Подворье в гостях у сказки

Автор: анна павловна холоневская организация: доу4 сказка населенный пункт: мурманская область, г. заозерск вид деятельности: совместная познавательно - игровая деятельность

Автор: Анна Павловна Холоневская

Организация: ДОУ4 «Сказка»

Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозерск

Вид деятельности: совместная познавательно — игровая деятельность педагога с детьми.

Цель: способствовать развитию у детей познавательных процессов и доброжелательного отношения к сверстникам.

Задачи:

  • Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству. Продолжать закреплять знания о русских народных и авторских сказках.

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество.

  • Продолжать учить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности.

  • Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы, желанию принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

  • Развивать память, связную речь, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.

Оборудование:

— атрибуты: таблички с названием туров, модель кроссворда (формат А3), цветные жетоны, набор строительного материала, пластмассовые корзины, наглядный материал к игре: «Угадай, из какой сказки?», медали для награждения по количеству детей.

— музыкальное оборудование: DVD диск Джеймс Ласт «Одинокий пастух».

Предварительная работа:

В течение месяца дети знакомились с русскими народными и авторскими сказками, рисовали иллюстрации к полюбившимся сказкам, в группах разыгрывали театрализованные представления.

ХОД.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем нашу литературную викторину «В гостях у сказки». Вначале – разминка. Кто быстрее даст ответ на мой вопрос?

Воспитатель: Каким бы сказочным героем вы хотели бы стать? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей). Сказка – это живое, увлекательное, яркое, красочное, поучительное произведение искусства в виде устного поэтического рассказа.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто всех больше знает сказок и любит читать. Для этого разделимся на две команды, по пять человек в каждой, и придумаем сказочное название своей команде (дети занимают места за столиками, придумывают название и представляются).

Воспитатель: Я буду ведущей нашей викторины, которая состоит из пяти туров (макет). За правильный ответ вы будете получать один жетон. Победит та команда, у которой будет больше жетонов.

Воспитатель: Внимание, тур первый — «Отгадалкино» (показать на макете).

Игра «Отгадай загадку» (Взрослый загадывает загадки по очереди детям из разных команд, задача детей – отгадать о какой сказке идёт речь, правильно отгадавшему сказку ребёнку выдаётся цветной жетон)

ПРЕДЛАГАЮ СОКРАТИТЬ ЗАГАДКИ

1 команда

2 команда

Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды. (Репка)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустиливолка в дом..

Кем же были эти

Маленькие дети?(Семеро козлят)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл. (Теремок)

В гости к бабушке пошла,

пироги ей принесла.

Серый волк за ней следил,

            обманул и проглотил.(Красная шапочка)

Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала. (Заюшкина избушка)

Воспитатель: Внимание, тур второй: «Кроссвордный» (показать на макете).

Игра «Разгадай кроссворд» (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают, после чего ответ вписывается в «клеточки» кроссворда. За каждый правильный ответ дети получают разноцветные жетоны).

1. Сказка, о девочке, вылепленной из снега и не любившей весну и особенно лето. Растаяв, превратившаяся в белое облачко. (Снегурочка)

2. Сказка о девочке — сиротке. Ее сводными сестрами были Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. И была у нее любимая рябая коровушка, которая ей помогала. (Хаврошечка)

3. В сказке рассказывается о том, как жил — был поп с попадьею; у них была дочка Алёнушка. Уронила девица веретено в погреб и увидела там разбойника, который и похитил ее. Но в конце сказки отец ее спас. И стали они жить поживать и добра наживать. (Разбойники)

4. Сказка о мачехе и падчерице. Девочка и скотину поила — кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. И отправили девушку в лес, где она встретила Мороза Ивановича, который за ее работу наградил ее. А мачехину дочь наказал (погубил) за ее леность и не желание работать. (Морозко)

5. Сказка о коллективной работе в огороде деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, и мышки. (Репка)

6. Жил был паук, удалой добрый молодец. Однажды к нему в сеть попала муха, которую он отпустил. Муха же рассказала всем мошкам и блошкам о том, что в лесу появился паук – злодей. Но паук оказался умным и перехитрил всех насекомых. Как звали паука? (Мизгирь)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились, а значит, мы можем отправляться дальше.

