Поэзия серебряного века сочинение северянин

Автор андрей измаилов на чтение 5 мин. просмотров 3 опубликовано 14.06.2021 появление символизма история появления названия серебряный век неизвестна. он

На чтение 5 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Появление символизма

История появления названия “Серебряный век” неизвестна. Он больше символизирует духовный и художественный рост начала 20 века. Необычайный подъем произошел во всех областях, касающихся духовной жизни России, а также в науке и технике. Поэзия очень тонко уловила противоречия духовного роста и предчувствие приближающейся катастрофы.

Основой всех литературных направлений был модернизм, целью которого было преобразование мира и духовное возрождение человека. Самым значимым был символизм, ставший общественным явлением. Поэты Серебряного века пытались проникнуть в тайны мироздания через символы, которые сами создавали и которые имели многозначный смысл. Существующий мир признавался ими как вторичный, который являлся искаженным отражением божественного начала. Они искали пути объединения этих миров через символы.

Серебряный век

Говоря о поэтах 20 века, невозможно не упомянуть такое литературное явление, как Серебряный век. Это период в истории русской литературы, охватывающий конец 19 – начала 20 вв.

На рубеже веков в России появилось множество поэтов и множество литературных направлений.

К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.

literatura-132717-serebryanyy-vek.jpg

Рис. 1. Серебряный век.

В рамках символизма работали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, И. Ф. Анненский, Ф. Сологуб, В. Иванов, З. Гиппиус.

Самыми известными акмеистами принято считать А. А. Ахматову, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. В рамках данного направления работали и С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут, Г. Иванов.

Ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский. В этом направлении творили и другие поэты: В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, И. Северянин, В. Г. Шершеневич, С. М. Третьяков.

К имажинизму относятся С. А. Есенин (его раннее творчество), А. Б. Мариенгоф.

Советский период

К советским писателям относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, В. А. Солоухин, Б. А. Ахмадулина, О. Ф. Берггольц, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов, К. М. Симонов, В. Т. Шаламов, Э. А. Асадов, И. А. Бродский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, В. С. Высоцкий, Ю. В. Друнина, В. М. Инбер, Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, Б. Ю. Поплавский, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, К. Я. Ваншенкин, Е. М. Винокуров, С. П. Гудзенко, М. В. Исаковский, А. С. Кушнер, В. А. Лившиц, С. В. Михалков, Ю. П. Мориц, Н. М. Олейников, Н. К. Отрада, Л. И. Ошанин, К. Прутков, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, Н. С. Тихонов.

Термин «советские поэты» не несет в себе идеологической окраски, он означает, что поэты писали во времена развития Советского Союза.

Поэты символизма

Александр Блок внес существенный вклад в развитие символизма. В юности он считал основой мира женское начало, вознося его до верхнего предела совершенства. В дальнейшем он расширил направление символизма, перешагнув за его пределы. Творчество Блока – это не только дореволюционная лирика, но и начало новой советской поэзии. Ощутив соприкосновение мечты с реальностью, поэт почувствовал резкое противоречие между ними. С одной стороны, он вторгся в мир иллюзий и мистики, но это не привело его к истине, к которой он так стремился.

Испытав любовные разочарования, Блок не отошел от романтизма, приняв революцию как вспышку народной стихии. Уходя от символизма к реализму, Блок снова возвращался назад, понимая, что только через искусство можно приблизиться к истине:

Дмитрий Мережковский постоянно искал духовные основы жизни, пытаясь дать свою новую оценку классике. Как зачинатель символизма, он развивал темы безысходности, одиночества и раздвоенности личности:

510788.jpg

Зинаида Гиппиус искала пути к развитию русской художественной культуры через философские идеи и символизм, выступая против реализма.

Направленность к символизму имело творчество Владимира Соловьева, представляющего существующий мир как безнадежный отблеск мира идей:

Идеализмом и утопией бредили все поэты Серебряного века, которые поддерживали символизм. Вячеслав Иванов искал способы преодоления разобщенности людей посредством идей по спасению мира красотой и искусством:

Иннокентий Анненский не был символистом, но его поэзия находилась в русле разлада с действительностью. Никто другой не смог так высокохудожественно описать страдания одинокой и болезненной души.

Федор Сологуб был одним из самых активных участников движения символистов. В его стихах звучит отчаяние. Поэзия Сологуба очень проста, но изысканна и выразительна:

Я – бог та­инс­твен­но­го ми­ра,Весь мир в од­них мо­их меч­тах.Не сот­во­рю се­бе ку­мираНи на зем­ле, ни в не­бесах.

509587.jpg

Границы серебряного века русской поэзии

Принято определять границы «серебряного века» всего лишь четвертью столетия: 1890-1913 годы. Однако с обеих сторон эти границы весьма спорны.

В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-го – Мережковский и ранний Брюсов. Антологии – начиная со времён знаменитых антологий Ежова и Шамурина – обычно начинают с Вл. Соловьёва, чья поэтика сформировалась ещё в 1870-е годы. Сборник «Сонет серебряного века» открывается Плещеевым. В начале века к предшественникам модернизма относили Гоголя, Тупгенева, Достоевского.

