Что же это такое?
Сочинение на тему «Подвиг» следует начать с определения этого слова. Подвиг – это поступок, совершенный человеком, превзошедшим свои возможности. Это доблестный поступок, который не совершил бы обычный человек или человек со слабой силой воли.
Подвиги совершали в различные эпохи, начиная с самой древности. 12 подвигов Геракла, смелость солдат во время Великой Отечественной войны – все это примеры, которые раскрывает сочинение на тему «Подвиг». Женщины совершили немногим меньше героических поступков, чем мужчины.
Примеров подвигов можно привести множество не только из реальной жизни, но и из легенд, рассказов или сказок. Человеческий подвиг всегда восхваляют, а людей, совершивших доблестный поступок, превозносят.
Аргументы из литературы
(56 слов) Подвиг — громкое слово. Но именно так можно описать поступок Гули Королевой, описанный в посвященной ей книге «Четвертая высота» Елены Ильиной. Во время битвы она вынесла с поля 50 раненых бойцов, а после смерти командира взяла командование на себя. И даже будучи смертельно раненой, продолжала вести бой до последнего вздоха. Можно лишь восхититься мужеством этой девушки.
(47 слов) Несмотря на то, что герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» не считает свой поступок подвигом, его можно считать героем
Мужчина, не обращая внимания на большой риск, самоотверженно переплывает реку, чтобы передать важное донесение командованию. Это могло стоить ему жизни, но он все же решился на этот поступок.
(48 слов) В рассказе М
Шолохова «Судьба человека» поднимается тема не только военного подвига, но и нравственного. Шофёр Андрей Соколов, будучи на фронте, узнает о гибели всей своей семьи. Несмотря на это, он нашел в себе силы не сломаться и усыновить осиротевшего мальчика. Сила характера героя не может не восхитить.
(50 слов) В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о военном подвиге целой группы. Во время разведки женскому отряду и старшине приходится вступать в отчаянную схватку с врагом. Каждая из женщин героически и мучительно погибает. Даже осознавая всю опасность, они вырывались на фронт и жертвовали своими жизнями наравне с мужчинами.
(52 слова) «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого совершенно не случайно носит такое название. Автор повествует о реальной истории летчика Алексея Мересьева. Герой был сбит на истребителе над оккупированной немцами территорией, сквозь леса пытался найти дорогу обратно, пока не вышел к своим. Даже потеряв обе ноги, мужчина продолжает давать отпор врагу. Такого человека поистине можно назвать великим, а его поступок — подвигом.
(61 слово) В повести «Обелиск» В. Быкова возникает спорное отношение к поступку героя. Учитель Алесь Морозов во время войны создает со своими учениками антифашистскую группу. Не послушав учителя, ребята совершают убийство жестокого полицая. После их поимки Алесю предлагают сдаться добровольно. Мужчина приходит, понимая, что учеников не отпустят. Впоследствии их всех казнят. Спустя годы кто-то считает этот поступок безрассудным, а свидетель событий — подвигом.
(44 слова) В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает нам, что не всегда подвиг оказывается заметен. Капитана Тушина, практически принимавшего пули на себя, отчитали за выход без приказа, хотя отважное сопротивление его батареи потрясло даже врага. Подвиг был замечен только благодаря заступничеству князя Андрея.
(52 слова) В романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» рассказывается история реального человека — немца Оскара Шиндлера. Мужчина спас огромное количество евреев во время холокоста. Он нелегально нанимал их как своих рабочих, укрывая от преследования. После капитуляции Германии герой был вынужден бежать, но остались целые поколения евреев, благодарных ему за нравственный подвиг, который он совершил.
(53 слова) «Альпийская баллада» В. Быкова — это история о горьком самопожертвовании. Иван Трёшка, по случайности избежавший концлагеря, встречает Джулию. Внезапное чувство, вспыхнувшее между ними, прерывается преследующими их фашистами. Здесь герой совершает свой подвиг: попав в тупик, Иван спасает девушку, бросая ее с ущелья в сугроб снега, сам же остается на растерзание, жертвуя своей жизнью.
(59 слов) В повести Б. Васильева «В списках не значился» повествуется о защите Брестской крепости. Несомненно, все, кто дал в той битве отпор врагу, совершили подвиг. Но единственный оставшийся в живых лейтенант Плужников поражает своей стойкостью. Лишившись своих товарищей, он продолжает отважно сражаться. Но даже будучи взятым в плен, он настолько восхитил фашистов своей отвагой, что они сняли перед ним фуражки.
Почему важны подвиги?
Почему же так восхищаются подобными поступками во все времена?
Все мы живем в мире, где существует как добро, так и зло. И обличия этих понятий могут быть самыми разнообразными. В любом веке или эпохе считалось доблестью бороться со злом. Ведь это то, что может не просто испортить жизнь человека, но и сделать ее невыносимой.
Именно потому подвигом можно считать любую борьбу против всего отрицательного. Подвиги восхваляют потому, что далеко не каждый человек готов рисковать собой, чтобы совершить что-то на благо других.
Сайт о подвигах и героях
Само слово «подвиг» является древним и связано оно со старинными русскими словами «подвижничество», «подвизаться», «подвигать». Подвижниками на Руси называли людей, ведущих аскетический образ жизни во имя духовных целей. Позднее это понятие распространилось и на тех, кто просто честно трудился на том или ином поприще. А глагол «подвигать», как можно догадаться, связан со словами «двигаться», «движение». Соответственно, подвиг – это некое осуществляемое человеком движение, стремление, усилие.
