Похожие сказки на ивана дурака

Характеристика ивана-дурака из сказки конк-горбунок будет познавательна для людей всех возрастов. история создания произведения знаменитую сказку ершов написал, когда ему

Иван дурак

Характеристика Ивана-дурака из сказки «Конёк-горбунок» будет познавательна для людей всех возрастов.

История создания произведения

Знаменитую сказку Ершов написал, когда ему было всего-то девятнадцать лет. Молодой автор черпал вдохновение из сказок Александра Сергеевича Пушкина. При всём этом в основу написания характеристики Ивана из «Конька-горбунка» были взяты мотивы из славянского фольклора и фольклора скандинавов, которые проживали на Балтике.

Сказка получилась простодушной, задорной и пленяющей своими шутками, и «простым» языком повествования. Ершов добавил в текст красочные метафоры и присказки, которые приближают произведение к фольклору.

Конёк горбунок

Многие утверждали, что Пушкин самостоятельно написал первые четыре строчки сказки, которые вскоре были включены в собрания сочинений писателя. Этот факт заставил литературоведов засомневаться в том, что именно Пётр является автором, а не Александр Сергеевич.

Но вскоре эта мысль была опровергнута, поскольку исследователи замечают, что при переделке текста Ершов изменил фразу «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». При всё этом кажется странным, что молодой автор смог бы так легко обращаться со строками, написанными Пушкиным.

Впервые отрывок из произведения опубликовали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием сказка вышла в 1834 году, но некоторые кусочки, где показывали жадность и глупость царя, были вырезаны. А спустя десятилетие оригинальную и остроумную сказку и вовсе запретили.

О ней не вспоминали около тринадцати лет. Вскоре писатель отредактировал сказку, вписал вычеркнутые отрывки, и она вновь вернулась на книжные полки.

Характеристика героя

Иван в сказке Конёк горбунок

Описание внешности Ивана из конька-горбунка поверхностное. Автор не говорит о внешнем виде героя, какое у него отчество или сколько ему лет, но чётко выделяет некоторые черты его характера. Многие в городе считают его дурачком. Он чем-то напоминает Емелю из другой сказки. Можно также сказать, что он добросовестный юноша, очень любит и почитает своего отца.

Когда кто-то начинает портить урожай пшеницы, то Иван искренне желает помочь отцу, в отличие от своих братьев.

Старший брат Данило был умён, но труслив, боялся темноты, поэтому, когда вернулся домой с дозора, соврал, сказав, что никого не видел.

Средний брат Гаврило «был и так и сяк», такой же как брат: трусишка и лгун. Придя домой, так же обманывает отца, говоря, что никого не увидел, хотя сидел в западне всю ночь.

Ивана также можно охарактеризовать как ленивого человека. Когда его посылают охранять пшеницу, юноша не хочет идти. Просто лежит на печке и поёт песенки. Но когда отец предложил ему сладкое угощение, тот сразу согласился. То есть, Иван любит хорошо поесть и от сладенького не откажется.

В карауле он был храбр и смекалист. Когда появилась кобылица, схватился за хвост и не отпускал, пока она сама не устала. Кобылица пообещала отдать ему двух златогривых жеребят и конька-горбунка. Взамен он должен был отпустить её и не рассказывать о случившемся.

После этого случая жизнь Ивана меняется. Юноша не рассказывает своим родственникам о том, кто именно воровал урожай. Выдумал совершенно необычную и страшную историю про чертёнка, которого он поймал. Иванушка восторженно описывает, как он выглядел и как его ловил. Это означает, что он умеет хранить и не выдавать секреты, а также неплохо придумывает истории.

Конёк горбунок и Иван дурак

Братья после появления двух жеребцов хотят избавиться от младшенького, продать коней, а деньги поделить. Иван узнаёт об этом и стыдит братьев. Он признаётся, что не так умён и хитёр, как они, но хотя бы честен. И решается отправиться вместе с ними, чтобы продать жеребцов.

Но они вновь обманывают его и заводят в тёмный лес, где он находит красивое и переливающееся перо.