Воспитатель: Внимание, тур третий — «Строительный» (показать на макете).

Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами превратимся в настоящих строителей, и будем сооружать постройки, в которых, возможно, захотят поселиться сказочные герои.

Подвижная игра «Построй дом». Дети сооружают постройку по предложенному воспитателем образцу. Команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание, получает цветной жетон.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, я уверенна в построенных вами домах обязательно захотят поселиться сказочные герои!

Воспитатель: Двигаемся дальше!

Воспитатель: Внимание, тур четвёртый «Угадалкино» (показать на макете).

Игра: «Угадай, из какой сказки?» (Дети и воспитатель сидят на ковре, образовав круг. Перед ними перевёрнутые картинки с изображением предметов из разных сказок. Задача детей назвать сказку. За каждый правильный ответ даётся цветной жетон).

Золотое или простое яичко («Курочка Ряба»).

Соломенный домик («Три поросёнка»).

Берестяной короб («Маша и медведь»).

Красная шапочка («Красная шапочка»).

Репка («Репка»).

Мальчик («Мальчик с пальчик»).

Щука («По щучьему велению»).

Рыбка («золотая рыбка»).

Лягушка («Царевна лягушка»).

Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

Дед мороз («Морозко»).

Сокол («Финист – ясный сокол»).

Воспитатель: Внимание, тур пятый «Театральный» (показать на макете).

Игра-драматизация: «Любимая сказка?» (Дети обыгрывают сценку из любой сказки)

Воспитатель: Отлично, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки! Я горжусь вами! К сожалению, время нашей литературной викторины закончилось. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Главное, помните, что в сказках показана вся наша жизнь, отображаются все наши хорошие и плохие поступки. Ведь не зря в народе говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок».

Воспитатель: Итак, подошло время подвести итоги нашей литературной викторины и наградить победителей (проводиться подсчёт жетонов и выявляется команда победителей).

Литература:

  1. Материалы сайта: http://skazvikt.ucoz.ru/blog/.

  2. Материалы сайта: http://hyaenidae.narod.ru/.

  3. Дошкольная педагогика//Литературные викторины в старших группах детского сада/ № 1 январь 2008.

  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старшая и подготовительная группы).

Приложения:

  1. file0.odt.. 17,0 КБ

Опубликовано: 27.11.2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова

г. Вязьмы Смоленской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического
объединения учителей начальных классов

протокол
№ __

от «__» августа 2021
года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета 

протокол № __

от «__» августа 2021 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

 № _________

от «__» августа 2021
года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «В гостях у сказки»

ДЛЯ 2 Б КЛАССА

НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель
программы

                                                                         
Рыбакова Юлия Викторовна 

Соответствует
федеральному государственному

образовательному
стандарту начального общего образования

(приказ
МО РФ от 06.10.2009 №373)


ред. от 31.12.2015 № 1576)


 
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Программа
разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина.

          В качестве учебного материала
для формирования второклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная
(народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и
понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.  В сказке
содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни
народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. 

Цель:  
формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование
интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  расширение
читательского кругозора второклассников.

         Задачи:  

— открыть мир народной мысли,
народных чувств, народной жизни;

— используя сказки о животных
вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на
победу добра;

— развитие эмоционально –
чувственной сферы;

— обучение чтению – рассматриванию;

— учить детей оценивать поступки
людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

— эмоционально «проживать» текст,
выражать свои эмоции;

— понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к
героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Общая
характеристика 

В основу 
программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

—  непрерывное дополнительное
образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

—  развитие индивидуальности
каждого ребёнка в процессе социального  самоопределения в системе внеурочной
деятельности;

— единство и целостность
партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

— системная организация управления
учебно-воспитательным процессом.

