Подвиг жени родионова краткий рассказ

Евгений родионов русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну.

Евгений Родионов – русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну. Сегодня его могила, которая находится под Подольском, не остается заброшенной. К ней приходят невесты с женихами, воины, искалеченные в боях, и отчаявшиеся люди. Здесь они крепнут духом, утешаются, а также исцеляются от недугов и тоски.

воин евгений

Когда-то Евгений Родионов был обычным русским парнем. А сейчас художниками пишутся его иконы, поэтами слагаются о нем стихи. Его образа мироточат.

Детские годы

Родионов Евгений Александрович родился 23.05.1977 г. Местом его появления на свет стало село Чибирлей, которое расположено в Кузнецком районе Пензенской области.
Отец Евгения, Александр Константинович, по профессии был плотником, столяром, мебельщиком. Он скончался вскоре после того, как был похоронен его сын. Несколько дней отец буквально не отходил от могилы Евгения. После этих испытаний у него не выдержало сердце.

Мать – Любовь Васильевна, была по специальности мебельщиком-технологом.
Биография Евгения Родионова коротка и ничем особым не примечательна. Из родного села Чибирлей семья Жени переехала в Подмосковье. Там в селе Курилово парень отучился в школе, окончив девять классов.

биография евгения родионова

Родионовы, как и большинство людей в перестроечные 90-е годы, жили довольно скромно. Любовь Васильевне приходилось даже разрываться между тремя работами. Именно поэтому после девяти классов парень оставил школу и стал работать на мебельной фабрике. Юноша быстро освоил свою специальность и стал приносить домой неплохие деньги. Параллельно с работой Евгений учился на шофера.

Знамение

В семье Евгений был желанным ребенком. Своим появлением на свет он стал огромной радостью в доме. Только сердце матери некоторое время сжималось от тревожного чувства опасности и страха. Ведь сразу после рождения Жени, а случилось это в половине первого ночи, она случайно посмотрела в окошко. Там, в темном небе, светили крупные и яркие звезды. И вдруг одна из них внезапно начала падать, оставляя за собой яркий след. Медсестры и врачи стали убеждать Любовь Васильевну, что это хороший знак, что он предвещает радость и замечательное будущее ребенку. Однако напряженное ожидание долго не оставляло женщину. Лишь со временем все постепенно забылось и вспомнилось только спустя 19 лет.

Крещение

Женя рос спокойным и ласковым ребенком. Он редко болел, хорошо кушал и почти не беспокоил родителей своим криком по ночам. Однако тревожило их то, что малыш очень долго не ходил. И тогда родители, по совету деда и бабушек мальчика, окрестили его в находящемся неподалеку храме. Вскоре после этого мальчик, которому исполнился год и два месяца, стал ходить.

Крест

В тяжелые 90-е, когда мать Евгения Родионова подолгу находилась на работе, Женя не по годам проявлял самостоятельность. Он научился готовить себе еду. Без помощи взрослых делал уроки. Один посещал храм. Чаще всего он бывал в Троицком соборе, расположенном в Подольске. И уже в 14 лет мальчик не только осмыслил, но и принял саму суть Троицы, донеся свое понимание до сердца матери, в те годы еще далекой от веры. Летом 1989 г. Евгений пришел в церковь вместе со своими бабушками. Они, согласно православному старинному обычаю, привели сюда своего внука, чтобы тот причастился и исповедался перед учебным годом. И только тогда выяснилось, что паренек не носит на себе нательный крестик. В храме Евгению его дали на цепочке. Лишь спустя некоторое время парень перевесил крестик на толстую веревочку.

 евгений родионов

Что говорил батюшка Жене на его первой в жизни исповеди, не знает никто. Вполне возможно, он поведал мальчику притчу о том, что крестик для христиан – это как колокольчик, который весят на шеи овец, чтобы известить Пастыря о беде. Может быть, разговор шел и о другом. Но с тех пор мальчик крест с шеи не снимал. Любовь Васильевна была в смущении. Она боялась, что над ее сыном будут смеяться в школе. Однако Женя не изменил своего намерения. Над ним не смеялся никто, а вскоре его друзья даже сами стали отливать распятия с помощью специальных формочек.

