Похожие сказки на кашу из топора

Открытый урок в 5 б классе учителя русского языка и литературы набиева азиза султановича 2019-2020 дата: 26.09.2019 тема урока: в

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 1

Открытый урок в 5 «Б» классе учителя

Русского языка и литературы

Набиева Азиза Султановича

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 2

2019-2020

Дата: 26.09.2019

ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

(итоговый урок по русским народным и литературным сказкам. Внеклассное чтение сказок.)

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и углубить знания ребят о сказках. Подготовиться к написанию сочинения.

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;

  • воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний

ФОРМА УРОКА театрализованный урок c применением ИКТ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, информатика.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедиа проектор Презентация к уроку

  • Учебник «Литература для 5 класса»

  • Иллюстрации сказок художников….

  • Портреты сказочников

  • Выставка книг по теме

  • Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Каша из топора»: топор, котелок, накрытый стол, элементы костюмов.

  • Атрибуты для сценки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: «волшебное» зеркальце, элементы костюмов.

  • Детские рисунки и сказки.

  • Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, волшебная шкатулка.

  • Раздаточный материал. ( кроссворды, буквенный квадрат)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 3

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия.

1.Вступительное слово учителя . Видеофрагмент «В гостях у сказки»

2.Определение темы урока и его целей

3.Беседа по русским народным сказкам. Инсценирование сказки «Каша из топора». Просмотр фрагментов сказок. Работа с учебником.

4.Сравнение народной сказки с литературной. Выполнение заданий. Работа с тетрадью. Просмотр фрагмента сказки «Морозко».

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

  2. Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока является тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

(Просмотр видеофрагмента №1 «В гостях у сказки» http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ )

2.Определение темы урока и его целей

— Как же будет называться наша тема урока? («В гостях у сказки»)

— Почему? Только ли по названию видеоролика?

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями. У нас много сказочных вещей: волшебная шкатулка (по-видимому, она нам подготовила какой-то сюрприз!), зеркальце, домик бабы Яги, вы все в сказочных костюмах (тоже нам приготовили сюрприз!). У нас много гостей.

Мы часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках и на внеклассном чтении. Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать сказки, но и показывать их.

Начинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но мы не можем начать урок: на наших сказочных воротах висит замок! А открыть его помогут ваши верные ответы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

— Ворота в сказочную страну открыты. (обращаю внимание детей на оформление доски).

— Вспомним, какие русские народные и литературные сказки вы знаете? (Ответы детей)

— На уроках мы читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали … даже сами сочиняли. А Юсупжанова Муслима даже занял первое место!

— А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!!!

— Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?

3.-Вспомним сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». О чем она? (как Родину защищать, о семье, о братьях…)

В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли.

Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? А каковы братья? (ленивые, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться).

Именно о таких людях сложена пословица: «Языком туда, сюда, а делом никуда».

А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын?

(Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства).

— И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым.

Помните обращение Ивана к Чуду-Юду?. Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:

— Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к Родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.

— Откроем тетради и запишем лучшие качества Ивана (смелость, отвага, храбрость, любовь к родине).

Каждая сказка имеет свою мораль! Какова же мораль этой сказки?

Главная мысль, мораль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» заключается в том, что в период опасности нельзя оставаться равнодушным, надо сражаться за родную землю, используя и силу, и ловкость, и хитрость, и смекалку.

Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора».

Обсуждение.

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.

– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?

– Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

— Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  • Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Рад не рад, а говори: милости просим!

  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  • У жадного среди зимы снега не допросишься.

  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит гостеприимству).

— Продолжим работу в тетради. Что запишем? (гостеприимство, доброта, сметливость)

Царевна-лягушка

— Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка? (ответы детей).

Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всём отцу и матери мужа подчиняться.

А как называют отца и мать мужа?

— Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

— Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Цветок зацветает.

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

Птицы летят).

— Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

Какова же мораль этой сказки?

-Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

-Также сказка показывает, что нельзя судить о людях по внешности. Нужно оценивать поступки.  А под некрасивым обличием может быть самый добрый и прекрасный человек.

— Что добро всегда побеждает зло.

— Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Иван Царевич сжег лягушачью кожу, чтобы Василиса Премудрая больше не превращалась в лягушку. Он хотел, чтобыона оставалась всегда такой же прекрасной девушкой.

— Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость)

4.- А как появились литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше сохранить их до наших дней.

