Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

Я очень люблю читать русские народные сказки. есть у меня и любимая сказка это царевна-лягушка. больше всего в этой
  • Я очень люблю читать русские народные сказки. Есть у меня и любимая сказка – это «Царевна-лягушка». Больше всего в этой сказке мне нравится Иван-Царевич. Правда, в первой половине сказки он вызывает скорее не симпатию, а жалость. Из-за его необычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жён. Очень тяжелы для него приказы царя, ведь они почти невыполнимы.
    Однако уже в начале сказки мы понимаем, что Иван – герой положительный и способен на многое. Он не обижает свою жену, несмотря на её необычный облик. И очень переживает из-за того, что хочет угодить своему отцу, который был царём.
    Особое восхищение Иван-Царевич вызывает во второй половине сказки, когда он отправляется на поиски жены. Здесь он предстаёт перед читателем как настойчивый, целеустремленный, сочувствующий чужой беде юноша, готовый вынести любые испытания, лишь бы вернуть свою возлюбленную. Несмотря на усталость и сильный голод, Иван не стал убивать ни медведя, ни селезня, ни зайца, ни щуку. И доброта его была справедливо вознаграждена – в нужный момент все они пришли ему на выручку, помогли справиться с Кощеем Бессмертным.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой»
    Сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»
    Поделиться:

  • Я очень люблю читать русские народные сказки, а особенно мне нравятся те из них, в которых среди прочих персонажей есть Баба Яга. Она хоть и всегда страшновато выглядит, но есть у неё свой ни с чем несравнимый колорит. Часто её называют «Костяной ногой».
    Бабу Ягу во всех сказках обычно изображают с длинным носом крючком и лохматыми седыми волосами. На ней длинная юбка, старый фартук, а голова Бабы Яги повязана платком. Жилище коварной Яги располагается в чаще дремучего леса, все свои «злостные» дела она творит в избушке на курьих ножках. Баба Яга передвигается по воздуху в своей деревянной ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки живая, она умеет поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
    В основном у читателей складывается мнение об этом персонаже как о злой старушке, но на самом деле она такая не всегда. В некоторых сказках эта героиня действительно злая, она постоянно норовит отправить в печь какого-нибудь сказочного персонажа. К примеру, с такой недоброй Бабой Ягой мы познакомились в сказке «Гуси-Лебеди».
    Но иногда Яга, наоборот, помогает другим. Например, в сказке про молодильные яблоки эта героиня спасает Ивана-царевича от погони. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в известной сказке «Пойди туда, не знаю куда». А подарок от Яги в виде волшебной лягушки даже помогает Андрею перебраться через огненную реку.
    Некоторые сказки знакомят нас с дочерью Бабы Яги – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Дочь Яги всегда очень красивая. А вот откуда взялась сама Баба-Яга – это настоящая загадка. Хоть и вид у этой героини всегда немного отпугивающий, но без неё трудно представить народные сказки. Поэтому она – мой самый любимый герой русской народной сказки!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»

  • Наверное, каждому в детстве родители читали сказки. Мы засыпали под них, мы учились читать с помощью сказок. Эти волшебные истории так завораживают, что нет человека, который не любил бы их. В своей жизни я прочитал очень много сказок, среди них и волшебные, и о животных, и многие другие. Но объединяет их одно – в каждой сказке есть свой урок, своя мораль. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, а именно “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”, которую я прочитал, когда был еще совсем маленьким.
    Самый любимый мой персонаж в этой сказке – это Иван-царевич, самый младший и любимый сын царя Выслава Андроновича. Вот почему он мне нравится. Для начала, Иван-царевич – самый ответственный среди своих братьев: он единственный, кто старается выполнить просьбы отца и единственный, кто не заснул при охоте на жар-птицу. К тому же Иван-царевич очень хитрый, ведь все добытые им для царей трофеи остались при нем. Отличается он и искренностью, а также отважной смелостью, ради любви он рисковал своей жизнью. Есть у Ивана-царевича, конечно, и минусы. Например, это желание все делать по-своему. Он не послушался предостережений волка и именно из-за этого у него возникли проблемы.
    История этого персонажа показывает нам, что нужно жить по совести, никогда не бояться рисковать всем ради любви и уметь работать в команде, ведь без волка Иван-царевич ничего бы не смог.
    Несмотря на то, что сказка – это выдумка, она учит нас многим жизненным урокам, поэтому читать сказки полезно в любом возрасте.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение «Моё любимое время года – осень»
    Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс

  • Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок – Ивана-царевича. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.
    Я думаю, что этот персонаж включает в себя большинство самых лучших черт характера. Он благородный и добрый, всегда готов прийти на помощь нуждающимся людям, смело вступает в борьбу со злом. Иван-царевич всегда поступает справедливо и не требует вознаграждений за свои поступки, именно поэтому, в конце любых приключений, его всегда ждет хорошее вознаграждение. Мне кажется, что такие истории учат тому, что на злые поступки всегда отвечают злом, а вот добро вознаграждается намного больше.
    Как и любой человек, Иван-царевич имеет и не очень хорошие качества. Иногда он начинает сомневаться в своих силах, но другие герои, которые окружают его, помогают Ивану поверить в себя. И тогда царевич продолжает свой путь.
    Еще мне очень нравится его мужественный и твердый характер. Иван-царевич очень хорошо понимает как общаться с людьми и животными, где можно попросить, а кому нужно приказать.
    Со страниц сказок Иван-царевич дает нам урок, что многих результатов в жизни приходиться упорно и смело добиваться, показывая не только свое трудолюбие и упорство, но и используя смекалку и хитрость. Особенно это помогает ему в борьбе со злыми героями. А еще он показывает, что всегда и во всем нужно поступать справедливо.
    Для меня образ Ивана-царевича очень похож на образы современных и модных супер-героев. Я считаю, что каждый ребенок, прочитав сказку об Иване-царевиче, задумывается о том, что добрые дела всегда ценятся больше.

    Карлсон

    Любимая книга моего детства – “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Эта очень добрая история, которая мне особенно полюбилась благодаря одному из главных героев – Карлсону.
    Карлсон – довольно смешной маленький человечек с рыжими волосами, упитанным тельцем и пропеллером на спине. У него на животе есть большая красная кнопка, и если на нее нажать – заведется моторчик, пропеллер весело зажужжит и поднимет Карлсона в воздух. Но просто так моторчик работать не будет – Карлсону обязательно нужно подкрепиться чем-то сладким. Когда дело касается еды, он бывает довольно вредным – например, когда Малыш попросил его не трогать варенье, Карлсон назвал его противным и притворился самым больным человеком на свете.

  • Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным. Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».
    Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении. В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон. Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
    В некоторых сказках Иван-Царевич предстаёт перед читателем как отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, к примеру, Ивану-рыбацкому сыну. Такой Иван-царевич является злым и коварным персонажем, он всячески пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженные награды. Но в конце он получает по заслугам, его не убивают, но он оказывается посрамлён и наказан.
    Без Ивана-Царевича трудно представить многие известные народные сказки. Он всегда молод и прекрасен, может подружиться со всеми, даже с животными, которые в благодарность помогают ему.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
    Сочинение на тему «Моя любимая сказка»