Ценностные
ориентиры содержания

Ценность жизни –
признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении
к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на
развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление
любви. Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных
принципов и правил межличностных отношений. Семья – первая и самая значимая
для  развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства
любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд – естественное условие
человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования.
Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа, 
представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и
будущее своей  страны. Привитие через содержание курса интереса к своей 
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Осознание
ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества,
для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место
 в учебном плане

Во втором классе –
34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ.

Программа
обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.

Личностные
результаты:


уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;


уметь самостоятельно работать с новым произведением;


уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;


уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;


участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;


оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;


высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;


участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;


соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Метапредметные
результаты:


отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;


ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб-лиотечным
фондом);


составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;


пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Предметные
результаты:


осознавать значимость чтения для личного развития;


формировать потребность в систематическом чтении;


использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное,
поисковое);


уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;


пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Требования
к уровню подготовки  обучающихся.

           К концу
обучения учащиеся должны знать:

— популярные
русские сказки  и сказки народов мира;

— признаки сказки
как жанра;

— правила работы с
красками.

          К концу
обучения учащиеся должны уметь:

— слушать,
осознанно читать и отвечать на вопросы;

— иллюстрировать
услышанное или прочитанное;

— пересказывать
сказку кратко, выборочно или подробно;

— передавать
эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

3. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ.

2
класс

Сказки русских
писателей (34 ч)

А.С.Пушкин 
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А.С.Пушкин «Сказка
о попе и о работнике его Балде»

А.С.Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкин «Сказка
о золотом петушке»

А.С.Пушкин «Сказка
о рыбаке и рыбке»

П.П.Ершов «Конек-горбунок»

М.Ю.Лермонтов
«Ашик-Кериб»

С. Т. Аксаков 
«Аленький цветочек»

В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович»

В. Ф. Одоевский 
«Городок в табакерке»

Антоний
Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители»

В. И. Даль  «У
тебя у самого свой ум»

К. Д. Ушинский
«Ветер и солнце»

М. Л. Михайлов 
«Два Мороза»

М.Л. Михайлов
«Волга и Вазуза»

М. Е.
Салтыков-Щедрин  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В. М. Гаршин 
«Лягушка-путешественница»

Л. Н. Толстой 
«Липунюшка» 

Л. Н. Толстой 
«Царь и рубашка»

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  «Аленушкины сказки»

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий
хвост»

Д. Н.
Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

А. Н. Толстой 
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

 К. И. Чуковский 
«Муха-цокотуха»

П. П. Бажов
«Серебряное копытце»

П. П. Бажов 
«Огневушка-поскакушка»

С. Я. Маршак 
«Двенадцать месяцев»

А. П. Гайдар 
«Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

В. В. Бианки  «Как
Муравьишка домой спешил»

В. В. Бианки «Чей
нос лучше?» 

В. В. Бианки
«Терентий-Тетерев»

К. Г. Паустовский 
«Теплый хлеб»

Л. Пантелеев «Две
лягушки»

Н. Г.
Гарин-Михайловский  «Знаем»

Праздник сказок.
Проект «В гостях у сказки»

4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема
урока

Основные виды деятельности обучающихся.

Кол-во
часов

1.

А.С.Пушкин 
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки.

1

2.

А.С.Пушкин
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слушание,
рассказывание, иллюстрирование, лепка героев

1

3.

А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слушание,
выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

1

4.

А.С.Пушкин
«Сказка о золотом петушке»

Слушание,
лепка из пластилина, рисование пальчиками.

1

5.

А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слушание,
выборочный пересказ.

1

6.

П.П.Ершов
«Конек-горбунок»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

7.

М.Ю.Лермонтов
«Ашик-Кериб»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

8.

