Погарелец или погорелец как пишется правильно

Инфоурок русский язык презентациипрезентация к уроку по русскому языку на тему буквы о и а в корне -гор- -

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроку по русскому языку на тему «Буквы О и А в корне -гор- — гар» (6 класс)

Проверяем домашнее задание. Ор…сить, отр…сли,р…скошный,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проверяем домашнее задание. Ор…сить, отр…сли,р…скошный,

    Описание слайда:

    Проверяем домашнее задание.

    Ор…сить, отр…сли,р…скошный,
    к…сичка

  • 2 слайд

    Проверяем тест1. Правописание чередующихся гласных А-О в кор

    Описание слайда:

    Проверяем тест
    1. Правописание чередующихся гласных А-О в корне –КАС- — -КОС- зависит от: 
    1.Ударения2. Значения корня
    3. От последующего согласного4. От наличия суффикса –А-
    4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
    1.К..стрюля2. К..са
    3. К..сательная4. К..сьба

  • 3 слайд

    Буквы А и О в корне –ГАР- , -ГОР- (орф. № 27)

    Описание слайда:

    Буквы А и О в корне
    –ГАР- , -ГОР-
    (орф. № 27)

  • 4 слайд

    загорать загарВ корне с чередованием –гор- - -гар-в безударном положе

    Описание слайда:

    загорать загар
    В корне с чередованием –гор- — -гар-
    в безударном положении
    пишется буква О
    под ударением
    пишется буква А
    /
    /

  • 5 слайд

    Исключения из этого правила: специальные и диалектные слова

    Описание слайда:

    Исключения из этого правила:
    специальные и диалектные слова
    (безударная позиция, но пишем А):

    Пригарь – привкус гари в пригоревшей пище.
    Выгарки – остатки от сгорания, перетопки чего-то.
    Изгарь – что-либо горелое.

  • 6 слайд

    Г…реть, заг…рать, заг…р, г…рь, г…релыйРаспределите слова на группы в з

    Описание слайда:

    Г…реть, заг…рать, заг…р, г…рь, г…релый
    Распределите слова на группы в
    зависимости от значения.
    гореть
    гарь
    горелый
    загорать
    загар
    /
    /
    /

  • 7 слайд

    Работа по упражнению № 187 сгоратьвыгоратьдогоратьнагоратьзагоратьразгораться

    Описание слайда:

    Работа по упражнению № 187
    сгорать
    выгорать
    догорать
    нагорать
    загорать
    разгораться
    сгореть
    выгореть
    догореть
    нагореть
    загореть
    разгореться
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    загар
    нагар
    /
    /

  • 8 слайд

    1. заг…рать на солнце 2. г…релые спички 3. к…снуться рукой 4. к…сание

    Описание слайда:

    1. заг…рать на солнце
    2. г…релые спички
    3. к…снуться рукой
    4. к…сание мяча
    5. разг…релся спор
    6. ог…рок свечи
    7. разг…рался костер
    8. паровозная изг…рь
    9. к…сается дна
    10. сг…ревшая листва

    Буквенный диктант
    о
    о
    о
    о
    о
    о
    а
    а
    а
    а

  • 9 слайд

    Разг…рается, возг…рание, выг…реть, г…релка, г…ристый, дог…рать, заг…рать, за

    Описание слайда:

    Разг…рается, возг…рание, выг…реть, г…релка, г…ристый, дог…рать, заг…рать, заг…релый, наг…рать, пог…релец, приг…реть, разг…р, г…рюшко
    Какие слова не относятся к правилу
    чередования гласных в корне? Почему?
    Выборочный диктант

  • 10 слайд

    РазгОрается, возгОрание, выгОреть, гОрелка, догОрать, загОрать, загОрелый, н

    Описание слайда:

    РазгОрается, возгОрание, выгОреть, гОрелка, догОрать, загОрать, загОрелый, нагОрать, погОрелец, пригОреть, разгАр
    гОристый — гОры, гОрюшко — гОре

    Проверяем диктант
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /

  • 11 слайд

    Объяснительный диктантЗаг…рать на те(р,рр)а(с,сс)е, береч?ся от заг

    Описание слайда:

    Объяснительный диктант
    Заг…рать на те(р,рр)а(с,сс)е, береч?ся от заг…ра,
    заг…релый малыш?, зап…х уг…ра, выг…рки из
    сала, сг…рание к…росина, разг…релась в печи,
    снять наг…р, г…рение газа, очистить от приг…ри,
    газовая г…релка, быстро сг…рать

  • 12 слайд

    Проверяем диктантЗагОрать на теРРаСе, беречЬся от загАра, з

    Описание слайда:

