Пофантазируйте и напишите небольшой рассказ по картине используя разные типы речи

Вводная часть создание игровой ситуации, мотивации найти снеговика, целевой установки пройти все препятствия. игровой метод: игровая ситуация, отгадывание загадки -ребята,

Вводная
часть

Создание
игровой ситуации, мотивации найти снеговика, целевой установки пройти все
препятствия.

Игровой
метод: игровая ситуация, отгадывание загадки

-Ребята, сегодня к
нам в гости пришёл зимний гость.

 Где же он? Какой-то
конверт?

«Я весёлый  и люблю
играть в прятки. Сможете меня увидеть только тогда, когда выполните задания.
Помогут вам   снежинки, найдите снежинку и выполните задание» 

-Я предлагаю начать
поиски.  Вы готовы?

Дети отвечают

— Да!

Высокий
уровень активности, умение, сосредоточиться на поставленной педагогом задаче,
позитивное отношение к работе.

Основная
часть

— Уточнение и
активизация словаря по теме «Зима» в том числе с использованием элементов
ТРИЗ;                                                                                                                                                                                            —
формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её
содержанием (с помощью вопросов
воспитателя);                                                    — обучать
умению придумывать название картине.

— Развивать
связную речь, внимание, мышление, память.

— Воспитывать умение
внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

1.
Игровые: игровая ситуация, игровой материал,  дидактические игры и упражнения.

2.
Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые
повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3.
Наглядные: рассматривание картины, картинок, показ, мнемотаблица.

4.
Практические: проговаривание, составление предложений, составление связного
рассказа, чтение стихотворений, пальчикоаягимнастика

 1 снежинказадание                 Игра «Хорошо,
плохо»

 -Ребята, какое сейчас время года?                                                          —
Ребята, как вы думаете, зима –
это хорошо или плохо?    Молодцы!                                     (дети
находят 1 ком)

ПГ:
«Зимние развлечения»                  «
Что зимой мы люби м делать:               В снежки
играть, на лыжах бегать на коньках по льду кататься, вниз с горы на лыжах
мчаться»

2 снежинка
–задание

Игра
«Как называется?» (
с
имитацией)                          

  а) Как называется явление когда идёт снег?
(снегопад);                б) Как называется природное явление, когда дует
сильный ветер поднимает и переносит  снег?
(метель)                                      в) Как называются большие кучи
снега? (сугроб); Молодцы!         (дети находят 2 ком)

3 снежинка – задание «Сложи картинку и составь по
ней рассказ»

— Предлагаю разделиться
на 2 команды. (помогает детям при затруднении)

— Сравните свою картинку
с этой. (размещает перед детьми большую иллюстрацию)

— Если правильно собрали
похлопайте себе. Молодцы!

Рассматривание
картины.                           

1. Какое время года изображено на картине?
Почему вы так решили?

2. Что слепили дети? Из чего слепили снеговика?

3. Рассмотрите снеговик и расскажите, какой
снеговик. (Снеговик большой, веселый, на
голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка)

4. Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?

5. Понравился ли вам снеговик?

6. Как бы вы назвали картину?

Затем воспитатель обобщает:                                    
-Поможет нам рассказать вот эта схема (показывает). Послушайте мой рассказ.

— Наступила зима.  Выпало много снега. Дети вышли на прогулку и слепили
из снега снеговика.
Снеговик получился большой,
веселый, красивый. Вместо шапки у снеговика
ведро
, глазки-угольки, вместо носа морковка,
ручки-веточки а в руках метла с красным бантом.  Вот так снеговик
получился!

— Кто тоже хочет
рассказать по картине?
 

Дети с помощью воспитателя составляют небольшой рассказ
по картине, используя мнемосхему
.

— Вам понравился рассказ, Тани? Она ничего не упустила? Похлопаем
ей.

— За красивый правильный рассказ получите недостающую часть для
снеговика…     (глаза, рот, нос-морковка, веточки и шляпа)  (дети находят 3
ком)

Игра «Собери снеговика»

Вам нравится наш гость?   Какой он?                                     
                Ай да снеговик !  Чтение стихотворения с
движением
«Снеговик»                         

Дети
отвечают

Дети
выполняют п/г

Дети
отвечают, выполняют движения

Дети
делятся на команды по желанию, по сигналу приступают к сборке картинки.
Первые – поднимают руки

Дети
сравнивают свои картинки с образцом

Дети
садятся кто хочет на стулья, подушечки, кто хочет стоит,

Дети
рассматривают картину, отвечают на вопросы

Дети
отвечают

Дети
слушают, анализируют

Желающие
дети составляют рассказ.