По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,

по Франции – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, Александр

Афанасьев и многие другие. А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).

— А вы хорошо знаете сказки этих авторов? Сейчас проверим! Вот вам из волшебной шкатулочки задание:

Аксаков Сергей Тимофеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Афанасьев Александр Николаевич

Жуковский Василий Андреевич

Антоний Погорельский

Якоб и Вильгельм Гримм

Шарль Перро

Ханс Кристиан Андерсен

Ершов Пётр Павлович

1.Аленький цветочек

2.Конек-горбунок

3.Сказка о царе Салтане

4.Спящая царевна

5.Мальчик-с пальчик

6.Спящая красавица

7.Принцесса на горошине

8.Черная курица

— На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях и говорили, что она близка к русским народным сказкам. Чем близка? (сюжет сказки, герои, строение, но отличается тем, что написана стихами). Давайте посмотрим отрывок из этой сказки.

— Почему царица решила погубить царевну? (та была ее красивее).

— А царица – некрасивая? Докажите! (читаем описание царицы). А какой у нее был характер? («Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).

— Что спасло царевну от смерти? (доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею).

Правильно! Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной. И даже природа и животные на стороне добрых людей! (помогают солнце, месяц и ветер Елисею, царевне – собака).

— Мне бы очень хотелось вам показать фрагмент сказки «Морозко» (смотрим фрагмент №3 http://www.youtube.com/watch?v=mffhGM-IFhM )

— Ваше отношение к героям сказки? Почему к дочкам разное отношение? Мачеха-мать. Какие антонимы мы можем подобрать здесь? Любовь-ненависть. Ленивая-трудолюбивая. Добрая-злая.

— А кто помогал Настеньке и Иванушке? (Баба-Яга, Морозко, петух)

— Почему? (вежливые, воспитанные)

Да, вежливость – великая сила. Если ты будешь вежливым с окружающими, то и они станут добрее к тебе. Какие вежливые и прекрасные слова возникли из этих сочетаний:

Спаси тебя Бог – спасибо

Будьте здоровы, здоровья вам – здравствуйте

Дарить благо – благодарный.

— Что запишем в тетради? (вежливость, воспитанность)

— Но не менее важно – быть грамотным. Иначе как ты сможешь прочитать заклинания, а

тем более – объяснить их своим друзьям из других стран, чтобы вы смогли совершать

чудеса все вместе. Сказок не было бы на свете, если бы сказочники и сказители не знали в совершенстве русского языка и не умели правильно обращаться с этим кладезем мудрости. Давайте прочитаем высказывания великих русских писателей о языке:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (А.В.Толстой)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)

— А теперь посмотрите в тетради. Какие лучшие качества человека мы записали?

Тетрадь:

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею

вежливость, воспитанность

— Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

— По каким законам живут герои сказок? (Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи).

Кроссворды и ответы.

IV.ИТОГ УРОКА:

— Словом можно убить, неверно использовав его, а можно – спасти, произнеся его в

нужный момент. Но убить можно и само слово – сделав ошибку, написав его

неправильно или неаккуратно. Берегите русский язык! Это величайшее наследие наших

предков.

— Вернемся к эпиграфу нашего урока:

«СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!»

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она — светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех.

Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.

( песня №5 «В мире много сказок»)

http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4 )

— Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете не только хорошие отметки, но и сладкие призы! (волшебная шкатулочка)

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение на тему…..

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ

  2. http://www.youtube.com/watch?v=2LJjkyzZno0&feature=related

  3. http://www.youtube.com/watch?v=mffhGMIFhM

  4. http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4

  5. http://festival.1september.ru/articles/102803/

Завуч:____________

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 4

2) Сказочный тест

1) Кто из героев русских сказок – сын служителя церкви:

А) Иван-вдовий сын

Б) Иван-поповий сын

В) Иван-коровий сын

2) Куда должен направиться Иван, чтобы остаться в живых: php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 5

3) К кому наведался Иван-дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед –

украинское, а на ужин – татарское:

А) Б) В)

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 6

4) Что сказала герою в напутствие помощница-Яга:

А) скатертью дорожка

Б) ни пуха ни пера

В) дело ли пытаешь или от дела лытаешь

5) Какая черта внешности больше подходит для создания портрета героя-

юноши:

А) соболиные брови

Б) орлиный взор

В) лебединая походка

6) Что ответил братец Иванушка сестрице Аленушке, выпив из копытца:

А) бэ-э

Б) мэ-э

В) иа-иа

7) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:

А) Водяного

Б) Полевого

В) Домового

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 7

8) Помнишь, что волк оживил убитого братьями Ивана-царевича, сбрызнув его сначала

мертвой, а затем живой водой.

