Поход египтян в храм рассказ

Титул и атрибутикав 5 классе вы узнали, что изначально египет был разделен на два царства верхнее и нижнее. в

Титул и атрибутика

В 5 классе вы узнали, что изначально Египет был разделен на два царства – Верхнее и Нижнее. В каждом из них правил свой самодержец, однако, позже, в ходе войн, Египет был объединен под властью одного правителя.

Именование фараона состояло из пяти имен. Первое было связано с богом Гором. Оно говорило о вере народа в его святость. Второе связывалось с богинями Нехбет и Уаджет, покровительницами Верхнего и Нижнего Египта. Третье имя – золотое, символизирующее вечность. Четвертое имя было тронным, а пятое было личное и получаемое при жизни.

Фараонам было запрещено быть на людях без головного убора, именуемого пшент, представляющего собой объединение отдельных корон Верхнего и Нижнего Египта. Также в отличие от белых платков простолюдинов, фараоны Древнего Египта носили золотые платки с голубыми полосами.

Символами власти фараона был короткий жезл с крюком наверху, плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и голову шакала наверху, а так же крест с петлей, именуемый анкх – символ вечной жизни.

Важной особенностью правителей была накладная борода, которые носили и женщины-фараоны.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древний Египет
  • 2. Военные походы фараонов

После смерти фараонов, которые имели безусловное божественное происхождение, подвергали бальзамированию, а затем и мумификации. Их тело помещалось в каменные саркофаги и погружалось сначала в мастабы, а со времен фараона Джосера – в пирамиды, являющимися их усыпальницами. Там фараоны должны были воссоединиться с богами.

Самые известные правители Египта

Уходящая в глубь веков история древней страны содержит имена сотен царей, большинство из которых ничего не говорят современному человеку. Однако из череды безликих фараонов выделяются сильные необычные личности, которые вызывают несомненный интерес.

Хозяин пирамиды

Единственное сохранившееся из чудес света древнего мира — пирамида Хеопса. Эта уникальнейшая постройка до сих пор привлекает своей загадочностью. Но что можно сказать о самом Хеопсе? Сведения об этом владыке очень скудны. О нем известно лишь, что он был сыном Снофру и всю жизнь строил себе пирамиду.

Не подлежит сомнению, что гробница внутри пирамиды принадлежала Хеопсу. Там сохранилось много надписей и настенных росписей, указывающих на личность владельца. Однако есть факты, говорящие о более раннем происхождении пирамиды. Например, в фундаменте находят морские раковины и следы эрозии вследствие мощных дождей. Все это можно объяснить лишь более ранним временем постройки, возможно, сразу по окончании Ледникового периода.

Женщина у власти

При малолетнем Тутмосе III регентом стала его сводная сестра Хатшепсут (1490 -1468 гг. до н. э.). Фактически она просто отстранила его от власти. Женщина у власти во времена войны — явление необычное. Но Хатшепсут и не была обычной представительницей слабого пола. Опираясь на власть жрецов, она провела мощную религиозную пропаганду, внедряя мифологический рассказ о «божественном браке» ее матери и бога Амона. Она во всем вела себя, как мужчина: носила мужскую одежду, включая накладную бороду, изображалась с мужской фигурой (кроме храмовых росписей).

С этой царицей связано несколько удачных военных походов, окончательное изгнание из страны завоевателей-гиксосов, необычайно оживленное строительство. При Хатшепсут были построены знаменитые храмы в Карнаке и Дейр-Эль-Бахри

Единобожие и культурная революция

Эхнатон был «неформалом» среди правителей Египта. Его можно назвать революционером, реформатором и просто чудаком, но он решился на дерзкое мероприятие — резко сменить религию всей страны. Это событие можно сравнить с Великой Октябрьской революцией в России, но прошедшей мирно. Эхнатон (1353−1336 гг до н. э.) объявил, что теперь египтяне должны поклоняться одному богу — Атону (который представлял физическое воплощение солнца, проще говоря, солнечный диск).

Египетское многобожие складывалось на протяжении веков, и жрецы были многочисленны и могущественны. Они обладали огромными богатствами, и эта реформа больно ударила по ним.

Но повелитель просто игнорировал их недовольство и конфисковал все храмовое имущество и несметные сокровища. На эти средства он запустил новый проект — строительство новой столицы Ахенатон. Большой город с развитой инфраструктурой и храмами новому божеству был построен всего за 10 лет.

Кардинальные перемены произошли в сакральной архитектуре. Египетские храмы, которые всегда были темными, таинственными и угрожающими, стали светлыми и приветливыми. Причиной тому был отказ от одного элемента конструкции — крыши. Места поклонения делались открытыми, чтобы верующие могли свободно поклоняться круглому божеству на ясном небе Египта.

Эхнатон также известен своей женой. Можно даже сказать, что супруга фараона прославилась в веках больше, чем он сам. Ее звали Нефертити: всем знаком ее точеный профиль и тонкие черты лица, озаренные мягкой загадочной улыбкой. Эталон женской красоты на все времена, она, по-видимому, была также образованной женщиной, поддерживающей своего мужа в его смелых начинаниях.

Озлобление жречества, внешние враги и полное игнорирование правителем внутренних проблем государства привело к кризису власти и очередному переходному периоду в истории многострадального Египта.

Мальчик становится фараоном

Изображение его надгробной маски стало современным «лицом Египта», а его имя — символом тайны пирамид. Это Тутанхамон. Сыну реформатора Эхнатона пришлось встать во главе государства в 9 лет, где он стал игрушкой в руках царедворцев, визиря Эйе и полководца Хормхеба. Ему пришлось отменить большую часть нововведений своего отца. Новая столица была заброшена, политический центр возвратился в Фивы.

Скорее всего, смерть юноши в возрасте 19 лет была насильственной, вследствие государственного переворота. О том, что погребение было совершено в спешке, говорит размер его гробницы, — она была меньше, чем полагалось правителю.

Именно это захоронение было найдено совершенно нетронутым в 1922 году лордом Карнарвоном. С этого времени берет начало тема «проклятия фараонов» в популярной культуре. Тутанхомон стал ключевой фигурой этого мифа, сочиненного журналистами после вскрытия гробницы.

Список и описание фараонов Древнего Египта

Первым фараоном Первой династии был Нармер Менес (3060-3007 до н.э.).

Именно он объединил Египет и начал править обеими его частями.

Рис. 1. Карта Верхнего и Нижнего Египта.

Золотой век переживал Египет при фараоне Джосере, второго представителя 3 -ей династии. Именно при нем началось строительство пирамид. Джосер осуществил много военных походов и смог подчинить Синайский полуостров.

При фараоне Хеопсе (Хуфу) была возведена самая высокая пирамида, являющаяся единственным сохранившемся чудом света.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Правление царицы Хатшепсут также было прекрасным для Египта. Она организовала экспедицию в Пунт, развивала архитектуру и проводила военные походы.