    Проверяем диктант
    ЗагОрать на теРРаСе, беречЬся от загАра,
    загОрелый малыш, запАх угАра,
    выгАрки из сала, сгОрание кЕросина, разгОрелась в печи, снять нагАр,
    гОрение газа, очистить от пригАри,
    газовая гОрелка, быстро сгОрать

  • 13 слайд

    Распределительный диктантчередующаяся безударнаякасатьсявырослиу

    Описание слайда:

    Распределительный диктант
    чередующаяся
    безударная
    касаться
    выросли
    угорели
    изложение
    сгорать
    косички — косы
    росистый — росы
    горизонт
    наслаждение — сладко
    горевать — горе
    изгарь
    гористая — горка
    /
    /
    /

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Погарелец или погорелец как пишется правильно

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Погарелец или погорелец как пишется правильно

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Погарелец или погорелец как пишется правильно

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тема:
§ 37. Буквы а и о в корне -гap- -гор-

Похожие материалы

  • Презентация к урокам по русскому языку на тему «Правописание приставок пре- и при-» (6 класс)

  • Таблица по теме «О/Ё после шипящих»

  • Повторительно-обобщающий материал для урока по теме «Глагол»

  • Конспект урока «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту В.Ю.Постникова «Как растения-иностранцы Россию осваивали»»

  • Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

  • Таблицы «Правила правописания корня слова»

  • Текстографический тренажер по русскому языку «Правописание о и е после шипящих»

  • Урок русского языка во 2 классе на тему: «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436695 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

«Правописание гласных в корне с чередованием».

УЭ—О. Содержание и задачи урока модуля

Программа для
учащихся

После
повторения и изучения темы вы будете знать:

  • правила
    правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас,
    мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар.

В результате
усвоения темы вы будете уметь:

  • правильно
    писать слова с изученной орфограммой;
  • графически
    обозначать орфограммы;
  • разбирать
    слова по составу.

УЭ-1. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием
лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч-

Цели:
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов;
познакомить с правилом выбора букв в корне — кос- — кас-, -скак- — скоч-

(15-18 мин. Индивидуальная работа, выполняется
в тетради)

Задание. Рассмотрите
таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего
зависит правописание гласной в этих корнях?

Сделайте
вывод о чередовании других корней в этой таблице. (помощник – учебник стр. 60)

Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.

Корни слов

Пишется а

Пишется о

-лаг-лож

В корне –лаг- перед
г:

предлагать

В корне –лож- перед
ж:

предложить

-раст-рос-ращ

В корнях слов перед
согласными ст, щ:

Растение, наращивать

В корнях слов перед
согласной с:

Вырос, заросли

-кос(н) -кас-

В корне перед суффиксом а:

касаться

В корне, если нет суффикса а:

коснуться

-скак- скоч-

Перед согласным к

корня: скакать,
проскакал

Перед согласным ч корня:

вскочить, выскочить

Исключения: росток, отрасль;
скачу, скачок;

С
о
 пишутся
слова: Ростов, Ростислав, ростовщик

Вставьте
пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Распол..гать
свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая
пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения,
школьный возр..ст; густые зар..сли.

Ск..кать на
лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места;
заносчивый выск..чка.

К…саться
вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня,
прик…саться воды, к..сание мяча.

Алгоритм
работы

  1. Изучите
    приведенную выше таблицу.
  2. Руководствуясь
    правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите
    словосочетания.
  3. Графически
    обозначьте орфограммы
  4. Проверьте
    свою работу по ключу № 1 и оцените её.

УЭ-2
Закрепление навыка правописания безударных гласных в корнях слов с чередованием
.

Цели:

  • закрепить
    условия выбора написания – кос -кас-
  • отработать
    способ действия при выборе букв о-а в однокоренных словах
    с корнем –кос-кас-

(5-7 мин. Индивидуальная работа .)

Задание №1. Спишите.
Вставьте пропущенные буквы..

К…саться,
к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание,
неприк…сновенность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте
    слово, найдите корень.
  2. Выясните,
    есть ли суффикс –а.
  3. Руководствуясь
    правилом, запишите слово.

Проверьте
свою работу по ключу № 2 и оцените её.

(3 мин. Общеклассная работа)

Задание № 2.
Какое общее лексическое значение всех слов с корнем –кос-кас? В задании к
упражнению 138 учебника (автор М.Т.Баранов) приведены все значения, которые
даются в “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Первое
значение – прямое, а второе и третье – какое?

Вывод: слова
с корнем -кос-кас- многозначные

(3-5 мин.
Устная работа в парах. Коллективная проверка .)

Задание № 3.
Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”.

к..сой, к..стрюля,
к..сяк, к…сание.

к..скад, к…стер, к…сательная,
к..стюм.