Символисты помещали у истоков своей школы то Случевского и Фофанова, то Эсхила – и чуть ли не поэзию Атлантиды.

На вопрос: «Когда был конец серебряного века»? нормальный средний интеллигентный человек ответит: «25 октября 1917 года». Многие назовут 1921-й – отмеченный гибелью Блока и Гумилёва. Но к поэтам «серебряного века» относят Ахматову, Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, которые создавали свои стихи и после 1920-го, и после 1930-го годов.

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

2.Реализация
домашнего задания:
индивидуальные сообщения по творчеству
поэтов Серебряного века.

3.Сообщение
темы, целей урока.

4.Лекция
на тему «Русская поэзия Серебряного века». Просмотр презентации.

Серебряный век
русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19
век, и все его истоки в «веке золотом ”.

По сути это даже не
век, это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу
поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.

Сам термин
«серебряный век” является образным и весьма условным. Предложил его
(возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев,

но подхватили его и
прочно вошло в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.

Главный признак —
мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести.

Поэзия являлась
сублимацией  внутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного
недуга.

Вся поэзия «серебряного века”,
с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную
мифологию,

сердцем и душой, оказалась тесно
связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками,
песнями и плачами.

Впрочем
есть мнение, что «
серебряный век”
– явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра,
эстетизм Оскара Уайлда, что-то от Альфреда де Виньи, сверхчеловека Ницше.
Также есть предположение что это «качественное» название. Есть
золотой век с А.С.Пушкиным, а есть серебряный, недотянувший по качеству до
золотого.

Творчество поэтов серебряного века.Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий
красоты и самоутверждения. И хотя название этого времени
«серебряный», несомненно, именно оно было самой яркой и творческой
вехой в российской истории.

Имена поэтов, составивших духовную основу Серебряного века, всем известны:
Сергей Есенин,
Валерий Брюсов, 
Владимир Маяковский
Александр Блок,
Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт,
Анна Ахматова
,
Николай Гумилёв,
Марина Цветаева,
Игорь Северянин,
Борис Пастернак и многие другие.

В наиболее
насыщенном виде суть Серебряного века совершила выплеск в начале 
двадцатого века. Это был взлет поэзии в многообразии красок и теней —
художественных, философских, религиозных.

Поэты
боролись с попытками увязать поведение человека с соц.средой и продолжали тенденцию
русской поэзии, для которой человек был важен такой какой он есть, важен в
своем отношении к Творцу, в своих мыслях и чувствах, его личное отношение к
вечности, к Любви и Смерти во всех проявлениях и смыслах. Особенно в этом
преуспели шесть поэтов серебряного века — В.Маяковский, Н.Гумилев, С.Есенин,
А.Блок, А.Ахматова, И.Северянин.
Они свято верили в искусство, в силу слова. Поэтому их творчество
это глубокое погружение в стихию слова и озадачено поиском новых средств
слововыражения. Они чтили не только смысл, но и о стиль — для них был важен
звук, словоформа и полное погружение в стихию.

Дорого
это обходилось. Почти все поэты Серебряного века были несчастны в личной
жизни, а многие из них плохо кончили. Хотя, по большому счету, почти все
поэты не очень счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще.

«Серебряный
век русской поэзии” – удивительно сложное, но и вместе с тем 
изумительное полотно, истоками из 90-х годов XIX века

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

5.
Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»


Каковы особенности этого стихотворения?


Каковы особенности лексики и образов стихотворения?


Чем это стихотворение завораживает современного читателя?

6.Анализ
стихотворения А.А. Ахматовой «Сероглазый король»


Определите главную тему этого стихотворения.


Какие признаки баллады наблюдаются в этом стихотворении?


Какова сюжетная линия этого стихотворения?


Каково ключевое словосочетание в этом стихотворении?


Что символизирует собой серый цвет глаз?


В каких образах проявляется тема увядания, старости?

7.
Анализ стихотворения «Увертюра»


Как поэт превращает будничную жизнь в яркий праздник?


Какие «отважные неологизмы» и «смелые метафоры» использует автор в этом
стихотворении?


Каково место действия этого стихотворения?


Согласны ли вы с тем, что поэтические неологизмы, которые изобретает
Северянин, не всегда уместны?

8.Подготовка
к классному сочинению «Моё отношение к поэзии Серебряного века»

План.

1.    
Введение.

— В чём заключается
ценность поэзии Серебряного века?

— Каковы границы
Серебряного века в русской поэзии?

2.Основная часть.

— Какова цель поэзии
Серебряного века?

— Какие направления
возникают в этот период?

— Творчество какого
поэта – символиста мне ближе всего и почему?

— Чем современному
читателю интересно такое направление, как акмеизм?

— Какого поэта из
группы акмеистов мне хотелось бы выделить?

—  Кого из поэтов я
считаю самым ярким представителем футуризма и почему?

3.Заключение.

