Наверх
Темы
- Какие права и обязанности есть у гражданина страны?
- Какого человека можно назвать ответственным гражданином?
- Как построить в России гражданское общество?
- Как Вы понимаете выражение «Общественная справедливость»?
- На ком лежит ответственность за развитие страны?
- Как Вы думаете, какова мера ответственности гражданина в демократическом государстве?
- Личное счастье или долг перед Родиной: что важнее?
- Имеет ли человек какие-либо обязательства по отношению к Родине?
- Причины развития социальных пороков
- Способы устранения социальных пороков
- Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?
- Как усовершенствовать государственное устройство в России?
- Как усовершенствовать общественное устройство в России?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Стоит ли помогать тем, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Гражданин страны должен работать и приносить пользу обществу. Он обязан соблюдать законы и уважать права сограждан. Но вместе с тем он получает и свои неотъемлемые права на охрану здоровья и труда, на благополучие и социальную защиту. Но, к сожалению, на Руси обязанности никак не соотносятся с привилегиями. Например, Левша из сказа Лескова выплачивал Родине долг своим уникальным талантом и трудом. Когда страна нуждалась с нем, он выполнил приказ царя и подковал танцующую блоху. При этом герой был образцовым подданным: не нарушал закон, вел тихую семейную жизнь и подчинялся выше стоящим господам. Но что он получил взамен? Побои, ругань, неуважение, а в финале еще и черную неблагодарность. Платов выжал из него все, что мог, а потом устранился из его жизни. Царь о талантливом мастере даже не вспомнил. В больнице бедняку помощь не оказали, а его секрет о чистке ружей никому не пригодился. Левша не был гражданином в полном смысле слова, ведь государство не защищало его права на жизнь, здоровье, труд, социальную поддержку. Даже в Англии к нему отнеслись лучше, чем на Родине. На его примере мы можем сделать вывод о том, что трудовым, правовым, социальным обязанностям человека в стране должны соответствовать аналогичные права.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ответственным гражданином можно назвать Правдина из комедии «Недоросль». Герой честно и беспристрастно разобрался в деле Простаковых и оградил от их разрушительного влияния законопослушных людей. Чиновник не принял взятки, не соблазнился щедрыми посулами, ведь служил государству верой и правдой. Он понимал, что общество сильно пострадает от произвола недобросовестных дворян вроде Простаковых. Правдин не мог допустить, чтобы виновные люди избежали наказания и продолжали тормозить развитие страны своим беззаконием. Ведь госпожа Простакова била слуг, не платила учителям и даже спланировала похищение благородной девицы! Поэтому Правдин лишил ее имущества. В нем говорила гражданская сознательность: человек должен содействовать процветанию того места, где он живет, иначе его детям и внукам достанутся руины. Это разумное убеждение и определяет ответственного гражданина.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В гражданском обществе люди должны быть равны по своим правам и обязанностям — это главное условие. Его и реализовал Чернышевский в своем романе. Так, Вера открыла бизнес на социальных началах: каждая работница получала свой процент от прибыли компании и была ее совладелицей. В таких трудовых отношениях не было места эксплуатации и социальному неравенству. Все женщины были мотивированы больше работать и честно исполнять свои обязанности. Предприятие Веры дало им шанс стать независимыми и не торговать собой ради куска хлеба. Финансовая самостоятельность женщин открывает невиданные экономические и социальные возможности для общества. В условиях равенства и независимости браки станут честными, семьи — счастливыми, а отношения внутри социума — более мирными и гармоничными. Вот основа гражданского общества.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Шолохов показал зарождение демократических тенденций на хуторе Гремячий Лог, где устанавливалась советская власть. Конечно, в условиях диктатуры мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях, а не о полноценном демократическом режиме. Тем не менее, уже на этом этапе стало очевидно, что от каждого человека теперь требовалось гораздо больше ответственности, чем раньше. Нельзя было отсидеться в стороне, успехи каждого составляли единую статистику колхоза и определяли развитие хутора. Если раньше человек был подотчетен только семье, то теперь все односельчане судили его за лень, агрессию или порчу колхозного имущества. Нужно было трудиться изо всех сил и держать себя в рамках закона, иначе общественный суд мог наказать виновного. Даже самые примитивные демократические инструменты требуют полного вовлечения всех членов социума в правовые и общественные процессы.
