Поэма 12 аргументы к итоговому сочинению

Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению. человек путешествующий: дорога в жизни человека каким путм человек

Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

  1. Каким
    путём человек идёт к самому себе?
  2. Какие
    цели важно ставить на жизненном пути?
  3. Что
    значит «жизнь прожить – не поле перейти»?
  4. Возможен
    ли жизненный путь без ошибок?
  5. Как
    путешествия меняют человека?
  6. Зачем
    люди отправляются в путешествие?
  7. Почему
    говорят: «дорогу осилит идущий»?
  8. Путешествие
    — способ познания себя и мира.
  9. Какие
    ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  10. Могут
    ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  11. Согласны
    ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  12. Что
    значит «идти в ногу со временем»?
  13. Как
    прожить жизнь счастливо?

Литература:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»

А.П. Чехов «Крыжовник» и др.рассказы

М. Горький «На дне»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М. Шолохов «Судьба человека»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?

  1. Можно
    ли обойтись без науки в современном мире?
  2. Должен
    ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  3. Меняются
    ли люди в условиях технического прогресса?
  4. Как
    на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  5. Каким
    должен быть технический прогресс?
  6. К
    чему могут привести научные открытия?
  7. Меняются
    ли люди в условиях технического прогресса?
  8. Кому
    в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
    риски цивилизации?
  9. Какие
    вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  10. Как
    повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  11. Какие
    опасности таит в себе технический прогресс?
  12. Что
    значит «разумное использование технологий»?
  13. Что
    в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  14. Что
    важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое
    общение?
  15. Почему
    многие люди боятся достижений цивилизаций?
  16. Что
    значит быть современным?
  17. Как
    в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература:

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Дж. Оруэлл «1984»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

А.П. Чехов «Крыжовник»

Преступление и Наказание – вечная тема

  1. Что
    значит быть совестливым человеком?
  2. Нужно
    ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  3. Что
    можно считать преступлением?
  4. Война
    — преступление или подвиг?
  5. В
    чём различие между ошибкой и преступлением?
  6. В
    чем опасность преступлений?
  7. Должен
    ли человек нести ответственность за свои поступки?
  8. Как
    совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  9. Следует
    ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  10. Почему
    важны оправдательные приговоры?
  11. Может
    ли преступление быть оправдано?
  12. Совместимы
    ли гений и преступление?
  13. Нужно
    ли быть милосердным к преступникам?
  14. Зачем
    анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  15. Что
    помогает человеку искоренять зло в себе?
  16. Как
    могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  17. Каковы
    могут быть причины преступлений?
  18. Почему
    за преступлением следует наказание?
  19. Сила
    или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  20. Свобода
    и ответственность в жизни человека.
  21. Как
    может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  22. Можно
    ли искупить свою вину?

Литература

Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», «Идиот»

Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Л.Н. Толстой «Воскресение»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А.Н. Островский «Гроза»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про
меня

  1. Какая
    книга помогла Вам лучше понять себя?
  2. Какую
    книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  3. Как
    Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить,
    что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  4. «Где
    не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких
    произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  5. Какую
    роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  6. Кумиры
    моего поколения: какие они?
  7. Что
    добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  8. Чтение
    какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  9. В
    какой книге изображён портрет современного поколения?
  10. Какие
    вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  11. Как
    повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  12. Какие
    добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  13. Какие
    произведения искусства делают вас счастливым?
  14. Какие
    вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением
    времени?
  15. Похожи
    ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  16. Какие
    черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  17. Что
    мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Н. Островский «Бесприданница»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Рассказы

Ваша любимая книга (книги)

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина

  1. Всегда
    ли общество ценит достойных людей?
  2. Нужны
    ли перемены современному обществу?
  3. Что
    такое общественная справедливость?
  4. Бывает
    ли общественное мнение ошибочным?
  5. Как
    связаны человек и государство?
  6. Какие
    перемены опасны в обществе и государстве?
  7. Что
    важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  8. Что
    значит быть авторитетным человеком в обществе?
  9. Когда
    человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  10. Какого
    человека можно назвать гражданином?
  11. В
    чем и когда проявляется патриотизм?
  12. Какими
    качествами должен обладать счастливый человек?
  13. Что
    такое репутация человека в обществе?
  14. Что
    значит «быть в ладу с самим собой»?
  15. Почему
    человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  16. Может
    ли один человек изменить общество?
  17. Как
    не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  18. Всегда
    ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  19. Что
    лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  20. Как
    человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Поэзия Маяковского, Ахматовой и др.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»