к…сатка,
прик…сновение, к..стыль, к..сынка.

к..са, к..сатик,
к…суля, к…сательство.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте
    внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите,
    являются ли эти слова однокоренными.
  3. Подумайте,
    можно ли в один синонимический ряд записать словосочетания девичья коса,
    песчаная коса? Как называются такие слова?
  4. Найдите
    “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

(5-7 мин. Творческая работа)

Задание №4 .
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются
данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними
предложения.

К…саться ,
к..сание, к…сательная, к..сательно.

Проверьте
свою работу по ключу № 3

УЭ -3.
Правописание безударных гласных в корнях с чередованием гор-гар, зор-зар,
клан-клон, -твор- твар-

(10-15 мин. Работа в парах. Взаимопроверка)

Задание А.
Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в
корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не
удается, воспользуйтесь справочной литературой).

Правописание
гласных в корне в зависимости от ударения

http://festival.1september.ru/articles/414651/img1.gif

(8-10 мин. Работа в парах. Взаимопроверка.)

Б. Спишите
сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной
буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (см. образец
в учебнике стр.61.)

Дог..рать
,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать,
ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р,
сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте
    слово, найдите корень.
  2. Выясните,
    падает ли ударение на корень.
  3. Руководствуясь
    правилом, запишите слово.

Проверьте
свою работу по ключу № 4

(5-7 мин. Индивидуальная работа.)

В. Запишите
слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень.


Однокоренные ли эти слова? Почему?

— Как
называются такие слова?


Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец,
загорелый, горы

-гор- — гор- -гар-

— Как вы
думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-?

(3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка)

Г. Спишите.
Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”

1.
Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра,
выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее,
г..родок, загар, г..релый.

4. Угар,
разгар, г..рчица, загар.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте
    внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите,
    являются ли эти слова однокоренными.
  3. Найдите
    “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

(8 мин. Индивидуальная работа)

Выполните
задания № 87 и 88 в рабочей тетради Г.А.Богдановой.

Проверьте
себя по ключу № 5

(10 мин. Самостоятельная работа.)

Вставьте
пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

заг..рать

покл..н

выг..рать

раскл..няться

сг..реть

оз..рять

перег..реть

з..рница

наг..р

от з..ри

заг..р

до з..ри

г..рь

з..ри (мн.ч)

уг..реть

з..рька

накл..нятся

з..рево

скл..няться

з..ря

прекл..няться

з..рницы

накл..он

з..ренька

Алгоритм работы

  1. Изучите
    внимательно таблицу.
  2. Восстановите
    пропущенные в ней данные.
  3. Руководствуясь
    правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, вставьте
    пропущенные буквы.

Проверьте
работу по ключу № 6 и оцените.

УЭ -4. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -мак-мок,
-равн-ровн-

Цели:

  • знакомство
    с правилом чередования О и А в корнях –мок-мак-, — равн- ровн-
  • отработка
    правописания слов с чередующимися гласными.
  • выработка
    внимания к лексическому значению слова, определяющему применение правила.

Правописание
гласных в корне слова в зависимости от значения слова

Корни слов

Пишется а

Пишется о

-мак-мок-

В глаг В словах со
значением “ погружать в жидкость” (что-либо во что- либо):

макать (хлеб в мед)

обмакнуть (перо в
чернила)

В словах со значением

“ пропускать жидкость”:

промочить (ноги)

промокательная (бумага)

непромокаемый (плащ)

-равн-ровн-

В словах со значением
“равный, одинаковый”:

сравнить (с чем-нибудь),

равняться (на кого- либо)

равновесие

В словах со значением

“ ровный, гладкий”:

ровнять (дорогу),

подровнять (грядку)

Исключение:
равнина

(Индивидуальная работа. 5 мин.)

1.
Неосложненное списывание
. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте
условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.

Расположился
на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя
заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый
шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в
Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами,
меня это не касается.

(Работа в парах. 5-7 мин.)

2.
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Непром..каемое
пальто; вым…кнуть под дождем; обм…кнуть кисть в краску; нам..чить рукава;
ур…нять в правах; р..вносторонний треугольник; выр…внять дорожки, ср..внить два
числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь, подр..внять клумбу.

Алгоритм работы

  1. Прочитайте
    словосочетания.
  2. Найдите
    корень в словах с пропущенными буквами, выясните его лексическое значение
  3. Руководствуясь
    правилом, вставьте буквы и запишите словосочетания.
  4. Проверьте
    работу по ключу № 7 и оцените её.

(Работа в парах. 5-8 мин. Взаимопроверка)

3. Исправь
ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.

Лес был полон
жизни , и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться ,чутко
прислушиваться. Догорала зоря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов
,зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на
поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко
распивали.