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны, поэтому патриотизм и благо личности противопоставлять нельзя. Если Родина в беде, люди не могут жить благополучно, потому что враг на пороге, и он пришел за ресурсами и трофеями, принадлежащими народу. Поэтому даже женщины во время Великой Отечественной войны шли на фронт. Никто не думал о личном благе, пока окна дрожали от взрывов, а в деревнях и городах почти не осталось мужчин. Героини повести Васильева были молодыми женщинами, они любили жизнь и свои семьи, но и то, и другое невозможно сохранить, пока вражеские войска разоряют советские земли. Поэтому Лиза, Рита, Соня, Женя и Галя героически погибли, защищая самое дорогое. Нельзя спасти свое счастье посреди всеобщего горя и руин, так что интересы Родины всегда неразрывно связаны с нашими интересами.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Человек имеет обязательства перед Родиной, ведь пользовался ее ресурсами, инфраструктурой и другими ценностями в ходе своего становления. В детстве и юности мы получаем кредит доверия и все социальные блага, а в дальнейшем оправдываем эти вложения. Поэтому читатели осуждают Андрия — героя, который предал Родину и переметнулся к врагу. Он вырос в богатой семье, получил образование и финансовое обеспечение за счет результатов отцовской службы и щедрости отчизны. Сечь закалила его характер, дала все возможности для карьерного роста и неограниченный кредит у лавочников. И после этого он уходит из родной среды, чтобы пойти на нее войной. Черная неблагодарность Андрия по отношению к стране и семье отталкивает читателя. У него были обязанности защищать Родину и сохранять достояние, которое кормило его все эти годы. Но он пошел на поводу у эгоизма и расплатился за это гибелью.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Социальные пороки развиваются и процветают в условиях государственного равнодушия к судьбе тех категорий населения, которые оказались с неблагоприятных обстоятельствах. Сейчас в это сложно поверить, но раньше малоимущие и многодетные семьи не получали от правительства никакой поддержки. Их просто бросали на произвол судьбы, и потом из этой среды вырастали лишь маргиналы. Например, семья Мармеладовых погибала от голода, и никто не помог матери с тремя детьми купить хотя бы кусок хлеба. Люди были обречены на мучительную смерть. Катерина Ивановна была больна туберкулезом и не могла работать, а Семен Мармеладов пил и не обеспечивал родных. Тогда Соня Мармеладова, его дочь от первого брака, вынуждена была обменять паспорт на желтый билет — встать на путь проституции. И не могло быть иначе, ведь нужда заставила девушку так поступить, а государство никак не поддержало ее семью. В таких условиях социальные пороки — неизбежное зло.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Как можно устранить социальные пороки? Необходимо, чтобы отзывчивость и гуманность стали основами внутренней политики. Даже один человек способен предотвратить большую беду, проявив милосердие в нужный момент. Доктор Пирогов случайно встретил отчаявшегося бедняка, который собирался повеситься. Мерцалов рассказал, что потерял работу, семья голодает, дочь болеет, и никто в целом мире не протянул ему руку помощи. Доктор без лишних слов отправился в сырой подвал накануне Рождества и отложил все дела, чтобы поддержать незнакомцев. Он осмотрел дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на дрова и еду. В сыром подвале родилась новая надежда на лучшее будущее. Вскоре Мерцалов нашел работу и поправил свое положение. Семья его теперь жила хорошо. Вот так сочувствие одного человека спасло многих и решило множество социальных проблем.