  • Мой самый любимый герой русской народной сказки – обычный кот из сказки «Кот и Лиса». Когда кота выгнали из дома и он начал жить в лесу, мне было его очень жалко и казалось, что ему было очень страшно и неуютно остаться без дома и в полном одиночестве. Но кот не растерялся. Он нашёл в лесу заброшенную избушку, питался мышами и птичками и очень весело проводил время, потому что он не тосковал о доме. И когда он встретился с лисой, он снова не растерялся. Он мог бы рассказать ей, какой он бедный и несчастный, как ему одиноко жить в заброшенном доме в лесу. Но вместо этого он представился воеводой из сибирских лесов, сделал вид, что он теперь в лесу самый главный, поэтому лисица сразу стала его уважать. Потом она вышла за него замуж. Так бездомный кот обрел дом и семью, потому что он проявил решительность и уверенность в себе.
    Также мне очень нравится ситуация, когда кот напугал медведя и волка. Он ведь не собирался никого обманывать и, скорее всего, он и сам испугался бы таких опасных зверей, если бы увидел перед собой. Но его уверенность в себе и гордость лисицы за своего мужа сыграли ему на руку: медведь и волк заранее его боялись и поэтому решили не показываться ему на глаза. Кот урчал от жадности или от голода, а им от испуга послышалось, что он говорит: «Мало! Мало!». Поэтому медведь и предположил, что если кот не наестся – он накинется на них. А волку стало интересно посмотреть на такого ненасытного зверя, и он стал потихоньку выбираться из-под листвы. Кот не видел, кто там шуршит, но коты прирожденные охотники, поэтому он бросился в сторону непонятного шума. А потом, когда он увидел, что это волк, он испугался и прыгнул на дерево. Но куда ему было деваться? Он испугался и хотел спастись, а получилось, что напугал двух опасных хищников и заслужил их уважение.
    Конечно, если быть до конца честными, надо признать, что кот – врунишка и на самом деле он никакой не воевода и не имеет власти над другими животными леса. Но я думаю, что именно этот герой является примером поговорки «Смелость города берет». Потому что его смелость, хитрость и находчивость помогли ему устроиться в жизни, обрести дом, семью и уважение окружающих.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё хобби»
    Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс

  • Вариант 1

    Моя любимая сказочная героиня – это хитрая лиса. Как же так, вы скажете, ведь она всех обманывает? Но ведь своими хитростями лиса учит других быть умнее. И еще Патрикеевна может наказать тех, кто ее обижает.
    Лиса любит жить припеваючи. В сказке «Кот и Лиса» рыжая хитрунья сделала своего мужа, кота, воеводой в лесу. И они зажили в довольстве. Всего-то порассказала лиса волкам и медведям, что муж ее страшный и грозный. Они и испугались сразу. Ну не глупцы ли?
    И разве волки и медведи были такими уж хорошими? В самом начале сказки они хотели отобрать у лисы утку. А лиса сама ее поймала и несла домой, чтобы кормить мужа.
    Лиса – самая умная в русских сказках. Ведь только ей удалось съесть хвастливого Колобка. Больше этого не удалось никому. В другой сказке она обманула деда, притворилась мертвой и сбросила с его воза всю рыбу. А когда волк хотел отобрать рыбу, послала его ловить рыбу в проруби хвостом.
    Не всегда лиса в сказках – хорошая. Она и чужое берет, и зайку выгнала из его домика.
    Но за плохие поступки Патрикеевна всегда получает по заслугам. Ей приходится уносить ноги. А вообще лиса в русских сказках – смешная и забавная. О ее хитростях читать очень весело. Поэтому она мне нравится.
    Вариант 3
    Мой любимый герой русской народной сказки – это Андрей-стрелок. О нем можно прочесть в сказке «Пойди туда, не знаю куда». Это храбрый и отчаянный воин.
    Злой царь хотел отобрать у него жену и послал Андрея «принести то, не знаю, что». Царь надеялся, что Андрей не сможет задачу выполнить. Но не тут-то было.
    Андрей не похож на супермена. Он обычный солдат. Но только добрый и ничего не боится. Поэтому ему помогают все, даже злая Баба-Яга. И мне он за это нравится.
    Стрелок преодолевает все преграды. Сначала он привозит царю злого кота Баюна. Того самого, который по дубу «по цепи кругом» ходит. С этим диким котом, кроме Андрея, и справиться-то не может никто. Но царю все мало.
    А потом Андрей встречает «то, не знаю, что». Это оказывается сват Наум, невидимка. И он тоже станет другом Андрею, полюбит его за добрую душу. Ведь Андрей даже невидимку хотел накормить. «Корки мне горелой никто не давал, а ты меня за стол посадил» – сказал сват Наум стрелку и предложил дружить.
    Невидимка оказался волшебником и помог Андрею победить злого царя. Стрелок вернул себе жену. И сказка кончилась хорошо. Так что надо быть таким же добрым душой, как Андрей. И у тебя тогда будет много друзей, они спасут в беде и всегда помогут.

