Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Список сказок и рассказов:
-
4
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
59
Антон Чехов — Мальчики
-
114
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
-
304
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
206
Михаил Зощенко — Ёлка
-
51
Михаил Зощенко — Самое главное
-
37
Борис Житков — Про обезьянку
-
141
Борис Житков — Как я ловил человечков
-
43
Борис Житков — Пудя
-
93
Виктор Драгунский — Друг детства
-
59
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
-
2
Садко (Былина)
-
62
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
23
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
-
100
Павел Бажов — Голубая змейка
-
10
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
-
22
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
-
8
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
-
61
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
-
392
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
-
34
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
-
150
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
-
1
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
-
36
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
-
26
Антон Чехов — Беглец
-
69
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
-
141
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
-
100
Леонид Пантелеев — Честное слово
-
64
Иван Тургенев — Муму
-
82
Александр Куприн — Барбос и Жулька
-
82
Александр Куприн — Белый пудель
-
18
Александр Куприн — Слон
-
3
Бой на Калиновом мосту
-
44
Борис Житков — Про слона
-
28
Борис Житков — Беспризорная кошка
-
16
Аркадий Гайдар — Поход
-
1
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
-
7
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
17
Михаил Пришвин — Гаечки
-
9
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
-
Хитрая наука
-
50
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
-
11
Виталий Бианки — Анюткина утка
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
-
5
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
-
8
Виталий Бианки — Чьи это ноги
-
7
Константин Ушинский — Дети в роще
-
15
Константин Ушинский — Ветер и солнце
-
Алексей Толстой — Петух и жерновки
-
12
Лев Толстой — Лгун (Басня)
-
Лев Толстой — Уж
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
3
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
-
6
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
-
3
Лев Толстой — Два брата
-
6
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
-
11
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
-
4
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
-
9
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
-
1
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
2
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
-
3
Лев Толстой — Кавказский пленник
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
3
Изгнание Адама и Евы из рая
-
Притча о сеятеле
-
Притча о блудном сыне
-
Притча о Фарисее и Мытаре
-
Притча о злых виноградарях
-
Рождение и воспитание Геракла
-
6
Дедал и Икар (Миф)
-
Орфей и Эвридика (Миф)
-
5
Андрей Платонов — Никита
-
1
Андрей Платонов — Еще мама
-
14
Виктор Гюго — Козетта
-
2
Виктор Гюго — Гаврош
-
Николай Лесков — Неразменный рубль
-
7
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
-
3
Алексей Толстой — Сугробы
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — Пожар
-
Лев Толстой — Орел
-
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
1
Виктор Астафьев — Белогрудка
-
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
-
1
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
-
2
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
-
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
-
1
Владимир Железников — История с Азбукой
-
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
-
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
-
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
-
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
-
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
-
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
-
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
-
Лев Толстой — Русак
-
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
-
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
-
2
Иван Шмелев — Русская песня
-
41
Георгий Скребицкий — Пушок
-
28
Константин Паустовский — Прощание с летом
-
2
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
-
10
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
-
Михаил Зощенко — Бедный Федя
-
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
-
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
-
2
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
-
8
Ирина Пивоварова — Секретики
-
6
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
-
1
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
-
Саша Черный — Счастливый карп
-
1
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
-
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
-
Константин Ушинский — Бодливая корова
-
57
Константин Ушинский — Сумка почтальона
-
Юрий Сотник — Учитель плавания
-
6
Юрий Сотник — Гадюка
-
9
Виктор Голявкин — Путешественник
-
10
Валентина Осеева — Почему
-
17
Валентина Осеева — В классе
-
9
Виталий Бианки — Плавунчик
-
4
Борис Житков — Мышкин
-
2
Антон Чехов — Спать хочется
-
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
-
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
-
Саша Черный — Дневник фокса Микки
-
1
Александр Куприн — Бедный принц
-
Александр Куприн — Четверо нищих
Отзывы: 4
-
Наталья
Хорошая ссылка советую
Ответить
-
юлия
мне очень понравилось рассказы интересные
Ответить
-
А
Мы это читали в классе
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Примерный список литературы для чтения в 5 классе (для закончивших 4 класс)
И. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
В. Г. Короленко. «В дурном обществе».
Сказы П. П. Бажова. «Малахитовая шкатулка».
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место».
Н. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. «Муму».
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
А. П. Чехов. «Хирургия».
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
Джек Лондон. «Сказание о Кише».
Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)
Обязательная литература
· А. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
· Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
· И. Тургенев «Бежин луг»
· А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
· А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
· М. Пришвин « Кладовая солнца»
· А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
· В. Распутин « Уроки французского»
Литература для внеклассного чтения в 6 классе
Детям о детях
· С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
· А. Алексин «Звоните и приезжайте»
· В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
· В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
· М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
· В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
· О. Генри «Вождь краснокожих»
· В. Драгунский «Денискины рассказы».
