Поэмы сказки пушкин александр сергеевич

Урок обучения грамоте чтение в 1 а классе. тема: а.с. пушкин. сказки. звуки т, т,. буква т т. цели: познакомить

Урок обучения грамоте (чтение)  в 1 «А» классе.

Тема: А.С. Пушкин. Сказки.
Звуки [т], [т,]. Буква Т т.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
или напомнить о них; познакомить учащихся с буквами Т, т и звуками [т],
,] ;

Планируемые результаты:

Предметные:

·       
воспринимать
на слух художественное произведение;

·       
читать вслух
с постепенным переходом на чтение про себя;

·       
увеличивать
темп чтения вслух;

·       
исправлять 
ошибки при повторном чтении текста;

Регулятивные:

·       
формулировать
учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимать ее;

·       
оценивать
свою работу на уроке;

Познавательные:

·       
анализировать
художественный  текст;

·       
выделить  в
нем основные мысли;

Коммуникативные:

·       
отвечать на
вопросы на основе художественного текста учебника;

·       
формулировать собственное мнение;

Личностные:

·       
формировать
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
ценность человеческой жизни);

·       
воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:
презентация,
учебник «Азбука» 1 класс, В.Г. Горецкий.

Ход урока:

       
I.           
Организационное 
начало урока.

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок чтения проведу
у вас я, меня зовут Алёна Николаевна.


Проверьте, все ли готово к уроку? У вас на столах должны лежать: учебник,
тетрадь, ручка, карандаш.

    
II.           
Актуализация
знаний.

Из чего состоит наша речь? (Наша речь
состоит из предложений)

— Что выражает предложение? (Предложение выражает
законченную мысль)

— Откройте учебник на странице 5 и 2 (52).

— Посмотрите на картинку, кто на ней изображен?( кот, дед)

-Что на ней изображено?( избушка, дуб, цепь)

— Из какой сказки взяты герои? (поэма « Руслан и
Людмила» первая строчка звучит так: «У лукоморья дуб зеленый»)

 -Составьте предложения по иллюстрации.

— Кто какое предложение составил? (выслушиваются ответы детей)

— Дети, а вам чье предложение больше понравилось?

-Мне тоже (или а мне больше…) понравилось предложение …, потому
что оно было красивое, длинное, правильное.

— Послушайте отрывок из этой поэмы:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем, и ночью кот ученый;

Все ходит по цепи кругом;

— А вы знаете кто такой А. С. Пушкин?( поэт)

— А какие сказки он еще написал? ( «Сказка о царе
Салтане»»Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,» Сказка о попе и о работнике
его Баллде», )

— Молодцы, ребята!

 III.           
Формулировка
задач урока. Получение новых знаний

1.Выделение нового звука
из потока речи

— Какого героя Александр Сергеевич описывает в
этом четверостишии? (Кота)

— А какой гласный звук вы слышите в слове
«кот»? ( звук О)

— Что образует гласный звук? (гл. зв. образует слог)

— Так в слове «кот» сколько слогов?
(Один)

— Почему вы так решили? (Потому что гл. звук
здесь один)

— Давайте хором произнесем слово «кот».
Какой звук вы слышите последним? ([т])

2. Характеристика нового
звука

— Кто охарактеризует звук [т]? (согласный ,твердый, парный, глухой)

— А почему вы считаете, что он согласный? (Потому
что, при произношении мы встречаем препятствие)

-Вы уже знаете, что согласные могут быть твердыми
и мягкими.

-Скажите, а какие гласные звуки придают твердость
согласному?

— Правильно, а, о,у, ы.

 А какой звук придает мягкость? Правильно, и.

-Скажите, а в слове «кот» согласный мягкий или
твердый, давайте вместе произнесем. Правильно, твердый.

— А как можно ласково назвать кота? (котик)

— Давайте разделим слово «котик» на
слоги. ( ко-тик)

— Давайте вместе произнесем слово «котик»? Какой
согласный звук вы слышите в середине? Правильно, [ть]

— А почему он мягкий? (потому что [и] показывает
мягкость предыдущего согласного звука)

— Охарактеризуйте звук [т] в этом слове. (согл.
мягк.)

— С какими звуками мы познакомились? ([т], [т,])

— А какой он глухой или звонкий?

— Давайте проверим. Приложите пальчики к шее и
произнесите звук [т].

— Какой вывод можем сделать? Правильно, что звук
глухой.

