Карамзин Н. М. Первый русский историк
Карамзин Н.
М. Первый русский историк
«История
Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и
подвиг честного человека.
А. С. Пушкин
Оказывается,
у меня есть Отечество!
Первые восемь
томов «Истории Государства Российского» вышли все разом в 1818 году.
Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию
Американец воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!» И он был
не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое.
Зачитывались «Историей» все — студенты, чиновники, дворяне, даже
светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий
Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что
оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович
Карамзин.
Нужна
история
В те времена, в
начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей.
Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы
и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у
страны нет — разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и
варварства? Есть ли у нас история? «Есть», — ответил Карамзин.
Кто же он?
О детстве и
юности Карамзина мы знаем совсем немного — не сохранилось ни дневников, ни
писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай
Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь
невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет,
его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской
гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на
действительную военную службу — это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то
что Московский — Лейпцигский университет, да как-то не получилось.
Исключительная
образованность Карамзина — его личная заслуга.
Литератор
Военная служба
не пошла — хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай
Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее?
Литературе, исключительно литературе — решает Карамзин.
А какая она
была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет
другу: «Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны
писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными».
Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но
значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но
дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые
мысли, новые чувства, описывать новые предметы.
Карамзин делает
установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые
трактаты, а путевые заметки («Записки русского путешественника»),
повести («Остров Борнгольм», «Бедная Лиза»), стихи, статьи,
переводит с французского и немецкого.
Журналист
Наконец,
решается выпускать журнал. Он назывался просто: «Московский журнал».
Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и
воскликнул: «У нас не было такой прозы!»
Успех
«Московского журнала» был грандиозный — целых 300 подписчиков. По тем
временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая
Россия!
Работает
Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале.
Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Только ДЛЯ этого
журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.
Карамзин для
своего времени — писатель номер один.
Историк
И вдруг
Карамзин берется за гигантский труд — составить родную русскую историю. 31
октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина
историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся
жизнь — историк. Но так, видно, было надо.
Летописи,
указы, судебники
Теперь —
писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин
буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии
наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и
Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда,
Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
Остромирово
Евангелие 1056 — 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг),
Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение
древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» и много чего
еще.
Говорят,
обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от
радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным — только и разговоров,
что об истории.
Какой она
будет?
Материалы
собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет
и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать,
чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома.
Каждый делится на две части: в первой — подробный, написанный большим мастером,
рассказ — это для простого читателя; во второй — обстоятельные примечания,
ссылки на источники — это для историков.
Таков
истинный патриотизм
Карамзин пишет
брату: «История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем
одеянии нравится только некоторым умам». Так о чем же писать? Подробно
излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть,
именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин — патриотизм
только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не
выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Случайно
сохранились черновики VII-ro тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой
фразой своей «Истории». Вот он пишет о Василии III: «в сношениях
с Литвою Василий … готовый всегда к миролюбию…» Все не то, не правда.
Историк перечеркивает написанное и выводит: «В сношениях с Литвою Василий
изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно». Таково
беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не
ненависть к чужому.
Древняя Россия,
казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом
Пишется древняя
история России, а вокруг делается современная: наполеоновские вонйы, битва при
Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В
1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8
томов «Истории Государства Российского». Тираж — страшюе дело! — 3
тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыхано! А ведь цена немалая:
50 рублей.
Последний том
останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.
Все бросились
читать. Мнения разделились.
Одни говорили —
якобинец!
Еще и раньше
попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного
просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что
«сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда».
«Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть».
За что же так?
Прежде всего — за независимость суждений. Это не всем нравится.
Есть мнение,
что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.
— Монархист! —
восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.
Да, главный
герой «Истории» Карамзина — российское самодержавие. Плохих государей
автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в
просвещенном, мудром монархе. То есть нужен «добрый царь». Карамзин
не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно
монархист.
И в то же
время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин
«пролил слезы», узнав о смерти Робеспьера, героя Французской
революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: «Не требую ни
конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом
верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».
Отчего же он
тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало,
народ не созрел для республики.
Добрый царь
Девятый том еще
не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так:
«Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе
царства». Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.
Прежние
историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот,
например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда,
напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник
дает яркую картину того,как именно совершалось покорение вольного северного
города:
«Судили
Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи
новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою
или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и
бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными
младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и
секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части.
Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим».
И так почти на
каждой странице — казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели
царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона,
отказавшегося опуститься на колени перед царем… и так далее.
Вспомните, ведь
пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.
Да, Карамзин
был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на «Историю Государства
Российского» как на один из источников «вредных» мыслей.
14 декабря
Он не хотел,
чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так
уж получилось, что правда, им написанная, оказалась «вредной» для
самодержавия.
