Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» принадлежит к одним из самых ярких произведений романтизма. Это направление в литературе, главным героем которого является необычный герой, не принятый обществом. Немалую роль в романтизме занимает природа. Она как будто бы оживает и становится еще одним персонажем произведения. Основная функция природы – отобразить чувства и настроения главного героя.
И все же эпоха романтизма достигла пика в первой половине XIX века, а рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году, когда литературу полностью захватил критический реализм. Наверное, именно поэтому ранние романтические произведения Горького зазвучали в литературе по-новому и были восприняты, как что-то необычное.
Главными романтическими признаками рассказа «Старуха Изергиль» являются три образа: это сама старуха, Ларра и Данко. Это произведение состоит из трех частей. В первой старуха рассказывает легенду о Ларре, во второй – о своей жизни и в третьей – о прекрасном Данко. Все они не просто так размещены именно в этой последовательности. Рассмотрим ближе романтический образ Ларры.
Из текста нам известно, что он сын орла и красивой девушки. Ларра воспринимает себя как человека, стоящего гораздо выше других людей. Он необычайно горделив и эгоистичен, считает всех вокруг рабами и даже позволяет себе убить ни в чем не повинную девушку. Один из мудрецов наказывает его одиночеством. Сначала тот рад такой свободе, но потом Ларра жаждет только одного – смерти, но даже и убить его никто не хочет. Он так и остается блуждать грустной тенью одиночества на всю жизнь. Этот персонаж не совсем типичный для романтизма, ведь герой этого стиля обычно противостоит грозной толпе, которая не воспринимает его таким, каким он есть. Здесь же толпа более положительна, нежели сам Ларра.
Между историями о Ларре и Данко стоит рассказ старухи Изергиль о собственной жизни. Когда она была молода и полна сил, то умела любить и быть любимой. Иногда она эгоистически пользовалась страстным чувством мужчин, испытываемым к ней. Но бывало и так, что сама она безудержно влюблялась, и тогда уже именно Изергиль оказывалась тем любящим человеком, способным на все. Ее озорной и лучистый смех всегда был с ней по молодости. Изергиль побывала во многих странах и повидала немало людей. Сейчас, сидя у моря, вспоминая о своем прошлом, рассказывая интересные легенды, которых старуха знает немало, она является символом мудрости, жизненного опыта и спокойствия. Главный герой, смотря на нее, открывает для себя кладезь веков, уходящий в небытие.
Еще одна легенда о романтическом герое Данко звучит в последней главе. Данко – это типичный персонаж романтизма. Он смелый и красивый. Его главная любовь – это народ. Он абсолютно бескорыстный, альтруистический. Данко ведет за собой народ, уберегая его от тревоги и неизвестности ожиданий. В конце концов, люди, не видя просвета в темном лесу, перестают верить своему герою.
И тогда он делает невозможное: раскрывает свою грудину, вытаскивает сердце, и оно становится для них светильником в ночи. Данко таки выводит народ из мрака, но в конце, как и любой романтический герой, погибает. Мне он очень напоминает библейского Моисея, который сорок лет водил людей по пустыни, а когда привел к земле обетованной, то сам не ступил на нее, а только увидел.
Старуха Изергиль рассказывает о Данко с особой любовью. Недаром она поставила свою историю между двумя легендами об эгоисте Ларре и альтруисте Данко. В самой старухе объединяются качества этих персонажей. С одной стороны, она эгоистическая личность, которая не искала одобрения в глазах других, радовалась поклонению ее молодости и красоты и содействовала тому, чтобы все вокруг влюблялись в нее. Вспомним хотя бы, как она одним взглядом заставила турка забрать ее к себе во дворец, а потом извела его сына, который был младше Изергиль вполовину.
