Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.
Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.
Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.
Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.
Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка.
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.
Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна.
Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.
У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.
Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом. Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.
Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
План
1.Что такое подвиг
2.Что мешает совершать подвиги
3.Ежедневные подвиги обычных людей
4.Проблема взаимовыручки и уважение
5.Хорошие поступки улучшают жизнь окружающих
Подвиг – это поступок героического характера, который приносит благо для конкретного человека или общества в целом. Многие считают, что подвиг может совершить только герой. Но я с этим не согласен. Все наши герои – это изначально люди такие же, как и мы с вами. И им не понадобилось ни суперсил, ни сверхъестественных способностей, чтобы совершить подвиг.
Каждодневная рутина, дела, проблемы поглощают людей, поэтому никто не видит проблем и нужд окружающих, никто никому не помогает, все слишком поглощены своей жизнью. А чтобы совершить подвиг нужно уметь видеть потребности и желания окружающих. А для этого надо перестать зацикливаться на себе и всего лишь посмотреть вокруг. Движение на дороге слишком сильное, машины мчаться с огромной скоростью, а на нерегулируемом пешеходном переходе стоит старушка и не решается перейти на другую сторону. Человек отзывчивый, милосердный и просто участливый непременно поможет бабушке, не пройдёт мимо. У сострадательных и чутких людей всегда возникает желание помочь и молодой маме с коляской и той же бабушке, и просто заблудившемуся прохожему, которому нужно подсказать дорогу. Но, к сожалению, эти ежедневные подвиги перестали замечаться современным обществом.
Эти поступки обесцениваются и воспринимаются как должное. А ведь герои они никуда не делись, они здесь среди нас. Это и сотрудники скорой помощи, и полицейские, и пожарники, и даже те же учителя. Несмотря на незаслуженное к ним отношение со стороны людей, тяжесть работы и не соответствие зарплат, они все равно каждый день выходят на службу. Они работают ради нас, а мы почему-то об этом забыли.
Проблема взаимовыручки и взаимного уважения как никогда остра для современного общества. Простая помощь стала настолько редким явлением, что обычные простые герои исчезли из нашей жизни. И пусть они совершали маленький и, казалось бы, незначительный поступки, но это тоже для кого-то было подвигом. Поэтому хоть изредка откиньте усталость, хоть на пять минут отложите все свои дела и оглянитесь вокруг. Быть может кто-то нуждается в помощи. Уступите место уставшему в общественном транспорте, пропустите вперед в очереди маму с малышом и в глазах этих людей вы будете героем. Совершая для других людей, что-то значимое, вы делаете их жизнь чуточку лучше.
Чтобы совершать подвиги не нужно быть сверхчеловеком, не нужно спасать города и страны. Достаточно помочь одному, но здесь и сейчас и это уже будет подвиг. И теперь каждый раз, выходя из дома, и оглядываясь по сторонам, помните в жизни всегда есть место подвигу.
В жизни всегда есть место подвигу сочинение 11 класс
План
1.Герои, совершающие подвиг каждый день
2.Чтобы быть героем достаточно быть человеком
3.Главный герои в жизни каждого
4.Подвиг – это и обычные само собой разумеющиеся поступки
5.Помощь – маленький подвиг
Подвиг — это поступок, который совершает герои во имя блага человечества или конкретных людей. Мы знаем много героев – это Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов список можно продолжать до бесконечности. Это те герои о подвигах, которых мы помним. Есть герои, которые совершают подвиги каждый день, и они живут среди нас – это врачи, пожарные, полицейские. Эти люди, каждый день спасают людские жизни, каждая спасенная жизнь равноценна подвигу.
Чтобы быть героем и совершать подвиги не обязательно быть врачом или пожарным. В каждой семье есть человек, который на протяжении многих лет каждый день совершает подвиг. И эти люди наши матери. Именно они отдают всех себя без остатка ради нас и это настоящий подвиг. Мамы не жалеют себя, с самого рождения заботятся о нас.