- А.Н. Островский, «Гроза». Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Государственное устройство в России можно улучшить, если работать над ним в правовом поле и не жалеть личных усилий для того, чтобы подать пример другим. Так, например, Андрей Болконский стал одним из первых помещиков, применивших новые стандарты для организации труда крестьян. Он уменьшил их бремя и дал общине больше автономии. Князь распорядился так в ущерб себе, но с перспективой на будущее. Ведь люди охотнее трудятся, если имеют личную заинтересованность в процессе. Также Андрей участвовал в реформаторской деятельности Сперанского и даже подготовил законопроект. Да, его идея не нашла сиюминутного отклика, но, без сомнения, его исследования помогут государственным деятелям в дальнейшем, когда созреет почва для реформы. На Отечественной войне Болконский тоже отличился и не в штабе, а на поле брани. Он был действующим полковником. Его пример наглядно показывает, что сделать государственное устройство страны чуть лучше может каждый активный гражданин.
- А.Н. Островский, «Бесприданница». Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.
- М. Горький, «На дне». Как и в любой стране, в России больше всего плохо тем, кто ничего не хочет делать. Маргиналы составляют около 4-8% от общества, это нормальные показатели. Но в неблагополучных странах они завышены. Вот и в царской России на социальном дне оказывалось много людей: кто-то заслуженно, а кто-то по роковой случайности. Но всех их объединяет одно: нежелание идти наверх. Сатин открыто пропагандирует лень: «Просто обременяй землю!». Он противопоставляет себя честным людям и не желает присоединяться к ним. Быть алкоголиком и шулером гораздо легче, чем добиваться чего-то большего. Столь же пассивен Актер: его кто-то должен вылечить бесплатно, а сам он ни на что не способен, хотя лечиться надо ему, а не кому-то другому. Барон способен только на паразитизм, поэтому даже в ночлежке эксплуатирует Настю и живет за чужой счет. Почти все герои живут плохо, потому что не хотят иначе. Они не желают трудиться и приносить пользу обществу, поэтому и общество повернулось к ним спиной.
- М. Горький, «Детство». Социальная помощь нуждающимся необходима, чтобы решить важнейшие общественные проблемы современности. Например, крайне важно поддерживать детей и женщин из неблагополучных семей, ведь они оказываются жертвами насилия. Так, Варвара, мать Алеши, вынуждена была вступить во второй брак, чтобы вырваться из родного дома, где ее алчный отец уже строил планы, как бы заработать на красивой молодой вдове и ее потенциальных услугах. Но и отчим Алеши был не лучше деда: он ударил беременную супругу ногой в живот. Алеша даже бросился на него с ножом, чтобы защитить маму. Почему так происходило? Потому что государство не реализовывало социальную политику. Ни детских домов, ни ПДН, ни кризисных центров — ничего не было, чтобы остановить этот беспредел. Правительство никак не защищало детей и женщин, хотя они были так уязвимы в условиях патриархальной России. Если бы это произошло сейчас, государственные органы и социальные организации оказали бы помощь семье, и Алеше не пришлось бы защищать беременную мать с ножом в руках. Вот как важно помогать нуждающимся системно!
Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию № 2)
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия
Общение в системе межличностных и общественных
отношений. Социальная роль
Общение является:
– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, комфортность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);
– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;
– источником познания и понимания других людей.
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.
Значение общения (его смысл):
1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);
2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;
3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.
Социальная роль — совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией.
Социальные отношения людей – продукт их действительных отношений друг к другу. Это экономические, политические, идеологические и другие отношения.
Классификация общения. Виды, функции общения.
Структура и средства общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.
Основные компоненты общения:
- субъекты;
- средства;
- потребности, мотивация и цели;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
- результаты.
Разновидности общения: типы и виды общения
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.
- деловое и игровое;
- безлично-ролевое и межличностное;
- духовное и утилитарное;
- традиционное и инновационное.
Деловое | Игровое |
|
|
Ролевое | Межличностное |
|
|
традиционное | инновационное |
|
|
Виды общения
Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.
- Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
- Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
- Научное общение — доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
- Экономическое общение — преобладает игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Функции общения
Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Выделяют шесть функций:
- Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
- Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
- Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
- Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
- Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
- Функция объединения = разъединения (способствует передаче людьми необходимых сведений друг ругу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их в единое целое, а так же она может способствовать дифференциации (разъединению) и изоляции личностей в результате общения (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие).
Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Этапы работы над сочинением
5-е направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
- Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.
- Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ
- ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.
- Задать себе вопросы:
- — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
- — На каком материале можно раскрыть данные темы?
- — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
- 2. Выбрать одну из предложенных тем.
- При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.
- Тема выбрана! Что делать дальше?
- 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
- 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ)
писать?
ЗАЧЕМ
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.
писать?
КАК
1. Определяю основную мысль сочинения.
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.
писать?
2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения
1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)
3. Обдумываю композицию и форму сочинения
2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
3. Пишу заключение
3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (своеобразный ввод в тему).
- Это может быть:
- — высказывание своего взгляда на проблему;
- — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
- — обоснование причин обращения к этой теме;
- — эмоционально ввод в тему сочинения;
- — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
- — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
- — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
- — оформление вступления в виде вопросов
- 4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
- Это может быть так:
- — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
- ВАЖНО!!! Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.
- — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)
- ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
- — взгляд вперёд , то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
- — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
- — обращение к оригинальной цитате.
5. Определить композицию будущего сочинения
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление ( с уммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ (НА ВЫБОР УЧАЩЕГОСЯ)
Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)
2. Основная часть
Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение
— ретроспективный обзор затрагиваемой темы;
3. Заключение ( с уммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)
— обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;
— использование индукции: от конкретного к обобщению;
Выводы (обобщение)
— использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.
— изложение основной мысли в виде итоговых выводов;
— разъяснение основных понятий темы;
— изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.
— указание на изменчивость проблемы
- Композиционные части
- (350 слов)
- Вступление + тезис (60 70слов)
- Аргументация (234 — 240 слов)
- Заключение (60 — 70 слов)
- ВАЖНО!!! Выпускникам 2022 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.
ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
- Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2022, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
- автор и название произведения;
- описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
- мини-вывод .
КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2021-2022 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Для вступления
- Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
- Для аргументов
- Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о …
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
- Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
ШАГ 3. ТАКТИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
- 1. Пишу сочинение на черновике.
- 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество — 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
- 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего
- отвечаю на следующие вопросы:
- — Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? ( ЭТО КРИТЕРИЙ 1 , ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА )
- — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( ЭТО КРИТЕРИЙ 2 , ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА )
- — Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
- — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
- — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3 )
- — Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4 )
- — Насколько грамотно написана работа? ( Это критерий 5 )
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
О СЧАСТЬЕ
- В чем заключается счастье человека?
- Какого человека можно назвать поистине счастливым?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
О РОДИНЕ
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
- Что значит «любить Родину»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
О гражданственности и гражданском долге
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- В чём заключается гражданская позиция каждого человека?
- Должен ли каждый человек бороться с социальной несправедливостью?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Как каждый человек может помочь изменить жизнь людей к лучшему?
ЧТО ЧИТАЕМ?
- Универсальные произведения : «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Алые паруса» А.Грина, «Два капитана» В.Каверина, «Юшка» А.Платонова.
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н. В. Гоголь «Ревизор»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Горький «На дне»
- А.И.Куприн «Чудесный доктор»
- Г.Х.Андерсен«Девочка со спичками»
Как читаем?
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
- Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
- Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
- А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
- И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
- М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
- А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
- И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
- Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
- И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Кто счастлив на Руси?
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
- В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
- Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения. Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза – это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.
Что мешает человеку быть счастливым?
- К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.
Что мешает быть счастливым?
- Н.В. Гоголь «Ревизор». В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
Значение родины в жизни человека
- Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Аргумент №4 Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России. Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
- И.А. Гончаров “Обломов”. Как говорят, везде хорошо, там где….. Я с этой фразой полностью согласна. Жалуются на жизнь все богатые и бедные. Многие считают, что если переедут в другой город, то они заживут хорошо. Но если подумать, то, что им мешает быть счастливым на своей родине, в своем городе? Есть категория людей, которые ищут виновных в своем несчастье. В произведении «Обломов» показаны два героя: Андрей и Илья. Один и другой живут на Руси. Но, у каждого жизнь сложилась по разному. Если Илья с детства любил только кушать, то Андрей учился обеспечивать себе жизнь самостоятельно. В итоге, Илья стал несчастным человеком, а Андрей преуспел в жизни, преумножил наследство переданное ему. Как видим, Русь не виновата в том, что у людей разный стиль жизни.
