Похождения жука носорога автор сказки

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа 2 города тореза номинация современный урок литературного чтения по формированию читательской грамотности урок литературного чтения

Описание: Описание: Описание: 1411639252_3854b6657df30ecc73ce0f2285a5a4b3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ШКОЛА
№ 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Номинация
«Современный урок литературного чтения по формированию читательской
грамотности»

УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

 НА
ТЕМУ: «К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «ПОХОЖДЕНИЯ ЖУКА-НОСОРОГА»

image002

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Пашко Татьяна Андреевна

            Торез

             2021

Тема:
К.Г Паустовский «Похождения жука-носорога»

Цели и задачи:  Продолжать знакомить детей
с произведениями К.Г. Паустовского;

·        
Формировать навыки
правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских
умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла
произведения.

·        
Продолжить работу над
созданием коммуникативных навыков детей через интерактивные приёмы обучения.

·        
Учить работать с текстом:
отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать
умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.

·        
Продолжить работу над
развитием эмоционального интеллекта ребенка

  • Формирование
    умения работать с новой информацией по теме, классифицировать 

·        
Урок дает понятие о
взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и
доброты, учит бережному отношению к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами, ориентироваться в
межличностных отношениях.

Регулятивные: определять цель и план выполнения заданий, принимать
учебную задачу, организовывать учебную деятельность, действовать по алгоритму.

Познавательные: ориентироваться в источнике и находить нужную
информацию; анализировать и сравнивать, выдвигать гипотезы, рассуждать и
доказывать своё мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях; уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по
классу.

Методы:
исследовательский, наглядный, словесный.

Оборудование:
текст
солдатской сказки,
карточки с заданием для самостоятельной работы, презентация

Этапы урока. Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

1.Организационный момент.


Поговорим?
— О чём?
— О разном и о прочем.
  О том, что хорошо и хорошо не очень.
— Чего-то знаешь ты,
— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим. Нам будет интересно.

2. Мотивация

-Скажите, какие произведения К.
Паустовского напоминают эти иллюстрации?

-Какая иллюстрация вызвала
затруднение?
image003

Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.
Паустовского, главным героем которого и будет этот жук-носорог.

— Прочитайте название произведения. Как
выдумаете, о чем пойдет речь?

(запись на доске)

— На просторах интернета я нашла один из
отзывов на это произведение. Послушайте.

«Путешествие жука-носорога» — это рассказ,
повествующий о приключениях жука. Герои рассказа вызывают восхищение своими
поступками. Заголовком этого рассказа могла бы стать пословица: на чужой
стороне Родина милей вдвойне.

— Давайте сравним наши предположения и этот
отзыв. Что общего? Чем отличаются?

— Как же так вышло, что произведение одно, а
мнений много и они различны?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что
автор отзыва во всём прав?

— Какая возникает проблема? В чем мы должны
разобраться?

Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают
на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока по ходу
отзыва. Что им нужно исследовать, чтобы разобраться в ситуации.

3. Исследование

1 группа.

Составьте план из опорных слов

В заданиях опорные слова. В
том ли порядке стоят?

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Поставьте в нужной
последовательности.

Получится план.

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Выполните тест-игру

Тест-игра:

        
Жук
был: 
а) молодой;    
б) старый;      
в) рыжий

        
Жука
подарили:   
а) в пакете; 
б) в коробке;  
в) в банке

        
Во
время боя вокруг жука летали:

        а) огненные жуки; б)
черные птицы; в) грязные ветры

        
От жука
польза:
а) будил по утрам; 
б) веселил бойцов;
в) память о сыне

        
Петр
жука носил:
а) в сумке от противогаза;
б) в кармане;  
в) в коробке

        
В пути
жуку встречались деревья и кустарники:

           а) берёза, бук,
бузина, ракита, тополь;      
           б) рябина, клен, ель, осина

        
Жук
спас Петра: а) укусил врага за ногу,   б) ударил этого человека в глаз.

        
Когда
раненый Петр лежал в лазарете:

          а) жука
подкармливали медсёстры;    
          б) а жука отдали на сохранение польскому мальчику;    

        
Жук с
Победу встретил:

           а) в родном лесу 
           б) с Петром дома,
           в) в Германии.

2 группа

— Какие герои понравились?
Почему? Можно ли сказать, что каждый из них совершил поступок, достойный
одобрения?

3 группа

 Читая текст солдатской сказки
и дополнительный материал о жуке-носороге, определяют на какой жанр
литературы похоже произведение?