Мамы ночами напролет сидят с нами в младенчестве, когда у нас растут зубки или, болит животик. Именно они ухаживают и заботятся о нас, когда мы болели. И только мамы, готовы на любые жертвы во имя нашего с вами счастья и здоровья. Они готовят нам ужины и завтраки, они присматривают за нами и беспокоятся о нас. Мамы научили каждого из нас сидеть, ходить, говорить, есть ложкой, пить из стакана и это невозможно переоценить. Разве все это не подвиг?
Каждая из них вырастила человека. Но большинство из нас перестало воспринимать все, что делают для них родители, как что-то значимое и весомое. Кажется, что все их поступки это само собой разумеющиеся. Но это не так. И все это становится для нас таким крошечным и не значительным до тех пор, пока мы сами не встанем и не приготовим завтрак на всю семью, или придем со школы и сами без напоминания приведем в порядок всю квартиру. И тогда мы поймем, что все это труд, тяжелый и не всегда благодарный. Ведь все эти дела, а наши мамы делают все и сразу, а не только, что-то одно это и есть подвиг, подвиг совершаемый каждой матерью, каждый день во имя детей.
Все мамы настоящие герои, но иногда и героям нужна помощь. Поэтому старайтесь чаще говорить своим матерям спасибо, даже за, казалось, самое незначительное дело, не обесценивайте их героизм. А еще лучше, придя со школы домой, помойте посуду, приберитесь в комнате, постирайте или приготовьте ужин, для вас это не составит труда. Побудьте героями для своих матерей, и помните в жизни всегда есть месту подвигу. Не обязательно совершать масштабные поступки иногда достаточно и маленьких.
В жизни всегда есть место подвигу сочинение 7 класс
План
1.Супергерои за пределами реальной жизни
2.И простые люди совершают подвиги
3.Герои не всегда рискуют жизнью
4.Каждый может совершить подвиг
5.Подвиг для себя
6.Для подвигов не нужны суперспособности
Когда я был маленьким, я обожал фильмы о супергероях. Мне так нравились их костюмы, и казалось так здорово обладать какими-то суперспособностями или суперсилами, и при этом спасать людей и весь мир. На экране телевизора их героизм смотрелся просто потрясающе. Поэтому мне казалось совершать подвиги подобного масштаба — это очень почетно почетно.
В реальной жизни никаких супергероев, конечно же нет. Но люди все равно совершают подвиги. А может не обязательно обладать суперсилой и носить костюм, чтобы совершать подвиги? Уверен, что нет. Есть люди, которые делают подвиг своей работой – это пожарные врачи, полицейские. Эти люди 24 часа и семь дней в неделю готовы рисковать своей жизнью ради любого из нас. Они не раздумывая идут на риск, заходят в горящие здание и спасают жизни незнакомых людей. И при этом этим безымянным героям не нужны никакие медали или экранное время.
Но, чтобы быть героем не обязательно рисковать своей жизнью. Сотрудники детских домов, например, каждый день отдают свою любовь, заботу крохам, оставшимся без семьи. А ведь, чтобы растить брошенных детей как своих, требуется не мало труда, самоотдачи, терпения и любви. Именно из-за таких людей эти дети вырастают в полноценных членов общества. Они не озлобленны и умеют ценить жизнь и семью. И это не один пример такого подвига, но менее значимым он из-за этого не становится.
Каждый из нас может свершить подвиг, независимо от его размеров и важности. А всего-то и нужно, что уметь увидеть нуждающегося в помощи и оказать ему бескорыстную поддержку. И в этом нет ничего сложного, для этого от вас не нужны суперсилы – переведите бабушку через дорогу, помогите девушке донести тяжелую сумку, уступите место в общественном транспорте. Все это будет подвигом.
