Подстреленный заяц как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слёз видеть, как токуют тетерева.

– Ради бога, Моуэт, скорее прячьте эту проклятую дичь! Разве вы не знаете, что до сезона охоты на степных тетеревов ещё целая неделя?

Большие тетерева были этому робинзону, конечно, не по зубам.

Это слетел первый тетерев – косач. За ним, как груши, падают с веток остальные. Вонзаются в снег, исчезают.

Да, больше десятка тетеревов встречали на придорожной берёзе солнце.

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приурочивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Осенью на наше поле постоянно опускаются отдохнуть журавли, ведь там много жирных лягушек, а на деревья рядом с полем часто присаживается выводок тетеревов, подпуская нас совсем близко.

Слышу, справа и слева от меня с шумом поднимаются тетерева. И что-то кричит сынишка.

У луки седла был привязан старый тетерев, его иссиня-чёрные перья блестели.

Из мясных были тут и жареные тетерева, обложенные лимоном, и заячья голова с мелко искрошенным мясом под нею, баранина в борще и баранина жареная, курица и с красной сладкой подливкой, и с белой кислой, всевозможные пироги: с бараниной, со свиным салом, с яйцами, капустой, творогом; пироги медовые с начинкой из бараньей внутренности.

В заказнике она увидела тетеревов, очень красивых и невероятно забавных птиц.

Если мы попытаемся истолковать эти два положения, высказанные в той же речи, одно при помощи другого, то придём к заключению, что знаменитый учёный в 1858 году уже не был уверен в том, что аптерикс и красный тетерев появились впервые там, где они теперь находятся, «неизвестно каким образом» или благодаря некоторому «неизвестному ему» процессу.

Почему тетерева сидят на верхушках деревьев?

За одно только утро я добыл целых пять тетеревов!

Взлетели с деревьев тетерева.

Почему самца тетерева называют косачом?

Охота на токующих тетеревов начинается с рассвета – первым прилетает токовик, но его отстреливать не стоит, т. к. из-за этого ток может не состояться.

Из кустов с фырканьем вылетели два тетерева и упали в кусты на опушке.

Из года в год тетерева прилетают на одни и те же токовища, поэтому, заранее зная их расположение, можно устроить там шалаш, птицы привыкают к нему и не обращают на него внимания.

Выходить из шалаша до окончания токования тетеревов нельзя – это может отпугнуть птиц от привычного места.

– Лучше б на тетеревов пошли али на зайцев. На такой охоте хоть весело, и сидеть сиднем не надо, – буркнул он себе под нос.

Были там и птицы – стая луговых тетеревов посреди поля, восточная синешейка, такая яркая, что казалось, тут не обошлось без фотошопа.

То были времена, а теперь другие: и теперь есть домовой – да внутри нас; тоже заголосит подчас, да про глухого тетерева.

Где-то, в этом кустарнике, упал подстреленный им жирный тетерев.

– Вон принЕсла пару тетеревов.

Вот и сейчас в густом кустарнике, усыпанном спелыми ягодами, трапезничал крупный тетерев.

Все с удовольствием полакомились вкусным мясом тетеревов.

Три тетерева точно валялись под дубами. Держа их за лапы, мы ходили по снегу вокруг дубов кругами, искали четвёртого, всё дальше уходя от стволов.

Ждут долго, но они места знают, где тетерева водятся.

Прибавьте к этому и утреннее бормотание токующего красавца тетерева, которое так напоминает журчание весеннего ручейка.

И взять тетерева легче тогда, когда он токует, то есть поймать «на свадьбе».

Второй тетерев шумно, точно взорвалась ракета, взмыл в воздух.

Осторожно поводя глазами и чуть-чуть головой, я увидел, что все дубы и даже низкие берёзы облепила могучая стая тетеревов.

Услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева.

Главной нашей мечтой теперь были осенние тетерева.

Птицы также весьма многочисленны: ворон и ворона, ястребы и соколы, совы и грифы, куропатки, кавказские тетерева, рябчики, перепела и бекасы и очень редкие улары (горные куропатки, Tetraogallus caspius).

В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев.