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Источники
- https://infourok.ru/itogovoe-sochinenie-2021-2022-etapy-raboty-nad-itogovym-sochineniem-5293638.html
- https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/spisok-literatury-dlya-2021-2022-goda/
- https://100balnik.ru
- https://4ege.ru/sochinenie/62700-argumenty-dlja-itogovogo-sochinenija.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/
- https://sochineniena5.ru/2021/09/09/komu-na-rusi-khorosho-itogovoe-2022/
Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Согласовано:
Зам.директора по МР
____________Ефремова О.В.
«__»___________20__г
Классный час для обучающихся 1-3х курсов
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Методическая разработка сценария внеклассного
мероприятия
Разработал и провел:
Преподаватель педагогических
дисциплин Иванова А.И.
Белореченск 2020
Цель: воспитание гражданской позиции, правовой
грамотности и нравственных качеств личности
Задачи:
1. Формирование
знаний видах и классификациях прав и свобод человека и гражданина, его
конституционных обязанностях.
2. Формирование
умений анализировать нормы конституции и федерального законодательства,
регламентирующего права и свободы человека и гражданина.
3. Формирование
знаний о теоретических и нормативно-правовых основах социальных прав в РФ.
План:
1.
Введение.
2. Классификация
прав и свобод человека и гражданина
3. Личные
права и свободы человека и гражданина
4. Политические
права и свободы человека и гражданина
5. Экономические,
социальные, культурные права и свободы человека и гражданина
6. Конституционные
обязанности человека и гражданина.
7. Заключение.
Ход мероприятия:
1. Введение.
— Добрый день,
уважаемые студенты.
Сегодня мы с вами
поговорим о ваших правах, обязанностях и ответственности перед страной,
обществом и семьей.
Становление
прав и свобод человека относится к XVII- XVIII векам, к началу Нового времени,
к эпохе Просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение
прав— личные и политические права, они получили закрепление в появившихся в то
время конституциях и декларациях. Социально-экономические и культурные права,
они стали утверждаться на рубеже XIX-XX веков. Во второй половине XX века эти
права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах
Организации Объединенных Наций. Естественные права человека тесно связаны с его
естественными обязанностями. Если кто-то имеет право, значит, у кого-то другого
есть обязанность.
—
Скажите, пожалуйста, в каких документах записаны права, свободы и обязанности
человека?
Студенты
перечисляют кодексы, законы и т.д., педагог фиксирует на доске.
(Конституции
РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РСФСР от 25.10.1991
№ 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от
26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,
Трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании)
— Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства. Cт. 2. Конституция РФ.
— Назовите права и свободы, которые вы знаете и где они прописаны?
Студенты перечисляют, преподаватель записывает на доске.
— Давайте разберем это подробно.
2. Классификация
прав и свобод человека и гражданина
— Самое
общее деление прав и свобод — деление их на права человека и права гражданина —
связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член
гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член
политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми,
кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и
обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не
принадлежит.
Понятия
право и свобода.
Свобода – это
способность и возможность человека действовать в соответствии с его
потребностями, интересами, целями. Цель свободы – реализация жизненно-важных
прав человека.
Право – это
объективная форма свободы, свобода, определяемая законом. Если нет права – нет
реальной возможности защитить свободу, дать ей возможность превратиться из
желаемое в реальную действительность, это гарант реализации свободы.
1. личные
(гражданские) права и свободы — это те права и свободы, которые
составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают
конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и
потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные
стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства
государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный
и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества
независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ, принадлежат человеку от
рождения;
2.
политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие
участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни
общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной
власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы
принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода
массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку
независимо от гражданства РФ);
3.
экономические, социальные и культурные права и свободы — это права и
свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в
экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как
и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому
человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом
законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.
