Поговорки и пословицы к сказке мороз иванович

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf владимир фдорович


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.

Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.

Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]

Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]

Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.

Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]

Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Список литературы:

1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.

2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.

3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.

4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.

Презентация на тему Презентация по литературному чтению В. Ф. Одоевский Мороз Иванович, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литературное чтение

Текст слайда:

Литературное чтение


Слайд 2

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

Текст слайда:

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Сравнение народной и литературной сказки.


Слайд 3

Организация начала урокаТы прочтёшь про всё на свете: Как летают на ракете Сколько есть на небе звёзд

Текст слайда:

Организация начала урока

Ты прочтёшь про всё на свете:
Как летают на ракете
Сколько есть на небе звёзд
Как устроен длинный мост
Как железо добываю
Как микробы изучают
Как Америку открыли
Как на льдине люди жили…
О животных и о птицах
И о пчёлах -мастерицах…


Слайд 4

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДАПрочитайте эпиграф: «Нам даром без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица ведётся».О чём эти слова?Прочитайте

Текст слайда:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Прочитайте эпиграф: «Нам даром без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица ведётся».
О чём эти слова?
Прочитайте пословицы:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Объясните их смысл.
Эти пословицы нам сегодня помогут.


Слайд 5

Работа с портретом писателя-Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.-Посмотрите на портрет. Может быть, кто - нибудь

Текст слайда:

Работа с портретом писателя

-Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.
-Посмотрите на портрет. Может быть, кто — нибудь знает его имя?
-Прочитайте как его зовут.
Рассмотрите портрет. Попробуйте описать, каким вы представляете этого человека в жизни.


Слайд 6

Сравнение сказок-Вспомните, какие русские народные сказки мы читали?-Почему эти сказки называются народными?-Есть ли у них автор?-Какие сказки

Текст слайда:

Сравнение сказок

-Вспомните, какие русские народные сказки мы читали?
-Почему эти сказки называются народными?
-Есть ли у них автор?
-Какие сказки мы называем литературными или авторскими?
-Сегодня на уроке мы увидим как, рождается авторская сказка из народной.
-Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.


Слайд 7

Работа с пословицами и поговорками-Прочитайте пословицы и поговорки: Два друга – он да вьюга. Он

Текст слайда:

Работа с пословицами и поговорками

-Прочитайте пословицы и поговорки:
Два друга – он да вьюга.
Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
-О чём в них говорится?
-Открывается название сказки:


Слайд 8

Введение в тему-Учебник стр. 196. -Что написано перед названием сказки?-Как называется такая сказка?-Какие произведения о Морозе вы

Текст слайда:

Введение в тему

-Учебник стр. 196.
-Что написано перед названием сказки?
-Как называется такая сказка?
-Какие произведения о Морозе вы помните?
-Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её:


Слайд 9

Биография писателя

Текст слайда:

Биография писателя


Слайд 11

Новая тема-Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко».-Какая это сказка?-Сейчас мы познакомимся со сказкой, которую написал В.

Текст слайда:

Новая тема

-Сегодня мы вспомним русскую народную сказку
«Морозко».
-Какая это сказка?
-Сейчас мы познакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».


Слайд 12

Работа над сказкой-Есть ли в сказке зачин?-Отличается ли он от народной?-Как звали девочек?-Почему автор их так назвал?Говорят

Текст слайда:

Работа над сказкой

-Есть ли в сказке зачин?
-Отличается ли он от народной?
-Как звали девочек?
-Почему автор их так назвал?
Говорят ли имена девочек об их делах?
-Что означают слова «Рукодельница» и «Ленивица»?
-Почему Ленивице было всегда скучно?
-Какая беда случилась с рукодельницей?
-Кто встретился ей в волшебном колодце и о чём её попросил?
Почему Мороз Иванович живёт в колодце, а?


Слайд 13

Работа над сказкой-На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?-Какая у него была перина?-Легко ли девочке

Текст слайда:

Работа над сказкой

-На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?
-Какая у него была перина?
-Легко ли девочке было взбивать перину? Почему?
-Сколько вопросов задала девочка старику?
-Какие вопросы задавала Рукодельница?
-Что он ей отвечал?
-Чем занималась Рукодельница у старика?
-Как он за это её отблагодарил?