И поэтому они в знак приветствия слегка отодрали свои «седла» от стульев и быстро кивнув головами, бросились пожирать печеных тетеревов с яблоками и помидорами.

Вообще, было чему подивиться в вагоне: и этому вот тетереву с кошачьими глазами, и язвительно, в никуда усмехавшемуся человеку со всосанными алыми щеками и серым ртом, и гитаре с бантом на детских коленях кургузенькой девушки.

На его клич и песню отозвались со всех сторон несколько тетеревов.

На яблонях покачивался сонный тетерев.

Льёт на огонь кровь из чашки, капля за каплей. Топчется на месте, быстро семеня ногами, подпрыгивая, как на току тетерев.

Отстрел тетеревов ведут дробью от 7 (для сеголеток) до 1 (для петухов).

Много тетеревов, глухарей, рябчиков.

– Нет, зачем они мне нужны, – хитро ответил дед. – Я тетеревов руками ловлю.

Бобрёнок, выхухоль и маленький тетерев бросили свою математику и побежали туда же.

Притом помешавшийся молодой тетерев летит очень проворно, и ястреб догонит его только в таком случае, если он поднимется очень близко.

К числу неоспоримых достоинств деревни можно было отнести то, что там по утрам можно было стрелять тетеревов прямо с крыльца.

wordmap

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха

17 букв

Слова из слова «подстреленный заяц» Рифма к слову «подстреленный заяц»

  1. WordMap

  2.   →  

  3. Карта слова ПОДСТРЕЛЕННЫЙ ЗАЯЦ

Слова из слова ПОДСТРЕЛЕННЫЙ ЗАЯЦ

Показаны 20 слов из 852 найденных:

  • ант
  • аят
  • дан
  • дар
  • азот
  • анод
  • арес
  • даос
  • адепт
  • адрес
  • адрон
  • адряс
  • анетол
  • ацетон
  • деляна
  • депорт
  • алейрон
  • дейтрон
  • десятый
  • задорец
  • показать все

Рифмы к слову ПОДСТРЕЛЕННЫЙ ЗАЯЦ

Показаны 20 слов из 20 найденных:

  • заяц
  • паяц
  • пьяц
  • пляц
  • мисяц
  • халяц
  • месяц
  • кисляц
  • кудряц
  • иваняц
  • мустяц
  • волуяц
  • фабзаяц
  • айреняц
  • ауреляц
  • мокраняц
  • полумесяц
  • вилларияц
  • доньи-михольяц
  • скважино-месяц
  • показать все

Комментарии 0

Текст комментария:
Ваш e-mail

Только что искали:

подстреленный заяц только что

лапедя 1 секунда назад

гнкоиол 1 секунда назад

любимая-девочка 1 секунда назад

течьсни 2 секунды назад

налаля 3 секунды назад

унижебан 3 секунды назад

дастен 4 секунды назад

граминэт 4 секунды назад

образец промышленный 4 секунды назад

последовательные этапы 7 секунд назад

интмасяи 7 секунд назад

зедан 9 секунд назад

ылтьбу 11 секунд назад

томный труд 11 секунд назад

Ваша оценка

Закрыть

Спасибо за вашу оценку!

Закрыть

Последние игры в словабалдучепуху

Имя Слово Угадано Время Откуда
Игрок 1 вегетарианка 64 слова 13 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 2 тряска 20 слов 13 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 3 обследование 66 слов 13 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 4 искательница 51 слово 13 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 5 пианистка 44 слова 13 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 6 тряска 2 слова 22 часа назад 178.234.17.214 ru
Игрок 7 егбр 0 слов 1 день назад 109.254.191.9 ua
Играть в Слова!
Имя Слово Счет Откуда
Игрок 1 отделение 0:0 30 секунд назад 178.176.230.229 ru
Игрок 2 отделение 20:23 4 минуты назад 178.176.230.229 ru
Игрок 3 заведение 8:9 5 минут назад 178.176.230.229 ru
Игрок 4 кушак 49:44 1 час назад 213.221.41.32 ru
Игрок 5 население 208:199 1 час назад 178.176.230.229 ru
Игрок 6 население 60:64 2 часа назад 178.176.230.229 ru
Игрок 7 саван 52:50 10 часов назад 109.252.76.122 ru
Играть в Балду!
Имя Игра Вопросы Откуда
Эва На одного 10 вопросов 19 часов назад 92.253.204.66 ua
Томчик На одного 10 вопросов 1 день назад 185.115.37.230 ua
Анд На одного 10 вопросов 1 день назад 31.134.244.124 ru
Настя На одного 10 вопросов 2 дня назад 79.173.127.203 ru
Аман На двоих 5 вопросов 3 дня назад 158.181.222.191 kg
Лаура На одного 10 вопросов 4 дня назад 213.234.251.253 ru
Ккк На одного 10 вопросов 5 дней назад 81.30.177.176 ru
Играть в Чепуху!

