Инфоурок
›
География
›Презентации›8 класс. Тема урока: Климат Краснодарского края.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
География Краснодарского края 8 класс
Тема урокаКлимат и климатические ресурсы, опасные климатические явления Краснодарского края
урок учителя географии МАОУ
СОШ № 3 ст.Брюховецкой
имени А.С Пушкина
Морозовой Зинаиды Георгиевны -
2 слайд
Описание слайда:
( греч. Klimatos – наклон) –многолетний режим погоды, типичный для данного района Земли, как бы средняя погода за много лет.
– состояние тропосферы в данном пункте или на данной территории в определенный момент или период.
Климат
Погода– большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами.
Воздушные массы -
3 слайд
Описание слайда:
– излучение солнцем тепла и света.
– общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.
Солнечная радиация
Суммарная радиация
Радиационный баланс
– разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение. -
4 слайд
Описание слайда:
– это линии, проведенные на карте соединяющие точки с одинаковой температурой.
— это линии, проведенные на карте соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением.
Изотермы
Изобары
Циклон
– крупный атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
Антициклон
— крупный атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. -
5 слайд
Описание слайда:
Назовите климатообразующие факторы:
Географическая широта;
Влияние ВМ;
Близость морей;
Рельеф;
Характер подстилающей поверхности. -
6 слайд
Описание слайда:
Факторы
климатообразования
Солнечная радиация
Ю -110 -117 ккал/см в год
С – 90 -95 ккал/см в год
РБ(+) С-25ккал/см
Ю- 40ккал/смДвижение воздушных масс
(циркуляция)
Основная –КУВ
Зимой – кАВ; Летом- кТВ; мТВБлизость морей и океанов, течений
Близость к чёрному , азовскому морямГеографическое положение
Рельеф
-
7 слайд
Описание слайда:
60° 14°
22 июня h Солнца — 68°30´ день = 17 ч 34 минуты21 марта и 23 сентября h Солнца — 45° день = 12 ч
22 декабря h Солнца 21°30´ день = ночи = 7ч
-
8 слайд
-
9 слайд
Описание слайда:
Удивительная природа климата Краснодарского края обусловлена его географическим положением — это самый южный Российский регион, находящийся на той же географической параллели, что и северная Италия и южная Франция.
Природа климата
-
10 слайд
Описание слайда:
Территория края равноудалена от Северного полюса и экватора, т.е. находится в зоне умеренного климата
-
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
Вся территория края (кроме высокогорной зоны) находится в области положительных значений радиационного баланса, в то время как в большинстве областей России радиационный баланс в холодное время года отрицательный.
Годовое значение суммарной солнечной радиации – 115 – 120 ккал/см2 . Этот показатель объясняет достаточно высокие t воздуха.
-
13 слайд
-
14 слайд
Описание слайда:
Общая годовая сумма солнечного тепла для Краснодара составляет примерно 75 000 калорий на 1 см2
-
15 слайд
Описание слайда:
Среднегодовая t +8°, +10°
Средняя t января -1°, -5°
Средняя t июля +23°, +24°
Минимальная t в северной части края -40°
Абсолютный максимум t в центральных районах края +42 °, +45°
«Чемпионом» по жаре является станица Белая Глина. Здесь в августе 1948г. Ртуть в термометре поднималась до 47,7°С. -
16 слайд
Описание слайда:
Осадки – 350 – 3500 мм
На равнинах от 400 до 800 мм
Самое мокрое место в нашем крае и в России — г.Ачишхо в районе Красной Поляны – до 3500 мм осадков в год. -
17 слайд
Описание слайда:
В декабре и январе часто наблюдаются так называемые «окна тепла», когда t повышается до +10°, + 15°.
-
18 слайд
-
19 слайд
Описание слайда:
Для графического отображения изменения климатических показателей в течение года служат климатограммы.
-
20 слайд
Описание слайда:
Климат края формируется под воздействием различных воздушных масс.
кАВ
кУВ
мУВ
мТВ
кТВ -
21 слайд
Описание слайда:
Бора – холодный с-в ветер (норд-ост), дующий с гор с ураганной силой, преобладает зимой, когда наблюдается большая разница в барометрическом давлении: на суше – высокое, а на море — низкое.
-
22 слайд
Описание слайда:
Опасные климатические явления – погодные аномалии .
