как относиться к смерти или что такое смерть, складывается не всегда, объясняет он. «Но человек, который задумывается, что с ним происходит, насколько его болезнь излечима, всегда хочет найти себе собеседника по душе, поэтому порой задает наводящие вопросы, как бы прощупывая тебя, пытаясь понять, являешься ли ты этим самым человеком, — продолжает отец Александр. — Разговор чаще всего происходит косвенно, отвлеченно, касается скорее темы, что такое смерть, что будет потом, почему так сложилась моя жизнь. И информацию, которую ты знаешь, нужно давать дозированно, предоставляя возможность человеку осмыслить то, что ты ему сказал».

«Это, может, немного примитивно звучит, но всегда надо обращать внимание человека на то, что даже самые тяжелые заболевания и самые тяжкие страдания, которые мы испытываем сейчас, — временны, что потом — вечность, — говорит епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай. — А вот какими мы в эту вечность войдем — зависит в том числе от того, как мы будем воспринимать эти страдания и какие действия предпринимать… Мы можем и должны донести, что Бог — это безграничная и всесовершенная любовь, и что если мы потерпим, то наши сегодняшние страдания пролетят как мгновение, а потом будет радость встречи с Ним».

Многолетний духовник московских священников и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев (+29.04.2020) советовал говорить больному, который находится при смерти: «Не бойся, это такой период. Ты уже и так много настрадался. А сейчас — доверься Богу. Господь твоими страданиями и твоей болезнью готовит тебя к вечной жизни, не унывай».

Увидеть все, во что ты верил

Не смерть, для всякого неизбежная, а вечная жизнь — вот на чем стоит делать акцент в беседах с умирающими. «Конечно, мы по-человечески, по-земному боимся смерти, — признает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове, много лет служивший духовником Московской епархии. — Но ведь это такая радость — увидеть все, во что ты верил, мир, который настолько прекрасен и в котором столько любви и доброты! Есть книга Морица Роолингза «За порогом смерти», где рассказывается о людях, переживших клиническую смерть. Они видят свет и Кого-то, Кто излучает такую доброту, что не хочется возвращаться. Представляете? Оказывается, оттуда никому и не хочется возвращаться!»

Отец Валериан приводит слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Если ты страдаешь телесно или душевно, обрати внимание, что все в мире страдает в разной степени. Страданий нам не избежать. Надо учиться страдать достойно и одухотворенно. Более того, если ты обратишь внимание, то в мире больше страдают лучшие люди, и это показывает, что страдание — удел лучших людей». «Когда Бог попустил болезнь, надо относиться к ней как к возможности стать лучше», — делает вывод отец Валериан.

Если священник начнет с молитвы об умирающем, до какой-то степени поставит себя на его место, тогда, в всяком случае, «у него отпадут готовые вырваться в такой ситуации ненужные слова — дежурные, глупые и бездейственные», добавляет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Иногда, по его опыту, с человеком «надо просто находиться вместе, помолчать, взяв за руку. Порой это может помочь даже больше, чем все остальное».

Бывает, что умирающий категорически отказывается признать, что он на пороге перехода в вечную жизнь, строит далеко идущие планы, живет иллюзиями. В таком случае отец Димитрий Смирнов советовал поговорить с человеком более прямо: «Болезнь твоя опасная, и может так случиться, что ты умрешь. Ты об этом думал? Ты как-то к этому готовишься? Если какие-то грехи на ум приходят, то надо покаяться перед Богом: Господи, Ты меня прости, дай мне возможность вспомнить и другие мои грехи, чтобы покаяться».

Категорически нельзя обещать пациенту скорое выздоровление, «утешать нереальным», предостерегают многие пастыри. «Сейчас ты причастишься — и все будет у тебя пряничком», «Сейчас мы тебя пособоруем — и будешь как огурчик», — приводит примеры таких ложных «утешений» епископ Николай. Вместо этого надо сказать: «Мы поможем твоей душе избавиться от того, что является грузом, тяжелым камнем. Это, безусловно, поможет, но это не значит, что ты сразу выздоровеешь».

С ним согласен протоиерей Николай Важнов: «Ни в коем случае нельзя обнадеживать человека, что он поправится. Надо говорить о том, что, кроме этой земной жизни, есть еще небесная, вечная жизнь. Телесной болезнью душа человека очищается от грехов. И не зря Бог попустил болезнь, а чтобы через эти страдания ты очистил свою душу… Поэтому нужно говорить о смерти именно как о переходе: «Ты никогда не будешь чувствовать себя совершенно исчезнувшим. Наоборот, это освобождение от тех болезней, трудностей и переживаний, которые тебя мучают». Но ни в коем случае не нужно успокаивать человека, говорить, что все обойдется».