— Каково значение
поэзии Серебряного века в русской литературе?

Автор работы: 

Седойкина Полина Алексеевна

Руководитель проекта: 

Николаева Марина Владимировна

Учреждение: 

ГБОУ Средняя школа №525 с углублённым изучением английского языка, Санкт-Петербург

В готовой исследовательской работе по литературе «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» ученицей была поставлена цель, проанализировать образ природы у поэтов «серебряного века», выявляя её роль в их произведениях, а также выяснить, воспринимается ли лирический герой и природа как одно целое в единстве и гармонии.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по физике на тему «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» автор приводит цитаты из поэтических произведений авторов «серебряного века», в которых описываются пейзажи. Учащаяся 10 класса школы выясняет, как поэты посредством создания образов природы и определения её роли в поэтическом тексте передают внутреннее состояние, настрой и характер лирического героя.

В индивидуальном детском проекте «Пейзаж в поэзии «серебряного века»» автор дает определение понятия «серебряный век» и анализирует поэзию конца XIX века и начала XX века («серебряный век»). За основу проекта были взяты тексты произведений Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Александра Блока, Игоря Северянина и Бориса Пастернака, в которых присутствует словесное изображение пейзажа.

Оглавление

Введение
1. Общие сведения о «серебряном веке».
2. Особенность творчества поэтов «серебряного века».
3. Пейзаж в произведениях поэтов «серебряного века».
Заключение
Литература

Введение

При выборе темы и содержания исследовательской работы ведущим её элементом является актуальность. Она заключается в том, что литература, творчество поэтов «серебряного века» и специфичность данной эпохи носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики».

Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности. Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия, а также поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Литература как вид искусства является национальным достоянием и частью жизни людей, отражающей их нравственную и гражданскую позицию.

Содержание проекта адресовано учащимся средней школы, занимающимся изучением литературы и, в частности, анализов произведений поэтов серебряного века в рамках урока литературы. Эмоционально выраженная мысль в описании природы должна побудить учащихся к осознанному восприятию красоты окружающего мира через поэтический текст.
Содержание работы может быть дополнением к самостоятельной творческой деятельности при написании сочинений и эссе в рамках того же предмета или личностного творчества. Поэтический ряд произведений каждого из представителей «серебряного века» имеет свой язык. Изучение особенностей творчества поэтов данного периода может иметь особое значение для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы. Работа является социально значимой, так как составляет круг интересов учащихся, живущих в настоящее время.

Цель исследовательской работы: Проанализировать образ природы у поэтов «серебряного века», выявляя её роль в их произведениях.

Гипотеза. Если поэтом умело создан образ природы, и определена её роль в поэтическом тексте, то и герой, и сама природа воспринимаются как одно целое, в единстве и гармонии.

Задачи

  1. Познакомиться с поэзией серебряного века
  2. Изучить особенности творчества С. Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, А. Ахматовой и И. Северянина
  3. Подобрать произведения с изображением пейзажа
  4. Проанализировать, как раскрывается тема природы в этих произведениях
  5. Сделать вывод о роли пейзажа

Этапы работы

Подготовительный

  • Сообщение куратору о цели, гипотезе, задумках, вариантах выполнения работы.
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы.

Основной

  • Выполнение поставленных задач
  • Поиск иллюстраций
  • Проверка работы куратором

Заключительный

  • Формулировка вывода (подтверждение или опровержение гипотезы)
  • Составление списка источников
  • Проверка и корректировка работы

Общие сведения о «серебряном веке»

«Серебряный век» – это обозначение русской поэзии на рубеже XIX и XX веков. Лирика «серебряного века» разнообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. «Серебряный век» – это целое созвездие поэтов-музыкантов, а поэзия – это музыка слов. В этих стихах не было ни единого лишнего звука, ни единой ненужной запятой. Все было продумано и гармонично.

Предпосылкой для этого периода стали научные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Предыдущие ценности устарели, поэтому были необходимы новые. Появилось свежее и яркое направление в литературе — модернизм. Он заменил реализм собственным разнообразием направлений.

Символизм был основным направлением в литературе «серебряного века». Идеальный и материальный мир существовал в произведениях символистов, первое из которых считалось действительным. Поэтические произведения были наделены скрытым смыслом и недосказанностью. Поэт-символист не пытался быть понятым. Он обращался к «просвещенному», не к рядовому читателю, а к читателю-творцу, к читателю-соавтору.

Акмеисты призывали очистить поэзию от философии, от использования расплывчатых намеков и символов, провозгласив возвращение в материальный мир, приняв его таким, какой он есть. В отличие от символистов, акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая духовной жизни. Это сделало работы акмеистов более понятными для публики.

Футуризм — направление, возникшее на принципах бунтарства. Он выражал массовые настроения толпы, отрицание культурного наследия, традиций, попытки создания искусства, устремленного в будущее. Футуристы считали культурное наследие пережитком, от которого необходимо отказаться. Самым важным было слово. Футуристические произведения отличались новыми поэтическими формами.