Подбор слов

Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды

По буквам

Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв

Словари

Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь

Игры в слова

Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА

&copy 2021 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.

Загрузка данной страницы заняла 0.4274 с.

11

Муниципальный этап научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»

Исследовательская работа.

«Как научиться правильно, писать словарные слова»

Социально-гуманитарные и экономические науки: Современные лингвистические процессы в межкультурном контексте.

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Ханты-Мансийский район, с. Кышик

Автор: Петенева Елена Александровна, ученица 4 класса, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»

Руководитель: Сосновская Нина Анатольевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»

2019 г.

«Как научиться правильно, писать словарные слова»

Петенева Елена Александровна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 4 класс

  1. Аннотация

Русский язык – наш родной язык. На уроках мы учимся правильно писать и произносить слова. Есть такие слова, написание которых не проверяется, и нужно запомнить. Эти слова занесены в орфографический словарь. Их очень много, поэтому запомнить все слова практически невозможно.

Актуальность: Несмотря на то, что ребята из нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки. Мне стало интересно, почему же словарные слова такие труднозапоминаемые, и какие есть приемы, помогающие их запомнить.

Тема исследования: «Как научиться правильно, писать словарные слова?»

Цель исследования: найти различные способы запоминания словарных слов.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;

2) Узнать, какие существуют способы для запоминания словарных слов;

3) Создать наглядный материал с различными способами запоминания словарных слов;

4) Провести анкетирование с целью сбора обработки информации.

«Как научиться правильно, писать словарные слова»

Петенева Елена Александровна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 4 класс

План исследования.

Вопрос: Какие существуют методы запоминания словарных слов?

Гипотеза исследования: Используя различные приемы запоминания словарных слов, научиться их правильно писать.

Объект исследования: Словарные слова.

Предмет исследования: Процесс запоминания словарных слов.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

а) опрос учителей, преподающих в начальной школе;

б) анкетирование обучающихся;

в) чтение литературы, поиск информации в сети интернет;

г) эксперимент.

Эксперимент.

С целью проверки результативности этих способов запоминания словарных слов в нашем классе, мы решили провести эксперимент.

  1. Теоретический (октябрь — январь), подбор и чтение литературы по данной теме, с поиском информации в сети Интернет, ознакомлением с опытом учителей.

  2. Диагностический или подготовительный (январь), во время которого мы выбрали все словарные слова, которые изучили в первом полугодии.

На данном этапе была проведена работа по подготовке материалов для применения определенных приемов запоминания словарных слов. Для этого потребовалось изучать словари (толковый, этимологический, орфографический), подбирать картинки, ребусы, загадки и стихи к словарным словам, самостоятельно и в группе составлять ребусы, изографы, ассоциации, найти образные фразеологизмы со словарными словами .

Практический этап (январь – март), в течение которого мы работали над словарными словами. (написание словарных диктантов, работа над ошибками), изготовление буклетов.

  1. Обобщающий этап (март), который связан с обработкой полученных данных, анализа результативности эксперимента, формулировкой выводов.

Результаты анкетирования

В анкетировании приняли участие 38 респондентов, учащиеся 2-5 классов.

1 вопрос. Какие слова называю словарными?