Что в книге сказочного, а
какие события реальны?

4 группа

Работа с пословицами

        
Для Родины
своей ни сил, ни жизни не жалей.

        
Нет в мире
краше Родины нашей.

        
И у жука
рог, да с быком не бодается.

        
Родная
земля и в горсти мила.

        
На чужой
стороне Родина милей вдвойне.

        
На чужой
сторонушке рад своей воронушке.

        
Друзья познаются
в бою.

        
Победа —
не снег, сама на голову не падает.

1. Прочитай пословицы.

2. Подумайте над их смыслом.

З. Отметьте те, которые могли
бы стать заголовком сказки

4. Докажите своё мнение.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа 
получает задание для исследования.

Вывод: Это произведение только
о жуке и его приключениях, или….

Чему учит?

Определяют героев рассказа,
анализируют их поступки.

Сказка

Быль

Жук спас солдату жизнь

Великая отечественная война

События описываются с
позиции жука-носорога

Маленький сын Стёпа подарил отцу старого
жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под
спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт.

Выбирают нужные пословицы, подбирают
аргументы для доказательства своего мнения

4. Связывание информации

Каждая группа предоставляет собранные в ходе
исследования факты, исправляет ошибки в своих первоначальных предположениях и
отзыве на произведение.

5. Подведение итогов.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали
солдатскую сказку, исследовали ее и теперь понимаем, что смысл ее не в
приключениях жука. Главная мысль солдатской сказки заключается в заботе о
ближнем, подарок сына помог отцу пережить войну, пройти через все ужасы и
лишения, с мыслью, что его ждут дома живым и невредимым. Сын подарил отцу
надежду, его подарок оберегал солдата от смертельной опасности. Автор
помогает понять всю тяжесть войны, через рассказ жука, который описывает
события страшной войны и возвращается домой.

Осознание себя как участника
исследовательского, познавательного, творческого процесса.

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работа 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока для меня был ,Активно доволен коротким не устал стало лучше понятен интересен полезен ,Недоволен пассивно длинным устал стало хуже непонятен скучен бесполезен

 

Учащиеся дополняют предложения подходящими
словами.

7. Домашнее задание

Ребята, Посмотрите на слайд и
подумайте, какое домашнее задание у вас будет?

(Придумать рассказ от имени
жука о своих похождениях на войне.)

image005

23 рассказа

Телеграмма

рассказ телеграмма паустовского Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 17 мин.)

Корзина с еловыми шишками

Корзина с еловыми шишками Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Барсучий нос

Барсучий нос Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 4 мин.)

Квакша

Квакша В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Заячьи лапы

Заячьи лапы В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Кот-ворюга

Кот-ворюга Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Дремучий медведь

dremuchij-medved-01 Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Теплый хлеб

Тёплый хлеб В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Струна

Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Стальное колечко

Стальное колечко Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Жильцы старого дома

Жильцы старого дома Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Похождения жука-носорога

Похождения жука-носорога Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Резиновая лодка

Резиновая лодка Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Растрепанный воробей

Растрепанный воробей Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Подарок

Подарок В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Последний черт

Последний черт Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Акварельные краски

акварельные краски паустовский В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Сивый мерин

Сивый мерин Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Заботливый цветок

Заботливый цветок Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Артельные мужички

Артельные мужички Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 20 мин.)

Золотой линь

Золотой линь Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Австралиец со станции Пилево

Паустовский В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 23 мин.)

Снег

рассказ Снег Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.

Какие рассказы Паустовского читать для детей?

Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».

Лучшие сказки бесплатно

Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:

  • никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
  • отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
  • наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
  • иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;

беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.

Популярные рассказы К. Г. Паустовского

  1. Телеграмма
  2. Корзина с еловыми шишками
  3. Барсучий нос
  4. Квакша
  5. Заячьи лапы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕ-СОЛОТИНСКАЯ 
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрена 
на заседании                                                     Принята  на
заседании                               Утверждена  приказом

методического
объединения.                                                педагогического
совета.                               от  01.09.2021 г. № 45

/Протокол №
1 от  30.08. 2021 г./                                    / Протокол № 1 от 31.08.2021
г./                 ИО директора  школы_____/Боева Л..В./

Руководитель
МО ________ / Локтионова Н.А./            Председатель _____ /Боева Л.В./

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

5
КЛАСС

на
2021-2022 учебный год

                                                                        
Локтионова 

                                                                       
 Наталия Анатольевна

                                          с.
Нижнее Солотино

                                                                
2021 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные
результаты
освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

 — осознание
обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга
перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;

— способность и
готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, уважительное отношение к труду;  —

—  формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира; 

— осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 

— развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира творческой деятельности

эстетического
характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран
мира;

— способность и
готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; 

— неприятие любых
нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.

