Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Итоговое сочинение изложение как условие допуска к государственной итоговой аттестации проводится для обучающихся xi xii классов, экстернов. итоговое сочинение в

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение в целях использования его
результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в
образовательные организации высшего образования по желанию также может
проводиться для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, лиц, получающих
среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, лиц со справкой об обучении.

Изложение вправе писать участники с ОВЗ, участники –
дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего
общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе
санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные,
реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном
лечении на основании заключения медицинской организации.

Обучающиеся X классов, участвующие в экзаменах по
отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в
итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса.

Порядок
подачи заявления на участие в итоговом сочинении

(изложении)

 Для участия в
итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления и
согласия на обработку персональных данных в образовательные организации, в
которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего
образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.

Указанные заявления подаются не позднее чем за две
недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

 Участники
итогового сочинения (изложения) с ОВЗ при подаче заявления на участие в
итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники
итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – справку,
подтверждающую инвалидность.

Сроки подачи заявления

на написаниеитогового сочинения
(изложения) в 2021/2022 учебном году:

— для написания сочинения 01.12.2021
не позднее 16.11.2021;

— для написания сочинения 02.02.2022
не позднее 18.01.2022;

— для написания сочинения 04.05.2022
не позднее 19.04.2022.

Сроки и продолжительность написания
итогового сочинения

(изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую
среду декабря.Продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения
(изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания
итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При
продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа
организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для
проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

В продолжительность написания итогового сочинения
(изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия
(инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими
регистрационных полей бланков и др.).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего
общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения
(изложения), определенных ОИВ.

Вход участников итогового сочинения (изложения) в
образовательную организацию или место проведения итогового сочинения
(изложения) начинается с 09.00 по местному времени. Итоговое сочинение
(изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на
рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка
регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:

— ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами
черного цвета);

— документ, удостоверяющий личность;

— лекарства и питание (при необходимости);

— орфографический словарь для участников итогового
сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового
изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению
итогового сочинения (изложения);

— инструкция для участников итогового сочинения
(изложения);

— черновики;

— специальные технические средства (для участников с
ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).

Участникам итогового сочинения
(изложения)  запрещается:

Во время проведения итогового сочинения (изложения)
участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства
связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки
и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и
(или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также
запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные
произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

Повторный допуск к написанию итогового сочинения
(изложения)

Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в
текущем учебном годув дополнительные сроки (02.02.2022 и 04.05.2022) допускаются:

— обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие
по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с
итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом
27 Порядка;

— обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица, не
явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь
или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

— обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица,не
завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
(болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по
итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»),
могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в
текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки,
установленные Порядком.

Ознакомление
с результатамиитогового сочинения (изложения)

Результатом
итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».К сдаче единого государственного
экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников,
получивших «зачет».

Проверяют сочинения (изложения) комиссии
образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном
уровне. С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут
ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие
в итоговом сочинении (изложении).

 Итоговое сочинение (изложение) как допуск к
ГИА – бессрочно. Результат итогового сочинения в случае представления его при
приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.

Выпускники прошлых лет могут участвовать
в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих
результатов итогового сочинения прошлых лет.Изъявившие желание повторно
участвовать в написании итогового сочинения, выпускники прошлых лет вправе
предоставить в образовательные организации высшего образования результаты
итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового
сочинения прошлого года аннулируется.

Темы итогового
сочинения

В 2021/22 учебном году объявлены следующие пять
открытых тематических

направлений
итогового сочинения, а также комментарии к ним:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

В соответствии с указанными тематическими
направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем
итогового сочинения 2021/22 учебного года и проводит их комплектацию по часовым
поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по
одной теме от каждого общего тематического направления).

Места регистрации на участие
в итоговом сочинении (изложении)

и места информирования о
результатах итогового сочинения (изложения)

для различных категорий
участников итогового сочинения (изложения)на территории муниципального
образования «Кардымовский район» Смоленской области
в 2021/2022 учебном году

№ п/п Категории участников
итогового сочинения (изложения)
Места регистрации на
участие в итоговом сочинении (изложении)
1. ОбучающиесяXI
классов, завершающие освоение образовательных программ среднего общего
образования и допущенные в установленном порядкек государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее –
ГИА)
Образовательная
организация, в которойобучающиеся осваивают образовательные программы
среднего общего образования (по месту обучения заявителя)
2. Лица,
допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА, либо получившие
неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету,
либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих
предметов на ГИА в дополнительные сроки (лица со справкой об обучении)
Образовательная
организация, в которой указанные лица осваивают образовательные программы
среднего общего образования (по месту обучения заявителя)
3. Лица,
освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие
годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего
общего образования (для лиц, получивших документ об образовании до 1 сентября
2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального
образования (далее – выпускники прошлых лет)
Отдел образования Администрации муниципального образования
«Кардымовский район» Смоленской области
Адрес
места регистрации: 215850, Смоленская обл., п. Кардымово, ул.
Красноармейская, д.7
 
ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования»
(далее – ОГАУ СРЦОКО) (для лиц, проживающих в г. Смоленске)
Адрес
места регистрации: 214030 г. Смоленск, ул. Марины Расковой, д. 11А.
4. Лица,
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального
образования,освоившие (завершающие освоение в текущем учебном году)
образовательные программы среднего общего образования
Отдел образования Администрации муниципального образования
«Кардымовский район» Смоленской области
Адрес
места регистрации: 215850, Смоленская обл., п. Кардымово, ул.
Красноармейская, д.7
ОГАУ СРЦОКО (для лиц, проживающих в г. Смоленске)
Адрес места регистрации: 214030
г. Смоленск, ул. Марины Расковой, д. 11А.
5. Лица,
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образованияв
иностранных государствах, и граждане, имеющие среднее общее образование,
полученное в иностранных образовательных организациях
1. Отдел образования Администрации муниципального образования
«Кардымовский район» Смоленской области
Адрес
места регистрации: 215850, Смоленская обл., п. Кардымово, ул.
Красноармейская, д.7
ОГАУ СРЦОКО
Адрес
места регистрации: 214030 г. Смоленск, ул. Марины Расковой, д. 11А.

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Подводка к аргументам в итоговом сочинении 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Подводка к аргументам в итоговом сочинении

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

  • Подводка в стихах к сказке
  • Подвиг это сочинение рассуждение
  • Подвиги врачей в наше время сочинение
  • Подвиг честного человека н м карамзин историк сочинение краткое
  • Подвиг человека на войне сочинение молодая гвардия