В список фараонов, которые вели захватнические войны и занимались расширением своих границ, также входят Аменхотеп 4, Сети 1, Аменхотеп 3, Тутмос 3.

При Тутмосе 3 Египет достиг своего максимального расширения на северо-запад, владея Сирией и восточным побережьем Средиземного моря. Только войска Ассирии и Вавилона смогли остановить Тутмоса 3 в его походах.

Основными направлениями захватнической деятельности фараонов был не только Ближний Восток. На юге, на плато Тигре с 5 по 4 век до н.э. находилось царство Д’мт, а недалеко на запад от него был самый злой враг Египта – Нубия. Нубийские рабы очень ценились в Египте.

Религиозные реформы активно проводились при Эхнатоне. Он отменил поклонение богам, заменив их культом фараона. Реформы не нашли поддержки в народе и после смерти правителя их отменили.

Последний великий фараон – Рамзес 2. Он смог объединить под своей властью все исторические территории. После смерти Рамзеса Египет значительно ослаб, погрузившись в междоусобные войны за власть.

Рис. 3. Изображение Рамзеса 2.

Через 1000 лет после Рамзеса 2 Египет потеряет суверенитет, захваченный сначала Александром Македонским и ставший эллинистическим, а после смерти Клеопатры станет провинцией Римской империи.

Фараоны

Фараоны в Древнем Египте были не просто правителями, простой народ считал их наместниками бога на земле, наделенными магической силой.Само слово «фараон» греческого происхождения, в древнеегипетском оно звучало примерно как «пер-о». В разговоре фараона называли не по имени, которое считалось священным, а просто «его величество» или «бог».

Фараоны носили парик и накладную бороду, заплетенную в косичку, прозрачную тунику, гофрированную набедренную повязку с металлической пряжкой и бычьим хвостом, многочисленные золотые ожерелья и браслеты. Только в таком наряде они могли появиться перед народом и даже среди родных не снимали с головы парика.

Фараоны жили в прекрасных дворцах, им прислуживали сыновья верховных жрецов, и даже сами верховные жрецы, следившие за исполнением ритуалов и «разговаривавшие» с богами, считали себя всего лишь слугами фараона. Но жизнь верховных правителей Древнего Египта была не такой беззаботной, как может показаться на первый взгляд, они не могли делать то, что хотели, а обязаны были всю жизнь исполнять ритуалы и участвовать в церемониях.

Египтяне верили, что фараон может влиять на все происходящие события. Только благодаря ему солнце встает по утрам, Нил разливается в определенное время года и несет с собой плодородную почву, зерна дают всходы и созревает урожай. А если начиналась эпидемия среди людей или домашних животных, если Нил разливался не так сильно, как обычно, если начиналась война, то египтяне считали, что верховные боги не довольны своим наместником, то есть фараоном.

В течение дня фараон читал отчеты чиновников, приносил жертвы богам, принимал молитвы и наставления жрецов, вершил суд, исполнял множество мелких ритуалов. Отказаться от всего этого фараон не мог.

Чтобы предотвратить смешение божественной крови с человеческой, фараоны сначала женились на собственных сестрах, а уже потом брали в жены других женщин. Наследовать престол мог только ребенок, рожденный от брака фараона с сестрой. Женщины, рождавшиеся в семье фараона, наделялись большой властью. Например, Яххотеп I правила Египтом, пока ее сын Яхмос не достиг зрелости, и даже возглавляла военные походы. Царица Хатшепсут была коронована как царь и бог и единолично правила в Египте около 20-ти лет, ее изображали в виде мужчины.

Египетских фараонов после смерти мумифицировали и хоронили в специальных гробницах – пирамидах. Вместе с фараонами хоронили их слуг, воинов и их личные вещи, которые могли им понадобиться в загробной жизни. Египтяне верили, что фараоны не умирают, а просто возвращаются на небо, откуда пришли.

Поделиться ссылкой

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какой фараон объединил Верхний и Нижний Египет?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Артем Сидоренко

    9/10

  • Дмитрий Заровняев

    9/10

  • Елена Казакова

    1/10

  • Михаил Черёмухин

    10/10

Осада Мегиддо

Богатая военная добыча не произвела на Тутмоса никакого впечатления. По его мнению надо было бросать все и брать штурмом город. Тутмос собирает свою армию и произносит перед ней речь речь.

Речь эта сводилась к следующему: «Если бы вы вслед за этим взяли город, то я бы совершил сегодня богатое при ношении Ра, потому что вожди каждой страны, которые восстали заперты в этом городе и потому что пленение Мегиддо подобно взятию тысячи городов».

А так пришлось осаждать Мегиддо. Осаждать ровно 7 месяцев. Однако, в конце концов, Мегидо был взят. Это был лишь первый победоносный поход Тутмоса III. За ним последуют и другие и концу правления этого фараона Египет станет действительно огромной державой, которая распростерлась на громадной территории, от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до 5 порога Нила на юге, и оазисов Ливийской пустыни на западе. С севера на юг держава Тутмоса III протянулась на 3500 километров. Ее размеры превысили размеры всех государств, которые существовали в ту пору.

Тутанхамон

Период царствования этого фараона приходится примерно на 1332-1323 годы до н. э. Номинально он начал править страной в возрасте десяти лет. Естественно, реальная власть принадлежала более опытным людям – царедворцу Эйе и полководцу Хоремхебу. В этот период произошло укрепление внешних позиций Египта благодаря умиротворению внутри страны. При правлении Тутанхамона было активизировано строительство, а также восстановление запущенных и разрушенных во время царствования предыдущего фараона – Эхнатона – святилищ богов.

Как было установлено в ходе анатомических исследований мумии, Тутанхамон не дожил даже до двадцати лет. Версий его кончины выдвигается две: фатальные последствия какой-то болезни или осложнения после падения с колесницы. Его гробница была найдена в небезызвестной Долине царей близ Фив. Она была практически не разграблена древнеегипетскими мародерами. В ходе археологических раскопок было найдено великое множество драгоценных украшений, предметов одежды, произведений искусства. Поистине уникальными находками стали ложа, сиденья и позолоченная колесница.

Примечательно, что вышеупомянутые преемники царя – Эйе и Хоремхеб – всячески стремились предать забвению его имя, причисляя Тутанхамона к числу еретиков.

Природные ресурсы древнего Египта

Египет был богат минеральными ресурсами, широко используемыми в древние времена. В долине Нила велась разработка известняка и гранита. В Восточной пустыне добывали алебастр, сердолик и изумруды. Обширные золотые прииски были открыты в Нубии. Медь выплавляли из малахитовой руды, добываемой на Синае. В Поздний период велась разработка залежей меди в Верхнем Египте.

Перечисленные минералы добывались в отдаленных местах восточной пустыни Синая. Их разработка требовала отправления многочисленных научных экспедиций.