Перед тобой – два стакана. Один – с морской водой, мертвой (заживляющей раны, потому что с ней много йода; но все же не дающей жизни земным растениям из-за большого содержания в ней соли); другой – с родниковой, живой (выпьешь ее – и сразу лучше себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды).

Задача – узнать, не пробуя на вкус и не нюхая, какая вода – живая, а какая мертвая.

Себе в помощь ты можешь взять один предмет, связанный с птицами.

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 8

3). Сочинение-отзыв «Наш сказочный урок»

Похожие сказки на кашу из топора

Ватрушки домовенка Кузи и мастер-классы по ресайклингу старых книг на Святоозерской улице – события на сайте «Московские Сезоны»

6+

В честь Международного дня детской книги на Святоозерской улице гостей ждут на кулинарные классы и в мастерской по созданию книг!

На кулинарных занятиях готовим любимые блюда героев из русских сказок: ватрушки домовенка Кузи, миндальное печенье Мальвины, наваристые щи — любимое блюдо медведей из сказки.

А в «Литературной гостиной» пройдут открытые мастер-классы по созданию органайзеров для книг, обложек, закладок, а также recycle старых книг.

В честь Международного дня детской книги на Святоозерской улице гостей ждут на кулинарные классы и в мастерской по созданию книг!

На кулинарных занятиях готовим любимые блюда героев из русских сказок: ватрушки домовенка Кузи, миндальное печенье Мальвины, наваристые щи — любимое блюдо медведей из сказки.

А в «Литературной гостиной» пройдут открытые мастер-классы по созданию органайзеров для книг, обложек, закладок, а также recycle старых книг.

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора». (Кулинарные классы)

15:00

Книжный органайзер. Создание удобной подставки для книг. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Старая книга. Дизайн шкатулки из старой книги. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Дизайнерская обложка. Создание книжной обложки. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Скетч бук. Дизайн блокнота для новых идей. (Литературная гостиная)

18:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки».. (Кулинарные классы)

12:00

Планер. Оформление яркого блокнота. (Литературная гостиная)

12:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок».. (Кулинарные классы)

13:00

Книжная закладка. Создание оригинальной закладки для чтения. (Литературная гостиная)

13:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя».. (Кулинарные классы)

14:00

Именной брелок. Создание именного брелока в стиле мини-книги на портфель. (Литературная гостиная)

14:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора».. (Кулинарные классы)

15:00

Держатель для книг. Индивидуальный атрибут для удобного хранения книг. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Дизайнерская доска-планер. Создание доски для записей. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Книжный органайзер. Создание удобной подставки для книг. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Старая книга. Дизайн шкатулки из старой книги. (Литературная гостиная)

18:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки».. (Кулинарные классы)

12:00

Дизайнерская обложка. Создание книжной обложки. (Литературная гостиная)

12:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок».. (Кулинарные классы)

13:00

Скетч бук. Дизайн блокнота для новых идей. (Литературная гостиная)

13:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя».. (Кулинарные классы)

14:00

Планер. Оформление яркого блокнота. (Литературная гостиная)

14:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора».. (Кулинарные классы)

15:00

Книжная закладка. Создание оригинальной закладки для чтения. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Именной брелок. Создание именного брелока в стиле мини-книги на портфель. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Держатель для книг. Индивидуальный атрибут для удобного хранения книг. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Дизайнерская доска-планер. Создание доски для записей. (Литературная гостиная)

18:00

Другие события в этом районе

Святоозерская улица, владение 1

Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.

Accept ccokies

Урок
литературного чтения во 2 классе

Дата: 25.09.2020

Урок 14.
Тема.
Русская
народная сказка  «Каша из топора». Герои сказок. Характеристика героев сказки
на основе представленных качеств характера. Соотнесение смысла пословицы со
сказочным текстом.

Цели
урока:

1.    Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой
сказкой – на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки
выразительного чтения; обогащение речи учащихся; учить работать с текстом;

2.    Развивать память, внимание и умение работать в
группе.