Наводнения;
Сели;
Засухи;
Суровые зимы;
Сильные (более 15 м/с) ветры:
а) пыльные бури;
б) Новороссийская бора;
в) фёны. -
23 слайд
-
24 слайд
Описание слайда:
Вид на Новороссийскую бухту после боры.
-
25 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 934 человека из 79 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 660 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«География (изд. «Просвещение»)», Дронов В.П., Савельева Л.Е.
Тема:
Природное районирование
Похожие материалы
-
Викторина по краеведению «Люби и знай свой край» Омская область (10-11 класс)
-
Викторина по краеведению «Люби и знай свой край» Омская область (5-9 класс)
-
Викторина по краеведению «Люби и знай свой край» Омская область (3-4 класс)
-
Презентация по географии на тему: » Средняя и Северо- Восточная Сибирь » ( 8 класс)
-
Презентация по географии на тему: » Легкая промышленность Оренбургской области» ( 9 класс )
-
Презентация по географии на тему: «Дальний Восток» ( 8 класс)
-
8 класс. Тема урока: Географическое положение и рельеф Краснодарского края.
-
Презентация по географии на тему: » Транспорт России» (9 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435735 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
Разработка урока географии. 8 класс
Тема: Итоговый урок по теме «Климат России».
Цели и задачи урока:
— обобщить знания по теме «климат»;
— определить
уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей
климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей
распределения основных элементов климата;
— определить уровень умения работать с картами;
-совершенствование практических умений учащихся при работе с различными
источниками знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
I I.Основная часть.
Сегодня у нас
заключительный урок по теме «Климат России». На многие вопросы ,касающиеся
климатических особенностей территории России, мы с вами можем ответить. Как вы
думаете какова цель урока?
Климатические
условия оказывают большое влияние на все компоненты природы, на жизнь и
хозяйственную деятельность человека. Поэтому очень важно знать особенности
климата , уметь объяснять их и прогнозировать.
Климат нашей
страны разнообразен. Что влияет на формирование климата? (климатообразующие
факторы).На сегодняшнем уроке,
который пройдет в форме игры, вы покажете свои знания, умения и навыки по
данной теме.
Сегодня работаем в группах.
Задание 1. «Эстафета».
Из комплекта карточек
,по очереди, выбираете только те на которых указаны климатообразующие
факторы.(Комплект карточек даётся каждой группе-команде)
1.Уровень солнечной радиации. | 4. Географическое положение. | 7. Выветривание. |
2. Циркуляция воздушных масс. | 5. Состав горных пород. | 8. Влияние подстилающей поверхности. |
3. Эрозия почв. | 6. Приливы и отливы. | 9. Океаны, холодные и теплые течения. |
Задача группы правильно собрать карточки, на которых будут только климатообразующие
факторы. Время выполнения 2 минуты.
Если вы выбрали
карточку правильно , то поставьте себе 1 балл. (лист самооценки).
Задание 2. «Тест».
В теме
«Климат» мы столкнулись с большим количеством терминов и закономерностей. Давайте
попробуем их вспомнить, поработав с тестом.
В тесте вы должны
выбрать верные утверждения. Время выполнения 5 минуты.
Вариант 1. 1.Главное влияние 2. Циклон- это атмосферный 3. Над территорией 4.На северном 5.На территории 6. Для территории Восточно-Европейской 7. Антициклон — это 8. Воздушные массы 9. Изотерма – это | Вариант 2. 1. Антициклон- это 2. При прохождении 3. Климат – это 4.Количество 5.Основную часть 6. Распределение 7.Для территории 8. В циклоне 9.Главным |
Вариант 3. 1. На территории России господствует западный 2. На северном побережье России выпадает 3. Циклон- это 4. Для территории Восточно-Европейской равнины 5.Атмосферный фронт- 6. Тропические 7.Лёд поглощает до 8. Изотерма – это 9. Для территории Дальнего Востока характерен | Вариант 4. 1. Основную часть влаги на территорию России 2.Показатели 3.Суммарная 4. При прохождении 5.Коэффицент 6. Антициклон — это атмосферный вихрь с низким 7. Распределение осадков не зависит от 8. Для территории Восточно-Европейской равнины 9. В циклоне устанавливается влажная |
Вариант 5 1. При прохождении 2. На северном побережье России выпадает 3. Полюсом холода в 4. Суммарная солнечная радиация- это общее 5. Главным 6. Тропические воздушные массы формируют 7. Изобара – это 8. Основную часть влаги на территорию России 9.Для территории | Вариант 6. 1. Циклон- это 2. Для территории Дальнего Востока характерен 3. При прохождении 4. Атмосферный фронт- это граница между 5.Воздушная масса 6.Большое влияние 7. Изобара – это 8.В России самые 9. В циклоне устанавливается влажная |
Для проверки
обменяйтесь работами с соседом с правой стороны .
