Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Игра-путешествие по сказкам а.с. пушкинаоформление: крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок пушкина, жетоны, которые выдаются

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 16

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». Истоки сюжета, поэтика сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • истоки рождения сюжета сказки;
  • сходство и различие литературной и народной
    сказки;
  • народная мораль и нравственность в сказке А.
    С. Пушкина;
  • стихотворная и прозаическая речь;
  • поэтичность и музыкальность пушкинской
    сказки.

Тезаурус

Кручиниться 
горевать, тосковать, предаваться печали.

Тужить –
горевать, тосковать, скорбеть, печалиться.

Сенная девушка –
дворовая девушка, служанка, находящаяся в услужении у господ, горничная.

Черница –
монахиня.

Брюхатая –
беременная (женщина).

Сравнение 
троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по
какому-либо общему для них признаку.

Олицетворение –
выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем
изображения его в виде живого лица.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.
И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 , стр.307

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б.
Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные
материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература.
5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017, стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. –
М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению.
Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019,
стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL:
http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).

2. Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
обращения: 19.07.2019).

3. Все книги России, библиографический
каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

4. Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский
портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).

6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия
и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm /
(дата обращения: 19.07.2019).

7. Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата
обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

В начале ХIХ века, как у европейских, так и
русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.

Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад
в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич
Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие авторы. Но
именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с
народно-поэтической основой.

Мастерство Пушкина проявилось и в использовании
для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет
«Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм
«Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал
своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.

Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь
богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от
врагов-иноземцев.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает
идеальные отношения в царской семье: царь отправляется в дальнюю дорогу, а
царица верно ждёт его возвращения у окна:

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Идеальной можно назвать и жизнь царевны в
тереме семи богатырей

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни…

Описывая неторопливую повседневность жизни
царевны, автор подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей».

Мир, лад, согласие в царском дворце и тереме
богатырей – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений,
показанная Пушкиным.

Разумеется, и народные идеалы, и народные
герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора.
И здесь Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности,
свойственное поэтике народной сказки.

Во-первых, это большое количество слов
народного языка:

…Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Во-вторых, использование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами:

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

В-третьих, свойственные народной сказке
постоянные эпитеты

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…

Зная множество народных сказок, и великолепно
чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой
царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что
каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:

Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Конечно, обращает на себя внимание
удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования
прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными
словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской
сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Таким образом, сюжет, образы героев, язык
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные
элементы, свойственные сказке.

«Пушкин был первым русским писателем, –
отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в
литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но
оставил неизменным их смысл и силу».

Теоретический материал для углубленного
изучения

На основе европейских и русских
сюжетов-источников А. С. Пушкин создал самобытную сказку «О мёртвой царевне и о
семи богатырях».

По словам литературного критика Н. М.
Никольского, «создавая реалистическую художественную литературу своего времени,
создавая русский литературный язык на широкой национальной основе, Пушкин, как
к живительному источнику, питающему и литературу и литературный язык, обратился
к народному творчеству – сказкам, песням, пословицам, поговоркам. В
произведениях устного народного творчества он видел подлинную народность,
истинное воплощение взглядов самого народа на жизнь общества, на природу».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Задание: в отрывке найдите и подчеркните
постоянный эпитет.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Задание опирается на понимание поэтических
особенностей изученной сказки и на теоретический материал, пройденный в текущем
учебном году. Вспоминаем, что постоянные эпитеты характеризуются устойчивостью,
повторяемостью, сращением эпитета и определяемого слова. В предложенном отрывке
такой эпитет представлен в единственном варианте: красная девица. Выбор
осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Как царица-мачеха узнала, что царевна
живет в тереме у богатырей?

Варианты ответа:

Ей сказало зеркальце

Ей сказали богатыри

Ей сказал королевич Елисей

Задание опирается на сюжет изученной сказки.
Вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: ей
сказало зеркальце.

2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).

 2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).

3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.

Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.

В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский  напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

26 марта 1815 года на квартире  у
Жуковского Пушкин прочитал  последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…»    вручил его Пушкину.

У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:

                   Его стихов
пленительная сладость

                    Пройдёт веков
завистливую даль…

Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.

? Что такое эпиграф?

(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.) 

?Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3.1. Анализ эпиграфа.

Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.

Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.

? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?

? Что отражается в народных
сказках?

? Какие виды народных сказок Вы
знаете?

(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.

В них отражены  нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных

Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение   исследователи устного народного творчества
связывают с языческими                 ритуалами.  )

3.3. Подача нового материала.

Литературная сказка возникла
гораздо позже.

Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра. 

Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.

3.4. Работа в тетрадях.

Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.

Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.

Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.

В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.

Общие  черты литературной сказки
и народной:

         
сказочные зачины и концовки, формулы;

         
постоянные эпитеты;

         
сюжет волшебной сказки;

         
чудесные предметы;

         
число «три»;

         
положительные и отрицательные герои;

         
         победа добра над злом в финале.