Атрибутика

Древние фараоны Египта в обязательном порядке проходили обряд коронации. Местом проведения традиционного торжественного действа был Мемфис. Новые божественные правители получали от жрецов символы власти. Среди них была диадема, скипетр, хлыст, короны и крест. Последний атрибут имел форму буквы «т» и был увенчан петлей, символизировавшей саму жизнь.

Скипетр представлял собой короткий жезл. Его верхний конец был изогнут. Произошел этот атрибут власти от пастушьего посоха. Такая вещь могла принадлежать не только царям и богам, но и высшим чиновникам.

Менес

Впервые править целой страной стал Менес. Этот фараон положил начало I династии. На основании археологических данных можно предположить, что время его правления приходилось примерно на 3050 год до нашей эры. В переводе с древнеегипетского его имя означает «крепкий», «прочный».

Предания, относящиеся к эпохе Птолемеев, повествуют о том, что Менес сделал очень многое для объединения северных и южных частей страны. Кроме того, его имя упоминалось в летописях Геродота, Плиния Старшего, Плутарха, Элиана, Диодора и Манефона. Считается, что Менес – основатель египетской государственности, письма и культов. Кроме того, он инициировал строительство Мемфиса, в котором и располагалась его резиденция.

Менес славился как мудрый политик и опытный военачальник. Однако период его правления характеризуется по-разному. Согласно одним источникам, жизнь простых египтян при царствовании Менеса стала хуже, в то время как в других отмечается установление богопочитания и храмовых обрядов, что свидетельствует о мудром управлении страной.

Историки полагают, что Менес отошел в мир иной на шестьдесят третьем году своего правления. Виновником гибели этого правителя, как предполагается, стал бегемот. Рассвирепевшее животное нанесло Менесу смертельные травмы.

Рамсес I

Этот фараон правил, как предполагается, с 1292 по 1290 год до нашей эры. Историки отождествляют его с временщиком Хоремхеба – могущественным военачальником и верховным сановником Парамессу. Занимаемая им почетная должность звучала так: «заведующий всеми лошадьми Египта, комендант крепостей, смотритель Нильского входа, посланник фараона, возничий Его величества, королевский писарь, полководец, общий жрец Богов Двух Земель». Предполагается, что фараон Рамзес I (Рамсес) – преемник самого Хоремхеба. На пилоне Карнакского храма сохранилось изображение его пышного восхождения на престол.

Как утверждают египтологи, царствование Рамсеса I не отличается ни продолжительностью, ни значительными событиями. Его чаще всего упоминают в связи с тем, что фараоны Египта Сети I и Рамсес II были его прямыми потомками (сыном и внуком соответственно).

Джер

Этот сын бога Солнца принадлежит к I династии. Предполагается, что он правил в течение сорока семи лет (2870-2823 гг. до н. э.). Не все древние фараоны Египта могли похвастаться большим количеством нововведений в период своего царствования. Однако Джер был одним из ярых реформаторов. Предполагается, что он имел успех на военном поприще. Исследователи нашли наскальную надпись на западном берегу Нила. На ней изображен Джер, а перед ним – стоящий на коленях пленный человек.

Гробница фараона, расположенная в Абидосе, представляет собой большую прямоугольную яму, которая выложена кирпичом. Склеп был сделан из дерева. Рядом с основным местом захоронения было найдено 338 дополнительных. Предполагается, что в них захоронены слуги и женщины из гарема Джера. Все они, как требовалось по традиции, были принесены в жертву после погребения царя. Еще 269 могил стали местом последнего пристанища вельмож и придворных фараона.

Народное восстание в Древнем Египте

Около 4 тысяч лет назад в Египте вспыхнуло крупное восстание. Об этих событиях сохра­нился красочный рассказ, написанный вельможей по имени Ипусер. Этот письменный памятник так и называется — «Ре­чение (то есть рассказ) Ипусера». Правда, это не историческая летопись, а литературное произведение, написанное под впе­чатлением увиденного.

Взбунтовались бедняки, крестьяне и ремесленники про­тив власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. В восста­нии участвовали и рабы.

Вторжение гиксосов

Скорее всего, восстание было подавлено, но оно наверняка было не единственным. Восстания ослабляли страну, но около 1700 года до н.э. страну постигло новое бедствие. В Египет из Азии вторглись иноземцы-гиксосы. Они захватили дельту Нила, а затем подчинили себе Южный Египет. Почти на полтора века египтяне потеряли независимость.

Борьбу против гиксосов возглавили правители города Фивы, расположенного в Южном Египте. К 1550 году до н.э. вся страна была освобождена. Фивы стали столицей Египта, правители Фив — фараонами. Большое влияние приобрели фиванские жрецы. В Фивах бог солнца почитался под именем Амона. Главный бог всего Египта стал именоваться Амон-Ра.

Войско и оружие древних египтян

В борьбе с гиксосами египтя­не многое переняли у них. Поя­вились лошади и боевые колес­ницы — с возницей и лучником. Запряжённые парой лошадей, ко­лесницы наносили стремительные удары по вражескому войску, рас­страивая его ряды. На колесницах сражались даже сами фараоны.

И всё же главную роль по-преж­нему играло пешее войско, во­оружённое бронзовым и медным оружием. Воины носили панцири из кожи или плотного полотна с нашитыми металлическими плас­тинами, закруглённые в верхней части щиты. Наконечники копий, боевые топоры и длинные кинжа­лы изготавливались из бронзы. Такую пехоту называли тяжелово­оружённой. Были ещё отряды лег­ковооружённых пеших воинов — лучников и копейщиков, метавших дротики (короткие копья).

Поход египтян в храм рассказ
Завоевания египетских фараонов
Поход египтян в храм рассказ
Древнеегипетский воин. Современный рисунок

Набирали воинов по всему Египту — одного от десяти взрос­лых мужчин. Появились отряды наёмников. Среди них было много ливийцев, жителей Ливий­ской пустыни, расположенной к западу от Египта.

Завоевания Тутмоса III

За Синай­ской пустыней у восточного побережья Средиземного моря тянутся Палестина, Финикия и Сирия. Изгнав гиксосов, фара­оны начали завоёвывать эти страны.

Самым знаменитым завоевателем был фараон Тутмос III (1479—1425 гг. до н. э.). Он рано лишился отца, и, пока был малолетним, власть захватила его мачеха, царица Хатшепсут. При ней Египет восста­новился после нашествия гиксосов, было построено много красивых храмов, процве­тала торговля. Тутмос повзрослел. Он вырос сильным и смелым, стремился к военным победам. Но царица до самой своей смерти единолично управляла Египтом. Став хо­зяином страны, Тутмос III (3) немедленно двинул египетские войска в Азию.

Первый поход фараон совершил на го­род Мегиддо в Палестине. Он разгромил войска сирийских и палестинских прави­телей и после 7-месячной осады взял го­род. Сохранились сведения о 15 походах Тутмоса III (3) в Азию. Египет­ские войска дошли до Евфрата — «реки, те­кущей в обратном направлении». Так егип­тяне прозвали Евфрат, удивляясь, что он, в отличие от Нила, течёт с севера на юг.