3.    Воспитательные: привитие интереса к чтению;
расширение кругозора; давать оценку морального содержания и нравственного
значения действий персонажей при изучении художественного произведения.

Задачи:

1.Мотивировать
к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.

2.Учить
обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения
конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить
свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её
обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать
и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.Формировать
способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять
свою работу.

6.Оформлять
свои мысли устно  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7.
Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8.
Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На
примерах героев произведений прививать добрые чувства.

10.Организовать
самостоятельную работу по составлению паспорта на главных героев (внешность,
поступки)

11.Обеспечить
снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые
результаты:

 Предметные:

1.Выделять
суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать
собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и
нравственности.

3.Давать
оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при
изучении художественного произведения

Личностные:

1.    Ориентироваться в межличностных отношениях при
работе в группе.

2.    Проявление творческого отношения к процессу
обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

1.    Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

1.    Самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий.

2.    Формулировать задание, определять его цель,
планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения.

Коммуникативные умения:

1.    Слушать и вступать в диалог.

2.    Участвовать в групповом обсуждении вопросов.

3.    Организовывать работу членов группы, корректировать
и оценивать их действия.

4.    Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать
свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

5.    Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Литературное чтение
для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Москва «Просвещение» 2014 год.

2)Аудиозапись русской народной сказки «Каша из топора».

Ход урока:

I.
Организационный момент.

1. Слово учителя. Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие. Путь наш неблизкий. А что нам с вами поможет в пути? Хорошее
настроение, хорошие люди рядом. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. 
Вы все выбрали осенний листочек, который укажет вам дорогу. Цвет листочков
помог нам разделиться на группы. На улице прекрасная погода, время золотой
осени, разноцветные листочки лежат в нашем саду разноцветным ковром. Давайте
прочитаем такое четверостишье:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

И разноцветные листья

По ветру вьются, летят.

Для  выразительного чтения
большое значение имеет логическое ударение – это выделение слова, наиболее
существенного.

Послушайте музыкальное произведение и скажите,
куда же мы отправимся
в путешествие? (Звучит песня «Сказка гуляет по
свету»)

Итак, мы продолжаем изучать раздел «Устное
народное творчество», сегодня отправляемся в сказку. Перед дальней дорогой
всегда звучит напутствие. Прочитайте стихотворение и подумайте, какая строчка в
нём самая важная.

Если очень захотеть

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться!

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

Учитель. Сегодня мы будем учиться у героев сказки.

·     
Давайте вспомним, какие виды
сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)

·     
О чём рассказывают бытовые
сказки? В бытовых сказках описывается жизнь людей. Главными героями сказки
являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка
обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества
человека! Сегодня мы тоже определим вид новой
сказки.

·     
Давайте
проверим, кто из вас самый внимательный читатель.

В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса,
нужно вспомнить и произнести волшебные слова. Какие слова-заклинания вы знаете?

Давайте вместе скажем. А теперь закройте глаза и повторите
эти слова.

По щучьему велению, по моему хотению! Сказка, начнись!

II.
Речевая разминка.


Сегодня мы научимся произносить скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка.


Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.


Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III.
Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.

1.     Работа с загадкой.

Много
жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас. (Сказка)

2.    
Проверка домашнего задания. Прочитать сказку «Лиса и Журавль»,
пересказать  и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка. Дети зачитывают
отрывки к своим иллюстрациям.

IV.
Самоопределение к деятельности.

1. Беседа. Отгадайте загадки:

Из
крупы ее сварили,

Посолили,
подсластили.

Эй,
ну где же ложка наша?

Так
вкусна на завтрак… (каша)

Кто
железным, плоским зубом

С
елью справится и дубом? (Топор)

·     
Вы догадались, про что мы будем
говорить на этом уроке? (Про топор, про кашу)

·      Вы посещаете библиотеки, много читаете, может кто знаком с
этой сказкой? По этим иллюстрациям узнайте сказку.

·      Как она называется? Как вы думаете, кто её написал?

Да, эта сказка русская народная. Она создана
народом в глубокой древности, передавалась из уст в уста. Раньше сказки
назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. Их рассказывали простые
люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Байка переходила от одного рассказчика к
другому. Слово «сказка» к нам пришло уже в 17 веке. Сказка передавалась из
поколения в поколение. Над ней поработало много талантливых людей, в ней
мудрость народа.