Слайд 14

Работа над сказкой-Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу Ивановичу?-Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?-Что ответила

Текст слайда:

Работа над сказкой

-Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу Ивановичу?
-Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?
-Что ответила она печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?
-Как её встретил Мороз?
-Чем Мороз отблагодарил её за работу?
-Одинаково ли автор относится к героиням сказки?
-Можно ли по именам определить отношение Одоевского к своим героиням?


Слайд 15

Выборочное чтение-Прочитайте, как Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?-Что наказывала нянюшка Ленивице?

Текст слайда:

Выборочное чтение

-Прочитайте, как Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?
-Что наказывала нянюшка Ленивице?


Слайд 16

Чтение в лицах-Со слов: «Вот по примеру Рукодельницы….» и до слов «Старик в самом деле не заметил

Текст слайда:

Чтение в лицах

-Со слов: «Вот по примеру Рукодельницы….» и до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил…..»
-Отметьте со страницы 205 по страницу 206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
-В каких словах выражена главная мысль сказки?


Слайд 17

Сравнение с народной сказкой «Морозко»Чем отличаются герои сказки?Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны

Текст слайда:

Сравнение с народной сказкой «Морозко»

Чем отличаются герои сказки?
Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому.
-Мороза Ивановича легче представить: есть его описание.
-Разговаривают пирожок и яблочки.
-Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.


Слайд 18

Сравнение героиньРабочая тетрадь стр. 47Проверка:Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива.Вывод: автор противопоставил характеры

Текст слайда:

Сравнение героинь

Рабочая тетрадь стр. 47
Проверка:
Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.
Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива.
Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».


Слайд 19

Работа с пословицамиСобери пословицы:Что посеешь ….такова и наградаКакова

Текст слайда:

Работа с пословицами

Собери пословицы:
Что посеешь ….такова и награда
Какова работа …….то и пожнёшь
Мало хотеть …….не жди добра
Что испёк …… надо уметь
Сделав худо …..то и кушай
Как вы понимаете значение этих пословиц?
Какие подходят к сказке « Мороз Иванович?
Для чего автор написал для нас эту сказку?
Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?


Слайд 20

Домашнее заданиеРабочая тетрадь, с 48-49 (план сказки)Пересказ понравившегося эпизода сказкиДом Мороза Ивановича нарисовать

Текст слайда:

Домашнее задание

Рабочая тетрадь, с 48-49 (план сказки)
Пересказ понравившегося эпизода сказки
Дом Мороза Ивановича нарисовать


Слайд 21

Итог. Рефлексия К какому жанру относится это произведение? Почему?Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»Как называются

Текст слайда:

Итог. Рефлексия

К какому жанру относится это произведение? Почему?
Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Как называются сказки у которых есть автор?
Чему учит эта сказка?
В чём мудрость?
Выберите соответствующие смайлики:


Слайд 22

Окончен урок, и выполнен план.Спасибо, ребята, огромное вам.За то, что упорно и дружно трудились,И знания точно уж

Текст слайда:

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.


Автор: Гусева Юлия Николаевна

Организация: МБОУ СШ №35

Населенный пункт: г. Ульяновск

«Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно».В.П. Шереметевский.

Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.
Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.
В Программе «Литературное чтение в начальной школе» представлена общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях, а также «Основные требования к уровню подготовки» учащихся с 1 по 4 классы.

В них отмечено:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
  • определять тему и жанр прочитанного произведения;
  • ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях:
  • литература, фольклор, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
  • стихотворение, рифма, строка, строфа;
  • средства выразительности.

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы

В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.

Литературоведческие понятия, изучаемые в начальных классах.

Понятие

Произведение

1 класс

Рифма

Данько. «Загадочные буквы».

Сказка, персонаж

Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».

Рассказ

С.Чёрный. «Живая азбука».
Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.

Интонация

Сапгир. « Про медведя».

Виды сказок: народная и авторская

Чарушин. «Теремок».

Загадка

Загадки, песенки.

Потешка, небылица

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни».

Скороговорка

Сказки. Загадки. Небылицы.

Пословица, поговорка

Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель».

Юмор

Токмакова. «Мы играли в хохотушки».