Служба в армии

Евгений Родионов не хотел оставлять свою мать. Служба в армии его не привлекала. Однако законных поводов для отсрочек у парня не было, и он отправился исполнять свой долг. В армию Родионов Евгений Александрович был призван 25.06.1995 г

Первоначально его отправили в учебное подразделение в/ч № 2631 в г. Озерске Калининградской области. На сегодняшний день это учебное подразделение пограничных войск РФ расформировано. Может быть, поэтому очень мало известно о том, как проходил здесь службу будущий герой Евгений Родионов. Однако об этом юноше осталась ходить легенда. Она гласит, что там, где служил парень, не было дедовщины. Многие считают, что это первое чудо воина Евгения.

Военную присягу Женя принял 10.07.1995 г. Служба его проходила в Калининградской области, где в составе 3-й пограничной заставы он являлся гранатометчиком. 13.01.1996 г. парня вместе с другими молодыми бойцами отправили в командировку. Тогда-то он и попал на границу Чечни и Ингушетии в Назрановский пограничный отряд.

Встреча с матерью

До того как Евгений Родионов был отправлен на Северный Кавказ, он успел еще раз встретиться с Любовью Васильевной. Согласно рассказу матери, ее, приехавшей в гости к сыну, полковник части встретил вначале неприветливо. Он решил, что та будет требовать, чтобы Евгения не посылали в горячую точку. Однако свое отношение он вскоре изменил. Ведь Любовь Васильевна сказала ему о том, что все будет так, как решил ее сын. Напоследок начальник даже дал Жене восемь дней отпуска.

Парень очень гордился тем, что стал пограничником и будет заниматься нужным Родине делом. Именно в эту последнюю встречу сын рассказал матери о том, что он написал рапорт о переводе в горячую точку. Он, как мог, успокаивал Любовь Васильевну, утверждая, что уйти от судьбы невозможно. Говорили они и про плен. «Это как повезет…», — сказал сын.

Плен

Слова парня оказались пророческими. Рядовой-пограничник Евгений Родионов оказался в плену спустя месяц после начала нахождения в командировке на Чечено-Ингушской границе.

В этот день (13.02.1996 г.) на очередное дежурство заступил отряд, состоящий из четырех человек. Кроме Евгения Родионова в нем находились Игорь Яковлев, Андрей Трусов и Александр Железнов. Парни несли опасную службу без офицера или прапорщика, а также без постановки задачи, которая была бы обусловлена боевыми действиями.

Дежурство молодых солдат проходило на контрольно-регистрационном пункте, находящемся на границе между Ингушетией и Чечней. Именно через этот КРП проходила единственная в этой гористой местности дорога, часто используемая боевиками для перевозки похищенных людей, а также доставки боеприпасов и оружия. Однако столь важный и ответственный пост скорее напоминал автобусную остановку, лишенную даже электричества. Наши парни стояли практически незащищенными посреди дороги, кишащей бандитами.

памятник воину евгению

Конечно, долго подобное продолжаться не могло. Но именно в ту ночь, когда дежурство здесь нес наряд Евгения, мимо КРП проезжал микроавтобус, на котором было написано «Скорая помощь». В нем находились чеченские бандиты во главе с одним из своих полевых командиров – Русланом Хайхороевым. В этой машине перевозилось оружие. Согласно уставу, молодые пограничники сделали попытку осмотреть груз. Но здесь завязалась борьба. Из микроавтобуса выскочили вооруженные бандиты. Пограничники сопротивлялись как могли. О том, что они не сдались без боя, свидетельствовали следы крови, оставшиеся на асфальте. Однако у молодых ребят не было шансов победить закаленных в боях вооруженных террористов. Пограничники попали в плен.

Извещение матери

Сослуживцы Евгения, которые находились сравнительно недалеко, всего в двухстах метрах от КРП, должны были слышать крики наших ребят о помощи. Однако в три часа ночи многие из них спали. Но и даже после этого никакой тревоги объявлено не было. В погоню также никто не пустился. Ребят не искали вообще! Хотя это не совсем так. Активные поиски велись далеко за пределами Чечни, в мирном Подмосковье. Уже 16 февраля матери Евгения пришла телеграмма, известившая ее о том, что ее сын самовольно ушел из части. И тут же поисками дезертира занялась милиция, обыскивая не только квартиру, но и ближайшие подвалы.