Имажинизм – это литературное движение, представители которого заявили, что цель творчества — создание образа. Представители этого направления большое внимание уделяли образности слова, избегали заезженных фраз. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также произведения, наполненные пессимизмом.

Особенность творчества поэтов «серебряного века»

Поэты «серебряного века» были яркими индивидуальностями, много работали над формой стиха, добились небывалого художественного совершенства. Изучим особенность поэзии А. Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, А. Ахматовой и И. Северянина.

А. Есенин

Сергей Есенин в начале своей карьеры писал в направлении новой крестьянской поэзии, а затем обратился к имажинизму. Однако он так и не присоединился ни к одному из популярных в то время модернистских движений. Поэт передал в стихах скромную красоту пейзажей родного края, описал крестьянский труд. В лирике Сергея Есенина главные мотивы — страсть, раскаяние, самоуничтожение и забота о судьбе Родины. Особенность поэзии Сергея Есенина заключается в том, что она тесно связана с народными традициями и фольклором, близка к простонародью.

В своих произведениях поэт мог позволить себе как сквернословие, так и реалистичное описание экзотических окраин. Стихи Сергея Есенина последних двух лет его жизни отличаются лаконичностью, содержанием и глубоким смыслом. Затем наступает период глубокого разочарования и тоски по несбывшимся надеждам. В это время в его творчестве все больше превозносилась красота духовной и физической деградации. Любовь, которую Есенин воспевал практически в каждом произведении, теперь принимает форму тоски, страдания, глупого отчаяния.

А. Блок

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Эта поэзия пронизана острым чувством истории и реальности. Лирический стиль Блока – это не разрушение старых традиционных форм, а свободное сочетание и переосмысление элементов самых разных стилей. Произведения Александра Блока представляют собой поиски гармонии человека с окружающим и мистическим миром. Родина – это путь в творчестве автора. В этой концепции поэт видит Россию не как страну, а как историю людей и их судеб. По словам Блока, дом — единственное, что дает надежду в трудную минуту. Его стихи привлекают силой и чистотой чувств, гармонией и музыкальностью речи, что особенно заметно в пейзажной лирике. Антитезис — излюбленный стилистический прием поэтики Блока.

Б. Пастернак

В творчестве Бориса Пастернака много звуков и ассоциаций, открывающих нам давно известные предметы и явления с новой, неожиданной стороны. Его гений поражал окружающих своей оригинальностью, яркостью, оригинальностью. Пастернак был членом небольшого коллектива поэтов «Центрифуга», близкого к футуризму, но находящегося под влиянием символистов. Пастернаку свойственны философские размышления о смысле любви и творчества, жизни и смерти. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения.

В его стихах часто можно встретить устаревшие слова, малоизвестные географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Особенность поэтического стиля Пастернака заключается еще и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает обычные нормы построения в строфе. Постижение духовного мира человека, закономерностей развития общества, природы — главное в творчестве Бориса Пастернака. Особенностью поэзии Пастернака является живописная и звуковая выразительность стиха, а также индивидуальность системы образов.

4.А. Ахматова

Анна Ахматова была акмеисткой. Характерные черты ее творчества — сочетание недосказанности с ясностью, передача состояния души героя через внешний образ, использование контрастных образов и коротких диалогов. Поэзии Ахматовой характерна внутренняя напряженность, но внешне она сдержанная, целомудренная и строгая, в которой проявляются душевная стойкость, внутренняя сила и достоинство. Ахматова скупо использует средства художественного выражения. В ее стихах преобладает сдержанный матовый колорит.

Поэзия Ахматовой необычайно естественна. Этому способствует свобода ритма и интонации стихов Ахматовой, ориентация на разговорный язык. Ахматова стремится называть вещи «своими именами», поэтому использует повседневную лексику и разговорные интонации. Для ее стихов характерны короткие предложения, частое использование союзов и, а, но, восклицаний. Ощущение лирической героини никогда не бывает поверхностным, ее переживания очень драматичны. Важна не только широта чувств, но и глубина, накал чувств. Ахматова умело использует молчание, намеки, многозначительные паузы. При изображении огромных чувств она использует детали, роль которых — создание психологического подтекста.

5. И. Северянин

Поэзия И. Северянина производит впечатление новизны. Северянин был своего рода музыкантом, его произведения похожи на песни. Северянин удивлял своих читателей обилием причудливых неологизмов, которые почти не нарушали нормы русского языка, а некоторые из них прижились в речи. Северянин был первым поэтом, использовавшим понятия, обозначающие реалии ХХ века: «кино», «мотоцикл», «авто», «дирижабль» и др.

Северянин поддерживал технические достижения нового века и старался успевать за быстрыми темпами жизни. В отличие от кубофутуристов, стремившихся к сложной игре слов, стихи Северянина были общедоступными. Однако иногда ему не хватало художественного вкуса и чутья: в ранних стихотворениях поэт метался между двумя крайностями — современной модой и стремлением к высокой гармонии. Более того, поэт был очень изобретателен в области поэтической формы.