Главный герой тянется ко всему запретному, как ребёнок, который не желает слушать маму, так и юноша не прислушивается к предупреждению своего друга конька-горбунка. Сначала он говорит, что пёрышко жар-птицы не принесёт ничего хорошего. Но Ваня не поверил другу.

Перо ему очень понравилось. Он считает, что красивая вещь не может принести горя, поэтому забирает его себе. Юноша думает, что он обманывает его. В итоге из-за своей легкомысленности Иванушка не раз оказывается в беде.

Работа у царя

Для начала юноша очень любит спать. Когда он крепко спал, у него выкрали перо. Попав на службу к царю, он не хочет ничего делать, лишь дремать. Но всё-таки приходится выполнять его задания, чтобы не лишиться головы.

Прознав про пёрышко, царь приказывает Ивану принести ему живую жар-птицу. Вскоре ему захотелось обвенчаться с девицей-красавицей, дочкой Луны и сестрой Солнца. Описать царя можно следующими словами:

Иван и конёк горбунок

  • жадный;
  • глупый;
  • жестокий;
  • доверчивый;
  • слушает сплетни;
  • мечтает о ещё большем богатстве.

Отправившись за девушкой, юноша чуть и её не проспал. Но всё-таки пересил себя, поэтому можно сказать, что у него имеется сила воли. Герой, если захочет, сможет устоять перед искушением. Кроме всего этого, он может похвастаться добрым и весёлым нравом. Ваня при выполнении заданий поёт песни, шалит, шутит и всё время смеётся.

Во время службы у капризного царя показывает свой характер, сопротивляется, не желая идти в поход или купаться в трёх водах. Однако страх умереть во цвете лет подталкивает героя на выполнение заданий. Можно выделить несколько черт из характеристики Ивана из сказки «Конёк-горбунок»:

  • трудолюбие;
  • честность;
  • доброта́;
  • умение дружить;
  • храбрость.

Искупавшись в молоке, горячей и холодной воде, главный герой превращается в писаного красавца. Он моментально повзрослел и начал думать совсем иначе. Юноше нравится царь-девица, и он соглашается жениться на ней, став новым царём.

Урок литературы

Возможно, не поймай Иван кобылицу, не было бы у него никакой работы при дворе и не надо было бы заниматься, тем, что ему приказывал делать царь.

Таким образом, с каждым новым эпизодом читатели открывают всё больше и больше положительных качеств Ивана. Юноша хоть и ленив, но смел, и если возьмётся за дело, то доведёт его до конца. Отношение героя со своим единственным другом становится самой запоминающейся характеристикой Ивана-дурака из «Конька-горбунка».

Иван-дурак — характеристика персонажа из русской народной сказки «Конёк-горбунок»

Про Ивана-дурака

Алла Цуранда

В сказках наших есть простак:
Но не победить никак.
Все смеются над Иваном,
Но не так уж прост дурак.

То Жар — птицу он найдет,
Василису уведет,
То Кощея побеждает…
Может, он не идиот?

Нету денег и коня,
В шапке — мятого рубля,
Никому-то он не служит,
И живет, царей дразня.

Тех Ивашек — пол Руси,
Ну-ка, власть свою спроси:
«Видишь близок локоточек.
Потянись да укуси» .

Иван-дурак

Андрей Крючков 1

«…но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». (1 Кор. 1:27-29).

                                                                    «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10)


Он русский был Иван-дурак. Таких Иванов много,
Живущих сердцем чаянным, смущением души,
Неведомым апостолом служения живого
От сердца милосердного в хранительной тиши.

Он был обычен, сер и худ и неприметен миру.
Крутили люди у виска, на жизнь его взглянув,
Но он создал давно уже души своей стихиру,
Доверив Небу жизнь свою и сердце протянув.

Он был не мудр, не силён со немощью пред Богом,
Но в ней вершилась сила духа правдою Небес,
И с этой силой немощной победною дорогой,
Спасая мир, всегда готов он был взойти на крест.

Он в битву смог бы броситься, спасая наши жизни,
Штыку закрыв смертельный путь… и Авелева кровь
Омыла б жертвой праведной простор его отчизны,
Душой постигнув Истину, Надежду и Любовь.