Отец Николай приводит в качестве примера случай с крещением бывшего спецназовца Георгия, осетина по национальности: «Когда был здоровым, очень много горячих точек прошел. И вот заболел раком. Одну операцию перенес, вторую, третью, химию делали — но шансов не было. Потом он пришел ко мне креститься… Он уже знал, что обречен, и говорит: «Я так рад, что я узнал Бога в своей жизни, что Господь открылся мне. Спрашиваю себя, хочу ли я снова стать здоровым, — и знаете, батюшка, понимаю, что — нет… Потому что я, будучи здоровым, не смогу подняться на ту духовную планку, на которую меня поднял Господь этой болезнью»». «У него настолько стерлись грани между этим миром и тем, что он жил уже другой жизнью, — объясняет отец Николай. — С ним, по-моему, совершенно нелогично и глупо было бы говорить про выздоровление».

Донести, что расставание — это ненадолго

Увы, не всякий умирающий пребывает в такой духовной ясности. Поэтому священнику необходимо найти слова, которые «возбудят христианский дух в человеке и помогут надежде согреть его душу», делится своим пастырским опытом протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального монастыря Москвы. «Слова могут быть такими: «Дорогой, а ведь каждый день нашей жизни, твоей и моей, всех окружающих, может быть последним. И поэтому наша задача — сегодняшний день, коль скоро он пришел, принять как подарок от Господа, до позднего вечера (если Бог даст) прожить его под знаком вечности. И я вам желаю, чтобы девизом вашего сегодняшнего дня были слова: с молитвой к Богу, с любовью к людям. Если сегодня всех успеть пожалеть, всем посочувствовать, о каждом помолиться, то такое расположение души Господь Бог обязательно наградит излиянием Своего мира»».

Крайне важно дать человеку почувствовать, что даже в свои последние дни и часы он не обуза для окружающих, что он может быть нужным и полезным, делать что-то важное для других. «Какая у больного человека работа? Только молиться, — рассуждал отец Димитрий Смирнов. — Это тяжелый труд, но зато ты можешь очень много сделать. И для своих близких, и для детей. Есть ли у тебя какая обида? Вот ты сейчас потрудись, чтобы обиду простить. Помолись, чтобы Господь внукам твоим подал веру. Нет ли у тебя каких долгов? Написал ли ты завещание, чтобы твои дети после тебя не дрались за имущество? Пока ты в твердом уме и крепкой памяти, ты должен обо всем распорядиться».

Отдельный непростой вопрос — как говорить с родственниками умирающих, которые могут присутствовать здесь же, в палате. «Главное — донести, что расставание — это ненадолго, они встретятся в вечности, — говорит владыка Николай. — Если они хоть немного захотят услышать такое утешение, они его услышат».

И последнее. О чем бы ни зашла речь в разговоре с умирающими и их близкими, священнику необходимо твердо помнить, что они хватаются за каждое его слово, обращает внимание протоиерей Максим Синюк, настоятель храма страстотерпца Евгения Боткина в 57-й клинической больнице Москвы. «Они эти слова воспринимают как слова Божии, — говорит он. — Поэтому нужно стараться быть предельно внимательным и готовым на слышание всякого мнения».

Материал подготовлен на основе интернет-портала «Пастырь»

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

17 декабря 2021 г. 19:30

Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев) (№ 12, 2021, PDF-версия).

Миссия: быть на своем месте

— Ваше Высокопреподобие, не так давно стало известно, что благодаря научным исследованиям под храмом Похвалы Богородицы (XVII в.) обнаружены подземные пустоты, которых нет на плане. Была составлена 3D-модель, видимо, останков храма, который стоял на этом месте в XVI веке. Что это за помещения, какие у вас планы насчет них, что говорят археологи?

— Часть обнаруженных полостей находится под храмом, часть — вне его. По имеющимся у нас данным, это могут быть и погребальные крипты, и подземные ходы, и погреба, и система каналов, которые использовались для прохода теплого воздуха из одного храма в другой. Археологи пока к нам не обращались. Сейчас мы пытаемся понять, сможем ли мы своими силами заниматься изучением пустот вне храма. Ведь раскопать — это недолго, но важнее понять, сколько будут длиться эти исследования, которые могут внести какой-то беспорядок в жизнь монастыря. Но в любом случае это очень важное открытие для всех нас.

— Привлекли ли эти исследования новых паломников и туристов в обитель?