Он создал десять новых форм строф. Строфическое построение Северянина часто было близким к романсу. Его отличает повторение слов и фраз, обилие ассонансов и аллитераций, особый ритм лирики. Северянин довольно часто использовал сочетание «высокого» и «низкого» стилей. Игоря Северянина, как и других футуристов, раздражала пошлость окружающего мира. Поэт не поддерживал кровопролития, жестокости и разрухи.

Пейзаж в произведениях поэтов «серебряного века»

С. Есенин

В творчестве Есенина тема природы является главной. Его звонкие пейзажи музыкальны. Природа Есенина – это одушевленное существо, которое живет самостоятельной жизнью. Поэт подбирает точные эпитеты, которые рисуют невероятно красочную картину, он показывает простую красоту окружающего мира и учит нас любить её. Поэт в произведениях объединяет мир людей, флору и фауну, ведь человек – неотъемлемая часть природы, ему нужно жить в ладу с окружающим миром, нуждается в нашей любви и заботе.

В основном, в своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь со всеми её прелестями. Многокрасочная цветовая палитра играет важную роль, потому что каждый цвет несет в себе определенный смысл. Алый цвет используется для описания нежности и юности, желтый — для создания лирических героев, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию, а малиновый цвет — звон колоколов при необходимости придания пейзажу звучности.

В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. Мы видим много связующих нитей между человеком и природой, Образ человека раскрывается через пейзаж. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую тоску, но не омрачает настроение. Есенин хочет сказать о том, что крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой. В некоторых произведениях Есенин писал об уходе на задний план старой деревни. Душа поэта болит из-за утраты исконно русских начал, которые она выражала.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальkой стою обедней
Кадящих листвой берёз.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин часто наделял явления природы очаровательными женскими чертами, что показывает любовь поэта к женщине, которая является воплощением красоты.

Особенно чудесна природа весной, которую можно сопоставить с расцветанием человеческой души, ведь окружающая среда постоянно изменяется и развивается. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и радость, которая может согреть любую душу.

Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шёпот сосняка.

Живые картины природы не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее и более чуткими.

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой оригинальный мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах испытывает самые разные чувства и эмоции.

Есенин воспринимает растения, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали, они являются его близкими и надёжными друзьями.

А люди разве не цветы?
О, милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?

Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. В их образах Есенин показывает глубинную связь всего живого на планете.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе.

Листья падают, листья падают,
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

Когда молодость поэта заканчивается, живописный пейзаж сменяют картины раннего увядания. Однако, зрелость человека пе­рекликается с приятной осенней порой, а краски не потускнели, они приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой — старостью.

Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Не жалеют больше ни о ком.

В лирике еще более позднего периода в описании пейзажа присутствует предчувст­вие гибели, стихотворения наполнены грустью по утраченной молодости. Используя мрачные краски, Есенин показывает свою обреченность и усталость.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?

А. Блок

Описания пейзажа, которые так искусно создаёт А. Блок, вызывают чувство восторга и радости. Свежесть волнующейся нивы, прелесть летнего вечера, весенняя гроза с раскатами грома вызывают волнение в душе. Окружающий мир оживает в произведениях Блока: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трави нескошенной межи».

Блок не идеализирует пейзаж, его привлекают бедные и скучные пейзажи родины. Меланхоличному настроению поэта соответствует тусклая красота России.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Фольклор тесно связан с природой, даже является некой частью общей картины. Блок часто показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…

Пейзаж в произведениях Блока часто напряженный и вызывает небольшую тревогу. Природа не безмятежна, она в ожидании каких-то событий и явлений, она всегда в центре происходящего. Кроме того, она не безлична, она своеобразная личность.

Блок с удовольствием пользуется олицетворениями, поэтому природа в его поэзии одухотворена. Окружающий его мир — живая загадочная сущность, с которой Блок делится всеми своими секретами и впечатлениями, а взамен получает воодушевление, желание жить и творить.

Сложные образы, создателем которых является А. Блок, необходимы для передачи символической гармонии реального мира природы и внутреннего мира. Именно образ тропы и дороги в пейзаже ранней поэзии Блока раскрывали эту идею. Тема пути реализуются через изображение жизненного пути от рождения к смерти.

Особенное место в душе поэта занимают лесные, полевые и луговые пейзажи, в особенности весной, когда всё насыщается сочными и свежими красками.

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали!..

Картины природы связаны с душевными переживаниями автора. Его душевный настрой порой удивительно соответствует пейзажу.

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

В творчестве Блока зимние, снежные пейзажи служат в качестве отражения мощной стихии или страсти и нежности в душе лирического героя.


Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?
И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
Даже в полдне, даже в дне
Разметались космы ночи…
И твоя ли неизбежность
Совлекла меня с пути?
И моя ли страсть и нежность
Хочет вьюгой изойти?

Водные пейзажи зачастую выполняют различные смысловую роль. Река символизирует течение, изменение жизни, а также водораздел жизни: на одном берегу остается старая жизнь, а на другом берегу — новая. В некоторых произведениях встречается образ реки или озера, символизирующий желание ухода в иной мир. Поэту хочется с головой броситься в пучину вод и исчезнуть навечно. Морские пейзажи символизируют чистоту и романтические порывы лирического героя.