Поход египтян в храм рассказ
Хатшепсут. Древнеегипет­ская скульптура
Поход египтян в храм рассказ
Тутмос III (3). Древнеегипетская скульптура

Тутмос III (3) не ограничил­ся завоеваниями в Азии. Он, покорив Нубию, страну, распо­ложенную в районе нильских порогов, и племена ливийцев, жившие к западу от Нила. Границы египетских владений теперь простирались с севера на юг на 3200 километров — от Евфрата до Нубии. В XV (15) веке до н.э. Египет стал самым могущественным государством в мире.

Ограбление завоёванных стран

Египетское войско грабило и разоряло захваченные города и страны. Побеждённых облагали данью. Они должны были присылать в Египет металлы, драгоцен­ное дерево, ремесленные изделия, зерно, скот и даже людей. Из Нубии фараоны получали золото и слоновую кость, из Сирии — медь и серебро. Египет наполнился пленниками, превращёнными в рабов.

Награбленные богатства позволили фараонам развернуть об­ширное строительство. Столица Египта Фивы стала огромным городом с храмами и дворцами фараонов и знати.

Поход египтян в храм рассказ
Колонны храма Амона-Ра в Фивах

Фараоны щедро награждали знать и военачальников, но особенно разбогатели жрецы. До наших дней сохранились величественные руины храма Амона-Ра в Фивах. Это самый большой храм не только в Египте, но и во всём мире. В его глав­ном зале установлены 134 колонны. Некоторые из них имеют высоту 21 метр и 10 метров в обхвате.

Эхнатон

Жрецы бога Амона-Ра накопили огромные богатства — крупные земельные владения, десятки тысяч рабов, золото, драгоценности. Всем этим в избыт­ке владели храмы. Жреческие должности часто переходили по на­следству. Поэтому жрецы всё меньше считались с фараонами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Но вот в XIV (14) веке до н.э. на престол вступил самый не­обычный из всех фараонов. Он известен под именем, которое сам себе придумал, — Эхнатон. Молодой фараон объявил, что в мире существует только один бог, достойный почитания, — Атон, а сам он — сын и верховный жрец этого бога. Эхнатон — значит «угодный Атону». Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями.

Поход египтян в храм рассказ
1. Поклонение Атону. Древнеегипетский рельеф. 2. Эхнатон. Древнеегипетская скульптура

В стране были закрыты многие храмы прежних богов. Же­лая подорвать влияние фиванских жрецов, Эхнатон построил новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона). И всё же жрецы одержали победу. Пока Эхнатон был жив, они признавали Ато­на, но когда фараон умер, верховным богом в Египте вновь объ­явили Амона-Ра. Население страны не было готово к вере в еди­ного бога. Город Ахетатон забросили, имя фараона-мятежника предали проклятию. Борьба между жрецами и фараонами, меж­ду египетскими вельможами ослабляла Египет. В дальнейшем египетские фараоны потеряли все завоёванные земли.


0x20 q markВопросы по этому материалу:

  • Почему в Египте вспыхнуло восстание?

  • Кто и против кого организовал восстание в Египте?

  • Сравните правление Хатшепсут и правление Тутмоса III (3).

  • Каковы причины побед египетских завоевателей?

  • Как завоевательные похо­ды влияли на развитие Египта?

  • Почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Еги­пет к многобожию?

Исход евреев из Египта по небиблейским источникам — описание легенды про Исход евреев из Египта по сведениям древних греческих, римских и египетских историков.

[править] Общие сведения

Хотя в мифах про Иосифа и других детей Яакова, переселившихся в Египет, а затем, уходе из него их потомков во главе с Моисеем много безусловно сказочных мотивов, тем не менее, определённое рациональное зерно в них явно имеется.

Так, если до прихода в Египет предки израильтян носили семитские имена (Авраам, Яаков и т. д.), то в Египте у них уже были египетские имена (Иосиф, Моисей, возможно, Иссахар и Леви, ср. Ливия). Наконец, фактом является переселение израильтян из Египта в Ханаан, который евреи считали и считают своей родиной — Эрец-Исраэль — «Землёй Израиля».

Эти предания о евреях в Египте сопоставляют с фактом переселения в Египет гиксосов и хапиру и последующего их изгнания.

[править] Манефон

Иосиф Флавий[1] сохранил сведения египетского историка Манефона, который, видимо, считал, что гиксосы, это и есть евреи:

Был у нас царь по имени Тимаос. В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди происхождения бесславного, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею. И властителей ее покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно жестоко — одних убивали, а детей и жен других уводили в рабство. Наконец, и царем они сделали одного из своих, имя его Силатис. Он обосновался в Мемфисе, верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис, он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем многочисленный отряд, состоявший из 240 тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы доставлять продовольствие и денежное содержание и приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападения соседей. Он умер, царствовав 19 лет. За ним другой, по имени Бнон, правил 44 года, за ним еще один — Апахнас — 36 лет и 7 месяцев. Затем Апофис — 61 год, Ианиас — 50 лет и 1 месяц, и еще Ассис 49 лет и 2 месяца. Эти шестеро были у них первыми царями, они постоянно воевали и хотели полностью искоренить население Египта. Все их племя называлось Гиксос, то есть «цари-пастухи», потому что «ГИК» на священном языке означает «царь», а «СОС» — «пастух» и «пастухи» в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается «ГИКСОС». Некоторые говорят, что они по происхождению арабы…
Эти вышеназванные цари из так называемых пастухов, а также их преемники властвовали над Египтом 511 лет.
Затем против пастухов восстал царь Фив и цари других египетских земель, и вели с ними жестокую многолетнюю войну. В правление царя по имени Мисфрагмутос пастухи стали терпеть неудачи и повсюду из Египта были изгнаны, но закрепились в одном месте, имевшем 10 тысяч арур в окружном измерении. Оно называется Аварис. Пастухи со всех сторон обнесли его высокой мощной стеной, чтобы надежно укрыть свое имение и награбленную добычу. Сын Мисфрагмутоса Туммос во главе войска из 480 тысяч человек осадил город и попытался взять его штурмом. Но затем, отчаявшись в успехе, он отказался от осады и заключил с ними договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться, куда пожелают. И те, по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее 240 тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим.
Когда пастушеский народ ушел в Иерусалим, изгнавший их из Египта царь Тетмос царствовал после того 25 лет и 4 месяца и потом умер.

Итак, Манефон считал гиксосов жителями Иудеи и Иерусалима. Очевидно, что этот рассказ был составлен в эпоху Иудейского царства, когда его столицей был Иерусалим, хотя обычно Манифона считают жившим в III веке до н. э.