Военная проза

1 декабря выпускники напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам предстоит порассуждать, опираясь на литературу, на одну из пяти предложенных тем. Они, кстати, станут известны на самом экзамене, до него можно ознакомиться только с направлениями. Писать работу юноши и девушки будут в своих школах. На сочинение (не менее 250 слов) отводится 3 часа 55 минут. Для тех, кто не получит «зачет» в декабре или кто не сможет прийти на сочинение по уважительной причине, предусмотрены резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Рассказываем, какие направления предложил ФИПИ выпускникам в этом году, на что рекомендует обратить внимание эксперт и какие блоги в соцсетях помогут подготовиться к сочинению.

Какие направления встретятся

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Это направление посвящено путешествиям, приключениям литературных героев и теме дороги в искусстве. ФИПИ уточняет: можно писать о пути не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, рассказать о духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы сочинений будут касаться опыта работы с технологическими новшествами и экологических проблем. Выпускники должны поразмышлять о влиянии прогресса на мир. Скорее всего, для этого направления подойдет современная публицистика: именно в ней отражены изменения в мире и актуальные проблемы.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Это направление посвящено юбилею Ф. М. Достоевского. Ученикам нужно поразмышлять о «преступлении» и «наказании» как социальных явлениях. Важно проанализировать поступки человека с правовой и этической точек зрения. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — лучший источник аргументов для этого направления.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Работая с этим направлением, можно рассказать о важных для вас произведениях искусства. Вы должны объяснить, что и почему вас впечатлило. Однако будьте внимательны: в качестве аргумента вы можете использовать только литературу. Даже если рассказываете о любимой опере, примеры должны быть взяты из художественных текстов, публицистики или из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление посвящено юбилею Н. А. Некрасова. Выпускникам нужно размышлять о понятиях «гражданин» и «справедливость». Ученики должны подумать, что такое общественная справедливость, в чем личная ответственность гражданина и как можно устранить социальные пороки. Для аргументации позиции подойдет поэзия Н. А. Некрасова, а также философская и политическая литература.

Мы попросили прокомментировать направления и дать рекомендации по подготовке репетитора по русскому языку и литературе, магистра ЮФУ Татьяну Ивановну Иванчу.

Вот, что она сказала:

— На мой взгляд, направления изменились в лучшую сторону: стали менее абстрактными и более глубокими. Они поднимают интересные темы для размышления. Радует, что ребятам даётся больше свободы для творчества и самовыражения. Аргументация не ограничивается литературой, в этом году гораздо больше возможностей для опоры на жизненный опыт, четвертое направление тому подтверждение. Я не могу выделить самое «сложное» и «легкое» направление: все не самые простые и требуют глубокого осмысления. Сложность в том, что для некоторых тем у ребят не хватает должного жизненного опыта, об этом мы говорим каждый год. Но есть опыт читательский. Ко всем направлениям хорошо подходят произведения русской и зарубежной классики, в каждом из них можно найти темы, которые даются в итоговом сочинении. Возможно, возникнут сложности с третьим направлением, где темы будут связаны с технологиями и развитием, но, если постараться, то и их можно отыскать в классической литературе. Всем известные мировые антиутопии, произведения М. А. Булгакова тому подтверждение. Я рекомендую начинать готовиться сейчас: просмотреть предлагаемые списки литературы, выбрать для себя подходящие произведения и повторить их, ознакомиться с композицией сочинения. В идеале постараться написать работы по каждому из направлений, чтобы точно быть готовым к 1 декабря. В любом случае это интересный процесс, нужно воспринимать его не только как подготовку к очередному экзамену, но и как познание себя, самосовершенствование. Вам даётся возможность высказаться на такие темы, о которых вы, может быть, даже не задумывались. Вы сможете познакомиться с новыми интересными произведениями. Всё в ваших руках!