— слова, которые нельзя проверить ударением;

-которые не проверяются;

-слова, в которых гласные не проверяются;

— непроверяемые гласные;

-которые нужно запомнить;

-слова, которые нельзя проверить ударением;

-слова из словаря;

-которые в учебнике;

-у которых нет проверочных слов;

— которые находятся в словаре.

2 вопрос. Трудно ли тебе запоминать словарные слова?

Да- 19 респондентов

Нет- 19 респондентов

3.Вопрос. Какую отметку ты обычно получаешь за словарный диктант? Многие отмечали 2 оценки.

«5» — 8 респондентов

«4» — 24 респондента

«3» — 13 респондентов

4 вопрос. Как ты запоминаете словарные слова?

— никак;

-долго учу;

-читаю несколько раз, пишем, ассоциации , загадки;

— ребусы, стихи, фразеологизмы;

-учу;

-плохо;

-хорошо, у меня отличная память;

-запоминаю по корню;

-повторяю несколько раз;

-изографы;

-картинки;

-учу наизусть;

-умом

Опрос учителей начальных классов и русского языка

Перед началом работы над темой исследования я решила провести опрос учителей с целью ознакомления с приемами работы над словарными словами. Я хотела узнать, какие интересные приемы работы над словарными словами существуют. И вот, что мне посоветовали учителя:

  • Записать слова по алфавиту;

  • Выполнить фонетический разбор слова;

  • Выписать в несколько столбиков: по родам, по склонениям;

  • Изучение словарей;

  • Разгадывание кроссвордов;

  • Исправление ошибок в испорченном тексте;

  • Составление загадок, ребусов;

  • Тесты, ребусы, загадки;

  • рисование картинки со словарным словом;

  • подбор однокоренных слов;

  • изучение этимологии слова;

«Как научиться правильно, писать словарные слова»

Петенева Елена Александровна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 4 класс

Научная статья.

Занимаясь наукой о языке, человек может удовлетворить самые разнообразные свои потребности в соответствии со складом ума, характера, темперамента: от построения чисто умозрительных теорий, изучая язык как систем знаков, как средство человеческого общения, мышления и выражения.

Одна из важнейших прикладных задач языкознания – развитие культуры языковой деятельности. С точки зрения содержания культура распадается на различные сферы, в ряду которых выделяют язык и письменность.

Но самое главное – письменный язык потребовал установления правил письма и чтения. благодаря ему возникли грамматические искусства в привычных нам наименованиях –

орфография, пунктуация .Непременное свойство письменного языка – обязательность норм, предписывающих, как писать и читать.

Приемы запоминания словарных слов

Изучив данные опроса учителей начальных классов и учителей русского языка, я узнала, что есть увлекательные приемы запоминания словарных слов, и решила более подробно узнать, о существовании способов запоминания словарных слов.

Способ «Изографы».[I]

Изограф — разновидность рапидографа, инструмент для чертёжных работ. Главным отличием между обычными рапидографом и изографом является угол при котором производится черчение, изографом можно работать под любым углом. Изограф — древнерусский живописец, человек, занимающийся изографией.

Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение их близко или отдалённо напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях.

Обучение с помощью изографов продумано таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность

каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения задания. Ребята сами с удовольствием придумывают свои изографы, используя словарные слова. Эти изографы используются на уроках во время словарно – орфографической работы.

Изографы – это слова, записанные буквами, расположение которых похоже на изображение того предмета, который они напоминают.

Задание:

1.Узнай слово. Найди и покажи все буквы в этом слове.

2. Запиши слова в алфавитном порядке.

3. Запиши слова, раздели их на слоги и для переноса.

4. Найди и запиши словарные слова, поставь в этих словах ударение.

5. Найди среди этих слов сложные слова, выдели в них орфограмму.

6. На какие группы можно разбить эти слова.

Способ «словарные слова в стихах. [II]

Способ « Словарные слова в ребусах».

Слово «ребус» латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей»). Зародился ребус во Франции в XV веке, а

первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса — это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

Ребус – «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).

Ребусы – помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти детей. Отгадывание ребуса позволяет учителю привлечь и сконцентрировать  внимание всех учащихся на задании, в классе не остается равнодушных детей. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы. Использование ребусов выступает как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Ребусы учат мыслить, рассуждать, говорить, что очень важно для учащихся.