Тот же Манефон, по Иосифу Флавию, также включил в число изгнанных прокажённых: некий египетский царь Аменофис приказал изгнать из Египта всех, кто имел скверну на теле (числом в 80 тысяч человек), и приказал заключить их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы те работали там наравне с прочими египетскими заключенными. Среди них, писал Манефон, было даже несколько учёных жрецов, заражённых проказой:

С тех пор как оскверненных отправили в каменоломни, прошло немало времени, и царь пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров. Этот город по древнему преданию был посвящен Тифону. Придя туда, они получили возможность обособиться и избрали своим предводителем некого Осарсифа, жреца из Гелиополя, и дали клятву во всем подчиняться ему. Своим первым законом тот запретил поклоняться богам, воздерживаться от особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять их в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Издав эти и многие другие постановления, которые были особенно враждебны египетским обычаям, он приказал сообща соорудить оборонительную стену и готовиться к войне с царем Аменофисом. Сам же, собрав жрецов и прочих своих нечистых сограждан, решил отправить посольство к изгнанным Тетмосом пастухам в город, называемый Иерусалим. Рассказав о том, какому бесчестию подвергли его самого и других, он стал уговаривать их вместе пойти войной против Египта. Он предложил им направиться сначала в Аварис, на родину их предков, где пообещал приготовить для войска обильные запасы продовольствия, а когда будет нужно, на их стороне вступить в войну и без труда покорить им страну.
Обрадованные этим обстоятельством, те единодушно выступили в поход числом около 200 тысяч и вскоре пришли в Аварис. Аменофис, царь Египта, лишь только узнал об их появлении, впал в отчаяние, припомнив предсказание Аменофиса, сына Пааписа. Сперва, созвав население Египта и посоветовавшись с его предводителями, он приказал доставить к себе священных животных, особо чтимых в храмах, и повелел каждому жрецу укрыть почитаемые статуи богов в наиболее безопасных местах. Своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамессом по имени отца Рамзеса, он отправил к своему другу. А сам, с отборным египетским войском, насчитывавшим около 300 тысяч человек, не стал вступать в сражение с шедшими навстречу врагами, поскольку ему пришла в голову мысль, что он идет против воли богов, а повернул назад и возвратился в Мемфис. Взяв Аписа и других доставленных туда священных животных, он тотчас отправился в Эфиопию со всей своей свитой и войском, поскольку в знак благодарности эфиопский царь подчинялся ему. Тот принял радушно египетского царя и его подданных, которых его страна могла прокормить и имела достаточно городов и деревень, чтобы предоставить изгнанникам убежище на эти роковые тринадцать лет. Кроме того, к воинам царя Аменофиса он прибавил эфиопский гарнизон для охраны границы с Египтом. Так обстояли дела в Эфиопии.
А пришедшие из Иерусалима гиксосы вместе с нечистыми жителями Авариса обращались с покоренным населением настолько бесчеловечно, что их владычество для тех, кто был свидетелем их святотатства, казалось самым ужасным из всех зол. Ибо они не только сжигали дотла города и деревни и не удовольствовались разграблением храмов и осквернением статуй богов, но употребляли их для разведения огня и приготовления мяса почитаемых священных животных, причем сперва они заставляли самих жрецов и прорицателей закалывать и приносить их в жертву, а затем, раздевая их самих донага, прогоняли. Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил свое имя и стал называться Моисей.

Хотя, Иосиф Флавий и отрицает историю про прокажённых, но он не прав, говоря «никто из египтян с нами не смешивался», в самой Библии есть указания на браки израильтян с египтянами. Перед исходом, согласно Библии, евреев использовали на принудительных работах, вполне возможно, что как к иностранцам, к ним были помещены и прокажённые или какие-нибудь другие осуждённые к каторжным работам. Происхождение Моисея окутано разными легендами, хотя вряд ли он был жрецом Осириса, но египетского в нём было немало, начиная с имени. Скорее всего его отцом был еврей, а матерью египтянка — дочь фараона, если конечно отбросить сказочный мотив (ср. сказку про корзинку с Саргоном, спущенной в воды подземной реки Евфрат, и его чудесном спасении), так что, в Моисее наверное была примесь египетской крови, иначе трудно понять, как он мог расти в доме фараона почти как сын, хотя, полностью отрицать возможность его усыновления нельзя, несмотря на низкую вероятность таких чудес. Впрочем, если бы Моисей был родным сыном дочери фараона, вряд ли Библия не сообщила бы об этом (но если брака не было, а брака очевидно не было, могла и не сообщить, отношения с незамужней женщиной порицались в Библии[2]).

[править] Херемон

Следующим историком, которого привлёк Иосиф Флавий как пример египетской лжи против евреев, был историк I века Херемон Александрийский:

От Манефона я хочу перейти к разбору того, что написано Херемоном. Ведь и он утверждает, что пишет историю Египта. Подставив, как и Манефон, царя с тем же именем Аменофис и сына его Рамесса, он говорит, что «во сне Аменофису явилась Изида, которая укоряла его за то, что в ходе войны был разрушен ее храм. Ученый жрец Фритифант сказал, что, если он очистит Египет от людей, имеющих скверну, страхи его прекратятся. Собрав 250 тысяч оскверненных, он изгнал их. Предводительствовал ими книжник Моисей и Иосиф, также священник и книжник. По-египетски звали их: Моисея — Тисифен, Иосифа — Петесеф. Придя в Пелузий, они нашли там 380 тысяч человек, оставленных Аменофисом, которых царь не пожелал пускать в Египет. Заключив с ними союзнический договор, они пошли на Египет войной. Не ожидавший их прихода Аменофис бежал в Эфиопию, бросив беременную жену. Она, скрываясь в каких-то пещерах, родила сына, по имени Рамесс, который, достигнув совершеннолетия, прогнал евреев числом около 200 тысяч в Сирию и дал возможность отцу возвратиться из Эфиопии».

Интересно, что Херемон, вопреки современным лингвистам, не считал имена Иосиф и Моисей египетскими. Это говорит о том, что эти имена стали следствием египетско-семитского наречия.

В сообщении Херемона мы видим тот же мотив: местные больные соединились с некими внешними завоевателями.

[править] Апион

Больше всего Иосиф Флавий критикует Апиона, египетского историка I века до н. э., который в своей третьей книге «Египетской истории» утверждал следующее:

Моисей, как я слышал от египетских старцев, происходил из Гелиополя. Делая вид, что следует отеческим обычаям предков, он ввел молитвы под открытым небом на всех городских стенах, сколько их есть, и обратил весь город на восток, поскольку и город бога Солнца расположен таким же образом. Вместо обелисков он установил столбы, у подножья которых была изображена ладья, при этом тень от вершин падала на нее так, что она совершала тот же путь, что и солнце по небу.