На Руси всегда было место подвигам и героям
Подвиг – это движение в сторону другого человека, в сторону его горя или нужды. Движение в сторону самой жизни, а иногда и смерти – ради жизни других. В советское время чаще всего говорили о подвигах военных и трудовых – выдающихся делах во благо народа и Отечества. Но даже совершаемые в мирное время подвиги в любом случае связаны с борьбой. Это борьба против страха. Борьба с самим собой или несовершенствами мира. Борьба с эгоизмом и равнодушием.
В русских словарях под словом «подвиг» в целом подразумевается героическое, самоотверженное действие, совершенное в трудных условиях. Действительно, подвиг – это то, что не может быть легким. Если бы совершать подвиги было легко, они бы не имели столь большой ценности. Другая составляющая подвига – самоотверженность. То есть отвержение от себя, своих целей, своих интересов, а иногда и самой жизни своей ради других. Это также называется жертвой.
Подвиг всегда связан с жертвой или, правильнее сказать, с готовностью к ней
Тот, кто идет на подвиг, в итоге может ничего и не потерять, но в момент его совершения человеку так или иначе приходится рисковать, ставить на карту нечто важное, быть готовым отказаться, отречься от того, что нужно лично ему. За настоящий подвиг ничего не ждут взамен, не ждут награды
Подвиг – это всегда бескорыстный поступок. Поэтому нередко герои остаются неизвестными, а их действия – незаметными для большинства людей.
Поколения наших родителей, дедушек и бабушек жили в то время, когда в народе всячески поощрялось стремление к подвигам. С самого детства они мечтали о совершении героических поступков подобно тем, что совершали на войне их сверстники, которых еще называли пионеры-герои. Но и под мирным небом дети тянулись к нравственным подвигам, добрым делам, служению и помощи людям (вспомним «Тимура и его команду»). Таково было их воспитание – в неизменно патриотическом духе. А отдать жизнь за Родину и народ во все времена было заветной мечтой русского человека.
О подвигах сегодня
Как же обстоит дело с доблестными поступками сегодня? Есть они, или подвиги следует оставить лишь в сказках? Ответить на эти вопросы поможет сочинение на тему «Подвиг».
Наши дни сложно назвать временем доблестных поступков и подвигов. Сегодня каждый человек вынужден бороться за свою жизнь и решать свои проблемы. Но это не говорит о том, что в XXI веке нет людей, готовых совершать подвиги.
Давайте задумаемся на минуту, сколько в мире ежедневно совершается подвигов. Люди, чьи профессии связаны с людьми, каждый день совершают не по одному поступку, достойному восхищения. Спасатели, врачи, пожарные и другие люди, которые нередко рискуют своей жизнью ради спасения других – это и есть настоящий пример подвигов сегодня.
Несмотря на то что XXI век считается веком цинизма и эгоизма, этот вывод можно смело опровергнуть. Подвиги в любую эпоху были нечастыми поступками, и это абсолютно нормально.
Даже сегодня можно привести массу примеров, в которых самые обычные люди проявляют доблесть и смелость. Они спасают детей и животных из горящих домов или глубоких рек, защищают женщин и стариков от нападения бандитов, спасают людей во время аварий. Все это – подвиги, особенно в моменты, когда существует риск для собственной жизни.
В жизни всегда есть место подвигу сочинение 11 класс
План 1.Герои, совершающие подвиг каждый день 2.Чтобы быть героем достаточно быть человеком 3.Главный герои в жизни каждого 4.Подвиг – это и обычные само собой разумеющиеся поступки 5.Помощь – маленький подвиг Подвиг — это поступок, который совершает герои во имя блага человечества или конкретных людей. Мы знаем много героев – это Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов список можно продолжать до бесконечности. Это те герои о подвигах, которых мы помним. Есть герои, которые совершают подвиги каждый день, и они живут среди нас – это врачи, пожарные, полицейские. Эти люди, каждый день спасают людские жизни, каждая спасенная жизнь равноценна подвигу. Чтобы быть героем и совершать подвиги не обязательно быть врачом или пожарным. В каждой семье есть человек, который на протяжении многих лет каждый день совершает подвиг. И эти люди наши матери. Именно они отдают всех себя без остатка ради нас и это настоящий подвиг. Мамы не жалеют себя, с самого рождения заботятся о нас. Мамы ночами напролет сидят с нами в младенчестве, когда у нас растут зубки или, болит животик. Именно они ухаживают и заботятся о нас, когда мы болели. И только мамы, готовы на любые жертвы во имя нашего с вами счастья и здоровья. Они готовят нам ужины и завтраки, они присматривают за нами и беспокоятся о нас. Мамы научили каждого из нас сидеть, ходить, говорить, есть ложкой, пить из стакана и это невозможно переоценить. Разве все это не подвиг? Каждая из них вырастила человека. Но большинство из нас перестало воспринимать все, что делают для них родители, как что-то значимое и весомое. Кажется, что все их поступки это само собой разумеющиеся. Но это не так. И все это становится для нас таким крошечным и не значительным до тех пор, пока мы сами не встанем и не приготовим завтрак на всю семью, или придем со школы и сами без напоминания приведем в порядок всю квартиру. И тогда мы поймем, что все это труд, тяжелый и не всегда благодарный. Ведь все эти дела, а наши мамы делают все и сразу, а не только, что-то одно это и есть подвиг, подвиг совершаемый каждой матерью, каждый день во имя детей. Все мамы настоящие герои, но иногда и героям нужна помощь. Поэтому старайтесь чаще говорить своим матерям спасибо, даже за, казалось, самое незначительное дело, не обесценивайте их героизм. А еще лучше, придя со школы домой, помойте посуду, приберитесь в комнате, постирайте или приготовьте ужин, для вас это не составит труда. Побудьте героями для своих матерей, и помните в жизни всегда есть месту подвигу. Не обязательно совершать масштабные поступки иногда достаточно и маленьких.