(Если работал
самостоятельно, проверь работу по ключу № 8.)

(Работа в парах. 10 мин.)

Задание.
Распределите слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О.

Г..рь, г..релка,
з..рница, соприк..саться, ур..вень, натв…рить, взр..слеть, выр..внивать,
пром…чить, тв..рец, заг…р, уг..реть, тв…рительный, м…кание, взм..кнуть,
ур…внение, уск…кать, доск…чить, накл…нность, оз…рять, пог..реть, кас..ние,
кл..няться, р..стение, уск..кать, тв..рить, нам…ченный,

выр…внивать,
отр…слевой, см…чить, разг..реться, к..сательство, пог…релец, отм…кать.

Проверьте
работу по ключу № 9 и оцените её.

Ключ № 1.

РасполАгать
свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды;
молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения,
школьный возрАст; густые зарОсли.

СкАкать на
лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места;
заносчивый выскОчка.

КАсаться
вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня,
прикАсаться воды, к.Асание мяча.

Ключ № 2
Правописание гласных в корне в зависимости от ударения

Корни слов

Пишется а

Пишется о

-гор-гар

В корне слова под
ударением:

Угар, загар, нагар

В корне слова без
ударения:

Загорать, гореть

-клон-клан-

В корне слова под
ударением:

Кланяться

В корне слова без
ударения:

Поклониться, клонить

-твор-твар-

В корне слова под
ударением та гласная, которая слышится:

Тварь, творчество

В корне слова без
ударения :

ТвОрить, твОрение

-зор-зар-

В корне слова без
ударения

Заря, зарница, озарить

В корне .слова под
ударением. та гласная, которая слышится:

Зарево, зорька

Запомнить: утварь, выгарки

Запомнить: зоревать

Ключ № 2

КАсаться,
кОснуться, неукОснительно, прик.Основение, прикАсаться, прик.Асание, неприкОсновенность,
прикОснуться, соприкАсаться, соприк.Основение.

Ключ № 3

КАсаться
(глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное,
профессиональное), кАсательно (наречие).

Я не хотела касаться
темы воспитания при разговоре с мамой.

Мария чувствовал
касание теплых рук брата на своих плечах.

На уроке математики
надо было несколько раз провести касательную линию.

Наша встреча
проходила касательно будущих экзаменов.

Ключ № 4

ДогОрать,
догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок,
перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть,
угОреть, разгОрается.

Ключ № 5

Упр.87.
ПредлАгать, гОрят, рАстительность, разгОраться, загОрать, прилОжение,
кОснуться, кАсаться, загОрелый, перегОрают, соприкАсаться, загОреть,
обгОреть,располАгаться, отрАстать, рОсток, зарОс ли.

Упр 88.
ОтпИрать, блЕснуть, кАсание, собЕрет, возрАст, взбЕрется, рАстение, излАгать,
рОсток, расстИлаться, излОжить, расстЕлил, слАгаемые, загОрать, кАсаться.

Ключ № 6

загОрать

загАр

выгОрать

гАрь

гОреть

угОреть

перегОреть

наклОняться

нагАр

склОняться

преклОнятся

зорька

наклОн

зАрево

поклОн

зАря

раскланяться

зАрницы

оЗарять

зоренька

от зАри

до зАри

зОри

Ключ № 7

НепромОкаемое
пальто; вымОкнуть под дождем; обмАкнуть кисть в краску; намОчить рукава;
урАнять в правах; рАвносторонний треугольник; вырОвнять дорожки, ср.Авнить два
числа, рАвнение на середине, вымОкшая рожь, подрОвнять клумбу

Ключ № 8

1. заря

2. касалось

3. горячими

4. росли

5. на поляне

6. блестела

7. на макушках

8. распевали

Ключ № 9

ГАрь,
г.Орелка, зАрница, соприкАсаться, урОвень, натвОрить, взрОслеть, вырАвнивать,
промОчить, твОрец, загАр, угОреть, твОрительный, мАкание, взмОкнуть, урАвнение,
ускАкать, доскОчить, наклОнность, озАрять, пог.Ореть, касАние, клАняться,
рАстение, ускАкать, твОрить, намОченный, вырАвнивать, отрАслевой, смОчить,
разгОреться, кАсательство, погОрелец, отмОкать.