Далее Иосиф Флавий пишет:

Что же касается времени, когда Моисей вывел из Египта тех самых прокаженных, слепых и хромых, то я не сомневаюсь в том, что этот достовернейший ученый повторяет писавших до него. Ибо Манефон свидетельствует, что евреи переселились из Египта в царствование Тетмоса, за триста девяносто три года до бегства Даная в Аргос, Лисимах в свою очередь — что это случилось при царе Бокхорисе, то есть на 1 700 лет раньше, Молон же и некоторые другие — как им вздумалось. Апион же, который без сомнения достоин доверия большего, нежели все остальные, определил исход с точностью — временем седьмой Олимпиады, и в первом ее году, говорит он, финикияне основали Карфаген. При этом он упоминает о Карфагене, полный уверенности в том, что это послужит ему неоспоримым доказательством его правоты, и ему невдомек, что тем самым он изобличает самого себя. Ведь если верить финикийским письменным свидетельствам об основании этого города, то в них говорится, что царь Хиром правил задолго до основания Карфагена, многим ранее, чем те 150 лет, о чем выше я уже приводил свидетельства финикийских источников, когда говорил о том, что Соломону, построившему Иерусалимский храм, Хиром был другом и во многом помог ему при создании храма. Собственно же Соломон спустя шестьсот двенадцать лет после исхода евреев из Египта построил храм. Назвав не глядя то же число изгнанников, что и Лисимах (он говорит, что их было 110 000 человек), он приводит до удивления убедительное объяснение, почему суббота называется так, а не иначе. «Шесть дней находясь в пути, — говорит Апион, — они заболели бубонами, и по этой причине на седьмой день остановились, найдя убежище в стране, именуемой ныне Иудея, и назвали этот день субботой, сохранив египетское слово, ибо заболевание бубонами египтяне называют саббатосисом.

[править] Тацит

Римский историк Тацит повторяет египетские предания:

Неко­гда на Еги­пет напа­ла зараз­ная болезнь, от кото­рой тело чело­ве­ка ста­но­ви­лось без­образ­но. Царь Бок­хо­рис обра­тил­ся с моль­бой о помо­щи к ора­ку­лу Аммо­на и услы­шал в ответ, что стра­ну следу­ет очи­стить, высе­лив в чужие зем­ли людей, навлек­ших на себя гнев богов. Когда их разыс­ка­ли, собра­ли ото­всюду и выве­ли в пусты­ню, они впа­ли в отча­я­ние и не в силах были дви­гать­ся. Тогда один из изгнан­ни­ков, по име­ни Мои­сей, стал убеж­дать осталь­ных не про­сить помо­щи ни у богов, ни у людей. «И те, и дру­гие, — гово­рил он, — отсту­пи­лись от вас. Поло­жи­тесь же на самих себя и знай­те, что вождь небес­ный направ­ля­ет ваш путь; едва лишь он подаст вам помощь, как вы тут же суме­е­те изба­вить­ся от нынеш­них бед­ст­вий». Все согла­си­лись и, не зная пути, побре­ли по пер­вой попав­шей­ся доро­ге. Вско­ре, одна­ко, жаж­да, мучив­шая их, ста­ла невы­но­си­мой, и они упа­ли на зем­лю, чув­ст­вуя при­бли­же­ние смер­ти. В эту мину­ту они увиде­ли, что на вер­ши­ну ска­лы, сто­яв­шей в тени густой рощи, взби­ра­ет­ся ста­до диких ослов. Мои­сей дога­дал­ся, что там, где есть тра­ва, долж­на быть так­же и вода, пошел вслед за ста­дом и обна­ру­жил боль­шой род­ник. Вода облег­чи­ла стра­да­ния пут­ни­ков, и они шли шесть дней, не оста­нав­ли­ва­ясь, на седь­мой же при­шли в некую зем­лю, захва­ти­ли ее, изгнав людей, ее возде­лы­вав­ших, и осно­ва­ли здесь город и храм[3].

[править] Юстин — Трог

Римский историк Юстин сообщает:

Родина иудеев – область Дамаска, знаменитейшего сирийского города, откуда происходили и ассирийские цари и царица Семирамида. Город получил свое название от царя Дамаска, в честь которого сирийцы чтут как святилище гробницу супруги его Атараты и считают ее с тех пор богиней высочайшей святости. После Дамаска царем был Азель, вскоре затем – Адор, Авраам и Израиль. Израиль прославился более, чем его предки, благодаря счастливому появлению на свет десяти сыновей. Израиль разделил [свой] народ на десять царств, передал их сыновьям, всех назвал иудеями по имени Иуды, который умер уже после раздела, и повелел всем почитать память Иуды, доля которого присоединилась [к долям] всех [остальных].
Самым младшим по возрасту среди братьев был Иосиф. Братья боялись его из-за его выдающегося ума, тайно схватили его и продали странствующим купцам. Те увезли Иосифа в Египет, где он благодаря своему тонкому уму усвоил искусство магии и скоро стал любимцем самого царя. Ибо он был в высшей степени искусен в разъяснении смысла знамений и первый положил начало толкованию снов. Казалось, что для него нет ничего неизвестного в области законов божеских и человеческих, так что он за много лет предугадал даже неурожай, и весь Египет погиб бы от голода, если бы по его совету царь не приказал в течение долгого времени делать запасы темных плодов. Мудрость его советов была столь велика, что казалось, будто их изрекает не человек, а божество. Сыном Иосифа был Моисей, которому отец передал в наследство, кроме своей мудрости, телесную красоту.
Но египтяне, когда заболели чесоткой и проказой, предупрежденные прорицаниями, вместе с больными изгнали из пределов Египта и Моисея, чтобы зараза не распространялась дальше. Моисей, став вождем изгнанников, похитил и унес с собой египетские святыни. Когда же египтяне попытались вернуть свои святыни оружием, бури заставили их вернуться домой. Моисей, вернувшись на свою исконную родину, в область Дамаска, занял гору Синай. Когда Моисей дошел, наконец, до этого места, истомленный, как и весь его народ, семидневным голодным переходом по аравийским пустыням, он на вечные времена посвятил посту седьмой день, который, по обычаю [этого] племени, называется субботой, ибо этот день положил конец и их голоду и их странствиям. И так как иудеи помнили, что их изгнали из Египта из страха перед заразой, то, чтобы не стать по той же причине предметом ненависти у местных жителей, они воздерживались от общения с чужеземцами. Это обыкновение, вызванное [указанной] причиной, мало-помалу превратилось в государственное и религиозное установление.
После Моисея был избран в цари сын его Арруас, жрец, посвященный в египетские таинства. С тех пор у иудеев всегда было в обычае, чтобы цари были в то же время жрецами, и правосудие, тесно связанное с религией, придавало им невероятную мощь[4].