— По сравнению с прошлым годом число людей, приезжающих к нам, действительно увеличилось, но мне кажется, что это больше связано не с открытиями ученых, а с пандемией и, как следствие, с ростом внутреннего туризма в стране. К счастью, все это не нарушает нашу монастырскую тишину.

— На Ваш взгляд, в чем состоит миссия монастыря в наши дни?

— Мне кажется, что миссионерская задача монастыря — это просто быть, чтобы каждый мог прийти сюда и обнаружить, что за этими стенами живут люди, для которых смысл существования — жизнь ради Христа. Увидеть, что их взаимоотношения с Богом пропитывают все их бытие. Сделать открытие, что монахи для кого-то могут быть неким якорем в жизни, тем востоком, на котором встает солнышко и светит всем. Понять, что к монаху можно подойти и узнать ответы на какие-то важные для себя вопросы.

Представьте, вы идете по улице в душевных терзаниях и конфликте со всем миром, зашли в монастырь, поговорили с кем-то, помолились, а может, поработали или просто на скамеечке посидели — и вдруг вас немножко отпустило, вам стало легче дышать. И вы понимаете, что ваша душа обрела мир и покой не только благодаря монахам, которые жили здесь 500 или 300 лет назад и все здесь построили, но и благодаря тем людям, которые только что прошли мимо в поношенных подрясниках, толкая перед собой тележку с собранной листвой. И хотя они могут выглядеть неказисто или, наоборот, как-то фантастически торжественно в своих богослужебных облачениях, это всегда живые люди, с которыми можно просто поговорить и у которых можно чему-то поучиться.

— Вы говорите, что у вас совсем немного братии, порядка пятнадцати человек, включая трудников. Это достаточно для данного монастыря?

— Главное требование для всей братии, включая трудников, — обязательное участие в ежедневных богослужениях, утренних и вечерних. Этому я научился в Преображенском скиту (по­дворье московского Данилова монастыря в подмосковном Серпухове. — Авт.): если человек не хочет ежедневно ходить на службу, еженедельно исповедаться и причащаться, то ему очень трудно справиться со своими страстями. А если ему скучно и неинтересно молиться, то в монастыре ему делать нечего. К счастью, за два года моего игуменства никто из монашествующих не покинул нас. Мы как-то притерлись друг к другу, за что я братиям очень благодарен. Нам не тесно, но мы и не надрываемся из-за обилия работ. Братство понемногу растет — и я запланировал ремонты, чтобы принять еще людей, которые захотят к нам присоединиться.

— Можно ли сказать, что у вас сложилась дружная монашеская семья?

— До такой семьи нам еще расти и расти, потому что у монастыря непростая история новейшего времени, мы все помним о трагедии — убийстве предыдущего настоятеля, игумена Даниила (Соколова). Я батюшку лично не знал, но по всем отзывам он был замечательным человеком. При нем здесь тоже было мало братии, отчасти потому, что отец Даниил был весьма требователен к себе и к окружающим. К такой строгой монашеской жизни мало кто готов. Монашеская семья может возникнуть в том случае, если в течение многих лет братию воспитывает один и тот же духовный наставник, который и становится восприемником в постриге. К сожалению, здесь обстоятельства этому не способствовали: за 26 лет с момента передачи монастыря Церкви я тут уже десятый настоятель. Конечно, в обители, построенной четыре века назад, сами стены излучают спокойствие и тишину. Однако, чтобы это ощущение было и внутри у братии, нужно довольно много даже не трудов, а терпения и пождания. Все что нужно — это трудиться на своем месте, молиться и ждать, пока Господь подаст нужных людей, чтобы монастырь потихоньку развивался.

— Одно время на монашеских конференциях шла дискуссия, может ли настоятель монастыря быть духовником братии. Что Вы об этом думаете?

— Мне представляется правильным, когда братия рассматривают настоятеля не как администратора и контролера с кнутом и пряником, а как возможного духовника. Такое восприятие продиктовано не только уважением к его опыту, но и пониманием силы духовного дара игуменства. Ведь не только человеческим, но и Божественным Промыслом он поставляется на это служение, хочет того или нет.

По афонской традиции в отдельно стоящей келье, где живет небольшое число братии, есть ге́ронда — старец, духовный руководитель этого братства, который не обязательно должен быть в преклонном возрасте. Господь через этого человека действует особым образом, обустраивая духовную жизнь обители, просто потому, что он преемник тех, кто жил там до него, и в силу того, что братия ему оказывают послушание. Важен не столько личный опыт геронды, сколько смиренное несение им начальствующей должности и то, как ему доверяет остальная братия. Это чудо, когда немощный человек оказывается действенным инструментом для созидания братства, когда оно потихоньку, но неуклонно двигается по пути духового совершенства.