Правописание
гласных в корнях с чередованием

О-А в
безударных корнях -лаг- — -лож-

О (перед ж)

-лож-

положить 
предложить 
изложить

А (перед г)

-лаг-

полагать 
прилагательное

Исключение:

полог

О-А в
безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-
 

А (перед СТ, Щ)

-раст- — -ращ-

возраст 
растить 
выращивать 
приращение

О (перед остальными)

-рос-

заросли 
вырос

Исключение:

росток, ростовщик,
Ростов, отрасль, Ростислав

О — А
в безударных корнях -кос- — -кас-
 

А перед суффиксом -а-

касаться
прикасаться 
касательная

О ( нет суффикса -а-)

прикоснуться 
прикосновение

Правописание
корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-
 

Под ударением

Без ударения

-гар-

загар 
огарок

-гор-

загорел 
горелый

-зар- — -зор-

зарево 
зорька

-зар-

зарница 
озарение

-клан- — -клон-

кланяться 
поклон

-клон-

наклонять 
склонение

-твар- — -твор-

тварь 
творчество

-твор-

творить

И — Е
в корнях с чередованием
 

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

Но: сочетать, сочетание

О — А
в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн-
 

-мок-(-моч-)

в словах со значением
«пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в
воде»

непромокаемый 
вымокнуть

-мак-

«погружать в
жидкость»

макать сухарь в чай

-равн-

«равный, наравне,
одинаковый»

подравнять — сделать
равным 
уравнение

-ровн-

«прямой, гладкий,
ровный»

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник,
поровну, уровень, равняйсь

Ситуация такая,Мне 15 ,моей девушке 17.В ноябре у нас обеих день рождения, ей 18 мне 16.Хотим обе съехать от родителей и жить вместе ,с ней проблем не будет тк 18 лет.А мне 16 только будет.Если мои родители будут против, можно ли что то сделать ?Оформить меня как дееспособную ?Или хоть что то ,чтобы я была не зависима от родителей ?Я зарабатываю сама с 10 лет.Стабильно в месяц от 20 тыс,+ещё выплаты за отца тк его нет в живых.Летом я буду официально работать официанткой,уже договорилась с начальником,в прошлом году работала там же ,но не официально. Вообщем такая ситуация, жду ответа,заранее спасибо

, рада, г. Москва

Валерия Клепикова

Валерия Клепикова

Юрист, г. Краснодар

Гражданская дееспособность в России наступает по достижении совершеннолетия, то есть с 18 лет. До 18 лет полную дееспособность можно приобрести в двух случаях:

при вступлении несовершеннолетнего в брак (с момента получения свидетельства о регистрации брака);
при объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, эмансипированным — если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявить несовершеннолетнего эмансипированным может либо территориальный орган опеки и попечительства, либо суд общей юрисдикции (в случае несогласия одного или обоих родителей или отказа органа опеки).

Подросток, достигший 16-летнего возраста, должен подать в районный отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление о признании его полностью дееспособным. И приложить к заявлению:

свое свидетельство о рождении;
свой паспорт;
паспорта своих законных представителей;
письменное согласие законных представителей (для принятия решения об эмансипации потребуется согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя);
документы, подтверждающие его трудовую деятельность (трудовой договор, контракт, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
единый жилищный документ.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней. В случае положительного решения несовершеннолетний получит объявление о признании его полностью дееспособным на утвержденном бланке.

Консультация юриста бесплатно

Услуги юристов в Москве

Мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы

Интеллектуальная собственность

Могу ли я зарегистрировать товарный знак или еще что то мои карты не похоже на оригиналы

Я в яндекс ищу картинки колод карт Таро, в свободном доступе, сама в фотошопе придаю им сочность яркость, меняю шрифт, рубашки, ламинирую, защитную пленку делаю и продаю, сегодня мне компания издательство «АВВАЛОН – ЛО СКАРАБЕО» предъявляет статью ст 146, 147 УК РФ нарушение авторских прав, что мне делать в этом случае? Могу ли я зарегистрировать товарный знак или еще что то мои карты не похоже на оригиналы.

, вопрос №3084583, Галина Павловна, г. Москва

Когжа будет хоть что-то делаться?