И вот 14
декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно,
мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в
1825 он идет по направлению к Сенатской площади. «Видел ужасные лица,
слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам».
Карамзин,
конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих — братья
Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил
«Историю» на немецкий).
Через несколько
дней Карамзин о декабристах скажет так: «Заблуждения и преступления этих
молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века».
После восстания
Карамзин смертельно заболевает — простудился 14 декабря. В глазах современников
он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды — рухнуло
представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь,
очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.
Писать Карамзин
больше не мог. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя
вернуть из ссылки Пушкина.
Николай
Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер
на междуцарствии 1611 — 1612 года. И вот последние слова последнего тома — о
маленькой российской крепости: «Орешек не сдавался».
Сейчас
С тех пор
прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России
куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические
находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина — история-летопись —
единственная в своем роде и больше такой не будет.
Зачем она нам
сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: «Высокое
нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для
воспитания любви к России и к добру».
Список
литературы
Е.
Перехвальская. Карамзин Н. М. Первый русский историк.
Что мы знаем о Карамзине? Увы, немного. Автор «Бедной Лизы», представитель русского сентиментализма. Вот, пожалуй, и все.
А между тем, по словам Пушкина, Карамзин – «великий писатель во всем смысле этого слова» 1. Пушкин был согласен с Вяземским, увидевшим в Карамзине «образователя прозаического языка» 2, Пушкин пояснил, в чем дело: «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова» 3. Причем Пушкин имел в виду не «Бедную Лизу» (сведениями о которой ограничиваются наши учебники), не другие ренине повести, а тот труд, которому Карамзин посвятил многие годы своего зрелого творчества, – «Историю государства Российского».
«…Наша словесность с гордостию может выставить перед Европою Историю Карамзина» 4. Эту мысль Пушкин повторяет в двух других местах5. И еще одно место у Пушкина напомню читателю: «Появление Истории Государства Российского (как и надлежало быть) наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц, чего не ожидал в сам Карамзин, Светские люди бросились читать историю своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени нигде ни о чем ином не говорили… Примечания к Русской Истории свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно заключен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. Многие забывали, что Карамзин печатал свою Историю в России, в государстве самодержавном; что государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности. Повторяю, что История Государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека» 6 (подчеркнуто мной. – А. Г.).
Карамзин совершил «великий подвиг», – настаивает и Белинский. «История государства Российского – творение великое, которого достоинство и важность никогда не уничтожатся: вытесненная историческою и философскою критикою из рода творений, удовлетворяющих потребностям современного общества, «История» Карамзина навсегда останется великим памятником в истории русской литературы» 7. И в другом месте: «Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу. Он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи» 8.
В духе оценок Пушкина и Белинского В. Виноградов отмечал: «Создание «нового слога» русской литературной речи, который должен был органически сочетать национально-русские и общеевропейские формы выражения и решительно порвать с архаической традицией церковно-славянской письменности, было связано с именем Н. М. Карамзина… Работа, произведенная Карамзиным в области литературной фразеологии и синтаксиса, поистине грандиозна… Отрыв от старой книжной традиции был осуществлен…»»Язык Карамзина, правда, сам переживший сложную эволюцию от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» до последних томов «Истории государства Российского», ложится в основу новой грамматической нормализации» 9.
И тут невольно вспоминаешь, как чтят немцы создателя своего литературного языка Лютера. Лютеровский перевод Библии положил начало современной прозе (в любой истории немецкой литературы отмечается это обстоятельство). Лютеровская Библия регулярно переиздается. А когда последний раз издавался труд Карамзина? В начале века. Что пишут о нем наши историки литературы?
«История освещалась Карамзиным с реакционных позиций. Его труд – это прежде всего история русского самодержавия. Вместе с тем, капитальная работа первого русского историографа, основанная на многообразных, в том числе и летописных источниках, блестяще написанная, содействовала распространению интереса к истории и давала материал для многочисленных произведений публицистической и художественной литературы на исторические темы, печатавшиеся в журналах «Вестник Европы», «Сын отечества», «Соревнователь просвещения», «Северный вестник», «Русский вестник» и др. Декабристы не могли принять историческую концепцию Карамзина» 10. Вот и все. Это академический трехтомник.
В вузовском учебнике А. Н. Соколова говорится: «Последние стихотворения Карамзина явились как бы его поэтическим завещанием перед тем, как уйти из мира поэзии в сферу науки» 11, а об «Истории государства Российского» вообще ничего не сказано. Хотя тут-то и открылась самая важная для истории русской словесности страница деятельности Карамзина!
И это пишется уже после того, как в 1964 году П. Берков и Г. Макогоненко во вступительной статье к двухтомнику Карамзина с сожалением констатировали: «История государства Российского» выпала из истории литературы. Литературоведы изучают лишь творчество Карамзина 1790-х годов» 12.