— А теперь произнесем звук [д], который вы будете
изучать позже. -Почувствовали, как напрягаются связки при звонком звуке?
Значит, мы сейчас произнесли с вами звонкий звук.


Что мы можем сказать о новом звуке? (что он согласный, может быть мягким и
твердым, глухой.)

— А кто из вас знает, как правильно называется
буква, которая соответствует этим звукам? ( буква «тэ») Давайте вместе по
вторим – «тэ».

—  Ребята, запомните, что звуки мы слышим и
произносим, а буквы пишем, видим.

-Давайте еще раз повторим наши новые звуки.

-А теперь букву. Молодцы.

-Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня
изучать? (букву Т)

— Правильно, тема нашего урока – звуки [т], [ть],
буква т.

3.Слого-звуковой анализ

— Посмотрите на страницу 5 и 3 (53). Сколько
кубиков над первой схемой слова? (3)

— Произнесите слово «три». Давайте
разберем схему слова.

— Какой первый звук? ([т])

— Дайте ему характеристику. (согл. тв.)

-Какой второй звук? ([р,])

— Дайте ему характеристику. (согл.мг.)

-А третий? ( [и])

-Какой он? (гл.)

-А что вы можете сказать о втором и третьем
звуке? (они образуют слог слияния). Правильно.

— Сколько кубиков над второй схемой слова?(пять)

— Какой первый звук?([пь])

— Какой он?( согл. мг.)

— А какой второй звук ? ([а])

— Какой он?( гл.)

— Что образует первый и второй звуки?( слог
слияния)

— Какой третий звук? ( [ть])

— Какой он ?(согл. мг.)

— Ребята кто знает, почему в слове « пять» букв
4, а слогов всего 3?(потому что,ь знак ,звука не имеет)

— Давайте прочитаем слоги.

— Теперь прочитаем еще раз, но снизу вверх.

— В каком из слогов звук [т] мягкий? (ти)

— Молодцы, ребята, я смотрю, вы уже немного
устали, давайте отдохнем!

Физминутка.

( на слайде )

— Молодцы, присаживайтесь.

4. Упражнение на запоминание буквы

— Ребята, а на что похожа буква т? ( на гриб зонт, грабли, носос)

(иллюстрация на слайде)

— Ребята, а вы видите, что этих букв две?

— Почему? Правильно, одна большая, заглавная, а другая маленькая,
строчная.

-А кто скажет для чего нужна большая буква? Правильно, с ее
помощью мы начинаем предложение и пишем имена собственные.

— У вас в классе есть ученики, у которых имена начинаются с буквы
т? -Поднимитесь, пожалуйста, и назовите свои имена. Поднимаются, называют. -Спасибо.

-А как мы напишем эти слова? (c большой буквы)

-Правильно.

— А какие вы еще имена знаете на букву Т (Тимофей, Тимур, Татьяна
ит.п.)

IV. Первичное закрепление новых знаний

1. Работа по ленте букв

— Посмотрите на ленту букв. Где находится буква Т? (Во втором
ряду)

-Кто расскажет про букву т , опираясь на ленту букв?

2. Работа по учебнику

— Вернемся к Азбуке, на странице 5 и 3 (53) я
сейчас прочитаю предложения, а вы внимательно следите за мной.

— Что связывает эти предложения? (Их связывает слово
«кот»)

— Кто прочитает первое предложение? Помните, что
надо читать выразительно.

— Кто прочитает второе?

— Как нужно прочитать третье/ четвертое
предложение? (
повышая голос)

— Почему? (Потому что, стоит восклицательный
знак)

— Кто прочитает третье… шестое предложение?

-Посмотрите на картинку, каким предложениям она
подходит? (5, 6)

— Переверните страницу. Давайте прочитаем слова
по слогам, хором.

— Давайте сравним слова. В каком случае мы скажем
канатЫ? (когда их много) А канаТ? (когда один)

— Верно, а когда мы скажем ниткИ? ( когда их
много) А ниткА? (когда одна)

— Давайте прочитаем предложения ниже. Кто хочет
прочитать? А мы с вами будем следить.