Не важно, какого масштаба твои поступки, рисковал ли ты для этого жизнью, главное, что ты сумел помочь. Подвиг не обязательно совершать для кого-то, его можно совершить и для себя. Как пример, взять и подтянуть все хвосты по учебе. Такой поступок по праву можно считать действительно подвигом. Ведь для этого потребуется не мало времени, усердия и труда. Но результат будет стоящий.
Чтобы совершать подвиг не нужно никаких сверхспособностей, кроме обыкновенного человеческого сострадания и участия. Но сейчас эти качества так редко встречаются в людях, что их вполне можно принять за суперсилу. Поэтому, если захочется тоже стать немного супергероем, оглянись вокруг может есть место подвигу и в твоей жизни.
Многомудрый Литрекон представляет три варианта итогового сочинения на тему: Какого человека можно по праву назвать героем? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Василий Теркин», «Старуха Изергиль», «Капитанская дочка», «Обелиск» и «Сотников».
Вариант 1
(408 слов) Герой — это человек, который защищает свои идеалы, жертвуя своими интересами. Такие люди способны на самоотречение во имя благой цели. Чаща всего героизм проявляется в добровольной и бескорыстной помощи ближнему. Таких персонажей мы нередко встречаем на страницах любимых книг и восхищаемся ими.
Например, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» мы знакомимся с Андреем Соколовым — защитником Родины. Он воплотил в себе черты всего советского народа, который боролся против иностранного захватчика. Как и многие люди, Андрей пошел на фронт добровольцем, хоть и не был связан с армией. Дома он оставил большую семью, любимую жену. Именно ради них он рискнул жизнью. Судьба не была благосклонна к воину: после контузии его взяли в плен. Но даже в таких условиях Андрей проявил настоящее великодушие и бесстрашие: он убил предателя, который хотел выдать врагу всех пленных коммунистов и командиров. Так он спас других, подвергнув опасности свою жизнь. Героизм Соколова поразил даже лагерное начальство: он отказался выпить за победу Германии и предпочел позору смерть. За это решение его пощадили. Но поблажка не притупила жажду свободы, и Андрей бежал из плена, прихватив важного немецкого инженера. Дома его ожидал еще один страшный удар — погибла вся его семья! И все же Андрей смог это пережить и открыть свое сердце сироте Ванюше. Все эти поступки говорят о героизме Андрея, ведь он всегда жертвовал собой ради наивысшей цели и помогал людям, не щадя себя.
Не менее подходящий герой для примера — это Василий Теркин, герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Василий тоже пошел на передовую добровольцем. В отличие от Андрея, он был еще совсем молод, и ему было страшнее идти под пули, так и не оставив на свете своих детей. Но это не подорвало решимость Василия воевать до конца. Он совершал подвиги, но не придавал им особой ценности. Главной его целью было освобождение Родины, и ради этого он не жалел себя. Самым запоминающимся эпизодом в его биографии является переправа, когда солдат переплыл ледяную реку, чтобы вовремя донести до командования важные сведения о высадке бойцов на занятый врагами берег. Теркин пересилил страх смерти, пошел на большой риск, но в ответ на похвалы лишь отшучивался и просил выпить. Василий проявляет одну из главных черт настоящего героя — скромность. Тот, кто искренно защищает свои идеалы и помогает людям, никогда не кичится этим. Герой — это призвание, а не признание.
Таким образом, настоящие герои — это люди, способные на самоотречение ради великой и благой цели. Они спасают других, рискуя собой. Они считают себя частью большой и великой миссии, поэтому готовы сделать все возможное ради того, чтобы помочь другим.
Вариант 2
(456 слов) Настоящий герой — это человек, который совершает общественно значимые поступки, рискуя самым дорогим — здоровьем, благополучием, жизнью. Самым главным критерием в оценке героизма является степень важности подвига для людей. Стремление помочь всем, пренебрегая собой, всегда ставилось высоко, потому что на такое самоотречение способен далеко не каждый. Но в нашей истории есть место многочисленным примерам, когда героями становились многие.