* * *
Задача данной статьи – рассмотреть «Историю государства Российского» как памятник русской словесности.
Сначала о специфике жанра. Он один из самых древних. И удивительно современный. Древен интерес к прошлому, и Карамзин не скрывает, что вдохновлялся Геродотом и Фукидидом. Современно стремление опереться на факты, на документы, исключить вымысел и ограничить фантазию.
На кого непосредственно он мог опереться в своем стремлении создать историю нации, сочетая достоверность с занимательностью, научную безупречность с художественной выразительностью? В XVII и XVIII веках на Западе возникают подобные попытки. Карамзин называет имена Д. Юма и И. Мюллера. Образцы исторической прозы дали Вольтер и Гиббон. В России складывалась традиция, представленная именами Татищева, Щербатова, Шлецера.
У Карамзина были предшественники. И все же именно ему довелось создать произведение, сыгравшее беспримерную роль в развитии национального самосознания, ставшее определенным пунктом отсчета в истории русской литературы.
Специфика жанра состоит в сочетании научности и художественности. Образно-эмоциональное начало присуще самой исторической действительности, из исследуемого материала оно переходит в историческое повествование порой даже помимо намерений автора. Разумеется, не любая проблема в истории дает простор для применения образно-эмоциональных средств. Подчас требуется односторонний подход к объекту (так дело, например, обстоит в экономической истории, где широко применяется математическая обработка данных, а образные возможности ограничены). Но когда исследователь имеет дело с многообразием исторической конкретности, – эпохой, рассматриваемой как целое, жизнью народа, человека, – то в арсенале его познавательных средств образное мышление занимает значительное место.
На художественных потенциях исторического описания остановил свое внимание Гегель. В «Лекциях по эстетике» он подчеркивает, что последнее близко искусству, не являясь, однако, таковым; это проза, а не поэзия. Интересна мысль о том, что история непосредственно воспроизводит либо всеобщее, либо единичное, лишенное общезначимости. В искусстве господствует особенное – категория, которая представляет собой единство всеобщности и единичности. Другое отличие художника от историка: первый гармонизирует мир, второй не может не замечать его дисгармонии. Не станем разбирать весомость выдвинутых Гегелем аргументов, отметим лишь его диалектический подход – тезис: историческое описание не искусство, антитезис: произведения истории «дают достаточно простора для художественной деятельности» 13.
А каковы научные потенции литературы? Вопрос может показаться странным, и тем не менее он закономерен. В настоящее время все громче раздаются голоса, настаивающие на рассмотрении литературы в качестве самостоятельной (не совпадающей с искусством) сферы духовной деятельности человека. По мысли Н. Конрада, литература – это «особая категория духовной творческой деятельности общества, отличная от философии, науки, искусства и вместе с тем сопряженная с ними, поскольку она пользуется всеми их средствами: понятиями, символами, образами, метром, ритмом, эвфонией» 14.
Итак, история – это наука, выходящая за собственные пределы; литература – искусство, преступающее свои границы. В этом своеобразии их близость, иногда доходящая до совпадения. Научная проза историка, обладающая художественными достоинствами, может стать фактом литературы.
Пример тому – труд Карамзина. «История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства, и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся…» 15
Так пишет Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского». Здесь он формулирует методологические принципы своей работы. «Как естественная, так и гражданская история не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло». Историку нельзя говорить за своих героев. «Что ж остается ему, прикованному, так сказать, к сухим хартиям древности? Порядок, ясность, сила, живопись. Он творит из данного вещества? не произведет золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится и малому не давать прав великого» (I, XII; подчеркнуто мной. – А. Г.).
Подлинность материала, упорядоченность и ясность изложения, живописная сила языка – таковы выразительные средства, находящиеся в распоряжении историка. С Карамзиным здесь нельзя не согласиться.
Действительно, история привлекает прежде всего своей правдивостью. Ложь о том, что было, даже занимательно придуманная, отталкивает. Когда читатель знает, что речь идет о подлинных событиях, и ему стараются сообщить все без утайки, по возможности обстоятельно и точно, повествование приобретает дополнительную эмоциональную действенность. (Именно поэтому в современном искусстве так сильна тяга к документальности, оно ведет себя «не по Гегелю», обращаясь непосредственно к «единичному».)
В историческом образе вымысел совершенно исключен, фантазия в творчестве историка играет вспомогательную роль толчка к интуитивному акту нахождения материала и осмысления его. Писатель создает типические образы, историк ищет их. Он не всегда находит их в готовом виде. Зачастую перед историком сумбурное сырье, разрозненные детали, которые нужно понять, скомпоновать воедино, истолковать. Зачастую из множества единичных образов требуется создать один обобщенный; происходит реконструкция и уплотнение материала – процесс, который требует большого художественного чутья. Карамзинские «порядок» и «ясность» оказываются здесь на месте.