Метапредметные
результаты
освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:  умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач; 

— умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения; 

— владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД:

  — умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы; 

— умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; 

— навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

— умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение; 

-умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью; 

-формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.  Предметные результаты освоения программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» отражают: 

—  понимание значимости родной русской
литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на
основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

— проявление ценностного отношения к
родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа,
ответственности за сохранение  национальной культуры, приобщение к
литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации и мира;

— понимание наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских
писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы;

— осмысление ключевых для национального
сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и
мира;

— развитие представлений о богатстве
русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

— овладение различными способами
постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;

— применение опыта общения с
произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной
учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и
обогащать собственный круг чтения;

— накопление опыта планирования
собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества. 

Предметные результаты
освоения примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература»

— формирование умения выделять
проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как
основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 

— формирование представлений о богатстве
русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных
ценностях;

— формирование начальных представлений о
русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах
подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

— развитие умений давать смысловой анализ
фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под
руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств
и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении
ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

 РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  

 Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора.  Пословицы и
поговорки о Родине, России, русском народе. 

Русские народные и литературные сказки. 
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

 К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

 Города земли русской  

 Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…»

 Л. Н. Мартынов. «Красные ворота». А. П.
Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы

 Русский лес  И. С. Соколов-Микитов.
«Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А.
Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»  Резерв на вариативную часть программы  

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

 Праздники русского мира

Рождество  Б. Л. Пастернак.
«Рождественская звезда» (фрагмент).

 В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

  А. И. Куприн.  «Бедный принц».

 И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома

 Семейные ценности И. А. Крылов.
«Дерево». 

 И. А. Бунин.  «Снежный бык».  В. И.
Белов. «Скворцы».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

 Не до ордена – была бы Родина

 Отечественная война 1812 года Ф. Н.
Глинка. «Авангардная песнь». 

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

 Загадки русской души

Парадоксы русского характера . К. Г.
Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

 Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

  О ваших ровесниках

 Школьные контрольные  К. И. Чуковский.
«Серебряный герб» (фрагмент).  А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

 Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь И. А. Бунин.
«Слово».

 В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  


п/п

 Тема
урока

Кол-во
часов

Календар-

ные
сроки

1

Пословицы
русского народа о Родине

1

2

Пословицы
народов мира о родине

1

3

Лиса
и Медведь. Русская народная сказка

1

4

К.Г.Паустовский
«Дремучий Медведь»

1

5

К.Г.Паустовский
«Дремучий Медведь» (продолжение темы)

1

6

А.С.Пушкин
«На тихих берегах Москвы…»

1

7

М.Ю.Лермонтов
«Москва, Москва!..люблю тебя как сын

1

8

Л.Н.Мартынов
«Красные ворота»

1

9

А.П.Чехов
«В  Москве на Трубной площади»

1

10

И.С.Соколов-Микитов
«Русский лес»

1

11

А.В.Кольцов
«Лес»   

1

12

В.А.Рождественский
«Берёза»

1

13

В.А.Солоухин
«Седьмую ночь без перерыва»

1

14

Проверочная
работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя»

1

15

Б.Л.Пастернак
«Рождественская звезда»

1

16

В.Д.Берестов
«Перед Рождеством»

1

17

А.И.Куприн
«Бедный принц»

1

18

А.И.Куприн
«Бедный принц» (продолжение темы)

1

19

И.А.Ильин
«Рождественское письмо»

1

20

И.А.Крылов
«Дерево»

1

21

И.А.Бунин
«Снежный бык»

1

22

В.И.Белов
«Скворцы»          

1

23

В.И.Белов
«Скворцы» (продолжение темы)

1

24

Проверочная
работа по итогам изучения раздела «Русские традиции»

1

25

Ф.Н.Глинка
«Авангардная песнь»

1

26

Д.В.Давыдов
«Партизан»

1

27

К.Г.Паустовский 
«Похождения жука-носорога»

1

28

К.Г.Паустовский
«Похождения жука-носорога (продолжение темы)