Каждый из нас знает о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945. Тогда-то и выяснилось, что среди обычных людей есть много героев, достойных уважения и вечной благодарности потомков. Их в своем творчестве описывал В. Быков — участник войны. Например, в повести «Сотников» мы знакомимся с человеком, который пожертвовал собой, стремясь помочь другим и не выдать своих товарищей. Сотников попал в плен, но, отличие от своего напарника, не побоялся пыток. Он выдержал испытание с достоинством и не назвал координат партизан. Более того, он пытался спасти всех, кто был задержан вместе с ним, дав ложные показания и взяв вину на себя. Совсем по-иному ведет себя Рыбак — тот, кто так нетерпимо относился ко всем предателям. Он испугался боли и смерти, предал товарищей и свою Родину. Сравнивая поведение двух персонажей в столь непростой ситуации, мы понимаем, кто из них герой, а кто — нет. Сотников сохранил тайну партизан и сделал свой вклад в великое дело — освобождение страны. А Рыбак имеет только мелкие эгоистические интересы и ставит их выше всего остального. Именно Сотников отличается героизмом, ведь смог победить свой страх и сделать правильный выбор.
Не менее мужественного и самоотверженного человека мы встречаем в повести Быкова «Обелиск». Алесь Мороз, как и Сотников, не был профессиональным военным и не прославился на поле боя. Но его вклад в общее дело не менее значимым. Оставшись в оккупированном поселении, он выполнял такие задания партизан, которые никто не мог выполнить. Кроме того, он следил за детьми, которые оказались в таких сложных условиях. Но подростки не спешили докладывать учителю о своих планах. Они организовали провалившуюся диверсию и попались. Но полицаи винили во всем их педагога, ведь не могли же сами дети пойти на такой шаг. Узнав об условиях освобождения детей (подростки в обмен на зачинщика диверсии), Алесь добровольно сдался. Он понимал, что его, скорее всего, обманут, но не хотел бросать учеников на произвол судьбы. И не бросил! Рискуя собой, он отвлек охранника и помог одному из мальчиков спастись. Остальные были казнены, как и он. Это самопожертвование — проявление героизма, ведь Алесь поставил интересы общества выше своих собственных и внес свой вклад в значимое дело — Победу над фашизмом. Этот подвиг говорит об исключительной силе духа и великодушии героя.
Таким образом, настоящими героями мы можем назвать ветеранов Великой Отечественной войны. Они пожертвовали всем ради нашего мирного неба над головой. Патриоты, которые сейчас берут пример с освободителей и ставят интересы народа выше своих собственных, тоже могут стать теми, кем будут гордиться потомки, кого будут вспоминать с благоговением.
Вариант 3
(459 слов) Героем можно назвать человека, который совершает добрые поступки вопреки всему — обстоятельствам, соображениям выгоды и даже своим интересам. Иногда это может привести к самопожертвованию, однако герой не будет сдаваться, продолжит делать то, что считает правильным, отстаивать свои идеалы. Его героизм заключается в преодолении всех препятствий на пути к благой цели. Какого же человека можно назвать настоящим героем? На эту тему задумывались многие писатели.
Данко, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради окружающих отдал жизнь, не ожидая наград и даже благодарности. Он повел за собой общество, стал лидером именно в тот момент, когда люди отчаялись и поникли. Только благодаря Данко они преодолели себя и двинулись в путь. Но когда возникла кризисная ситуация (они потеряли дорогу), Данко же и оказался виноват. Но герой хотел помочь людям, пусть даже ценой жизни. И он вырвал свое горящее сердце и осветил им выход из чащи. Данко погиб, но все остальные были спасены. Перед смертью он испытал блаженство, осознавая то, что люди выбрались на свободу. Конечно, это история далека от реальности, это метафора. Быть лидером сложно, потому что власть дает большую ответственность. И часто нет другого пути, кроме того, чтобы пожертвовать собой. Герой – это тот, кто ради других готов отдать всего себя, пусть даже ему это не принесет славы, богатства или каких-нибудь регалий. Есть и более реалистичный пример.
Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», совсем не приукрашивается автором. Это молодой человек, который не знал проблем, а потому и жизни не знал. В начале повествования он легко поддается чужому влиянию и видит лишь свои интересы. Он проигрывает деньги в карты, грубит своему воспитателю Савельичу, пытается самоутвердиться за счет других. Однако в нем есть честь, доброта и стойкость. И они проявляются в экстремальных обстоятельствах. Когда крепость, где он служил, захватил бунтовщик Емельян Пугачев, Гринев не предал свою офицерскую честь и самозванцу не присягнул. Он до последнего сражался и был готов отдать жизнь за идеалы, которые он защищал. Прямота и простота героя вызвали у Пугачева уважение (тем более, Петр помог Емельяну задолго до этого, подарив тулуп). Пугачев отпустил Гринева, а потом помог вызволить из плена возлюбленную, Машу Миронову. Петра делают героем его честность, доброта, желание защитить и помочь слабым, способность сильно любить. Пусть Гринев был сначала на краю гибели, а потом на краю виселицы (когда его подозревали в пособничестве Пугачеву), он всегда оставался честным и отзывчивым человеком, готовым постоять за правду и заслонить собой слабого. Это и есть проявления героизма.
Таким образом, герой – это человек, у которого есть свои идеалы и твердые взгляды на мир. Он совершает поступки не для своей выгоды, а иногда и вопреки. Его главная цель — принести пользу другим, тем, кто не может сам за себе постоять. Он честен, добр, у него нет высокомерия и тщеславия. Героем может быть каждый, нужно только начинать делать что-то общественно полезное, пусть даже и небольшое.
Тезисы
- Герой — это человек, который может пожертвовать своими интересами ради достижения благой цели.
- Героя определяет великий поступок, направленный на спасение людей или в помощь человеку.
- Настоящий герой — это тот, кто совершает подвиги, не требуя наград и званий.
- Человека можно назвать героем только в том случае, если он стремится сделать мир лучше и посвящает этому делу всего себя.
- Герой — это смелый и самоотверженный человек, который всегда идет на абордаж своей цели, но при этом готов платить за успех только своей жизнью.
- Герои — это не гладиаторы на поле битвы. Они живут среди нас и каждый день проявляют героические черты, превозмогая боль или помогая другим людям, воспитывая детей в одиночку или работая во благо семьи. Каждый человек, который совершает благие дела без требования признания и похвал, может быть назван героем.
- Меру героизма определяет не только смелость поступка, но и его общественная значимость. Герои вносят большой вклад в жизнь людей и спасают мир от надвигающихся катастроф.
- Герой — это выдающаяся личность, проявившая свой потенциал в истории и запечатлевшаяся в памяти людей.
- Герой — это человек, способный пренебречь собой ради наивысшей цели, значимой для человечества.
- Героя всегда можно узнать по тому, как скромно он ведет себя после совершения значимого поступка. Он не кичится подвигом, а считает его своим нравственным долгом.
