«Сказка о золотом петушке» – последняя из стихотворных сказок А.С. Пушкина .
Александр Сергеевич Пушкин – автор знакомой из детства сказки о волшебном петушке, заимствовал ее сюжет из новеллы «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга. Это открытие сделала поэтессе А.А. Ахматова в своей литературоведческой работе «Последняя сказка Пушкина». Хотя до сих пор есть литературные критики и историки литературы, которые утверждают, что сюжет для своей сказки Пушкин придумал сам.
Анализ сказки Пушкина о золотом петушке
Элемент народных песен, былин и сказок пронизывал всю творческую жизнь А. С. Пушкина. Народная поэзия окружала гениального поэта с детства. В течение 20 лет он занимался разработкой и написанием различных сказочных сюжетов.
Пушкинские сказки – это не пассивный рассказ, не просто веселые приключения героев с интригующей любовью, а также освещение в тексте социальных вопросов. От народных сказок произведения Александра Пушкина отличаются, прежде всего, поэтикой и досконально проработанной сюжетной линией. Все они написаны в стихотворной, легко запоминающейся форме на подлинном народном языке.
А. С. Пушкин, подобно сказочникам, разнообразит сюжеты, добавляя новых вымышленных героев, заимствуя что-то из русского и зарубежного фольклора, создает новую русскую сказку, но сохраняет ее национальные особенности. Ничего подобного до него не было написано. Почти все сказки, которые взрослые знают с детства, и возвращаются к ним снова, когда вырастают их собственные дети и внуки, — это сказки Пушкина.
Пословицы и поговорки из сказок Пушкина
А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:
Сказка о рыбаке и рыбке
- Дурачина ты, простофиля!
- Поделом тебе, старый невежа.
- Чего тебе надобно, старче?
- Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане
«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:
- Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
- Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
- Кабы я была царица.
- Растет ребенок … не по дням, а по часам.
Сказка о попе и работнике его Балде:
- Ест за четверых, работает за семерых.
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Аннотация к сказке
И все-таки о чем же сказка? Как правдива история о царе Дадоне и как актуальна она для современности. В сказке изображена фантасмагорическая картина — гибель сказочной страны, исчезновение царской династии. Пушкин-провидец еще в 1834 году описал историческое крушение Российской империи. В конце этой сказочной истории лишь груды трупов, над которыми летает ворона. Сказка содержит совет и урок для тех, кто выжил:
- не позволяй разжигать войну, особенно братоубийственную.
- держи свои обещания, иначе будешь жестоко наказан.
Сказка о золотом петушке краткое содержание
Храбрый и хитрый царь Дадон в молодости был задирист и не щадил соседей. Он никого не жалел, вел агрессивные войны. Повзрослев, постарев, правитель устал и жаждал покоя. Но не тут-то было. Соседи, почуяв слабость государственного правления, стали нападать на ослабевшую страну. Старый государь не знал, как защитить свою державу от вражеских набегов.
Поэтому решил прибегнуть к волшебству. Для чего старый правитель обращается за помощью к астрологу-звездочёту. Этот шаг, как выяснилось позже, окажется роковым, как для царя, так и для волшебника.
Сначала все пошло хорошо. Царь Дадон получил от звездочета в подарок волшебного золотого петушка. При этом загадочный астролог платы за диковинную птицу не взял, а попросил исполнить лишь одно желание, которое озвучит позже. Эта птица обладала уникальной способностью, она могла заранее предупреждать о возможных проблемах и неприятностях. Лишь только кто-нибудь из врагов задумает нарушить границу дадонового государства, птица почувствует беду и предупредит о ней. Петушок тут же встрепенётся и, повернувшись в нужном направлении, громко сообщает жителям «мирно дремлющей» страны, откуда идут неприятности. Таким образом, стареющий монарх вовремя мог сориентироваться и выслать свое войско в нужном направлении для защиты границ государства, предупредив внешнее нападение врагов.
Но внезапно опять начались проблемы. Сначала уезжает старший сын с дружиною на войну. Затем младший. Однако предчувствие беды не оставляет петушка в покое. Он опять оповещает жителей государства, о приближении врага. Теперь сам царь вынужден отправиться в поход.
И что он видит после нескольких дней пути? Поле брани, погибшую дружину, мертвых сыновей. Причем сыновья погибли, сражаясь между собой. А посредине поля битвы стоит загадочный шатер. Царь подходит к нему, полог откидывается, и из шатра выходит распрекрасная дева. Увидев шамаханскую царицу, престарелый государь тут же забывает о своем горе, о погибших сыновьях и влюбляется в загадочную девицу.
В конце концов, после любовных утех, царь возвращается домой вместе с шамаханской царицей. Он вновь чувствует себя молодым. Он влюблен и счастлив. Однако неожиданно появляется волшебный звездочет и требует платы за золотого петушка. В награду он хочет получить раскрасавицу царицу. Царь рассержен и в порыве гнева убивает волшебника. В ответ на это золотой петушок слетает со своего насиженного места, подлетает к царю и клюет Дадона в темя, чем убивает престарелого правителя. При этом легкомысленная девица царица сама бесследно исчезает.
Пословицы к сказке «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)
***
Сказка о золотом петушке принадлежит перу великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Это написанный в новаторской для современников автора, очень живой, красочный, проникнутый глубоким смыслом и символизмом текст. Вышедшее в свет как сказка для детей, сегодня это произведение – скорее, притча для тех редких взрослых, кто не только продолжает читать классику, но и хорошо воспринимает и разумеет поэзию. Потому как современному читателю, воспитанному на произведениях массовой культуры, стиль Пушкина, в большинстве своём, покажется излишне вычурным, неспешным и малопонятным.
Но, в нижеследующей статье сказка будет выглядеть гораздо проще и понятнее. А украшение пересказа пословицами сделает его ещё красочнее и точнее.
Итак, начнём.
В общем, жил-был в тридесятом царстве славный царь Дадон. По молодости царь-государь любил показать соседям, кто на территории хозяин да у кого войско сильнее. Сильно натерпелись от царя-забияки соседние государства. Как говорят украинцы: «Кому война – верёвка, а кому – дойная коровка». Но, увы, всему в этом мире однажды приходит конец. Пришёл конец и дадоновому тщеславию: как царь постарел и захотелось ему покоя.