С другой стороны, в ней немало и от Данко. Она волевая, сильная, умеет искренне любить, отдавая этому чувству всю себя. Об этом свидетельствует красочный эпизод, где женщина отправляется на поиски любимого поляка. Она не сдается и идет до конца, пока он не вышел на свободу. Ей совсем неважно, какую цену придется заплатить за эту любовь, которая оказалась подделкой в красивой этикетке со стороны мужчины. Данко – это идеал старухи, к которому она шла всю жизнь, а Ларра – то, от чего она пыталась избавиться.
Естественно, как и в любом романтическом произведении, в рассказе Максима Горького особое место занимает пейзаж. В начале произведения перед нами постает прекрасное море, интересно, что время позднее – ночь. Это пора всегда была другом романтиков, она скрывала их слезы, укрывала темным одеялом и нашептывала истории о счастливом и прекрасном будущем. Здесь же старуха рассказывает о событиях, которые уже произошли. Их нельзя поменять, но важно помнить.
Ночь – все та же романтическая пора любви, поэтому у Горького молодые молдаванки танцуют и смеются у моря. То есть в рассказе звучат виталистические мотивы, призывающие к полному ощущению жизни и воли. И, конечно же, дополняет романтический образ девушек безудержное, рисковое, свободное море. В самых легендах природа также раскрывает характеры персонажей. Например, темный лес, из которого выводит Данко народ, символизирует их непросвещенность. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» соединяет в себе художественные особенности двух стилей: романтизма и реализма. И все же это произведение основано именно на романтических началах, ведь герои обладают сильными и необычными характерами и поставленные в нетипичные ситуации, которые побеждают их.
Сочинение на тему «Романтический идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.
Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.
Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.
Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена.
«Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!
Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко.
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.
Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль»
Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.
Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.
Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.
В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.
Данко понял, что самые близкие ему люди обречены на смерть, что без него некому будет привести их в то место, где они смогут жить в безопасности. Поэтому он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь людям.
Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.
Также в рассказе автор приводит нам ещё одну легенду – о Ларре. Главному герою, молодому и властному сыну человека и орла, понравилась девушка из племени людей, но та отказала ему. За это Ларра убил её, ударив и поставив ей ногу на грудь.
Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.
Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.
Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.
Тема любви в «Старухе Изергиль»
Тема любви в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» связана с различными проявлениями любви человека. В произведении звучат проблемы любви к жизни, любви к самому себе, любви к окружающим людям, любви к свободе.
В первую очередь, выделяется любовь Изергиль в молодости. Любовь была для главной героини определяющим компонентом жизни. Чувство любви мотивировало Изергиль на различные поступки.
Искренняя любвь могла сделать так, что гордая и свободолюбивая Изергиль ползла, словно змея, за своим возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла пойти на все, даже на убийство.
Старуха ассоциирует себя с Данко, ведь ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль было основано на собственных наслаждениях, а не на принесение пользы другим людям.
Все же главным для нее в молодости была любовь другого человека к ней. Любовь Изергиль была эгоистична: когда героиня больше ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и никогда больше не встречалась, так как гордость не позволяла ей этого делать.
В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключено в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее за то, что она многое рассказывает молодому поколению.
Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль в разговоре с рассказчиком говорит о том, что она и проживающие рядом с ней люби безумно любят жизнь. Это проявляется в различных приключениях. Старуха осуждает повествователя за то, что он не ценит жизнь, не пользуется всеми ее возможностями, ведь потом уже будет поздно.
Ларра первоначально стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Однако когда герой получает желаемое, ему надоедает такая жизнь. Он стремится умереть, однако Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви окружающих делает человека несчастным, стремящимся к настоящей гибели.
Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его народ обрел счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизнь других людей для Данко становится важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем поступков Данко, который совершает настоящий подвиг ради блага всего народа. Здесь поднимается другая проблема: любви к окружающим.
Если Ларра не владеет таким чувством, то для Данко оно является самым ценным. Любовь к себе, характерная для Ларры, противопоставлена любви к ближним, которая свойственна Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.