5 блогов, которые помогут подготовиться к сочинению

Сложно прочитать рекомендуемую литературу для каждого направления, особенно если вы не открывали книги класса с пятого. В таком случае стоит выбрать одно направление и разобрать его. Собрали Youtube-каналы и TikTok-аккаунты, в которых преподаватели приводят готовые аргументы и разбирают краткие содержания произведений.

Ляйсан Хутова на своем канале разбирает каждое направление итогового сочинения 2021/ 2022. Девушка делится советами и объясняет, какие произведения лучше использовать. Также преподавательница рассказывает о малоизвестных авторах коротких рассказов. Каждую неделю Ляйсан проводит прямые эфиры, на которых вместе с учениками пишет сочинения. 

1633424110

2) МОГУ.ЕГЭ

Екатерина Меняева рассказывает о каждом направлении итогового сочинения и приводит книги для аргументации. Самое полезное на канале — пересказ произведений: педагог обращает внимание на детали, которые понадобятся на сочинении. Также Екатерина приводит конкретные примеры тем.

1633424111

3) Новый русский!

Галина (Николаевна), так девушка представляется в Инстаграме, разбирает структуру сочинения и поясняет критерии оценивания. Также репетитор рассказывает, как подобрать аргументы из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина ко всем направлениям. Когда времени до экзамена остается мало, универсальные небольшие произведения спасают выпускников.

1633424112

4) Viktoria mood 

Виктория рассказывает, что лучше прочитать для определенных тем и направлений. Однако она не пересказывает произведения, поэтому стоит начинать знакомиться с ними уже сейчас. Большой плюс канала — Виктория подробно разбирает направления и объясняет, как приводить аргументы.

1633424113

5) Yan_ozhegov

Ян Ожегов, преподаватель в TikTok, разбирает короткие произведения и учит придумывать универсальные аргументы. Если совсем нет времени на чтение, короткие ролики вам помогут. Ян приводит готовые части сюжета под каждый тезис, что помогает быстро и легко запоминать сюжеты произведений.

1633424114

Теперь, когда вы разобрались в направлениях и знаете, где искать аргументы, легко справитесь с подготовкой. Вы можете послушать краткие содержания и пересказы — это поможет. Если же прочитаете произведение полностью, будете готовы на все 100 и сможете успешно сдать другие экзамены. 

Читайте про ИС также: 

— Как прошло итоговое сочинение в прошлом году: 5uglov.ru/post/16757 

— Что учителя по русскому языку и литературе думают об итоговом сочинении: 5uglov.ru/post/16753 

— Ресурсы для подготовки к итоговому сочинению: 5uglov.ru/post/16505 

Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.

Итоговое сочинение для 11 классов - 1 декабря 2021: прием заявлений, темы, правила написания, подготовка к изложению

На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году

Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • книга – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.

В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.

Как подготовиться к написанию сочинения

В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.

Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.

Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении

-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.

-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.

-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.

-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Читать еще…

источник

Слайд 1

Итоговое сочинение в 11 классе

Слайд 2

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

Слайд 3

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Слайд 4

Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Слайд 5

Важно! В случае неудовлетворительного результата («незачет») даже после 3-х попыток, либо если выпускник так и не напишет итоговое сочинение до начала ЕГЭ, он не будет допущен к сдаче основного блока экзаменов

Слайд 6

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация» Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Критерий №4 «Качество письменной речи» Критерий №5 «Грамотность»

Слайд 7

Важно! Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям: объем более 250 слов; соответствие заданной теме; наличие аргументации с привлечением литературного материала

Слайд 8

Важно! Работа получает «незачет», если сочинение не соответствует теме или экзаменуемый ссылается на примеры, не соответствующие изначально обозначенной тематике

Слайд 9

Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 10

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 11

Важно! В работе мало упомянуть названия произведений, каждый аргумент необходимо подкрепить конкретными примерами.

