Погода в россии рассказ

05 ноября 2021, 22:14эксклюзивпочти 40 лет назад, 6 ноября 1982 года, стартовала полярная экспедиция газеты советская россия. это был самый

05 ноября 2021, 22:14

Эксклюзив

Почти 40 лет назад, 6 ноября 1982 года, стартовала полярная экспедиция газеты «Советская Россия». Это был самый длительный арктический переход на собачьих упряжках. Он составил 10 тысяч километров, от Уэлена, находящегося на Чукотке, до Мурманска. Отряд возглавил почетный полярник Сергей Соловьев. Большую роль сыграли и другие участники экспедиции. О том, как им пришлось признать ошибки подготовки, избавиться почти от всех вещей и стать учениками коренных народов — в материале «Ямал-Медиа».

Рассказывает Геннадий Чеурин, почетный полярник, действительный член Географического общества России, руководитель Центра экологического выживания и безопасности, участник полярной экспедиции.

Участники экспедиции

Руководителем, главным идеологом и организатором экспедиции был Сергей Соловьев, радистом, — Владимир Карпов, главным каюром, — Филипп Ардеев, врачом, — Владимир Рыбин, штурманом, — Павел Смолин, корреспондентом, — Юрий Борисихин. Я был дублером штурмана. И на маршруте был только на четвертушечке. Из семерых, которые были на маршруте, четверо уже, увы, отошли в мир иной, почти сорок лет прошло. Нас трое осталось только.

Была двухлетняя подготовка, интенсивная. А саму идею экспедиции Сергей Александрович [Соловьев] вынашивал почти 10 лет. Я к подготовке присоединился за год до старта. Мне досталась роль руководителя первой базы. Я на Чукотке их провожал, на маршруте шел с ними от Хатанги до Амдермы.

Вспомогательные отряды — две базы по три человека: по одному руководителю и по два радиста. Радиолюбители с очень большим уровнем подготовки — Игорь Соколов, Боря Котляр — на моей базе были. Федя Старостин на второй базе был руководителем, Александр Плишкин и Михаил Соколов — радисты.

Как отбирали людей

Трудно сказать, как отбирались кандидаты на маршрут и на базы. Кто больше потрудился при подготовке к экспедиции, тот и пригодился.

Один момент был очень серьезный. Были те, кто больше меня сделал, дольше меня работал в экспедиции, и по здоровью опережали, но на основной маршрут (и даже на базы), не попали. Мне было перед ними потом даже как-то неудобно. Но спустя лет 10-15, когда я стал организовывать и проводить свои экспедиции, я понял: на маршруте отсутствовали люди, не имеющие семей и детей. Это был самый, наверное, серьезный фактор.

Подготовка к экспедиции

Подготовка была, конечно, физическая, но морально-волевая в первую очередь. Осознание необходимости этой экспедиции. Это же был не турпоход. Так больше месяца не выдержали бы. Мы были на работе. И обязаны были с работы принести отчеты.

Нашей задачей не было просто выжить. Просто выжить — не выдержали бы. Нужно было выполнить задание

Геннадий Чеуринучастник экспедиции

Выяснилось, что вся эта подготовка, все тщательно подготовленное снаряжение, на космическом уровне, позаимствованное у Дмитрия Шпаро, который ходил на Северный полюс, — все оказалось неработоспособным. На Северный полюс экспедиция ходила в полярный день, по крепкому насту, по 50-градусному морозу. А у нас, на Чукотке, была полярная ночь. Рядом — два замерзающих океана, пурга, снег по колено и влажный ветер. Все наоборот.

Подготовка тщательная, но бесполезная

Нарты весили по 500-700 кг. Собаки отказывались тянуть по глубочайшему снегу, ребятам приходилось фактически постоянно помогать им. Экспедиция за первый месяц прошла 200 километров из 10 с лишним тысяч запланированных. Начали отказываться от лишнего.

Отказались практически от всего. Оставили только двойную оленью одежду, на которой настоял Филипп Ардеев — ненец, с острова Колгуев, единственный не уралец в экспедиции. Взяли одежду изначально как резервную — уважить Филиппа Никитича. А потом оказалось, что она единственная и пригодилась

Геннадий Чеуринучастник экспедиции

Сколько километров преодолевали за день? Иногда по полтора-два километра. А рекорд был 156 километров. Он был как раз, когда вышли на тот самый крепкий наст, когда шел полярный день. Много-много факторов связалось.

Из учителей в ученики

Когда коренные народы увидели, что мы фактически перешли на их походный образ жизни, тогда они перестали прикидываться пьяными дурачками и начали помогать. Мы же туда вначале приехали «нести свет цивилизации отсталым коренным северным народам», а потом, после жесткой реально северной науки, из надменных учителей превратились в смиренных учеников. И тогда-то они, северяне, перед нами душу и открыли.