Ночь теплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.

Б. Пастернак

Пастернак всегда был тонким ценителем вечной красоты природы.

Поэт наполняет произведения философией, а через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Природа самостоятельна и независима.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.

Отличительной чертой поэзии Пастернака является обилие метафоры, с помощью которой чувства человека передаются путём сопоставления его с природой. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Настроение поэта всегда эхом отзывается в причудливых описаниях.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

В вышеприведённом стихотворении детали окружающей среды взаимодействуют с воспоминаниями и мечтами лирического героя о весне, а также с приметами его эмоционального состояния.

Резким отличием творчества Б. Пастернака от поэзии С. Есенина является то, что первый чувствует связь и взаимодействие природы с городом. Он полагает, что это вещи неразрывные, ведь они дополняют друг друга. Вот почему перед нами предстаёт пейзаж, содержащий бесконечное количество цветных лоскутов, которые показывают всю разносторонность мира. В представленном ниже стихотворении отрывки, описывающие природные явления, чередуются с описанием деталей городского пейзажа.

Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Основные темы поэзии Пастернака — любовь, творчество, природа — присутствуют в произведениях поэта всегда в содружестве. Тем самым утверждается полное единство, сходство всех форм жизни.

И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.

Пейзаж иногда сочетается с обиходом и предметом быта. В предложенном отрывке очень чудно сравнивается шёлк со льдом:

И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Как и у С. Есенина, представителем природного начала в лирике Пастернака является женщина. Чистая, естественная, нетронутая красота молодой женщины даёт понять, насколько важную она играет роль, имея при этом способность самой дарить жизнь.

Пастернак не выбирает и не разделяет природу на обыкновенную и экзотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него и с самого начала становится основой и смыслом жизни:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель.

А. Ахматова

Образ натуры Ахматовой отличается изысканным орнаментом. Примечательной чертой стихов Ахматова является именно детальный городской пейзаж, на фоне которого разворачиваются все события. Чаще всего это Петербург, с которым связана личная и творческая судьба поэтессы. Город — участник событий.

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!..

Тема природы — одна из любимых Ахматовой. Работа Анны очень похожа на работу Блока. Пейзаж в ее стихах отражает самые разные эмоциональные переживания, которые часто проявляются в деревенской жизни лирических персонажей Ахматовой.

Детали деревенского пейзажа в творчестве Ахматовой символизируют печаль и ностальгию. Такие произведения передают читателю чувство особой привязанности к природе родного края.

В поэзии Ахматовой город вмешивается в каждую строчку, «отдается в каждом слоге» — высокомерный, великолепный, тот самый «заграничный», голландский город. Ахматовский Петербург –это движущийся образ, «как ладья по воде».

Пейзаж выполнен в соответствии с характером любовного «приключения». Он может выглядеть как очаровательный будуар, освещенный «белым пламенем» «ледяных ослепительных роз», и высокий просторный осенний храм …

И. Северянин

Необычайно живописен пейзаж И. Северянина: «оранжевый запад побледнел», «ночь убаюкивает вечер, укладывая его в деревьях». Он использовал совершенно яркие и интересные эпитеты, делавшие его работы привлекательными и изящными: «на форелевой реке», «хвойные линии» и т. п.

Сознание лирического героя И. Северянина находится в двух разных мирах. Первый — внешний, поверхностный, формальный. Это мир сытости и пошлости, мир светского салона, ресторана и дамского клуба.

Наряду с миром повседневной жизни существует другой мир — естественный. И это он настоящий и имеет реальную ценность. Это среда, в которой происходит раскрепощение лирического героя.

Природа выступает как идеальная страна, царство красоты. Перед нами тонкие поэтические образы, гармония и гармония.

Скрытый параллелизм природы – дом. Тема естественного существования постоянно присутствует в стихотворениях Северянина: «В моей стране — столица Винограда …»:

Над горными кудрявыми лесами, Поработив счастливые места, Две королевы – страсть и красота – Воздвигли трон и развернули знамя. В другом стихотворении – «Всепреемлемость»– возникает очень близкая параллель: природа – родина. Герой говорит о себе: «Я, слившийся с природой рано…», – и продолжает:

Любя эксцессные ликеры
И разбираясь в них легко,
Люблю зеленые просторы,
Дающие мне молоко.

Таким образом, Северянин с одной стороны эстет, с другой – дитя природы, натура простая и непосредственная.

Идеальный человек в понимании поэта — непосредственный, свободный, живущий в гармонии с природой. Этот человек обладает красивой природной красотой.

Она живет в глухом лесу, Его зовя зеленым храмом… Ее друзья – два зайца, лось И чернобурая лисица… И умывается в ручье, Ест только хлеб, пьет только воду И с легкой тканью на плече Вседневно празднует свободу. Природа вдохновляет поэта, наполняет его духовной энергией. В свою очередь, поэт прославляет природу и воспевает её красоту. Она изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей.