  • Тема сегодняшнего урока «Русская народная
    сказка. Каша из топора».

2.
Слово учителя. В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость
богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются
люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка
обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества
человека.

3.
Постановка цели и задач урока.

·      Поставим
цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

Мы
познакомимся…

Мы
узнаем… 

Мы
вспомним…

Мы
научимся…

·       
Чтобы достичь поставленной
цели, какие задачи вы будете решать?

Я
хочу узнать…

Я
хочу научиться…

Я
хочу понять…

V.
Изучение нового материала.

1)
Аудиозапись сказки «Каша из топора».

2)
Словарная работа.

Побывка
– недолгое пребывание на родине.

Притомиться
– устать.

Изба –
деревянный, крестьянский дом.

Служивый
– солдат.

Вдоволь
– достаточно.

Котёл
– большой металлический сосуд для варки пищи.

Варево
– горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Коли –
если бы.

Чулан
– помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить
–  прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Смётка
– смекалка.

2)
Первичное чтение сказки. Первичная проверка понимания текста.

·        
К какому виду относится эта сказка?

·        
Назовите главных героев сказки.

·        
Зачем солдат постучал в избу?

·        
Что придумал солдат?

·        
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

·        
Почему старуха прикинулась сиротой?

·        
Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?
Почему?

·        
Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест
да посмеивается»? 

Сегодня к нам на урок попали три слова: находчивый,
скупой, хитрый
.

·        
Где мы можем узнать значение этих слов?

Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного
положения.

Скупой
чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних доходов.

Хитрый
изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём.

·        
Эти слова обозначают качества характера. К какому
герою они подходят?

А вы знаете, что солдат в этой сказке выбран
неслучайно.

·       
Как вы думаете, почему?

Солдат – военнослужащий, он всегда начеку. Он настоящий защитник
слабых. Он охраняет людей, свою Родину. Он должен быть смелым, умным и
находчивым. Он борется с врагами и верит в победу. 

·       
Какую победу одержал солдат в сказке?

VI.
Физ.минутка.

Выполним
упражнения под музыку.

VII.
Закрепление и осмысление знаний.

1)
Чтение по ролям.

2)
Кроссворд.

  1. Как называлось блюдо, которое готовил
    солдат?
  2. Какую посуду солдат взял для приготовления
    каши?
  3. Как ласково называл солдат старуху?
  4. Чем сдобрил солдат кашу?
  5. Что высмеивается в сказке?

В Священном Писании православных христиан
говорится
:
кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и
пожнет. Скупость и жадность считаются пороками, злыми делами. Поделись с
ближним, подай нищему, — так говорят православные люди.

·       
А вы знаете, в сказке есть фраза, которая стала
устойчивым выражением у русского народа.

·       
Какая это фраза?

·       
Что она означает? (Несмотря на то, что чего-то не
хватает, из всего можно сделать стоящее, если только сильно этого захотеть и
приложить усилие)

·       
Про кого говорят: «Этот из топора кашу сварит»?
(Про человека, который сумеет с помощью находчивости добиваться успеха, из
«ничего» сделать «нечто».)

3)
Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

Работа в группах. Каждая команда составляет пословицу из слов и объясняет её
смысл.

·       
Догадка и смекалка не хуже разума.

·       
Глупый киснет, а умный мыслит.

·       
Что в котёл положишь, то и вынешь.

·       
Смётка дороже богатства.

Смётка
Способность быстро соображать; находчивость, сметливость.

Вывод: Так
мы убедились, что русский народ высмеивает скупость и глупость. В сказке
побеждает добро, смелость и находчивость. В общем, сказка очередной раз
доказала свою уникальность. Какое ещё литературное произведение может заключить
в столь простую форму столь глубокое содержание?

4)
Выборочное чтение.


Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте
в тексте.


Как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.


За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются
прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

5)
Работа с иллюстрацией.


А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации. Рассмотрим иллюстрацию на
странице 45.


Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?  Достал солдат ложку,
помешивает варево. Попробовал.

6)
Групповая работа.

Сегодня я предлагаю вам вид работы,
который называется  «Фишбоун».

·      Кто знает, что означает слово «фиш» на англ.яз.? Задание
творческое будет «Одеть рыбку». Я подготовила рыбку разноцветную,
разобрала её по косточкам.