Он был спаситель, не герой. Его предназначенье —
Исполнить долг под Небом, перед грешною землёй.
Как Божий Сын-Спаситель был исполнен отреченья
От благ земных, наполнив души страждущих Собой.

Сказка для любимой. Сказка про Ивана-дурака

Владимир Мазурин

(По мотивам русской народной сказки «Сказка про Ивана-дурака»)

С зарёй моя любимая проснётся,
Прочтёт весь этот бред и улыбнётся.
Мне главного героя роль прикинет,
Ну, а себе — роль главной героини…

…Итак, перенесёмся в древний Муром,
Где Соловей-разбойник бедокурил,
Горыныч проводил свои реформы,
И Василиса набирала формы.

Был город окружён дремучим лесом.
Там был приют кикиморам и бесам,
Участок ведьм да Лешего пещера,
А дальше в глушь — владения Кощея.

Кощей, хоть и считался инвалидом,
А всё имел на Василису виды.
Он заточил девицу в терем споро,
И тратил жизнь с тех пор на уговоры.

У знатного вельможи на усадьбе
Два сына, веселясь, справляли свадьбы.
А третий сын, Иван — дурак по сути —
Не веселился. Собирался в путь он.

Он уймой обладал бойцовских качеств.
Дрожала нечисть от его чудачеств.
В упрямцев грозных состоял он членстве
И кладенцом владел он в совершенстве.

Вот трудный путь проделал бедолага,
И победил Кощея без напряга.
И храбрецу — чему здесь удивляться? —
Не стала Вася и сопротивляться…

И всё таки, а впрямь ли это было?
Давно уж сдохла сивая кобыла.
Истлели в прах кощеевы останки.
И ходят в лес без страха пуританки…

Иван-дурак

Владимир Мялин

Жалко, жалко дурака.
Он на дудочке играет
И намятые бока
Пятернёю потирает.
Жалко Ваню-дурака!

Жалко Ваню… Я ему:
Не играй Иван на дудке!
Что-то, Ваня, не пойму,
Что бормочешь в промежутке.

Отвечает мне дурак:
Бормочу я просто так.

Говорю ему: не диво,
Что бока твои болят:
Ты играешь некрасиво,
И бормочешь невпопад.

Про Ивана Дурака

Иван Кураков

У людей всегда была на сказки мода.
Сочиняли их во все эпохи и века.
Не случайно, что у русского народа
Очень много сказок про Ивана Дурака.
Все Ивана-простака легко дурачат,
А Иван Дурак на печке тёплой долго спит.
Вдруг, потом за тридевять земель поскачет —
Там найдёт Царевну и Кощея победит.
Не везет Ивану — все цари тупые
Испокон веков в его страдающей стране —
Пьющие, жестокие, к народу злые,
Не дают Ивану жить с собою наравне.
Потому и спит Иван, смирившись с долей,
Как медведь зимой в глухой таёжной стороне.
Иногда проснётся он с мечтой о воле —
Лихо Стенькой Разиным промчится по стране.
Порезвится и опять уснёт надолго,
На груди пригрев побившего его Врага.
Широка душа Иванова, как Волга,
Но её теснят Царей крутые берега.
Не уходят сказки далеко от были.
Их народ слагает от страданий и тоски.
На Руси Цари всегда прекрасно жили,
Потому что были, есть и будут дураки.

Иван-дурак

Игорь Григоров

Мы не живем рассудочно и строго —
Встаем на те же грабли без конца!
Презренье всякой власти, кроме Бога
Да царского (от Господа) венца.

Мы все пропьем, но душу не растратим!
А как мы верим — Господи, внемли! —
Что злобен только мелкий надзиратель,
Большой начальник — строг, но справедлив!

Вот так герой народной сказки древней,
Живущий сердцем (проще говоря,
Иван-дурак), женившись на царевне,
Дает народу доброго царя…

Иван-дурак

Ключникова Галина

В русских сказках — младший брат
Простоват и глуповат.
Старшие — хитры и хватки,
На добро отцово падки.
А меньшому достаётся,
Что от старших остаётся.

Только в сказках, под конец,
С младшим братцем под венец
Отправляются принцессы.
Кто ж таков он, интересно?
Вовсе он не простачок
Иванушка-дурачок!