Люди и звери
· Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
· Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
· Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
Приключения и фантастика
· В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»
· А. Дюма «Три мушкетёра»
· М. Рид «Всадник без головы»
· Ж. Верн «Таинственный остров»
· Ф. Куприн «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
· Г. Уэллс «Человек-невидимка»
· К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
· И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
· Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
· Д. Дефо «Робинзон Крузо»
· А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
· Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
· Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
Сказки
· Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
· А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
· В. Гауф «Карлик-нос»
· Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Русская и зарубежная классика
· Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
· Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
· И. Тургенев «Хорь и Калиныч»
· Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
· М. Зощенко Рассказы для детей
· Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
· М. Твен «Принц и Нищий»
Примерный список литературы для летнего чтения в 7 классе (с 6 на 7 класс)
Обязательная литература
· М. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), « Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840), «Родина» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841)
· М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
· А. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»
· Н. Гоголь Сборник повестей «Миргород»
· А. Пушкин «Полтава», «Анчар»
· Н. Некрасов «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»
· И. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»
· М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
· А. Чехов Рассказы
· Л. Толстой «Детство», «Отрочество»
· Ф. Достоевский «Мальчики»
· М. Горький «Детство»
· В. Гаршин «Сигнал»
· Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
· В. Катаев «На даче»
· Б. Екимов «Ночь исцеления»
· А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
· М. Шолохов «Судьба человека»
· М. Булгаков «Стальное горло»
· М. Пришвин «Голубая стрекоза»
· К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
· Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко»
Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)
Обязательная литература
· «Слово о полку Игореве»
· А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)
· Ф. Петрарка Сонеты.
· Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)
· У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.
· М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)
· Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
· Н. Карамзин «Бедная Лиза»
· Д. Фонвизин «Недоросль»
· М. Лермонтов «Мцыри», лирика
· А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
· Н. Гоголь «Ревизор»
· И. Тургенев «Ася»
· М. Горький «Челкаш»
· А. Твардовский «Василий Тёркин»
· В. Шукшин Рассказы
· Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)
Русская классика
· А. Пушкин «Полтава»
· А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы
· М. Зощенко. Рассказы
· М. Алданов «Чертов мост» (главы)
· Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»
· Л. Леонов «Золотая карета»
· А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»
· И. Тургенев «Первая любовь»
· Ф. Достоевский «Неточка Незванова»
· Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
· А. Грин «Бегущая по волнам»
· Д. Хармс «Старуха»
Зарубежная классика
· Ч. Диккенс «Оливер Твист»
· Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»
· Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»
· К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»
· М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
· У. Голдинг «Повелитель мух»
· Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»
· Т. Томас «Целитель»
· Р. Шекли «Ордер на убийство»
· Ф. Браун «Арена»
· Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
· Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
· Лопе де Вега «Собака на сене»
Приключения и фантастика
· А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»
· А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»
· Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»
· Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»
· Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,
· Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»
· К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»
· Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»
· С. Лем «Магелланово облако»
Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того, чтобы легко вспомнить прочитанное, полезно будет вести читательский дневник.
Список литературы для 9 класса (из 8 в 9 класс)
1.Д.Фонвизин «Недоросль»
2.К.Рылеев «Смерть Ермака»
3.А.Пушкин «Капитанская дочка»,
4.М.Лермонтов «Мцыри»
5.Н.Гоголь «Ревизор», « Шинель»
6. И.Тургенев рассказ « Певцы»
7.М. Салтыков- Щедрин «История одного города»
8. Н.Лесков, рассказ «Старый гений»,
9.Л.Толстой .рассказ «После бала»,
10. А.Чехов, рассказы «Человек в футляре», « О любви»
11.А.Куприн ,рассказ « Куст сирени»
12. И.Бунин ,рассказ «Кавказ»
13.С. Есенин ,поэма«Пугачев»
14.И. Шмелев ,рассказ «Как я стал писателем»
15.Тэффи ,рассказ «Жизнь и воротник» и др.
16 М.Зощенко ,рассказ«История болезни» и др.
17.А.Твардовский «Василий Теркин»
18.В.Астафьев ,рассказ«Фотография, на которой меня нет»
19.У.Шекспир, «Ромео и Джульетта»
20 Ж.Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»
21.В. Скотт «Айвенго»
Список литературы для 10 класса (из 9 в 10 класс)
Список обязательной литературы
1. А.С. Пушкин. Лирика
2. М.Ю. Лермонтов. Лирика
3. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» («Нос», «Невский проспект», «Шинель»)
4. А.Н. Островский. Драма «Гроза», пьеса «Бесприданница»
5. Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»
6. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
7. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», сборник рассказов «Записки охотника»
8. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Лирика
9. Ф.И. Тютчев. Лирика
10. А. А. Фет. Лирика
11. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы», «История одного города»
12. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
13. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
14. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»
15. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад», рассказ «Ионыч», рассказ «Палата №6», рассказ «Человек в футляре», рассказ «Крыжовник», рассказ «О любви»
Список литературы для внеклассного чтения
1. А.Н. Островский. «Снегурочка», «Свои люди — сочтемся», «За чем пойдешь, то и найдешь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место».