С. Т. Аксаков 
«Аленький цветочек»

Слушание,
чтение, иллюстрирование

1

9.

В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

1

10.

В. Ф. Одоевский 
«Городок в табакерке»

Чтение,
пересказ, иллюстрирование.

1

11.

Антоний
Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители»

Слушание,
лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ

1

12.

В. И. Даль  «У
тебя у самого свой ум»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

13.

К. Д. Ушинский
«Ветер и солнце»

Чтение,
пересказ, иллюстрирование.

1

14.

М. Л. Михайлов 
«Два Мороза»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

15.

М.Л. Михайлов
«Волга и Вазуза»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

16.

М. Е.
Салтыков-Щедрин  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слушание,
пересказ, рисование свечкой и акварелью.

1

17.

В. М. Гаршин 
«Лягушка-путешественница»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

18.

Л.
Н. Толстой  «Липунюшка» 

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

19.

Л. Н. Толстой 
«Царь и рубашка»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

20.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  «Аленушкины сказки»

Рассказывание,
чтение, лепка.

1

21.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий
хвост»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

22.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

1

23.

А. Н. Толстой 
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

24.

К. И. Чуковский 
«Муха-цокотуха»

Чтение,
краткий пересказ.

1

25.

П. П. Бажов
«Серебряное копытце»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

26.

П. П. Бажов 
«Огневушка-поскакушка»

Рассказывание,
чтение, аппликация.

1

27.

С. Я. Маршак 
«Двенадцать месяцев»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

28.

А. П. Гайдар 
«Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

1

29.

В. В. Бианки 
«Как Муравьишка домой спешил»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

30.

В.
В. Бианки «Чей нос лучше?» 

В. В. Бианки
«Терентий-Тетерев»

Слушание,
чтение, краткий пересказ.

1

31.

К. Г.
Паустовский  «Теплый хлеб»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

32.

Л. Пантелеев
«Две лягушки»

Чтение,
пересказ.

1

33.

Н. Г.
Гарин-Михайловский  «Знаем»

Проведение
викторины и выставка поделок.

1

34.

Праздник сказок.
Проект «В гостях у сказки»

1

5.
КАЛЕНДАРНО-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема
урока

Основные виды деятельности обучающихся.

Планируемая дата

Фактическая дата

1.

А.С.Пушкин 
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки.

2.

А.С.Пушкин
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слушание,
рассказывание, иллюстрирование, лепка героев

3.

А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слушание,
выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

4.

А.С.Пушкин
«Сказка о золотом петушке»

Слушание,
лепка из пластилина, рисование пальчиками.

5.

А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слушание,
выборочный пересказ.

6.

П.П.Ершов
«Конек-горбунок»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

7.

М.Ю.Лермонтов
«Ашик-Кериб»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

8.

С. Т. Аксаков 
«Аленький цветочек»

Слушание,
чтение, иллюстрирование

9.

В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

10.

В. Ф. Одоевский 
«Городок в табакерке»

Чтение,
пересказ, иллюстрирование.

11.

Антоний
Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители»

Слушание,
лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ

12.

В. И. Даль  «У
тебя у самого свой ум»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

13.

К. Д. Ушинский
«Ветер и солнце»

Чтение,
пересказ, иллюстрирование.

14.

М. Л. Михайлов 
«Два Мороза»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

15.

М.Л. Михайлов
«Волга и Вазуза»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

16.

М. Е.
Салтыков-Щедрин  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слушание,
пересказ, рисование свечкой и акварелью.

17.

В. М. Гаршин 
«Лягушка-путешественница»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

18.

Л.
Н. Толстой  «Липунюшка» 

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

19.

Л. Н. Толстой 
«Царь и рубашка»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

20.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  «Аленушкины сказки»

Рассказывание,
чтение, лепка.

21.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк  Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий
хвост»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

22.

Д. Н.
Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

23.

А. Н. Толстой 
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

24.

К. И. Чуковский 
«Муха-цокотуха»

Чтение,
краткий пересказ.