  • Содержание статьи

    Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
    Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
    Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
    Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
    Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
    Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
    Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
    Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
    Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
    Член коллегии адвокатов
    Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

    Видео на тему: Сочинение на тему сказка

    Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
    Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
    Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

    Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

    Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
    Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
    Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

    Введение

    Конспект урока будет удобен для 5 класса
    на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
    организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
    писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
    нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

    Конспект
    урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
    Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
    достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

    Цель
    урока:
    формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
    главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
    жители»;
     развитие   навыков   выразительного  
    чтения.   Сказочное   и
    реальное
    в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
    ответственность за свои поступки.

    Задачи
    урока:


    познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


    показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


    повторить знания учащихся о сказке;


    развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


    развивать умение обобщать проанализированный материал;


    продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
    выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


    духовно – нравственное воспитание учащихся.

    Ход
    урока

    1. Орг.
      момент.

    Прозвенел уже звонок.
    Начинается урок.
    В путешествие пойдём.
    В страну сказок
    попадём.

    Слушай, думай,
    наблюдай,

    Сказку нашу отгадай.
    Глазки дружно
    закрывайте.

    Сказку в душу
    пропускайте.

    8. Есть просто храм, есть храм науки,
    А есть ещё природы храм

    С лесами, тянущими
    руки,

    Навстречу солнцу и
    ветрам.

    Он свят в любое время
    суток,

    Открыт для нас в жару и
    стынь,

    Входи сюда, будь
    сердцем чуток,

    Не оскверняй его
    святынь. (С.Смирнов)

    Оформление
    записей в тетради. Работа с эпиграфом.
    Откройте тетради, запишите число и
    тему:
    «Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
    жители.
     Фантастическое и
    достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

    Запишите эпиграф :
    «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
    Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
    В чём состоит
    главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
    сказок?

    (Добро всегда
    побеждает зло. Зло всегда наказано).

    Как вы думаете,
    почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
    учащимися целей урока)

    3.      Актуализация
    знаний.

    Что такое
    сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
    фантастических событиях и приключениях.)

    ·        
    Какие
    виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
    народные сказки знаете?

    4.
    Слово учителя.

    — Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
    литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
    Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
    возникает в России со второй половины 18 века.
    Сказочная
    стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
    русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
    — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

    — Со
    сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
    ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

    — Что
    вы знаете об авторе этой сказки?

    5.
    Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

    Слово учителя
          В 1783 г. в Тульской губернии, в
    имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
    что после смерти отца он учился в частном пансионе.
          Еще один писатель, Алексей Алексеевич
    Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
    некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
    очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
    пансионы?
          Существительное пансион образовано
    от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
    пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
    содержании и обучались разным наукам.
          Представьте себе русских дворян, которые
    живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
    России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
    на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
    два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
    нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
    крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
    губернских городах.
          В семьях рождаются дети. По закону того
    времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
    обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
    далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
    детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
    жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
    Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
    обычно возвращались домой, в свое поместье.
          Телефонов в то время не было, телеграфа
    тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
    Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
          — Какие бы чувства испытали вы,
    оказавшись в такой ситуации?
          Отдавали детей в пансионы и дворяне,
    которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
    Санкт-Петербурге.
          Мы сегодня будем читать сказку, в которой
    главный герой живет в таком пансионе.
          Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
    Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
    частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
    Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
    философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
    1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
    этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
          В 1817 г. у Алексея Перовского родился
    племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
    Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
    поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
    из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
    году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
    опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
          — Что такое псевдоним?