Иван Дурак

Людмила Вяткина

Его зовут Иван Дурак,
Пренебрежительно — Ивашка,
И он — незлОбивый простак
В лаптях, в залатанной рубашке.

А иногда — он Царский Сын,
Иль Сын Купца, иль Сын Медведя…
У сказок тех конец один —
Ждёт всех Иванушек победа.

Любым зовётся из имён,
Но суть при этом не меняет.
Считают: Ваня неумён,
За доброту ему пеняя.

Но он лишь подмигнёт хитро
И на добра коня садится:
Царю добудет он перо,
А следом, и саму жар-птицу!

Иван Дурак непобедим,
Ошибка — звать его болваном.
И этот дух присущ другим,
Совсем не сказочным, Иванам.

Там, где они — притихнет зло,
Туда не сунутся кощеи,
Плюясь: «Им просто повезло!» —
От «дурней» получив по шее!

про Ивана-дурака

Марина Шаповалова 3

Сказки сказывать умело,
Это не простое дело,
Скажем прямо, ведь дурак,
Может он не просто так…

Раз Иван решил жениться-
Стало быть, нужна девица!
Как тут горю не помочь-
Сватают цареву дочь…

И красива, и кудрява,
А пройдет- такая пава!
Есть проблемка — как без них?
У невесты был жених…

Королевич !А Иван
Без роду, хоть сыт и пьян…
Но, однако, у него
Было что-то, что влекло!!

Скажем попросту — харизма!
И царевна (хоть капризна)
Так влюбилась, что Иван
Зван был тут же на диван…

Ну и, свадебку сыграли,
Вы такую не видали-
Пир горой, да мед рекой…
Кто дурак?-Вопрос простой-

А Иван и в этот раз
Не дурак, вот и весь сказ!!!

Дураки из русских сказок

Нина Цветкова 39

Говорят, что наши сказки
Воспевают дураков.
Ну, а дело-то в развязке, —
Поясню для простаков.

В каждой сказке есть загадка,
В каждой сказке есть намёк.
Значит, будет и отгадка,
Если вспыхнет огонёк.

Умный голову ломает,
И вопрос задать готов: —
Кто везеньем награждает
Самых круглых дураков?

Много домыслов разумных,
Но ответа нет пока.
Да дурак умнее умных,
Только корчит дурака.

Емельян поймал рыбёшку,
Когда по воду ходил.
Но не съел её с картошкой,
А на волю отпустил.

Дураки совсем не промах, —
В рот им палец не клади…
Пусть живут и не в хоромах,
Нет награды на груди.

Бедняки хоть оборванцы,
Могут выбиться в князья.
Поучитесь, иностранцы,
И враги нам, и друзья.

Не порочьте наши сказки,
Их понять вам не дано.
И в завязке, и в развязке
Есть разумное зерно.

Дуракам нужна смекалка,
Повседневный честный труд.
Дураки не ждут подарка,
Не воруют и не врут.

Не доступную синицу,
Не какой-нибудь пустяк:-
Все хотят поймать жар-птицу,
Как Иванушка дурак.

Только где же взять корыто
Белоярого пшена?
Где собака тут зарыта,
И, как видно, не одна…

Богатырь Иван собою,
Так же выдумщик большой.
Хоть не блещет красотою,
Но с открытою душой.

Да царевна синеглазка
С ним пошла бы под венец…
Только жизнь, увы, не сказка,
У неё другой конец.

Про Иванушку-дурачка

Нина Шепелева

Жил да был Иван-дурак,
Простофиля и чудак.
На него народ дивится:
Всё он делает не так!

Объявляет царь войну —
Дураку бы лишь пальнуть,
Собирает вмиг манатки
И айда на ратный путь.

И всегда ему везёт,
Хоть и лезет он вперёд.
— Ну, твоё ли это дело?! —
Возмущается народ.

Царь Кощей украл Красу ,
Девку-русую косу.
Наш Иван на помощь мчится
За запретну полосу.

В общем, если что не так,
Тут как тут Иван-дурак.
Даже царь его приметил,
И наслышен даже враг.