— Ребята, давайте ответим, канат какой? (толстый)

 
IV.           
Подведение
итогов урока

— Ребята, так из чего состоит наша речь? (из предложений)

— О чем мы сегодня говорили на уроке? (О букве Т
и звуках [т] [т,])

— А что мы узнали о звуке? ( Что звук [т] согл,
парный, тв/мягк, глух, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

    
V.           
Рефлексия

— Ребята, вы очень хорошо поработали, я вами довольна,
вы читали, отвечали на вопросы, мы с вами рассматривали картинки.

— А что вам понравилось больше всего?

— Ребята, если вам было интересно на уроке, то похлопайте.

— Если вам было не интересно,то потопайте.

— Спасибо за урок, до свидания.

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке». Характеристика героев произведения

Цель: отрабатывать навыки
правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения,
характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании
положительных качеств характера для успешного существования в социуме;
развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с
заданием.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент.

— Здравствуйте! Ребята, проверьте свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний.

казсак

– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

 – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит волшебство.

 – К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске картинки. Кто изображён на картинках?

Старуха и старик.

Скажите, а какая у нас старуха?

Злобная, властная, жадная.

Как думаете о чём будем говорить на уроке? О характере героев

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику
каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

 – Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

1.     Работа
с карточками

— В начале нашей работы
предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер
старика

Характер старухи

Сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

1.     Характеристика
старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем
работать по плану.

План.

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки
совершает?

4.  Какой характер у
героя?

5.  Что вам понравилось
или не понравилось в герое?

— Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

 – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря.
Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

— Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

— Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

— Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Какой характер у старика?

— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

 – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

— Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является
положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он
выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

1.     Характеристика
старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

— Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

— Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый
выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с
меньшего.

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

 — Какой характер у старухи?

— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о
золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

 — Как мы можем узнать настроение рыбки?

 — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из
сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку
цитату из сказки

 – Почему так изменялось настроение моря?

 — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и
поднялась на море буря.

— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его
настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим
героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая,
жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную
формулировку.

1. Как здорово поймать волшебную
золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты
потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»


VI. Домашнее задание.

Стр.101 вопрос 7

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил человечеству, в особенности русскому народу, не только бесценные творенья: стихи и прозу, которые живут в душе каждого русского человека и поныне.

Пушкин передал нынешним людям свой тайный архив с документами о проводимых им исследованиях человеческой жизни и космоса. Там не только рукописи, но и схемы, таблицы, зарисовки с объяснениями к ним, сделанные рукой поэта.

 Комната, где хранятся рукописи тайного архива Пушкина. Фото: cont.ws

Комната, где хранятся рукописи тайного архива Пушкина. Фото: cont.ws

Тайный архив А. С. Пушкина

Малоизвестные события в жизни А. С. Пушкина становятся всё более доступными для большого круга учёных и поклонников поэзии великого гения. Стало понятно, почему в 1829 году в мае Пушкин, будучи под надзором, тайно отправился на Кавказ.

Он ехал старой дорогой через Таганрог, в котором побывал ещё в 1820 году, и навестил там атамана войска Донскова, героя компании 1812 года, генерала Кутейникова.

Пушкин оставил ему кожаный саквояж, в котором, по версии нынешних хранителей архива, было около 200 свитков и сафьяновая тетрадь с какими-то бумагами, запечатанными его собственной печаткой. Среди этих документов была найдена записка, оставленная Пушкиным, в которой даёт распоряжение: через 150 лет, то есть в 1979 году, обнародовать документы из его архива.

В те времена, когда жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, нельзя было открыто говорить и писать о законах Космоса, которые, как казалось церковным служителям, подрывали устои православной религии.

Поэтому Пушкин и создал эти зашифрованные записи и оставил в наследство будущим людям свои научные исследования жизни человечества, его связи со Вселенной, и спрятал всё это в своём тайном архиве.

Пять поколений рода Кутейниковых хранили этот архив, тайно работая с ним и изучая. Последним из этого рода был житель Таганрога Иван Макарович Рыбкин, который с 1979 года рассказал эту историю сотрудникам отдела культуры города. Конечно, в те годы его и слушать не хотели, как в своё время Константина Эдуардовича Циолковского, принимая за сумасшедшего.

Пушкин А. С. По следам тайного архива поэта

Сафьяновая тетрадь. Фото: cont.ws

Судьба России в предсказаниях Пушкина

И только в 1988 году молодая журналистка, поверившая Рыбкину, смогла изучить и разобраться в «философических таблицах» Пушкина, в которых поэт предсказывал судьбу России и всего человечества.