Здравствуйте. Вот уже 6ой год как мы заключили договор с УК»Комфорт».За эти пять небыло сделано ничего.В течении 2х лет мы ходили на собрания пытаясь добиться хоть чего-нибудь.Дом наш очень старый,разваливается подъезд,но тут мы своими силами проводим небольшие ремонтные работа, но самое опасное что разваливается цоколь и отпостка дома,тут мы сами не справимся.Для того чтобы нам приехвли и посмотрели на это дело,мы в течении ещё 2х дет ходили на собрания,писали каждое собрание заявление на ремонт отмостки и цоколя,затем ездили в саму контору УК.Нам в середине 2019 года удалось привезти к дому директора и главного инженера УК на что директора действительно признал что дои срочно нуждается в ремонте,а в первую очередь нужен ремонт цоколя и отмостки,но есть одна загвоздка ,у нас на счету может не хватить денег,но так же было обещено что есди будет не хватать в предедах 20тыс. нам сделают в долг ,а дальше мы бужем просто им ежемесячно платить эти деньги.Пообещали что в течении месяца приедет к нам человек на составление сметы и до зимы нам всё сделают.Так ни кто и не приехал.Потом грянул карантин и сказали что ни кто в карантин не работает.Вот пришли первые послабления карантина я поехала к ним в офис,с вопросами когда приедет человек?Когда будет смета?Когжа будет хоть что-то делаться?На что мне в 1й раз ртветили что нет главного инженера и мне нечего не может сказать,на 2ой что инженер уже занимается этим вопросом,а на 3й что сменился диреетор и надо связываться с ним и мне сейчас нечего не могут сказать(а всё потому,что денег на счету скорее всего недостаточно),на 4й раз мне на вопрос раз вы нечего не делаете можно от вас отказаться и что для этого нужно,мне ответили можно,ищите заявление сами.Потом вот в марте этого года поехала ещё одна жительница еашего дома к ним в контору,директора опять не было,в журнале есть отметка о нашем заявлении,сказали хотите ремонт ищите себе бригаду,пусть он делает смету,а мы подумаем дальше(а у нас в посёлке ни кто с ними связываться не хочет,т.к. их то смета не устраивает,то ротом деньги они недоплачивают или задерживают).Так же есть загвоздка в должниах,но на это они отвечают что у них нет данных на них и они нечего не могут сделать, хотя при составлении договора около 70% паспортных данных им было предоставлено. Что делать в данной ситуации?Если отказываться,то вернут ли они те деньги которые уже имеются и какое заявление нам нужно тогда писать?

, вопрос №3025918, Виктория Супруненко, г. Москва

Могу ли я получить хоть что то или комнату, или дом, или квартиру, участок хоть что то, от государства как погорелец?

Маринааааааа4447777 Дерябина

ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

О КОМПАНИИ

КОНТАКТЫ

Профиль

Чат с юристом

Добрый вечер. Меня зовут Марина, мне 18, я поругалась сильно со всей своей семьей, причина очень серьезная, если она повлияет на дело, и поможет мне, я все расскажу. Так вот, я ушла из дома, другого жилья у меня нет, я знаю что у нашей семьи раньше был дом, но он сгорел еще в 86 году по моему, долгое время мама жила у друзей потом пошла разбираться по поводу жилья и вот ей дали временную комнату в общежитие и в котором она проживает до сих пор, а ее саму поставили на очередь на получение квартиры как погорельца, прошло много лет, у нее уже появилась я, она пошла узнать что там с очередью, но ей сказали что ее сняли с этой очереди и такой очереди вообще уже давно нет. так в чем мой вопрос, я хотела узнать могу ли я получить хоть что то или комнату, или дом, или квартиру, участок хоть что то, от государства как погарелец? Или просто бездомный? Потому что там стоял 3 комнатный дом с большим двором и может я могу туда прийти и все отстроить, т. К у меня там есть прописка

2019-12-29 22:27:58

, вопрос №2634015, марина, г. Астрахань

Возможно ли сделать что-то, чтобы долги не переходили на меня?

Здравствуйте. Такая ситуация:

У папы 3х комнатная квартира. Одну комнату давно продали. В квартире живут папа с его женой и два их ребёнка. В квартире прописаны папа, я с сестрой и один из их детей. Мы с сестрой живём с мамой вообще в другой стране и там не были много лет. У них задолженности у приставов. Сестре скоро 18, она вписывается из квартиры, через два года мне исполняется 18 и я хочу оставить долю в квартире.

Возможно ли сделать что-то, чтобы долги не переходили на меня?

, вопрос №2403646, Наталья, г. Москва

Имею ли я право переехать в 16 лет или хоть как-то повлиять на поведение отца?

Здравствуйте. Попытаюсь максимально подробно описать ситуацию.

Мамы нет, только отец. Все время живу под его давлением. Мое мнение в семье не учитывается вообще. Как он говорит » исполнится 18, вот тогда и поговорим, а сейчас рот закрой». Против него ни слова не могу сказать(что бы он не делал, я всегда молчу), сразу же начинаются оры и угрозы, по типу, что буду бить через книгу/любой другой предмет чтобы не было синяков, и ваша полиция ничего не сделает. Сегодня кинул в меня табурет, сказав, что я его достала. Раньше бегал за моей мамой с топором, его забирали в полицию и через день отпускали. Боюсь, что произойдет то же самое и со мной, из-за чего он точно убьет меня. Помимо меня страдает и моя прабабушка, которая проживает с нами. Ей уже за 80, но и с ней он обращается ужасно. Может и ударить, и обматерить. Как-то раз пыталась совершить суицид(именно из-за отца), из-за чего он разбил мне нос. Меня пригласили к инспектору по делам несовершеннолетних и когда я рассказала что он сделал, мне ответили лишь «а вот потому что нехер заниматься таким»(передала слова точь в точь). То есть полиция здесь вряд ли поможет. Но в и органы опеки нет смысла идти — я сыта и одета. Да и сама я в детдом не хочу. И так бы я не обращала внимание на это, пока мои нервы стали не выдерживать. Недавно я просто смотрела в одну точку и думала о том, как я убиваю отца. Имею ли я право переехать в 16 лет или хоть как-то повлиять на его поведение ( допустим обращением в полицию, но чтобы оно было основательным, и не так, что через день его отпустят )?

