Подсолнух рассказ для детей

Рассказ про растение подсолнечник для детей, 2-3 класс. окружающий мир мощное однолетнее растение до 4,5 м высотой. корзинки крупные, 10-30

rasskaz pro podsolnuh 2 klass 1

Рассказ про растение подсолнечник для детей, 2-3 класс. Окружающий мир

Мощное однолетнее растение до 4,5 м высотой. Корзинки крупные, 10-30 см в поперечнике, поникшие, жёлтые. Стебель шершавый. Цветёт подсолнечник в конце июля и в августе.

Его родина — Мексика. Там он когда-то считался священным растением. Его отливали из золота и помещали в храмах.

Первыми из европейцев увидели подсолнечник испанские моряки, приплывшие с Колумбом в Америку. Они завезли семена нового растения на родину. Вскоре заморская диковинка красовалась в ботаническом саду Мадрида. Возле неё толпился народ. Каждый, у кого был сад или хотя бы клочок земли, старался вырастить необычный цветок. А кто не имел земли, разводил подсолнечник в горшках как комнатное растение.

В Россию его завезли при Петре I, когда русский царь плотничал на верфи в Голландии. Пётр залюбовался невиданным растением и велел отправить мешок семечек на родину.

В нашей стране поначалу повторилась та же история, что и в Европе. Подсолнечник как диковину выращивали даже у кремлёвской стены. Со временем вывели огородные сорта.

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба этого растения, если бы им не заинтересовался Даниил Бокарев. Крестьянина из воронежского села Алексеевка, принадлежавшего графу Шереметеву, отличала недюжинная смекалка. В его распоряжении был ручной пресс. На нем Даниил выжимал для барина масло из кедровых орешков, привозимых из Сибири. Однажды он выжал масло из семечек подсолнечника. Масло получилось вкусное. Предприимчивый крепостной отправился на базар и с выгодой продал свой товар. Случилось это в 1829 году. С того времени и появился в России новый вид растительного масла.

Уже через 4 года после открытия Бокарева заработал первый маслобойный завод, производивший подсолнечное масло. Прошло немного времени, и подсолнечник стал нашим главным масличным растением. А потом, в конце XIX века, русский потомок «солнечного цветка» возвратился на землю своих предков — в Америку. И там тоже стал масличным растением.

Рассказ про гречиху, 3-4 класс. Окружающий мир

Рассказ про василёк, 2-3 класс

Рассказ про вороний глаз, 1-2 класс

Рассказ про растение белену, 3 класс

Рассказ о боярышнике для детей, 2-3 класс

rasskaz pro podsolnuh 2 klass 2Однажды маленький росток принял для себя важное решение. Он заявил всем, что хочет быть похожим на Солнце. Давайте прочитаем об этом сказку…

Сказка «Щедрый подсолнух»
Ирис Ревю

Когда мой знакомый росток был маленьким, он решил, что когда повзрослеет, будет похожим на Солнце. Все ведь на кого-то похожи. Цветы ландыша – на белые жемчужины, цветы колокольчика – на настоящий колокольчик.

— Солнце всем нравится, — рассуждал росток, — золотое, высокое, круглое. Вот и я буду таким.

Шло время, летнее солнце хорошо прогревало землю, теплый дождь досыта поил всё живое на земле. И наш знакомый росток поднялся, стал сильным и крепким.

И действительно стал похожим на Солнце. Он имел огромный жёлтый цветок, тянущийся к настоящему солнцу.

Его стали звать Подсолнухом. Днём Подсолнух поворачивал свою головку вслед за Солнцем, а ночью опускал её вниз – он так спал.

А к осени головка Подсолнуха была уже туго набита вкусными семечками.

Подсолнух оказался не просто похожим на солнце внешне, но и таким же щедрым, как оно. Из семечек Подсолнуха люди научились делать халву, подсолнечное масло, козинаки; да и сами семечки – полезное и вкусное лакомство.

Вот таким оказался Подсолнух!

Вопросы к сказке «Щедрый подсолнух»

На что решил быть похожим маленький росток?

Что помогло ростку стать крепким и сильным?

Видел ли ты настоящий подсолнух?

Когда у подсолнуха появляются семечки: весной, летом или осенью?

Сколько семечек у подсолнуха?

Что можно сделать из семечек подсолнуха?