Всегда ли есть место для подвига?
Давайте подумаем о том, всегда ли можно совершить подвиг. Казалось бы, конечно, всегда. Ведь что может быть лучше и благороднее, чем когда человек готов рискнуть своей жизнью для спасения другого?
С одной стороны, это так. Но нужно помнить, что любое смелое действие должно быть стоящим. Не следует лезть на рожон лишь для того, чтобы все восхищались твоей смелостью. Задумайтесь: у каждого человека есть своя семья или как минимум человек, который от него зависит. Неоправданный риск, который может повлечь за собой тяжелые, а порой и летальные последствия, может разрушить жизнь людей, которые любят и ждут вас.
Потому, прежде чем решиться на героический поступок, задумайтесь лишь на несколько секунд – а необходим ли он в данной ситуации? Не следует лезть в горящий дом, если там уже орудует пожарная группа, и рваться помогать спасателям, если они сами справляются со своей задачей. Помните, подвиг — это чистосердечный поступок человека, который не ищет выгоды, а здраво оценивает сложившуюся ситуацию.
Надеемся, что сочинение на тему «Подвиг» заставит задуматься многих о том, как важны такие поступки в нашей жизни. Не нужно думать, что подвиг – это какой-то исключительно геройский поступок. Помощь больным и бедным, забота о чужих детях, неравнодушие к людям вокруг – в наши дни это уже хоть маленький, но подвиг.
Мини-сочинение на тему «Подвиг» прекрасно подойдет не только для рассуждений о жизни, но и для школьных письменных работ и выступлений.
В жизни всегда есть место подвигу сочинение 7 класс
План 1.Супергерои за пределами реальной жизни 2.И простые люди совершают подвиги 3.Герои не всегда рискуют жизнью 4.Каждый может совершить подвиг 5.Подвиг для себя 6.Для подвигов не нужны суперспособности Когда я был маленьким, я обожал фильмы о супергероях. Мне так нравились их костюмы, и казалось так здорово обладать какими-то суперспособностями или суперсилами, и при этом спасать людей и весь мир. На экране телевизора их героизм смотрелся просто потрясающе. Поэтому мне казалось совершать подвиги подобного масштаба — это очень почетно почетно. В реальной жизни никаких супергероев, конечно же нет. Но люди все равно совершают подвиги. А может не обязательно обладать суперсилой и носить костюм, чтобы совершать подвиги? Уверен, что нет. Есть люди, которые делают подвиг своей работой – это пожарные врачи, полицейские. Эти люди 24 часа и семь дней в неделю готовы рисковать своей жизнью ради любого из нас. Они не раздумывая идут на риск, заходят в горящие здание и спасают жизни незнакомых людей. И при этом этим безымянным героям не нужны никакие медали или экранное время. Но, чтобы быть героем не обязательно рисковать своей жизнью. Сотрудники детских домов, например, каждый день отдают свою любовь, заботу крохам, оставшимся без семьи. А ведь, чтобы растить брошенных детей как своих, требуется не мало труда, самоотдачи, терпения и любви. Именно из-за таких людей эти дети вырастают в полноценных членов общества. Они не озлобленны и умеют ценить жизнь и семью. И это не один пример такого подвига, но менее значимым он из-за этого не становится. Каждый из нас может свершить подвиг, независимо от его размеров и важности. А всего-то и нужно, что уметь увидеть нуждающегося в помощи и оказать ему бескорыстную поддержку. И в этом нет ничего сложного, для этого от вас не нужны суперсилы – переведите бабушку через дорогу, помогите девушке донести тяжелую сумку, уступите место в общественном транспорте. Все это будет подвигом. Не важно, какого масштаба твои поступки, рисковал ли ты для этого жизнью, главное, что ты сумел помочь. Подвиг не обязательно совершать для кого-то, его можно совершить и для себя. Как пример, взять и подтянуть все хвосты по учебе. Такой поступок по праву можно считать действительно подвигом. Ведь для этого потребуется не мало времени, усердия и труда. Но результат будет стоящий. Чтобы совершать подвиг не нужно никаких сверхспособностей, кроме обыкновенного человеческого сострадания и участия. Но сейчас эти качества так редко встречаются в людях, что их вполне можно принять за суперсилу. Поэтому, если захочется тоже стать немного супергероем, оглянись вокруг может есть место подвигу и в твоей жизни.
Немножко о нас
Когда ты видишь человека в беде — не думай, что это испытание только для него — это испытание для вас обоих! Наши герои прошли с честью это испытание! Самый крупный и самый масштабный проект в сети, посвященный подвигам и героям в наши дни, а также легендарным людям, их жизням и их поступкам, доброте, благородству — всему, чем можно гордиться! Встречайте — «Герои Нашего Времени»!