Слайд 12

Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Оценивает наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 13

Критерии оценивания Критерий №4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 14

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ). Критерии оценивания

Слайд 15

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Слайд 16

Структура сочинения-рассуждения В 2020-2021 учебном году основная структура сочинения-рассуждения не изменится. Работа должна состоять из 3 частей (чаще всего это 3 абзаца) …

Слайд 17

Часть О чем писать? Содержание блока І Вступление + тезис Формулировка темы и проблемы + формулировка вашей позиции Цитата, вопрос-подводка, выделение ключевых слов темы. ІІ Основная Раскрытие темы и аргументация вашей позиции. Количество аргументов не ограничивается, их может быть минимум 1, но лучше 2 или 3. На практике больше 3-х учителя не рекомендуют. ІІІ Заключение Обобщение и краткий вывод Вывод пишем исходя из темы, вашей позиции и выбранных примеров

Слайд 18

Выпускникам 2021 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста

Слайд 19

Правильная аргументация Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене: автор и название произведения; описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию; мини-вывод

Слайд 20

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов: используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети; ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям; заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы

Слайд 21

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами….

Слайд 22

Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 23

Забвению не подлежит Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной

Слайд 24

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности). 1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? 2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? 3) Как исторические события влияют на судьбу человека? 4) Почему нельзя забывать историю своего народа? 5) Как произведения искусства становятся бессмертными? 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? 7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? 8) Какие личности остаются в истории? 9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»? 10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Слайд 25

11. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность. 12. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги. 13. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества. 14. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества. Манкуртизм* — забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров .

Слайд 26

Я и другие При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Слайд 27

Возможные темы: Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»). 1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? 2) Почему важно быть толерантным? 3) Всегда ли нужно избегать конфликтов? 4) Может ли человек выжить без общения? 5) Почему люди не понимают друг друга? 6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? 7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? 8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих? 9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми? 10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Слайд 28

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? Что такое толерантность? Может ли человек жить вне общества? Как понять другого человека? Что сближает людей? Почему важно жить в мире с окружающими? Чем опасны конфликты? Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? В чем причины одиночества? Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»? Какова роль дружбы в жизни человека?. Какова роль любви в жизни человека? Личность и общество: возможна ли гармония? Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей» Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Можно ли быть независимым от общественного мнения? Когда человек становится личностью? Как общество влияет на формирование личности? Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

Слайд 29

Время перемен В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Слайд 30

Возможные темы: Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). 1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? 2) Как современные технологии влияют на жизнь общества? 3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»? 4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности? 5) Сложно ли жить в эпоху перемен? 6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? 7) Почему многие люди боятся перемен? 8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека? 9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? 10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Слайд 31

11. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека? 12. Что способно изменить человека? 13. Почему люди боятся перемен? 14. Выбор, который меняет человека.

Слайд 32

Разговор с собой Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Слайд 33

Возможные темы: Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). 1) Что значит быть совестливым человеком? 2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? 3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? 4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки? 5) Каждый ли человек ищет смысл жизни? 6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой? 7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? 8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? 9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека? 10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Слайд 34

11. Что значит быть самим собой? 12. Для чего человеку нужна совесть? 13. К чему приводит душевный разлад? 14. Что помогает человеку совершенствовать себя? 15. Как найти «свой путь»? 16. Что значит быть честным с самим собой?

Слайд 35

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 36

Возможные темы: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). 1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет? 2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен? 3) Нужно ли читать книги в XXI веке? 4) Можно ли назвать поколение Z потерянным? 5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»? 6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры? 7) Важно ли сохранять связь между поколениями? 8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные? 9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение? 10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Слайд 37

11. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь? 12. Может ли компьютер заменить книгу? 13. Что читает современное поколение? 14. Что представляет собой портрет моего поколения? 15. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? 16. Кто является героем для молодежи?