2. И.А. Гончаров. «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат Паллада»
3. И.С. Тургенев. «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым», «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася»
4. Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы»
5. Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»
6. Н.А. Некрасов. «Коробейники»
7. М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина», сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Коняга», «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Орел-меценат»
8. Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы»
9. Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Утро помещика», «Казаки», «Набег», «Люцерн», «Хаджи-Мурат»
10. А.П. Чехов. «Три сестры», «Экзамен на чин», «Толстый и тонкий», «Устрицы», «Чайка»
Список книг для летнего чтения 11 класс (из 10 в 11 класс)
И.А.Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Серебряный век русской поэзии: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Н. Гумилев, А.А.Ахматова, И.Северянин, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.Цветаева
А.М.Горький «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне»
А.Фадеев «Разгром»
А.Платонов «Котлован» (2 часть)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
К.Воробьев «Это мы, господи!»
А.Т.Твардовский «По праву памяти»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
М.Шукшин рассказы
В.П.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»
В. Набоков «Круг»
Список литературы для обязательного чтения в 11 классе:
Проза конца 19-нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
Аверченко А. Рассказы (2-3)
Зощенко М. Рассказы (2-3)
Поэзия «серебряного» века
Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
Литература 20-х годов
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
Есенин С. Стихотворения разных лет
Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
Литература 30-40-х годов
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы (2-3)
Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
Литература 50-80 годов
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. Обзор творчества.
Распутин В. «Прощание с Матерой»
«Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
Литература русского зарубежья:
Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
Современная литература
Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами художественной литературы
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено одним словом. С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство — в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них. Если в прежние эпохи творения народного вымысла порой изымались из круга культуры детства, то сегодня практически любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым источником мудрости и художественности.
Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.
Неоднозначные по замыслу, многоплановые и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и, раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.
Патриотическое воспитание — это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма — эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум — все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
— дружба помогает победить зло («Зимовье»);
— добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
— зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум — все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.
Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература. А формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С.Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину. В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств. Это свойственно книгам Р.Погодина, И.Токмаковой, Э.Успенского и других авторов.
Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения — всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.
Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.
Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения. Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л.Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк и многие мастера художественного слова.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени, которая приобретает острую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
2. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1988.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ.– 2005.– №1.
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Гуси — лебеди», «Царевна -лягушка» и другие. | ||
2 | Г. Х. Андерсен | «Дюймовочка» | |
3 | Шарль Перро | «Кот в сапогах» | |
4 | А.С. Пушкин | Cказки | |
5 | И. А. Крылов | «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица» | |
6 | А.П. Гайдар | «Чук и Гек» | |
7 | Э.Н. Успенский | «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» | |
8 | Н.Н. Носов | Рассказы | |
9 | Н.Н. Носов | «Приключения Незнайки и его друзей» | |
10 | В.Ю. Драгунский | «Денискины рассказы» | |
11 | В.В. Бианки | «Аришка — трусишка», «Как муравьишка домой добирался» | |
12 | Г.Б. Остер | «Вредные советы», «Зарядка для хвоста» | |
13 | К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, Я.Л. Аким | Стихи | |
14 | В.И. Даль | «Девочка — Снегурочка» |
Мифы и легенды
Русская литература 19 века
Басни
Рассказы
Театр и драма