2 класс

Песня

Русские народные песни.

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы.

Загадки, пословицы, поговорки

Загадки, пословицы, поговорки.

Сказка

Сказка «петушок и бобовое зёрнышко».

Басня

И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука».

Завязка, развитие событий, кульминация, развязка

В.А.Осеева. «Волшебное слово».
Рассказы Артюховой, Чарушина, Житкова.

3 класс

Докучная сказка

Докучная сказка.

Зачин, концовка

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Былина

Былина «Добрыня Никитич».

Контраст

Майков « Весна», «Летний дождь».

Рифма

Обобщающий урок.

Басня (мораль)

Крылов. «Мартышка и очки».

Описание

Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Куда девается вода из моря?».

Рассуждение

Толстой. «Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашёл пчелиных маток».

Эпиграф

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

Литературная сказка

Присказка

Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

Пьеса

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Олицетворение

С.А.Есенин. «Воробышки» («Поёт зима – аукает…»).

Эпитеты

С.А.Есенин. «Черёмуха».

Миф

Храбрый Персей.

Легенда

4 класс

Летопись

Летописи Руси.

Житие

Житие Сергия Радонежского

Формирование литературоведческих представлений младших школьников проходит несколько этапов:

  • этап наблюдения над литературными явлениями при чтении и анализе произведения: явление вычленяется из текста и осмысливается читателем – учеником, учитель называет его термином литературоведения;
  • этап обобщения доступных признаков явления: выделяются две-три наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;
  • этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина, самостоятельно составленную школьниками и откорректированную учебником;
  • этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.

Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:

  • формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.

Из обширного литературоведческого багажа начинающие ученики запоминают названия жанров, ибо на каждом уроке требуется назвать термином то, что читаешь. Младшие школьники постепенно узнают более двадцати жанров устного народного творчества, художественной и научно-познавательной литературы: пословицы, потешки, поговорки, загадки, скороговорки, небылицы, заклички, прибаутки, колыбельные и календарные песенки, былины, народные и авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, а также статьи и очерки, воспоминания и даже романы.

Занимательное литературоведение в учебнике «Родная речь. 1 класс» начинается с первых страниц раздела «Жили-были буквы». Для продолжения развития фонематического слуха первоклассников детям предлагается задание: « Могут ли звуки И и Э передать рёв Медведя? А какие могут? Какие звуки Медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? (Г. Сапгир. « Про Медведя».)

После чтения небылицы со смешными рифмами дети сталкиваются с первым серьёзным теоретическим обобщением: «Сравни свои ответы по смыслу и звучанию». Обычно в стихотворении два последних слова согласуются по звучанию, а в весёлом стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.

На фоне солидных правил задания Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет», «Почему буквы стали загадочными, Назови буквы весёлые, зубастые и вкусные» кажутся лёгкими. На материале раздела «Жили-были буквы» начинается и знакомство с жанрами: « Как ты думаешь, сказка это или рассказ? (Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».) Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?» Догадка о сказочном жанре требует размышлений о фантастическом жанре требует размышлений о фантастическом сюжете и чудесных героях. Раздел «Жили-были буквы» заканчивается обобщающим вопросом: «Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»? Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?».

В разделе «О братьях наших меньших» вновь предлагается первоклассникам сравнение художественных и научно-познавательных текстов, взятых из книг энциклопедического типа, созданных специально для детей. Воспитывается внимание к авторам: «Какой текст написал учёный, а какой – писатель? В каких текстах мы чувствуем присутствие автора?»

Литературоведческий подход чётко виден и в учебнике для 2 класса. В разделе «Устное творчество русского народа» учащимся дано задание: «Самостоятельно определить среди произведений устного народного творчества загадку, пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку».

Во 2 классе проводятся упражнения на сравнение народной и авторской сказки, показывается связь фольклора и литературы. Например, А.С.Пушкин «Сказку о рыбаке и рыбке» написал стихами, хотя и без рифмы, в то же время поэт рассказывает сказку старинным народным языком (просторечие).