Любовь к себе или любовь к другим – этой проблеме посвящен рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Писатель показывает, к чему приводит эгоизм и к чему приводит служение человека окружающим людям.
Любовь Данко к ближним оказывается сильнее смерти. Герой разрывает свою грудь, чтобы собственным сердцем осветить людям путь. Такая любовь не подвластна земным законам, она способна разрушить злые чары темных лесов и привести людей к свету и к счастью. Именно такая форма любви была авторским идеалом.
Это интересно: Характеристика Калашникова — сочинение.
«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького
, развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.
Вконтакте
История создания
В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков
известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.
Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени
, которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:
- «Старуха Изергиль»,
- «Девушка и смерть»,
- «Песнь о Соколе».
Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м
. Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.
Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре;
- История жизни рассказчицы;
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе
. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд
по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть
, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей.
Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.
В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.
Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной
, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания,
увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец
— юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла
. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен
. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.
Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы
. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.
Имя героя означает «отверженный»
. Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание!
Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».
Жизнь старой женщины
Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить
. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви
– это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Поступки старухи нельзя назвать однозначными
, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку
. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.
Данко – сказочный персонаж
, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим
, послужить во благо.
К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.
Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры
. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.
Важно!
Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.
Чему учит рассказ Горького
«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра
, но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания
.
Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)
Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»
Заключение
Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы
и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.
Полный вариант 0,5-1 часа (≈10 страниц А4), краткое содержание 3-5 минут.
Главные герои
Старуха Изергиль, Данко, Ларра
«Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году. Рассказ представляет собой диалог автора со старухой, которая повествует о трех историях. В рассказе затрагиваются темы ценностей жизни и свободе выбора.
Первая глава
Автор рассказывает истории, которые он слышал в Бессарабии, когда работал сборщиком винограда вместе с молдаванами. В один вечер, когда все работники ушли к морю, под виноградом остались только автор и пожилая женщина — старуха Изергиль. Она заметила в степи одну необычную тень облака и назвала её Ларрой, а затем и поведала историю — древнюю легенду о Ларре.
Давным-давно, в прекрасной и красивой стране жило племя людей. Люди пасли стада овец, ходили на охоту, пели песни и веселились. Однажды, во время пира, прилетел орёл и унес одну из девушек. Девушка вернулась только через двадцать лет и не одна — она привела с собой красивого юношу. Как оказалось, девушка всё это время жила с орлом в горах, а юноша — их сын!
Орел состарился, бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина с сыном вернулась в родное племя. Сын царя птиц внешне ничем не отличался от людей, лишь его глаза были холодны и горды. Юноша непочтительно разговаривал со старейшинами и на всех смотрел свысока, говоря:
таких, как он, нет больше
Старейшины рассердились и приказали гордецу идти туда, куда он захочет, – ему не было места в племени. Тогда юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Девушка, боясь гнева отца, оттолкнула юношу. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что лучшее наказание – в нем самом, и просто отпустили юношу.
С тех пор сына орла прозвали Ларра — отверженный. Много лет Ларра вольно жил неподалеку от племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого невидимым покровом высшей кары. Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять, что не будет защищаться. Люди догадались, что сын орла хочет умереть. Никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь. Несчастный хотел убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, отверженный бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».
Так был наказан человек за свою непомерную гордость.
До собеседников с берега донеслось чудесное пение.
Вторая глава
Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни.
Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль: рыбак с Прута, первая любовь героини; Гуцул, повешенный властями за разбой; богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого женщина сбежала из гарема «от скуки» в Болгарию; маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова она, подняв, сбросила в реку; «достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него Изергиль отказалась от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами); венгр, которого нашли в поле с простреленной головой; Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена и ставший ее последней сильной любовью.