1

29

Ю.Я.Яковлев
«Сыновья Пешеходова»    

1

30

К.И.Чуковский
«Серебряный герб»

1

31

А.А.Гиваргизов
«Контрольный диктант»

1

32

И.А.Бунин
«Слово»

1

33

В.Г.Гордейчев
«Родная речь»

1

34

Проверочная
работа по итогам изучения раздела «Русский характер- русская душа»

1

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА

РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

5
КЛАСС

Пояснительная записка

         Рабочая программа разработана на основе
Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, разработчики: Н.В. Беляева, М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова, Москва
2020 г. Программа разработана на основе требований ФГОС основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная литература», который входит в
образовательную область «Родной язык и родная литература».

Общая характеристика предмета

         Русская литература является самой
богатой литературой мира, т.к. отражает ценную художественную модель мира и
духовное познание жизни, она обладает эмоциональным воздействием, способствует
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту
человечества. Учебный предмет «Родная литература (русская)  тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)», что способствует обогащению речи учащихся, а
также является сопровождением учебного предмета «Литература».  Содержание
программы по родной русской литературе не включает  произведения, изучаемые в
основном курсе литературы, она содержит произведения фольклора, русской
классики и современной литературы, направленные на приобщение к вечным
проблемам ценностям (добро и зло, дом и семья, нравственный выбор и др.),
направлена на развитие понимания художественных произведений, отражающих
традиции народа.

Цели:

Ø воспитание
и развитие личности, способной воспринимать произведения русской литературы,
обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма и причастности
к многонациональному народу России;

Ø формирование
познавательного интереса к родной русской литературе, приобщение к культурному
наследию и опыту русского народа;

Ø осознание
преемственности поколений, ответственности за сохранение русской культуры;

Ø развитие
у учащихся интеллектуальных и творческих способностей,  для успешной
социализации и самореализации в многонациональном государстве

Задачи:

Ø приобщение
к культурному наследию русского народа, диалога культур всех народов России;

Ø осознание
роли русской литературы в передаче культурных, нравственных, эстетических
ценностей, выявление взаимосвязи русской литературы с отечественной историей;

Ø формирование
представлений о многообразии форм художественного отражения духовной культуры
русского народа в литературе;

Ø получение
знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении во
взаимодействии и взаимовлиянии с литературой других народов России;

Ø выявление
культурных и нравственных смыслов, заложенных в русской литературе;

Ø выявление
культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;

Ø создание
устных и письменных высказываний по оценке прочитанного;

Ø формирование
опыта общения с произведениями родной русской литературы в учебной деятельности
и в повседневной жизни, планирование собственного круга  чтения, определения
собственных читательских предпочтений;

Ø формирование
потребности в систематическом чтении произведений родной литературы, с целью
познания мира и себя;

Ø развитие
учений работать с различными источниками информации, включая ресурсы Интернет.

Место  предмета в учебном плане

На изучение предмета в 5 классе отводится
34 часа (1 час в неделю)

В программе выделяются три блока:

Россия – родина моя

Русские традиции

Русский характер – русская душа

Содержание программы

Раздел  1. Россия – Родина моя (9 часов)

Преданья старины глубокой
 

Малые жанры фольклора: Пословицы и
поговорки о Родине, России, русском народе.  Русские народные и литературные
сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский.
«Дремучий медведь».

Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей:  А.
С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»  М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».  А. П. Чехов. «В Москве
на Трубной площади».

Родные просторы

Русский лес:  И. С. Соколов-Микитов.
«Русский лес».  А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».  В. А.
Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

Раздел  2 Русские традиции (9 часов)

Праздники русского мира

Рождество:  Б. Л. Пастернак.
«Рождественская звезда» (фрагмент).  В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».  А. И.
Куприн. «Бедный принц».  И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома

Семейные ценности: И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3 Русский характер – русская душа
(9 часов)

Не до ордена – была бы Родина

Отечественная война 1812 года:  Ф. Н.
Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души

Чувства добрые:  К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья
Пешеходова».