Писатель может нарочито затруднить свою манеру изложения, усложнить (или упростить) язык, создать многоплановость изложения, многовариантность истолкования, прибегнуть к «эффекту остранения», деформировав изображение, показав его в необычном ракурсе, преувеличив, заострив. С другой стороны, он в праве прибегнуть к «эффекту присутствия», попытавшись создать иллюзию чувственной достоверности изображаемого, автор при этом как бы уходит в сторону, а читатель оказывается в гуще событий, присутствует при их свершении.
Историческое повествование движется, лавируя между этими двумя «эффектами». Исторический образ реален, но без претензий на чувственную иллюзорность. Он в то же время интеллектуален, но не нарушает правдоподобия, не деформирует объект изображения. Историк заставляет видеть события, но только так, чтобы читатель не забывал о дистанции, о том расстоянии, которое отделяет его от них. Историк заставляет думать, оперируя лишь неискаженными фактами. Гротеск появляется на его страницах, когда он порожден самой действительностью. Самое большее, что может позволить себе автор, – ирония. Что касается языка, то любой эксперимент историку противопоказан, излишняя метафоричность может только повредить. Канон для историка – действующие языковые нормы. Лишь в их пределах допустимо историку добиваться выразительности- «силы» и «живописи», о которых говорит Карамзин:
Но ведь сам Карамзин выступил как реформатор языка! Карамзин поступил в данном случае как писатель, как великий писатель, преступив меру, отпущенную ему как историку. Именно поэтому «Историю государства Российского» и следует рассматривать в качестве литературного памятника.
Меры языка держится В. Ключевский. Его «Курс русской истории» – образец строгой исторической прозы. Читатель и здесь увлечен. Портретные характеристики умело вписаны в картину жизни народа, композиция ясна и строга. Ключевский лапидарен и афористичен, он любит меткое слово, яркое сравнение, выразительную деталь.
Тем не менее «Курс русской истории» – произведение прежде всего научное (хотя и читается лучше иной беллетристики), и «История государства Российского» – литературный памятник (хотя в научном отношении и превосходит иные специальные работы).
Ключевский – по преимуществу аналитик, он исследует исторический процесс, работая понятийными конструкциями (хотя вылепленная им фигура Петра I исполнена высокой образности), Карамзин, по определению Пушкина, – «последний летописец», он повествует о событиях в строгой последовательности, создавая галерею ярких образов родной истории, многие из которых стали хрестоматийными (неуравновешенный тиран Грозный, слабохарактерный Федор Иоаннович, потерявший народную поддержку узурпатор Годунов и т. д.).
Традиция Карамзина и Ключевского в искусстве историографии не умерла и в наши дни.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
- А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
- А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
- И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
- М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
- М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
- И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
- А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
- Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
- А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
- Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
- А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
- А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
- А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
- А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
- А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
- Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
- Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
- Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
- Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
- Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
- Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
- М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
- М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
- А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
- А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
- А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
- М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
- А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
- А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
- В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
- А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
- А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
- Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
- И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
- А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
- Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
- М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
- А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
- К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
- Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
- Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
- А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
- И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
- М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
- А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
- И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
- Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
- И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Вы здесь: Главная / Литература / ЛИЧНОСТИ / Традиции / Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик, реформатор
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик, реформатор
19.01.2021
/
Редакция
В этом году исполняется 255 лет со дня рождения великого Гражданина Земли Русской Николая Михайловича Карамзина писателя, переводчика, издателя, реформатора и основоположника русского сентиментализма и создателя грандиозного труда «История государства Российского», которому он посвятил 21 год своей жизни.
—
ДЕТСТВО
Родился Н.М. Карамзин в Симбирской губернии, в родовом имении Знаменском 12 декабря 1766 года. Отец писателя Михаил Егорович, капитан гвардии в отставке, был помещиком среднего достатка, а мать Екатерина Петровна умерла, когда мальчику едва исполнилось два года, поэтому воспитанием его занимались няньки, гувернёры и, разумеется, отец.
Первым учителем у Коленьки был сельский дьячок, наставлявший его в церковнославянском, который тот освоил буквально за несколько недель, и читал всё, что попадалось под руку. А русский алфавит мальчик разбирал по басням Эзопа и начал читать запоем, благо в имении была богатая библиотека, оставшаяся от покойной матушки. Но домашнего образования, естественно, не хватало, посему отец отправил сына в дворянский пансион Симбирска, где тот проявил отличные успехи, и, получив прекрасные рекомендации, тринадцатилетний подросток оказался в Москве, в одном из лучших учебных заведений – в пансионе профессора Московского университета И.М. Шадена, оказавший на воспитанника огромное влияние при формировании его мировоззрения. Там Николай Карамзин изучал литературу, философию, иностранные языки, историю, поэтику, параллельно посещая, с разрешения И.М. Шадена, лекции в Московском университете.