Отличие сказки от рассказа удобно показывать на произведении В.А.Осеевой «Волшебное слово». Заглавие содержит сказочную тайну, и начальная картина произведения похожа на фантастическую: маленький старичок с длинной седой бородой что-то чертит на песке… Сказка ли это? Учащиеся устанавливаю систему реалистических событий и героев (как в жизни), а слово пожалуйста потому названо писателем «волшебным», что оно помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.

Основу рассказа как жанра составляет цепочка жизненных событий, которая называется сюжет. Эти сведения учитель сообщает учащимся, а в дальнейшем совместно ищут в тексте составляющие элементы сюжета: завязку, развитие событий, кульминацию (главное событие), развязку.

На произведениях И.А Крылова и Л.Н. Толстого дети получают первоначальные представления о стихотворной и прозаической басне. Несмотря на свою «похожесть» на сказку и стихотворение, этот жанр имеет три ярких признака:

  1. В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают (сатира).
  2. Пишут о животных, а подразумевают людей (аллегория, иносказание).
  3. Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).

При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идёт освоение сущностной специфики поэзии.

Читая Д.Хармса, дети играют в стихи: скандируют «Игру», складывают из слогов во «Вруне», отгадывают три загадки в «Что это было?», досочиняют смежные рифмы в «Очень-очень вкусном пироге», распевают «Весёлых чижей». Читая незатейливые фантастические миниатюры лирики Токмаковой «Плим», « В чудной стране» учащиеся осознают многозначность слов родного языка и то, как остроумно поэт может интерпретировать прямые и переносные значения слов, как при помощи точного выбора и расстановки лексем в предложении талантливый автор может вызвать у читателя определённое настроение, изменить его.

Работая с произведение Соколова-Микитова «Листопадничек», дети углубляют представления о смешанных жанрах – сказка или рассказ? Это задание требует знания жанров и умения их сопоставлять. В сказке есть фантастический вымысел, чудесные, небывалые герои. Такого в «Листопадничке» нет, в произведении показана реальная жизнь животных при смене времён года. Однако автор пытается представить, как общаются зайчата между собою, как понимают друг друга: в жизни – без слов, а в произведении – через человеческие переживания, через человеческую речь. Здесь учащиеся знакомятся с приёмом – антропоморфизм. Листопадничек – зайчонок воспринимается как любознательный и беспокойный поздний ребёнок в человеческой семье… Содержание – реалистическое, а форма произведения – сказочная. В результате получается рассказ – сказка.

Для лучшего усвоения программного материала я использую на уроках интеллект – карту.

Как составить интеллект-карту.

Что такое интеллект-карты?

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону. Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

  • Интеллект-карты в работе

    • создать общее видение проекта
    • создавать рабочие планы
    • планировать события, бюджет
    • подготовить план выступления, презентации
    • принимать решения
    • устроить мозговой штурм
    • генерировать идеи
    • создать мотивацию
    • написать цели
    • подготовить план переговоров
    • упорядочить мысли и идеи
  • Интеллект-карты в учебной деятельности

    • записывать учебные конспекты по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Как составить интеллект-карту?

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила.

Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите не разлинованный лист бумаги, расположите его горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.

Инструменты для создания интеллект-карт.

Я рекомендую рисовать интеллект-карты от руки (это приносит больше пользы)

Так в чем успех интеллект-карт?

Как раз в том, что при ее создании задействовано оба полушария. В стандартном конспектировании задействованы только слова, числа, и анализ.

В интеллект-картах к ним добавляется визуальные ритм и структура, образы, воображение, графика, многомерные объекты, ассоциации, цвет.

При правильно организованном процессе дети легко, с интересом осваивают методику работы с интелект – картой. Они хорошо усваивают алгоритм , а умения превращаются в навыки, остаются в сознании учащихся. Они приходят в основную школу уже освоившими на уроках литературного чтения основы литературоведения и анализа текста, готовыми к дальнейшему осознанному чтению.

Поговорки и пословицы к сказке мороз иванович

Приложения:

  1. file0.docx.. 267,1 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 4,5 МБ

Опубликовано: 30.04.2021

  • Поговорки выражающие смысл русских народных сказок
  • Поговорки в сказках примеры
  • Поговорить о том о сем как пишется с запятой или без
  • Поговорка в сказке ворона даля
  • Поговорка к сказке репка