Но не тут-то было! Соседи быстренько всё поняли и дружною толпою накинулись на царство постаревшего завоевателя. Как говаривают в Мордовии, «Где справедливость, там и правда». Царю пришлось непомерно увеличить своё и так большое войско. Военачальники, вроде бы, работали отлично, слаженно, врагов стабильно побеждали, – но перед поражением агрессоры, всё же, успевали нанести большой вред дадоновым землям и подданным. Да и армия, какая бы она большая ни была, иногда не успевала вовремя реагировать на все акты агрессии соседей. Старый правитель очень переживал по этому поводу: часто мучился бессонницей, а иногда даже плакал.
Совершенно впав в отчаяние, Дадон решил обратиться за помощью к известному «мудрецу, звездочёту и скопцу». Несчастный царь послал к этому человеку «гонца с поклоном». Как говорится у кумыков, «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдёт».
Мудрец, естественно, приехал. Представши пред государевы очи, он показал Дадону золотого механического петушка. И велел этого самого петушка посадить на спицу на крыше самого высокого здания царства. Работал этот механический сторож таким образом: если на земли Дадона никто не нападал, то петушок сидел смирно, а если с какой-то стороны царю следовало ожидать нападения, набега или ещё какой беды, то птица кричала и оборачивалась в направлении неприятеля или опасности.
Дадон, понятное дело, «растаял». Думал, все его проблемы решатся разом. Русские в таких случаях говорят: «До лысины дожил, а ума не нажил». И, будучи очень глубоко благодарным мудрецу, сначала посулил тому горы золота. Звездочёт отказался. Дадон ответил: раз так, значит, я исполню первое, что ты у меня попросишь. На это мудрец с радостью согласился.
Петушка посадили на спицу и он, так сказать, приступил к несению службы. Справлялась механическая птичка на отлично. Если кто где через дадонову границу с недобрыми намерениями переходил, петушок тут же оборачивался в то место, хлопал крыльями и кричал: «Кукареку! Царствуй, лежа на боку!» По прошествии времени даже неугомонные соседи, все как один, присмирели – снова стали опасаться пожилого завоевателя. А Дадон с радостью зажил спокойной жизнью.
Прошло несколько лет. Петушок ни разу не пошевелился. Как вдруг… Очень рано утром птица закричала, обратившись в сторону востока. Поначалу народ впал в панику, но царь и чиновники всех вскоре успокоили. На восток было отправлена рать под предводительством наследника престола.
Пролетает неделя и ещё один день. От защитников – ни одной весточки. Петух-сторож снова кричит-заливается. Дадон посылает туда же второе войско, которым предводительствует уже его меньшой отпрыск. Опять безрезультатно ждут семь дней и ещё один. И снова петушок заливается криком. Собрав остатки войска, Дадон собственноручно ведёт их на восток, хоть и не видит в этом особого смысла.
Войско продвигается на восток в спешке, не останавливаясь на привал. Ищут пропавших, но не находят ни лагеря, ни побоища, ни надгробий. К вечеру восьмого дня войско царя приходит в гористую местность. В глубоком ущелье между высокими горами они видят шёлковый шатёр. Вокруг шатра – побитое войско. А внутри…: его сыновья, оба мёртвые, без доспехов, лежат, вонзивши мечи друг в друга. Завыл от горя Дадон, запричитал. Все остальные подхватили…
Вдруг шатер открылся – и оттуда появилась Шамаханская царица, как всегда, прекрасная и опасная. Посмотрела Дадону в глаза – и тот через секунду забыл о мёртвых детях, ослеплённый колдовской красотой. Волшебница взяла царя за руку, отвела в свой шатёр, напоила, накормила, спать положила. Так продолжалось ровно неделю.
А по прошествии недели государь с войском и молодой женой отправился в обратный путь. На въезде в столицу их встречало целое море людей. В этом «море» Дадон увидел давнего знакомого, скопца, который смастерил золотого петушка.
Спросил правитель мудреца, чего тот желает. И мудрый старец ответил: «Твою суженую, царицу Шамаханскую». Дадон остолбенел от неожиданности – он готов был исполнить что угодно, но не это. Как говорится, «Сытый бранится при виде котелка». Попробовал откупиться от старого мага, посулил ему чины, золото, земли, – но тот ничего не взял. Мудрец менять желание отказался. Царь взбеленился и велел старому знакомому убираться, пока цел, а потом ударил мага жезлом по лбу – и тот умер на месте. Толпа испуганно заахала – а царица всё громче смеялась.
Въехали в столицу. Сильно встревоженный Дадон с собой совладал и снова мило улыбался суженной. И тут произошло нечто необычайное: петушок взлетел со своего высоченного насеста, опустился Дадону на темечко, клюнул царя – и убил. А Шамаханская царица вдруг растворилась в воздухе, будто бы её и не бывало.
.
*** Авторский материал — копирование статьи запрещено
.
На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Золотой петушок», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным; краткое содержание сказки «Золотой петушок».
.
План пересказа «Сказки о золотом петушке»
- Звездочет и его подарок.
- Золотой петушок на службе у царя.
- Тревожный знак.
- Пропали сыновья Дадона вместе с дружиною.
- Царь сам идет в поход.
- Дадон в шатре.
- Звездочет погибает.
- Месть Золотого петушка.
Сказка о золотом петушке главные герои
Основные сказочные герои:
- царь Дадон,
- звездочет.
Царь Дадон
Бурная молодость, которую вел глупый царь Дадон, ничему его не научила. Он не заключал мирных договоров с соседями, а только постоянно воевал. Он не чувствовал раскаяния в грехах своей юности. Он не изменился и в старости. Ленивый и небрежный, он считал, что всегда был прав в любой ситуации.
Чтобы править страной, необходимо постоянно быть начеку. А если ты обленился и хочешь жить в покое, то решить проблему защиты государства может только чудо. Вот и появился звездочет и его петушок. Однако по старинке жители государства считали именно царя гарантом их спокойствия и благополучия. Царь был украшением государства, но на самом деле он был бесполезен.
Царь Дадон отрицательный или положительный образ в сказке? В юности монарх был грозен, в старости — ленив. Это была не мудрая старость, когда нажитый опыт и знания тратятся на благо государства, а праздное существование. Вроде бы Дадон и проявляет свои положительные качества, когда отправляется на защиту своего государства. Однако, как можно симпатизировать царю, который
- не оплакивает свое горе при виде убитых сыновей, а забывается в любовных объятьях «ветреной» царицы,
- не выполняет обещание при оплате за востребованный долг,
- убивает невинного человека.