Блестяще закончив курс, будущий историк и писатель тем не менее вынужден был, по настоянию отца, отправиться в Петербург, чтобы продолжить его дело – служить в гвардейском Преображенском полку. Однако «военное дело» у него не заладилось, и спустя несколько месяцев Карамзин взял годичный отпуск, после чего подал в отставку. Таким образом в 1784 г. закончилась военная карьера Николая Михайловича и началась новая эпоха его жизни.
ЮНОСТЬ
Получив желанную свободу, Карамзину вопреки своим планам пришлось вернуться в Симбирск, поскольку в 1783 г. скончался единственный родной человек – отец. Недолго пребывая там, он познакомился с одним из интереснейших людей своего времени Иваном Петровичем Тургеневым, другом Николая Ивановича Новикова, выдающегося просветителя, издателя, общественного деятеля, историка, автора труда «Древняя Российская Вавлиофика» (история Московского государства), с которым встретился и подружился, уже переехав в Москву.
Мировоззрение, общественная деятельность этих двух личностей во имя процветания Отечества и просвещения народа оказали очень сильное влияние на юношу, и он вступил в масонскую ложу «Просвещение», членами которой они были, а затем со всем пылом молодости отдался новому делу – изданию первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», основанного Новиковым.
…В эти же годы Николай Карамзин сблизился с семьёй Плещеевых, особенно с Настасьей Ивановной (в девичестве — Протасовой), ставшей его другом, на младшей сестре которой Елизавете он в 1891 году женился. Брак был счастливым, но, к великому сожалению, кратким: в марте 1892 г. Елизавета Ивановна родила дочь Софью (будущую фрейлину императрицы и большого друга А.С. Пушкина,и Лермонтова –- ред.), а в апреле от родовой горячки умерла. Очень горевал Николай Михайлович: «Я лишился милого ангела, который составлял всё счастье моей жизни, – писал он брату. – Всё для меня исчезло, и в предмете осталась одна могила. Стану заниматься трудами, сколько могу: Лизанька так хотела». Но светлая память о первой любви осталась в названии, а также – в имени героини первой повести писателя «Бедная Лиза», которая принесла Карамзину оглушительный успех у читающей публики.
Второй женой стала Екатерина Андреевна Колыванова, единокровная сестра (по отцу) поэта П. А. Вяземского. Эта красивая, умная, тонкая женщина, безмерно любившая мужа, и не смотря на молодость (на 14 лет младше – ред.), стала верным другом и помощником Николая Михайловича во всех его делах. Она подарила супругу 9 детей, из которых четверо, увы, отдали Богу душу во младенчестве…
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ
Николай Карамзин, всячески поддерживая просветительскую деятельность масонов, абсолютно отвергал их склонность к мистике, что и стало причиной его с ними охлаждения. Кроме того, Императрица Екатерина II объявила «войну» масонам, которые выступали за отмену крепостного права: закрывались ложи, их организаторы жестко преследовались, многие были арестованы. Оставаться в России стало опасным, и Карамзин в 1789 году решает уехать за границу, тем более, там он никогда не был. В Европе он пробыл более года, путешествуя по Германии, Швейцарии, Англии, Франции, посещая музеи, театры, встречаясь и беседуя с философами, писателями, политиками, журналистами и другими «властителями умов», что позволяло ему прекрасное владение многими иностранными языками.
В Париже Карамзин стал свидетелем Великой французской революции, всех её ужасов, видел, как рухнула Бастилия. Поначалу Николай Михайлович приветствовал политические перемены, говоря, что «это событие относится к тем, которые определяют жизнь человечества на много веков вперёд», но после начавшегося террора пришёл к убеждению, что «насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот». С этого момента он стал убеждённым защитником монархии и противником самовластия народа.
Свои впечатления о поездке Карамзин выразил в «Письмах русского путешественника», которые публиковались в журнале, а по возвращении на родину он издал их отдельной книгой. Написанные увлекательно, простым, ясным и высокохудожественным языком, «Письма» сделали Николая Михайловича известным литератором.
КАРАМЗИН – ИЗДАТЕЛЬ
Путешествуя по Европе, Николай Карамзин, бывая на площадях, слушая ораторов, острые дискуссии, читая газеты и журналы, понял, насколько действенно «живое слово». И вернувшись в Россию, начал издавать «Московский журнал», где публиковал не только собственные сочинения, но и художественные произведения различных авторов, а также исторические и критические статьи, летописные памятники и т.п.
Журнал был замечен и имел успех, однако вскоре «московские» рамки оказались тесны, а посему Карамзин затеял новый проект – стал издавать первый в России общественно-политический и литературно-художественный журнал «Вестник Европы».