Но опять бузит народ:
— Ванька денег не берёт,
Просто так рискует жизнью,
Знамо дело — идиот.

И весёлый он всегда,
Словно горе — не беда.
В общем, хоть придурковатый,
Но отзывчив. Хоть куда.

Вот и слышится порой:
«Где у нас Иван — герой,
Тут беда опять случилась,
Не поможет ли с бедой?»

Он живёт средь нас, дурак,
Простофиля и чудак,
По утрам за чудом ходит
В угловой универмаг.

Иван-дурак XXI век

Ольга Швыкина

Возможно, ты видал другие дали:
Загадочней, привольней и вкусней.
А мы, хоть даже над землёй взлетали,
Всё ж оставались связанными с ней.

Возможно, ты встречал другие лица:
Приятней, симпатичней и милей.
А мы с рожденья начали учиться
Друг другу на порезы лить елей.

Возможно, ты знавал другие страсти,
Бурлящие как гейзер и вулкан.
А мы из досок колотили счастье
И наполняли радостью стакан.

Что ты находишь там, за краем света?
Всё у тебя не то и всё не так…
Не слишком ты хорош для жизни этой?
Иван-царевич! Всё же ты дурак!

Иванушка — Дурачок

Светлана Веркина 2

Герой этот кажется лишь простоватым,
Таким неуклюжим и даже смешным:
Но только такие Герои когда-то
Спасали других чистым сердцем своим!

Они все рождались в глубинке народной,
Поила их светом родная земля:
Поэтому души их были свободны,
И жили на свете они все не зря!

Творили добро чистым словом и делом,
И с песней весёлой встречали рассвет:
И каждый Герой был и мудрым и смелым,-
Прекрасней Героев не знал белый свет!

Отважный смельчак,- наш Герой Русских сказок:
Он ловок и смел, и совсем не простак,
Накажет он зло, правда,только не сразу, —
Сразиться со злом, это вам не пустяк!

«Всегда ли на Руси Дурак дурак?»

                         
МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

В
сказке ложь, да в ней намек… Почему одно говорят, а другое творят? Как жить
так, чтоб стать человеком? «Дурачок» ли Иванушка с его чистой, распахнутой
душой? Почему со времен устной поэзии до сегодняшнего дня есть в литературе
другой, блаженный герой? (Иванушка-дурачок в русских сказках, Панька в рассказе
Н.С. Лескова «Дурачок»). Почему «странные герои» — дурачки, убогие, блаженные
интересны? Ответы на такие сложные вопросы можно найти в русских народных сказках.
В русском фольклоре много сказок о дураках. Мы испытываем особое отношение к
образу Ивана-Дурака, несмотря на комичность ситуаций, в которые он попадает, не
осуждаем его, нет у нас и злой усмешки, неприязни. Есть только удивление и
внутренняя тяга к такому же, как у него везению и оптимизму.

У
каждого в детстве были любимые сказки и сказочные герои. Иванушка-Дурачок чаще
вызывал удивление и раздражение, чем восхищение. Непонятно, почему героем
народной мудрости, является лентяй и дурачок? Он лежит на печи и никуда не
торопится, никуда не бежит, а делает только то, что необходимо и целесообразно
в нужный момент. Предлагаемый анализ образа Дурака в русской сказке позволяет
не только понять его корни, но и увидеть красоту и поэтичность этого героя.

Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова,
дурак — «глупый человек, человек с ограниченными умственными способностями,
несообразительный, бестолковый»
1.

Ср.: у В. И. Даля дурак – глупый человек, тупица, тупой,
непонятливый, безрассудный, малоумный, безумный, юродивый.  С. И. Ожегов
отмечает, что дураком в старину называли придворного или домашнего шута. Ср.: у
В. И. Даля: «шут, промышлявший дурью, шутовством»
2. Из этих определений видно, что дурак, с одной стороны, может
быть, природным, изначальным, с другой — искусственным, исполнителем роли. Для
одного дурака глупость оказывается его природной стихией, для другого —
промыслом, занятием. Отсюда — две разновидности дурака: первая — полный,
абсолютный дурак; вторая — дурак-маска, шут, прикидывающийся дураком, играющий
дурака.