Зло коренится в самодержавии, — утверждал Пушкин и призывал читателя к самостоятельному изучению его произведения. Вероятно, поэтому последние строки были удалены в первом издании при опубликовании.
Звездочет
Старый ученный, способный решить житейские проблемы царя. К деньгам волшебник равнодушен. Однако красота шамаханской царицы его прельщает и в обмен на золотого петушка, он требует у Дадона раскрасавицу девицу. Образ мудрого старика Пушкин изобразил поверхностно, он необходим был, чтобы подчеркнуть негативные черты характера главного героя «Сказки о золотом петушке» царя Дадона.
Характеристика второстепенных персонажей
Золотой петушок
Золотой петушок – птица яркая, блестящая и солнечная. В славянских верованиях петухи могут отпугивать злых духов, поэтому их вышивали на одежде, рисовали на домах, делали флюгеры и «коньки» крыш в виде птиц. Именно поэтому, по сюжету сказки Пушкина, золотой петушок решает вопрос справедливого возмездия. Видя, что царь расплатился со звездочетом злом, волшебная птица слетела со своего флюгера, клюнула царя в макушку и улетела.
Шамаханская царица
Пушкин сравнивает восточную красавицу с Солнцем, а царя — с птицей ночи. Это означает, что царь стар и дни его сочтены. Увидев ее, царь забыл о смерти своих сыновей. Он пировал с ней и отвез ее в столицу. Красивая девица волшебным образом имеет власть над людьми:
- над молодыми царскими сыновьями, которые забыли свое родство и убили друг друга,
- над седым царем,
- над волшебником, что требовал обещанной компенсации за петушка.
Все были влюблены и все были убиты. Роковая красавица была легкомысленна и коварна. Никого не любила и сеяла вокруг себя лишь горе и ненависть.
Сюжет
Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.
Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.
Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.
Краткое содержание сказки
Грозный царь Дадон в старости хотел отдохнуть от ратных дел. Но враги все чаще стали досаждать царю, потерявшему былую силу. Один мудрец подарил Дадону золотого петушка, который предупреждал царя о приближении неприятеля. За ценный подарок Дадон обещал исполнить любое желание мудреца. Теперь был спокоен Дадон. Мудрая птица стояла на страже и вовремя извещала об опасности. Какое-то время враги не осмеливались нападать на Дадона. Но вот закукарекал петушок, повернувшись в восточную сторону. Послал Дадон старшего сына с войском на восток. Не получив от него никаких вестей, послал ему на помощь младшего. Потом собрал войско Дадон и сам отправился на войну. Попал он в сети прекрасной искусительницы – Шамаханской царицы, из-за которой его сыновья друг друга убили. Ослепленный неземной красотой, Дадон остается семь дней в шатре красавицы, затем вместе с ней возвращается домой. Тут к правителю явился мудрец и напомнил про его обещание. Потребовал хитрый старик отдать красавицу ему. Дадон рассердился, ударил мудреца так, что тот упал замертво. Подлетел золотой петушок к царю, клюнул его в темя, царь испустил дух. В тот же миг и петушок, и царица исчезли. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Отзыв
В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.
Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.
Говорят, люди не меняются. Они могут играть роли, притворяться, пытаться быть кем-то другим для себя и для других, но их суть останется неизменной. Многие философы и мыслители подчеркивали в своих цитатах главный момент: люди не меняются!
Воспитанный с детства
Характер и привычки каждого человека задаются в детстве. Есть известная фраза «Все мы из детства». Моральные принципы, взгляды и характеристики характера с раннего возраста укоренились в человеке и постепенно закрепляются по мере его роста. Каждый человек может изменить свое мнение или отношение к личности на основе особых убеждений, но в целом внутренняя структура человека останется прежней. Считается, что только под влиянием серьезных причин человек имеет свойство меняться.
Популярный лозунг «люди не меняются» отнимает всякую надежду у тех, кто действительно пересмотрел свою жизнь и решил кардинально измениться. Есть ли шанс начать заново и полностью изменить своего персонажа?
Эрнст Фейхтерслебен хорошо сказал о неизменной природе человека:
Никто не может измениться, но каждый может стать лучше.
Поистине чудесная мысль! Кем бы ни был человек: вспыльчивым, обидчивым, трусливым, высокомерным — он может бороться за свое личное совершенствование. Научиться прощать обиды, сдерживать гнев, справедливо относиться к людям — это доступно каждому, возникнет желание превратить свои недостатки в достоинства.
Слова Вольтера приводят к более глубоким размышлениям:
Подумайте о том, как сложно изменить себя, и вы поймете, насколько незначительны ваши возможности для изменений
Действительно, изменить характер и вредные привычки кажется сложным и невозможным. Однако некоторые личности с большим количеством недостатков пытаются преобразовать «своего соседа», не преодолевая свои недостатки.
Или все же?
Некоторые актеры, персонажи и сценаристы отвергают известную идею о том, что люди не меняются, их цитаты говорят об обратном.
Леонид Леонов однажды сказал замечательную фразу:
Все победы начинаются с победы над собой.
Эти слова разрушили смысл идеи, что «люди не меняются». Преодолевая свою лень, недостатки, перенимая свои отрицательные качества, человек способен достичь больших высот, признания и любви к окружающим.
Роберт Кийосаки выразил ту же мысль:
Мы рабы своих привычек. Измените свои привычки, изменится ваша жизнь.
Кто-то сказал, что если человек не верит в себя, ничего хорошего из этого не выйдет. В конце концов, кто еще поверит в достижения, талант, стремления человека, если не он сам?
Неизменный
Некоторые известные и неизвестные мыслители прославились афоризмами, которые люди не меняют. Эти слова звучат грустно, безнадежно и заставляют задуматься о серьезных вещах:
- «Легче изменить людей, чем изменить их».
- «Люди совершенно не меняются, их можно только лучше узнать со временем».
- «Человек вообще не меняется. Он дает много обетов, когда кладется ему на лопатки. Но когда все работает, он снова вздыхает и возвращается к своему обычному образу».
- «Люди не меняются, но постепенно меняют маски».
- «Невозможно помочь тому, кто не хочет менять свою жизнь».
- «Люди не меняются! Так скажите тем, кто абсолютно не хочет меняться».
- «Некоторые люди вообще не меняются. Они только находят новые способы лгать».
А вот фраза с юмором, которую часто приписывают Фаине Раневской:
«Люди не меняются! Время меняется, носки и нижнее белье. Люди — нет! Не питайте иллюзий!»
