Похожие сказки разных народов мира примеры

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. в этой статье мы изучим специфику народной

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

  • Культура базируется на народных традициях, обычаях, ценностях (сжигание чучела на «масленицу);
  • Для нее характерны коллективность процессов творчества, анонимность создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их действительные авторы);
  • Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
  • Ее передача осуществляется в основном устно (анекдоты, сказки);
  • Демонстрирует национальный характер (национальные костюми и национальные блюда);
  • Базируется на идее самобытности развития конкретного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
  • Традиционность и пассивность (народные танцы передаются из поколения в поколение в неизменном виде);

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

На берегу большой реки под роскошной пальмой жил веселый динозавр. Его звали Ник. Он был большой, сильный и очень красивый – его кожа была золотистого цвета и блестела на солнце. Ник ходил на задних лапках, а передними срывал травку и кору, чтобы кушать. Спал он тоже на травке, потому что никогда не мерз. А не мерз Ник из-за одной волшебной особенности – внутри его тела жил огонь и когда динозавр дышал, то пламя вылетало из его пасти.

Но даже несмотря на огонь, Ник был совсем не злой динозавр. Он уважал людей и дружил с девочкой Роной, которая приезжала к нему в гости.
Роне было семь лет, она училась в школе и жила в городе. Летом она всегда навещала Ника, и они вместе гуляли на природе и собирали цветы. Потом Рона из цветов плела причудливые веночки и заплетала себе в косы. У Роны были очень красивые волосы – русые, длинные и блестящие.

Еще у Роны были игрушки – пластмассовая розовая собачка, которая умела ходить и олень. А еще у Роны был настоящий еж, который жил в клетке. Рона и Ник играли игрушками, кормили ежика и любовались прекрасной рекой, которая несла свои синие волны далеко-далеко на край земли.

Однажды Рона подошла к Нику и сказала:

— Пойдем, посмотрим, куда утекает наша большая река?

Ник начал сомневаться:

— А как же мы уйдем и оставим твоего ежика тут одного?

Рона улыбнулась:

— Не переживай, Ник, мы недолго! Только сходим за поворот и вернемся.
Ник, хоть и был динозавром, но летать не умел. Поэтому они с Роной взялись за руки и пошли по берегу реки пешком. В небе светило огромное солнце, и день был прекрасный – как раз для прогулок.

Динозавр и девочка шли по берегу, о чем-то весело болтали и не заметили, как зашли очень далеко. Речка по-прежнему текла рядом, но места были незнакомые, чужие. С одной стороны реки рос большой лес, с другой были высокие колючие горы. И солнце, которое светило весь день, стало садиться за эти колючие горы. Быстро стемнело.

— Ник, я боюсь – сказала Рона. – Зачем мы зашли так далеко? Глупая я, глупая… Нам не нужно было уходить от твоей пальмы.

— Не бойся, Рона – отвечал ей Ник – я же большой и сильный, и если что, я защищу тебя. А чтобы нам не было страшно, мы разведем костер.

Ник пошел в ближайший лес и принес много сухих веток. Он сложил большую кучу из веток, дыхнул пламенем и через мгновение заполыхал огромный яркий костер.

Потом Ник нарвал ягод и грибов и они с Роной поужинали у костра.

А когда стало совсем темно, то динозавр и девочка услышали, как из-за гор раздаются какие-то непонятные звуки.

Они прислушались и поняли, что это звучит странная песня. Рона и Ник даже разобрали слова это песни:

«Заходите в огневой лабиринт!
Заходите в огневой лабиринт!
Здесь волшебный растет гиацинт!
Здесь волшебный растет гиацинт!
Кто сорвет его, будет велик!
Кто сорвет его, будет велик!
Заходите же, Рона и Ник!
Заходите же, Рона и Ник!»

Рона широко-широко открыла глаза и сказала удивленно:

— Ник, откуда им известны наши имена?

Динозавр тоже удивился:

— Не знаю… Может быть нам следует пойти туда и посмотреть, кто поет эту песню? Наверное, это кто-то из наших знакомых… Пойдем! Нужно это выяснить!