Необходимость исполнения задания, потому что мы были на работе, сделала экспедицию возможной. И необходимость вернуться домой — живыми, здоровыми, с победой и честью. То, что подготовка оказалась не совсем корректной — наша ошибка

Геннадий Чеуринучастник экспедиции

Все ошибки, которые были совершены во время подготовки, не были назначены нам сверху. Они были нашими. Потому и исправлять пришлось самим, без обвинений кого-либо. Это, кстати, тоже один из факторов надежности. Когда все проблемы, — здесь и сейчас, без экивоков на внешние обстоятельства. Надо отдать должное и внешним факторам, — из Москвы и Свердловска тоже нас не одергивали, доверились.


Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост, который я давно задумал — о том, как существовало крепостное право в Российской Империи, как оно было устроено изнутри и какие последствия этого общество ощущает ещё и сегодня. Если вдуматься — то всё это происходило совсем недавно — крепостное право было отменено в 1861 году, и ко времени переворота 1917 года были ещё живы люди, помнящие крепостничество, им было по 60-70-80 лет — фактически, это были отцы и деды большевиков, которые пришли к власти после Октябрьского переворота.

В комментариях к моим постам читатели часто пишут, что я сильно очерняю СССР и идеализирую царские времена, но я их вовсе не идеализирую — в ту эпоху было множество позорных и страшных страниц истории, за которые сейчас стыдно — и крепостничество как раз одна из таких страниц. Люди не должны торговать людьми, и победить крепостное право нужно было обязательно. Другой вопрос, что пришедшие после 1917 года к власти большевики сделали ещё хуже, пишет Максим Мирович для Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о крепостном праве в России, а также интересный и важный вопрос.

Откуда взялось крепостное право?

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Крепостное право оформилось в конце XVI века, когда крестьянам окончательно запретили переходить от одно землевладельца к другому. В 1592 году в Княжестве Московском был отменено правило Юрьего дня — в этот день крестьяне имели право переходить к другому помещику. Говорят, именно отсюда пошла поговорка — «вот тебе, бабушка, и Юрьев день». До этой поры крестьяне были относительно свободными и были лишь обязаны отрабатывать барщину либо платить оброк (современный аналог налогов, уплачиваемый процентом от произведенных товаров, собранного урожая и т.д.).

Дальше было только хуже — с середины XVII века устанавливался неограниченный срок по поиску и поимке беглых крепостных — то есть, помещик имел право вернуть в своё поместье как самого крестьянина, так и всю его семью, включая его потомков. Личное хозяйство крепостных крестьян теперь тоже стало считаться собственностью помещика. При этом в XVII веке всё же ещё не было открытой и массовой торговли крепостными — в одном из уложений говорилось, что «крещёных людей никому продавать не велено».

Начиная с XVIII веке законы стали изменяться — теперь стало можно свободно торговать крепостными. Фактически, то что начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян (обязательные налоги+запрет на переход к другому помещику) начало превращаться в полное лишение крестьян каких-либо гражданских прав — началось настоящее рабство.

В XVIII и всей первой половине XIX века процветала свободная торговля крепостными крестьянами. Существовали некоторые ограничения, вроде запрета на разделение крестьянской семьи, но и они соблюдались далеко не всегда, крестьянин признавался личной собственностью помещика, и если во время «телесных наказаний» он погибал — то помещик не отвечал перед законом, словно убил курицу или теленка…

Как жили и работали крепостные.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

«Крепостной люд» составлял немалую часть населения больших городов Российской Империи. В тридцатых годах XIX века население Петербурга насчитывало 450.000 человек, их которых «барских невольников» было 200.000 — почти половина населения. Крепостных держали в постоянном страхе, согласно предписанию — «они должны были жить тихо, смирно и в постоянном страхе наказания». Во избежание побегов крепостным не выдавались паспорта — то же самое будет сделано по отношению к крестьянам десятилетиями позднее, уже в СССР.

В городах крепостные рабочие участвовали в крупных стройках — именно они возвели большинство монументальных зданий в Петербурге — который в середине XIX века, кстати, был малоэтажным городком с большинством домов из дерева, а не из камня. На крупных стройках за рабочими надзирали смотрители и десятники — они часто были свободными людьми и иностранцами «из немцев».

Как и в сталинском СССР, жили крепостные в больших бараках целыми артелями, либо снимали какие-то большие помещения (тоже целой артелью). Одно из общежитий было на Сенной площади — общежитие состояло из больших комнат в несколько окон с русской печью в углу, а вдоль стен возвышались многоярусные нары, на которых спали крепостные — в комнате площадью 30-40 метров могло жить от 40 до 60 человек — мужчины, женщины и дети.

Питались петербургские крепостные очень плохо — ежедневной едой был простой черный хлеб (который брали с собой на работы), в лучшем случае к хлебу мог быть кусочек масла или луковица. Вечером на русской печке в общежитии готовились какие-нибудь «щи», которые очень отличались от современного варианта этого супа — чаще всего это был просто порубленный на 4 части и отваренный в подсоленной воде кочан капусты.