Начни с себя
Если человек не хочет меняться, цитаты о важности перемен могут стать катализатором возможных глобальных изменений. «Если хочешь изменить мир, начни с себя!» Эту идею поддерживают многие блестящие мыслители, писатели и умы.
Каждый хочет изменить мир, но никто не хочет менять себя. (Лев Толстой)
Автор детских рассказов и сказок на образовательной основе знал, о чем говорит. Критиковать других легко, и, в конце концов, у каждого человека есть качества, которые следует искоренить.
Мы меняемся под влиянием людей, которых встречаем, и иногда настолько сильно, что не узнаем себя.
Так сказал Янн Мартель. На самом деле большие изменения происходят с человеком, когда он встречает влиятельного человека на своем жизненном пути. Он может быть каким-то авторитетом или добросердечным человеком, и общение с ним заставляет взглянуть на весь мир с новой точки зрения и человек становится образцом для подражания.
Любовь творит чудеса
Часто в Интернете можно встретить фото из цитаты «Люди не меняются», где можно увидеть грустную девушку с разбитым сердцем. Сразу вспоминается печальная история любви: она любила его, но ее предали. Боль, слезы, разлука… Время идет, он возвращается с кучей обетов и одуванчиков — она с радостью прощает, но он .. не изменился. И вот лозунг «Все люди равны», горькая цитата — «люди не меняются». По мнению некоторых прозаиков, человек может измениться под воздействием сильных факторов. Включая мужчину. И очень часто причина в любви.
- «Нас меняет не жизнь, нас меняют люди».
- «Люди меняются не потому, что они влюблены в них, а потому, что они влюблены».
- «Люди меняются по двум причинам: открывается разум или разбивается сердце».
- «Одно предложение может изменить решение. Чувство меняет мир. Человек меняет тебя».
- «Люди меняются, когда есть кто-то для кого».
Рэй Брэдбери красиво сказал:
Любовь — это когда кто-то может вернуть человека самому себе
Человек закаляется под натиском событий, тщеславия и отчаяния, но чувство любви способно вернуть уверенность в себе, доброту и надежду.
И Пауло Коэльо добавил ко всему сказанному:
Когда вы любите, вы стремитесь стать лучше.
Изменения в человеке могут происходить для него незаметно, и только окружающие в какой-то момент осознают, что перед ними абсолютно обновленная личность.
Если вы встретите кого-то, кого не видели в течение года, и он скажет вам, что вы изменились, благодарите его. Это лучшая похвала. Каждый день вы получаете новый опыт, новые знания, учитесь на своих ошибках, развиваетесь и улучшаете себя. (Мохаммед Али)
Мы ждем перемен!
Идея о том, что люди не меняются, в цитатах великих людей, меняет смысл, когда в жизни человека предвидятся будущие изменения.
Изменения в человеке могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от образа жизни, мыслей, ситуаций и общества вокруг него.
- «Люди говорят:« Ты изменился », когда перестаешь вести себя так, как им нравится».
- «Люди меняются. И постепенно они становятся тем, кем никогда не хотели».
- «Человек может изменить всю свою жизнь, изменив точку зрения».
- «С возрастом многое меняется: годы, взгляды на многие вещи, моральные ценности, мы сами».
Человек всегда остается самим собой. Потому что он постоянно меняется.
(Владислав Гжегорчик)
Люди настолько организованы, что им приходится постоянно меняться. Они растут, они взрослеют. Характер и привычки адаптируются к возрасту и жизненному опыту.
К сожалению, очень часто веселый ребенок превращается в хмурого взрослого, а юный активист — в сварливого старика.
- «Вы не можете бояться изменить себя. Вы должны бояться измениться!»
- «С возрастом многое меняется. Меняются мнения, желания, точки зрения, мы меняемся сами».
Меняются люди или нет, не так уж важно. Важно всегда делать то, что говорит твое сердце!
Летний лагерь 2021 (осень)
План работы лагеря дневного пребывания
День третий (2710.2021)
27 октября в ЛДП «Солнышко» для ребят проведен киноурок » Когда небо улыбается» с последующим обсуждением смыслового значения фильма. ценностях… дружбе, мужестве, бескорыстности, верности . Данные качества ценятся в человеке в любую эпоху. Особенно актуальны они в современном мире, а следовательно ребятам важно знать и понимать их значение. #альтернативнаяосень71 #мастерскаяканикул71 | | |
27 октября в пришкольном лагере»Солнышко» прошла акция «Я здоров!». В рамках мероприятия ребята приняли участие в флешмобе «Здоровье в порядке,спасибо — зарядке», в тематической беседе о здоровом питании, в конкурсе рисунков «Я здоров!», в спортивном празднике «Быстрее,выше,сильнее!». День в лагере для ребят закончился просмотром мультфильмов о здоровом образе жизни. Всем хорошего здоровья и настроения! #альтернативнаяосень71 #мастерскаяканикул71 https://vk.com/shkola10mkoy?w=wall-187969180_611 | ||
| |
День второй (26.10.2021)
Красивая ОСЕНЬ позволяет нам стать чуть добрее и внимательнее к друг другу. Сегодня в ЛДП «Солнышко» прошла викторина «Что такое хорошо, что такое плохо». В ходе беседы ребята пытались найти для себя ответы на вечные вопросы… | ||
26 октября для воспитанников лагеря в школе проведен » Урок вежливости». Ребята учились правилам этикета, отгадывали тематические загадки и ребусы. #альтернативнаяосень71 #мастерскаяканикул71 26 октября в лагере дневного пребывания «Солнышко» ребята посмотрели фильм Е. Дубровский «Не трус и не предатель». Этот фильм рассказал ребятам о дружбе, смелости и честности. #альтернативнаяосень71 #мастерскаяканикул71 | ||
#альтернативнаяосень71 #мастерскаяканикул71 Экскурсия по библиотеке «Мир книг и мир в книгах» 26 октября городская библиотека № 16 широко распахнула свои двери для воспитанников пришкольного лагеря МКОУ «Центр образования № 10». Библиотекарь рассказала юным посетителям о таких понятиях как «абонемент» и «читальный зал», о правилах поведения в библиотеке и как правильно обращаться с книгой. Дети узнали, что у книг и журналов тоже бывают Дни рождения, познакомились с книгами-юбилярами, посмотрели видеоролик «Гимн библиотеке» и серию «Библиотека» из мультфильма «Три кота». Совершив путешествие, ребята не только открыли для себя волшебный мир книги, но и получили заряд отличного настроения. Теперь они знают, библиотека – это не только хранилище книг, но и место где можно весело и с пользой провести время.https://vk.com/shkola10mkoy?w=wall-187969180_615 | ||
| |
День первый (25.10.2021)
Семнадцатый день
24 июня в пришкольном летнем лагере была проведена игровая программа «В стране здоровья». На поезде «Здоровье» ребята отправились в виртуальное путешествие, где на пути их ждали четыре станции с медицинскими названиями. Прибыв на станцию «Зелёная аптека», вспомнили, что такое зелёная аптека и где её можно встретить, поиграли в игру «Определи лекарственное растение по стихотворному тексту», составили алгоритм приготовление лекарственного отвара. А что нам нужно для закаливания, какие природные факторы используются при этом, обсудили на станции «Клуб закаливания». В результата загадочных обстоятельств исчезла аптечка. Можно ли обойтись без неё? На станции «Скорая помощь» рассказали ребятам о своих замечательных свойствах мох, подорожник и гриб-дождевик. Последнюю остановку наш поезд «Здоровье» сделал на станции «Вредные привычки». Участники путешествия пришли к выводу, что полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь, а с вредными привычками надо бороться. Поможет их победить, конечно же, сила воли, потому что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.