Отличительные  черты литературной сказки:

         
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);

         
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);

         
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);

         
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);

         
         стихотворная форма.

А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.

Бродячие сюжеты —  устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…

«Спящая
царевна» В.А. Жуковского

«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

«Царевна-шиповник»
братьев Грим

 «Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро

4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».

Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.

5.  Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».

Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.

Работа со словарём.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

                 Хорунжий — в царской армии казачий

                                          
офицерский   чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».

Разговор о сказочных героях.

Вопросник по содержанию сказки.

1.  Кто герои сказки?  Наделены
ли они именами?

2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?

3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?

4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?

Как она отомстила?

Какой  вы представляете себе
ведьму?

5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?

6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?

7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?

8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?

9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?

10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?

(он спаситель)

11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).

12. Что разрушает силу сна?

13. Каков финал сказки?

14.  Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?

(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей

            царевне.)

15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?

(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)

6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».

Выразительное чтение статьи
учениками класса.

Размышления о прочитанном:

1.      Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?

Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение
написанию домашнего сочинения.
Цели урока:
— создать условия для развития у
школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих
способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое
мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
— на материале сказки донести мысль писателя, что « в человеке главное – его
душа».

Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, проектор;
раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А. С. Пушкина.

Ход работы:

Организационный момент.

1)Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А. С. Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
2) Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Игра «Кто это? Что это?» с комментариями по тексту сказки.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи;
солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки,
содержащие данные предметы.

Сообщение темы и целей урока.
Работа над темой урока.
1)Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт,
спрос не грех).
Образы каких героев пришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота
Месяца?
Объясните выражение «молва трезвонить стала».
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?

2)Путешествие по «картинной галерее».
На экране проектора представлена презентация известных картин В. М. Васнецова
по мотивам народных сказок. Обращается внимание учащихся на картину художника
«Сказка о спящей царевне».

Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны,
косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь,
лисичка).
Какое настроение создаёт картина?

3)Теория литературы.
Учащиеся слушают сообщение учителя о законе «Трёх Р»: размер, ритм, рифма.
Работа с учебником (стр. 114 — 117). Запись в тетрадь:
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки.
В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются
ударные и безударные слоги.
— Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк. Строчки могут рифмоваться
парами, а могут – через одну. Бывают и более сложные «рисунки» рифмовки.
— Наблюдалась ли рифма в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина? Докажите.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?

4)«Творческая лаборатория».
Работа с карточками.

Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы.
Спишите текст стихотворными строчками.

Карточка № 1.

Жил маленький мальчик: был ростом он с пальчик, лицом был красавчик, как искры
– глазёнки, как пух – волосёнки. Он жил меж цветочков; в тени их листочков. В
жары отдыхал он и ночью там спал. (В.А. Жуковский. «Мальчик-с-пальчик»).

Карточка № 2.

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

5)Обучение написанию сочинения.

Беседа.
— Представьте, что перед вами тема сочинения «Какие известные тебе элементы
волшебной сказки использует в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкин? Что бы вы написали в своём сочинении? О каких
элементах идёт речь?
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка,
волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
— Какое вопросительное слово использовано в теме? Чтобы ответить на вопрос,
«потяните за ниточку, спрятанную в вопросе».

 Устное сочинение с опорой на образец.

Образец сочинения.

А.С.Пушкин в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
использует такие элементы сюжета волшебной сказки, как: __________ .
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке
А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках
используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________
богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам
же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и
_______ .

Рефлексия.
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?

-Понравился ли вам урок?

-Что показалось трудным, а с чем справиться было легко?

Домашнее задание.
1)Написать сочинение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» —
литературная сказка с «бродячим сюжетом».
2) Прочитать сказку А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
(с.120 — 148).

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

С детского возраста нам известны сказки Пушкина: кто-то познакомился с ними в начальной школе на уроках чтения, а кому-то ещё в дошкольном возрасте мамы и папы читали их перед сном. Одно можно сказать точно: эти произведения по-настоящему прославили Пушкина как умельца и мастера литературы, ведь сюжеты его сказок были совсем не новы.

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Мало кто знает, но Александр Сергеевич вовсе не планировал писать для детей, да и сами сказки (несмотря на жанр) тяжело отнести к разряду детских. Тем не менее, именно детская аудитория с ними знакомится впервые: в домашнем семейном чтении, в детских садах, на новогодних ёлках, утренниках и уроках чтения.

На самом деле все сюжетные основы, которые использовать писатель в своих сказках, уже были широко известны. Например, сказка о Спящей красавице превратилась в «Сказку о мёртвой царевне». 

