Похвальное слово елизавете петровне сочинение

Н.г. чернышевский открыл в русском языке превосходство над другими языками по возможностям словообразования. хрестоматийным стало стихотворение в прозе о русском

Н.Г. Чернышевский открыл в русском языке превосходство над другими языками по возможностям словообразования.
Хрестоматийным стало стихотворение в прозе о русском языке И.С. Тургенева. Оно и сейчас звучит современно и своевременно. В сердце русского человека отзывается смысл его: такой язык дан великому народу.
Да, наш язык многогранен. Он возвышенный и лёгкий, твёрдый и нежный, богат на эпитеты и лаконичен. Ему доступны как строгость и глубина мысли, так и поэтическая выразительность.
Русский язык необычайно приспособлен к выражению эмоций, в частности благодаря использованию суффиксов с различными оттенками значений: ласкательного, пренебрежительного, увеличительного и других.
Многозначность русских слов, фразеологическое богатство русского языка затрудняют восприятие русской речи иностранцами. Но когда они постигают наш язык, то отдают ему должное.
Русская поэзия — это отдельная тема. Используя богатство эпитетов и метафор в сочетании с оригинальной и глубокой мыслью, русские поэты создавали такие произведения, которые проникали в сердца не только в России, но и по всему миру.
Родной язык для человека — это его родина. И русский язык нам всегда “поддержка и опора”. Меняются границы государства, меняется власть, но наш язык всегда остается с нами в произведениях наших прекрасных писателей и в кладезе мудрости — устном народном творчестве.

7
При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
8
Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
9
Поставьте смысл написанного «с головы на ноги» …кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна…
10
П р о в е р ь т е с е б я: …кисель там варят, из резины там шины делают, из глины кирпич там жгут, из молока творог готовят, из песка стекло там плавят, из бетона плотины строят, из картона обложки там, из чугуна там варят сталь, из полотна кроят рубахи, из пластмассы посуду делают, из мяса котлеты стряпают, из сажи там ваксу делают, из пряжи прядут там нитки, из сукна костюмы шьют. Из толокна… кисель там варят.
11
П о п р о б у й т е е щ е р а з! В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке
12
В реке там рыба, на бугре Что изменилось мычит корова, в конуре в стихотворении? собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках девчурки нарядная там кукла, в клетке ручной щегол поет, салфетки там на столе лежат, коньки к зиме готовят там, очки лежат для бабушки, тетрадки всегда содержатся в порядке.
13
ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
14
Их значения складывались в течение столетий. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
15
Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
16
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
17
Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
18
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
19
Вы знаете эту историю?
20
Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
21
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
22
Т и р е ставят, если хотят показать,, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
23
К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
24
В с к о б к и ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
25
Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2)внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.
26
Знаки завершения – это знаки в конце предложения. Знаки разделения – при ОЧП, между простыми предложениями в сложном, перед обобщающим словом и после него. Знаки выделения – при обращении и вводных словах.
27
И т а к, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.
По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида.
К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово).
Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово).
Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче.
Предметом эпидейктической речи Аристотель называл прекрасное или постыдное. Прекрасное в человеке — это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения, все то, за что можно хвалить. Таким образом, в речах, имеющих главной целью доставить удовольствие адресату (похвальное слово, комплимент – сюда же в некотором смысле можно отнести поздравительную речь, которая является по сути похвальным словом по поводу события), предметом являются его достоинства и достижения — положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т. п. — все то, что вызывает положительную оценку окружающих и заслуживает похвалы.
К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям. Лучший вариант хулительной речи — речь-обличение, которая имеет целью выявить в предмете (человеке, явлении) отрицательное (постыдное), представить его на суд слушателей, заклеймить позором и сформировать в слушателях чувство справедливого презрения, негодования и даже желание противостоять злу.
Худший вариант хулительной речи — оскорбление, имеющее целью заставить адресата испытывать отрицательные эмоции или возбудить в слушателях ненависть к предмету речи. К несчастью, следует признать, что такая речь довольно часто встречается в реальной действительности. Примером тому служат многие речи В. Жириновского.
Хвала и хула в эпидейктической речи являются двумя сторонами одной медали: и та, и другая выступают как топосы, объединяющие аудиторию. Хвала — положительный топос, то, что мы вместе одобряем; хула — отрицательный топос, то, что мы вместе осуждаем. Именно поэтому в эпидейктической речи очень важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.