— Но тут актуален вопрос доверия к игумену.

— Да. И необязательно братия должна раскрывать игумену все тайны души. Важно, что каждый из братии находится на своем месте. Я нахожусь со смирением на месте начальствующего, моя задача — сохранять доверие братии, а не удерживать и не узурпировать власть. Есть общее дело, в котором насельники должны стремиться помогать игумену своим поведением, своим послушанием. Ведь несложно, к примеру, попросить благословения у игумена на выход в город. Этот правильный ритуал всему монастырю в целом идет на пользу. Потому что если монах сбегал в город без ведома игумена, это ломает доверительные отношения и с настоятелем, и с Богом, и со всем братством.

Жизнь монахов немного похожа на детские карусели: чем ты ближе к центру, тем тебе спокойнее жить. И чем дальше удаляешься от центра, тем больше вероятность вылететь совсем. И задача игумена — рассказывать об этом, а цель проживающих в монастыре — удерживаться в центре. Потому что, удалившись от центра — от храма, от правильных отношений с Богом и с игуменом, — человек оказывается во власти центробежных сил, повлиять на которые он почти не в силах.

Любовь, терпение, понимание

— Какие наиболее сложные вопросы стоят перед вами как игуменом монастыря?

— Сложнее всего — самому быть примером для других. Невозможно требовать, когда ты сам этим требованиям не соответствуешь. Хорошо помню назидание, которое мне дали, когда я сюда направлялся: «Нужно много любви и терпения». И когда тебе не хватает сдержанности, ты понимаешь: у тебя проблемы с твоим келейным правилом, ты плохо молишься Богу о доверенной тебе братии. И как только ты эти личные нестроения в духовной жизни немножечко исправляешь, то Господь дает и терпение, и понимание. Став настоятелем, признаться, я лучше узнал свои немощи. Было много иллюзий относительно себя самого, но они постепенно развеиваются.

— На Ваш взгляд, что самое главное в жизни современного монаха?

— Важнее всего келейное правило, которое должно быть во главе угла и которым, к сожалению, многие пренебрегают. В монастырской жизни получается, что пребывание монаха наедине с Богом является той задачкой, которую нужно решать каждому. Ведь один из важнейших постулатов духовного роста хорошо описывают такие известные слова: «Сиди в келье, и ­келья тебя всему научит». Трудись в своей келье, живи по монастырскому уставу, и потихонечку ответы найдутся сами, что-то станет понятнее.

— Где Вам удалось сформировать навыки руководства монастырем?

— Это называется традицией. Смотришь на то, как другие люди управляют, и перенимаешь эту мудрость, любовь, заботу и внимание. В какой-то мере я постигал искусство руководства братией, живя в Преображенском скиту и заменяя настоятеля во время его болезни и отъездов. Еще читал святых отцов, ведь все главное на эту тему уже написано. Что-то из личного опыта других настоятелей примечал. Например, к нам в семинарию приезжал архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и рассказывал, какие ему давали наставления, направляя быть настоятелем подворья Оптиной пустыни в Москве: «Слушайся бабушек, старушки любят послушных батюшек». Или: «Не забывай маленьких, большие сами о себе напомнят». То есть советовали заботиться в первую очередь о скромных и тихих прихожанах, которые, может, никак себя не выпячивают, но именно им нужно внимание в первую очередь.

Музей, кафе и аудиогиды

— У Вас был какой-то примерный план обустройства обители, когда Вас сюда благословили? Были ли у Вас идеи, что надо сделать, чтобы способствовать более глубокой молитвенной монашеской жизни? Или, возможно, Вы размышляли, как благоустроить обитель для паломников?

— От правящего архиерея, да и не только от него, была одна рекомендация — первый год ничего не менять. Протирать пыль, приводить монастырь в порядок потихоньку, понемногу знакомиться с каждым аспектом местной монастырской жизни, чтобы определить все направления предстоящих дел. Косить бурьян, разбираться в ризнице, с документами и т.д. При этом самое важное всегда — это общение с братией, персонально с каждым, и неважно, на какую тему.

А для паломников у нас есть аудиогид, за семь минут любой желающий может вкратце познакомиться с историей монастыря. На территории есть указатели, где и что у нас находится, хочу еще сделать такие же микроэкскурсии уже по отдельным объектам, чтобы людям здесь понравилось, чтобы им хотелось задержаться у нас подольше. Ведь обычно у посетителя какая траектория? Он заходит в храм, ставит свечку, делает круг по монастырю и уходит. В ближайших планах — сделать кафе, в отдаленных — устроить музей монашества, не краеведческий, а совсем другой, попытаться показать самую суть монашеской жизни, ее смысл. Есть мысль говорить об этом через объяснение чинопоследования монашеского пострига и символического смысла монашеских одежд.