[править] Страбон

Географ Страбон писал, что жители Иудеи — смешавшиеся арабы, финикийцы и египтяне, и что Моисей был египетским жрецом:

Что каса­ет­ся Иудеи, то у ее запад­ных гра­ниц в сто­ро­ну Касия нахо­дят­ся область иду­ме­ев и озе­ро. Иду­меи — это наба­теи, изгнан­ные оттуда вслед­ст­вие вос­ста­ния; они при­со­еди­ни­лись к иуде­ям и пере­ня­ли их обы­чаи. Бо́льшую часть при­мор­ской обла­сти зани­ма­ют озе­ро Сир­бо­нида и при­мы­каю­щая к нему стра­на до Иеру­са­ли­ма, так как город нахо­дит­ся неда­ле­ко от моря. Дей­ст­ви­тель­но, как я уже ска­зал, город виден из гава­ни Иопы. Эта область лежит к севе­ру. Как вооб­ще в этой стране, так и в каж­дой отдель­ной мест­но­сти насе­ле­ние сме­шан­ное из еги­пет­ских, араб­ских и фини­кий­ских пле­мен. Тако­вы оби­та­те­ли Гали­леи, Гиери­кун­та, Фила­дель­фии и Сама­рии (кото­рую Ирод [Вели­кий] назвал Себастой). Хотя насе­ле­ние здесь, таким обра­зом, раз­но­шерст­ное, но пре­об­ла­даю­щее [из заслу­жи­ваю­щих дове­рия] ска­за­ний о иеру­са­лим­ском хра­ме изо­бра­жа­ет пред­ков так назы­ва­е­мых теперь иуде­ев егип­тя­на­ми.
Мои­сей, один из еги­пет­ских жре­цов, вла­дел частью так назы­ва­е­мо­го Ниж­не­го Егип­та. Недо­воль­ный суще­ст­во­вав­шим там поло­же­ни­ем дел, он пере­се­лил­ся в Иудею в сопро­вож­де­нии мно­го­чис­лен­ных почи­та­те­лей боже­ства…
Мои­сей убедил нема­лое чис­ло разум­ных людей и увел их вме­сте с собой в то место, где теперь нахо­дит­ся посе­ле­ние Иеру­са­ли­ма[5].

[править] Лисимах

Иосиф Флавий с негодованием приводит сведения некоего Лисимаха:

При египетском царе Бокхорисе еврейский народ, зараженный проказой, чесоткой и еще какими-то болезнями, стал стекаться в храмы, чтобы просить там подаяния. Когда заболело множество людей, в стране случился неурожай. Бокхорис, царь Египта, послал к оракулу Аммона узнать о причинах неурожая. Бог повелел ему очистить святилища от безбожников и нечестивцев, изгнав их из храмов в пустыню, а больных проказой и чесоткой — утопить, поскольку богу Солнца не угодна их жизнь; затем очистить святилища, и тогда земля снова будет плодоносить.
Получив оракулы, Бокхорис созвал жрецов и служителей алтарей и приказал им произвести отбор среди нечистых, чтобы одних передать воинам, которые отведут их в пустыню, а прокаженных обернуть в свинцовые листы и бросить в море. Прокаженные и чесоточные были утоплены, а остальные схваченные нечестивцы были удалены в пустыню, чтобы там погибнуть. Но, собравшись вместе, они посоветовались о том, что им делать, и, когда наступила ночь, разложили костры, зажгли факелы и остались в живых; следующую ночь, проведя в посте, они стали молить богов, чтобы те спасли их.
На другой день некто Моисей посоветовал им рискнуть пойти наугад, пока не выйдут к каким-нибудь селениям, и повелел им из людей никого не жалеть и не испытывать к ним никаких добрых чувств, а только ненависть, и разрушать храмы и жертвенники богов, которые встретятся им на пути.
Единодушно согласившись исполнить это приказание, они двинулись через пустыню и не без потерь достигли населенных мест. Над людьми они творили всякие бесчинства, святилища богов грабили и сжигали и, наконец, пришли в страну, которая называется теперь Иудея. Там они основали город и поселились в нем. Этот город получил название Иеросила в напоминание об их святотатстве. Впоследствии, когда со временем они приобрели могущество, чтобы избежать упреков, они изменили название; город стал называться Иерусалим, а сами они иерусалимляне.

Отметим, что Лисимах, как и предыдущие говорит о том, что евреи совершали грабежи и разоряли Египет, что укладывается как в предания о гикососах, так и возможно имеет параллель и с нападениями народов моря (см. ниже).

[править] Диодор — Гекатей

На Египет нападали не только гиксосы, но и народы моря. Хотя обычно, они считаются выходцами из Греции, остров Средиземного моря и некоторых частей Малой Азии, но нельзя исключать, что среди народов моря могли быть и семиты.

Одним из народов моря были данайцы, названные так по имени Даная.

Диодор Сицилийский и Гекатей Абдерский, говоря про исход евреев, упоминали и Даная:

Теперь, когда мы собираемся изложить войну против евреев, мы считаем целесообразным дать сначала краткий отчёт о возникновении нации от её истоков, и обычаи, наблюдаемые среди них.
Когда в древние времена мор возник в Египте, простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо в самом деле из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления. Таким образом местные уроженцы предположили, что если они не удалят иностранцев, их проблемы никогда не будут решены.
Поэтому немедленно чужаки были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм.
Но большинство были изгнаны туда, что сейчас называется Иудей, что недалеко от Египта и в то время было совершенно безлюдно.
Переселенцев возглавлял человек по имени Моисей, выдающийся как своей мудростью, так и мужеством. На захваченной земле он основал, кроме других городов, один в настоящее время самый известный из всех, называемый Иерусалим. Кроме того, он учредил храм…
Он вёл военные походы против соседних племён, а после присоединения многих земель, распределил их, назначая равные наделы для частных лиц и большие оных для священников[6].

Если интерпретировать текст так, что включение в описание исхода евреев обозначены, как их часть, Кадм и Данай, и те, кто с ними переселился в Грецию, то, следовательно, существовала традиция о том, что во-первых Данай связан с финикийцем Кадмом, во-вторых, не является таким образом греком, в-третьих, является евреем.

Возможно, данайцы — это колено Дана, тем более что есть указание очень древней Песни Деборы, в которой ясно говориться, что данитяне имели корабли. По египетским памятникам, данайцы обрушивались и на Египет.

Относительно Кадма надо отметить, что он был сыном Агенора, легендарного царя Тира, города, который согласно книге Иисуса Навина считался частью колена Ашера. Особенно сильны были связи Тира с Израильским царством.

Связь между финикийцами и гиксосами подтверждает Африкан: «15-я династия пастухов. Они были финикийцы, иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город в Сефроитском номе, опираясь на который, владели египтянами». Финикийцы были морским народом, и основали ряд колоний на островах Эгейского моря и в самой Греции.

[править] Общие выводы

Таким образом, совокупность античных сведений вне Библии показывает следующее:

  1. В давние времена в Египет вторглись завоеватели — гиксосы.
  2. После изгнания из Египта, гиксосы переселились в Южный Ханаан (возможно, включая Иудею).
  3. Гиксосы населяли Аварис.
  4. После падения власти гиксосов евреев заставили работать на каменоломнях.
  5. Часть египтян присоединилась к евреям.
  6. Среди присоединённых к евреям было немало изгнанных прокажённых.
  7. Евреи разорили и разграбили часть Египта.
  8. Часть евреев из Египта ушла не в Иудею, а, вместе с Кадмом и Данаем, в Грецию.