Слайд 38

Произведения для подготовки к итоговому сочинению

Слайд 39

Список книг к направлению «Забвению не подлежит». Русская литература. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов» Н. Островский «Как закалялась сталь» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат» А.Н. Толстой «Петр I» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД» В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга» В.Д. Дудинцев «Белые одежды» В.А. Обручев «Земля Санникова» Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара» В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама» А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур» К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» Г.Я. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние» Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег» В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон» К.М. Симонов «Живые и мертвые» В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Ф.А. Абрамов «Братья и сестры» В.В. Быков «Обелиск» В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)» Н.К. Чуковский «Балтийское небо» В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» К. Булычев «Город без памяти» В.И. Аксенов «Таинственная страсть» Е.И. Замятин «Мы» А.Н. Рыбаков «Дети Арбата» А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день» О.М. Куваев «Территория» А.В. Иванов «Тобол» Е.Г. Водолазкин «Авиатор»

Слайд 40

Лирические и лиро-эпические произведения к направлению «Забвению не подлежит» Г.Р. Державин «Памятник» В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге» М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино» А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин» О.Ф. Берггольц «Памяти защитников» С.П. Щипачев «Павшим» А.А. Блок «Двенадцать» А.А. Ахматова «Реквием» И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Посвящается стулу» В.С. Высоцкий «Памятник» ↑ Список произведений к направлению «Забвению не подлежит». Зарубежная литература. Л. Лоури «Дающий» Дж. Оруэлл «1984» Д. Митчелл «Облачный атлас» И. Стоун «Жажда жизни» Т. Кенэлли «Список Шиндлера» Х.Л. Борхес «Цербер»

Слайд 41

Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература. А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад» Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника», «Дневник лишнего человека» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди» В.Г. Короленко «В дурном обществе» А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч» К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма» Е.И. Замятин «Мы» А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор») М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» А.П. Платонов «Юшка», «Котлован» А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Шолохов «Тихий Дон» Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день» В.В. Быков «Обелиск» В.Г. Распутин «Уроки французского» Е.И. Носов «Кукла» Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» А.И. Солженицын «Матренин двор» П.Ф. Нилин «Жестокость» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

Слайд 42

Список произведений к направлению «Я и другие». Зарубежная литература. Х. Ли «Убить пересмешника» Д. Киз «Цветы для Элджернона» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Дж. Остин «Гордость и предубеждение» В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» У. Голдинг «Повелитель мух» Дж. Оруэлл «1984» О. Хаксли «О дивный новый мир» Т. Драйзер «Американская трагедия» А. Азимов «Позитронный человек» У. Грум «Форрест Гамп» С. Коллинз «Голодный игры» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Д. Дефо «Робинзон Крузо» Ф. Кафка «Процесс» А. Камю «Постороний» К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Д. Лондон «Мартин Иден» У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта» Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» К. Воннегут «Колыбель для кошки» Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Слайд 43

Список книг к направлению «Время перемен». Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Горький «На дне», «Фома Гордеев» А.Н. Островский «Гроза» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне» Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность» А.И. Куприн «Чудесный доктор» Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» А. Блок «Двенадцать» В. Маяковский «Во весь голос» С. Есенин «Я усталым таким еще не был» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению» М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия» В.А. Каверин «Два капитана» А.П. Платонов «Котлован» Е.И. Замятин «Мы» М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина» А. Грин «Алые паруса» Б. Васильев «Завтра была война» В. Набоков «Камера обскура» Ч. Айтматов «И дольше века длится день» Л. Улицкая «Зеленый шатер» А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен» М. Петросян «Дом в котором…» А. Красильщик «Три четверти» А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал» Р. Сенчин «Зона затопления» Е. Водолазкин «Авиатор», «Лавр» Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен» Р. Силверберг «Время перемен» Статьи под ред. А. Асмолова «Личность в эпоху перемен»

Слайд 44

Список произведений к направлению «Время перемен». Зарубежная литература. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная» Р. Йейтс «Дорога перемен» К.С. Льюис «Хроники Нарнии» Х. Ли «Убить пересмешника» М. Митчелл «Унесенные ветром» О. Хаксли «О дивный новый мир» А. Азимов «Позитронный человек» Д. Тартт «Щегол» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Ч. Диккенс «Повесть о двух городах» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» А. Камю «Чума»

Слайд 45

Список книг к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Русская литература. М. Петросян «Дом, в котором …» О. Рой «Изгои» А. Иванов «Сердце Пармы» П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» С. Лем «Солярис» В. Пелевин Generation «П» Т. Толстая «Кысь» Стругацкие «Трудно быть богом» Е. Замятин «Мы» С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