Ключ к тесту : 1 , 3
, 5 , 8 , 9. Поставьте набранное количество баллов . (лист самооценки).
Циркуляция атмосферы
оказывает большое влияние на климат России.
Какие типы воздушных
масс формируют климат и господствуют над территорией России?
Задание 3 «Литературные посиделки».
Отгадайте какие
понятия зашифрованы в стихах великого русского поэта А.С.Пушкина.
1.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…. (холодный
атмосферный фронт)
2.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея блещут небеса
Ещё прозрачные леса ,как будто пухом зеленеют. (
антициклон)
3.
Мороз и солнце, день
чудесный ( антициклон)
4.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (циклон)
Задание 4 «Путешествие».
Каждой команде
вручается стрелка с названием воздушной массы и вопросами для данной группы.
Группа 1
1. Вы проживаете на
территории республики Саха – Якутия. Определите климатический пояс и тип
климата для этой территории.
2. В зимний период
времени на территории Якутии устанавливается господство континентальной
умеренной массы (кУМ). Какую погоду она принесет?
Группа 2
1. Вы собираетесь в
Приморский край, в Хабаровск. Определите климатический пояс и тип климата этой
территории.
2. В летний период
времени на территории Приморского края господствует морская умеренная масса
(мУМ). Какая погода там устанавливается?
Группа 3
1. Вы проживаете на
территории Московской области. Определите климатический пояс и тип климата
для этой территории.
2. В зимний период
времени на территории Подмосковья устанавливается господство арктической
массы . Какую погоду она принесет?
Группа 4
1. Вы собираетесь в Астрахань. Определите климатический пояс и тип климата этой
территории.
2. В летний период
времени на территории Астрахани господствует континентальная тропическая масса .Какая погода там устанавливается?
Поставьте набранное
количество баллов, оценив себя самостоятельно .мах -3 балла(лист самооценки).
Задание 5 «Туристическое бюро».
На территории
России , как мы уже убедились , формируются разные типы климата. Не всегда и не
везде тепло и безветренно. Но несмотря на это , интерес к нашей стране велик.
Большое количество туристов путешествует или желает путешествовать по нашей
стране.
Давайте попробуем
составить небольшую климатическую памятку туристам , для посещения некоторых
уголков нашей Родины.
План памятки.
1.Основные погоды
летом и зимой
2. В какое время года
лучше посещать эту территорию.
3. Что необходимо
взять с собой.
4 . Какие достопримечательности
можно посетить.
Работам в группах.
Поставьте набранное
количество баллов, оценив себя самостоятельно .мах -5 балла(лист самооценки).
Наш урок ребята
подошел к концу ! Как вы думаете мы достигли поставленной цели? А теперь
попробуем поставить себе оценку .
Если вы набрали
: 13-14 баллов — «5»
10-12 баллов — «4»
7-9 баллов — «3»
______________________________________________________________________
Карточка самооценки
Ф.И.О. класс | ЗАДАНИЕ 1 | ЗАДАНИЕ 2 | ЗАДАНИЕ 3 | ЗАДАНИЕ 4 | ЗАДАНИЕ 5 |
Тест по географии Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы 8 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта. В каждом варианте по 20 заданий.
1 вариант
А1. Укажите полушария, в которых расположена большая часть России.
1) Северное, Западное
2) Северное, Восточное
3) Северное, Южное
4) Южное, Западное
А2. Сколько океанов омывает Россию?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
А3. С какой страной Россия имеет наиболее протяженную границу?
1) с КНДР
2) с Казахстаном
3) с Монголией
4) с Украиной
А4. Укажите самый северный архипелаг России.
1) Новая Земля
2) Северная Земля
3) Земля Франца Иосифа
4) Новосибирские острова
А5. С какой страной Россия имеет только морскую границу?
1) с Финляндией
2) с КНДР
3) с США
4) с Норвегией
А6. Через какой пролив проходит морская граница России?
1) Карские Ворота
2) Кунаширский
3) Санникова
4) Татарский
А7. Из какого порта начинается Северный морской путь?