25.

П. П. Бажов
«Серебряное копытце»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

26.

П. П. Бажов 
«Огневушка-поскакушка»

Рассказывание,
чтение, аппликация.

27.

С. Я. Маршак 
«Двенадцать месяцев»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

28.

А. П. Гайдар 
«Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

Слушание,
чтение, иллюстрирование.

29.

В. В. Бианки 
«Как Муравьишка домой спешил»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

30.

В.
В. Бианки «Чей нос лучше?» 

В. В. Бианки
«Терентий-Тетерев»

Слушание,
чтение, краткий пересказ.

31.

К. Г.
Паустовский  «Теплый хлеб»

Слушание,
рассказывание сказки, рисование героев сказки

32.

Л. Пантелеев
«Две лягушки»

Чтение,
перемказ.

33.

Н. Г.
Гарин-Михайловский  «Знаем»

Проведение
викторины и выставка поделок.

34.

Праздник сказок.
Проект «В гостях у сказки»

Кострома — один из самых дальних от Москвы, но при этом и один из самых красивых пунктов на маршруте «Золотое кольцо России». Изучаем главные достопримечательности.

В Костроме хорошо всем: дети будут счастливы познакомиться со Снегурочкой, взрослые по достоинству оценят ювелирные изделия, которыми так славится город, и все без исключения придут в восторг от прекрасной архитектуры, интереснейших музеев и самобытной гастрономии. В следующем году Кострома отмечает свой 870-летний юбилей — чем не повод отправиться туда уже на длинных новогодних каникулах!

История с географией

Город на левом берегу Волги, около впадения в нее рек Костромы и Сулы, был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Историки до сих пор ломают копья, обсуждая происхождение его названия. Одни говорят, что оно может быть связано с персонажем крестьянских поверий Костромой — соломенным чучелом, которое сжигали с приходом весны. Другая же версия отсылает к временам, когда на берегах Волги к зиме складывали большие «костры» леса, который позже сплавляли по реке.

Пожарная каланча.jpg

Пожарная каланча — главное украшение центральной Сусанинской площади.

В первой половине XIV века Кострома вошла в состав Московского княжества. Изгнание сторонников Лжедмитрия II, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, призвание на царство первого Романова — Михаила Федоровича, развитие торговли (по своей экономике портовый город уступал только Москве и Ярославлю) и производства тканей, Великий волжский путь — с Костромой так или иначе связаны многие главы из школьных учебников отечественной истории. И лучше вспоминать ее во время неспешных прогулок по центральным городским улицам, на которых сохранилось немало впечатляющих достопримечательностей.

На верном пути

Расцвет Костромы пришелся на конец XVIII — начало XIX века. В 1767 году императрица Екатерина II посетила город и поучаствовала в принятии генерального плана его веерной застройки: от Сусанинской площади, которую местные жители часто называют «сковородкой», лучами разошлись восемь главных улиц. Главный символ Костромы и всей области — пожарная каланча, построенная на этой площади в 1826-м. Рядом с ней находится здание бывшей гауптвахты, где сейчас разместился Костромской музей-заповедник, дом генерала Борщова, здание Губернских присутственных мест, в котором расположена мэрия, масштабный комплекс торговых рядов, памятники Ивану Сусанину и Юрию Долгорукому — все это создает единый архитектурный ансамль, которым гордятся костромичи и который сразу спешат сфотографировать на память туристы.

Ипатьевский монастырь 3.jpg

Ипатьевский монастырь.

3. Гауптвахта.jpg

Бывшая гауптвахта, ныне — Костромской музей-заповедник.

Недалеко от центральной площади расположен заложенный еще в XV столетии Богоявленско-Анастасиин женский монастырь с пятиглавым Богоявленским собором, в стенах которого хранится почитаемая святыня — икона Феодоровской Божьей Матери, считающаяся покровительницей города. Церковь Воскресения на Дебре признана шедевром архитектуры и выдающимся памятником архитектуры XVII века, а Ипатьевский монастырь Святой Троицы — древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы — известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью Киевской Руси. Совсем рядом и Музей деревянного зодчества, где можно под открытым небом увидеть чудом дошедшие до нас постройки XVI — начала XX вв.