В природе все естественно и закономерно, она существует по своим, более справедливым, законам, чем человеческое общество. Природа наделяется божественными чертами, является воплощением высшего начала на земле. Образ природы поднимается на философские высоты, но вместе с тем звучит тревога поэта за её судьбу.

О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно,

Северянин развивает также традицию изображения природы как живого существа. У него можно встретить «комичные опенки, под кедрами склонившие чело», «блондинки, косички ржи». Природа наделяется человеческими качествами, становится действующим лицом. Поэт не приемлет городскую стихию, предпочитая ей общение с природой.

Тема города проходит в его творчестве в резко негативной тональности. Шум города сравнивается по контрасту с «молчаньем мертвым безнадежнее могил», а сам город изображается как «преступный», «убийца жизни», «убийца вдохновения», в котором герой, раздавленный и опустошенный, «ползет без чувств, без глаз, без слуха и без сил».

Заключение

Таким образом, произведённый анализ поэтических текстов позволяет сделать вывод о роли пейзажа в лирике «серебряного века». Сформулированная гипотеза подтвердилась. Проанализировав поэзию «серебряного века», можно утверждать, что роль пейзажа состоит в том, чтобы читатель познакомился с мировоззрением автора, а также узнал о том, что большинство поэтов «серебряного века» ценили и любили природу, считали её как божественной, великой и могущественной, так и родной, близкой. Многие авторы считали природу живой и поэтому берегли и защищали её. Пейзажная лирика должна вдохновить читателя последовать примеру поэтов «серебряного века», что позволит ему обрести душевное спокойствие и гармонию с окружающим миром.

Данный проект будет полезен для учащихся, заинтересованных в изучении как поэзии «серебряного века», так и литературы в целом. Работа даёт полное представление об изображении пейзажей в поэзии данного отрезка времени на примере творчества нескольких поэтов.

Плюсами проекта является подробность и наглядность. Многогранныйанализ с привлечением текста позволяет изобразить полную картину в воображении учащихся. Минусами проекта может являться большой объём информации и необходимость концентрации.

Литература

  1. Феникс. Серебряный век русской поэзии.
  2. Stud.Wiki. Поэтический мир Ахматовой — 10.12.2009. Цветовой колорит, пейзаж в поэзии Ахматовой.
  3. Школьные сочинения. Художественные особенности лирики Александра Блока.
  4. Искусствовед. Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России / Природа в поэзии Fлександра Блока.
  5. Litra.ru. Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?
  6. Школьные сочинения. Пейзаж в лирике Б. Пастернака.
  7. Крючков В. П. Русская поэзия XX века. Анна Ахматова. Storecalc. Культура и искусство / Пейзажная живопись ранней Ахматовой — 16.07.2016.
  8. Н. Барковская. Поэзия серебряного века. – 1999г.
  9. ЯКласс. Своеобразие лирики Б. Пастернака.
  10. SuperSoch. Марина Владимировна. Творчество Есенина: Темы, мотивы, особенности стиля – 07.09.2020. Kostyor. Художественные особенности лирики Блока.
  11. Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина — 04.12.2019.
  12. литература / Сочинение на тему «Природа в творчестве Есенина».
  13. Teкcтoлoгия.py / Литepaтypa / Литepaтypa Poccии / Ceвepянин Игopь Bacильeвич / Cвoeoбpaзиe пoэтичecкoгo cтиля И.B. Ceвepянинa.
  14. Bestreferat.Ru. Тема природы в лирике Игоря Северянина – 01.02.2011.

серебряный век 1

серебряный век 2

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Автор: $Разное

Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие. Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Сереб$ряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной. Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки. Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулс$я, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России.

Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-симв$олисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков. Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский. Поэты-модернисты всех направлений пытались создать $поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.

Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как пр$отест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев. Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом. Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало. Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выд$вижение на первый план собственных, субъективных ощущений. При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

$Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

$В звонко-звучной тишине…

Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:

Ныне даю я тебе три завета: $

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безрассудно, бесцельно.

В этом сти$хотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.

$Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов». Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту$ проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл. Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.

Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало. И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины. Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачным$и картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

$Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

$

Россия, Россия, Россия, –

Безумствуй, сжигая меня!

$Именно в изменении, обновлении российской жизни Андрей Белый увидел возможность для разрешения духовного кризиса.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века – акмеизм. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность художника на своем внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта только к тому, чт$о можно познать. А показывая реальный мир, художник-акмеист обретает с ним тесную связь. Так, в творчестве Николая Гумилева мы находим изображение окружающего мира во всех его красках. В его стихах встречаются и экзотические пейзажи, и народные обычаи Северной Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. В этом можно убедиться, читая стихотворения «Жира$ф», «На озере Чад» и другие.

Есть в творчестве Гумилева и романтические интонации. Так, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны,

$

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных х$артий, –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

$Романтические мотивы можно найти даже в военной лирике Гумилева:

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Романтизация боя, подвига, отваги была особенностью Н.Гумилева. Это поэт и человек с $ярко выраженным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.