1) из Мурманска
2) из Архангельска
3) из Санкт-Петербурга
4) из Норильска
А8. На каком море работает Кислогубская ПЭС?
1) на Белом
2) на Охотском
3) на Баренцевом
4) на Балтийском
А9. Какое время было введено в России в 1981 г.?
1) местное
2) декретное
3) поясное
4) летнее
А10. На сколько и куда надо перевести стрелки часов при переезде из Москвы во Владивосток?
1) на 9 часов вперед
2) на 7 часов вперед
3) на 7 часов назад
4) на 9 часов назад
А11. Кто в 1932 г. впервые прошел Северным морским путем без зимовки?
1) О. Шмидт, В. Воронин
2) Г. Седов
3) Н. Пржевальский
4) В. Беринг, Г. Седов
А12. На каких картах показаны тектонические структуры и время их образования?
1) на физических
2) на геологических
3) на тектонических
4) на почвенных
А13. Какая эра является самой древней в истории Земли?
1) палеозойская
2) архейская
3) мезозойская
4) кайнозойская
А14. Какие породы залегают на поверхности на щитах?
1) известняки, мел
2) глины, пески
3) гнейсы, граниты
4) мел, сланцы
А15. Какая территория России наиболее богата месторождениями нефти и газа?
1) Западно-Сибирская равнина
2) Восточно- Европейская равнина
3) Среднесибирское плоскогорье
4) Уральские горы
А16. От чего зависит количество солнечной радиации, которую получает земная поверхность?
1) от географической широты
2) от состояния атмосферы
3) от характера подстилающей поверхности
4) все перечисленное верно
А17. Укажите верное утверждение.
1) Чем выше температура поверхности и чем меньше облачность, тем больше потери тепловой энергии.
2) Снег отражает в два раза меньше солнечной радиации, чем песок.
3) В умеренных широтах господствуют арктические воздушные массы.
4) Зимой над Сибирью господствует сибирский циклон.
А18. Определите тип климата по его описанию.
В течение года господствуют континентальные воздушные массы. Зима суровая, с температурами -30 °C и ниже, малоснежная. Лето жаркое с июльским максимумом осадков.
1) умеренно континентальный
2) субарктический
3) резко континентальный
4) арктический
В1. Установите соответствие.
Местоположение
1) Кавказ
2) остров Рудольфа
3) остров Ратманова
Крайняя точка
А) крайняя восточная
Б) гора Базардюзю
В) мыс Флигели
В2. Установите соответствие.
Полезное ископаемое
1) алмазы
2) каменная соль
3) нефть
4) поваренная соль
Район добычи
А) западный склон Урала
Б) Архангельская область
В) озеро Баскунчак
Г) Западно-Сибирская равнина
2 вариант
А1. С какой страной схоже географическое положение России?
1) с США
2) с Китаем
3) с Канадой
4) с Бразилией
А2. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу России?
1) Тихий
2) Атлантический
3) Индийский
4) Северный Ледовитый
А3. Какая страна, входившая в состав СССР, не имеет общей границы с Россией?
1) Азербайджан
2) Литва
3) Армения
4) Латвия
А4. Граница с каким государством начинается в Баренцевом море?
1) с Финляндией
2) со Швецией
3) с Норвегией
4) с Эстонией
А5. С какой страной Россия имеет только морскую границу?
1) с Азербайджаном
2) с Латвией
3) с Японией
4) с Китаем
А6. В каком проливе проходит морская граница России?
1) в Беринговом проливе
2) в проливе Лонга
3) в проливе
4) в проливе Лаптевых
А7. Какие моря имеют наименьшую соленость?
1) Черное, Японское
2) Азовское, Балтийское
3) Балтийское, Баренцево
4) Чукотское, Берингово
А8. На побережье какого моря расположены крупные здравницы?
1) Белого
2) Азовского
3) Черного
4) Японского
А9. Какое время в Иркутске, если в Москве полночь?
1) 5 ч
2) 7 ч
3) 17 ч
4) 19 ч
А10. Кто из землепроходцев первым проплыл по Берингову проливу?
1) В. Беринг, А. Чириков
2) С. Дежнев, Ф. Попов
3) В. Атласов
4) И. Москвитин
А11. Какие хребты протянулись вдоль побережья Тихого океана?
1) Верхоянский, Черского
2) Сихотэ-Алинь, Джугджур
3) Становой, Джугджур
4) Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау
А12. Какие горы имеют наиболее древний возраст?