Сразу хочется сказать про идею сайта — наш проект появился в сети задолго до появления таких его клонов как — roshero и geroi vremeni. Новость о, якобы новых проектах, распространилась в сети с молниеносной скоростью
Ничего не хотим сказать плохого о других сайтах, но обидно, когда ни интернет сообщества, ни СМИ не замечают начинания простых людей и поддаются волне интернет-маркетинга, но мы все-равно первые
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая актуальна и в наше время. Многие люди гордятся своей родиной. Многие готовы отдать жизнь за мир и покой родной отчизны. Автор данного произведения в деталях описывает эпоху прошлого. Каждый герой имеет свой характер, свои сильные и слабые стороны. Каждый герой делает данное произведение интересным и насыщенным.
Главным героем «Слова о полку Игореве» является князь Игорь. Древнерусский князь правил большим городом Новгородом и был достойным сыном Святослава Олеговича. Женат князь Игорь был на княжне Ярославне, дочери Ярослава Галицкого, сыгравшей важную роль в этом литературном произведение.
В рассказе автор повествует нам о периоде жизни князя Игоря, когда он отправился с войском в поход на половцев. Поход оказывается неудачным, войско разгромленным, а сам князь Игорь оказывается в плену, из которого ему удается выбраться.
Описание князя Игоря в «Слове о полку Игореве» позволяет составить четкий образ князя. Автор описывает нам Игоря, как молодого тридцатичетырехлетнего князя. Игорь является не только князем, но еще и храбрым и сильным воином, отчаянно сражавшимся за родину. Несмотря на ранения, Игорь не покидал поле боя и подбадривал своих воинов. Это еще раз подчеркивает его мужество и говорит о смелости князя. Несмотря на все положительные качества, автор произведения указывает на горячий пыл князя, и преподносит нападение на половцев, как безрассудный поступок наполненный отвагой. Такой поступок вызывает ярость половцев и нападение их на Русь. Жажда славы заставляет Игоря поступать необдуманно и эгоистично.
По поводу этого поступка князя Игоря мнения разошлись. Одни исследователи считают, князь патриот и защитник отечества, другие ругают его за необдуманный и не вовремя совершенный поступок, перечеркнувший достижения Святослава Киевского.
Тем не менее, любовь к родине, а также стремление защищать родные края заставляет Игоря решиться на побег. Я думаю о том, что все поступки Игоря были во благо Родине, поэтому Игорь так страстно желал вернуться из плена и восстановить былую славу. Любовь к родине не остановила Игоря и во время солнечного затмения, являющегося плохим знаком перед сражением.
Возвращение Игоря домой воспринимается народом, как настоящий праздник. Этим автор показывает патриотичность русского народа. А раздробленная отечественная земля остается единой духовно. Любовь к родине чувствуется на каждой странице всего произведения.
Несмотря на поражение князь Игорь близкий для меня герой. Его отвага и мужество заставляют стремиться к защите родины, к любви и уважению. Образ князя Игоря создает патриотический настрой, который являлся популярным, как сотни лет назад, так и является популярным и в наше современное время. Ведь отвага и несокрушимая любовь к родине может сделать счастливее русскую нацию.
Сочинение про Князя Игоря
Слово о полку Игореве – это не просто культурное наследие всего нашего народа, это, в первую очередь, пособие по тому, как не нужно стремиться за славой таким образом, как это делал Игорь, что на первый план нужно выставлять блага своей родины, а не тешить своё честолюбие, не делать из себя героя, который может всех победить в одиночку.
Игорь – это эгоистичный князь, который действительно любит Русь, но который в начале произведения не готов действовать сообща с другими. Несмотря на все предостережения и даже мистические знаки, данные автором, Игорь решает один идти против половцев и терпит поражение. Как бы сильно он не любил свою родину, славу он любил сильнее: именно за славой он шёл в этот поход. Политика русских князей того времени предполагала, что все были в ссоре, между ними правил раздор. Будь Игорь мудрее, он бы сразу понял, что против такого сильного врага, как половцы, одного князя просто недостаточно.
Автор показывает храбрость и смелость Игоря, князь действительно был смелым, не боящимся никого, кто станет у него на пути, но его чрезмерная самоуверенность привела его к поражению. Если бы он смог пересилить себя и не допустить раздробленности Руси, то половцы бы не почувствовали слабость в государстве русском и не напали бы. Но всё было так, как было. К счастью, князь Игорь ещё может всё исправить.
Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.
Образ 3
«Слово о полку Игореве» — оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.
Я один ребенок в семье, поэтому я просто обязан помогать маме по дому. Я еще учусь в школе, времени свободного у меня достаточно. Моя семья состоит из трех человек: меня, папы и мамы. Папа постоянно работает, домой приходит только поздно вечером.
Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка».
Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных.
Не каждому дано постичь всю глубину мудрости произведения «Слово о полку Игореве». Созданный восемь веков назад древнерусский шедевр до сих пор можно смело называть памятником культуры и истории Руси. В «Слово о полку Игореве» жанр определить — не главное, важен язык, на котором написано произведение.
Некоторым может показаться, что в летописи рассказывается об одном человеке, но это не так.
Князь Игорь Святославович
Характеристика образа довольно интересна. Его описывают смелым, честным, прекрасно осведомленным человеком. Про него нельзя было сказать, что он сначала делает, а потом думает. Князь просчитывал каждый свой шаг, но, к сожалению, предупреждения и уговоры мудрых людей, окружавших Игоря, не остановили его. Мудрости, так необходимой Игорю, ему не хватало. Герой, к сожалению, ею не обладал. Несмотря на все это, Игорь не был глуп и понимал, что на поле боя его ожидает смерть.