Аргументы
М.А. Шолохов, «Судьба человека». Героем мы называем того человека, который жертвует своими интересами во благо общества и даже человечества. Такую личность описал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека». Андрей Соколов был совершенно обычным советским шофером. У него не было военного прошлого и даже склонности в борьбе. Он вел тихую жизнь примерного семьянина. Но грянула война, и ему, как и тысячам других мужчин, пришлось делать выбор между собой и Родиной. Андрей пошел на фронт добровольцем. Он честно защищал Отечество, но в состоянии контузии попал в плен. Там и потребовался весь его героизм. Чтобы предотвратить казнь коммунистов и командиров, захваченных врагом, Соколов сам убил предателя и доносчика. Решиться на это было нелегко, Андрей никогда не был агрессивным человеком. Однако ради спасения остальных он рискнул собой. Не уступил он судьбе и тогда, когда отказался выпить за победу вражеского государства. Он предпочел смерть позору, и его сила духа поразила даже опытных палачей. Поведение Соколова — это наглядная иллюстрация того, что значит быть героем. Он никогда не кичился своими подвигами, но всегда жертвовал собой ради того, чтобы помочь другим и защитить свои идеалы.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Настоящий герой — это тот, кто берет за себя ответственность за других людей и ведет их к свету. Лидеры всегда были признаны народом самыми значимыми для общества личностями, и не зря, ведь им приходится отринуть все личное ради общего. Такой пример мы находим на страницах рассказа «Старуха Изергиль». Когда скитальцы отчаялись найти выход из леса, Данко взял на себя поиск просвета в густой чаще. Он возглавил поход и воодушевил людей бороться за выживание. Это только кажется, что быть главным — это приятно. На деле Данко не получил за свою смелость и решительность даже благодарности. В минуты нового приступа отчаяния все стали винить его в свершившемся провале. И тогда Данко вырвал сердце из груди и повел всех тех, кто его ругал и ненавидел, к свободе и счастью. Племя покинуло лес, нашло место для нового города, но его герой навеки покинул спасенный мир. И погибал он с улыбкой на устах, потому что радовался тому, что смог помочь людям. Такова природа настоящего героя: он счастлив посвятить всего себя обществу, которое в нем нуждается.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Настоящий герой — это тот, кто способен на смелые, решительные и великодушные поступки. Его отвагу подкрепляет моральный авторитет, который освещает каждый подвиг общественным значением. Таким предстал перед читателем герой романа «Капитанская дочка». В самом начале Петр Гринев был всего лишь инфантильным подростком из богатой семьи, который сорил деньгами и кричал на слугу. Но в Белогорской крепости он возмужал и научился претворять связанные заветы отца в жизнь. Гринев берег честь смолоду, но для него честью была принципиальность, а не высокая оценка себя любимого. Поэтому он рисковал собой, чтобы восстановить доброе имя Марьи Мироновой и наказать ее обидчика. Петр не жалел себя и тогда, когда бунтовщики осадили крепость. Он предпочел предательству казнь, и лишь прихоть Пугачева спасла его от расправы за убеждения. Но даже страх вновь встретить своих мучителей не остановил Петра, когда он отправился в одиночку вызволять Марью из плена. Казалось бы, эти бои и риски должны были ожесточить сердце юноши. Но он все же смог простить своих врагов, когда пришло время встретиться с ними. Он не отомстил Швабрину, не таил зла на Пугачева. А все потому, что настоящий герой не только смел и решителен но и по-настоящему добр. Лишь благородство толкает его на подвиги во имя спасения других людей.
А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Наша страна никогда не забудет героев, которые спасли ее будущее от коричневой чумы. Наши доблестные предки заслуживают вечной памяти и признания. Но сами они так вовсе не считали. Они боролись за Родину без ожидания наград и почестей. Для них это было делом чести, моральным долгом. Ментальность героя-освободителя описал А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин». Василий был простым деревенским парнем, никогда не воевал и даже не стремился к этому. Но на его землю пришли захватчики, и он надел солдатскую шинель. Быстро обучился он фронтовой жизни. И в каждой главе читатель видит, как бравый воин совершает подвиг за подвигом: переплывает ледяную реку, чтобы принести донесение вовремя, попадает из ружья в самолет и сбивает его, утешает товарищей песней и одолевает саму смерть. Но при этом Василий не требует наград и медалей. Он искренно и бескорыстно жаждет освобождения родной земли. Он видит свое предназначение в том, чтобы помогать ей избавиться от оккупации. За скромность и доблесть, за высокие идеалы и бескорыстие, за общественную значимость его действий, мы можем назвать Василия Теркина настоящим героем.