Шестнадцатый день
23 июня в лагере прошла развлекательная программа «Лето-веселая пора!» Ребята веселились , соревновались в силе, ловкости, искали решения для выхода из различных веселых ситуаций. Пробовали себя в роли художников.
Пятнадцатый день
22 июня у братской могилы воинов, погибших при освобождении Сталиногорска, в сквере «Возрождение» Заводского района прошла литературно-музыкальная композиция «Уходили мальчишки на фронт». Библиотекарь городской библиотеки № 16 рассказала о первом дне войны, разделившем жизнь людей на две части. Воспитанники пришкольного лагеря «Солнышко» прочитали стихотворение Т. Лавровой «22июня», звучали песни: «Вспомните ребята», «Журавли», «Погибшие в небе за Родину». Все собравшиеся почтили минутой памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за наше мирное небо.
Четырнадцатый день
21 июня воспитанники лагеря «Солнышко» побывали с экскурсией в археологическом музее г. Новомосковска. Ребята приняли участие в квест-игре «Поиск сокровищ». Через интересные занимательные исторические факты познакомились с наукой археологией, с историей развития жизни на Земле, откуда появились слова «пуговица» и «копейка». В ходе мероприятия узнали много нового, интересного и полезного.
Тринадцатый день
18 июня в ЛДП «Солнышко» прошел фестиваль дворовых игр. Дети осваивали игры такие как «резиночка», » классики», «скакалочка»
Двенадцатый день
В канун Дня Святой Троицы в пришкольном летнем лагере МКОУ «Центр образования №10»для ребят был проведён праздник «Троица – зелёные святки». Просмотр видеоролика напомнил собравшимся, что День Святой Троицы празднуется всегда в светлую июньскую пору, когда всё вокруг цветёт, когда природа оживает от зимнего сна. Дома и храмы украшают в зелёный цвет – цвет обновления. А символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёза, которую называли деревом жизни. Вокруг неё парни и девушки водили хороводы, наряжали лентами, пели песни. Так и на нашем празднике каждый смог поучаствовать в завивании берёзки, повязав на ветви свою ленточку и загадав желание. Познакомились ребята с обычаями и традициями этого чистого светлого праздника в Тульской губернии. А в мастерской «Умелые ручки» изготовили Троицкий венок, деталь праздничного убранства, оберег.
Пойдём, девочки, завивать веночки!
Завьём веночки, завьём зелёные!
Стой, мой веночек, всю недельку зелен,
А я молодёшенька, увесь год веселёшенька!
Одиннадцатый день
Сегодня был интересный и очень позитивный день.Ребята приняли участие в танцевальном флешмобе и получили грамоту за участие.
Десятый день
Сегодня в лагере прошел фото-квест «Мы можем все». ребята пытались запечатлеть на фотографиях моменты на разные темы. «Сердце команды», «Ожидание», «Я вас съем», «В поисках лета», «Поймай улыбку». Ребята проявили фантазию и неординарный подход к решениям заданий.
Познавательная программа «Разные дороги в бездну»
После ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы третьей угрозой для современного человечества является наркомания. Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только отдельного человека, но и всего общества. Особенно податливы соблазнам и искушениям дети и под-ростки. Задуматься над вопросом: почему же люди зная о вреде наркотиков, все же становятся на опасную стезю, призвала воспитанников пришкольного лагеря «Солнышко» работник городской библиотеки № 16. Ребята познако-мились с книжной выставкой «Разные дороги в бездну», с помощью психо-логических игр «Сюрприз», «Мышка и сыр в мышеловке», «Рыбак и рыбки» узнали, как наркодилеры заманивают в свои сети. Поразмышляли, почему крупные наркоторговцы никогда сами не употребляют наркотики. Стихи и рассказы бывших наркоманов о своем прошлом заставили детей задуматься, как важно не оступиться, и выбрать в жизни правильную дорогу. Завершилось мероприятие флешмобом «Мы говорим наркотикам – нет».
Девятый день
В канун праздника Дня России в школьном лагере дневного пребывания проведена познавательная программа «Родная страна – мир березовых снов». Дети приняли участие в флешмобе на песню «Родина моя»; поучаствовали в тематической игре по станциям: «Визитная карточка», где представляли нашу Родину гостям страны; «Познавательная» ,где отгадывали загадки о Родине, о государственных символах; «Творческая» , где смогли проверить свои знания слов гимна России, сделали своими руками аппликация российского флага; на станции «Игровая» угадывали предметы и героев русских народных сказок, собирали тематические пословицы. В завершении провели игру-кричалку «Я –гражданин России» и исполнили гимн страны.