Отныне не только Россия узнавала европейские новости культуры, науки, политики, но и Европа была в курсе того, чем живёт и дышит великая Россия со своей многовековой историей. Именно в «Вестнике» Карамзин опубликовал несколько сочинений по русской истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), отдельные сюжеты которых вошли впоследствии в его главный труд жизни – «Историю государства Российского». Сочинение много раз переиздавалось на родине, а также и переводилось на многие европейские языки ещё при жизни писателя.
КАРАМЗИН – ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК,
РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЯЗЫКА
Поэзия Николая Карамзина коренным образом отличалась от традиционной, взращённой на одах Ломоносова и Державина – торжественных, выспренних и громоздких. Карамзина интересовал внутренний, духовный мир человека, поэтому его стихи говорят на «языке сердца», а не разума. Они легки и понятны, созвучны чувствам простого человека, побуждая его чутко откликаться на происходящее вокруг. Сентиментализм Карамзина (друзья прозвали его «русским Стерном») оказал большое влияние на развитие русской литературы, получив блестящую поддержку в творчестве Вяземского, Жуковского, Пушкина и других талантливых современников.
Карамзин решительно взялся за реформацию русского литературного языка. Он отказался в своих произведениях от церковнославянского (лексика и грамматика), заменив его обиходным, более созвучным эпохе. Ввёл в оборот много новых слов, таких как: благотворительность, влюблённость, влияние, вольнодумство, впечатлительность, достопримечательность, ответственность, подозрительность, трогательный, утончённость, занимательный, первоклассный, моральный, эстетический, человечный, сцена, эпоха, катастрофа и ряд других, которыми мы пользуемся и ныне.
Памятник букве Ё
Одним из первых Карамзин начал использовать в печатных изданиях букву Ё, которую ещё ранее ввела в алфавит директор Петербургской Академии словесности княгиня Екатерина Дашкова, заменив две буквы iо – одной (1783 г.). Впервые буква появилась в альманахе поэзии «Аониды», в слове «слёзы», который под редакцией Карамзина был отпечатан в Московской университетской типографии в 1796 году.
Однако Ё не сразу завоевала признание, и частенько из-за этого возникали всевозможные недоразумения в написании имен и фамилий, а подчас и грубые ошибки в военных документах. (Кстати, И.В. Сталин, обнаружив это, пришёл в ярость и выпустил специальный Указ об обязательном использовании буквы Ё в военных картах, а в 1942-м – и в школьных учебниках. Но со временем буква так полюбилась гражданам, что ей стали ставить памятники; есть они в Самаре, в Перми, Калининграде, Москве, в Чувашии, а в Челябинской области букве посвятили даже храм! – ред.)
…Прекрасно владея многими иностранными языками, Николай Михайлович занимался и переводами. Увлечённый творчеством Шекспира, он познакомил русского читателя с трагедией «Юлий Цезарь» а также перевёл древний памятник индийской литературы – драму «Сакунтала» (автор Калидаса), желая доказать, что «творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде – человек, везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения вмещает небеса и землю».
КАРАМЗИН – ИСТОРИК
С ранней юности Николай Карамзин очень увлекался историей, и мечтал о том, что когда-нибудь он сможет «приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего». И наконец, эта мечта исполнилась: в октябре 1803 г. император Александр I пожаловал Н.М. Карамзину пожизненное звание Историографа, которого до сих пор не было ни у кого, с пенсией 2000 руб. для сочинения российской истории. С этого времени Карамзин прекратил всякую литературную деятельность, «постригся в историки», отказываясь от любых государственных постов, которые ему предлагали. Любимому делу Николай Михайлович посвятил 21 год своей жизни, работая сначала в Остафьево, подмосковной усадьбе Вяземских, а затем – в Петербурге, в непосредственной близости к царскому двору, что обеспечивало частые встречи Николая Михайловича с Императором, а также – прочтение им того, что выходило из-под пера писателя.
Памятник Карамзину и его книге в Остафьево
Для Историографа отныне были открыты все библиотеки и архивы, как отечественные, так и иностранные. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, с приложением более 6 тыс. примечаний.
При жизни автора «История» успела выйти двумя изданиями в 3000 экз. Первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц. Пушкин признавался, что, будучи серьёзно больным, «читал «историю» в постели с жадностью и вниманием», и прибавлял:
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».
После 1818 года Карамзин опубликовал 9-11 тома, а последний, 12-ый (незавершённый, остановленный на событиях 1611 года) вышел уже после смерти историографа.
В Остафьево, где Карамзин 12 лет писал свою «Историю», в 1911 году благодарные потомки поставили памятник его великому творению: отлитые в бронзе ежат на пьедестале 7 томов, восьмой – в свитке, а рядом – перо и чернильница писателя…
В.Г. Белинский писал:
«Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его Отечества должна быть для него интересна, и знать её не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!».