Так рассказывают 3- 4 ребёнка, остальные слушают

Дети вместе с воспитателем конструируют снеговика

Дети читают стихотворение и выполняют движение

Речевая
активность

Проявление
инициативности, самостоятельности

Умение
сосредоточиться на поставленной задаче, Позитивное отношение к работе

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1


Подборка по базе: 2 этап расчет кол-ва работников участка + циклограмма многостано, 2ЗП-20_2ЗП-11-20_3ЗП-11-19_ 21-22 осень (2).pdf, Задание Тема 8 Основы семейного права осень 2021.docx, Әдіскер циклограммасы.docx, ЛР1 Применение осциллографа. осень 2021.docx, План сетка осень 2.docx, календарь природы. Осень.docx, МТФ Курс 4 ТА-801 Темы рефератов осень 2021 (1).docx, Задачи и распределение вариантов осень 2021.docx, сценарий для средней группы на осень.docx


Бекітемін методист Аблязова С.А________

Рудный қаласы әкімдігінің

«ТОО ТДТ 2018» балабақшасы
Гулдер тобындағы балалардың өмірін және тәрбиесін ұйымдастыру циклограммалық жоспары .

Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей группы предшкольной подготовки Гулдер
Сквозная тема: «Здравствуй осень золотая!»

Подтема: «Здравствуй осень золотая!»

Режим дня Понедельник

Дуйсенбі

4.10.2021

Вторник

Сейсенбі

5.10.2021

Среда

Сәрсенбі

6.10.2021

Четверг

Бейсенбі

7.10.2021

Пятница

Жұма

8.10.2021

Прием детей Беседы с родителями Общение воспитателя с детьми и родителями: индивидуальные беседы о семейных традициях, игры для общения и создания хорошего настроения. Создание хорошего настроения.

Игры (настольные, пальчиковые и др.)

Чтение стихотворения:

«Осень — золотая, щедрая царица,
Хочет урожаем с нами поделиться,
Хочет удивить нас фруктами, плодами,
Всё раскрасить в краски, одарить цветами.»

Беседа «Щедрая осень!» Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно.

Рассматривание иллюстраций из серии картин «Осень»

Настольная игра – пазл: «Собери домик»- развивать зрительное внимание

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, — загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. — сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, — загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Аудио-релаксация «Звуки Осеннего леса»

Цель : учить детей не только видеть, но и слышать осенний лес. Развивать умение фантазировать и представлять.

Д/И: «Листопад»

Цель: тренировка и развитие логики;

учить соотносить по цвету вырезанный листок с контуром;

развивать наблюдательность, внимание, память

Утренний круг

«Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Цель: создание положительного настроения, вызвать радость от наступления осени.

Д/ и Д / игра « Мы листочки»

Цель: Цель: закрепить цвета на русском , казахском , английском языках.

Беседа: «Золотая осень листья роняет»

Цель: уметь воспроизводить увиденное по пути в детский сад.

П/и«Мой веселый звонкий мяч»-прыжки на месте.

Беседа с детьми на тему : «Что нам Осень принесла?»

Цель :развивать умение классифицировать, закреплять обобщающие понятия: овощи, фрукты, грибы, ягоды.

Игра-тренинг

Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите друг другу улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.
Беседа: «Светить солнышко с утра

Вот и осень к нам пришла!» — развитие диалогической и фразовой речи.

Пальчиковая + дыхательная гимнастика:

«Осень»

Ветер северный подул, — подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. — ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, — постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, — плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. — ладони прижать крепко к столу.