В последней легенде отразился факт финикийской колонизации Греции.

Вероятно, в Египте происходили время от времени изгнания больных, например, во время эпидемий. Со временем, воспоминания об этих изгнаний прокажённых соединились с преданиями об изгнании гиксосов и исходе евреев.

По поводу Авариса следует сказать, что этот город находился в регионе Гесем, про который Библия говорит: «в земле Гесем, где жили сыны Израилевы».

Однако полное тождество евреев и гиксосов не соответствует действительности: израильтяне (ханаанцы) были лишь частью вторгнувшихся в Египет племён, среди которых были и амореи, хурриты и т. д.

Слова о том, что евреев заставляли выполнять разные работы подтверждает и Библия, в книге «Исход» сказано, что египтяне поставили над израильтянами «начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами», они построили «фараону Пифом и Раамсес, города для запасов».

Библия подтверждает, что евреи разоряли Египет, так в «Исходе» говориться: «Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян».

Касаемо египетского происхождения Моисея, то конечно это поздняя легенда, возникшая во времена, когда египтяне при Птолемеях узнали содержание Библии. Видимо, египтяне решили тогда объявить Моисея своим соплеменником, на что впрочем имели право: безусловно Моисей был в значительной степени египтянином, хотя бы по месту рождения и воспитанию. Но вряд ли Моисей был египтянином по крови, трудно поверить, что израильтяне стали бы признавать своим лидером иноплеменника. В Библии сообщается, что Моисей был израильтянином. Правда воспитывала его египтянка, дочь фараона, но указаний, что она была его матерью в Библии нет, хотя теоретически, «дочь фараонова» могла родить вне брака, а отцу сказать, что нашла корзинку с ребёнком. Египтянка же и дала имя ребёнку «Моисей» (от египетского корня msy, означающего «сын», ср. Рамсес, то есть «сын /бога/ Ра» или «рождённый /богом/ Ра»).

Тем не менее, предположение, что Моисей был сыном египтянки от израильтянина — основано не на Библии, а на логическом предположении, что дочь фараона не стала бы без причины усыновлять еврейского ребёнка.

Впрочем, Библия говорит:

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей…
…Он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его[7].

Таким образом, именно дочь фараона назвала ребёнка msy («сын», мало что меняет, если имя означает «рождённый»), следовательно, он и был её сын (если бы Моисей был бы приёмный сын, его бы звали, вероятно, «Сенмут»). Видимо поэтому, египетские историки считали Моисея соплеменником, но они не учли, что «дочь фараона» не скрывала от Моисея, что его отец израильтянин, даже кормилицы Моисея были еврейками, и Моисей стал израильтянином, а не египтянином.

В талмудической легенде дочь фараона, якобы приемная мать Моисея, изображена верной прозелиткой, которая пришла к реке омыться и очиститься от идолопоклонства дома отца своего и стала «Батией», נתיה‎, «дочерью Бога»[8].

В других местах Библии говориться, что израильтяне женились на египтянках, например, Авраам имел египтянку-наложницу Агарь, а пользовавшийся успехом у египтянок Иосиф имел жену-египтянку Аснат, дочь жреца Потифера, от которой произошли колено Эфраима и колено Менаше («родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского»[9]), упоминается и «сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина»[10], очевидно за века в Египте евреи сильно смешались с местными жителями, так что нечего невозможного в смешанном еврейско-египетском происхождении Моисея нет, тем более, что женой самого Моисея была эфиопка.

Вероятно, евреи смешивались с египтянами и другими народами Египта (народами моря, берберами-ливийцами, гиксосами), отсюда очевидно и разделение на колена Израилевы, хотя всё же потомки хананеев преобладали, так как именно Ханаан израильтяне считали своей страной. Ханаан израильтянам пришлось, правда, завоёвывать.

[править] См. также

  • Изгнание гиксосов из Египта
  • Проблема происхождения израильтян от гиксосов

[править] Источники

  1. О древности еврейского народа. Против Апиона
  2. Иова, 31, 1
  3. История, V
  4. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», XXXVI
  5. География, XVI
  6. Историческая библиотека, 40.
  7. Исход, 2
  8. Сота, 12б; Мег., 13а; Schem. rab., Ι, 27; Wajik. rab., Ι, 3
  9. Бытие, 46
  10. Левит, 24, 10

Урок №____

 Предмет: История

 Класс: 5

Дата проведения урока:_____________

Тема урока: Военные поход фараонов

Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить
    формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего
    Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска
    Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
  2. Развивающие: продолжить
    формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять
    таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на
    основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать,
    что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный
    материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма
    Амона-Ра в Фивах.
  2. Слайд-шоу
    “Военные походы египетских фараонов”

Оформление доски:

  1. Тема
    урока на левом (для учителя) крыле доски
  2. Экран
    для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  3. В
    ходе урока на правом крыле доски может быть написана дата военных походов
    Тутмоса III.

Ход
урока

1. Организационный
момент.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо
наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема
урока, показанная на первом слайде презентации.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса.
При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором
последовательно появляются вопросы:

  • Как
    жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому
    подчинялись вельможи?
  • Какие
    поручения давал вельможам фараон?
  • Кто
    подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные
вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ
    о жизни египетского вельможи
  • вельможи
    подчинялись фараону
  • Виды
    службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за
    работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение
    поручений фараона).
  • писцы,
    стражники, воины.

3. Изучение новой темы

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую
презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается
подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”,
предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе.
Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь
последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть
следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а
заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто
становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его
войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э.
страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и
Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили
египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские
фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали
каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия
использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота
делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя
были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную
или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте
встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с
закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с
нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая
колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах.
Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских
конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы
шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего
противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука
или метал дротики”.

Физкультминутка

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися
таблица
, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся
предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить
по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов
учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7.
В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и
Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать
возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько
разных целей завоевательных походов в этот регион.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа
о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В
презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из
летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим
боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали
стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои
золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И
вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество
врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные
колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное
войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая
славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу
его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой
страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы
испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что
велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были
приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом,
бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую
    роль играл в битве фараон?
  2. Что
    вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите,
    был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед
    собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на
текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9,
показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения
фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона,
на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.

Высвечивается на экране на слайде 10.

Рефлексия

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Поход на нубию рассказ
  • Поход на рынок сочинение
  • Поход в школьный музей сочинение
  • Поход за земляникой сочинение
  • Поход на концерт сочинение