О ваших ровесниках

Школьные контрольные:  К. И. Чуковский.
«Серебряный герб» (фрагмент).  А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь:  И. А. Бунин.
«Слово».  В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Родная литература (русская)»

Личностные:

Ø осознание
своей причастности к Родине, проявление патриотизма, уважения к прошлому и
настоящему России, понимание традиционных ценностей многонационального
государства;

Ø способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

Ø формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,
учитывающего многообразие современного мира;

Ø уважительное
и доброжелательное отношение к другим людям, их мнению, вере культуре, языку,
мировоззрению и ценностям народов России и народов мира;

Ø развитие
эстетического сознания через освоение наследия народов России, осознание
значимости художественной культуры;

Ø способность
сотрудничать с другими людьми, готовность к совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;

Ø неприятие
любых нарушений норм, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, оценивание своего поведения, а также поведения и
поступков других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø умение
самостоятельно определять цели, формулировать задачи, планировать пути
достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных задач;

Ø умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль,
определять способы действий и корректировать их в соответствии с ситуацией,
оценивать правильность выполнения заданий;

Ø владение
навыками самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

Ø умения
определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
умозаключение и делать выводы;

Ø умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, логико-смысловые модели
и схемы для решения учебных задач.

Ø овладение
навыками смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

Ø умение
организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками,
работать в группе и индивидуально, находить общее решение и разрешать
конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Ø владеть
устной и письменной речью, осознанно использовать различные речевые средства
для выражения чувств, мыслей;

Ø развитие
мотивации к активному использованию словарей и других поисковых систем, формирование
и развитие использования различных информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Ø умение
выделять проблематику малых жанров фольклора, как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа, осмысление культурных и
нравственных смыслов в произведениях;

Ø формирование
представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России, русские национальные традиции и семейные ценности в
произведениях;

Ø формирование
начальных представлений о русском характере, о загадках русской души в
произведениях о защите Родины, о проблемах подростков и о своеобразии языка и
речи;

Ø развитие
умений делать смысловой анализ фольклорного и литературного текста,
сопоставлять произведения литературы с произведениями других искусств, формирование
представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Календарно-тематическое
планирование

Блок

Раздел

Тема

Кол-во час

Дата

Россия – родина моя

(9 часов)

Преданья старины
глубокой

Малые жанры фольклора

Русские народные и
литературные сказки

Пословицы и поговорки о
Родине, России, русском народе

1

«Лиса и медведь» (русская народная
сказка)

1

К. Г. Паустовский. «Дремучий
медведь»

1

Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей

А. С. Пушкин. «На
тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва,
Москва!.. люблю тебя как сын…»

1

Л. Н. Мартынов. «Красные
ворота».

1

А. П. Чехов. «В
Москве на Трубной площади»

1

Родные просторы

Русский лес

И. С. Соколов-Микитов. «Русский
лес».  А. В. Кольцов. «Лес»

1

В. А. Рождественский. «Берёза». 
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

1

Проверочная работа по разделу

1

Региональный компонент

3

Русские традиции (9
часов)

Праздники русского мира

Рождество

Б. Л. Пастернак. «Рождественская
звезда» (фрагмент)

1

В. Д. Берестов. «Перед
Рождеством»

1

А. И. Куприн. «Бедный
принц»

2

И. А. Ильин. «Рождественское
письмо».

1

Тепло родного дома

Семейные ценности

И. А. Крылов. «Дерево»

1

И. А. Бунин. «Снежный
бык»

1

В. И. Белов. «Скворцы»

1

Проверочная работа по разделу

1

Региональный компонент

2

Русский характер –
русская душа (9 часов)

Не до ордена – была бы Родина

Отечественная война
1812 года 

Ф. Н. Глинка. «Авангардная
песнь»

1

Д. В. Давыдов. «Партизан»
(отрывок)

1

Загадки русской души

Чувства добрые

К. Г. Паустовский. «Похождения
жука-носорога» (солдатская сказка)

1

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья
Пешеходова»

2

О ваших ровесниках

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный
герб» (фрагмент)

1

А. А. Гиваргизов. «Контрольный
диктант»

1

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная
речь

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная
речь»

1

Проверочная работа по разделу

1

Региональный компонент

2

Условия реализации
программы:

Для реализации программы
необходимо оснащение учебного кабинета:

компьютер, проектор, наглядно-демонстрационные
материалы.

Использование при
подготовке к урокам различных информационно-

коммуникационных
технологий, ресурсов Интернет.

Литература и нормативные
документы

1.    
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.    
Указ
Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики  
Российской Федерации на период до
2025 года
 Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской
Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»

3.    
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»

4.    
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет
«Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования
России. 2020.

5.    
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Примерная программа
по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования. М. 2020

Автор: Дьяченко Лиана Викторовна

Организация: ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Населенный пункт: Ростовская область, ст. Казанская

Организационная информация

Педагог

Дьяченко Л.В.