Беседа «Мое настроение»-различать эмоции человека, сопоставлять их с собственным опытом.(көңілді, көңілсіз)

.Д.И. «Можно – нельзя»- использовать слова «можно», «нельзя», в соответствии с ситуацией, предложить при помощи этих слов оценить разные поступки. Воспитывать в детях уважение к старшим

Утренняя гимнастика (5 мин)

Комплекс утренней гимнастики № 1 (октябрь)

Завтрак Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды правила этикета

Игры, подготовка к организованно учебной деятельности (ОУД)

Игры и игровые упражнения малой подвижности для подготовки детей к ОУД
УК «Дарим улыбки» Д/и «Скажи наоборот»

Цель:  развивать внимание, находчивость

УК «Собрались все дети в круг» Беседа «Наша одежда осенью». Учить детей понимать обобщающие слово «одежда», уточнить название и назначение предметов Утреннее приветствие «Здравствуй небо!» Беседа о времени года «Осень» (рассматривание иллюстраций)

Цель: обучение умению отвечать на простые вопросы.

УК

«Здравствуй солнышко»

« Где нарисована осень?»

Цель. Учить различать времена года.

У.К. «Здравствуй, новый день!» Д/и «Подбери по цвету»-научить детей различать цвета
ОУД по расписанию ДО Физкультура

. Катание мяча в ворота (расстояние 2 м). Подскоки на двух ногах (одна нога вперед, другая назад). Ходьба между двумя линиями (ширина15см, длина3 метра).

Аппликация

Тема: «Огурцы и помидоры в банке»

Цель: Воспитание интереса к аппликации.Развитие умения аккуратно пользоваться клеем, промакивать приклеенные детали салфеткой.

Обучение умению вырезать круглые формы из квадрата, овальные из прямоугольника, путем закругления углов.

Худ.литература

Тема: Чтение рассказа К.Ушинского «Гуси»

Цель: Воспитание желания тру-диться. Развитие умения слушать произведение, отвечать на вопрсы по содержанию. Формирование умения различать стихотворения и прозу; понимать, что в художес-твенных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления.

Музыка

Тема: согласно плану муз.рук

Ознакомление с окр.миром

Тема: «Откуда хлеб пришел».

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу и продуктам питания, к труду людей. Развитие интереса к процессу получения хлеба.

Формирование знаний о значении труда сельскохозяйственных работников (связь города и села), знаний о труде хлебороба.
ВК « Этикет общения»

Физкультура

Ползание под верёвку, закрепленную на высоте 40 см. Катание мяча в ворота (расстояние 2,5 м.)

Развитие речи

Тема: Составление рассказов по картинкам из серии «Осень»

Цель: Воспитание любви к приро-де, желание рассказывать о её красоте. Развитие активного словаря, обогащая его новыми понятиями, прилагательными, глаголами. Формирование умения составлять небольшой рассказ по содержанию картин, называть и определять предметы и их местоположение.

Казахский язык

Тема: согласно плану уч.каз.яз

Основы математики

Тема: «Широкий – узкий».

Цель: Воспитание в детях стрем-ления помочь тем, кто оказался в трудной ситуации. Развитие уме-ния находить признаки сходства и различия предметов одинако-вых и разных по ширине и навы-ков счета с помощью различных анализаторов (зрительного, слу-хового, осязательного). Формирование навыков сравне-ния двух контрастных и одинако-вых предметов по ширине. Формирование навыка счет до 2, умения соотносить цифры с количеством предметов.

Музыка

Тема: согласно плану муз.рук

Физкультура

Катание мяча в ворота (расстояние 2,5 м.); запрыгивание и спрыгивание со скамьи, приземляясь на носки полусогнутых ног; бег с увёртыванием.

Естествознание

Тема: Осень наступила

Цель: Воспитание умения любоваться красотой осенней природы, беречь ее. Развитие вниманий и наблюдательности. Расширение знаний детей об осенних изменениях в природе. Дать понятия «ранняя», «золотая» и «поздняя осень». Закрепление различий деревьев по листьям, стволам.

Рисование

Тема: Здравствуй, осень. (сюжетное)

Цель: Воспитание интереса к изображению простейших природных явлений. Развитие и совершенствование техники рисования красками: хорошо промывать и осушать кисть, прежде чем набирать другую по цвету краску, уметь подождать пока высохнет. Формирование навыков изображения картины осени. Обучение рисованию деревьев: ветки толстые и тонкие.