Молодой стебелек подсолнуха не помнил, как тонким ростком пробился сквозь землю. Какая-то мощная сила вытолкнула его на поверхность, и вот он нежится на солнце, любуясь открывшимся ему огромным и удивительным миром, где так много света, где так уютно и тепло.

«Надо расти, надо тянуться вверх, – думает маленький Подсолнух, немного опьяневший от горячих солнечных лучей. – Ну вот, еще на сантиметр ближе к свету, еще и еще…»

rasskaz pro podsolnuh 2 klass 11

А вокруг кипит жизнь: порхают разноцветные бабочки, весело жужжат трудолюбивые пчелки, перелетая с цветка на цветок, в траве затянул свою монотонную песню кузнечик, а под кустом сирени мирно посапывает пушистый кот.

А это что за прекрасное создание с прозрачными крылышками и огромными глазами? Кажется, это стрекоза. Она легко опускается на соседний цветок и замирает на солнце.

rasskaz pro podsolnuh 2 klass 12

– Привет, как поживаешь?

– Хорошо, – отвечает она. – Была на лугу у реки, летала наперегонки.

– А какая она, река?

– Вода в ней прозрачная и в солнечный день переливается всеми цветами радуги.

«Наверное, красиво», – думает подсолнух и оглядывается вокруг: все ликует и радуется теплу и свету!

Вот появляется хозяйка. Сейчас она возьмет лейку, землю напоит живительная влага, и все растения еще сильнее устремятся вверх.

Так он рос, становясь все выше и крепче. Его сочные ярко-зеленые листья мощно раскинулись по сторонам, а маленькая рыжая головка налилась семечками.

«Будь как солнце, стань похожим на солнце», – словно твердил кто-то внутри него. И он все тянулся и тянулся вверх, купаясь в лучах солнечного света и тепла.

Но однажды, когда тучи закрыли солнце, он опустил голову вниз. Там, в темноте, тесно жались друг к другу остальные растения, поникшие, бледные… Подсолнуху стало их очень жаль, и он решил отдать им весь свет, все тепло, которые накопил. Казалось, что это уже не солнце, а он, подсолнух, согревает всех вокруг.

А тут и ветер раздвинул тучи, ласковые лучи вновь упали на землю, и тьма, как змея, уползла под высокий забор, потому что ей не осталось места на земле. Подсолнух вместе с солнцем дарил любовь, и его желтая макушка была видна отовсюду.

rasskaz pro podsolnuh 2 klass 13

Рядом остановились братик с сестричкой.

– Смотри, – сказала девочка, указывая на подсолнух, – маленькое солнышко!

Автор: Субботина Юля Владимировна

Организация: МДОУ №18 д.Казанцево

Населенный пункт: Сосновский р-он, д.Казанцево

Цель: Создание условий для формирования социально – личностных качеств, эмоционального комфорта, посредством включения детей в различные виды деятельности: познавательной, игровой, музыкальной, двигательной.

Задачи:

— Воспитывать желание детей , соревноваться с друг с другом.

— Привлекать родителей к участию в воспитании детей средствами игры, музыки.

— Развивать коммуникативные качества личности

Участники: воспитанники группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Звучит музыка, дети забегают в зал и танцуют

1. Танец-вход «Золотые капельки» (фонограмма «Жил волшебник маленький»)

Дети проходят на стулья, которые расположены по трём сторонам зала.

Воспитатель: Сегодня мы приглашаем наших ребят и гостей на игровую программу

« Осенние встречи » В нашей игре принимают участие

три команды. Капитанами будут ваши родители

«Сентябрь»! Капитан… (имя родителя).

Команда «Октябрь»! Капитан… (имя родителя). Команда

«Ноябрь»! Капитан… (имя родитля). (У команд на груди

эмблемы – сентябрь-грибок, октябрь – жёлтый листочек,

ноябрь – тучка с дождём).

Сегодняшняя игра покажет, знаете ли вы приметы осени,

Стихи и песни об осени. А в жюри мы пригласили ваших

родителей: пам, мам, бабушек и дедушек.

Приглашаю жюри занять свои места.

Звучит музыка, жюри (в составе3-6 человек) занимают заранее приготовленные места за столом.

Ведущая: Итак, мы объявляем первый конкурс – «Представление».

Каждая команда должна рассказать о «своём» месяце.

2. Выступление команды «Сентябрь».