Любовь Васильевна знала характер своего сына и была убеждена в том, что сделать этого ее Женя не мог. Она принялась писать в воинскую часть, пытаясь убедить командиров в том, что сын не мог стать дезертиром. Однако ей не верили.

Поиски сына

Сердце матери почувствовало беду. Она решила сама отправиться на Чечено-Ингушскую границу, куда был переведен ее сын. Только там командир части рассказал ей о том, что произошла ошибка. Ее сын не дезертир. Он попал в плен.

Тогда Любовь Васильевна отправилась к Сергею Ковалеву, сотрудничавщему с «Комитетом матерей». Однако эта общественная организация, которая находилась в станице Орджоникидзевской, почему-то оказалась состоящей лишь из одних чеченок, получающих гуманитарную помощь от Ковалева. Явно рисуясь перед ними, этот общественный деятель обвинил Любовь Васильевну в том, что она вырастила убийцу.

Тогда мать решила искать сына самостоятельно. Она обошла практически всю Чечню. Побывала Любовь Родионова у Гелаева, у Масхадова и у Хаттаба. Своими словами она молилась Богу и каким-то чудом осталась жива. Хотя по именам может назвать тех матерей, которых чеченцы жестоко убили.

В поисках сына она, вместе с отцом одного из контрактников, ходила даже к Басаеву. Перед камерами и на людях этот «Робин Гуд» старался держаться добрым героем. Однако после того как родители бойцов вышли из аула, они были окружены отрядом, который возглавлял брат Басаева – Ширвани. Именно он повалил Любовь Васильевну на землю и бил прикладом и ногами. В результате она чудом осталась жива. Еле доползла до палатки, где находились свои люди, но еще на протяжении трех дней из-за сильных болей не могла перевернуться на спину и уж тем более ходить. Несколько позже посещавшего вместе с ней Басаева отца контрактника она увидела в Ростове среди трупов.

Казнь

После похищения молодых пограничников доставили в село Бамут. Там бандиты держали наших ребят в подвале дома. На протяжении трех месяцев пленники терпели издевательства и пытки, но в течение всего этого времени ребят не оставляла надежда, что их обязательно спасут.

Более всех других чеченцы избивали Евгения Родионова. Причиной тому был его крест, который висел на шее. Боевики предъявили парню ультиматум. Они предложили сделать выбор между принятием ислама, что означало вступление в их ряды, и смертью. Однако Евгений отказался это сделать категорически. За это его жестоко избивали, постоянно твердя, чтобы он снял крест. Однако юноша не сделал этого. Можно только догадываться о том, о чем думал этот молодой паренек, которому в то время еще не исполнилось и девятнадцати лет. Но, скорее всего, Ангел-Хранитель укреплял Евгения в той страшной тьме подвала так же, как это было с первыми христианами, ставшими мучениками.

могила евгения родионова

Матери молодого пограничника боевики постоянно твердили о том, что ее сын еще жив, но находится у них в плену. После этого они всегда делали многозначительную паузу, как бы прицениваясь к тому, что можно взять у несчастной женщины. Но, скорее всего, поняв, что особенно не разживешься, они пришли к своему страшному решению.

В день рождения Жени, 23 мая 1996 года, произошла кровавая развязка. Вместе с остальными солдатами парня вывели в лес, который находился неподалеку от Бамута. Вначале убили друзей Евгения, находившихся с ним на последнем дежурстве у КРП. После этого в последний раз парню предложили снять крест. Однако Евгений не сделал этого. После его казнили так же страшно, как в древнейшем жертвенном ритуале язычников – отрезали живому голову. Однако и после смерти бандиты не решились снять с тела парня крест. Именно по нему мать и узнала своего сына. Впоследствии бандиты дали матери видеокассету, на которой была заснята казнь Евгения. Тогда она узнала, что в этот день находилась всего в семи километрах от села Бамут, которое уже 24 мая взяли наши войска.

Убил Евгения Родионова сам Руслан Хайхороев. Он признался в этом сам в присутствии представителя ОБСЕ, указав на то, что у молодого пограничника был выбор, и он мог остаться в живых.