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Есть такое понятие, как «народный герой». Это человек, который рискует собой, защищая общие этнические интересы. Такого персонажа мы можем найти в повести «Тарас Бульба». Тарас всю жизнь положил на то, чтобы бороться с врагами казаков. Все свое время он посвящал ратным походам. Даже семья для него значила очень мало по сравнению с тем, что значило для него боевое братство соплеменников и братьев по вере. Тарас готов был отдать все ради спасения Родины и защиты веры. Едва его сыновья вернулись из бурсы, он отдал распоряжение сразу же выступать на Сечь, чтобы скорее сделать из них настоящих воинов. Он не жалел их, и даже специально добивался смены кошевого, дабы Андрий и Остап смогли поучаствовать в сражении. Но главный подвиг Тараса автор оставил напоследок. В финале герой жертвует собой, горит заживо, но все-таки указывает своим товарищам путь к отступлению и произносит речь о независимости своих земель. Его самоотречение во имя долга — это и есть проявление истинного героизма.
А. Платонов, «Юшка». Героев мы встречаем не только в ратном поле. Настоящие герои живут и среди нас, проявляют себя и в мирной жизни. Такого персонажа описал А. Платонов в рассказе «Юшка». Ефим внешне никак не напоминает героя из голливудских фильмов: это больной, худой, хромой и изможденный на вид человек, который к тому же живет в нищите. Окружающие недоумевают, зачем ему жить на свете? Что его держит? Никаких перспектив и надежд нет в жизни Юшки. Все вокруг над ним измываются, даже дети бросают в него камни и улюлюкают вслед. Однако Ефим не злился на людей, не отвечал им той же монетой. Он считал, что только так они могут проявить свою любовь к нему. Но однажды «любовь» была проявлена так сильно, что Юшка упал и умер. И только после смерти помощника плотника все узнали, что свои деньги он направлял на содержание девочки-сироты. Оказывается, Ефим жертвовал собой, обделяя себя во всем, чтобы спасти ребенка от бедности и одиночества. Это и есть настоящий героизм — бескорыстная помощь человеку, которую вовсе не легко было оказать. Юшка и сам нуждался, но отдал последнее тому, кто был слабее.
В.В. Быков, «Сотников». Все мы привыкли судить людей по их внешности и повадкам, поэтому так часто путаем героизм с пустой бравадой. Вот так и партизаны в повести Быкова «Сотников» считали своего товарища Рыбака героем, ведь он был силен, здоров, энергичен и на дух не переносил предателей. А вот Сотникова, хилого и болезненного учителя, не так уважали в отряде. Он был силен духом, но совершенно не пригоден для службы в строю. Поэтому когда герои отправились за провизией в захваченные врагом поселения, Рыбак откровенно не был доволен компанией. Обуза в виде больного его никак не радовала. Но как только партизаны оказались в плену, страх смерти все расставил на свои места. Если хилый и больной Сотников старательно выгораживал всех, кроме себя, претерпел пытки, лишь бы не выдать товарищей, то Рыбак согласился стать полицаем и назвать местонахождение друзей. Слишком он, здоровый и сильный, боялся потерять жизнь, страшился боли и унижения. При нем же старосту, которого он назвал изменником, казнили, потому что он не донес на партизан. Получается, что настоящий героизм проявляется лишь в экстремальных обстоятельствах. В мирное время и среди друзей легко быть смелым, благородным, честным. Но как только война ставит свои условия игры и повышает ставки, многие люди бросают карты на стол: они не могут проявить героизм, потому что на самом деле никогда не были настоящими героями. Для этого необходима колоссальная сила духа, которая есть далеко не у всех.