Мнение историков
Как и в большинстве случаев, мнения ученых-историков не столь однозначны. «Слово о полку Игореве» не было исключением. Перед нами вновь два противоборствующих лагеря. На одной стороне — те, кто считает Игоря настоящим героем-патриотом, непоколебимо оборонявшим свою землю. Они считают, что летопись отображает всю Русь, а образ князя Игоря олицетворяет собой всех князей, правящих на Руси. Другие, наоборот, представляют его бездумным и безрассудным князем. Поход Игоря был заведомо обречен на провал, смысл такой жертвенности не ясен. Но все же в одном историки сходятся, Игорь так и не состоялся как мудрый политик, но воинской доблести ему было не занимать.
Есть еще и третий лагерь, он не такой многочисленный, как первые два, но не упомянуть о нем было нельзя. Третье мнение заключается в том, что князь Игорь был истинным корыстолюбцем, решившим просто-напросто прославиться как герой-освободитель, защитник русской земли, и тем самым потеснить своей возросшей популярностью Святослава.
Поэтизация образа
Поэтизация и характеристика образа князя Игоря автором несла сугубо политический характер, в поэме «Слово о полку Игореве» ясно наблюдается призыв к объединению разрозненных русских княжеств. Автор древнерусского шедевра прекрасно понимал, что княжья междоусобица на Руси не ведет ни к чему хорошему, лишь к внешнеполитической нищете и коллапсу. Таким образом автор стремится сплотить князей, напомнить им об их родственных связях. В летописи активно обсуждаются все приверженцы раздробленности и междоусобицы, а также один из их зачинателей — князь Олег.
Для того чтобы эффект был ярким и красочным, он (автор) наделяет Игоря качествами доблестного воина и рыцаря. Ведь в произведении «Слово о полку Игореве» жанр — поема. Князь способен на великий поступок, на любую жертву, для него нет ничего сложного в том, чтобы совершить подвиг. Все действия и поступки князя Игоря совершаются только во благо Руси. Он не лишен красноречия и, как любой полководец, перед боем красивыми, мужественными и полными отваги словами воодушевляет свою дружину. Позиция Игоря достаточно ясна — лучше погибнуть в бою чем быть в неволе: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Таков образ князя Игоря.
Присмотревшись к эпитетам, которыми наделяет князя автор, можно с уверенностью сказать, что именно он думает об Игоре. Автор отождествляет образ князя Игоря с соколом, называет его «солнце красное». На пути князя встречается отряд половцев, и его воины с легкостью, разбив их, приносят ему победу. Конечно, много добычи русичи получили после победы: дорогие аксамиты, золото, паволоки, красивых половецких девушек угнали в плен. В летописи сказано «добычи было настолько много, что коврами, кожухами, драгоценными камнями и даже золотом прокладывали себе путь через реки, болота и различные топкие места». Эта ситуация, как считает князь Игорь, показывает, насколько он бескорыстен и благороден. Ведь он пришел победить врагов, а не наживой тешиться. Подтверждением его слов является тот факт, что из всех богатств он взял себе только боевые знаки врагов.
Благодаря этому эпизоду можно сделать вывод, что для Игоря важна не личная выгода, а, прежде всего, борьба с врагами русских. Золото и другие богатства слишком мелки и ничего для него не значат. Он выше всех этих забот. Таково описание князя Игоря.
Поражение
Благородство князя проявляется в последнем сражении, но одновременно тут видна его недалекость как стратега и тактика. Следующая битва была просто сокрушительной для русичей. Когда Всеволод, брат Игоря, начал испытывать сложности во время боя, он тут же идет на помощь к нему, совершенно не думая о последствиях, так как жаль ему брата своего. Несмотря на все — героический поступок Игоря, мужество Всеволода и доблестных русских воинов, сражение проиграно, а самого Игоря уводят в плен. Вот так своим поступком он сделал смерть воинов напрасной. Многие историки думают, что характер князя Игоря и погубил его. Решение сложное, но иногда стоит выбирать между правильным и героическим поступком
Побег
Несмотря на то что князь, совершив безрассудный поступок, подставил под удар Русь, а вместе с нею и весь славянский народ, автор по-прежнему придерживается образа князя как положительного героя. Автор скорбит, описывая поражение в битве. Свое личное отношение к главному герою «Слова» он показывает не только при описании поражения, а еще и во время побега князя из плена. Автор переполнен искренним ликованием, ведь после возвращения Игоря на родину с ним ликует и весь народ русский.
Сила любви
Конечно же, автор «Слова» не мог не упомянуть о любви. Описание князя Игоря как покорителя женских сердец в летописи, конечно, отсутствует. И о том, что он испытывает чувства к какой-то персоне, ничего конкретно не сказано. В летописи рассказано о том, как его любят, сильно и искренне, таких образов в «Слове о полку Игореве» достаточно. Автор создает настолько мощный образ любви, что, кажется, его можно потрогать и прочувствовать. В тексте сказано: любовь настолько огромна, что она преодолевала большие расстояния и проникала в стан к половцам, и именно она помогла сбежать в итоге князю.
Ярославна
Описывая любовь, автор имел в виду Ярославну, законную супругу князя. Плач Ярославны об Игоре наполнен нежностью и теплотой. Говоря об этих эмоциях, автор дает понять читателю, что таких чувств заслуживает только достойный человек. Князь Игорь заслуживает такую любовь, которую испытывает к нему его жена Ярославна.