Данный вид работы стимулирует творческую активность детей. Предмет, изображенный на картинке, может иметь несколько названий. Нужно учить детей выбирать нужное слово, т.к. важно правильно назвать предмет, чтобы разгадать ребус.  Например, «дом», «изба»; «доктор», «врач»; «облако», «туча». Таким образом, разгадывание ребусов обогащает активный словарь школьников синонимами.

Ребусы позволяют учителю даже на самых сложных этапах урока активизировать познавательную деятельность учащихся.

Ребусы в картинках[III]

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.

Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв — это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Ребусы с запятыми[IV]

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.

Ребусы с буквами и цифрами[V]

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.

Как запомнить словарное слово? Можно много раз повторить. Можно много раз написать. А еще лучше — разгадать ребус со словарным словом. В этой ситуации включается не просто механическое запоминание, но и творческое начало. Ребенок, перебирая варианты разгадок ребуса, запомнит получившееся слово легко и просто.

Способ « Ассоциации»[VI]

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление приводят к тому, что появление одного элемента, в определённых условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума.

Виды ассоциаций:

  1. Смежность во времени и пространстве: стол и стул, зима и снег.

  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампочка и груша.

  3. Контраст(противоположность): добро и зло, чёрное и белое.

  4. Причинно-следственные связи: гром молния, лампа и свет.

  5. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка.

  6. Часть и целое: секунда и минута, автомобиль и двигатель.

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл.

  8. Дополнение: зубная щетки и зубная паста.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Цвету иней- снег, белый

Форме корзина- овальная

Месту завод- труба

Звучанию эстафета- «Эй!»

Действию стакан- ставлю

Назначению капуста- заяц

Материалу газета- бумага

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Метод графических ассоциаций[VII].

При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

99739112 1

Комбинированный метод

99739112 2

Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв.

Словарные слова в фразеологизмах

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.) –

Фразеологизмы помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении. Например:

Труслив как заяц

О трусости зайца, который трясётся от страха под каждым кустом, всем известно.

Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. 
Заяц самого себя боится. 
Блудлив как кот, труслив как заяц. 
Жаден, как волк, а труслив, как заяц. 
Вор что заяц: и тени своей боится. 
Пуганый заяц и пенька боится.

Все выражения характеризуют отсутствие смелости у человека.

Белый заяц бел, да цена ему пятнадцать копеек. 
Быстро заяц бегает, да дешево стоит.

Так могут характеризоваться люди с невысоким статусом.

Где заяц ни бегал, а в тенета попал. 
И заяц умен, да задним умом.

А так характеризуются люди, чьи умственные способности оставляют желать лучшего.

Подстреленный заяц недалеко бежит.

Характеризует людей «на сломе», в трудные минуты жизни.

Ежедневно в течение девяти месяцев на уроках русского языка мы с ребятами изучали словарные слова с использованием определенных приемов и по установленному алгоритму. Перед нами стояла цель: найти такие приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов. Мы три раза в четверть писали словарные диктанты. Сравнили полученные результаты [VIII] Оказалось, что за итоговый диктант в 1 четверти ребята поучили одну «2», две «3», одну «4», и три «5», а за итоговый диктант в 4 четвери двоек нет, одна «3», три «4» и три «5». Успеваемость за последний диктант повысилась на 14%, а качество повысилось на 29%.

Таким образом, гипотеза о том, что используя определенные приемы запоминания словарных слов, можно научиться правильно их писать, нашла своё подтверждение.

Думаю, что в дальнейшем нужно продолжить использовать изученные приёмы запоминания словарных слов, а также попробовать новые.

Заключение.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Можно научиться правильно, писать словарные слова. Эту работу можно превратить в увлекательный процесс.

  2. Существуют разные приемы запоминания написания словарных слов. Как показал эксперимент, их применение даёт положительную результативность.

  3. Изучение словарных слов с использованием определенных способов очень познавательное занятие, потому что это не только русский язык, но и литература, и история, и окружающий мир и даже рисование.