Слово
«дурак» — слово оскорбительное, распространенное. Никому не хочется быть
дураком. Часто сказки начинаются со следующей формулы: «Жил-был старик; у него
было три сына: два разумных, а третий дурень. Первых баба любила, чисто
одевала; а последний завсегда был одет худо — в черной сорочке ходил»
3.
 «Жил-был
старик; у него было три сына: два разумных, а третий дурак»

4
«Умные
овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, всё на печке сидел да мух ловил»

«Иван
–Дурак только на печи в углу сидел да сморкался»
.

Поверхностное
восприятие сказок приводит к мысли о том, что главный герой — лентяй и лежебока,
ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и
снисхождения к его глупости. Однако такие выводы ошибочны, стоит присмотреться
к образу дурака в сказках пристальнее. В начале сказки Дурачок, как бы
замаскирован, он глуп, ленив, грязен, неприятен окружающим, сидит на печи

 «сажу
перебирает».
В
финале превращается в доброго молодца. М.Горький говорил: «Дурак», презираемый
даже отцом и братьями, всегда оказывался умнее их, всегда победитель всех
житейских невзгод»
.

В русских сказках делается акцент на характеристике героя как
дурачка. Почему? Дурачком считают и Емелю, и Ивана-царевича, женившегося на
лягушке, и Мартынку, купившего за большие деньги кота и собаку.

Мотив младшего, странного брата встречается в сказках народов всего
мира. В России патриархальная община в рамках крепостнического строя существовала
до 1861. Этим объясняется идеализация младшего брата. Герой цикла – Иван дурак
(«Сивко- Бурко», «Свинка – золотая щетинка») получает чудесное наследство и
одерживает победу в предсвадебных испытаниях. Низкое происхождение обязательное
условие сказок этого типа. Иван противопоставлен жадным, практичным братьям.
Внешние черты героя неопрятность, лень только видимость. Незаурядность героя
проявится по мере развития действия. «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван –
царский сын».
3 Герой действует
вопреки здравому смыслу, но добивается успеха. Иван-дурак изображается
неоднозначно. Например, он демонстрирует полное отсутствие знаний, когда кормит
свою тень клёцками, «надевает на обгорелые пни горшки, ведь озябнут, сердечные»

4
. Иногда поступки Ивана-дурака поначалу кажутся бессмысленными, но
в дальнейшем раскрывается их смысл: отправившись служить, чтобы выбраться из
нужды, Иван-дурак отказывается при расчете от денег и просит разрешения взять с
собой щенка и котенка, которые спасают ему потом жизнь;  Мартынка  «без устали
три лета и три зимы на попа работал»
, а при расчёте взял  не мешок с серебром, а с мелким песочком. Он
тушит пламя и освобождает из пламени змею (змея в славянской мифологии является
воплощением злого духа), впоследствии получает в награду волшебный перстень,
помогающий преодолевать все трудности.
         Сказка постоянно подчёркивает неполноценность героя. Емеля лежит
на печи, на все просьбы невесток отвечает: «Я ленюсь», Мартынка после смерти
отца «приедает» весь оставшийся хлеб. Другие, «умные» персонажи находятся в
деятельности: братья уезжают торговать в город, невестки суетятся по хозяйству,
мать бесконечно посылает Мартынку на базар. Этими героями движут земные
страсти: жадность, зависть, честолюбие. Эти качества приведут братьев к преступлению
(«Дурак и берёза»). Такая деятельность неприемлема для дурака, он свободен и
независим. Для него существует другое понятие деятельности. Герой, уповая на
свою лень, не желает затрачивать энергию на достижение внешних целей: нарубить
дров, принести воды, пойти к царю на поклон

Набитый
дурак из-за своей глупости предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому
смыслу. Когда родители на работу уехали, Ивана – Дурака дома оставили, стеречь
дверь. «Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил её на спину и понёс на
пашню»
2.
Поведение дурака всегда загадочно и противоречиво: Емеля едет в лес и по
щучьему велению заготавливает там не только дрова, но и дубинку, которой позже
побивает толпу. Все помнят смешные ситуации, когда Дурак всё делает невпопад:
несут навстречу покойника — он кричит: «Бог помощь! Носить бы вам – не
переносить, возить бы – не перевозить!», на свадьбе «горько- горько плачет»

3
Ситуация
изменилась, а герой поступает как прежде.