КОНЧИНА Н. М. КАРАМЗИНА
Наступил роковой 1825 год. В ноябре скончался император Александр I, что Николай Михайлович воспринял чрезвычайно тяжело. А 14 декабря – Сенатская площадь, восстание декабристов, где Карамзин провёл целый день, сильно простудился и слёг…
К сожалению, он так и не оправился от болезни, а также и от морального потрясения, которое испытал как убеждённый сторонник монархи: ведь среди восставших были близкие, дорогие ему люди. И 22 мая (5 июня) 1826 года Николай Михайлович отдал Богу душу, покоится он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Заслуги Карамзина перед Отечеством были отмечены высокими наградами: орден Святого Владимира III степени (1810); орден Святой Анны I степени и возведён в чин статского советника (1816); стал почётным членом Императорской Академии наук, действительным членом Императорской Российской академии.
Николай Карамзин
Посвящение больному другу
Болезнь есть часть живущих в мире;
Страдает тот, кто в нём живёт.
В стране подлунной всё томится;
В юдоли сей покоя нет.
Но тем мы можем утешаться,
Что нам не век в сем мире жить;
Что скоро, скоро мы предстанем
Страдать, стенать и слёзы лить.
В страны блаженства вознесёмся,
Где нет болезни, смерти нет.
Тогда, мой друг, тогда узнаем,
Почто страдали столько лет.
Тогда мы, светом озаряся,
Падём, поклонимся Творцу;
В восторге слёзы проливая,
Воскликнем к нашему Отцу:
«Ты благ, премудр, могущ чудесно!
Ты всё во благо превратил,
Что нам великим злом казалось;
Ты нас к блаженству сотворил!»
1788
О ДРУЖБЕ
«Вернейшая, приятнейшая спутница жизни для сердца благородного чувствительного, от колыбели до могилы, есть Дружба. С нею играем цветами в детстве; с нею делим восторги юношества и любви, ей в Летах мужества поверяем великодушные намерения славолюбия, важные опыты и мысли сокровенные, в то время, когда все иные успехи, склонности, страсти оставляют нас; когда любовь гаснет в сердце и в воображении; когда честолюбие, насыщенное или обманутое, засыпает в душе утомленной; когда самая надежда отлетает от угрюмой старости: Дружба и тогда ещё стоит за нами с кроткою улыбкою приветствия, готовая внимать последним нашим беседам о жизни и мире, утешать, ободрять нас именем Провидения, вечности и добродетели».
Н.М. Карамзин
ПАМЯТНИК Н.М. КАРАМЗИНУ
На пьедестале – величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского», а в левой у неё – труба, сквозь которую Клио вещает о славных страницах жизни России.
Ниже, в круглой нише – бюст историка; на одном из горельефов памятника – Карамзин читает императору отрывок из своей «Истории»; на другом – Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении родных. Все фигуры, по канонам классического стиля, изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале гласит:
Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ
императора Николая I-го 1844 годъ.
На открытие памятника
Николаю Карамзину
Он здесь! Он вечно ваш! Изображенье Клии
Отныне передаст в позднейши времена
И дар Царя, и дань признательной России
К трудам Карамзина.
Так русский юноша, теперь идущий мимо,
Взглянув на этот лик, сияющий в меди,
Любовь к Отечеству, сей огнь неугасимый,
Восчувствует в груди.
В ней вдруг пробудится неведомая сила
Высоких подвигов, чем втайне мысль кипит,
И, как птенец орла, свои расширив крыла,
Он к солнцу возлетит!
Да, Волга, он твой сын! Когда иноплеменный
Нас спросит: «Это кто?» Мы гордо скажем: «Тот,
Кому приветливо внимал благословенный
Средь царственных забот!
Кто время Грозного, бесстрашный и свободный,
Деянья тёмные потомству передал;
Впервые нам раскрыл язык простонародный;
Русь — миру указал!
Кто щедро взысканный, мечтал и дней в закате
О славе Родины, когда язык немел!
Над кем монарх скорбел, и в сделанной утрате
С Россией сиротел».
Дмитрий Ознобишин
23 августа, 1845
г. Симбирск
Римма Кошурникова
Тема исследования «Борис Годунов в
изображении М.Н.Карамзина»
«Патриотизм есть любовь ко благу и славе
Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Эти слова Николая
Михайловича Карамзина из его статьи «О любви Отечеству и народной гордости». Знание истории – важная часть нашей культурной жизни.
Воспитание историей связано с морально – нравственным воспитанием. И как сказал
в своё время Бестужев-Рюмин:
«Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною
для воспитания любви к России и к добру», а А.С. Пушкин так охарактеризовал
труд М.Н.Карамзина «История
Государства Российского
есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
Цель исследования: определить, как изображает образ Бориса Годунова историк XIX века
Н.М.Карамзин.