7
Смысл этой переписки в словах: Писатель спрашивает примерно так: Писатель спрашивает примерно так: – Ну как? Понравилось? Можно будет это издать? – Ну как? Понравилось? Можно будет это издать? Ответ издателя можно понять так: Ответ издателя можно понять так: – Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу! – Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу!
8
Рассказ о путешественнике… Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». «Поставить статую, золотую пику держащую». Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую на другое место. Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую на другое место.
9
Всего лишь запятая Одна и та же фраза может означать разное в зависимости от поставленного знака препинания: Одна и та же фраза может означать разное в зависимости от поставленного знака препинания: Казнить нельзя, помиловать! Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать! Казнить, нельзя помиловать!
10
Историческая справка Историческая справка Трудным было чтение в древней Руси: чтение без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы этот знак (.) поставить. От точки все и пошло. Она «мать» не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». Трудным было чтение в древней Руси: чтение без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы этот знак (.) поставить. От точки все и пошло. Она «мать» не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу 18 века сложилась система знаков препинания. После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу 18 века сложилась система знаков препинания.
11
Функции знаков препинания: Как же работают знаки препинания? Как же работают знаки препинания? Они выполняют две разные функции: Они выполняют две разные функции: Разделяют: Разделяют: – простые предложения в сложном; – простые предложения в сложном; – однородные члены предложения; – однородные члены предложения; Выделяют: Выделяют: – обособленные члены предложения; – обособленные члены предложения; – обращения; – обращения; – междометия; – междометия; – вводные слова – вводные слова
12
Авторские знаки препинания Героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна увидела «чудный сон»: Героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна увидела «чудный сон»: Но вдруг сугроб зашевелился, Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из – под него явился? И кто ж из – под него явился? Большой взъерошенный медведь; Большой взъерошенный медведь; Татьяна ах!, а он реветь, Татьяна ах!, а он реветь, И лапу с острыми когтями ей протянул; И лапу с острыми когтями ей протянул;
13
Все еще впереди! Вас, наверное, удивило, что восклицательный знак оказался внутри предложения: Вас, наверное, удивило, что восклицательный знак оказался внутри предложения: Татьяна ах!, а он реветь. Татьяна ах!, а он реветь. Но так «распорядился» А.С. Пушкин. Он хотел передать читателю, как быстро и как напряженно все происходит. Пушкин вводит свой авторский знак. Писатели иногда хотят передать так много, что им не хватает обычных пунктуационных правил. И тогда они ставят знаки препинания по – своему. Но так «распорядился» А.С. Пушкин. Он хотел передать читателю, как быстро и как напряженно все происходит. Пушкин вводит свой авторский знак. Писатели иногда хотят передать так много, что им не хватает обычных пунктуационных правил. И тогда они ставят знаки препинания по – своему. На авторские знаки имеют право только очень образованные люди! На авторские знаки имеют право только очень образованные люди!
14
Особые функции знаков препинания в Интернете Смайлики – что это? Смайлики – что это? Смайлики, эмограммы (smile – улыбка) – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические – прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки. Смайлики, эмограммы (smile – улыбка) – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические – прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.
15
“Смайлики – мусор или веяние времени” “Смайлики – мусор или веяние времени” История смайлика История смайлика 40 лет назад родился самый веселый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость – Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошел, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети лет назад родился самый веселый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость – Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошел, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети…
16
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно. За 40 лет, которые прошли с момента появления “старейшины” рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков. Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно. За 40 лет, которые прошли с момента появления “старейшины” рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков.
17
Смайлики (“улыбочки”) прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем еще пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке ? читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой. Смайлики (“улыбочки”) прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем еще пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке ? читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой. Кстати, несмотря на свою кажущуюся революционность и авангардность, смайлики это просто несколько модифицированные театральные ремарки. Читали когда- нибудь пьесы? Помните, там в скобочках указывается, какие именно эмоции в данный момент испытывает персонаж. Помните, там в скобочках указывается, какие именно эмоции в данный момент испытывает персонаж.
18
Настроение было принято выражать с помощью текста. Всевозможные человеческие чувства гнев, радость, сострадание изображались длиннющими блоками, причем авторы кроме непосредственно слов, междометий и тому подобного могли использовать только многоточие и восклицательный знак. Негусто, не так ли? Вот и рассусоливали на пять-десять страниц (говоря о письмах) и на целые многотомники (говоря о романах). Настроение было принято выражать с помощью текста. Всевозможные человеческие чувства гнев, радость, сострадание изображались длиннющими блоками, причем авторы кроме непосредственно слов, междометий и тому подобного могли использовать только многоточие и восклицательный знак. Негусто, не так ли? Вот и рассусоливали на пять-десять страниц (говоря о письмах) и на целые многотомники (говоря о романах). В Интернете же принято общаться быстро. И поскольку совершенно не было времени пускаться в длинные словесные напластования, чтобы выразить обуревающие в настоящий момент чувства, пользователи стали привлекать к разговору театральные ремарки. Но и это показалось слишком длинным, поэтому ремарки были заменены короткими сочетаниями стандартных символов.
19
Основные смайлики: Основные смайлики: ? Ваша основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете. ? Ваша основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете. ? Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает “Не бейте меня за то, что я только что сказал”. ? Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает “Не бейте меня за то, что я только что сказал”. ? Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо. ? Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо. :-I Независимая улыбка. Лучше чем предыдущая, но не так хороша, как счастливая улыбка. :-I Независимая улыбка. Лучше чем предыдущая, но не так хороша, как счастливая улыбка. :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? >:-> По-настоящему грозный комментарий. >:-> По-настоящему грозный комментарий. >;-> Подмигивающая грозная физиономия. >;-> Подмигивающая грозная физиономия.
Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? :-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка. Хуже чем ? >:-> По-настоящему грозный комментарий. >:-> По-настоящему грозный комментарий. >;-> Подмигивающая грозная физиономия. >;-> Подмигивающая грозная физиономия.”>
20
Итог урока: Допишите предложения: 1. Знаки препинания необходимы, так как с их помощью… 1. Знаки препинания необходимы, так как с их помощью… 2. Основные функции знаков препинания две: … 2. Основные функции знаков препинания две: … 3. Во – первых, чтение до конца 15 века было … 3. Во – первых, чтение до конца 15 века было … 4. Во – вторых, эмоции, сообщения можно выразить … 4. Во – вторых, эмоции, сообщения можно выразить … 5. В – третьих, существуют авторские знаки препинания, на которые имеют право … 5. В – третьих, существуют авторские знаки препинания, на которые имеют право … 6. Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в интернете: … 6. Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в интернете: … 7. Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания … 7. Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания …
21
Спасибо! Использованная литература: Использованная литература: Книга «Секреты пунктуации»,М., «Просвещение», 1995, стр Книга «Секреты пунктуации»,М., «Просвещение», 1995, стр Учебник русского языка для 9 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2007, стр.114 – 115 Учебник русского языка для 9 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2007, стр.114 – 115 Учебник русского языка для 8 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2003, стр.197, упражнение 431 Учебник русского языка для 8 класса Бархударов, Крючков …, М., «Просвещение», 2003, стр.197, упражнение 431 Материалы Интернета Материалы Интернета