    Псевдоним — придуманное
    литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
    Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
    псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
    «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

    Итак, я хочу
    пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
    Погорельского.

    – В какое время происходят
    события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
    пор? Все ли слова были понятны?

    Ребята, пояснения
    незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
    затруднения вы можете к ним обратиться.

    Кто же
     главный герой этого произведения?

    Кто
    такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
    оказался в пансионе)

    Давайте сейчас вспомним, какая с
    ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
    иллюстраций – слайдов к сказке.

    Работаем
     в группах.

    1
    группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

    1.      Расскажите
    о любимых занятиях Алеши.

    2.      Почему
    Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

    3.      Кого ждали
    в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

    4.      Как Алёша
    спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
    и курочка убежала)

    2 группа « Неудачная попытка»

    5.      Чего
    испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
    неё вышла курочка)

    6.      Куда
    Чернушка повела Алешу?

    7.      Кого
    испугался Алеша и почему?

    8.      Как
    Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
    большая, и отбивалась от рыцарей)

    9.      Почему в
    первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

    3 группа «Алеша в Подземном
    городе»

    10.  Как Алеше все –
    таки удалось попасть в Подземное царство?

    11.  Кем оказалась
    Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

    12.  Что увидел мальчик
    в подземном царстве?

    13.  Какое желание
    загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

    14.  Какой предмет
    подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

    15.  Какое условие
    поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

    16.  Как отнёсся к
    Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

    4 группа «Алеша и жители
    Подземного города»

    17.  Найдите в тексте и
    прочитайте описание сада в Подземном царстве

    18.  Какие диковинные
    звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

    19.  На кого охотятся в
    Подземном царстве?

    20.  Что узнал Алеша о
    жителях Подземного царства?

    21.  О чём
    попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
    быть скромным?

    5 группа «Жизнь Алеши после
    подарка короля»

    22.  Как 
    ведёт себя Алёша  после подарка короля?

    23.  Что
    произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

    24.  Как
    был наказан мальчик?

    25.  Расскажите
    о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

    26.  Что
    произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
    предательства Алеши?

    Физкультминутка

    Раз
    — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
    руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
    место сесть опять

    Рисуй
    глазами треугольник

    Рисуй
    глазами треугольник.

    Теперь
    его переверни

    Вершиной
    вниз.

    И
    вновь глазами

    ты
    по периметру веди.

    Рисуй
    восьмерку вертикально.

    Ты
    головою не крути,

    А
    лишь глазами осторожно

    Ты
    вдоль по линиям води.

    И
    на бочок ее клади.

    Теперь
    следи горизонтально,

    И
    в центре ты остановись.

    Зажмурься
    крепко, не ленись.

    Часики
    Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

    Облако

    Нарисуйте
    глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                        
    Проведем, друзья, сейчас

    Упражнение
    для глаз.

    Вправо,
    влево посмотрели,

    Глазки
    все повеселели.

    Снизу
    вверх и сверху вниз.

    Ты,
    хрусталик, не сердись,

    Посмотри
    на потолок,

    Отыщи
    там уголок.

    Чтобы
    мышцы крепче стали,

    Смотрим
    мы по диагоналям.

    Мы
    не будем циркуль брать,

    Будем
    взглядом круг писать.

    А
    теперь слова напишем.

    Чьи
    же буквы будут выше?

    «Папа»,
    «мама», «дом», «трава» —

    За
    окном у нас видна.

    За
    окно ты посмотри.

    Что
    ты видишь там вдали?

    А
    теперь на кончик носа.

    Повтори
    так восемь раз —

    Лучше
    будет видеть глаз.

    Глазки
    нас благодарят,

    Поморгать
    нам всем велят.

    Плавно
    глазками моргаем,

    Потом
    глазки закрываем.

    Чтобы
    больше было силы,

    К
    ним ладошки приложили.

    (Дети
    закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
    тепло от рук.)