23.08.1999 года Хайхороева вместе с его телохранителями убили во время бандитской внутричеченской разборки. Случилось это ровно через 3 года и 3 месяца после смерти Евгения.

Страшный выкуп

Любови Васильевне все же удалось найти своего ребенка. Но это случилось уже через девять месяцев и тогда, когда ее сын был мертв. Однако от одинокой и несчастной женщины бандиты потребовали выкуп. За 4 миллиона рублей, которые в те времена составляли приблизительно 4 тыс. долларов, они согласились указать место, где находятся останки Евгения.

мать евгения родионова

Чтобы собрать необходимую сумму, Любови Васильевне пришлось продать практически все – квартиру, вещи и часть одежды.

Однако на этом хождения Любови Васильевны по чеченскому аду еще не закончились. В то время, когда она занималась перевозкой тела сына в г. Ростов, он снился ей каждую ночь и просил о помощи. И тогда женщина решила вновь отправиться в Чечню, чтобы забрать оттуда голову Жени. И она нашла ее, после чего благополучно вернулась в Ростов. 20.11.1996 года Любовь Васильевна смогла привезти тело сына домой, после чего похоронила его. И в ту же ночь Евгений приснился матери сияющий и радостный.

Возникновение чуда

Сразу после того как произошла смерть Евгения Родионова, в разных уголках России начали происходить самые невероятные вещи. Так, одна из девочек-бродяжек, попавшая в 1997 г. во вновь созданный реабилитационный православный детский приют, поведала о высоком солдате, на котором была красная плащ-палатка. Он назвался Евгением, взял девочку за руку и отвел ее в церковь. В жизни красных плащ-палаток не бывает. Это был плащ мученика.

родионов евгений александрович

Но на этом чудеса не прекратились. Во многих церквях стали звучать рассказы, повествующие о божественном воине, одетом в огненный плащ, который помогает молодым солдатам, попавшим в чеченский плен. Он указывает им путь к свободе в обход всех растяжек и мин.

О нем с 1999 г. стали говорить и в Комитете солдатских матерей, утверждая, что есть такой мученик — воин Евгений. Он помогает ребятам в плену. На воина Евгения матери стали молиться перед Господом в надежде увидеть своих сыновей живыми.

Но и это еще не все. Раненные военные, находящиеся на излечении в госпитале Бурденко, утверждали, что знают воина Евгения, помогающего им в тот момент, когда подступают сильные боли. Многие бойцы утверждают, что видели этого солдата на иконе во время посещения храма Христа Спасителя. Кроме того, воин, одетый в красную плащ-палатку, знаком и заключенным. Они рассказывают, что этот солдат помогает наиболее слабым и поднимает дух сломленных.

В 1997 г. вышла книга о Евгении Родионове. Называется она «Новый мученик за Христа воин Евгений». Книга была заказана храмом Святителя Николая, находящимся в Пыжах. Благословил ее Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Вскоре от священника из Днепропетровска Вадима Шкляренко пришел рапорт, в котором было указано на то, что фотография, размещенная на обложке книги, мироточит. Миро имеет светлый цвет и легкий запах хвои.

Официального решения Синода РПЦ о канонизации новомученика пока еще нет. Евгений Родионов причислен к лику святых Сербским Патриархом. В Сербской православной церкви юноша почитается как новомученик. В этой стране православного бойца называют Евгением Русским. Однако считать молодого пограничника месточтимым святым РПЦ не возбраняет. Но официального решения придется подождать. Согласно правилам, канонизация мирян должна происходить лишь на пятидесятый год после их кончины. Исключения возможны лишь для тех, кто проявил свою святость еще при жизни.

Однако иконы воина Евгения уже появились. Только на сегодняшний день по всей России их насчитывается уже немногим более полутора сотен, но они пока еще не являются официальными. Иконография Евгения-воина велика и обширна. Известно более полутора десятков различных икон с изображением мученика.

На иконах святой Евгений Родионов изображен, как и положено, с нимбом над головой. И вовсе неважно, что канонизация воина пока еще официально не утверждена. Евгений стал народным святым, что, вполне возможно, намного важнее.

Почитание могилы

Похоронен мученик Евгений Родионов в Московской области на деревенском кладбище с. Сатино-Русское, которое находится в Подольском районе. К могиле ежегодно в день его рождения и одновременно смерти 23 мая съезжаются тысячи людей. Это жители не только России, но и многих зарубежных стран.