Один из главных архитектурных проектов, которые реализуются уже в наши дни — воссоздание костромского кремля. Крепость первоначально располагалась в устье реки Сулы, но после разорения 1416 года был перенесена на высокий холм на волжском берегу и обнесена высокой стеной с башнями: за ней находились церкви Похвалы Богородицы и Троицкая, а также каменные Успенский и Богоявленский соборы с 64-метровой колокольней работы зодчего Степана Воротилова. В 1934 году кремлевские храмы были взорваны. Накануне костромские краеведы, рискуя жизнью, успели сделать обмеры памятников в надежде, что их работа пригодится потомкам. После взрыва соборов на месте кремля разбили Центральный парк, а на постаменте памятника 300-летию династии Романовых установили монумент Ленину.

Восстановление костромского кремля началось в июле 2015 года, когда на месте храмового комплекса был установлен и освящен закладной камень. Работы проводятся исключительно на средства, выделенные меценатами, а автором проекта выступил архитектор Алексей Денисов, который работал над проектом Храма Христа Спасителя в Москве. Основной этап строительства планируется закончить в 2022-м — в аккурат к 870-летнему юбилею города. Так, уже идет внутренняя отделка 64-метровой колокольни Успенского собора. Здесь на высоте 43 метра будет открыта смотровая площадка, добраться на которую можно будет при помощи двух скоростных лифтов. На колокольне установлены часы, внешне напоминающие те, что украшали кремль в дореволюционные времена, — ход их настолько точный, что вся Кострома сможет сверять по ним время.

Кремль.jpg

Костромской Кремль. Архивное фото.

Макет Кремля.jpg

Фрагмент макета Костромского кремля.

Прием у Снегурочки

Одна из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы — беседка Александра Островского, с которой открывается великолепный вид на реку Волгу. Благодаря великому драматургу Снегурочка — известный на протяжении веков персонаж русского фольклора, дочь Мороза и Весны, прекрасная девушка, образ которой чувственен и трагичен — получил свое литературное воплощение: одноименная пьеса была создана именно на костромской земле, в усадьбе «Щелыково». А в 1970 году на экраны вышел полнометражный фильм «Снегурочка», над которым работал кинорежиссер Павел Кадочников. Съемки проходили в окрестностях имения Островского, и после их окончания декорации были перевезены в Кострому и установлены в парке отдыха «Берендеевка».

Обычно Снегурочку можно встретить в бревенчатом тереме на берегу Волги — здесь она принимает и развлекает гостей, в чем ей помогают сказочные домовые и кот Баюн. Кстати, есть тут и «ледяная комната» с ледяным баром, где сервируют снежный коктейль для детей и исконные русские напитки из ледовых стопочек для взрослых. В Музее моды Снегурочки можно оценить красоту ее образа и окунуться в волшебный мир вдохновения сказочной героини. А в Резиденции Снегурочки, в «Академии снежных чудес», проходят экскурсионные, игровые, спортивные и развлекательные программы, в которых также принимают участия магистр игры Академик Главный, почтальон Весточка, озорная Скоренка и мудрый Умник. Наконец, в музее «Сказочный край Снегурочки» главная зимняя волшебница знакомит посетителей с традициями и бытом народов, населявших Костромской край в древности, рассказывает о загадочных Берендеях и других мифологических персонажах, встречающихся на страницах сказки Островского, и демонстрирует коллекцию авторских костюмов и обрядовых кукол.

терем Снегурочки.jpg

Терем Снегурочки.

Ледяная Комната 4.jpg

Ледяная комната.

Комната Чудес Резиденции Снегурочки 2.jpg

Комната чудес Резиденции Снегурочки.