Однако, все предсказания толкуются разными исследователями по-разному, поэтому с этим ещё предстоит разобраться.

Как утверждают исследователи, пролог из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный», который все слышали с детства, имеет глубочайший смысл.

«Златая цепь», по которой ходит «кот учёный», — это модель мироздания, в которой существуют циклы развития всей вселенской жизни, включая параллельные миры с их всевозможными, фантастическими для нас формами жизни.

Златую цепь в своих схемах Пушкин изобразил как соединение инь и ян (мужского и женского начала). Левая — мужская сторона, правая — женская.

Златая цепь. Фото: lightnews.ucoz.ru

Златая цепь. Фото: lightnews.ucoz.ru

Пушкин обладал богатым воображением, был хорошо образован и умён, но ни один человек в мире никогда не мог и не может придумать того, чего нет на Земле, под Землёй и на небесах, а также и во всей необъятной Вселенной.

Провидец Пушкин это видел в мечтах или снах, или в приходящих видениях в моменты вдохновения, изложил на бумаге и передал людям в виде художественных произведений.

Расшифровка записей тайного архива поэта

Когда благому просвещенью
Отдвинем, более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно.
(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Долгое время расшифровками работ Пушкина занимается группа учёных, в которую входят доктора технических наук, космогеофизики, люди из разных ведомств, скептически и строго подходящие к замечательным открытиям.

Они создали научные разработки по работам Пушкина под грифами: Пушкин — математик, Пушкин — физик, придя к заключению, что гений Пушкина не может иметь границ.

Пушкин А. С. По следам тайного архива поэта

Монада. Фото: lightnews.ucoz.ru/Pics5/MonadaASP.jpg

Мужское и женское начало. Фото: lightnews.ucoz.ru/Pics5/KosmosPu6kina.jpg

Мужское и женское начало. Фото: lightnews.ucoz.ru/ Pics5/ Kosmos Pu6kina.jpg

Даосский тайцзи Пушкин называет Монадой-символом равенства противоположностей, выражающим, по мнению автора, первый космический закон.

Криптограмма, то есть зашифрованный текст, который оставил Пушкин, находится выше по уровню, чем видимый текст на бумаге и воспринимается людьми исключительно высоконравственными, способными видеть эти значения своим духовным взором.

Современные люди, даже не подозревая об этом, живут образами, описанными Пушкиным в «Повестях Белкина», его истории «Села Горюхино», «Маленьких трагедиях», «Евгении Онегине», «Руслане и Людмиле» и других произведениях.

У героев этих произведений мужчины научились говорить с женщинами о любви, девушки — писать любовные письма своим возлюбленным, интеллигентные люди — достойно относиться к своим оппонентам во время беседы и т. п.

В произведениях Александра Сергеевича всегда есть подтекст и неуловимый скрытый смысл. За тем или иным персонажем стоит не просто человек и его характер, а целый мир, история древней цивилизации, Вселенная.

Герои Пушкина на уровне более высокого смыслового ряда представляют народ в каких-то конкретных политические или общественные явлениях. Научные работники долгое время разбираются в феномене произведений Пушкина и прикладывают большие усилия, доказывая, что якобы этого ничего нет, что это всё воспринимается только некоторыми людьми подсознательно.

Такие аналитики говорят, что достаточно просто слушать музыку стиха, получая при этом эстетическое удовольствие, и всё.

Скрыть мировоззренческую глубину произведений Пушкина для науки долгое время было непростой задачей, тратились большие деньги и было вовлечено в этот процесс множество специалистов разных направлений.

Подтекстное значение произведений Пушкина является высоконравственным. И люди, которые ищут добро, понимают послание поэта, считывая скрытую в его стихах или прозе информацию.

Многие исследователи сходятся во мнении, что «до понимания Пушкина нужно дорасти». Поэтому изучать любовную лирику Пушкина в 15 лет, как считает профессор Юрий Соколов, рановато. Нельзя понять глубину «Маленьких трагедий» Пушкина в 16 лет. А «Руслан и Людмила», по его мнению, не сказка, а икона России.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
….
Поэт очень большое значение придавал этому творению, и не зря сначала опубликовал пролог к поэме отдельно, и только через несколько лет «Руслан и Людмила» была обнародована.

Но сколько времени этому не придавалось никакого значения.

Непонимание схем управления, о которых иносказательно говорит Пушкин в своих произведениях, привело к тому, что мы имеем в нашей экономике и в нашей нравственности.