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Т.Г. Габбе | «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» | |
2 | В. Железников | “Чучело”, “Чудак из 6″Б””, “Путешествие с багажом” | |
3 | Ж. Верн | «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» | |
4 | К. Булычёв | «Сто лет тому вперёд», «Второгодники», «Лиловый шар», «Приключения чародея» | |
5 | А. Беляев | «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» | |
6 | А. Гайдар | «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» | |
7 | А. Рыбаков | «Кортик», «Бронзовая птица» | |
8 | Д. Дефо | «Робинзон Крузо» | |
9 | Р.Л. Стивенсон | «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» | |
10 | Дж. Ф. Купер | «Зверобой», «Пионеры», «Последний из могикан» | |
11 | В. Каверин | «Два капитана» |
Обязательная литература
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | И. Крылова | Басни: “Волк и Ягненок”, “Квартет”, “Волк на псарне”, “Демьянова уха”, “Стрекоза и Муравей” | |
2 | Русские народные сказки: “Сказка о Василисе Золотой Косе, Непокрытой Красе и об Иване Горохе”, “Марья Моревна”, “Иван Быкович” | ||
3 | Леся Украинка | “Вила-посестра” | |
4 | Н. Островский | “Снегурочка” | |
5 | Русские былины: “Волх Всеславьевич”, “Добрыня и змей”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Святогор и Илья Муромец”, “Илья и Соловей-разбойник”, “Садко” | ||
6 | М.Ю. Лермонтов | “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” | |
7 | А.С. Пушкин | “Дубровский” | |
8 | В.Г. Короленко | “Дети подземелья” | |
9 | Г.Х. Андерсен | “Снежная королева” | |
10 | Е.Л. Шварц | “Снежная королева” | |
11 | Песнь о Роланде |
Из Древнерусской литературы
Из грузинской литературы
Литература для внеклассного чтения
Детям о детях
Приключения и фантастика
Список художественной литературы на лето
Список книг для летнего чтения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | А. С. Пушкин | «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» | |
2 | М. Ю. Лермонтов | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Тарас Бульба Калашникова» | |
3 | Н. В. Гоголь | «Тарас Бульба» | |
4 | И.С. Тургенев | «Бирюк» | |
5 | Л.Н. Толстой | «Детство. Отрочество» | |
6 | М. Горький | «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль» | |
7 | Л. Андреев | «Кусака» | |
8 | А. Платонов | «Юшка» | |
9 | Б. Н. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» | |
10 | В. Скотт | «Айвенго» | |
11 | Р. Стивенсон | «Чёрная стрела» | |
12 | М. Твен | «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» | |
13 | М. Рид | «Всадник без головы» | |
14 | О.Генри | «Дары волхвов» | |
15 | Р. Брэдбери | «Каникулы», «Ржавчина» (и др. рассказы) | |
16 | Братья Стругацкие | «Стажёры», «Полдень, XXII век» | |
17 | Дж. Р. Р. Толкин | «Властелин колец» | |
18 | А. Рыбаков | «Кортик», «Выстрел», «Бронзовая птица» | |
19 | Р. Погодин | «Сколько стоит долг» (и др.) | |
20 | Ю.Сотник | Машка Самбо и Заноза | |
21 | А. Беляев | Человек-амфибия | |
22 | Ж. Верн | «Дети капитана Гранта» | |
23 | Д. Гринвуд | «Маленький оборвыш» | |
24 | М. Додж | «Серебряные коньки» | |
25 | Дж. Лондон | «На берегах Сакраменто» |
Список художественных текстов для летнего чтения
Русская литература
Литература эпохи Возрождения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Сервантес | «Дон Кихот» |
Литература XVII века
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Жан Батист Мольер | «Мещанин во дворянстве» |
Литература XVIII в. Эпоха Просвещения
Список литературы для летнего чтения (Программа Кудиной Г. Н., Новлянской З.Н.)
Зарубежная литература
Русская литература
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Список литературы для летнего чтения
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Русская классика
Зарубежная литература
Список литературы для летнего чтения
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | А.П. Чехов | Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ «Ионыч»; пьеса «Вишневый сад» | |
2 | И.А. Бунин | «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Легкое дыхание» | |
3 | А.И. Куприн | «Олеся», «Гранатовый браслет» | |
4 | В.Г. Короленко | «Чудная», «Река играет», «Без языка» | |
5 | А. Блок | Поэма «Двенадцать» | |
6 | А. Ахматова | Поэма «Реквием» | |
7 | Л. Андреев | Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Февейского», «Стена», «Бездна» | |
8 | М. Горький | Ранние рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов». Пьеса «На дне». Литературные портреты «Лев Толстой», «А.П. Чехов». | |
9 | А. Серафимович | «Чапаев» | |
10 | Д. Фурманов | «Горячие гильзы» | |
11 | И. Бабель | «Конармия» | |
12 | А. Фадеев | «Разгром» | |
13 | М.А. Булгаков | Роман «Мастер и Маргарита» | |
14 | А.А. Платонов | «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», «Котлован» | |
15 | А.Н. Толстой | «Петр Первый» | |
16 | М.А. Шолохов | роман-эпопея «Тихий Дон» | |
17 | Б. Васильев | «А зори здесь тихие» | |
18 | В. Быков | «Обелиск», «Сотников» | |
19 | Ю. Бондарев | «Горячий снег» | |
20 | В. Распутин | «Живи и помни» | |
21 | Б.Л. Пастернак | роман «Доктор Живаго» | |
22 | А.И. Солженицын | «Один день Ивана Денисовича» | |
23 | В. Шукшин | Рассказы по выбору учителя | |
24 | В.П. Астафьев | «Печальный детектив», «Царь-рыба» | |
25 | В.Г. Распутин | «Последний срок», «Прощание с Матерой» | |
25 | В.В. Набоков | «Другие берега», «Дар» (по выбору учителя) |
Лола
а что комментариев нет?
Ответить