Дурак-простак,
«простодушный дурак» скорее литературный, чем фольклор-

ный
персонаж. Его наивность, цельность, естественные чувства могут противопоставляться
неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира
разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем
окружающие его «нормальные» люди.

Дураком называют и страдающего душевным расстройством, психически
больного человека, сумасшедшего. Сумасшествие, как известно, часто
ассоциируется с гениальностью: и то и другое характеризуется как из ряда вон
выходящее, аномальное явление, а потому притягивающее внимание.

Православие в России породило совершенно оригинальное и неизвестное
другим культурам явление — юродство.
«В словарях XVI—XVII вв.
слова «юродство», «глупость», «буйство» стоят в одном синонимическом ряду. Сказки
о дураках — один из важнейших источников для понимания феномена юродства».
1 Юродство  «известно на Руси с XIV века, к XVIII веку оно начало
искореняться»
2  Волшебная сказка завершает
своё жанровое формирование также в XVII–XVIII веках. Сказки о дураках вобрали в
себя многие идеи, рождённые явлением русского юродства. Емеля, Мартынка, Иван —
разные образы, но едины в одном — отчуждении от мира: их поведение непонятно,
загадочно, они противопоставлены другим персонажам. Отношения толпа — юродивый
— особого типа. В истории юродства известны многочисленные случаи, когда
«дурачок» побивал людей, плевал на них, невзирая даже на священнический чин. Исследователи
этого явления указывают также на особенные отношения юродивых и царя. «Юродство
тоскует о правде и любви, поэтому оно переходит в обличение всякой неправды у
людей — особенно часто и сурово нападало оно всегда на государственную власть,
которая смиренно склонялась перед духовным величием юродства»
3 Дурак сродни юродивому —  почитаемому церковью безумцу, Божьему
человеку, обладающему даром прорицателя. Юродивый в Древней

Руси — это тоже «дурак», и, как всякий дурак, он действует и
говорит невпопад, но юродивый, в отличие от просто дурака, смеющегося и смешащего,
балансирует на грани между смешным и серьезным. Он христианин, «самоизвольный
мученик» сродни святому, Христа ради «ругающийся миру», то есть обличающий
пороки и грехи людей, невзирая на общественные приличия.
         Таким образом, и дурак-шут, и юродивый в Древней Руси были особыми, умными
дураками: их безумие особая форма восприятия и оценки мира. Потребность в
дурачестве и юродстве отразилась в русском фольклоре.

Отношения главного героя и царя в сказках о дураке всегда носят
антагонистический характер. Царь и дурак «связаны незримой, но прочной нитью.
Именно поэтому они могут меняться местами».
2  Дурак получает своё собственное прекрасное царство, великолепней
имеющегося у царя, обретает красавицу жену, сам становится молодцом «что ни в
сказке сказать, ни пером описать». Таким образом, сказка воплощает мечту
человека о гармонии материального и идеального миров. Убогий, нищий дурак в
результате находит для себя и для своей избранницы-царевны «прекрасный остров,
на котором было премножество разных деревьев со всякими плодами»
прообраз небесного рая.

Иван — самое распространенное русское имя, оно стало
ассоциироваться с определенными интеллектуальными качествами русского человека,
с особым устройством русского ума: русский Иван простоват, не все понимает,
ленится, но проявляет смекалку в безвыходных ситуациях и всегда добр. Ср.: в
русских сказках Иван Царевич, Иван-Горох, Иван Зорькин, Иван Медвежье Ухо, Иван
Сучич, Иван Сторожевич, Иван Бурлак, Иван — Белая Епанча, Ивашка — Белая Рубашка
отличаются простодушием с некоторой долей лукавства, щедростью, терпением. Иван-дурак
может предстать и полным дураком, и дураком-провидцем, и шутом, над которым
можно посмеяться, но поступки которого (либо совершенно безобидные, либо, с
точки зрения морали, высоконравственные, одобряемые) заслуживают внимания.