Ник наклонился, и девочка забралась ему на спину. Потом Ник прыгнул в реку и в три взмаха переплыл ее.

Они очутились на другом берегу и пошли в сторону гор. Чтобы видеть дорогу, Ник очень часто дышал и выпускал огонь – от этого было светло. Вскоре динозавр и девочка подошли к самому подножию гор.

Здесь песня звучала отчетливее и громче:

«Заходите в огневой лабиринт!
Заходите в огневой лабиринт!
Здесь волшебный растет гиацинт!
Здесь волшебный растет гиацинт!
Кто сорвет его, будет велик!
Кто сорвет его, будет велик!
Заходите же, Рона и Ник!
Заходите же, Рона и Ник!»

Рона вновь забралась Нику на спину, и динозавр бесстрашно полез на гору.

Ник был очень сильным динозавром, и гора покорилась ему с легкостью – через пять минут они уже были наверху.

Перед их глазами предстала чудесная картина – на широкой равнине был выстроен сказочно красивый огневой лабиринт! Вокруг лабиринта сидели музыканты, играли в разные инструменты и пели песню. В небе, словно салют, летали искры и разноцветные фонтаны блесток.

Над входом в лабиринт висела огромная вывеска «Добро пожаловать».

Друзья бесстрашно вошли в лабиринт. Им очень хотелось отыскать волшебный гиацинт.

Огневой лабиринт встретил их жаром и яркими отблесками. Всюду колыхались огромные и широкие языки пламени, Рона даже чуть-чуть не обожглась, когда захотела потрогать пламя. Чтобы лабиринт не ужалил Рону своим огнем и не сжег ей футболку и джинсы, Ник грозно зарычал на стены. Из пасти динозавра тоже вырвалось пламя и, увидев это, лабиринт успокоился. Он как будто признал в Нике своего пламенного друга.
А время шло.

Друзья бродили по лабиринту и никак не могли отыскать волшебный гиацинт. Рона очень устала и заплакала:

— Ник, я больше не могу. Мы заблудились в этом лабиринте, нам никогда не выйти отсюда.

Ник погладил Рону по голове и сказал:

— Не отчаивайся, Рона. Надо еще чуть-чуть потерпеть и тогда мы обязательно найдем выход. А если повезет, то отыщем и волшебный гиацинт!

Рона вытирала слезы и говорила:

— Это я во всем виновата. Я уговорила тебя уйти из дома так далеко. Я больше не буду… только бы выйти отсюда, я стану хорошей девочкой…

Ник посадил Рону себе на плечо и пошел дальше по лабиринту. Он знал, что если идти, держась правой лапкой за стену, то обязательно найдешь выход из лабиринта. И ни в коем случае нельзя отчаиваться и унывать – побеждать может только сильный и отважный!

И вот, словно по взмаху волшебной палочки, огневой лабиринт кончился! Ник стоял у самого выхода и смотрел на музыкантов. А Рона очень обрадовалась и спрыгнула на землю – у нее вновь появились силы.

— Я верила, Ник! – говорила Рона – Я верила, что мы обязательно найдем выход! Потому что ты сильный и смелый и ты никогда не отступаешь от намеченной цели! Теперь мы пойдём домой!

— Да – ответил Ник. — И нам не нужен волшебный гиацинт, потому что главное волшебство мы сегодня уже совершили – мы вышли из огневого лабиринта!

Но в эту минуту к ним подошел главный музыкант и вручил Роне хрустальный гиацинт.

— Это не волшебный гиацинт – сказал главный музыкант – А просто красивый сувенир. Но мы дарим его вам, потому что вы показали нам пример мужества, дружбы и упорства! Вы молодцы, Ник и Рона, и теперь мы отправим вас домой.

Вдруг прямо из воздуха образовалась красивая изумрудная лодочка. Только Ник и Рона сели в нее, как лодочка сама очутилась в реке и понеслась по волнам.

Через час Ник и Рона были у своей пальмы.

К этому времени уже наступил рассвет, и солнце подмигнуло из облаков.