Капитан: Опустел фруктовый сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришёл?

Команда (хором): сентябрь!

1ый реб: Сентябрь – пора золотой осени.

2ой реб: В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина.

3ий реб: Сентябрь – пора отлёта птиц.

4ый реб: Вот и осень к нам стучится

Хмурой тучей и дождём,

И назад не возвратится

Лето солнечным лучом.

5ый реб: Одарила гостья – Осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов!

Все дети встают полукругом.

3. Песня «Осень в гости просим» Еремеевой (Сб. «Осенние песни №1»)

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Приглашаю команду «Октябрь».

4. Выступление команды «Октябрь».

Капитан: Всё мрачней лицо природы, почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился?

Команда: Октябрь!

1ый реб: Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

2ой реб: В октябре лист на дереве не держится.

3ий реб: К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится,

Под холодными лучами слышен крик отставшей птицы.

4ый реб: Потемнели и поникли ветки бронзовые сосен,

Ворон каркает над бором: «Это осень! «Это осень!».

5ый реб: Осень! По утрам морозы, в рощах жёлтый листопад!

Листья около берёзы золотым ковром лежат.

Все дети встают полукругом.

5. Песня «Топ сапожки, шлёп сапожки» Еремеевой (Сб. «Осенние песни №1»)

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: Приглашаю команду «Ноябрь».

6. Выступление команды «Ноябрь».

Капитан: Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц, подскажи!

Команда: Ноябрь!

1ый реб: Ноябрь – последний месяц осени.

2ой реб: Ноябрь – ворота зимы.

3ий реб: Холоден октябрь-батюшка,

А ноябрь и его перехолодил.

4ый реб: Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил,

Водят листья хоровод,

А на лужах – первый лёд.

5ый реб: И вот теперь морозы, и солнца больше нет.

А в небе белым пухом кружится белый снег.

Все дети выходят на полукруг.

7. Песня «Осень, милая шурши» Еремеевой (Сб. «Осенние песни № 2»)

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Мы готовы выслушать наше уважаемое жюри.

Объявляется результат. Система оценок: за каждое выступление команды капитан получает эмблему-смайлик. В конце игры смайлики подсчитываются.

Воспитатеь: Наш следующий конкурс называется «Разминка». Командам

Нужно постараться ответить на занимательные вопросы.

Если команда не знает ответ, его сможет дать другая команда

И заработать дополнительное очко. Итак, начинаем!

Разминка.

  1. Какие овощи бывают усатыми? (горох, фасоль)
  2. Какие садовые цветы цветут до первого снега? (астры)
  3. У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина, осина)
  4. Какие птицы подкладывают яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  5. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)
  6. Какое животное в сентябре валит много деревьев, устраивая себе жильё? (бобр)
  7. Какие животные залегают в зимнюю спячку? (бурый медведь, мышь-полёвка, ёж)
  8. Какие животные к зиме меняют свою окраску? (заяц, белка)
  9. Арбуз — это овощ, фрукт или ягода? (ягода)

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов,

приглашаю всех ребят на весёлый хоровод.

Хоровод «За грибами» (Сб. «Осенние песни №2»)

Дети проходят на стулья, жюри объявляет результаты разминки.

Ведущая: В следующем конкурсе мы с вами отправимся в страну

«Гемусию». Эту страну вы никогда не найдёте на географической

карте, но вы все в ней бывали. «Гемусия» по-немецки

означает «овощ». Значит. «Гемусия» — это страна овощей.

Сейчас каждая команда должна будет внимательно послушать

рассказ-загадку и догадаться, какие овощи находятся в нашем

сундучке.

Конкурс «Занимательный вопрос» (капитаны команд совместно с детьми)

Капитан команды «Сентябрь»:

Родина этого овоща — Южная Америка.

Индейцы называли его «папой». В России

Этот овощ сначала боялись есть и

называли «чёртово яблоко», а сейчас

полюбили и называют вторым хлебом.

Что это? (картофель)

После ответа сундучок открывается, капитан достаёт «свой» овощ и демонстрирует его.

Капитан команды «Октябрь : У этого овоща два имени: одно –

Индейское, другое итальянское.

Итальянцы называли этот овощ

«золотое яблоко», потому что вначале

Он был ярко-жёлтым. А сейчас эти

Овощи бывают жёлтыми, красными,

Розовыми. Что это? (помидор)

После ответа сундучок открывается, капитан достаёт «свой» овощ и демонстрирует его.