Эпидейктическая речь – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «… Поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу» (Аристотель. «Риторика»). Жанры, в которых реализуется этот вид речи, – поздравление, тост, похвала – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т. д. Их основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.
Но, даже порицая, эпидейктическая речь (и в этом ее особенность!) возбуждает не чувство уныния или безнадежности, а чувств негодования, гнева – словом, чувства, направленные на осуждение и исправление недостатков.
Чтобы решить поставленные задачи – возбудить у аудитории высокие чувства, – эпидейктическая речь регламентируется рядом правил. Аристотель считал, что:
а) хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе и, соответственно, у данной аудитории;
б) законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения.
Композиция эпидейктической речи была обычно трехчастной: вступление, повествовательная часть, заключение.
Вступление – относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой – привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.
Основная часть речи – повествовательная – представляет собой рассказ о том или ином конкретном событии. Рассказ перемежается лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.
Заключение – завершающая часть: похвала герою; обращение к читателю или слушателю с призывом; молитва.
К эпидейктическим можно, по всей вероятности, отнести и некоторые протокольно-этикетные выступления, цель которых – не только соблюсти традиции общения в данной ситуации, предписания этикета, но и воодушевить слушателей, пробудить чувства восторга, благодарности, преданности и т.п., что полностью совпадает с задачами эпидейктической речи.
К протокольно-этикетным жанрам относятся: приветствия делегаций, речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и др. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким, эмоциональным, не содержать ничего спорного.
Учебное издание
Светлана Викторовна Рымарь
Русский язык
и культура речи
Конспект лекций
для студентов всех направлений подготовки
Ответственный редактор – А.Е. Панягина
Подписано в печать 23.11.2011. Формат 70х100/16.
Бумага для множит. техники. Гарнитура Times. Печать ризография.
Усл. печ. л. 7,97. Уч.-изд. л. 4,87. Тираж 100 экз. Заказ № 2221.
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Адрес: 602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23.

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоно́сов (19 ноября 1711 года, Архангелогородская губерния — 15 апреля 1765 года, Санкт-Петербург) — российский естествоиспытатель и учёный-энциклопедист[1], деятель отечественных науки и просвещения[2], поэт[3] и филолог, заложивший основы современного русского литературного языка[4]. Он отстаивал права низших сословий на образование и продвигал российских учёных в пику господствовавшим тогда в отечественной науке иноземцам[5].

Первый русский член Петербургской Академии наук (1745)[6]. Создатель физической химии. Установил закон сохранения вещества и движения (один из первых вариантов закона сохранения энергии).

С его подачи был открыт Московский университет[7].