Отношение к герою «Слова»
Так каким был образ князя Игоря? Относиться к этому человеку можно по-разному. Можно осуждать его и считать, что в бою он поступил эгоистично, и благодаря его поступку погибло много соотечественников-русичей, причем напрасно. Можно осуждать его стратегические и тактические способности, а также высмеивать его недальновидность и безрассудство. Но также не стоит забывать и о хороших чертах характера, о его доблести, вере и отваге, несломленной воле и патриотизме. Да и не может плохой человек заслуживать искренней и нежной любви от такой прекрасной женщины, как Ярославна.
Сколько людей — столько и мнений. Трудно сказать, кого именно из реальной жизни хотел описать автор в своем шедевре. Но то, что образ князя в нем положительный, понятно с первой строки. Князь Игорь — истинный борец с врагами русских, защитник Руси. Без сомнения, основной посыл автора — прекращение русских князей и дальнейшее их воссоединение под общим знаменем.
Великим человеком был князь Игорь. Произведение древнего летописца сильно впечатлило многих. Этого отрицать никто не будет. так что не нам судить о поступках древнерусского князя.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
1.1.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
О поражении, а не о победе рассказывается в замечательном произведении древнерусской литературы — военной повести «Слово о полку Игореве».И это, на мой взгляд, не может не показаться несколько странным. Попробуем разобраться, почему же это так?
Во-первых, именно поражение, а не победа способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулировало русских воинов на победы и подвиги во имя нашей великой Родины!
Во-вторых, главный герой военной повести – князь Игорь – проходит путь спасения души через страдание и покаяние. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». (99 слов)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
Особые замечания | |||
1.1.1Как в отрывке создан образ беды, которую впустили на Русь Игоревы храбрые полки?
Уже с самого раннего утра читателей «встречают» «кровавые зори» и «темные тучи», которые «хотят прикрыть четыре солнца», — четырех светлых русских князей. Эпитеты «кровавые», «темные» подчеркивают зловещность наступающего дня. Ничего доброго не предвещают и ветры, «Стрибожьи внуки», которые дуют навстречу полкам Игоревым, «веют с моря стрелами», словно желая предотвратить наступающее несчастье. Используя олицетворения «веют стрелами», «земля гудит» автор как будто оживляет природу, которая старается оградить князя Игоря от совершаемой ошибки. Страх на читателей наводят и реки, «мутно текущие», и степь, «занесенная пылью»…
Половцы названы в отрывке – «дети бесовы», будто появились из преисподнии, готовые разгромить полки русских князей. Автор ассоциирует врагов с темными силами дьявола.
Множество восклицательных предложений в первом абзаце, также настраивают читателей на трагичное окончание событий: «Быть грому великому!»,- пишет автор. Восклицательные знаки подчеркивают уверенность автора в беде и не оставляют надежды читателям. (158 слов, 11 предложений)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
Особые замечания | |||
2.1 Можно ли князя Игоря назвать положительным героем? («Слово о полку Игореве)
«Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, главной проблемой которого является спасение человеком своей души. Прочитав произведение, можно однозначно назвать князя Игоря одним из первых положительных героев русской литературы. Разберёмся почему.
Во-первых, положительным героем называется не человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от гордыни к смирению. В начале повествования мы видим гордого воина, который ищет славу, а в конце поэмы это уже другой человек, который спас свою душу тем, что понял свою ошибку. Князь Игорь при возвращении из плена домой отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, вероятно чтобы принести покаяние.
Во-вторых, нельзя не отметить авторскую симпатию к главному герою. На протяжении всего произведения автор показывает, как дорог ему князь Игорь. Он всегда присутствует рядом с ним, с любовью описывает. Он даже соединяет все силы природы, дабы помочь ему выйти из беды. Читая произведение, мы видим, что автор искренне желает спасения души этому персонажу. В конце «Слова…» торжественный финал, в котором князь Игорь предстаёт совершенно другим: он переосмыслил прежнее поведение и приобрёл новый взгляд на мир и на себя.
Притча о блудном сыне – сквозной мотив «Слова…». Как в притче блудный сын вернулся к Отцу, так и Игорь возвращается на свою родину. Связь этих произведений очевидна. Оба героя раскаиваются в своих грехах и получают прощение. Они уже не те, что были раньше, они преобразились.
Следовательно, князь Игорь несомненно оказывается положительным героем, который через испытания и страдания ведёт свою душу к спасению.
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве..» рассказывает не о победе, а о поражении?
Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то же время, безрассудный человек, жаждущий славы, отважится пойти против половецких орд с небольшой дружиной. Почему так важно исследовать это поражение? Попробуем разобраться в этом, проследив путь князя Игоря.
В «Слове..» повествуется о печальных событиях, о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчивой и легкой победе над отрядом половцев, за которой последовал сокрушительный разгром русских и пленение Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует метафорические образы, сравнивая жестокую битву с пиром.
Образ князя Игоря напоминает образ русского человека, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки предостережениям и здравому смыслу. Традиционное «пораженье от победы..не отличать» характерно для нашего народа, как говорится, «На ошибках учатся». Именно поражение, а не победа способствует переосмыслению ошибок, прежнего поведения, обретению нового взгляда на себя и на мир.
Проследив преображение главного героя, мы можем сопоставить «Слово..» с притчей о блудном сыне. В начале произведение перед нами человек гордый, надеющийся только на себя, желающий «почевать на лаврах». В конце поэмы, это герой, страдающий из-за собственной глупости, это другой человек – преобразовавшийся, спасенный.