Чувствуя приближение старости, Изергиль решила обзавестись семьей и приехала сюда. Здесь, в Молдавии, она вышла замуж и живет уже около тридцати лет. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа уже не было в живых. Старуха живет рядом с красивыми и веселыми сборщиками винограда. Они напоминают ей о бурной молодости.
Старуха закончила свой рассказ. Собеседники сидели и наблюдали за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.
Третья глава
В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные и не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон были окружены дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их вглубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болот, привыкшие к степным просторам люди гибли один за другим. Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, но
они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы
Люди сидели и думали, как им быть. От тягостных мыслей они ослабли духом, в их сердцах поселился страх. Племя уже было готово покориться врагам, но тут выступил смельчак Данко, который «спас всех один». Данко обратился к людям с призывом пройти сквозь лес – ведь где-то он должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.
Путь был долог и труден, поэтому сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды, во время сильной грозы, люди вконец отчаялись. Признаться в своей слабости они не желали и вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Они были готовы, как дикие звери, броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми открылся степной простор. С радостью взглянул Данко на свободную землю и умер. Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.
Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.
Автор материала: Владислав Валерьевич
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, а через несколько месяцев впервые попал в печать в периодическое издание «Самарская газета». Первая часть была напечатана в №80 (от 16 апреля 1895 года), вторая – в №89 (от 23 апреля 1895 года), третья – в №95 (от 27 апреля 1895 года).
Старуха Изергиль – собеседница автора. Рассказ начинает с повествования старой женщины о своей жизни и мужчинах, которых она когда-то любила. Изергиль уверена, что жизни нужно уметь радоваться, получать от неё удовольствие всеми возможными способами. Одна из главных радостей жизни – это любовь, не только возвышенная, платоническая, но и, прежде всего, плотская. Без плотских удовольствий, без возможности получать наслаждение от тела любимого человека бытие теряет свою прелесть.
Легенда о Ларре
Неожиданно Изергиль замечает столб пыли на горизонте. Это идёт Ларра. Затем старуха рассказывает страшную легенду о гордеце, которого погубило стремление выделиться из себе подобных и неуважение к своим ближним.
История гордеца
Мать Ларры когда-то похитил орёл. Он унёс девушку в своё жилище. Через некоторое время она вернулась к своим родным, приведя с собой сына – наполовину человека, наполовину орла. Юноша унаследовал красоту матери и гордость отца. Он считает себя лучше всех и пренебрежительно относится к старшим.
Ларра попытался завладеть одной из девушек, но та отказалась от него, боясь недовольства своего отца. Разозлившись, Ларра убил несчастную. Односельчане хотели казнить юношу. Однако кара свыше оказалась ещё страшнее: Ларра был проклят, став ни живым, ни мёртвым.
Люди отказались от гордеца и изгнали его из своего общества. Оставшись в одиночестве, Ларра понял, насколько сильно он ошибался. Юноша хочет умереть, но ему это не удаётся. С тех пор в течение многих лет Ларра бродит неприкаянный, превратившись в тень.
Завидев странные искорки, Изергиль говорит, что это всё, что осталось от пылающего сердца Данко, человека, отдавшего жизнь за тех, кто был ему дорог.
Племя Данко жило в степи испокон веков. Но однажды пришли завоеватели и заняли родную землю, выселив Данко и его соплеменников в лес. Люди не могут вернуться домой, но и в лесу нельзя оставаться – слишком опасно. Единственный выход – идти вперёд. За лесом ждёт другая степь. Данко вызывается стать проводником.
Дорога оказалась нелёгкой. Люди гибли в ядовитых болотах, умирали от голода, но продолжали идти вперёд. В конце концов, соплеменники утратили веру в своего проводника и в то, что им когда-нибудь удастся выбраться из непроходимой чащи. Люди решили убить Данко. Не зная, чем ещё им можно помочь, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил с его помощью путь соплеменникам. Люди вновь поверили проводнику и снова пошли за ним. Трудностей не стало меньше. Измученные, уставшие странники по-прежнему гибли, но вера больше не покидала их души.