Предмет

Внеклассное чтение

Класс

3 класс

Продолжительность урока

40 мин

Используемая интернет- платформа

Zoom (допускаются и другие платформы)

Методическая информация

Тема занятия

Кусочек Родины с собой или Похождения жука-носорога (по произведению К. Г. Паустовского).

Тип занятия

Общеметодологической направленности

Форма занятия

Дистанционное

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Используемые технологии

1.Технология «Перевёрнутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся (учащиеся получают маршрутный лист с домашним заданием, готовятся к уроку, выполняя задания).

2.Технология продуктивного чтения (работа с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения).

3. Информационно-коммуникационная технология (формирование коммуникативных учебных действий во время групповой работы, во время дистанционного взаимодействия с педагогом и учащимися).

Используемые методы и приёмы

«Ассоциативные кластеры», «Восстанови ход событий», «Задания на станциях»(дифференцированные задания для разноуровневых групп обучающихся), «Включаем мыслительный экран», «Подбери пословицу к тексту», «Антиципация» (предположения), «Выборочное чтение», «Вопрос-ответ», «Пять кадров» (рефлексия).

Предварительная работа

Выполнение домашнего задания по маршрутному листу для учащихся (организация дистанционного обучения «Перевёрнутый класс»): самостоятельное чтение произведения К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога», коллективное составление кластера «Вся правда о жуках-носорогах».

Цели

Деятельностная: формирование читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.

Содержательная: освоение обобщённых правил нравственного поведения и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою Родину.

Задачи

1.Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды.

2. Развивать коммуникативные навыки через интерактивные приёмы обучения.

3. Упражнять в умении давать характеристику персонажу, анализировать его поступки.

4. Организовать учебные ситуации, в которых каждый учащийся сможет высказать своё отношение к прочитанному, защитить собственное мнение.

5. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

6. Использовать содержание сказки для развития эмпатии, побуждения эстетических чувств, развития эмоционального интеллекта.

Планируемые результаты

Личностные:

— умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;

— умение давать оценку своим действиям.

Метапредметные:

— познавательные — уметь самостоятельно извлекать информацию, представленную в тексте и интернет-источниках;

— регулятивные — уметь использовать разные виды чтения текста (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) в соответствии с целями и задачами и условиями их реализации;

— коммуникативные — уметь устно и письменно строить своё высказывание, аргументировать своё мнение, слушать, вступать в диалог.

Предметные:

— выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

— размышлять о характере и поступках героя;

— осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемым произведением.

Материалы

Презентация для педагога (приложение 1), кластер «Вся правда о жуках-носорогах (приложение 2), презентация «Путешествие по станциям» для совместной работы учащихся (приложение 3), маршрутный лист ученика для выполнения домашнего задания перед занятием (приложение 4).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

(Проверка связи):

— Всем меня видно и слышно? Если со связью всё в порядке, поставьте в общем чате ладошку. Таким образом, мы поприветствуем друг друга.

— Поговорим?

— О чём?

— О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

— Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Нам будет интересно.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 1.

— Я приглашаю вас за парты в виртуальный класс. Выберите своё место за партой, поставьте на нём свои инициалы при помощи инструмента «комментировать».

(Необходимо обеспечить деление учащихся на 6 групп для выполнения совместных заданий).

2. Актуализация знаний.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 2. (Работа с пословицами):

— Прочитайте на слайде пословицы.

— Что связывает эти пословицы? (Они о защите Родины)

— Подберите синонимы к слову «Родина».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 3.

— «Отечество», «Родина», «Родина-мать». Мы часто слышим эти слова, и каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к ним. Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

3. Целеполагание.

-Какое событие произошло в Советском Союзе в 1941 году?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 4.

-Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – страницу, которая называется Великая Отечественная война.

— Как вы считаете, что будем делать на занятии? (высказывания учащихся)

— Мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших 75 лет назад это страшное слово – война.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5. (Постановка проблемного вопроса):

— Можно ли войну описать в сказке? Запишите свои предположения, используя начальные фразы на кластере или своими словами. Ваше предложение должно быть развёрнутым.

( учащиеся делают записи на кластере с началом ответа: «Возможно…», «Не возможно…», «Вероятно да…», «Вероятно нет…»)

— Мы на этот вопрос ответим в конце занятия.