  Над дураком в сказках смеются, его презирают, колотят. Он не
умеет и не хочет работать. Он дурак, и все делает вопреки здравому смыслу и
пониманию практической жизни. Его действия и поступки происходят не по злому
умыслу, а по глупости, поэтому ему все прощается: он прост, правдив,
простодушен и добр. Добротой дурак превозмогает все свои недостатки.  Добрый
дурак не ассоциировался с глупым человеком. Д.С. Лихачев пишет: «В старое
время, в Древней Руси, доброго не назовут глупым: доброта — она всегда умная».

 «Праведник»
и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Н.С. Лесков начинает свой
рассказ размышлением о том, кого надо считать дураком? «Кажется, будто это
всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все
понимают о дураке неодинаково. В жизни случается встречать таких дураков или
дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и
ничего шутовского из себя не представляют.»
2 Главный
герой рассказа «Дурачок» — праведный человек, преданный богу, Панька не думает о
себе, все его мысли направлены на то, чтобы окружающим людям стало хоть немного
лучше. Панька страдает, и страдает с радостью и смирением. И в этих страданиях
«развивается» его душа, излучает волны светлой любви к людям. Окружающим
становится лучше, хотя они и не понимают поступки Паньки. Люди назвали Паньку
дурачком, потому что не понимали его деяний. Проблема непонимания существовала
всегда, она остается необыкновенно актуальной и в наши дни.
Русская земля — православная земля, где
истоком нравственности и духовности является бескорыстное служение людям, Богу,
стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

 Образ
Дурачка  побуждает к размышлению. Cказки о дураках не включены в школьную
программу по литературе для 5–11-х классов. Отчасти объяснить такое положение
можно многоплановостью смыслов этих произведений, трудностями в трактовке
образа Дурака, хотя тема дурака, простака, чудика — одна из сквозных в русской
литературе, она найдёт своё отражение в творчестве Платонова, Солженицына,
Шукшина. Без знания её истоков многие великие образы не могут быть во всей
глубине поняты учащимися
Забавный
и трепетный Иванушка своей добротой и искренностью побеждает любое зло,
поступая так, как велит ему сердце.

Список использованной литературы

1.    
Народные русские сказки. Из
сборника А.Н. Афанасьева.-М.,»Худож. Лит.», 1977.-348.

2.    
Русские народные сказки/
Сост., вступ. Ст. и прим. В.П. Аникина.- М.: Дет. лит., 1987.-543.

3.    
Ненаглядная Красота: Русские
волшебные сказки/ Обработала для детей И.В. Карнаухова. — М.: Дет. лит.,
1988.-206.

4.    
Русские народные сказки: Кн.
для самостоят. Чтения. 4-6 кл. Сост., автор предисловия Ю.Г. Круглов.- М.:
Просвещение, 1983. -320.

5.    
 Лихачёв Д.С., Панченко
А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

6.     М.Горький.
О литературе. Литературно —  критические статьи. М., 1953.

7.     Н.И.
Кравцов, С.Г. Лазутин. Народное устное творчество. Высшая школа, Москва.1977-375.

8.     Русское
народное поэтическое творчество /М.А. Вавилова,В.А. Василенко, Б.А. Рыбакова,
А.М. Новикова и др.М.: Высш. шк., 1986. — 400 с.

9.    
Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958.

10. Аникин
В.П. Русская народная сказка. М.1959

11. Синявский
А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. — М.: Аграф, 2001, с. 37-48.

12. Народные
русские сказки А.И. Афанасьева. В 3-х т. — М., 1957

13. Ожегов
С. И. Словарь русского языка. — М., 1984. — С. 156.

14. Даль
В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2002. — С.
225.

15. Лихачев
Д. С. Заметки о русском. — М., 1981. — С. 18.

16.  Lib.ru/Классика:
Лесков Николай Семенович. «Дурачок»

  • Похуже или по хуже как пишется
  • Похозяйничала как правильно пишется
  • Похорошела как пишется правильно
  • Похожие народные сказки разных народов
  • Похоже ли это сказание на сказку обоснуйте свою точку зрения сказание о кожемяке