Подготовка к прогулке Одевание: последовательность, вывод на прогулку.
Прогулка Карточка № 1

октябрь

Карточка № 2

октябрь

Карточка № 3

октябрь

Карточка № 4

октябрь

Карточка № 5

октябрь

Возвращение с прогулки Последовательность раздевания, складывания одежды в шкафчики, мытьё рук
Обед Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета
Сон

Создание благоприятной обстановки для спокойного сна детей

Постепенный подъем Ходьба по ортопедической дорожке с целью профилактики плоскостопия, по массажным дорожкам, закаливание. Гимнастика пробуждения: Н.Ефименко

Упражнения: «Потягушечки»

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель: массаж активных точек на стопе.

Умывание лица, рук прохладной водой.

Полдник Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков, культуры еды.
Игры, самостоятельная деятельность «Сказки-добрые друзья»(вариат.)

«Рассказываем сказку репка»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

-Бейбарс, Богдан, Ксюша.

Ср игра «Угостим зайку овощами»

Цель:Закреплять знания детей об овощах. Учить играть вместе. развивать положительные эмоции в игре.

Чтение сказки: « Три медведя» — вызывать интерес к чтению, умение отвечать на вопросы-Руфина,Алиаскар.

«Лего»(вариат)-«Дом для собачки».

Чтение: «Рассматривание альбома «Фрукты»- развивать внимание, усидчивость; вспомнить, какие фрукты растут в саду. -Софья, Санжар.

Д/и «Вредные-полезные продукты»-восп. здоровый образ Индивидуальная работа по рисованию «Во саду ли , в огороде»-учить закрашивать фрукты, не выходя за контур,-Арина,Виталина. С/р игра«Мой дом»- развивать сюжет игры.

.«Вечер загадок»-учить отгадывать загадки, находить сходства в описании предмета, развивать мышление. Настольная игра «Домино»-фрукты и ягоды -Влад,Ляйсан

Индивидуальная работа в соответствии с Индивидуальной картой развития ребенка Область «Коммуникация»

Д/игра «Закончи фразу»

Подгруппа 2

Область «Творчество»

Д/игра «Наложи силуэт на контур»

Подгруппа 5

Область «Социум»

Ди Если кто-то заболел
Подгруппа 4

Область «Познание»

Д/игра » У кого хвост длиннее?»

Подгруппа 1

Область «Здоровье»

Ди «Корзинки — витаминки». 

Подгруппа 3

Подготовка к прогулке Одевание: последовательность, выход на прогулку.
Прогулка Мотивация интереса к прогулке, индивидуальные беседы с детьми на темы: краски осени
Ужин Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков, культуры еды.
Уход детей домой Консультация для родителей: «воспитании у детей положительного отношения к труду»

Тексерілу күні/Дата проверки:

Жоспар тексерілді, әңгімелесу өткізілді, ұсынылды/

План проверен, беседа проведена, рекомендовано:

1.

2.

3.

Работа с текстом

Автор: Фассалова Разина Рафисовна

Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ

Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги

Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В.А.Сухомлинский

Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основные задачи на уроках -это:

  • воспитание любви к чтению;
  • формирование потребности читать;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.

Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.

Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:

— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);

— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);

— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);

— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);

— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);

— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);

— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).

Вида работы с текстом

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с группами.
  • Поисковое чтение.
  • Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  •  

Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.

Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).

Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.

С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.

Анализ текста:

  1. Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
  2. Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
  3. Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).

Воробей И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Работа с текстом перед чтением

  • Беседа учителя с детьми
  • Рассказ учителя
  • Словарная работа
  • Анализ заголовка, иллюстрации;
  • Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
  • Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
  • Какое название дал автор этому рассказу?
  • Кто такой воробей?
  • Какие произведения о воробьях читали?
  • Какая история могла произойти с этой птицей?
  • Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что особенно понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Когда героя было жалко?

1 ступень анализа — понимание фактического содержания.

  • С чего началась эта история? Прочитайте.
  • Как развивались события?
  • Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
  • Чем все закончилось?

2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.

  • Каким изображен молодой воробей?

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
  • С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
  • Какую мысль автора можно считать главной?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Использованная литература:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Как составить план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,3 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

План-конспект НОД (с элементами ТРИЗ) в  подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»

Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие».
Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.
Упражнять в подборе слов на заданный звук.
Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине.
Развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.
Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закреплять представления о характерных особенностях зимы.
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Предварительная работа: знакомство с волшебниками (технология ТРИЗ), с их родом деятельности: волшебник «Дели-Объединяйка» может разделить и объединить все на свете, волшебник «Оживления» может оживлять картины; волшебник «Времени» — может перенести в прошлое или будущее.