В.В. Быков, «Обелиск». Настоящие герои — это не всегда воины с орудием в руках. Порой люди проявляют доблесть, смелость и великодушие не в поле битвы, а в менее очевидных и ярких декорациях. Но далеко не все в этом случае признают то, что стали свидетелями подвига. Такую ситуацию мы наблюдаем в повести Быкова «Обелиск». Алесь Мороз не пошел воевать и не отправился в леса вместе с партизанами. Он остался в городе, осажденном врагами, и многие поспешили его осудить. Но на самом деле учитель не пошел сражаться только потому, что на своем месте был куда более полезен. Он всегда стремился охранять и защищать детей, оказавшихся в таких непростых условиях. У него тоже была своя передовая, и на ней он преуспел, ведь мог помогать партизанам добывать информацию и еду, не привлекая внимание полицаев. Но не все его ученики были такими же мудрыми и скрытными. Они совершили необдуманную диверсию и попались. Тогда Алесь пожертвовал собой, пытаясь обменять себя на детей. Он не был организатором этого дела, но выдал себя за него, чтобы подростков отпустили. Так и не дождавшись от оккупантов исполнения договоренности, Алесь сам освободил одного из мальчиков, и был зверски избит за это. Его казнили, как и остальных детей, но благодаря его подвигу выжил хотя бы Павел. И все же этот благородный поступок не был очевидным геройством для потомков Мороза. На похоронах спасенного им человека один из гостей отказался признать это спасение подвигом. К сожалению, далеко не все люди способны отличить браваду от самопожертвования, а настоящего героя — от хвастуна и болтуна.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Настоящий герой — это отважный и великодушный человек, защищающий свои идеалы ценой собственной жизни. Таким был персонаж романа-эпопеи «Война и мир» Андрей Болконский. Князь долго шел к истинному пониманию героизма и обретению себя в этом направлении. Сначала он искал на поле боя славы и признания. Им руководило тщеславие, поэтому он бросился со знаменем в руках на Аустерлицком сражении, чтобы проявить себя, а не ради победы русского оружия. После ранения Андрей переосмыслил свои жизненные ценности и понял, что его честолюбие на войне губительно и порочно. Однако тот же Андрей Болконский оказался в действующей армии, когда Наполеон напал на Россию. И в этом нет противоречия, ведь тогда Болконский защищал Родину и свои идеалы, а не делал карьеру. Андрей храбро стоял под обстрелом, вселяя в солдат боевой дух. Там его и ранило смертельно. Он прекрасно сознавал, что жертвует собой ради идеалов, которые были важнее его самого. Это и есть настоящий героизм, когда человек отрекается от себя и идет на все, чтобы достичь высшей и общественно значимой цели.
А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Настоящие герои совершают маленькие подвиги ежедневно, ведь их великодушие не требует наград и почестей. Они просто не могут жить иначе и проходить мимо чужой беды. Именно таким был герой рассказа Куприна «Чудесный доктор». Профессор Пирогов был известным врачом и нередко спасал пациентов. Однако его доброта выходила за рамки профессии. Однажды он увидел в парке отчаявшегося человека, который решился на самоубийство. Оказалось, что вся его семья была на грани гибели. Мерцалов потерял работу и вынужден был перевезти жену и детей в сырой и холодный подвал, где они вскоре заболели. Они ничем не мог им помочь, ведь работы не было. Потеряв веру в себя, Мерцалов решил свести счеты с жизнью, так как был не в силах наблюдать за мучениями своих близких. Тогда Пирогов отправился в этот сырой подвал и провел бесплатный осмотр всех больных. Своими умениями и лекарствами он спас дочь и жену Мерцалова. Также он незаметно оставил крупную сумму денег, чтобы Мерцаловы могли выйти из нищеты. Благодаря помощи доктора Пирогова у этих людей все наладилось. А ведь они даже не знали, кто подарил им шанс на достойную жизнь. Пирогов никогда не хвастался своими добрыми делами и не ждал благодарности. Это и есть проявление настоящего героизма.