Динозавр и девочка поставили хрустальный гиацинт на полочку, покормили ежика и сели на травку.

Они начали вспоминать свои приключения, говорили, смеялись. И радовались тому, что все так счастливо завершилось.

А еще Ник и Рона поняли, что никогда-никогда в жизни не стоит делать необдуманных поступков…

Цель стратегии Путина в ходе нынешнего военно-политического обострения.

«Цель большой стратегии состоит в том, чтобы вскрыть и использовать слабые места в способности противника организовать вооруженное сопротивление. Поэтому более благоразумно и выгодно обезоружить противника, чем пытаться уничтожить его в тяжелой борьбе. Метод изматывания противника не только чреват опасностью чрезмерной растраты собственных сил, но и может привести к обратным результатам.

Стратег должен добиваться того, чтобы парализовать противника, а не стремиться уничтожить его физически. Убить человека в бою – значит всего-навсего уменьшить армию только на одного солдата, в то время как живой, но лишенный присутствия духа человек является носителем страха, способным вызвать эпидемию паники.

Воздействие на психологию командира может свести на нет боеспособность его войск. Психологическое же воздействие на правительство страны может оказаться достаточным, чтобы лишить это правительство всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и тогда меч выпадет из его парализованной руки.

…В то время как номинальная сила страны характеризуется численностью населения и количеством ресурсов, ее реальная величина определяется состоянием внутренних органов и нервной системы, стабильностью управления, моральным духом и снабжением. Прямое давление всегда ведет к усилению сопротивления противника, так происходит со снегом: чем сильнее сжимается снег, тем он становится плотнее и тем медленнее тает.

Подлинная цель стратегии – уменьшить возможности сопротивления. Отсюда вытекает другая аксиома: чтобы обеспечить достижение той или иной цели, необходимо иметь несколько целей. Наступлением, ведущимся против одного пункта, должна создаваться угроза другому пункту, на который в случае необходимости должен быть перенесен удар. Только при наличии такой гибкости выбора объекта стратегия может быть приспособлена к неожиданным изменениям в обстановке».

Бэзил Лиддел-Гарт, из книги «Стратегия непрямых действий», 1954 год. В этой главе Лиддел-Гарт анализировал успех стратегии Гитлера по захвату восточноевропейских стран – Чехословакии и Польши.

Данная цитата точно показывает ситуацию в Украине и полное совпадение со стратегией Гитлера цели военно-политической демонстрации Путина у границ с Украиной:

  1. Россия пытается подорвать нашу способность к сопротивлению за счет давления на наше политическое руководство изнутри нашей страны.
  2. Военно-политическая демонстрация у границ с Украиной – это «создание угрозы другому пункту», расширение фронта агрессии, чтобы распылить наше внимание, силы и облегчить давление на главных участках фронта – на Донбассе и в Крыму. К слову, втягивание РФ в войны в Сирии и Африке – это также расширение угроз в глобальном противостоянии империи Путина с Западом.
  3. Путин оказывает давление на Зеленского и его окружение, потому что стремится «обезоружить» Украину, потому что Россия втянулась в войну на истощение на разных фронтах, обложена санкциями. И Путин хочет своими демонстрациями и давлением на окружение Зеленского добиться прекращения огня на Донбассе. Это позволит России сократить непомерные расходы в войне на истощение и при этом сохранить прямое давление на Украину.
  4. Путин не будет проводить широкомасштабное наступление именно сейчас, поскольку такое нападение приведет к усилению сопротивления Украины. Путин проводит демонстрацию, чтобы выбить из правительства Украины уступки и атаковать в другое, более удобное время, может быть и через несколько месяцев. При этом война на Донбассе продолжается, и там может вспыхнуть эскалация в любой момент.
  5. «Психологическое же воздействие на правительство страны может оказаться достаточным, чтобы лишить это правительство всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и тогда меч выпадет из его парализованной руки». Вот что делает Путин, чтобы заставить Зеленского прекратить сопротивление на Донбассе, прекратить спецоперации украинской военной разведки и СБУ на оккупированных территориях. Российская агентура в украинском руководстве, военное, политическое, информационное и экономическое давление против Украины – все это в комплексе должно заставить Зеленского прекратить войну. В таком случае Россия сможет усилить свое влияние внутри Украины и начать постепенное снятие санкций и снижение уровня противостояния с Западом. Для Украины реализация такой стратегии будет иметь тяжелейшие последствия. Пример перед нами – Молдова и Грузия, которые согласились прекратить огонь и в результате стали жертвами российского давления и потеряли шансы на восстановление полного суверенитета и независимости на долгое время.