Восьмой день
10 июня, у ребят выдалась свободная минутка, но они не любят сидеть без дела. Поэтому был проведён конкурс рисунков «Вот оно какое наше лето»
Познавательно-развлекательная программа «В волшебной пушкинской стране»
10 июня в городской библиотеке № 16 для воспитанников пришкольного лагеря «Солнышко» прошла познавательно-развлекательная программа «В волшебной пушкинской стране». Библиотекарь рассказала ребятам о семье Александра Сергеевича Пушкина и о его няне Арине Родионовне. Дети посмотрели мультфильм «Лукоморье» и по взмаху волшебной палочки оказались в стране сказок Пушкина. Ребята с интересом разгадывали сложные и запутанные загадки ученого кота, вместе со стариком ловили золотую рыбку, с закрытыми глазами пытались посадить петушка на шпиль башни, как зеркало повторяли движения царевны, летали на бороде Черномора и играли в игру «Белка, шишки и орехи».
Седьмой день
Сегодня в нашем лагере прошёл танцевальный конкурс «Стартин». Ребята разделились на 3 команды: 1. Ромашки.Star-2021; 2. Дикие орлята@.ru; 3. Гуляй, Вася! Участвуя в конкурсах и зарабатывая баллы в лидеры вышли две команды Ромашки.Star-2021 и Гуляй, Вася!
Сегодня в нашем лагере прошла викторина «Литературные герои тоже имеют права». Учащиеся показали свои знания русских и зарубежных сказок. Поделившись на две команды прошли все этапы викторины с результатом «Победила дружба»
Шестой день
Путешествие в мастерскую «Лесные фантазии» Игра по станциям — «Загадки», «Угадай животное/растение», «Да/нет», «Рисунок».
Пятый день
Веселая игровая программа «Следопыты» Научила определять следы животных по следам, по одному предмету рисовали иллюстрации к сказкам, узнавали героев сказок и т. д. Ребята весело провели время. И даже дождь не испортил настроение.
7 июня прошла встреча с психологом Андреевой Р. Р. «Умей говорить : » Нет! » вредным привычкам» . Ребятам очень понравилась беседа, они вывели правила в каких случаях нужно говорить категоричное «Нет».
7 июня в лагере прошли соревнования «Веселая Спортландия» ребята соревновались в различных эстафетах.
Четвертый день
День русского языка — международный день, посвящённый русскому языку, учреждён ООН в 2010 году, отмечается 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии этого события для учащихся ЛДП был проведен устный журнал «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», в ходе которого ребята вспомнили нормы литературного русского языка: орфоэпические, лексические, орфографические. Пословицы и поговорки о языке напомнили о его богатстве, точности и выразительности. Анализируя высказывание И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…», ребята высказывали свое мнение о том, что значит в наше время беречь и сохранять русскую речь. Историческая справка эпохи XVII века рассказала ребятам о том, как на Руси относились к людям ,которые засоряли свою речь нецензурными словами. В заключении просмотрели видеоклип с песней о русском языке (музыка: Г.В. Гладкова, слова: О.А. Александровой). https://www.youtube.com/watch?v=uoHxAE-XeWQ
В целях предупреждения транспортных происшествий в зоне движения поездов и травматизма несовершеннолетних на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта для воспитанников пришкольного лагеря было организовано профилактическое мероприятие «Дорога железная – не для игры!». Ребята побывали на станции Узловая-1. Посетили мемориальный комплекс «Город воинской доблести». Комплекс расположился на территории железнодорожного вокзала. Здесь установлен памятник командиру истребительной авиационной эскадрильи Николаю Трегубову и паровоз, названный в честь известного революционера Феликса Дзержинского, ФД 20 — 1535, который во времена ВОВ перевозил военные и хозяйственные грузы. Ребятам также напомнили о правилах нахождения и безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта
Третий день
Квест- игра «В поисках книги». 3 июня воспитанники пришкольного лагеря МКОУ «Центр образования № 10» «Солнышко» вместе с работником городской библиотеки № 16 закружились в волшебном вихре воображаемого морского путешествия на далекий пиратский остров. Превратившись на какое-то время в отважных мореходов и искателей приключений, ребята отправились на поиски похищенной из библиотеки книги. Следуя к цели по оставленной пиратами карте им пришлось преодолеть много преград: разгадать запутанные задачки, расшифровать таинственные послания, с помощью пантомимы изобразить животных и опираясь на полученные подсказки найти украденную книгу. Проявив ловкость и смекалку, ребята справились со всеми заданиями и вернули книгу на полку.
З июня, ребята лагеря «Солнышко» участвовали в игре по станциям «Экологическая мозаика». В ходе игры дети отгадывали загадки, собирали пословицы о природе, вспоминали правила поведения на природе, определяли места обитания зверей птиц, и т. д. Придумывали и рисовали природоохранные знаки. Игра прошла бодро и весело,, погода не подкачала.
Второй день
Сегодня в школьном лагере «Солнышко» прошла интеллектуально- познавательная программа «Здоровье, безопасность, эрудиция». Ребята вспомнили правила безопасного поведения во время летних каникул, принципы здорового образа жизни и конечно блеснули эрудицией. Победила ДРУЖБА!!!! Молодцы ребята.
Беседа, посвященная 100-летию героя Советского Союза летчика Астахова Ивана Михайловича, уроженца Тульской области
Первый день (открытие смены)
Сегодня 1 июня состоялось открытие пришкольного лагеря «Солнышко». Традиционным стало проведение праздника в форме игры по станциям. Темой мероприятия было выбрано знакомство ребят с дворовыми играми,которые в веселой,увлекательной форме учат смекалке,взаимовыручке и дружбе и способствуют активному отдыху на свежем воздухе. С удовольствием ребята познакомились с такими играми,как «Хали-хало», «Колечко-колечко», «Тише едешь,дальше будешь» и др. В конце праздника участники получили в подарок настольные игры от КТОС «Заводской район». Подарки вручила председатель комитета Константинова Г. Ю.
Весенний лагерь 2021
Четвертый день.
Еще cегодня наши учащиеся посетили Новомосковский археологический музей. Послушали прекрасный экскурс в доисторические времена, узнали много нового о динозаврах. А также посетили выставку кукол и картинную галерею.
А сегодня у нас вокальный конкурс «Голос. Дети». Члены жюри:Григорий Лепс, Полина Гагарина и Дима Билан. Внимательно прослушав наших конкурсантов,которые исполнили как современные песни так и хиты всех времен, и выбрав лучших из лучших, были набраны команды. Каждая команда выступала со своим финальным номером. В этом конкурсе талантов победила Дружба!
25 марта в лагере дневного пребывания была проведена игра «Цветик-семицветик». Дети соревновались командами, вспоминали героев сказок, отгадывали загадки, составляли слова.
Третий день.