— А какую сказку вы прочитали к нашей сегодняшней встрече?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 6

— Предлагаю вспомнить, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, про животных)

— К какому виду можно отнести сказку «Похождения жука-носорога»? (про животных)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 7

— Когда вам предложили прочитать сказку, и вы увидели название «Похождения жука-носорога», о чем, вы подумали, пойдет речь?

(педагог записывает предположения на слайде в первый столбик или просит сделать это учащихся).

-На сегодняшний день, когда вы прочитали сказку, скажите, о чем эта сказка.

(педагог записывает ответы на слайде во второй столбик или просит сделать это учащихся).

Сделаем вывод: не всегда можно понять тему только по названию. Чтобы узнать смысл произведения, его нужно прочитать.

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

4. Изучение нового материала.

— Итак, сегодня мы будем говорить о сказке Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога». Я предлагаю еще раз вспомним эту сказку и ответить на вопросы. Желающие ответить, используют инструмент «Поднять руку».

(приём «Вопрос – ответ»):

1.Чем вас заинтересовал главный герой? Кто это? (Именно, жук-носорог является героем произведения).

— Разве он может жить четыре года? (Столько он «воевал» с Петром). Разве он может размышлять, представлять, лететь на хозяйский голос? Это вымышленный сказочный персонаж или такое насекомое действительно существует в природе? Докажите.

— Предлагаю желающим презентовать свою домашнюю работу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА – Кластер «Вся правда о жуках-носорогах (выступление учащихся).

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Продолжаем отвечать на вопросы.

2. Кто главные действующие лица в сказке? ( Петр Терентьев, Акулина, Степан)

3. Какой подарок сделал Степан отцу на прощание? (подарил жука-носорога)

4. Где стал жить жук? (в коробке от спичек)

5. Что делал жук в коробке? Как он вёл себя в ней? (стучал, грыз травинки, жужжал)

6. Куда спрятал отец Стёпин подарок? (в сумку от противогаза)

7. О чем просил Стёпа отца на прощанье? (только ты его не теряй, сбереги)

8. Что произошло однажды ночью, когда Пётр заснул? (жук выполз из коробки и залез на куст бузины)

9. Что за «жуки» проносились со свистом мимо главного героя сказки? (снаряды, пули)

10. Почему жук вернулся к Петру на рукав шинели? (услышал голос Петра)

11. Как на это отреагировал боец? Что сказал? ( Ну и шельма! На хозяйский голос идёт, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.)

— Объясните значение выражений: «ну и шельма!», «котелок у него варит» (высказывания учащихся).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА СЛАЙД 8.(Словарная работа)

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Продолжаем отвечать на вопросы.

12. Как жук спас Петра? (налетел на врага и ударил в глаз)

13.У кого жил жук, когда Пётр лежал в лазарете? (у польского мальчика)

14. Где догнали свою часть Пётр с жуком? (в Германии)

15. Как назвал Петр жука в конце сказки? (мой товарищ)

16. Чем закончилось похождение жука? (вернулся домой, узнал родные места и улетел)

— Вы хорошо справились с заданием, правильно ответили на все вопросы.

5. Применение знаний. (Составление маршрута путешествия по сказке).

-А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по данной сказке. Известно, что для каждого путешествия должен быть составлен маршрут.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 9. (Игра «Восстанови ход событий»).

— Вы видите опорные слова.

-Впишите в таблицу слова и фразы так, чтобы их очерёдность соответствовала последовательности событий в тексте сказки. Для этого первая парта переписывает в таблицу первую фразу, вторая находит и переписывает вторую и т.д. (Для общения внутри группы, принятия общего решения, учащиеся могут использовать звонок по телефону или инструмент «Чат»)

— Посмотрите внимательно на составленную вами таблицу. Какой важный инструмент для работы с текстом она напоминает? Что это? (план к сказке)

— Получился план:

1.Подарок для отца.

2.Жук и бойцы.

3.Бой глазами жука.

4.Отважный спаситель.

5.Победа.

6.Возвращение домой.

6. Самостоятельная работа в группах. (Выполнение заданий в презентации «Путешествие по станциям»)

-Вы хорошо справились с заданием и восстановили ход событий. Получившаяся таблица также является маршрутом, а каждый её пункт — станциями нашего путешествия по сказке «Похождения жука-носорога».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 10.

— Каждая группа выполнит задания на своей станции в презентации (педагог может заранее распределить задания для учащихся, учитывая их индивидуальные возможности). А затем мы поделимся своими открытиями друг с другом.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 11.