«Слово о полку Игореве..»- произведение-открытие, положившее начало традиции нашей культуре, неслучайно описывает поражение. Ключевая идея древнерусской литературы – спасение своей бессмертной души человека. Князь Игорь проходит через физические и духовные муки, через страдание приходит к покаянию. Автор «Слова..» талантливо передал цену поступков, анализ поступков, он осознанал свои ошибки и, в итоге, переосмысление своего внутреннего «я», очищение души и мыслей. Человека искреннего,
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении? Какие примеры в поздней культуре свидетельствуют о неразличении «пораженья от победы»?
Поэма «Слово о полку Игореве» является неотъемлимой частью древнерусской литературы, которая воплотила сюжет, посвященный мировой истории, и тему – смысл человеческой жизни. В сюжетную основу этого произведения вошел поход знаменитого князя Игоря на половцев. Так почему же «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
Уже всем в наше время известно, что главной целью для русского человека было спасение своей бессмертной души, так как он считал, что зло сокрыто в нем самом; это и стало тогда смыслом человеческой жизни. Вот почему в Древней Руси было принято подражать Богу, тем самым возрастая по его примеру, что охарактеризовано широко известным образом небесной лестницы который подтверждал, что для совершенствования не существовало границ. Однако, чтобы приблизиться к божественному идеалу, нужно уметь анализировать свои поступки, ведь не зря у нашего народа говорится: «На ошибках учатся». Только посредством переосмысления своих неправильных шагов и упущений человек может встать на путь спасения своей души; не что иное, как поражение, может в самый ответственный момент стать спасительным нравственным мерилом.
Более того, благодаря этой поэме была показана духовная эволюция человека. Для этого был использован образ князя Игоря, отправившегося в поход против половцев. Внимание читателя акцентировано на том, через какие трудности и преграды пришлось ему пройти, чтобы из гордого и ищущего лишь славы воины превратиться в человека, спасенного духовно, который, благодаря поражению и последующему пребыванию в плену врага, сумел переосмыслить прежнее поведение, раскаяться в своих поступках, обрести новый жизненный взгляд и моральные принципы. Именно поражение заставило князя Игоря перемениться, признать свою вину и встать на путь спасения своей души, о чем также свидетельствует то, что он по возвращении на Родину в первую очередь отправился в церковь для исповеди.
Безусловно, тема неразличения «пораженья от победы», подразумевающая под собой несравнимый ни с чем опыт, извлекаемый из любого поражения, имело свое отражение в менталитете нашего государства и, следовательно, в поздней культуре.
Например, в романе-эпопее «Война и мир» колоритное и насыщенное описание имели сцены поражений русских во время войны 1805 года. Одно из основополагающих и главных сюжетных эпизодов занимает Аустерлицкое сражение, которое закончилось для России сокрушительным поражением. несколько раз в романе указывал на то, что император Александр I, игнорируя слова и советы великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, хотел завоевать авторитет на международной арене. Даже природа, создав плохую видимость для русского войска в виде тумана, была против этого сражения. Однако, именно это сражение, точнее, эпизод под небом Аустерлица, стал роковым в жизни Андрея Болконского. Это поражение помогло понять князю всю бессмысленность своих помыслов, то, что он сражался не ради людей и Родины, а ради собственной славы, тщеславия и тулона. Выжив после Аустерлица, Андрей Болконский переменился, его жизненные и моральные позиции преобразовались, он прозрел. Он осознал, что его действия на поле Аустерлица нельзя было назвать подвигом, так как они были совершены только во имя него самого. Благодаря этому поражению, он лично для себя смог извлечь неоценимый опыт, понять настоящие жизненные ценности.
Таким образом, поэма «Слово о полку Игореве», поведав о поражении князя Игоря, наглядно показала, как человек может нравственно вырасти и осознать свои ошибки, поборов свою гордость и тщеславие. Это великое произведение стало фундаментом для формирования русской традиции и нравственных устоев. (513 слов)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1.
Почему прекрасное произведение о том, как сражались русские войска, написано об их поражении? Существует одно неоспоримое доказательство, которое проверено временем: поражение несет с собой осмысление пройденного пути, а победа лишь еще больше воспаляет желание к завоеваниям.
Сюжет «Слово о полку Игореве», как и многие другие произведения древнерусской литературы,несет идею спасения человеческой души. Князь Игорь один из многих полководцев Древней Руси, который мечтал о славе, завоеваниях и роскоши. Его не так сильно заботила Божья воля,. чтобы дать успокоения смелым мыслям, и из-за этого он обрел себя и своих товарищей на поражение. Главной тематикой поэмы является то, что через душевные и физические муки, через осознание своих ошибок, можно прочувствовать в себе Божью благодать, стремясь к добродетели.
Как и Родион Раскольников, как и Андрей Болконский, князь Игорь испытал боль утраты, узрев смерть во всех смыслах этого слова, и, в конце концов, он пал в огненную геенну. Откуда нашел выход, идя по тропинке, протоптанной Богом.
Бахвальство означает грех перед самим Отцом Земли, который вдохнул в нас жизнь и позволил наслаждаться ею, и, гордиться тем, как люди убивают себе подобных, есть не что иное, как грех, который нельзя допустить.