Слайд 46

Список произведений к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Зарубежная литература. Д. Митчелл «Облачный атлас» К. Исигуро «Не отпускай меня» Э. Вейер «Марсианин» М. Парр «Вафельное сердце» И. Макьюэн «Искупление» Дж. Роулинг «Гарри Поттер» Дж. Толкин «Властелин колец» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Дж. Оруэлл «1984» Д. Джонс «Ходячий замок» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Ч. Паланик «Бойцовский клуб» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Н. Гейман «Коралина», «За дверью» Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …» Я. Вишневский «Одиночество в сети» В. Рот «Дивергент» С. Коллинз «Голодные игры» С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке» Н. Спаркс «Дневник памяти» А. Сапковский. Сага «Ведьмак» У. Голдинг «Повелитель мух» С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние» и др. П. Несс «Голос монстра» М. Зусак «Книжный вор» Ф. Пулман «Темные начала» Д. Браун «Код да Винчи» Х. Янагихара «Жизнь Пи» Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине» Т. Чан «История твоей жизни» Дж. Грин «Виноваты звезды» Р. Салли «Нормальные люди» К. Функе «Чернильное сердце» Дж. Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка» Дж. Боуэн «Уличный кот по кличке Боб» М. Панке ««Выживший» Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика» К. Морган «Сотня» Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте» О.С. Кард «Игра Эндера» Л. Лоури «Дающий» Серия книг С. Майер

Слайд 47

Публицистика, биографии, научная литература для подготовки к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» Э. Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Н. Вуйчич «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» В. Айзексон «Стив Джобс. Биография» С. Хокинг «Кратчайшая история времени» Майкл Уайт и Джон Грибин, «Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд». Ф. Найт, «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем». Г. Форд «Моя жизнь. Мои достижения». Ю. Харари «21 урок для XXI века»

Слайд 48

Как написать итоговое сочинение В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — если того тре­бует раскрытие выбранной вами темы Помните, что самое главное в написании выпускного ито­гового сочинения — это раскрытие темы.

Слайд 49

В первой части вы даете некое вступление на выбранную вами тему. Оно может быть более или менее абстрактным. Также обратите внимание, что с 2019 года в сочинении обязательно должно присутствовать личное отношение экзаменуемого к рассматриваемому вопросу и позиции автора.

Слайд 50

Затем вы приводите в пример два литературных произведе­ния. В качестве первого примера можно привести прозаичес­кое произведение и дать глубокий, развернутый анализ его. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и про­цитировав несколько строк. В этом случае вы соблюдаете тре­бования, предъявляемые к вам методистами ФИПИ (2 лите­ратурных примера), выдерживаете необходимый объем сочи­нения и укладываетесь в предложенное время.

Слайд 51

Некоторые советы Обращаясь к литературным произведениям , вы должны не просто рассказать о каких-либо персонажах, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание произведения, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, приве­сти примеры поступков героев, подтверждающих их те или иные личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию.

Слайд 52

Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, исполь­зованные автором в данном сюжете, в обрисовке образа — портрет героя (его характерные особенности), пейзажи и т.д. Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что… Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов.

Слайд 53

При этом вам нужно постараться из­бежать орфографических, пунктуационных, а также речевых ошибок. Поэтому лучше избегать больших, сложных предло­жений. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои слож­ные предложения на простые. При этом помните о правиль­ном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).

Слайд 57

Рекомендуемые ресурсы: Сочинение11 РФ. — Sochinenie11 . ru Капканы ЕГЭ и ГИА — капканы ЕГЭ.рф Могу писать — mogu-pisat.ru Незнайка — neznaika.info ЕГЭша РФ – егэша.рф

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

kakie stipendii poluchayut studenty rossijskih vuzov 33

Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

lend ege 2022 2

  • Поэзия и жизнь в балладе жуковского светлана сочинение миниатюра
  • Поэзия как волшебство в творчестве бальмонта сочинение
  • Поэзия это стихи или рассказы
  • Пошустрее как пишется слитно или раздельно
  • Пошто или почто как пишется