Перечислим
основные права и свободы человека и гражданина каждой группы с указанием
конституционных положений и некоторых законов и иных правовых актов,
посредством которых осуществляются конкретизация и детализация в регулировании
соответствующих прав и свобод (что призвано облегчить самостоятельную работу по
уяснению содержания конкретных прав и свобод).
3.
Личные права и
свободы человека и гражданина.
— Рассмотрим ваши
права более подробно на основании статей из Конституции РФ
— право
на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О
трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 59 Уголовного кодекса РФ и
др.);
— достоинство
личности (ст. 21 Конституции РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ,
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.);
— право
на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2 Конституции РФ, ст. 37, гл. 17 УК
РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы
от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»
и др.);
— право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, ст. 137,
138 УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности», ст. 150–152, 1123 Гражданского кодекса РФ;
ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1,
Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной
дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.);
— неприкосновенность
жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» и др.);
— право
на определение и указание национальной принадлежности, использование родного
языка (право на национальную и культурную самоидентификацию) — ст. 26
Конституции РФ, ФЗ №53 от 01.06.2005 «О государственном языке РФ», Закон РСФСР
от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»,
Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ЗФ «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов РФ и др.;
— свобода
передвижения и выбора места жительства (ст. 27 Конституции РФ, Закон РФ от
25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный
закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию» и др.);
— свобода
совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы
альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ,
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о
религиозных объединениях», ст. 148 УК РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 «Об
альтернативной гражданской службе»;
— свобода
мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О
средствах массовой информации» и др.);
— право
на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные
гарантии (ст. 46–54 Конституции РФ, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации», процессуальное законодательство РФ).
4. Политические
права и свободы человека и гражданина
— право
на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ,
Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,
от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);
— свобода
собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Федеральный
закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ и др.);
— право
на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право
участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32
Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12.06.2002
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О
системе государственной службы Российской Федерации», процессуальное
законодательство и др.);
— право
обращений («право петиции») — ст. 33 Конституции РФ, ФЗ №59 от 02.05.2006
«О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и др.;
— свобода
информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, ФЗ№8
от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления»).
5. Экономические,
социальные, культурные права и свободы человека и гражданина
— свобода
предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ№135 от
26.07.2006 «О защите конкуренции»и др.);
— право
частной собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ,
Земельный кодекс РФ, гл. 21 УК РФ и др.);
— трудовые
права — на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку (ст. 37
Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О
занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.11.1995
№ 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);
— право
на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38 Конституции РФ,
Семейный кодекс РФ и др.);
— право
на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ,
Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», от 15.12.2001 № 163-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и
др.);
— право
на жилище (ст. 40 Конституции РФ, Жилищный кодекс РФ, гл. 18 ГК РФ, Закон РФ от
04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации»;
— право
на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ, Федеральный закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
— право
на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, Федеральные законы от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21.11.1995
№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от
23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.);
— право
на образование и академические свободы (ст. 43 Конституции РФ, ФЗ№273 «Об
образовании», Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» и др.);
— свобода
творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1
«Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации от
23.09.1992 № 3517-1 и др.);
— право
на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, Основы
законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, Федеральные законы
от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ
«О музейном фонде и музеях Российской Федерации» др.).
6. Конституционные
обязанности человека и гражданина.
— На ровне с
правами, которые вы очень хорошо знаете, есть еще и обязанности, про которые
многие из вас забывают.
— Скажите, знаете
ли вы свои обязанности? Давайте их перечислим.
Студенты
перечисляют, педагог фиксирует на доске.
человека и
гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом
законодательстве:
1) соблюдать
Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
2) уважать
права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) обязанность
родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних
трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст.
38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность
каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их
заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми
образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об
образовании»);
5) заботиться
о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре,
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» и др.);
6) платить
законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс
РФ);
7) сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58
Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О
животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
обязанность
граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ,
Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от
25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».