Источник: Юрій Бутусов / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.

Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.

В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.

Норштейн о себе

Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).

Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.

фото 1


Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)

«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.

Ёжик в тумане: и шут, и святой

«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.

фото 2


Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)

Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».

фото 3


Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)

фото 4

Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Мир вокруг Ёжика

Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.

фото 5


Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)

фото 6


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».

фото 7


Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)

фото 8


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.

фото 9


Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)

фото 10


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.

Всем сказкам сказка

Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.

Продолжение — на Diletant.media

Читайте также:

Заговор против Габсбургов

Мятеж на «Баунти»

На лыжах через Гренландию

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «Мой родной язык».

Разработчики проекта: учитель родного языка МКОУ СОШ№8 г.Избербаш Магомедова Эльмира Алибулатовна.

Участники проекта: учащиеся школы, педагогический коллектив, семьи учеников, социальные партнеры.

Направление проекта:

1. Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма у учащихся посредством приобщения к народным традициям, привития бережного отношения к родному языку

2. Ознакомление школьников со всем многообразием языковой палитры

3. Изучения спектра проблем «малых» и исчезающих языков

4. Развитие навыков работы с литературой, Интернетом, умения анализировать и работать с информацией

Возраст детей, участников проекта: учащиеся школы 8-11кл., взрослые – без ограничения

Тип проекта:

по методу: поисково-творческий;

по содержанию: нации и их культурные ценности;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: долгосрочный

Цель проекта:

Знакомство детей с традициями своего народов, воспитание уважения и любви к родному языку; создание условий для понимания ценности многообразия языков, необходимости сохранения и изучения литературы и языков разных народов;

Задачи проекта:

обучающие: дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить традициями своего народа;

развивающие: развивать интерес к истории, традициям и культуре разных народов; развивать навыки поисковой деятельности, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся;

Обеспечение проекта

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

  • Коллекции образцов народно-прикладного искусства разных народов.

  • Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых)

Библиотека.

  • Музыкальные инструменты.

Предполагаемый результат:

Для детей: Развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.

Для педагога: разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы по проекту.

Пояснительная записка к проекту

Для многонациональной России, говорящей более чем на двухстах языках, серьезной проблемой является растворение народов и народностей среди основного населения страны. Родной язык прекращают изучать в школе, на нем не говорят в семье, национальная культура теряет свое значение и статус. Для многонациональной российской культуры очень важно сохранение и развитие языкового наследия населяющих ее районов. Дагестан всегда традиционно являлся многонациональным регионом, в котором проживают более 33 народностей. Контингент учащихся ежегодно пополняется детьми разных народностей: аварцы, лакцы, азербайджанцы и т.д. Немалые трудности при вхождении в другую культуру испытывают переселенцы. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива является адаптация и социализация детей из разных народностей, приобщение детей к истокам народной культуры, культуры других народов, развитие творческой активности детей, участие родителей в жизни школы.

Целью использования проекта является погружение учеников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций, изучению культуры народов разных национальностей, представителями которых являются семьи

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее историю и традиции. Россия — страна многонациональная, в ней живут различные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников нашей школы, представителей многих национальностей. Мы рассматриваем образование как методы, шансы, возможности, позволяющие ребенку попасть в другую культуру, в другую языковую среду и взаимодействовать с ней.

Наши преподаватели и учащиеся активно сотрудничают с центром детского творчества. Мы принимаем участие в совместных проектах, но есть и такие, которые основаны на работе именно с нашими детьми разных национальностей.