В этот день возле могилы Евгения Родионова десятки священников проводят поминальные службы. Причем церковные богослужения проводятся 23 мая с самого раннего утра и до поздней ночи.

Люди съезжаются на это сельское кладбище, чтобы почтить подвиг Евгения Родионова. Этого русского солдата, который не предал ни своей Родины, ни Веры. В знак уважения некоторые из чеченских ветеранов даже оставляют здесь свои медали.

Заезжают на это сельское кладбище люди и в обычные дни. Тот, кто попал в беду, просит воина Евгения о заступничестве, оставляя на могиле между камушков записки.
Над захоронением молодого парня возвышается крест. Надпись на нем гласит следующее: «Здесь лежит Евгений Родионов, русский солдат, стоявший на защите Отечества и не отрекшийся от Христа, казненный 23,05,1996 г. под Бамутом».

Памятник

Увековечена память о героически погибшем в Чечне Евгении Родионове и на его родине в Пензенской области. Там в городе Кузнецке 25.09.2010 г. состоялось открытие монумента. Памятник воину Евгению имеет вид бронзовой свечи, пламя которой словно обнимает солдата, держащего в руках крест. Автором монумента является скульптор-художник Сергей Мардарь.

Памятник воину Евгению находится на территории школы №4, где учился Родионов, и которая теперь названа его именем. При его открытии состоялся торжественный митинг, который собрал жителей города разных возрастов. Посетили это мероприятие и гости Кузнецка.

книга о евгении родионове

В речах всех выступавших звучали слова благодарности матери героя, которая смогла достойно воспитать своего сына, а затем и сама совершила материнский подвиг.

Памятник, который называется «Свеча памяти», был открыт:

— начальником отдела Управления по воспитательной работе при Пограничной службе ФСБ РФ В.Т. Борзовым;
— полковником группы «Альфа» С.А. Поляковым;
— председателем правления областной ветеранской организации «Боевое братство» Ю.В. Красновым;
— председателем совета ветеранов локальных вооруженных конфликтов и войн г. Кузнецка П.В. Ильдейкиным.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

AVvXsEju4bJk y7ScTU8bvYhFwQSnxAXq tjbkOYHX2gak0nT0eQPkL70nTnBgsleLvIJ73o ix4IWGlOsFrx6Lzu9tT26KT2s gRXdGgd5Q5gjyqWUFy7AFBqYme8duhm5LyfUWmvA86VYs dG3W2SOthySohZ dc9hJRAqva6XcbaplRNWK qPOdyJWj6riA=w374 h400

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

521910

СОЧИНЕНИЕ

Юрий Маркович Нагибин
рассказывает о своей юности, о своем выпускном предвоенном классе и о Жене
Румянцевой, девочке-однокласснице. Лирический рассказ Юрия Нагибина — о невстрече
через десять лет, о любви и юности — ставит сложную проблему судьбы, трагическую проблему
утрат на жизненном пути.

Нагибин удивляется, как за десять
лет он не узнал, не разглядел в однокласснице Жене Румянцевой свою судьбу. Когда
«все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие,
растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых
людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен
в мир, ставший бесконечным, — пишет Юрий Нагибин, — в класс заглянула Женя
Румянцева: ‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай
встретимся через десять лет!»

Оказывается, все эти годы он
нравился, Жене, в которой юный Юрий Нагибин совсем не предполагал ни чувств, ни
подобных слов. И вот когда все были растерянны, как будто этот день застал их
врасплох, Женя решилась признаться. С чувством какой-то досадной и грустной
утраты Юрий Нагибин вспомнил только один день, когда Женя пришла покататься на
лодке: «в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась,
сказав себе с гордой честностью: не вышло…», — пишет Нагибин.

И они договорили о встрече:
«через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем
пролёте между колонн Большого театра».

Как и многие из предвоенного
поколения, Женя Румянцева не дожила до победы: «Вернувшись с войны, я узнал,
что звание Героя было присвоено Жене посмертно», — пишет Нагибин. Испытав
чувство утраты, когда Женя Румянцева призналась в любви, Юрий Нагибин через
десять лет и за несколько дней до условленного срока «почувствовал такое
острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к
этой встрече».