Работая над темой исследования, я ещё раз убедилась, что русский язык – это мой любимый школьный предмет. Надеюсь, что мои одноклассники теперь тоже понимают, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.

Список литературы:

1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.

3. Л.Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. ОАО «Издательство «Лицей». 2004.

4. http://www.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slova

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов-
Микитов «Листопадничек»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.
С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать
окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность;
совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и
интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и
воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды
деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое,
подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и
описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать
свои рассказы о животных.

Оборудование: портрет И. Соколова-Микитова; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный
момент

Эмоциональный
настрой на урок

Дорогие
ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

II. Мотивация
к учебной деятельности.

1. Беседа.

О чём мы сегодня будем
говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Давайте
вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.
(Листья
желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы
улетают на юг; звери готовятся к зиме).

Как
можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья?
(Листопад)

— Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад?
(Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный,
листва)

Как
вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

Какие
изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме?
(Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)

Догадайтесь,
почему я расположила этих животных группами?

Игра «Кто
как готовится к зиме?
»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа:
животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа:
животные ложатся в спячку;

III группа:
животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

У
какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают
мнения).

Проблемный
вопрос:

— Как называют
зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
 
Три
листопадничка лежат
.

(Зайцев
называют листопадничками.)

— Почему их так называют? (Потому что они родились осенью,
когда с деревьев падают листья.)

— Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как
же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так
как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу — заледеневшая
корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или
«травники», а осенние – «листопадники».

— А что вы можете рассказать о зайцах?

— Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами
погонишься — ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый
заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя
боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

2. Речевая разминка

Листопаднички
приготовили нам разминку.

Как известно, бобры
добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе
добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра
добр, значит сам ты в душе бобр.

Прочитайте
медленно.

Прочитайте
с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с
ускорением, очень быстро).

Что
вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III. Целеполагание.

— Сегодня мы
познакомимся с новым писателем раздела
«Люби живое», певцом
русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.

Что
вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего
задания? (Выставка книг)

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)


Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой,
трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Особую роль  в
становлении будущего писателя сыграл отец — Сергей Никитьевич.

— От матери
— Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и
каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к
образной народной речи.

В
молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на
кораблях в разные страны.

В I мировую войну
ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом
русском бомбардировщике эскадрильи
«
Илья Муромец».

Участвовал
в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много
путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа,
у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

Из
очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых
была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

Писатель
был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на
волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной
добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень
правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим
меньшим братьям.

— Последние
20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он
создал цикл рассказов о родной природе.

— С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета».
Здесь они учились писать друг у друга.

— В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение,
но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

— Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Вопросы
– предположения

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

Рассмотрите
иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
(Дети высказывают
предположения)

Как
вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

Назовите
тему урока.

Определите
задачи урока.

Мы
познакомимся…

Мы
научимся…

Мы будем
учиться…

IV. Изучение
нового материала

1. Словарная
работа. Работа с толковым словарем

Чтобы наша работа была
более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое
чтение и толкование незнакомых слов:

·        
долговязый – высокий, худощавый,
нескладный;

·        
обглоданные
объеденный;

·        
робеть -пугаться, стесняться,
бояться;

·        
озяб – замёрз, продрог;

·        
ходко
работают

— работают быстро;

·        
настлано –настелено;

·        
плотина

сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

·        
запрудили – перегородили реку
плотиной;

·        
хатка – название
небольшого дома на Украине;

·        
кладовая – помещение
для хранения товаров, припасов, материалов;

·        
штукатур – мастер, работающий с
известковым раствором во время ремонта или строительства;

·        
росома́ха — хищное млекопитающее семейства
куньих
;

·        
выдра — вид хищных млекопитающих семейства
куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

1 часть –
чтение по 1 абзацу.

Какая
мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

— Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)

— Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть –
чтение «буксир», выборочное чтение.

Прочитайте,
как улетали журавли. Как вели себя звери?

— Чего испугался Листопадничек?

— О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к
зиме.)

О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть –
чтение по ролям (автор, зайчонок,
бобр.)

Кого
встретил зайчонок во время путешествия?