    Раз,
    два, три, четыре, пять —

    Можно
    глазки открывать!

    Аналитическая
    беседа.
    Фантастическое
    и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

    Ребята, мы завершили
    обсуждение содержания произведения Погорельского.
    — Как вы
    докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
    века?

    — Какие
    события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
    , (волшебное
    число “3” – три сна

    волшебный предмет
    – конопляное зёрнышко

    чудесные
    превращения

    курица
    разговаривает с Алёшей.

    А есть ли отличие
    этой сказки от народной?

    У нашей сказки
    есть автор, а у народной его нет.

    Это
    литературная сказка

    Ребята,
    еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
    бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
    Почему? (ответы детей)

    — Какие
    особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
    реальная история?
          — Какие факты, описания показывают нам
    действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
    события и обычаи той эпохи?
          — Могла ли такая сказка быть народной?

    Сделаем вывод: сочетание
    реального и фантастического — одна из особенностей литературной
    сказки.
                — Похож
    ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
    отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
          Дети заметят, что герой народной сказки
    однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
    сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
    сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
    главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
    заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
    относиться к своей жизни.
          Есть еще один важный вопрос, на который
    могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
    двести лет назад.
          Дети могут удивиться тому, какие уроки
    (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
    текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
    и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
    называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
    в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
    главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
    истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
    чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
    нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
          Несмотря на то что наука постепенно
    развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
    анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
    церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
    оказалась исключительно велика.
          В течение последних двух столетий
    педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
    Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
    те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
    Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
    объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
    мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
    анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
    Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
    сравнивать.
          — Если бы мы получили волшебное
    семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
    математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
    программу?
          Семечко помогало воспроизводить, повторять,
    от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
    или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
    опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

    III. Нравоучительное содержание сказки
    Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
    Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
    принадлежит эта сказка?
          — Чему учит пример превращения Алеши? (
    Человек
    должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
    трудом может приносить радость и счастье.
    )

    — Автор в
    этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
    которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
          1) «Совесть часто его в том упрекала,
    и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
    того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
    выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
    исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
    учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
          2) «— Не
    полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
    от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
    дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
    и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
          3) «…для исправления самого себя
    необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
    Подведение итогов урока.

    Вернемся
    к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
    или подземные жители»?

    Выставление
    оценок учащимся за работу на уроке.

    Домашнее
    задание

    Сочинение
    – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

    Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

    Размышляем о прочитанном

    1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

    Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

    Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

    2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

    В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

    Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

    3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

    Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

    Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

    4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

    Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

    Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

    В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

    Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

    Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

    Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

    Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

    5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

    Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

    Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

    Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

    Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

    И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

    А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

    После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

    6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

    Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

    7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

    Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

    Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

    Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

    Обогащаем свою речь

    1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

    Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

    Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

    Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

    Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

    Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

    Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

    Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

    Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

    Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

    Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

    Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

    Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

    Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

    2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

    Слова, которые редко используются в современной речи:

    Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

    Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

    AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

    Инфоурок

    Литература
    ПрезентацииПрезентация к уроку литературы «Нравственные уроки сказки А.Погорельского» для 5 класса

    Нравственные уроки жизни. А. Погорельский «Чёрная курица,или Подземные жители»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 1 слайд

      Нравственные уроки жизни. А. Погорельский «Чёрная курица,или Подземные жители»

      Описание слайда:

      Нравственные уроки жизни.
      А. Погорельский «Чёрная курица,
      или Подземные жители»

    • 2 слайд

      Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодц

      Описание слайда:

      Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек!
      Добрым молодцам урок!»
      А.С.Пушкин

    • 3 слайд

      Актуализация знаний. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Чем отл

      Описание слайда:

      Актуализация знаний.
      Что такое сказка?
      Какие виды сказок вы знаете?
      Чем отличается литературная сказка от народной?
      Какие литературные сказки мы знаем?
      Кто их автор?

    • 4 слайд

      1. Принадлежит конкретному автору.    2. Детальное описание места действия,

      Описание слайда:

      1. Принадлежит конкретному автору.
       