Характеризуя
обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует
иметь в виду, что:
— во-первых,
обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер,
т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по
отношению к государству имеют преимущественно естественный, вне законотворческого
характера. Таким образом, никаких «естественных», до законотворческих и вне
законотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
— во-вторых,
Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и
обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один
гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться
от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от
права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера
должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной
обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании
закона;
— в-третьих,
как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не
на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги
и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан
Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).
7.
Заключение.
—
Давайте вспомним, о чем мы
сегодня говорили?
—
В каких документах
прописаны права и свободы человека и гражданина?
—
На какие группы классифицируются
права и свободы? Назовите эти права.
—
Перечислите ваши
обязанности перед семьей и обществом.
—
Надеюсь, что сегодняшний
классный час вас многому научил, вы почерпнули много нужной и полезной
информации.
1815
1098
Даты проведения: 16.11.2021 — 28.12.2021
Даты сбора материалов: 17.11.2021 — 22.11.2021
Автор мероприятия: Морозова Марина Владимировна
Конкурс для:
для школьника для родителя для учителя
Вернуться к списку мероприятий
Уважаемые коллеги!
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений – 2021
С 16 ноября 2021 года в Москве проводится региональный этап Всероссийского конкурса сочинений — 2021.
Всероссийский конкурс сочинений направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.
К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся 4–11-х классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования.
Конкурс проводится в два этапа:
- Региональный (городской) этап: определение победителей и направление их работ на следующий этап – с 16 до 29 ноября 2021 года. Загрузка конкурсных работ и сопроводительных документов возможна только до 22 ноября включительно (до 23:59 МСК) 2021 года. С 23 по 29 ноября 2021 года – проверка работ жюри.
- Федеральный этап: работа жюри федерального этапа, определение победителей и призёров – с 1 до 28 декабря 2021 года.
Официальный сайт Всероссийского конкурса сочинения https://vks.edu.ru/.
Региональный этап конкурса проводится дистанционно.
Скачать положение о Конкурсе (региональный этап)
Загрузка конкурсных работ обучающихся образовательных организаций г. Москвы производится из личного кабинета участника (сертификаты будут выданы на имя владельца личного кабинета).
Скачать бланк конкурсной работы (docx)
Скачать бланк конкурсной работы (pdf)
Скачать заявку на участие в конкурсе (docx)
Скачать заявку на участие в конкурсе (pdf)
Скачать бланк согласия родителей участника Конкурса на обработку персональных данных (до 18 лет)
Скачать бланк согласия участника Конкурса на обработку персональных данных (после 18 лет)
Скачать бланк согласия учителя на ОПД
Тематические направления конкурса в 2021 году:
1. «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди» (Ю. А. Гагарин): 60 лет со дня первого полета человека в космос.
2. «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!»: 800-летие со дня рождения Александра Невского.
3. «Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия» (Н. А. Бердяев): 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.
4. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов): 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова.
5. «Одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство» (Агата Кристи): 2018–2027 гг. – десятилетие детства в России.
6. «Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов): юбилеи российских писателей.
7. «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые и молодые» (В. Г. Белинский): юбилеи литературных произведений.
Тему конкурсной работы и жанр участник конкурса определяет самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия. Совмещение жанров не допускается. Поэтические тексты конкурсных сочинений не принимаются.
Информация об организаторах конкурса:
- Учредителем конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации.
- Оператором регионального этапа в г. Москве является Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы.
- Оператором федерального этапа является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации».
Контактное лицо: Морозова Марина Владимировна, методист Городского методического центра, координатор регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в Москве, тел.: 8 (495) 912-63-37 (доб. 401), morozovamv@mosmetod.ru.
Внимание! В конкурсе участвуют только работы, загруженные в систему konkurs.mosmetod из личного кабинета участника. Работы, отправленные координатору по электронной почте, рассматриваться не будут в соответствии с положением о Конкурсе.
При возникновении технических сложностей (отсутствие школы в списке, невозможности зарегистрировать личный кабинет и т.д.) вы можете обратиться в службу технической поддержки с 09:00 до 20:00 по телефону: 8(499) 550-50-97.