Выжившим всё-таки удалось выйти в степь. Данко не пришлось радоваться вместе с остальными. Он упал и умер. Никто не заметил смерти проводника. Только один из соплеменников обнаружил сердце, которое продолжало пылать возле Данко, и раздавил его, словно боясь чего-то. Сердце погасло, но искорки от него можно увидеть даже теперь, много лет спустя после описанных событий.
Характеристика персонажей
В образе Ларры автор воплотил все античеловеческие качества. Происхождение юноши не случайно: он имеет облик человека, но поведение его полностью асоциально. Орёл – гордая, независимая птица. Именно эти черты характера унаследовал Ларра. Гордость и независимость нельзя назвать недостатками. Эти качества характеризуют смелую, уверенную в себе личность, не боящуюся трудностей. Каждый человек должен знать себе цену и не позволять окружающим себя унижать. Гордость и независимость становятся недостатками, выходя за рамки личности.
Ларра пытается снискать уважения и восхищения односельчан, ставя себя превыше других. По его мнению, он нашёл самый лёгкий и правильный путь к почёту. Претензии молодого человека ничем не обоснованы. Он не сделал ничего такого, за что его можно было бы полюбить или просто уважать. Красота – одно из немногих достоинств Ларры. Однако даже внешняя привлекательность постепенно тает на фоне уродства души. Годы спустя прекрасное тело сына орла превратилось в прах, обнажив «гнилую» сущность.
Образ гордого Ларры противопоставлен в рассказе образу Данко. Эти герои никак не связаны между собой, однако автор считает нужным упомянуть о них в рамках одного рассказа. В результате, один персонаж становится контрастом для другого.
Данко – смелый мужественный человек, обладавший теми же чертами характера, что и Ларра: гордостью и независимостью. Но в отличие от сына орла, лучшие качества Данко не пересекают границ его личности. Он направляет их не против своих соплеменников, а им на пользу. Данко предлагает людям проявить гордость и независимость по отношению к захватчикам их родины. Не нужно просить оккупантов о милости. Надо найти пустующую землю и тем самым показать своё превосходство. Данко становится проводником не потому, что считается себя в чём-то лучше других. Он видит отчаяние своих соплеменников и берёт на себя заботу о них, понимая, что должен остаться хотя бы один человек, не потерявший самообладание и надежду.
Автор с сожаление упоминает о человеческой неблагодарности. Люди не были благодарны своему проводнику уже на пути к счастью, несмотря на то, что Данко делал для них всё, что было в его силах. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда проводник отдал последнее, что у него было – своё сердце, ставшее единственным источником света в самые нелёгкие дни путешествия. Даже после того, как новая родина была обретена, соплеменники не чувствовали благодарности к своему спасителю. Смерть героя, отдавшего жизнь ради всеобщего блага, не была замечена. А один из соплеменников просто уничтожил последнее, что осталось от проводника.
Анализ произведения
Символы в рассказе «Старуха Изергиль» не могут ускользнуть от внимания читателя. Пылающее сердце Данко – символ веры и надежды на лучшую жизнь. Даже после смерти главного героя его сердце продолжало пылать любовью к людям. Неблагодарная ступня, наступившее на источник света, не смогла его уничтожить. Искры, оставшиеся от сердца, не исчезли и не погасли. Точно так же не исчезают и не гаснут добрые дела, сделанные тем, кто боролся за человеческое счастье, посвятив этому свою жизнь.
Люди, подобные Ларре, тоже многое оставляют после себя. Их наследие настолько же асоциально, насколько асоциальны они сами. Антигерои, совершившие преступления против человечества, не канули в безвестность. О них помнят, их проклинают многие поколения, приходящие в этот мир после их ухода, лично не пострадавшие от гнусных деяний преступников. О гордом сыне орла осталась недобрая память, символом которой стал столб пыли, не вызывающий доброго отклика ни в одном человеческом сердце.
Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».
Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».
Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.
Жанр, род и направление
Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.
Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.
Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
О чем рассказ?
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.
- В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
- В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
- В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
- Образ Данко
– романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький. - Образ Ларры
служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству. - Старуха Изергиль
– страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Главные герои и их характеристика
Тема
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
- Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
- Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
- Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
- Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
- Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Идея
Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.
Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.
Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.
Проблемы
Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.
- Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
- Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
- Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
- Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
- Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
- Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.
Вывод
Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.
Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Старуха Изергиль — персонаж одноименного произведения, состоящего из трех, на первый взгляд, не взаимосвязанных частей. Женщина, пережившая много проблем и испытаний, через свои рассказы демонстрирует отношение к обществу, людям, моральным ценностям.
История создания персонажа
Идея рассказа пришла в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».
Работа над сочинением увлекала Горького. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» Максим Горький признавал лучшим творением. Создавая образ , Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.
Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но при анализе сочинения просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.
Образ и судьба старухи Изергиль
Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и поучительные истории. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.
View this post on Instagram
Первая история о Ларре гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном.
Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.
Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с событиями из насыщенной жизни пожилой женщины. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине.
В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои. Каждого мужчину женщина горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены героиня воспринимает простодушно, говоря, что главное — чтобы человек был открыт к ней.
Характеристика героини интересна тем, что она не забыла, каково это — быть юной и с интересом жить. А на пороге смерти пытается научить других любить, жаждать, ясно видеть и остро слышать. И глубоко сожалеет, что у молодого поколения нет того запала, что был у нее и других героев легенд.
View this post on Instagram
Данко
История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.
Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Кто-о намеренно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Теперь огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко — это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть — важнейшая в повествовании.
Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.
Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастность. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году, состоит из нескольких частей. Одна из них посвящена подвигу юноши, который пожертвовал собственной жизнью ради спасения своего народа. В статье раскрывается характеристика образа Данко.
Зарождение образа героя
Максим Горький долгое время вынашивал в голове прообраз героя своего будущего произведения. В первую очередь на его формирование повлияло путешествие писателя по Бессарабии и Румынии, а Данко — не что иное, как цыганское имя, которое в переводе означает «младший сын» или «цыганёнок». Уже после публикации «Старухи Изергиль» автор поделился, что для него образ Данко тесно связан с реальным прототипом — Августом Стриндбергом, шведским писателем, публицистом рубежа XIX и XX веков: оба «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».
Есть у образа главного героя и более древний предшественник — Прометей, титан в античной мифологии, который даровал людям огонь. С Данко его связывает жертвенность и общая стихия. Исследователь Ирина Ерёмина отметила, что ещё одним источником для Горького стал труд Эмпедокла «О природе», где сказано, что огонь — вечен и даже разумен.
Внешность Данко
Как только Данко появляется в рассказе, Горький отмечает, что герой — молод и красив, и что «красивые — всегда смелы». Этот факт сближает образ Данко с ницшеанским сверхчеловеком, где важны все составляющие — внутренние и внешние. Через внешний идеал транслируется стихия персонажа — «в очах его светилось много силы и живого огня». Именно поэтому целое племя, попавшее в беду, решило следовать за, казалось бы, неопытным юношей. И даже большие трудности в пути, утомившие соплеменников Данко, самого героя закаляли всё больше: он всегда был бодр и ясен.
Конфликт, который возник во время грозы между ведомыми и ведущим, злость и ненависть, полившиеся в душу Данко из уст людей, на мгновение «погасили» его сердце. Однако, согласно взглядам Горького, подобных героев ничто на свете сломить не может, поэтому в очах юноши вновь загорелся «могучий огонь».
Во внешнем образе Данко писатель отмечает лишь три главные детали — молодость, красота, горящие глаза. Герою легенды не требуется более подробная характеристика, потому что его суть заключена во внутреннем содержании. Зеркалом души является взгляд, который отражает внутреннюю силу, уверенность, смелость, любовь, готовность погибнуть ради светлого будущего.