       2. Детальное описание места действия, облика и характера героев, их переживаний.
       
       3. Чётко выраженная авторская позиция.
       
       4. Параллели между реальным и сказочным миром.
      Отличие от народной сказки:

    • 5 слайд

      Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

    • 6 слайд

      Сказка литературная — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанн

      Описание слайда:

      Сказка литературная — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

    • 7 слайд

      Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский)Псевдоним- придуманное лит

      Описание слайда:

      Алексей Алексеевич Перовский
      (Антоний Погорельский)
      Псевдоним- придуманное литературное
      имя, которым писатель подписывает
      свои произведения.

    • 8 слайд

      Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

    • 9 слайд

      Сказку «Черная курица» А.Погорельский написал для своего племянника Алеши (вп

      Описание слайда:

      Сказку «Черная курица» А.Погорельский
      написал для своего племянника Алеши (впоследствии знаменитый русский писатель Алексей Константинович Толстой) в 1829 году.
      Лет сорок тому назад,
      в С.-Петербурге на Васильевском Острове,
      жил-был содержатель мужского пансиона. 

    • 10 слайд

      Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? 1-я часть «Алеша в пансионе»

      Описание слайда:

      Кто такой Алёша?

      Как он попал в пансион?
      1-я часть «Алеша в пансионе»

    • 11 слайд

      Беседа по содержанию сказкиРасскажите о любимых занятиях Алеши.

      Описание слайда:

      Беседа по содержанию сказки
      Расскажите о любимых занятиях Алеши.

    • 12 слайд

      3. Какие события произошли с Алешей?2. Почему Алёша остался один в пансионе?

      Описание слайда:

      3. Какие события произошли с Алешей?
      2. Почему Алёша остался один в пансионе?

    • 13 слайд

      4. Как Алёша спас Чернушку?

      Описание слайда:

      4. Как Алёша спас Чернушку?

    • 14 слайд

      2 часть - « Неудачная попытка»1. Чего испугался Алёша ночью? 2. Куда Чернушк

      Описание слайда:

      2 часть — « Неудачная попытка»
      1. Чего испугался Алёша ночью?
      2. Куда Чернушка повела Алешу?

    • 15 слайд

      3. Кого испугался Алеша и почему?4. Как Чернушка справилась с рыцарями? 5. По

      Описание слайда:

      3. Кого испугался Алеша и почему?
      4. Как Чернушка справилась с рыцарями?
      5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?
       

    • 16 слайд

      3 часть - «Алеша в Подземном городе»1. Как Алеше все – таки удалось попасть в

      Описание слайда:

      3 часть — «Алеша в Подземном городе»
      1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?
      2. Что увидел мальчик в подземном царстве?

    • 17 слайд

      Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

    • 18 слайд

      3. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?

      Описание слайда:

      3. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?

    • 19 слайд

      4. Какое желание попросил исполнить Алеша? 5. Как отнесся к Алешиному желан

      Описание слайда:

      4. Какое желание попросил исполнить Алеша?

      5. Как отнесся к Алешиному желанию Король?

      6. Какое условие поставил Алеше Король?

    • 20 слайд

      2. О чём попросил Чёрнушка Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? 4 часть

      Описание слайда:

      2. О чём попросил Чёрнушка Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире?
      4 часть — «Алеша и жители Подземного города»
      1. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?
      3. Что значит быть скромным?

    • 21 слайд

      Каким был Алеша до того, как у него появилось волшебное семечко?Умный, хорош

      Описание слайда:

      Каким был Алеша до того, как у него появилось волшебное семечко?
      Умный, хорошо учился
      Честный
      Скромный
      Жалость, щедрость
      Добрый
      (спас Чернушку)
      «Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо; все его любили и ласкали.»