Память и признание величия Пушкина в сердцах простых людей

Безвременная смерть поэта всколыхнула народную любовь к Пушкину: толпы стояли у дома умирающего поэта, а когда сообщили о его кончине, собрались тысячи. К сожалению, всё меньше и меньше остаётся тех, кто отмечает памятные даты А. С. Пушкина и помнит день его рождения и день его смерти. Но поклонники его произведений признают, что Пушкин — Всечеловек.

Кто бывает в пушкинских местах, знают, что в Михайловском, Тригорском — доме его друзей, который поэт назвал «приют, сияньем муз одетый», в Болдино — везде, где бывал Великий поэт и создавал свои бесценные творенья, всё там живёт и дышит Пушкиным до сих пор.

Говорят, когда в 20-30 годы прошлого века снимался фильм про Пушкина, в тех местах ещё был жив старец, видевший Пушкина при жизни. И когда актёр, загримированный под Пушкина, подъезжал к усадьбе, этот старец радостно закричал: «Барин вернулся».

Эта история говорит об отношении людей, живущих в тех местах, к Пушкину. Пушкина любили все. И когда пылали барские усадьбы во время крестьянских бунтов, Болдинские крестьяне защищали пушкинскую усадьбу, не давая её сжечь.

В Пушкине есть какая-то тайна, тайна России, которую поэт передал русским людям в своих стихах. Он высказал идею, какой должна быть Россия, объединяющая разные народы, поэт оставил заповедь:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

Сегодня произведения Пушкина всё ещё востребованы, их читают, создают кинофильмы, спектакли.
Татьяна Навка поставила по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» грандиозное ледовое шоу, которое пришли смотреть все знаменитости со своими детьми.

«Самое главное, — говорит Навка, — это очень трогательно: дети, придя домой, открывают книжки и читают сказки Пушкина. Ради этого стоило всё это сделать».

Один мальчик сказал:

«Я хочу почитать, потому что мне хочется узнать, как представление сочетается с текстом».

И взрослые, и дети говорят про спектакль:

«Мне очень понравилось», «Супер», «Великолепно», «Я в восторге», «Дух захватывает».

«Хочу этот спектакль каждый день смотреть у себя дома», — сказала одна маленькая девочка.

«Мне безумно приятно, что во всём мы поднимаем культурный уровень нашей нации. Наверное, мы таким образом творим чудо и возвращаем нашим детям наши корни», — продолжила Навка.

«Ты начинаешь понимать, насколько это произведение актуально сейчас».

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Стриминговый сервис more.tv выпустил в ноябре сериал «Сказки Пушкина. Для взрослых». Провокационный проект из шести серий «осовремененных» произведений классика посмотрела обозреватель RFI. 

Те, кого возмущает сам факт переделки произведения «нашего всего», пусть успокоятся. Бог, как известно, поругаем не бывает. Пушкин, разумеется, тоже. Поэтому сентенции типа «как они могли?!» и «пусть сами пишут, а потом снимают» — из разряда шумного празднословия. Так что пройдем мимо и не задержимся.

Идеолог, или, как теперь принято выражаться, шоураннер сериала — журналист Михаил Зыгарь до этого написал несколько книг, некоторым книги понравились, и Зыгарь решил, что пора замахнуться на большее. А тут как раз и Александр Сергеевич вспомнился со своей «Золотой рыбкой» и ненасытной старухой, которая замахивалась, замахивалась и дозамахивалась. Не испугавшись (или не увидев) параллелей, бывший журналист ввергся в пучину шоураннерства, «и сия пучина поглотила его целиком». Шесть серий одна за другой осовремененных сказок Пушкина стреляют раз в неделю прямой наводкой с онлайн-платформы more.tv. У орудий — более десятка продюсеров, среди них Жора Крыжовников, Вячеслав Муругов и сам Зыгарь. Реализуют идеи сценаристы Женя Беркович, Андрей Золотарев, Денис Уточкин, Евгения Хрипкова и режиссеры Ксения Зуева, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Слава Синица.

Проще всего обвинить критиков в ретроградстве и замшелом консерватизме. «Ага — вы против современной трактовки, вам претит все новое и смелое!» О да — мы ведь никогда не видели современных постановок Шекспира, Мольера или — упаси бог — Пушкина с Гоголем! Мы не радовались «Борису Годунову» Владимира Мирзоева и не удивлялись точности «Мертвых душ» Григория Константинопольского. Мы замахнулись на святое — на право автора на самовыражение. На свободу шоураннера.