·      Как вы видите, из каких частей сложена моя рыбка? (Голова,
хребет, кости, хвост)

Каждая часть скелета этой рыбки подписана. Вам
надо дополнить каждую часть словами и создать полную картину по сюжету русской
народной сказки «Каша из топора».

Голова – тема.

Главное в нашем скелете, это хребет, на котором
всё держится. Хребет – главная мысль.

Не может быть сказки без кого? Главных героев и
их характеристики. Это запишите на верхних косточках.

Сам сюжет сказки можно разделить на части. Так,
каждая косточка снизу будет означать какой-то пункт плана.

А в конце, посовещайтесь и сделайте вывод, какой
урок преподносит нам сказка, какой совет она нам даёт, какая народная мудрость
в этой сказке заключена.

·      Какие правила работы в группе?

·      Как я узнаю, что вы закончили работу?

·      Как мы увидим работу группы? (надо её презентовать, выбрать
для этого человека в группе)

Презентация работ.

·      Чем полезен этот вид работы?

Так разложенный по косточкам в виде скелета
рыбки, выглядит приём, который поможет ребятам самостоятельно анализировать,
делать выводы, выделять главное в произведении. А также формулировать своё
личное мнение по сюжету.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но в поговорках и в
пословицах. К нам на урок прибыли три пословицы, но ветер подул, и слова
перепутались и без вашей помощи мне не обойтись.

Задание в группах. 1 и 2 группы напишут паспорт героев.

ПАСПОРТ

литературного героя

Имя ___________________________

Создатель______________________

Прописка_______________________

Внешний вид (особые приметы)_______

Личные качества ___________________

3 группа. Это будет группа-кафе. Она создаст Рецепт приготовления
каши. Все продукты находятся в конверте. Пользуясь текстом сказки, напишите
поэтапное приготовление каши. И составьте рекламу своего блюда. В стихотворении
дописать начало строчек. Презентовать будет шеф-повар. Пользуясь текстом
сказки, напишите поэтапное приготовление каши. И составьте рекламу своего
блюда.

Презентация
работы групп.

VIII.
Итог урока.

1.
Беседа.


С какой новой сказкой познакомились на уроке?


Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в
жизни?


Добился ли солдат своего? Что ему помогло? Прав ли солдат?


Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

2.
Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям, пересказ по плану.

3.Слово
учителя.

Хочу
познакомить вас с притчей  выдающегося педагога Шалвы Александровича Амонашвили
«Два ручейка»

На
вершине горы, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная
тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути
споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо,
другая — налево.

Та,
которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили
её и превратили в целебный источник. Люди пили воду из него, исцелялись и
благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив.

Та
часть ручейка, которая потекла налево, прошла через грязные породы и тоже
слизнула их. Они отравили и озлобили её, сделали её источником смерти и
болезней. Люди, поняв, что источник несёт отраву, избегали и предупреждали
других не прикасаться к нему.

Источник, что направо, и источник, что
налево, не знали, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы. Так и
человек, оступившись однажды, может пойти плохим путём. Старайтесь
прослушиваться к своей совести. И собирать на своём жизненном пути всё только
хорошее, чтобы не превратиться в «грязный источник».
(Жадность,
скупость, ум, доброта, хитрость, глупость, злость, смекалка, находчивость)

IX.
Рефлексия.

1.      Домашнее задание.

Домашнее задание: выразительное чтение,  предлагаю
пересказать сказку от имени солдата.

2.Оцените
свою работу на уроке.

Выберите
высказывание:

·      Я
активно участвовал в процессе урока. Оказывал помощь участника учебного
процесса. Могу выступать консультантом по данной теме.

·      Не
достаточно  активно участвовал в процессе урока. На некоторых этапах урока
мне требовалась помощь. Могу выступать помощником консультанта по данной теме.

·     
Принимал участие в процессе урока, но не активно. Мне необходима
помощь консультантов для раскрытия творческого потенциала.

  • Похожие русские и английские сказки
  • Похождения жука носорога автор сказки
  • Похоже ли начало сказки дремучий медведь на сказочный зачин и почему
  • Похожи ли мои сверстники на молодежь былых времен итоговое сочинение
  • Похожи ли мои ровесники на молодежь былых времен сочинение аргументы из литературы