    • 22 слайд

      1. Как изменился Алеша после того, как у него появилось волшебное семечко?5

      Описание слайда:

      1. Как изменился Алеша после того, как у него появилось волшебное семечко?
      5 часть — «Жизнь Алеши после подарка короля»

    • 23 слайд

      Как изменился характер Алеши?ГордыйЛенивыйШалунНепослушныйИзменилось ли отно

      Описание слайда:

      Как изменился характер Алеши?
      Гордый
      Ленивый
      Шалун
      Непослушный
      Изменилось ли отношение учителя и товарищей к Алеше?

    • 24 слайд

      3. Как и за что был наказан Алеша?2. Что произошло, когда Алёша потерял кон

      Описание слайда:

      3. Как и за что был наказан Алеша?
      2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

    • 25 слайд

      Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчи

      Описание слайда:

      Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?
      Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?
       

    • 26 слайд

      * О чем Чернушка предупреждал мальчика?«Не так легко исправиться от пороков,

      Описание слайда:

      * О чем Чернушка предупреждал мальчика?
      «Не так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над тобой верх»
      О чем просил Алешу Чернушка?

      (Быть скромным;
      «не прибавить к теперешним
      худым свойствам еще худшего –
      неблагодарности»)

    • 27 слайд

      Нравственные уроки:Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставл

      Описание слайда:

      Нравственные уроки:
      Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.

      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“»

    • 28 слайд

      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков

      Описание слайда:

      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».
      3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»

    • 29 слайд

      Вопросы для аналитической беседы:Докажете, что перед нами сказка, а не прост

      Описание слайда:

      Вопросы для аналитической беседы:
      Докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
      Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
      Есть ли отличие этой сказки от народной?

      Вывод 1: «Черная курица» – это
      литературная сказка.

    • 30 слайд

       Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того вре

      Описание слайда:

       Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      (В произведении сочетаются описание реальной жизни и волшебные, фантастические события)

      Могла ли такая сказка быть народной?
        
      Вывод 2: сочетание реального и
      фантастического  — одна из
      особенностей литературной сказки.

    • 31 слайд

      Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой

      Описание слайда:

      Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок?

      Положительный он герой или отрицательный?

      Бывают ли такие герои в народных сказках?

    • 32 слайд

      В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обоз

      Описание слайда:

      В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип.

      Вывод 3:
      В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя.
      Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.

    • 33 слайд

      Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым

      Описание слайда:

      Вернемся к эпиграфу нашего урока:
      «Сказка – ложь, да в ней намек!
      Добрым молодцам урок!»
      * Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского?

      * Чему хотел научить писатель своего племянника?

    • 34 слайд

      Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

    • 35 слайд

      Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок положительный или отрицательный бывают ли такие

    • 36 слайд

      Домашнее задание: Чему научила меня сказка А. Погорельского «Черная курица,

      Описание слайда:

      Домашнее задание:

      Чему научила меня сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

    • 37 слайд

      Фоныhttp://vechnostb.narod.ru/fotit_4_knigasvecha.JPG http://st.pentruea.md/i

      Описание слайда:

      Фоны
      http://vechnostb.narod.ru/fotit_4_knigasvecha.JPG
      http://st.pentruea.md/intext/2013/02/20130210023433.jpg

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Учебник:
    «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    Тема:
    Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

    Похожие материалы

    • Презентация по литературе «Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира»

    • «Международный день детской книги»

    • М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: анализ батальных сцен

    • Поэзия XIX века о родной природе

    • Конспект урока «Сказка о мертвой царевне…» — сказка о добре и зле».»

    • Конспект урока «Главные и второстепенные персонажи сказки А.С. Пушкина. Богатство и красота языка сказки А.С. Пушкина»

    • Крнспект урока «Главные героини «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».»

    • Конспект урока «Солнце русской поэзии. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».»

    • Не нашли то что искали?

      Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

      5437395 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

    • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

    • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

    • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

    • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

    • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Похож на меня как пишется
  • Пофилософствовать как пишется правильно
  • Похвала или похвала как пишется
  • Потрошеная дичь как пишется
  • Поточенный карандаш как пишется