Музей моды Снегурочки.jpg

Музей моды Снегурочки.

В Костроме немало музеев, визит в которые нельзя пропустить даже несмотря на самую насыщенную программу. Рассказываем о наиболее важных.

Кострома ювелирная

Снегурочка (002).jpg

Снегурочка.

Птица_ (002).jpg

Птица.

Кострому не случайно называют ювелирной столицей России — предприятия области выпускают свыше трети всех золотых и серебряных изделий в нашей стране. Ювелирная история края насчитывает несколько столетий: первые мастера были известны еще в средневековой Костроме, работы ювелира Григория Раткового из села Сидоровского украшают залы Государственного Исторического музея, Церковного историко-археологического музея Ипатьевского монастыря и ряда музеев России, а на рубеже XIX-ХХ веков изделия местных кустарей можно было встретить повсеместно — на ярмарках и в монастырях, в царских палатах, дворянских усадьбах, купеческих особняках и крестьянских избах. В музее ювелирного искусства рассказывают об истории, быте и труде костромских ювелиров, в его экспозиции представлены интересные экспонаты из золота, серебра и мельхиора, выполненные в техниках скани и художественного литья.

Кострома сырная

Костромскому сыроварению чуть менее полутора веков. Пройдя путь от домашнего изготовления до промышленного производства, «сырное дело» стало одним из самых популярных и востребованных именно на этой земле. Костромской сыр — продукт, широко известный по всей России и один из главных брендов города. Его секрет заключается в ключевом ингредиенте — молоке, которое дают коровы знаменитой костромской породы, выведенной еще в XIX столетии.

Сейчас в магазинах можно найти как традиционный молочный сыр, так и сыр с орехами, фруктами, медом и оливками. Производят их практически в каждом уголке Костромской области — наиболее крупные сыроварни находятся в Костромском, Нерехтском, Буйском, Мантуровском, Галичском, Нейском и Сусанинском районах. В 2019 году Костромская область официально зарегистрировала торговый знак «Кострома — Сырная» и получила право именоваться «Сырной столицей России».

Музей сыра.jpg

Музей сыра. Экскурсия.

Музей сыра 3.jpg

В музее сыра.

Тематический музей сыра расположился в старинном купеческом особняке конца XVIII века (доме Рещикова) на улице Чайковского, где представлена обширная экспозиция по мировой истории сыроделия. Во время интерактивных экскурсий сырные сомелье проводят гостей по залам, делятся удивительными фактами и байками. Финальный аккорд каждого тура — непременная дегустация лучших сортов костромского сыра.

Кострома льняная

Многие века лен был самым популярным материалом в Костромской губернии. Здесь он вырастает до высоты 1,2-1,5 м и цветет красивыми голубыми цветами. После цветения лен собирали голыми руками, а вся работа сопровождалась приговорками, песнями и обрядами.

Лен 5.jpg

Одежда из льна — визитная карточка Костромской области.

Костромской лен и сегодня — каждый третий метр льняной ткани в России, а еще знак качества, символ чистоты и близости к природе.

Музей Большой Костромской льняной мануфактуры — промышленный музей, посвященный истории и технологии обработки льна и производства льняных изделий. Он работает при знаменитой мануфактуре, открытой еще в XIX веке, поставлявшей изделия для царского двора и даже получавшей статус лучшей в Европе. Туристов ждет экскурсия по экспозиционному (фотографии, архивные документы по истории костромского льняного промысла и непосредственно мануфактуры) и ассортиментному (ткани и текстильные изделия) залам и посещение производственных цехов во время рабочего дня.

Полезные ссылки:

  • Подберу или подбиру как правильно пишется
  • Подводный мир для детей рассказ
  • Подводная лодка для детей рассказ
  • Подвезти или подвести как правильно пишется
  • Подберите антонимы к следующим словам и выражениям длинный рассказ старый товарищ дешевый сорт