Юрий Нагибин рассказывает, что Женя
Румянцева «в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу», а
уже в 44-м была майором авиации и Героем Советского Союза.

Авторская позиция наиболее явно
выражена в последнем абзаце. Юрий Нагибин считает, что трагические утраты,
невстречи, несложившиеся судьбы – результат социальных и мировых потрясений
(война) и следствие слепоты юношеской души. «Мне хотелось на миг остановить
время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик,
вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что
могло бы стать судьбой», — заканчивает свой рассказ русский советский писатель-прозаик,
журналист и сценарист Юрий Маркович Нагибин.

Конечно, предвоенное поколение,
люди, пережившие войну, намного острее должны чувствовать эту проблему: война —
самое противоестественное для человека дело и человек, прошедший войну, острее
чувствует утрату, боль от искалеченных судеб, убитых жизней. «Ах, война, что ж
ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым…», — писал другой фронтовик –
Булат Окуджава.

431
слово

 ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2022 г.

(1)Вот и кончился последний урок
последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять
школьных лет
завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и
о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением
из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору,
словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя
Румянцева: ‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное
предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была
свойственна Жене, и я спросил серьёзно: ‒ Зачем? ‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень
нравился мне все эти годы.

(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни
эти слова, ни эти
чувства.
(12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах.
(13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с
шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между
нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я
мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной
встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в
выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил
дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя
Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и
думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на
пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что
мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик. ‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя. 

(24)Мы вычерпали из лодки воду и
отправились в «кругосветное»плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия.
(26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное
море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо
командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать
паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время
бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз
приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот
единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе
с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя?
спросил я ‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной
и грустной утраты я сказал: ‒ Где же и когда мы встретимся? ‒ (36)Через
десять лет, двадцать девятого мая
, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась
в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя
в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу.
(40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации
Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было
присвоено Жене посмертно
.

(42)Жизнь шла дальше, порой я
вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее
беспокойство, будто
все прошедшие годы только и готовился к этой встрече.
(43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к
среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там
немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал
домой…

(45)Мне хотелось на миг
остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской
души
, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский
писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Краткое содержание рассказа «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника:

Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.

Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 “А” класса, а с 5 “Б”, в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.

После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.

Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.

Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера

«13 подвиг Геракла» Искандер краткое содержание:

Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.

Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами

Краткое содержание «13 подвиг Геракла» Искандер с цитатами из произведения:

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»

С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Краткое содержание «13 подвиг Геракла»

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.

Главные герои

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5 «Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, « по происхождению грек ». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в « классе образцовую тишину ». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – « это делать человека смешным ». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась « какая-то запутанная и глупая » задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение: он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5 «А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося « в одном из флигелей при школьном дворе ».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, аргументируя тем, что на следующем уроке их класс уйдёт на экскурсию. На самом деле наш герой хочет сорвать урок математики. Ему это удается, и сначала в 5 «Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, « что в воздухе запахло какой-то опасностью » – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял « лукавые детские души » и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль: нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

«Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание рассказа Искандера. 6 класс

Рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» («13 подвиг Геракла»). Краткое содержание, читать полный текст, слушать аудиокнигу. Литература, 6 класс. Главные герои произведения и их характеристика. План рассказа.

Фото «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание рассказа Искандера. 6 класс

«Тринадцатый подвиг Геракла» — рассказ советского писателя Фазиля Искандера, впервые опубликованный в 1964 году. В произведении рассказывается о школьном учителе Харлампии Диогеновиче, который высмеивал лентяев и нарушителей дисциплины, заставляя их становиться лучше.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Когда рассказчик учился в пятом классе, математику у них в школе преподавал учитель-грек Харлампий Диогенович. На уроках у него никто не шумел, хотя педагог никогда не кричал, не уговаривал, не вызывал родителей. Он лишь высмеивал лентяев и нарушителей дисциплины так, что тем хотелось сквозь землю провалиться.

Например, опоздавшего школьника он мог церемонно пропустить в класс и объявить: «Принц Уэльский». После этого все начинали хохотать. А человек, оказавшийся смешным, в дальнейшем старался стать лучше.