, вопрос №2214128, Светлана, г. Екатеринбург

Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта… 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Упражнение 6.

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

КАС-КОС Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.

ЛАГ-ЛОЖ Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

РАСТ-РАЩ-РОС Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.

РАВН-РОВН Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.

МАК-МОК Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.

СКАК-СКОЧ Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.

ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.

ЗАР-ЗОР Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.

ГАР-ГОР Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.

КЛАН-КЛОН Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.

ТВАР-ТВОР Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.

Корни с чередованием.

За лето Витька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Витька рос…

Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”

Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

После игры спортсмены расшумелись, обвиняя Витьку в поражении. Но он не сдавался. “Я худой, а ворота большие!” – твердил он. Потом вздохнул и добавил: “Вот к весне растолстею, тогда уж точно можете на меня положиться!”

Чередование гласных в корне (6 класс).

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Прочитала детям – заулыбались, оживились. Подобрали вместе заголовок. И написали диктант. Признаюсь: ошибок было не меньше, чем обычно. Но работали мои дети с удовольствием, а это многого стоит.

Воодушевленная, я решила не останавливаться на достигнутом. Так появилась серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов. Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают: “Про Витьку?”

Карточки по русскому языку

Тема урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» 6 класс

Карточка№1.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень и условия выбора.

Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду.

Карточка№2.

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.

Карточка№3

Спишите текст, выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм

Ира очень ак(к)уратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Ответы:

Карточка №1.

Прилагаемые, прикосновение, блистающий, вымокший, уравнять, сочетание звуков, непромокаемый, ровесник, растение, замереть, разжигать.

Карточка №2.

Расположиться, собираться, застелить, прилагаемые, блистать, убирать, упираться, коснуться, изложение, обжигать, ростовщик, вытереть, растирать, выращенный росток, протереть.

Карточка №3.

Аккуратная, убирает, отдирает, стирает, запирает, застилает, зажигает, блестит, не считается, умирает, уберет, отдерет, запереть, застелить, протереть, блестело, не умер бы.

Оцените свои результаты.

Критерии оценки:

«5»- нет ошибок;

«4»- 1-2 ошибки;

«3»- 3-4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450793-pravopisanie-cheredujuschihsja-glasnyh-v-korn

Глава 1. В предвкушении счастья

«Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы,
но сила озлобленности человеческого сердца…»
Альберт Эйнштейн

Я сидела на подоконнике и с улыбкой наблюдала, как на скамейке в больничном сквере воркует влюблённая парочка. Наполовину загипсованный парень трепетно убирал здоровой рукой с лица девушки непослушные прядки, а она ловила его ладонь и прижималась к ней с трогательной нежностью.

Моё хорошее настроение не могло омрачиться даже тем, что мой собственный жених всё ещё находился на больничной койке, а сразу после выписки должен был уехать.

Я перевела взгляд на Виктора, спрыгнула с подоконника и пересела поближе.

Его скоропалительное решение на мне жениться и моё не менее внезапное согласие привели к тому, что в последнее время мы постоянно спорили. То о том, кто к кому переедет, то о дате свадьбы. Я хотела двадцать пятого декабря — ну нравится мне этот день, хоть я и не католичка. И в красивеньком платьице, и в окружении близких людей, и цветов чтобы море… Если уж без этого действа никак не обойтись, то пусть хотя бы будет красиво. Но это так, детали. А в целом, я вообще не понимала, на кой ляд она нам вообще сдалась, эта свадьба, если и без всяких дурацких отметок в паспорте можно прекрасно прожить.

А ещё посмотрела, как я её описала – близкие люди, цветы… — и что-то мне это больше похороны напомнило…

Я на секунду нахмурилась, уловив в этой мысли тревожный «звоночек», но тут же заставила себя выбросить дурные мысли из головы. Нечего тут лезть ко мне, когда в моей жизни наконец-то становится всё так прекрасно!