Задачи:
·
Определить
авторскую позицию в труде Н.М.Карамзина «История государства Российского».
·
Выделить
определения, использованные Н.М.Карамзиным в описании деятельности Бориса
Годунова.
Характеристике образа царя Бориса посвящается первых две главы 11 тома «Истории
государства российского».
В личности Карамзина удачно
слились крупнейший мастер художественного слова и талантливый историк, что
позволило ему, как никому другому ярко и образно описать портрет Бориса: «Сей муж знаменитый находился в полном цвете сил, имел 32
года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым
и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож…»
Карамзину удалось найти интересные трактовки
человеческого характера Бориса Годунова, хотя их и нельзя ничем проверить,
можно только доверять или не доверять его историческому чутью. «Он не был, но
бывал тираном», — писал о Борисе Годунове историк. Царь действовал «как
искусный политик, но еще более как страстный отец, и своим семейственным
счастием доказывая, сколь неизъяснимо слияние добра и зла в сердце
человеческом!»
Особенную симпатию Карамзина заслужил Годунов-семьянин. В описании любви к сыну
и наследнику царевичу Федору начинают звучать личные мотивы историка,
переживавшего драму, связанную с потерей сына. Борис Годунов характеризуется
Карамзиным как «ревностный наблюдатель всех уставов церковных и правил
благочиния, трезвый, воздержный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример в
жизни семейственной, супруг, родитель нежный, особенно к милому ненаглядному
сыну, которого он любил до слабости, ласкал непрестанно, называл своим
велителем, не пускал никуда от себя, воспитывал с отменным старанием…».
В постепенном исчезновении любви из сердец подданных царя Бориса, не
простивших ему старых преступлений, вырисовывается основная драма Годунова: «Но
глас отечества уже не слышался в хвале частной, корыстолюбивой, и молчание
народа, служа для Царя явною укоризною, возвестило важную перемену в сердца
Россиян: они уже не любили Бориса!» Общий вывод Карамзина однозначен и
неутешителен для памяти царя Бориса: «…имя Годунова, одного из разумнейших
властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением,
во славу нравственного неуклонного правосудия».
Н.М.
Карамзин даёт Борису Годунову яркую, но двойственную характеристику.
Борис Годунов узурпировал
власть, убив последнего члена царской династии, поэтому обречён на гибель.
Карамзин
подчёркивает блистательную внешнюю политику Годунова, что способствовало
возвышению авторитета России на мировой арене. Борис представлен автором как
великий политик, бесстрашно противостоящий Европейским державам, в интересах
страны.
Но Карамзин
осуждает деятельность Бориса внутри страны, которая приводит Россию к смуте.
Годунов способствовал распространению в стране системы доносов, коварства, гнусной
мзды, обманов и лицемерия. «Потомство
видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия, издыхающего под
ножом убийц,.. видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам-
доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и богом…
Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на него
святоубийцею?»
Дурная
слава пережила все добрые дела Годунова. «если бы родился на престоле, то заслужил
бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с
необузданной страстью к господству, не мог одолеть искушения, там, где зло
казалось для него выгодою, — и проклятие веков заглушает в истории добрую славу
Борисову».
Через все произведение Карамзина красной нитью проходит идея
душевных мук и смертного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть,
прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве… Карамзин показал муки совести человека,
совершившего смертный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются
несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи.
В своём
труде Карамзин даёт следующие положительные характеристики Борису Годунову:
·
« …сей мудрый правитель,
достойно славимый тогда в Европе…»
·
имел «намерение завести школы
и даже университеты»
·
«хвалили его … за ревность
искоренять грубые пороки народа»
·
«ревностный наблюдатель всех
уставов церковных и правил благочиния, трезвый, воздержанный, трудолюбивый»
·
«…моём Царстве не будет ни
сирого, ни бедного…»
Но тут же звучат отрицательные
характеристики М.Н. Карамзина царю Борису:
•
«убийца,
губитель, хищник»
•
«самозванец»
•
«адская игра
Борисова властолюбия»
•
«душа сего
властолюбца жила ужасом и притворством»
•
«бывал
тираном, злодействовал подобно Иоанну»
•
«Неутомимый в
лицемерии»
•
«…хитрый
умом…»
•
«…исчезает
мягкосердечие…»
В заключении можно сделать
следующие выводы:
Определяя роль Бориса Годунова в
истории России, Н.М.Карамзин использует главным образом оценочную лексику. Историк
в своем труде выражает негативное отношение к образу этого правителя, считает
убийство царевича Дмитрия доказанным, именно поэтому Н.М.Карамзин относится к
Борису Годунову как к самозванцу и убийце. Но я считаю, что это субъективная
трактовка образа царя Бориса, так как автор не приводит никаких аргументов в
пользу своей версии.