В отличие от Никитского монастыря — популярнейшего среди гостей Переславля-Залесского места, Данилов лежит в стороне от проторенных паломнических дорожек. И вы, наверное, почувствовали, какая у нас особая тишина. Это отмечают многие, кто сюда приходит. Возможно, отчасти это связано с тем, что Данилов был основан на кладбище (см. справку). Это особая тишина Великой Субботы, тишина тихого расставания с надеждой на встречу, с упованием на всеобщее воскресение.

— Какой бы Вы хотели видеть свою обитель через пять лет?

— Мне было бы радостно, если бы чуть-чуть увеличилось количество молодых послушников, которые пришли именно сюда трудиться и развивать обитель. Мне хочется, чтобы хор пополнился новыми голосами, чтобы пение было на два клироса, а монастырь занимался бы просветительской работой и в целом был бы культурным центром, в котором действует музей с экскурсиями, проводятся разные интеллектуальные и ­познавательные встречи, например молодежный киноклуб, читаются интересные лекции.

Предпосылки к этому есть. Уже сегодня Данилов монастырь понемногу становится центром для базового богословского образования монашествующих Переславля. После указа Святейшего Патриарха Кирилла об обязательном базовом богословском образовании для монашествующих выяснилось, что у многих насельников мужских монастырей оно есть, а в женских обителях с этим сложнее. Поэтому сестры из Никольского и Федоровского монастырей Переславля приходят в Данилов слушать лекции на богословские темы. Мне кажется важным распространить практику таких занятий и на мирян, чтобы стимулировать их интерес к духовному образованию. Ведь чем глубже мы вникаем в богослужение, в его тексты, священнодействия и догматические смыслы, тем оно становится для нас более понятным и интересным.

Вот возьмите, например, некое песнопение и поработайте с ним, разберите, где здесь подлежащее, где сказуемое, где придаточное предложение, в какой форме стоит глагол. Таблички окончаний должны быть у вас назубок, чтобы правильно определить, что это у нас: единственное, множественное число или редкое двойственное. И эти задачки нужно решать постоянно, чтобы выработать необходимые навыки.

Монах находится в храме несколько часов в сутки, и нужно сделать так, чтобы он понимал, что там происходит, чтобы ему было интересно вникать в смысл звучащего Священного Писания и гимнографии. Было бы замечательно, если бы, вникнув и проанализировав при помощи старших братий одно песнопение, он мог самостоятельно разобрать и другое. Цель нашей учебы — сделать так, чтобы богослужение было и уму, и сердцу полезно. Опыт многочасовых служб в скиту показывает, что молиться можно сколь угодно долго, если тебе интересно, если чтение Псалтири перемежается пением, назиданиями из творений святых отцов. Хочется, чтобы у нас сформировался максимально широкий круг людей, которых можно было бы привлечь к изучению богослужения. А если это интересно монахам — тем, кто находится в сердцевине церковной жизни, — то это будет интересно и прихожанам.

***

Игумен Пантелеимон (Королев) родился в 1980 г. в Мос­кве. В 2001 г. закончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, после чего учился в Московской духовной семинарии и академии. Затем подвизался в Преображенском скиту Московского Данилова монастыря под Серпуховом, где и принял монашеский постриг в 2011 г. В 2014 г. рукоположен Святейшим Патриархом Кириллом во иеромонаха. С 2019 г. несет послушание игумена Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля.

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Переславля основан в 1508 г. иноком Горицкого Переславского монастыря преподобным Даниилом Пере­славским (1460-1540) на месте кладбища, где преподобный хоронил умерших странников. Даниил был духовником великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Из учеников святого Даниила известны святой Герасим Болдинский, основатель Троицкого Болдина монастыря, и митрополит Московский и всея Руси Афанасий, составивший житие преподобного. В 1615 г. монастырь был разорен польско-литовскими завоевателями. С 1753 г. по 1788 г. в нем располагалась Переславская духовная семинария, а затем Переславское духовное училище. Закрыт в 1923 г. В советское время здесь размещалась машинно-тракторная станция, лагерь для немецких военнопленных, заготовительная контора. Обитель возвращена Церкви в 1994 г. Обретенные в 1652 г. мощи преподобного Даниила ныне пребывают в монастыре.

Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  • Поиграем в доктора рассказ
  • Позоришь как пишется правильно
  • Позолоченным узором как пишется
  • Позолоченные часы как пишется
  • Позолоченные ложки как пишется