Подвиг Данко
Легенда начинается с момента, когда племя весёлых, сильных, смелых людей прогнали из степи в лесную чащобу полчища врагов. С этого момента народ жил во тьме: их новый «дом» окружали зловонные болота, буреломы, высокие деревья, через кроны которых практически не проглядывает солнце. Перед людьми встал выбор: вернуться на прежнее место и погибнуть, сражаясь, или отправиться дальше по неизведанной, не менее тёмной тропе. Отчаяние и боязнь что-то изменить привели племя к мысли сдаться чужеземцам. И лишь один решил испытать судьбу и взять на себя ответственность за всех — Данко.
Желая спасти соплеменников, юноша повёл их через чащу. Лес сгущался, дорога становилась всё более опасной, но Данко всегда был впереди и ни разу не засомневался в своём поступке. Когда гроза охватила всё вокруг, пугая холодным светом молний и громом, обессиленные люди начали судить героя. Горькая правда из его уст: «Что сделали вы в помощь себе?» окончательно разозлила соплеменников — они готовы были убить его. Данко осознал их намерения, но это не сломило его: он всё ещё был готов пожертвовать собой ради своих потенциальных убийц. И тогда юноша разорвал себе грудь и вытащил оттуда горящее сердце, подобное яркому солнцу. Как только огонь Данко привёл племя к выходу из леса, герой умер, но его подвиг остался незамеченным, а сердце растоптал один осторожный человек.
Значение образа в легенде
Племя Данко — обычные люди, которым свойственно впадать в отчаяние, бездействовать, злиться, обвинять других в собственных бедах. Тем не менее, они нашли своё спасение в юноше, доверились ему и шли, пока силы окончательно не покидали их. Однако соплеменники сразу забыли о своём смелом вожаке, как только они избавились от насущных проблем. Его тело осталось лежать на земле, сердце — раздавлено. Спустя время о нём сложат легенду, которая будет обрастать новыми подробностями, но в момент спасения никто не вспомнил о Данко.
Заключение
Образ Данко — олицетворение любви к человеку, жертвенной, чистой, а также стремления идти до конца в своих начинаниях. Его подвиг – доказательство того, что одолеть можно любые трудности, главное — верить в собственные силы и помнить, ради чего ты это делаешь. Да, поступок Данко никто из соплеменников не оценил по достоинству, но он вершил его не ради славы и признания, а только лишь из огромного человеколюбия.
План-конспект урока русского языка в 7 классе (фрагмент)
М. А. Горький «Легенда о Данко»
1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».
2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»
3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Дискуссия с предварительной работой в малых группах по технологии «Аквариум».
4. Работа проводилась в 7 Б классе, участвовало 18 учеников.
5. Почему выбрана именно эта форма работы? Данная форма работы была выбрана потому, что она развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. В работу вовлекаются практически все учащиеся: у слабых учеников снимается страх перед неудачами, знания более сильных ребят становятся прочнее. Активизируется познавательная деятельность, развиваются рефлексивные навыки.
6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки планировалось развивать?
Планировалось развивать следующие умения и навыки:
1. Интеллектуальные:
— умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;
— выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;
— устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.
2. Коммуникативные:
— вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;
— выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;
— вести дискуссию, аргументировать, доказывать;
— создавать письменные высказывания.
7. Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе?
Накануне учащимся были даны два задания к предстоящему уроку:
1. Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль».
2. Написать небольшое сочинение на тему: «Что такое, в твоем понимании, подвиг?».
8. Организация пространства. Перед уроком столы были сдвинуты попарно, чтобы группы могли расположиться вокруг них.
9. Как было организовано начало работы?
а) На доске записана основная проблема дискуссии: «Как вы поняли смысл легенды о Данко?».