В 1761 году Ломоносов впервые установил, что Венера имеет атмосферу[8]. Он также возродил в стране искусство мозаики и занимался отечественной историей[9].

При жизни М. В. Ломоносов был известен современникам прежде всего как поэт, а как естественник был малопризнан, однако со временем восприятие его изменилось до наоборот[10].

[править] Биография

«Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»[11].

Родился в зажиточной семье помора беломорского крестьянина-рыбака (однако утверждение о «поморстве» Ломоносова считается сомнительным[12]). С 10 лет Ломоносов ходил с отцом в море.

Обучившись грамоте пристрастился к книгам, что особенно ожесточало к нему мачеху, на которой женился его отец в 1724 году, и которая его невзлюбила[13].Надо переписать это предложение

В 1730 году Ломоносов ушёл в Москву, где вскоре, подделав документы и выдав себя дворянского происхождения, был зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию — первый в России вуз, существовавший к тому времени уже почти полвека. Приходилось ему в то время претерпевать бедность. В академии в 1935 году Ломоносов попал в число лучших учеников, отобранных для определения в Петербургскую Академию наук, в которой в 1736 году он был представлен и зачислен в существовавший при ней Академический университет. Это был первый российский университет, насчитывавший к тому времени десятилетие своего существования; обучались там тогда лишь немногие. Впоследствии Ломоносов станет ректором Академического университета. Во время непродолжительной учёбы в университете Ломоносов успел выказать особую склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.

В том же 1736 году Ломоносов был направлен на учёбу в Германию, и до 1739 года обучался в Марбургском университете под руководством знаменитого учёного и философа Х. Вольфа, а в 1739-40 гг. учился во Фрайберге. Год он провёл в путешествиях, побывал в Голландии. В Германии он во многом сформировался как учёный[14].

Возвращаясь на родину в 1940 году он попал в прусские рекруты, однако вскоре бежал и на следующий год добрался до Санкт-Петербурга.

В том же 1941 году он был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В 1742 году стал адъюнктом физического класса Академии наук. За недостойное поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) попал под домашний арест, освобождён в 1744 году[15]. И в последующем Ломоносов будет выступать против выходцев «немецкой» партии[16].

В 1745 году избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С присвоением профессорского звания он получил дворянский статус. В 1748 году основал химическую лабораторию.

В 1749 году в торжественном собрании Академии наук имеет большой успех его «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», Ломоносов начинает пользоваться вниманием при Дворе, сближается с фаворитом императрицы И. И. Шуваловым[17], будущим основателем Московского университета и Академии художеств.

В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома.

Под его влиянием в 1755 году был открыт Московский университет[18], которому в 1940 году будет присвоено его имя.

В 1757 году Ломоносов получил новый статский чин — коллежского советника. В том же году Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».

Также в том году в Типографии Московского университета было издано собрание его сочинений.

В 1758 году назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук.

Скончался у себя дома от воспаления лёгких. Незадолго до кончины его посетила императрица Екатерина[19]. Похоронен на Лазаревском кладбище.

Академик Петербургской Академии наук (1745). Почётный член Королевской Шведской академии наук (1760), петербургской Академии художеств (1763), Академии наук Болонского института (1764).

Женился Ломоносов на немке в 1739 году во время своей учёбы в Германии, в том же году у него появилась дочь, а в 1941 году — сын, в 1749 году — дочь Елена (единственная пережила отца)[20].

Память

Имя Ломоносова носят МГУ, его именем названы город (бывш. Ораниенбаум), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.

В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.

«Ломоносов страстно любил науку, но хотел служить не чистой науке, а только Отечеству», — писал Н. Чернышевский[21].

[править] Мнения

А. С. Пушкин писал: «Уважаю в Ломоносове великого человека… Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — также отмечал Пушкин[22].

Эйлер называл его работы превосходными[23].

[править] Цитаты

  • Неусыпный труд препятствия преодолевает.
  • Российское могущество прирастать будет Сибирью.

[править] Разное

  • Однажды — уже академик — Ломоносов в одиночку скрутил троих напавших на него уличных грабителей[24].
  • В своём трактате «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов предлагал мирянам запретить принятие монашества до 45-50 лет[25]. Там же он предлагал устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде. Также он доказывал, что великий пост у нас приходится «в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера»[26].

[править] См. также

  • Гипотеза Ломоносова о цветном зрении

[править] Источники

[править] Ссылки

  • Статья о Ломоносове в энц. «Кругосвет»
  • Статья о Ломоносове в БРЭ
  • Доктор философских наук, профессор Сухов А. Д. Материализм М. В. Ломоносова

  • Пофамильный список как пишется слитно или раздельно
  • Поучу как пишется правильно
  • Поучительные сказки для малышей
  • Поучительные рассказы про жизнь
  • Поучительная сказка про врунишку