Вообще, подозреваю, неожиданная помолвка основательно сказалась на нас обоих, лишив большей части разума. Хотя, нет, лишились мы его, наверное, ещё раньше. Ровно в тот миг, когда Виктор сделал мне предложение. Ну явно ж не в себе был человек! Ранен был, кровушки много потерял, плюс сотрясение мозга – это уже от меня подарочек. А я возьми сдуру да согласись. Ну, не то чтобы сдуру – скорее, с перепугу, очень испугалась, что он прямо у меня на руках умрёт.

Но я же тогда не знала, что едва оклемавшись, он начнёт настаивать, чтобы мы расписались прямо здесь, в палате! Становиться посмешищем всей больницы мне как-то совсем не улыбалось. Хватает того, что я тут целыми днями ошиваюсь.

—  Вить, ну серьёзно, что за безумная идея?! Ты ж всё-таки уже не в горячечном бреду!

— Нормальная идея, дальновидная, — засмеялся он и притянул меня к себе. — Девушка ты непредсказуемая, ещё передумаешь, когда меня наконец-то отсюда выпустят, а вот раненого ты точно не бросишь.

— Плохо ты меня знаешь, — в ответ засмеялась я. — Спросил бы Сашку – он про моё христианское милосердие давно всё понял!

Я поцеловала его в губы и применила запрещённый приём.

— Нет, не получится, мои мне такого не простят. А сейчас они точно приехать не смогут, у Ланки школа. – «Ой, конечно! Приехали бы аж бегом – мы  её тысячу раз отпрашивали!» — Так что только под Новый год. День, так уж и быть, можешь выбрать сам.

Аргумент был железный, Виктор сразу прекратил полемику, а мне стало чуточку стыдно. Бедный… Зачем он вообще со мной связался? Готов ли он до конца дней препираться по каждому пустяку и уступать по любому жизненно важному для меня вопросу? Он ведь ещё не знает, до чего у меня скверный характер…

Хотя, мог бы и догадаться! Так-то я его не скрываю и под паиньку не маскируюсь. Да ещё и постоянно влипаю в какие-то неприятности, из которых он уже трижды меня спасал.

Первый, правда, не считается – это мне приснилось. Что он закрыл меня от пули. Да, в общем-то, и не помогло это, зря только подставился[1].

А вот во второй — уже по-настоящему: я чуть не утонула в море, а он случайно оказался поблизости.

И наконец в последний, рискуя жизнью, отбил меня у похитителей, после чего сразу и предложил выйти за него замуж[2]. Кстати, мотивируя как раз тем, что ему надоело меня спасать и будет гораздо спокойнее, если я буду рядом. Видите ли, так легче проследить, чтобы я снова куда-нибудь не вляпалась.

Только осталось загадкой, как он собирается осуществить обещанный патронаж? Ангелов, что ли, приставит?

Жили мы в разных городах, и сразу после выписки Виктору предстояло съездить к себе — закончить дела и уволиться. Не то чтобы мне не нравилась его служба в ФСБ, но при такой работе охранять меня у него точно вряд ли получится. А ещё, если обсуждая день свадьбы, я оставляла ему хоть какое-то пространство для манёвра, то в вопросе выбора места нашего совместного жительства была непреклонна – не поеду никуда. И не надо про жён декабристов! Может, у них просто не было таких подруг, как Галка!

Совсем недавно я выдала подругу замуж за своего соседа Сашку и перетащила в Крым. Если теперь уеду сама, это будет по отношению к ней полнейшим свинством – Галке решение переехать к нам тоже нелегко далось.

После жарких дебатов жених согласился с моими доводами, а потом и вовсе стал подумывать завязать со службой в силовых структурах и вернуться к одному из своих любимых занятий – обучению страждущих самообороне. Ах да, совсем забыла упомянуть, что он крутой спец по восточным единоборствам. Что, кстати, совсем нелишне, если ты сидишь, например, в плену, охраняемая вооружёнными головорезами, как это случилось со мной.

***

Время летело незаметно, Виктор выздоравливал, а я дописывала свою рок-оперу, разрываясь между желанием постоянно находиться возле любимого и стремлением как можно скорее закончить своё творение.

Впрочем, нет. Это сначала она задумывалась как рок-опера. В процессе же написания немыслимым образом видоизменилась, и теперь я уже сама не знала, ни к какому жанру это непонятное нечто отнести, ни, тем более, кому по окончании предложить к исполнению.

Сейчас я даже не понимала, с чего мне вообще взбрело такое наваять, я же не композитор, в конце концов. Но что было ещё удивительнее, в голове, всё настойчивее требуя выхода, уже носилась новая идея, к слову, довольно странная, если учесть, что я ни разу не религиозна.

  • Поверь мне наслово как пишется
  • Поверь мне на слово как пишется
  • Поверх одеяла как пишется
  • Повести или повезти как пишется
  • Поберечься как пишется правильно