Однажды осмеянию подвергся и сам рассказчик. В тот день мальчик не сделал домашнее задание. И перед уроком он не стал советоваться с кем-то, у кого получилось решить сложную задачу, а пошёл играть в футбол.

Школьник боялся, что теперь-то его непременно вызовут к доске. На счастье, дверь в класс распахнулась и вошли доктор с медсестрой: они искали пятый «А», чтобы сделать прививки. Но это был пятый «Б». И тогда рассказчик решился на отчаянный шаг: «Можно, я им покажу, где пятый «А»?». Харлампий Диогенович разрешил.

Провожая медсестру и доктора в другой класс, мальчик соврал, что их класс на следующем уроке уйдёт в музей, так что медики решили вернуться и заняться пятым «Б».

Урок математики был прерван. Врач с медсестрой стали делать уколы. Алик Комаров так перепугался, что чуть не потерял сознание. Рассказчик вызвался побежать звонить в «скорую», но это не понадобилось. Сам мальчик гордился, что не боится прививок, потому что раньше делал много уколов от малярии.

Когда прививки были сделаны, времени почти не осталось. Тогда математик начал рассказывать классу поучительную историю: Геракл совершил двенадцать подвигов. Но один молодой человек решил исправить греческую мифологию и совершить тринадцатый. Вот только совершил он этот подвиг не от смелости, а из трусости.

После этого учитель вызвал рассказчика к доске, чтобы тот решил заданную на дом задачу. Ученик бодро начал: «Артиллерийский снаряд…». Но что сказать дальше, он не знал. «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?» — пошутил Харлампий Диогенович. «Да», — неожиданно ответил мальчик, надеясь сбить его с толку. «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал», — предложил учитель. Класс хохотал.

С тех пор к учёбе главный герой стал подходить серьёзнее. А со временем понял, что почти все боятся показаться смешными. Слишком бояться этого глупо, но совсем не бояться — ещё хуже. Он до сих пор благодарен Харлампию Диогеновичу: тот приучал детей не лукавить и относиться к себе с чувством юмора. А это, как ни крути, полезное качество.

c58dae5fa4d2afdcd9a4c8c85e48f16c

План рассказа

1. Харлампий Диогенович и его метод.

2. Нерешённая задача.

3. Неожиданный визит медиков.

4. В классе делают прививки.

5. Вызов к доске.

6. Урок на всю жизнь.

Главные герои рассказа и их характеристика

Харлампий Диогенович

Школьный преподаватель математики. В отличие от других знакомых рассказчику математиков, опрятен и обладает сильным характером. Он невысокого роста, с большой головой, всегда аккуратно одет и старательно выбрит.

Он никогда не грозит детям, но при этом держит класс в узде. Он приучает учеников к порядку, показывая, что лень и недисциплинированность — это смешно, недостойно человека. И дети быстро принимают его правила. Им не хочется казаться смешными и глупыми, они желают заслужить уважение учителя и товарищей.

При этом педагог не унижает самих учеников, не называет их плохими людьми («ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган»). Учитель высмеивает именно их неблаговидные поступки. И это работает: двоечник, уличённый в списывании, старается решать задачи сам; главный герой, попытавшийся обмануть учителя, по-другому начинает относиться к заданиям.

Мальчик-рассказчик

Пятиклассник, от лица которого ведётся рассказ, нигде не назван по имени, его внешность не описана. Из рассказа мы видим, что он самый обычный школьник: сообразительный, но любящий футбол больше уроков, порой ленивый, хитрый (обманывает врача и медсестру), не злой, но готовый нехорошо подшутить над товарищем (дразнит Гитлером соседа по парте).

Он тайно гордится, что страдает от хронической малярии и не боится уколов. Ему хочется хорошо выглядеть, казаться храбрым. Но из-за попытки обмануть учителя он выглядит смешно и глупо. В результате он не только становится прилежнее, но и понимает важную вещь: не нужно бояться посмеяться над собой, чтобы в итоге стать лучше.

  • Подвиг данко аргумент к сочинению
  • Подвиг андрея соколова в рассказе шолохова судьба человека
  • Подверженный страху как пишется
  • Подвешенные флажки как пишется
  • Подвела или подвила как пишется правильно