б) Учащиеся делятся на три группы по 6 человек (используется технология «Градусник») с учетом ответа на вопрос: «Разумен или неразумен поступок Данко?»:
1-ая группа – поступок Данко разумен на 100 %;
2-ая группа – поступок Данко абсолютно неразумен и лишен смысла;
3-ья группа – нейтралы, занявшие среднюю позицию.
10. Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).
а) Вступительное слово учителя об А. М. Горьком и героях его произведения. Ставятся проблемные вопросы: «Можно ли считать Данко героем? Как вы поняли смысл легенды о Данко? Всегда ли в жизни есть место подвигу?».
(Карточки-напоминалки с данными вопросами находятся на столах каждой из групп).
б) Участники каждой группы изучают написанные дома сочинения о подвиге и отбирают лучшую, по их мнению, работу, которая в дальнейшем и будет началом выступления каждой из групп. Отобранное сочинение общим решением может быть дополнено высказываниями из работ других учащихся данной группы.
в) Каждая группа обсуждает поставленную проблему и определяет свою точку зрения на неё, выбирает своего представителя (оратора), который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками. Представители рассаживаются в центре класса и начинают обсуждать проблему между собой. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает её представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.
В ходе обсуждения были высказаны следующие идеи:
— Данко – романтический герой, он обладает большой силой воли и решительностью;
— Данко способен на самопожертвование, умеет любить бескорыстно;
— Герой А. М. Горького готов на подвиг во имя любви к людям;
— Героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а отдает себя жалким созданиям, для того чтобы пробудить в них свет;
— Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие – ради людей. Другие и есть герои;
— Данко – герой, потому что он способен испытывать счастье от достижения своей цели;
— Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Нельзя требовать героизма ото всех;
— Можно не совершить подвиг самому, но уважать героизм другого должен каждый;
— Очень важно быть готовым к подвигу, для этого необходимы те черты характера, которые присущи Данко;
— Смысл легенды о Данко – прославление подвига;
г) Подведение итогов урока (учебной дискуссии). Учитель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности, оценивает работу ораторов групп и наиболее активных участников, которые сделали во время дискуссии существенные замечания, выявили противоречие либо подсказали новые аргументы. Благодарит всех учащихся за участие в дискуссии.
д) Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Данко нашего времени. Кто он?»
11. Как вели себя дети (активность, дисциплина)?
В ходе дискуссии учащиеся вели себя достаточно активно, соблюдали правила поведения в дискуссии, выработанные ранее и вывешенные на стенде в кабинете русского языка и литературы.
12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с планом изучения произведения?
В итоге проведения дискуссии учащиеся выработали согласованное мнение и приняли групповое решение: «Данко – герой. Он отдал свою жизнь за людей и ради людей, потому что любил их и хотел разбудить в них истинно человеческие качества. Его подвиг во имя людей должен служить нам напоминанием о том, каким должен быть настоящий человек».
Данное решение полностью соответствуем методике изучения литературы.
13. Оценка произошедшего (достигнута ли цель? нужно ли что скорректировать на будущее?).
Цель дискуссии достигнута, работа оказалась полезной для всех учащихся класса независимо от их начального уровня. В дальнейшем следует обратить внимание на недопустимость отклонений в выступлениях учащихся от заданной темы, перехода на обсуждение абстрактных проблем. На данном уроке единичные отклонения от обсуждаемой проблемы и переход на обсуждение проблем, напрямую не связанных с основной проблемой дискуссии, наблюдались.
14. Мои рекомендации другим учителям.
Не бояться использовать активные методы обучения на уроках, не забывая о том, что данная работа должна проводиться в системе и требует четкой организации.
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.
Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.
Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.
Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.
Краткое содержание
Глава I
Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.
В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.
Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.
Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.
Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.
Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.
У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.
Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.
С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.
Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.
Глава II
Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.
Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.
Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.
Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.
Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.
В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя. Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.
Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.
Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.
Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.
После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.
Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.
Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.
Глава III
Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.
Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.
Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.
Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.
Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.