Проблема: детям не понятно значения слов традиция, культура , менталитет.

Задача детей: узнать традиции семей, исследовать — какие дела, мероприятия, проводимые в школе можно назвать традицией.

Задача педагогов – участников проекта: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие учеников при непосредственном участии родителей, беречь и сохранять традиции своих народов

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап. Вводный

январь

1. Постановка проблемы: дети не знают:

что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего, складываются.

2. Провести обследование родителей с целью выяснения семейных традиций.

3. Где, кроме семьи могут сложиться традиции.

1. Вхождение в проблему.

2. В сюжетно-ролевой игре проиграть в семейные традиции.

Получение ответа на вопрос:“Почему в разных семьях разные традиции?”

3. Узнать, при помощи педагогов, какие традиции сложились в их школе.

4. Предложить учащимся провести собственное исследование, посвященное одному из ученых – представителей разных народов, занимавшихся вопросами языкознания и литературоведения

2 этап. Подготовительный

январь

1. Совместное планирование деятельности.

2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

3. Определение каждой группой учащихся объекта исследования

1. Распределение ролей и обязанностей.

2. Сбор информации по теме: “Почему у разных народов разные традиции, культура и родной язык?”

3 этап. Исследовательский

Январь-февраль

1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Выполнение проекта.

1. Формирование новых традиций, сложившихся из повторяющихся действий с определенной цикличностью.

Решение вопроса: “Хорошее, любимое дело, занятие может быть традицией?”

Анализ выявленных в результате исследования традиций, культурных и языковых особенностей, которые могут быть использованы в повседневной учебной деятельности школы

4 этап. Презентационный

Февраль-март

1. Подготовка к презентации. Презентация.

1. Проведение традиционных мероприятий с использованием полученных в результате проектной деятельности информации.

В проекте

Разделы программы

Формы и методы работы

Внедрение традиции

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

февраль

Изучение стихов о школе, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.

Чтение сказок разных народов. Словотворчество детей совместно с родителями, театрализованные постановки.

Конкурс чтецов

Газета с чтением стихов на родном языке и их переводом на русский язык. (Перевод может быть сделан учащимися самостоятельно)

Познавательное развитие

Февраль-март

Знакомство с уже сложившимися традициями школы.

Знакомство с традициями в семьях учеников.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций народов Российской Федерации.

Оформление групповых альбомов семейных традиций «А у нас традиция такая».

Фото — выставка «Мама, папа, я – дружная семья».

Семейная фото — выставка «Люди разных народов».

Экскурсии в городские музеи .

Создание школьной Книги памяти «У войны нет национальности»

Игровая деятельность

апрель

Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.

 Подборка игр разных народов для использования их в игровой деятельности классов и во время уроков физической культуры. «Республика игра».

Театрализованная деятельность

март

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, учителей и родителей учеников.

Театральные мини-представления

Инсценировка даргинской сказки «Гуглахай»

Музыкальная деятельность

март

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

Неделя национальной культуры.

Фестиваль патриотической песни

Физическая культура

март

Изучение народных игр.

Спортивный праздник «Республика игра». (Народные игры)

Продуктивная деятельность, рисование

февраль

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества.
Работа творческих мастерских.

Проведение ежегодного культурного фестиваля «День родного языка»

Работа с родителями

Февраль-апрель

Знакомство детей с поэзией разных народов.

Словотворчество совместно с детьми, сочиняем сказку.

Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “Наши традиции”.

Участие в творческих мастерских.

Участие в фото — выставках.

Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Участие в фестивале патриотической песни.

Знакомство с семейными традициями.

Родительская конференция.

Взаимосвязь с социумом

Февраль-апрель

Работа со СМИ.

Взаимодействие с музеями, театральными сообществами, Домами детского творчества.

Выпуск газеты класса

Экскурсии

  • Похожие но разные рассказ про лягушек и жаб
  • Похожие шел по городу волшебник похожие рассказы
  • Похожие сказки на кашу из топора
  • Похожие русские и английские сказки
  • Похождения жука носорога автор сказки