Все едино и всесильно. Как и было сказано, акцент, в Древней Руси, ставился на том, чтобы спасти душу человеческую, а не рассказывать о том, как храбро сражались солдаты. Вот почему «Слово о полку Игореве» повествует о том, как князь Игорь сумел вырвать свою душу из цепких когтей лукавого и почувствовать в себе Божью благодать. (239 слов)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1
Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
Главной идеей древнерусской литературы становится проблема спасения души.
Поэма «Слово о полку игореве» наглядно отражает эту проблематику.
Князь Игорь, являясь персонажем воинской повести, описывающей его поражения, тем не менее, считается одним из первых героев русской литературы. Какое объяснение можно найти этому феномену?
На протяжении повести, мы наблюдаем преображение главного героя, становясь свидетелями его пути от гордыни к смирению. По возвращению из плена, князь Игорь отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, что бы покаяться. Термин покаяние происходит от древнегреческого слова «metanoia», что дословно переводится, как «перемена сознания», человек осознаёт свои ошибки, происходит переосмысление, а это ещё один шаг на пути к спасению души. Смыслом концовки поэмы стало покаяние князя Игоря. Богу, как нашему создателю дорог каждый человек, в особенности тот, который нуждается в помощи. Так же и автору дорог князь. Сопровождая своего героя на протяжении всего произведения, автор приводит его, Игоря, в храм, помогая ему осознать ошибки и преобразиться.
Читая воинскую повесть, «Слово о полку игореве», невольно вспоминаешь бессменную притчу на все времена, о блудном сыне. Русский народ, радостно встречает князя, не смотря на его поражение. И не удивительно, ведь Игорь приезжает с повинной головой, он едет в Киев, покаяться. Как блудный сын возвращается к своему отцу, так и князь возвращается на родину, с осознанием своей вины.
Положительный герой – это герой, стремящийся к спасению души. Жизненный путь – это путь к Богу. И князь проходит этот путь, от гордыни к покаянию, перерождаясь и находя для себя истинный смысл жизни. (236 слов)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1 Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя? (По поэме «Слово о полку Игореве»)
«Слово о полку Игореве» — самое загадочное произведение. Произведение древнерусской культуры, полагающее основы отечественной литературной традиции. Древнерусская литература однопроблемна: она свидетельствует о том, что единственная задача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века русской истории, это именно так. Уверены, что именно этой «мерой», проблемой спасения души, можно измерить поступки и поведение главного героя и понять пафос произведения в целом.
Образ родной земли, плачущей, страдающей, радующейся, сопереживающей,– основной в знаменитом произведении древнерусской литературы. Родная земля, словно любящая и страдающая о своих сыновьях мать, воплотила великий гуманистический пафос нашей культуры. Главный герой – князь Игорь — уже наказан за свой проступок. А к человеку, получившему возмездие за совершенный проступок, отношение может строиться только по закону любви.
Удивительно то, что великое произведение нашей литературы о поражении, а не о славе русского оружия. Именно поражению Игоря и его брата Всеволода, открывшим ворота половцам на русскую землю, посвящена великая поэма. Поэтому столь кратко повествование о первой победе русских и столь пространно повествование о поражении, его последствиях, пребывании Игоря в плену и о побеге. Вспомним о том, что Лев Толстой, задумав произведение о войне русского народа с Наполеоном, был остановлен чувством стыда и не смог писать о победах, не рассказав о сраме русских в войне 1805 года. Эта традиция «пораженье от победы …не отличать» характерна для нашего менталитета. Не случайно наш народ говорит: «На ошибках учатся». Именно поражение, непобеда способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя.
Далее можно утверждать, что перед нами произведение, показывающее преображение главного героя. В начале повествования перед нами гордый, надеющийся только на себя и свое войско, пренебрегающий недоброй приметой, торопящийся восстановить свою славу в глазах других русских князей персонаж. В конце поэмы это герой, страдающий, понявший свою вину перед соотечественниками, любимой женой – другой человек, человек преобразившийся, а значит, спасенный. Он и направляется не в родной город, а в мать городов русских Киев, его стопы направлены к Богородице Пирогощей, то есть к церкви Пресвятой Богородицы. Зачем человек приходит в храм? Чтобы принести покаяние и возблагодарить Бога за урок. Тема блудного сына, вернувшегося к Отцу, в финале произведения очевидна.
Князь Игорь – первый положительный герой русской литературы. Положительный герой – это не просто хороший, добрый, человек, это прежде всего человек ищущий главные смыслы жизни. Все знаменитые герои русской литературы — «русские мальчики» (термин Достоевского) свое начало имеют в образе князя Игоря, который прошел испытания, изменившись и преобразившись.
До сих пор не утихают споры о подлинности «Слова…». Для меня здесь нет вопросов. Перед нами произведение, отразившее новое христианское сознание русского человека. Да, в нем достаточно рудиментов язычества. Но не это главное. Главное для православного сознания – отразить путь человека к Богу, отразить этапы спасения души. Именно путь спасения души через страдание и покаяние проходит главный герой поэмы князь Игорь. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». Только человек живого сердца, умеющий сострадать и любить, может быть в нашей литературе героем.
Задание 8.
Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира. Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.
Задание 8.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.
Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Задание 8.
Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Задание 8.
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Задание 9.
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Задание 9.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Задание 9.
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.
Задание 9.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сон — это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего. Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого «Война и мир», сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Повесть «Гробовщик» у Пушкина полностью строится на приеме сна.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?
Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе. Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха». Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.
Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.
В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.
«Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.
Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру — таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».
Составитель: С.Н.Мищенко