Что делают авторы? Да ничего непозволительного — просто берут пушкинский сюжет, его драматургический костяк, освобождают от всего ненужного (в данном случае — от Пушкина) и наряжают в собственную фантазию. Например, в случае со «Сказкой о рыбаке и рыбке» мы имеем серию «Рыбка», в которой в качестве исполнительницы желаний — московская теленачальница (Ингеборга Дапкунайте), в качестве рыбака — южный альфонс (Павел Попов), промышляющий соблазнением и грабежом богатых путешественниц в своем южном приморском городке, а в роли старухи (Дарья Жовнер) — его возлюбленная, требующая и требующая от «старика» все больше и больше радостей. «Рыбка» уже и в Москву перетащила эту парочку, и на телевидение «старуху» устроила, а той все мало. В результате, правда, страдает почему-то только «рыбак».

В «Царевне» та же Дарья Жовнер (тут, в отличие от «Рыбки», она очень хороша) — содержанка у богатого папика, инстаблогерша по вопросам красоты и здоровья, царевна (Полина Гухман) — дочка папика, а королевич Елисей — тоже Елисей, но знаменитый рэпер.

В третьей сказке — «Балда» — генерал МВД (Андрей Смоляков) нанимает молодого Балду (Даниил Чуп) с сомнительным прошлым — то ли киллера, то ли росгвардейца — личным телохранителем. Понятное дело, генерал оказывается в полном проигрыше и в тюрьме, а Балда — и вовсе фантомом. Надавав генералу по физиономии, как было оговорено заранее, Балда растворяется в воздухе, явив напоследок ту силу «что вечно хочет зла, но совершает благо».


Ну и что? — скажет кто-то (наверняка, этими «кто-то» будут авторы). Дескать, почему другим можно, а нам нельзя? Да не переживайте, ребята, вам тоже можно. Только почему-то все время в голове вертится фамилия «Набоков». Набоков… Набоков… К чему бы? Ах, ну конечно — это ведь Набоков дал лучшее определение пошлости: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. … Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».

Когда Рыбка с Рыбаком натужно занимаются сексом — это пошлость. Пошлость и вульгарность — не одно и то же. Вульгарность может быть необычайно привлекательной, она даже может быть умышленным художественным приемом, в отличие от пошлости. В сексе, даже публичном, экранном, нет пошлости, если он не происходит под девизом «А давайте мы вам сейчас покажем неожиданное — например, голую Дапкунайте».

И пушкинский поп может легко стать генералом МВД (а про попа РПЦ запретила?), а Балда — отморозком с оружием, но если это для того, чтобы выглядеть смелыми и современными — то это хрестоматийная пошлость и есть, как любой замысел без мысли. Гении чистой пустоты.


Авторы сериала страшно стараются, просто буквально слышно, как они сопят, кряхтят и тужатся от усилия показаться оригинальными и современно мыслящими. Вообще-то достаточно было прочитать интервью Зыгаря одному глянцевому журналу, где он говорит, что их новелла «Балда» снята «на стыке Балабанова и Дэвида Линча», чтобы в страхе бежать подальше от всей этой затеи. Но мужества нам не занимать, поэтому смотрим дальше. Чем больше авторы стараются — тем огорчительнее результат. Пушкин исключительно прост, и кажется, что добавить ему новых смыслов ничего не стОит. А Пушкин-то обманчиво прост, и только культурная дремучесть, подпираемая необходимым нахальством, позволяет этого не заметить. Его «простые» произведения так начинены смыслами, что пытаться добавить что-то свое можно только имея в голове грандиозный замысел.

Переносить произведение в современность, объясняя это желанием сделать произведение ближе к сегодняшнему зрителю, означает объявить зрителю, что он дебил. Неясно только, зачем тратить деньги, время, усилия, зачем отвлекать хороших актеров, если можно просто снять видеоселфи: «Дорогие зрители! Вы дебилы. С вами были Зыгарь, Крыжовников и компания».

  • Поэмы и сказки пушкина список
  • Поэма о гоголе асеева сочинение
  • Поэма соловьиный сад краткое содержание рассказа
  • Поэма 12 итоговое сочинение
  • Поэкспериментировать как пишется слитно или раздельно