1) Алтай
2) Урал
3) Кавказ
4) хребты Прибайкалья и Забайкалья
А13. Какая карта позволит получить сведения о возрасте горных пород и их распространении по территории России?
1) физическая
2) тектоническая
3) геологическая
4) почвенная
А14. Каким участкам земной коры соответствуют равнины?
1) платформам
2) древним складчатым областям
3) молодым складчатым областям
4) границам литосферных плит
А15. Какие полезные ископаемые добывают на Кольском полуострове?
1) железные, медные, никелевые руды
2) нефть, газ, уголь
3) соли, медные руды, газ
4) золото, алмазы, нефть
А16. Какие формы рельефа явились результатом действия древнего ледника?
1) овраги, балки
2) морены, сглаженные скалы
3) речные долины, овраги
4) карьеры, терриконы
А17. Укажите верное утверждение.
1) Зимой в Сибири преобладает пасмурная и ветреная погода.
2) Арктические воздушные массы летом приносят осадки на Русскую равнину.
3) При перемещении над сушей воздушные массы меняют свои свойства.
4) При перемещении теплых воздушных масс в сторону холодных образуется холодный фронт.
А18. Укажите неверное утверждение.
1) Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.
2) В степи недостаточное увлажнение.
3) Самую большую площадь в России занимает умеренный пояс.
4) На Дальнем Востоке резко континентальный климат.
В1. Установите соответствие.
Местоположение
1) полуостров Таймыр
2) полуостров Чукотка
3) песчаная коса в Гданьском заливе
Крайняя точка
А) крайняя западная
Б) мыс Челюскин
В) мыс Дежнева
В2. Установите соответствие.
Полезное ископаемое
1) каменный уголь
2) бурый уголь
3) газ
4) железная руда
Район добычи
А) Подмосковный бассейн
Б) Печорский бассейн
В) Качканарское месторождение
Г) Ямбург, Уренгой
Ответы на тест по географии Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы 8 класс
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-3
А5-3
А6-2
А7-1
А8-3
А9-4
А10-2
А11-1
А12-3
А13-2
А14-3
А15-1
А16-4
А17-1
А18-3
В1. 1Б 2В 3А
В2. 1Б 2А 3Г 4В
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-3
А6-1
А7-2
А8-3
А9-2
А10-2
А11-2
А12-4
А13-3
А14-1
А15-1
А16-2
А17-3
А18-4
В1. 1Б 2В 3А
В2. 1Б 2А 3Г 4В
Тест по географии Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы 8 класс
Конспект урока по географии для 8 класса
на тему: «Климат и человек»
Цель: определить,
что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные
явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником,
источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять
таблицу; воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.
Задачи:
проблемный вопрос, объяснение, беседа, работа с учебником, картами, составление
таблицы, опережающие задания, групповая работа, ИКТ.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Слушаем
внимательно,
Работаем старательно.
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим
увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание,
наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку
(Презентация)
3. Самоопределение темы урока.
Целеполагание.
Как вы думаете, какие компоненты климата
наиболее сильно влияют на человека?
– Почему необходим прогноз погоды?
– Представителям, каких профессий он (прогноз
погоды) особенно необходим
Да, действительно, нам всем необходимо знать
погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность
климата. Запишите, что это такое.
Комфортность климата – степень его
благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.
Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984
гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и
степени его благоприятности для человека.
4. Сообщение темы, задач урока.
(Презентация)
Комфортность климата – степень его
благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.
Назаревский Олег Ростиславович (1910 –
1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата
и степени его благоприятности для человека.
Оценка влияния климата на здоровье
человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной
влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность
сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной
Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а
лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со
средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0.
Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на
Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 –
150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.
– Используя карту на доске “Влияние
природных условий на жизнь человека”, определите:
а) территории, наиболее благоприятные
для проживания населения,
б) неблагоприятные территории для
проживания населения,
в) какие территории больше представлены
на территории России.
Климат обязательно учитывается в
жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование
территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу:
какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в
жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень
его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны
иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая
приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на
Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а
погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты
на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках
Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют
и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть
времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так,
на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой
площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну
больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы
летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное
проветривание.
5. Восприятие и усвоение учащимися
нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить
на вопросы.
Игровая деятельность.
Физминутка:
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на
слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа.
(тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ
готовых работ.
9. Итог урока.