Одновременно с акмеизмом в русской литературе появился футуризм. Его последователи – Вл. Маяковский, В.Хлебников, Е.Г.Гуро – заняли скандально-эпатирующую позицию: их целью было сбросить признанных русских классиков с «парохода современности$» и отстоять красоту «самоценного слова». Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась их основной целью, иногда даже в ущерб смыслу.

Так произошло в стихотворении В.Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого – палиндром:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

$Идем молод, долом меди…

В творчестве футуристов отразилось не только стремление создать искусство будущего, но и ощущение трагизма современной жизни. Так, в поэме Вл. Маяковского «Облако в штанах» возникают картины большого города, в котором властвуют вещи, и появляется стремление «перекроить» землю.

$Одним из ответвлений футуризма является «эгофутуризм», который возглавил Игорь Северянин. Основным направлением его творчества была борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Его поэзии присущи экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложными оборотами. Благодаря своим исканиям Игорь Северянин добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха. Доказательством этого служит замечательное стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»$:

Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво,

$Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач…

В истории поэзии Серебряного века Игорь Северянин останется как талантливый новатор, смело экспериментирующий над русским языком.

Таким образом, поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии стиха. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. По$иски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм обогатили русскую поэзию. А их творчество послужило дальнейшему развитию отечественной литературы, став доказательством ее неисчерпаемости и величия.

Сергей Есенин – личность яркая и выдающаяся. Таковы и его стихи. Они очень выразительны и красноречивы. Есенинские стихи любимы многими. Для многих они остались и примером для подражания.
Стихи Есенин посвящал и природе, и любви и родине. Любовью к своей стране и народу дышат его патриотические строки. В более ранних, предреволюционных, они полны надежды на лучшее будущее. В более же поздний период, в них проскальзывает недовольство установившимися порядками, разочарованность и безысходность. Но, не смотря ни на что, поэт, все же любит свою страну. Любит ее любой.
Прекрасны строки, посвященные им родной земле. Он не променял бы ее ни на что и, даже в разлуке с ней, проявляется тоска в стихах. В одном из стихотворений Есенин пишет, что даже если бы ему предложили жить в раю, он бы отказался от него, предпочтя свою родину.
Произведение «Русь», написанное в 1914 году, показывает все отношение автора и к стране, и к народу. Рисуя картину, как простые пахари собираются на войну без жалоб и ропота, Есенин говорит о том, что в этих людях вся сила страны. Простой народ – опора Руси в тяжелое время.
Ярка и впечатляюща и любовная лирика Сергея Есенина. Каждое его увлечение, или же расставание и разочарование, нашло свое отражение в стихотворных строках. И, каждое это чувство – по своему неповторимо.
В более поздних стихах все чаще Есенин обращается к философским темам. Но, представлены они довольно просто, без излишних метафор. Все эти, волнующие многих, но далеко не всех людей, вопросы и мысли передает поэт через простые ситуации. И рассуждения эти все больше наполняются трагизмом.
Переживания, раздирающие душу разочаровавшегося во многом поэта, довольно глубоки. Говоря в стихах о том, как тоскует его душа о небесах, передает Есенин всю свою грусть. В других же строках проскальзывает и разочарованность в любви. Объясняя очередное чувство тем, что любил он заодно с другими на земле, пишет поэт и том, что и сама жизнь была его заодно с другими.
Любые стихи Есенина: и полные безысходности и грусти, и бесконечной любви к родной стране, и к своему народу – все они бессмертные творения истинного гения. И, до сих пор он является любимым поэтом многих. Многие его творения стали песнями. И они по праву заслужили это. Ведь стихи Есенина действительно красивы и мелодичны.

Сочинение на тему Мой любимый поэт серебряного века Сергей Есенин 9 класс

Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» — песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» — размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» — посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.
Сергей Есенин жил в очень сложное время, возможно, совершал ошибки, находясь в постоянном поиске ответов на вопросы, которые ставила перед ним жизнь. Может быть, поэтому так пронзительны, жизненны его произведения. И чем больше мы читаем стихотворения Есенина о любви, о родине, о природе, тем понятнее становится нам поэт.

Есенин мой любимый поэт Серебряного века

Несколько интересных сочинений

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».
Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия
У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день
Еще с первобытных времен человек не только переживал за свое благополучие, но так же задается постоянными вопросами: «Кто есть человек?», «Как он появился на планете Земля?» и, самый важный вопрос «Зачем он здесь?».
Бескрайний вид цветущей природы всегда завораживает и привлекает взор человека своим богатством и великолепием. На картине А.Дузельханова можно лицезреть бесконечную степь с несущимся по ней всадником на коне

  • Поэма 12 аргументы к итоговому сочинению
  • Поэзия и жизнь в балладе жуковского светлана сочинение миниатюра
  • Поэзия как волшебство в творчестве бальмонта сочинение
  • Поэзия это стихи или рассказы
  • Пошустрее как пишется слитно или раздельно