  1. Приветствие.
    — Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем «Привет! » и «Добрый день! «;
    Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.
  2. Воспитатель: Посмотрите на картину, кто на ней изображен?

— Ребята, помните мальчика Кая из сказки «Снежная королева»? С ним снова приключилось несчастье. Играя на улице в снежки Кай случайно попал в Снежную Королеву и она лишила его смеха и радости

Видиофрагмент. Задание Снежной Королевы.
— Давайте вернем Каю радость и смех. А помогут нам в этом мои друзья Волшебники: «Волшебник Дели – Объединяйка», «Волшебник Оживления», «Волшебник Времени» и эта картина.
Задание1. Расскажите, какая бывает зима?
— Если зимой много снега, то зима какая? (___)
— Если зимой мороз, то зима какая? (___)
— Если зимой часто бывают вьюги, то зима какая? (___)
— Если зима наступает рано, то зима какая? (___)

Задание2. Назовите зимние слова, которые начинаются на звук С.
Задание3. Расскажите, что делает снег зимой?
Во время выполнения детьми заданий открываются 3 фрагмента картины

— Давайте рассмотрим картину подробнее с помощью «подзорной трубы», которую подарил нам «Дели-Давайка».

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу»  и посмотрите 
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту, 
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз. 

— Ребята, сейчас мы увидели в «подзорную трубу» катание детей на лыжах, на санках, на коньках, игры в снежки, лепка снеговика. Как все это назвать, одним словом? (детские игры, зимние игры, зимние забавы)

— Правильно, в одну из них мы сейчас поиграем. Возьмите каждый по одному снежку, встаньте в круг. Играть мы будем только глазами, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика
В руки вы снежок возьмите,
На него вы посмотрите
Вверх снежок вы поднимите
Глазками за ним следите.
Вниз снежок вы опустите,
Снова на него взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
-Посмотрите, сколько всего мы увидели на картине.  Правильно соединим наши их в единое целое, нам поможет волшебник «Дели — Давай» он может не только делить, но и все на свете объединять искать друзей между частями.
Дети объединяют картинки части и составляют предложения, например, ворона и ветка: «Черная ворона сидит на заснеженной ветке».

«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
— Картину рассмотреть нам помогли наши…. (глаза). А еще нам могут помочь: уши, нос, руки. Но для этого нужно попасть в картину. А поможет нам «Волшебник Оживления».
Палочкой волшебной в воздухе взмахну,
В чудесную картину вас перенесу.
— Вот мы и оказались прямо в картине.
— Прислушайтесь, что вы слышите?
— Дотроньтесь рукой до всего, что вам встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? …
— А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? ….
-Вот сколько всего мы почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу
Палочкой волшебной в воздухе взмахнем,
Волшебство появится, в группу попадем.

— Я предлагаю совершить маленькое путешествие с «Волшебником Времени» Подумайте, куда вы хотите отправиться: в прошлое будущее .Выбирайте!
Волшебство сейчас начнется!
Стоит палочкой взмахнуть.
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь
— Пофантазируйте и скажите, что было с детьми ДО того, как они вышли гулять? (ответы детей)
-А что будет ПОТОМ? (Ответы детей.)
Физ.минутка

«Лепим мы снеговика»
Раз рука, два рука,
Лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим.
..«Описание местонахождения объектов на картине».
— Ой, ребята, посмотрите, картина снова исчезает. Это Снежная Королева снова проказничает. Неужели нам не удастся помочь Каю, и он навсегда останется в царстве злой колдуньи? А давайте вспомним, что мы с вами видели на картине, и заново её создадим.
Дети собирают пазл..(картина собрана)

Только вот мне совсем не нравится, что мы все время говорим «картина, да картина». У каждого человека есть имя, пусть оно будет и у нашей картины.

Молодцы ребята, справились с заданиями снежной королевы.

Давайте посмотрим смогли мы расколдовать Кая..

Да….к Каю вернулись радость и смех.

 Подведение итогов.

Вам понравилось выполнять задание? Что больше всего понравилось?

Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.

  • Пофотографировать как пишется слитно или раздельно
  • Пофантазируйте и напишите небольшой рассказ по картине используя разные типы текста
  • Пофотографировать как пишется правильно
  • Пофантазируем как правильно пишется
  • Пофамильный список как пишется правильно