— Инструкцию смотрите на слайде, а ссылку на презентацию я отправляю в общий чат. (Ссылка на презентацию «Путешествие по станциям»)

— На время работы отключаем свой звук. Возвращаемся в свой виртуальный класс через 7мин.

(Задания для групп на слайдах)

— Возвращаемся в наш виртуальный класс.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА (презентация групповой работы).

Защита выполненных заданий, выступление учащихся.

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Вы хорошо потрудились и все справились с заданиями. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

(проводится физминутка, слова говорит педагог)

— Отключаем свой звук. Слушаем меня, выполняем движения, согласно словам.

Веселая зарядка:

Мы потопаем ногами — топ – топ – топ. (Дети топают)

И похлопаем руками — хлоп – хлоп – хлоп. (хлопают)

Глазки сильно мы сжимаем — раз, два, три. (зажмуриваются)

И немножко поморгаем— раз, два, три. (моргают)

7.Обобщение. Систематизация знаний.

— «Включим мысленный экран» и послушаем последнюю часть сказки «Похождения жука-носорога».

— Можно опустить голову на сложенные на столе руки и закрыть глаза. Слушая текс, обратите внимание на свои ощущения, возникающие чувства, возникающие образы.

(Читает педагог последнюю часть сказки «Возвращение домой»)

— Какие эмоции или настроение вызывает у вас конец этой удивительной сказки? (высказывания учащихся)

— Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (высказывания учащихся)

— Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную мысль. Смысл сказки отнюдь не в увлекательных приключениях жука. Эта трогательная история учит любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга, учит любить и беречь семью, Родину. Те вещи, которые нам кажутся в обычной жизни чем-то малостоящим, в тяжелые времена могут стать огромной ценностью, чем-то очень дорогим.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5.

— А теперь вернёмся к кластеру с проблемным вопросом к занятию. Узнаем, верны ли были наши предположения: Можно ли войну описать в сказке? (высказывания учащихся)

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

-В каждой семье есть свидетели этой ужасной и тяжелой войны. Некоторые свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Мы должны любить, беречь ветеранов войны, с благодарностью слушать их рассказы, записывать их, чтобы помнить вечно….

Я хочу рассказать вам случай из жизни моего прадеда, прошедшего все четыре года войны, и лично изведавшего пьянящее счастье победы. Он был настоящим героем! При жизни он нам, внукам часто рассказывал о тех суровых временах. И мы любили слушать его повествования. И сейчас эхом звучит его рассказ.

Он был командиром автороты, они подвозили снаряды на передовую. Обычно ночью успевали обеспечить боевые расчеты снарядами на весь день. Но однажды, по вине одного из снабженцев не успели, в пути их застал рассвет, а вместе с ним на них, как коршуны, налетели фашистские самолёты. Началась бомбёжка, перед глазами небо смешалось с землёй: горели машины, взрывались снаряды, кричали раненые. Осколком снаряда убило водителя замыкающей машины автоколонну. Мой дед пересел за руль, чтобы вести машину и тут фашистский самолёт пролетел над его головой, поливая огнём. Он отбежал от машины и упал на землю. Но пилот это заметил. Хотя запасы оружия у него иссякли, улетать он не собирался. Несколько раз он выпускал шасси и пролетал так низко, чтобы раздавить русского солдата ими. После нескольких попыток ему это удалось. Сильный удар пришёлся на спину…

Очнулся дедушка уже в госпитале. Оказалось у него были переломаны рёбра, повезло, что позвоночник не повредился.

Этот случай — не единственный в военной практике моего прадеда. Он рассказывал о том, какая жёсткая война шла за взятие Берлина и освобождение многих советских городов.

С тех пор прошло 75 лет. С одной стороны — это небольшой период истории, с другой — целая прожитая или не прожитая жизнь.

8. Рефлексия. (Игра «Пять кадров»)

Наше занятие подошло к концу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 12.

Запишите в кадры по пять слов, чему научило вас это произведение. Подпишите свой кадр.

Спасибо за занятие! Сегодня я бы хотела пожелать вам и всем людям мирного неба над головой.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

  2. file1.rar.. 1,9 МБ

Опубликовано: 05.04.2021

  • Похоже ли начало сказки дремучий медведь на сказочный зачин и почему
  • Похожи ли мои сверстники на молодежь былых времен итоговое сочинение
  • Похожи ли мои ровесники на молодежь былых времен сочинение аргументы из литературы
  • Похоже на меня как пишется
  • Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный он герой или отрицательный бывают