В первую очередь, Александр Сергеевич решил писать сказки потому, что в 20-х годах 19 века он начал испытывать глубокий интерес к народной жизни. Сам он принадлежал к людям достаточно богатого класса, поэтому ему хотелось приблизиться к обычным крепостным людям, понять их мечты, желания, обычаи, потребности, мечты. А сам народ, как известно, тяготел к фольклору, устному народному творчеству: былинам, сказаниям, легендам, мифам. Именно они, как считал Пушкин, являются ключом к народной душе.

Александр Сергеевич начал вспоминать сказки, рассказанные его няней Ариной Родионовной. Писатель слушал истории обычных людей, записывал интересные народные обряды и песни. Автор настолько проник в этот культурный пласт, что исследователи, которые нашли его стилизацию «Песен о Стеньке Разине» приняли это сочинение за настоящий исторический памятник искусства!

Самыми первыми попытками Пушкина написать что-то в народном стиле были сказки «Жених» и «Утопленник». В первой рассказывается о девушке, которая вывела на чистую воду разбойника-жениха. Вторая история повествует о страшной мести. 

Ещё одна сказка, «Сказка о медведихе», так и осталась недописанной. Говорят, так произошло потому, что Пушкин увлёкся сочинительством других произведений. По другой версии, сказка осталась незаконченной, поскольку поэт так и не смог придумать, как достойно её завершить.

После создания упомянутых сказок Пушкин работал очень плодотворно и создал целый спектр популярных произведений, строки из которых многие из нас помнят наизусть:

1.  «Сказка о попе и работнике его Балде». Эту сказку Пушкин обработал так досконально, что сам Николай Васильевич Гоголь восхищался ей и удивлялся ее похожести на обычную народную речь;

2.  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Для создания этого произведения поэт использовал знаменитую народную сказку под названием «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако обработал и переделал он её так искусно, что ни один исследователь не говорит о плагиате. Скорее, о стихотворной вариации;

3.  «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка о противостоянии терпеливого добра и настырного зла. Удивительно, но в первом черновом варианте сказки старуха хотела стать не просто владычицей морской, а Папой римским (высшим религиозным саном у католиков);

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Данная сказка написана по мотивам знаменитой «Белоснежки». А история создания у неё очень интересная: Пушкин и поэт Жуковский устроили стихотворное состязание, результатом которой у первого была «Сказка о мертвой царевне», а у второго — сказка «Спящая царевна»;

5.  «Сказка о золотом петушке» — это сказка с серьёзной насмешкой над правителем самодуром, который предпочитает «править, лёжа на боку». Не удивительно, что такого глупого царя губит его же сиюминутная прихоть.

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Популярными и любимыми сказки Пушкина сделал не столько сам сюжет, сколько неповторимый авторский стиль, музыкальность, напевность. Александр Сергеевич сумел объединить в своих сказочных произведениях и вечные вопросы (жизнь и смерть, добро и зло, труд и тунеядство, трусость и решительность), и простые бытовые ситуации.

Персонажи в сказках поэта делятся на положительных и отрицательных, как и в народных. Но самой большой симпатией Солнца русской поэзии пользуются, конечно, простые люди: труженик старик, без конца забрасывающий невод в море, или весёлый и находчивый Балда. Прелесть сказок Пушкина ещё и в том, что даже такие «высокопоставленные» люди как царь Салтан, царевна Лебедь или королевич Елисей изображаются, как обычные люди со своими печалями, горестями, переживаниями. То есть их социальный статус не играет никакой роли, главное — то, что они умеют чувствовать и имеют доброе сердце.

Конечно, свои сказки Пушкин создавал отнюдь не для развлечения. Своими уникальными произведениями он хотел в иносказательной манере привлечь внимание к разным проблемам. Например, проблему тщеславия и зависти («Сказка о мертвой царевне»), жадности и ненасытности («Сказка о рыбаке и рыбке»), алчности, глупости и вседозволенности («Сказка о золотом петушке»), обиды, доверия, прощения («Сказка о царе Салтане»).

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Сказки Александра Сергеевича оказались настолько популярными, что строки из них в буквальном смысле ушли в народ. Сложно найти человека, который бы не знал наизусть этих знаменитых цитат и не использовал их в реальной жизни:

·     «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»;
·     «А во лбу звезда горит»;
·     «Дурачина ты, простофиля!»;
·     «Я ль на свете всех милее?»;
·     «Ветер, ветер, ты могуч»;
·     «Сказка ложь, да в ней намек»;
·     «Кабы я была царица»;
·     «Чего тебе надобно, старче?».

Не зря сказки были одним из излюбленнейших жанров Александра Сергеевича. И несмотря на то, что сам поэт свои сказки писал не для детей, а для взрослых, у людей любого возраста они вызывают только положительные эмоции, приятную ностальгию и душевное умиротворение.

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки о мертвой царевне и семи богатырях

  • Почуявший зверя как пишется
  • Почтово телеграфный или почтово телеграфный как пишется
  • Почти незнакомый как пишется
  • Почитать сказку про колобка
  • Почтовотелеграфный как пишется слитно или раздельно