Как мы можем озаглавить
3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

Прочитайте
по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами.
Какие роли мы должны распределить?

— Как вы
думаете, что будет дальше?

4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса
читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт — маркировка текста
значками по мере его чтения
(“V” — уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе,
«?»- не понял, есть вопросы)

Почему
Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

— Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)

— Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров?
Почему?

5 часть – хоровое чтение.

— Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это
подтверждают.

Как мы можем озаглавить
5 часть текста? (
За долгую
зиму страху натерпелся.
)

— Что может
произойти с Листопадничком дальше?

6 часть –
самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

— Расскажите, как зайчонок попал на болото.

— Что стали говорить о нём в лесу?

— Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

Понравилось
ли вам произведение? Чем?

К
какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

Докажите.
(Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В
сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

Какая
эта сказка? (Литературная)

Почему
автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это
произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют
листопадничками.)

На доске написано несколько названий:

1.Путешествие
зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее
подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно
этот заголовок соответствует его содержанию.

– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки,
выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Анализ
литературного произведения

1. Выборочное
чтение с комментарием

·        
Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из
дома.

·        
Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.

·        
Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся
Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?

·        
Найдите и прочитайте как произошла встреча
Листопадничка с матерью.

2. Чтение
– поиск

Прочитайте
эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

А
знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку?
Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

Найдите
в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика
героев

Опишите
Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

мечтатель,
фантазёр

(мечтает улететь в тёплые края);

непослушный (убежал из дома,
ослушался маму);

любознательный (задаёт вопросы
бобрам);

терпеливый (всю зиму жил в хатке
у бобров);

добрый (помогал нянчить
бобрят);

заботливый (кормит бобрят);

смелый (научился плавать);

любящий (скучает и вспоминает
старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Дайте
характеристику бобрам:

трудолюбивые (строят плотину, хатку
в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят
на работу);

запасливые (готовят корм на
зиму);

гостеприимные (приютили зайца);

заботливые (волнуются за бобрят);

смелые (выгнал выдру из
хатки; помогает зайчику при наводнении);

чистоплотные (прибирают свою хатку,
любят чистоту и порядок)
.

4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

выносится план работы с синквейном).

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка –
1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами .

Листопадничек.

2 группа: работа по карточкам

— Вставьте подходящее слово из текста:

·        
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу,
прибежал к глухой лесной (речке).

·        
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

·        
Любят (бобры) чистоту и порядок.

·        
За долгую зиму большого (страху)
натерпелся зайчонок.

·        
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

·        
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде)
Листопадничек.

3 группа: составление плана

План

Мечта Листопадничка.

Подготовка животных к зиме.

Зайчонок в хатке бобров.

Пришлось остаться на зиму.

За долгую зиму страху натерпелся.

Наконец-то дома.

5. Просмотр фрагмента мультфильма

— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про
зайчика?
Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной
норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье
гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

— Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

— Я вам предлагаю другой вариант.

— Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

6. Работа с пословицами

Выберите
самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока.
Объясните свой выбор.

·        
Много
спать – дела не знать.

·        
Дома
и стены помогают.

·        
Всякий
кулик своё болото хвалит.

·        
Чужая
сторона – дремучий бор.

·        
В
гостях хорошо, а дома лучше
!

·        
Друзья
познаются в беде.

·        
Сердце матери лучше солнца греет.

— Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом –
это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В
гостях хорошо, а дома лучше!»

VII.
Рефлексия
 

Что
вы узнали на сегодняшнем уроке?

За
что вы похвалили бы себя?

Что
вам захотелось сделать после этого урока?

VIII.
Итог урока.

Ребята,
с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

Что
писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему
воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Какую
истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься
сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в
жизни.)

Ребята,
а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
Почему?

Домашнее
задание, выставление оценок
.

1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра
(по своему желанию).

2. Проиллюстрируйте
понравившийся эпизод сказки.

  • Подстричь волосы как пишется правильно
  • Подстригаться как пишется подстригаться или правильно
  • Подстелить как пишется правильно
  • Подстригусь или постригусь как правильно пишется
  • Подрумяненная индейка как пишется