Как торговали людьми в Петербурге.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Газеты в конце XVIII-XIX веках пестрели объявлениями о «продажных людях». В одном из объявлений помещик распродавал своё «имущество» — «уже всё продано, осталась только дойная корова и мальчик, умеющий чесать волосы». Рядом могло быть такое объявление — «продаётся малый 17 лет и набор мебелей». В другом номере газеты сообщалось — «продаётся девка лет 30-ти и молодая гнедая лошадь». А в номере за 1800 год было такое объявление — «продаётся муж с женою, лет 40-45, доброго поведения, и молодая бурая лошадь». Продавцы, не стесняясь, в красках расписывали свой товар — «девка хороша с лица и дородна», «малый мастеровит и умеет сапожному делу», баба 40 лет, не уступит хорошему кухмистеру в приготовлении кушанья».

Помимо продаже крестьян по объявлениям, существовали также настоящие невольничьи рынки — их устраивали предприимчивые люди по образу и подобию восточных рынков. Невольничьи рынки располагались в видных и проходных местах российской столицы — например, у Поцелуева моста или на Лиговском канале. Покупатели приходили туда и выбирали «товар», при этом вели себя, как при покупке лошади — обязательным считалось ощупать покупаемого крепостного «на предмет увечий и немощи», а также посмотреть зубы.

Какова была цена на крепостных? В разные десятилетия стоимость менялась. Дороже всего стоили мастера своего дела, повара и парикмахеры, а дешевле всего — немощные крестьяне, «не могущие работать». В конце XVIII века крепостные стоили по нескольку десятков рублей — в 1782 году была произведена опись имущества капитана Зиновьева, в которую включили и крестьян — «Леонтий Никитин, 40 лет, по оценке 30 рублей. У него жена Мария Степанова, 25 лет, по оценке 10 рублей. Ефим Осипов, 23 лет, по оценке 40 рублей. У него жена Мария Дементьева, 30 лет, по оценке 8 рублей».

Ближе к концу XIX века цены стали расти, и крепостных продавали уже по нескольку сотен рублей «за душу», особенно высокими цены были в столице.

Конец крепостничества и «Крымнаш« XIX века.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Как ни странно, поводом для отмены крепостного права послужил вовсе не рост какого-то там гуманизма (который был уделом небольшой горстки интеллектуалов, читающих книги и писавших статьи в газеты), а банально из-за нехватки денег — за несколько лет до 1861 года и знаменитой Крестьянской реформы Россия влезла в Крымскую войну, которую унизительно проиграла.

Царская Россия была довольна, но война привела к полному опустошению российской казны и к практическому разрушению российской финансовой системы. России пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, и рубль обесценился в два раза (что-то это мне напоминает). Крепостное право стало невыгодным бременем на теле и так хилой экономики — и его решили отменить.

Разумеется, крепостным крестьянам никто не рассказал о том, что всё дело в экономике да в Крыме, всё было обставлено как высочайшая царская милость — мол, проснулся утром царь, да решил по доброте душевной отпустить всех на волю. Манифест так и назывался — «О Всемилостивейшем Даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В переводе с царского на русский это означает, что теперь несвободные крестьяне приравнивались к свободным.

При этом данная «свобода» не сильно отличалась от прежней несвободы — да, людьми перестали торговать, но теперь они должны были платить помещику оброк за пользование его наделом либо отбывать барщину. В общем, даже «окончательное приобретение Крыма» не сделало бывших крепостных счастливыми…

Тени прошлого. Вместо эпилога.

Крепостное право было отменено всего чуть более 150 лет назад, и пришедшие в 1917 году к власти большевики были в 1-2 поколении выходцами из семей крепостных. Хорошо это было или плохо? С одной стороны, люди старались освободиться от векового гнета, который знали по рассказам отцов/дедов, а с другой стороны — сами того не ведая, полностью впитали семейные привычки и уклад бывших крепостных.

По сути, возведенная в СССР хозяйственная система ничем не отличалась от крепостничества, а местами даже переплевывала его — у людей по-прежнему не было никаких прав, не было реальных профсоюзов по защите их прав, а крестьяне до 1970-х годов даже не имели паспортов — и советский колхоз мало чем отличался от крепостнической общины. Во времена крепостничества считалось, что помещик имеет «высшую власть» над крепостными, в СССР такой властью стало обладать абстрактное «государство», которое рассматривало жителей страны не как свободных граждан, а как своих подданных.

Что интересно — многие российские публицисты и сейчас ещё считаю крепостное право чем-то хорошим, выдавая перлы вроде «крепостничество являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности».

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • План мастер али казахская народная сказка
  • По сплю или посплю как пишется
  • План рассказа федина задача
  • План к сказке как мужик убрал камень
  • План к сказке пушкина золотая рыбка