24 марта в лагере дневного пребывания «Солнышко» библиотекарь Яковлева В.П. провела мероприятие «Книжкины именины». Дети очень много узнали о книгах, поучаствовали в викторине загадок, посмотрели интересные мультфильмы. Иван Кудишкин прочитал стихотворение. «Книга»
24 марта в лагере дневного пребывания «Солнышко» воспитатель Левкин А.В. провел с ребятами спартакиаду «Выше! Дальше! Сильнее!»
24 марта 2021 года состоялась викторина, приуроченная ко Дню космонавтики. Участники лагеря узнали интересные исторические факты и даты, познакомились с выдающимися личностями, которые внесли вклад в развитие космонавтики как в нашей стране, так и за рубежом.
Второй день.
23 марта в лагере «Солнышко» была проведена конкурсная программа «В гостях у природы». Дети активно участвовали в беседе «Почему нашу Землю называют Зеленой Планетой,в различных викторинах («Такие разные растения»,»Загадочные животные»,»Цветик-семицветик»,»Характер наш и братьев наших меньших»). В заключении программы было предложено нарисовать запомнившееся растение или животное.
Сегодня у нас в школе прошла викторина о профессиях. Школьники отгадывали загадки и вспоминали профессии мультперсонажей. А так же узнали названия давно знакомых профессий, таких как фармацевт и автоинспектор.
Первый день. Открытие весеннего лагеря.
Так же, 22 марта в лагере дневного пребывания «Солнышко» воспитатель Кузовкина Е.Н. провела с ребятами интерактивное занятие «Путешествие в страну География»
Сегодня, 22 марта, в детском лагере «Солнышко» Центра образования 10″ прошла игровая программа «Солнышко лучистое». Ребята окунулись в атмосферу веселья, игры, стали волшебниками своего настроения. Постарались понять как из обычных слов и действий рождается море радости и позитива.
Осенний лагерь 2020
План мероприятий в лагере дневного пребывания
График работы воспитателей
Меню на 06.11.2020 (лагерь дневного пребывания)
Меню на 05.11.2020 (лагерь дневного пребывания)
Третий день (03.11.2020)
В школьном лагере «Солнышко» прошла викторина на знание ПДД. Ребята с интересом разгадывать ребусы, вспоминали правила велосипедистов, знаки , отгадывать загадки.
Второй день (02.11.2020)
Первый день (30.10.2020)
30 октября ребята из школьного лагеря познакомились с историей улиц Заводского района. Они прошли по улицам Вокальной, Ударной, Свободы, Транспортной, зашли в сквер Возрождения.
Осенний лагерь (2019)
Первый день
30 октября начал свою работу детский пришкольный лагерь «Солнышко». Ребята побывали на экскурсии в Тульском музее оружия и приняли участие в сказочном квесте «Там, где живут чудеса». Чтобы отыскать ключик к сказкам, участникам пришлось пройти ряд испытаний: вспомнить сказочные пословицы и поговорки, отгадать сказочных персонажей, посоревноваться в знание русских народных сказок.
Второй день
Сегодня в лагере прошел День вежливости. Интерактивную игру «Что такое хорошо, что такое плохо» провела для ребят воспитатель Кузовкина Е.Н. Участники игры разбирали различные ситуации поведения в транспорте, общественных местах, на улице и др. Воспитатель Павлова В.П. провела урок вежливости, на котором ребята вспоминали «волшебные слова», для чего они нужны и как их правильно применять в различных ситуациях. Закончился праздник строительством пирамиды дружбы. Воспитатель Шашурина Е.Л. провела ребят по достопримечательностям города Новомосковска в ходе устной экскурсии «По страницам истории города Новомосковска».
Третий день
В преддверии Дня народного единства в пришкольном лагере «Солнышко» прошла праздничная игра по станциям «Ты и я – могучая страна». Ребята посмотрели фильм, рассказывающий о истории возникновения праздника. На станциях отвечали на вопросы викторины, составляли пословицы о родине, отгадывали исторический кроссворд, исполняли песни и стихи о России. Также в этот день воспитатели Левкин А.В. и Долгих Т.А. провели для ребят развлекательную программу «Золотая осень», Павлова В.П. – конкурс рисунков «Мы не дружим с вредными привычками». Закончился день веселой музыкальной викториной «Угадай мелодию».
Чтение, 7
класс.
Дата______________
Урок 18. Тема
урока:
А.С. Пушкин. Биография
Цель урока:
познакомить
с биографией поэта (детские и лицейские годы).
Задачи
урока:
Образовательные: отработка
навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного
словаря учащихся; расширение кругозора;
Развивающие: развитие
познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; Воспитательные:
воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.
Оборудование:
презентация к уроку, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И. Глинки, учебник
чтения для 7 класса под редакцией А.К.Аксёновой.
Ход
урока.
1.
Орг.
момент.
Проверка
готовности учащихся к уроку.
— Сегодня
на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но
прежде проверим домашнее задание.
2. Опрос
учащихся по домашнему заданию:
а)
пересказ любимой сказки.
б)
актуализация знаний учащихся
— Мы закончили
изучение произведений устного народного творчества.
— Почему это
творчество называется устным? Народным?
— Вспомните, с
какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из
предложенных вариантов ответов (слайд 1).
— Почему вы не
назвали рассказы, повести, стихотворения?
— Проверим, так ли
это (слайд 2).
— Так кто же
сочинял былины, поговорки, сказки?
3.
Сообщение темы, постановка учебных задач.
(чтение
отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)
— Кто автор этих
стихов?
— Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл –
вот сама
Идёт волшебница
зима.
— Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса!
Люблю я пышное
природы увяданье,
В
багрец и золото одетые леса!
— У лукоморья дуб
зелёный;
Златая цепь на
дубе том:
И днём и ночью кот
учёный
Всё ходит по цепи
кругом…
— Да, вы правильно
сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).
— Что вы знаете о
Пушкине?
— Сегодня на уроке
мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.
4.
Словарная работа.
— Кто знает, что
такое биография? (слайд 4)
Биография –
описание чьей-либо жизни; жизнеописание.
Слово «биография»
происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.
5. Рассказ
учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.
Выборочное
чтение.
— А.С.Пушкин (слайд
5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей
Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда
Осиповна.
-Семья Пушкиных
постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией
Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая
находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь
Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.
Надежда Осиповна,
мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к
бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали
клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки.
Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу
читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.
Воспитанием
будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна.
Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня
научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только
по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал
нежность и ласку.
А.С.Пушкин очень
любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал
«о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.
Одну из сказок,
услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже
известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр
Сергеевич написал 5 сказок.
— Давайте
вспомним, как называются эти сказки (слайд 12). (называют сказки
ученики)
— В сказках
А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность,
предательство наказываются.
Стихи Пушкина
напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский
– Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И. Глинка – оперу по
поэме «Руслан и Людмила. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша Черномора (слайд
13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.
Физминутка
— Пушкин рано
научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги
русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С
девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.
— Когда
Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который
находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское
село позднее переименовали в г. Пушкин.
— Кто знает, что
такое лицей? (слайд 15)
Царскосельский
лицей –
учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к
государственной службе.
(слайд 16) Александр
не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было
грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.
— Кто знает, кто
такие гувернёры? (слайд 17)
Гувернёр –
воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.
Жаль было расставаться
только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и
теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.
— Поступление в
лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих
лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь
узнал о Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было
ещё впереди.
— Пушкина поселили
в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его
фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты.
Распорядок дня в лицее был строгий.
— Об этом
прочитайте в учебнике.
Выборочное
чтение: с. 37
— Чем занимались
лицеисты в течение дня? (чтение про себя и вслух)
— В 10 часов
лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные
сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.
— Лучшим другом
Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).
— Почему Пущин был
самым близким другом Пушкина? (чтение отрывка с.38)
— Позже у
А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев,
Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до
самой смерти.
— В лицее они
вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои
произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.
(слайд
22) В
лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в
лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал
великим поэтом.
(слайд 23) А.С.Пушкин
погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки,
поэмы, повести, романы.
6. Память
потомков
— Каждый год 6
июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих
городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы,
музеи, библиотеки, театры.
— Кто знает, как
увековечена память о великом поэте в районе?
(слайды
25,26,27)
—В станице
и городе Новоалександровске есть улица им. Пушкина.
7.
Подведение итогов урока.
Что нового вы
узнали о Пушкине сегодня на уроке?
8. Оценка
работы учащихся.
Выставление оценок
с комментированием.
9. Домашнее
задание (слайд 26).
с.36-39, подготовить
ответы на вопросы
Текст: Анна ХМАРУК
В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почётном месте и выглядят очень торжественно. Это — знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль. В.И. Даля знают многие, почти все. Но в основном знают его фамилию и результат его деятельности, тот самый четырехтомный словарь.
Дело в том, что сегодня памятная дата — 4 октября. Это день кончины В.И. Даля. Спустя прошло 144 года. Именно поэтому я хочу предложить вам подборку 9 самых интересных фактов из жизни Владимира Ивановича Даля. Это не займет у вас много времени, зато после прочтения вы будете знать о Дале немного больше, чем просто обыватели.
1. Датчанин
Как ни странно, но блестящий знаток русского языка, его говоров и наречий, Владимир Иванович Даль, по происхождению своему датчанин. Его родители Мария и Иоганн Даль — обрусевшие датчане.
Сам же В. И. Даль свое родство с родиной предков отрицал:»Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что Отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков. Немцев же я всегда считал народом для себя чужим».
2. Морской офицер
В. И. Даль окончил Петербургский кадетский корпус и вы пустился в должности мичмана. В одной из плаваний он ходил вместе с будущим адмиралом П. С. Нахимовым.
3. Первое слово
В 1819 году из Петербурга ехал молоденький мичман, В. И. Даль. Но мичманская одежда плохо его грела, он ёжился и жался в санях. Ямщик был из Зимогорского Яма (Новгородская губерния), и он в утешение продрогшему мичману сказал, указывая на пасмурное небо:»Замолаживает». Даль переспросил:»Как замолаживает?» Сказано было по-русски, но ему было не совсем понятно, о чём идёт речь.
И ямщик объяснил значение слова: замолаживает — значит, небо пасмурнеет, а это верный признак к оттепели. Ямщик хотел хоть чем-то утешить замёрзшего морского офицера, именно потому и произнёс это обычное для него слово. И В. И. Даль, несмотря на мороз, окоченевшими от холода руками достал из кармана записную книжку и записывал это слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть», в Новгородской губернии значит «заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Так было положено начало великому словарю, после этого случая Даль всегда носил с собой записную книгу, куда заносил неизвестные ему слова.
4. «За что ни брался Даль, всё ему удавалось освоить»
В. И. Даль закончил дерпский медицинский университет. Работал хирургом. Так он был ещё и умелым резчиком по дереву, а также делал миниатюрные изделия из стекла, а кроме того, он одинаково хорошо владел правой и левой руками.
5. Золотой верблюд
В. И. Даль записывал слова везде, где это только можно было сделать. Огромный материал для своего будущего Словаря он собрал во время русско-турецкой войны, в которой он принимал участие как военный врач. Во время этого военного похода у Даля накопилось столько записок, что для этого потребовался вьючный верблюд. И однажды в военной суматохе, за два перехода от Адрианополя этот верблюд пропал, но казаки отбили где-то верблюда и через неделю привели его в Адрианополь… «Таким образом, — признавался позднее Даль, — начало русского Словаря было избавлено от турецкого плена…».
6. Даль-изобретатель
Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда В. И. Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, В. И. Даль взмахнул топором — и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников В. И. Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками наших солдат. Император Николай Павлович, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.
7. Сказки Казака Лугаскогого
Первую славу В. И. Далю принёс сборник сказок, который он выпустил в 1833 под псевдонимом Казак Луганский. О его сказках с особой похвалой отзывался Пушкин. Считается, что именно под влиянием этих далевых сказок Пушкин написал одну из самых лучших своих сказок («Сказку о рыбаке и золотой рыбке») и преподнёс её Далю с такой надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин».
8. Выползина
А. С. Пушкину очень понравилось услышанное от Даля ранее неизвестное ему слово «выползина» — шкурка, которую после зимы сбрасывают с себя змеи, покидая ее. Зайдя как-то к Далю в новом сюртуке, Пушкин пошутил: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!» Не снял он этот сюртук и в день дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять раненому поэту излишних страданий, пришлось «выползину» с него спарывать. Даль был одним из тех, кто находился в квартире на Мойке в последние 46 часов жизни Пушкина.
9. Словарь В. И. Даля в цифрах
4 тома
660 страниц
47 лет упорного труда
200 000 слов
30 000 поговорок, пословиц и загадок – все это «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Подробнее ➤