Капитан команды «Ноябрь»:

Раньше этот овощ был горьким, что

Его никто не ел. Только те, у кого

Болели зубы, держали во рту этот овощ,

Чтобы боль не была такой сильной.

А теперь этот овощ и жарят и тушат,

И парят и делают из него икру. Этот

Овощ бывает синим и чёрным. Что это?

(баклажан)

После ответа сундучок открывается, капитан достаёт «свой» овощ и демонстрирует его.

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, мы

с вами поиграем.

Игра «Чей кружок скорее соберётся» (Сб. «Музыка и движение для 5-6 лет) (3 водящих с платочками разного цвета)

Дети проходят на стулья, жюри объявляет результаты конкурса «Занимательный вопрос».

Воспитатель: Следующий конкур «Поэтический», сейчас мы с вами

почитаем стихи про осень.

Стихи (от каждой команды по 2 стихотворения, ведущая перед чтением представляет участника и называет команду)

Воспитатель: Пока жюри подсчитывает результаты , мы

с вами послушаем песню «Несмеяна — осень».

Песня «Несмеяна — Осень» (Сб.«Осенние песни № 2)

(видео-презентация на эту песню)

Жюри объявляет результаты конкурса «Поэтический».

Воспитатель : Следующий конкурс «Весёлые загадки», их вам будут

загадывать ваши родители, а отгадки вы найдёте на столе.

Родители читают загадки, заранее для них приготовленные, Капитан представляет участника команды, ребёнок отгадывает и находит отгадку в виде картинки или муляжа на столике.

Весёлые загадки

1. Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И тут пропадут. (Листья дерева).

2. Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо ни пройдет,

Всяк поклонится. (Гриб).

3.Стоит в лесу Ермак,

На нем надет колпак. (Пень).

4. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

5. Желтая курица

Под тыном дуется. (Тыква).

6. На солнце я похожий,

И солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю

Голову свою. (Подсолнух).

Жюри объявляет результаты конкурса.

Воспитатель: Мы дадим нашему уважаемому жюри дополнительное время для подсчёта общего результата, а для всех зрителей красивый танец РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ с листьями.

«Танец с листьями» (фонограмма «Осень» Р. Гуцалюк»)

.Жюри объявляет итоги конкурсов, подсчитывает количество смайликов для каждой команды и объявляет общие итоги.

Воспитатель: А теперь самый приятный момент – награждение команд. Я

Приглашаю сюда 3 -х капитанов, от каждой команды.

Ведущая: Молодцы ребята, все сегодня старались. И, в награду вам всем

угощение – дары осени (показывает корзинку с яблоками).

Я благодарю всех участников нашей программы,

И детей, и родителей, которые принимали участие в

сегодняшней игре. Надеемся, что она была интересной и

полезной не только для детей, но и для взрослых. До новых

встреч!

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Используемая литература:

  1. Сценарии разлевлекательных мероприятий для младших школьников Волгоград – 2012 г.
  2. Информационно-методический журнал «Внешкольник» № 3 2014г, №2 2015г.
  3. Общественный педагогический журнал «Вожатый века» 2013г.
  4. Газета для учителей начальных школы «Педсовет» № 8, 9 2014г.
  5. Т.П. Кульневич, Т.П. Лакоценина Воспитательная работа в современной школе. 2000 г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,9 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения. Методика преподавания литературного чтения богата различными видами заданий по работе с художественными текстами. В начальной школе есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, — умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Эту технологию я использую на уроках курса «Окружающий мир». Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса «Окружающий мир».

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации — предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе — смысловые догадки.

  • чтение заглавия произведения.
  • чтение ключевых слов.
  • рассматривание иллюстраций.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  • чтение текста по частям с комментариями.
  • интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор
  • постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • обращение к отдельным фрагментам текста.
  • обобщение прочитанного.
  • выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача — обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

  • Диалог, дискуссия.
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Графическое иллюстрирование.
  • Словесное иллюстрирование (рисование)

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Антиципация (это предвосхищение, предугадывание содержания).

  • Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам — содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему…?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?

Прием «Рефрен»

  • учитель повторяет слово или словосочетание за учеником, стараясь акцентировать на нем внимание.

Прием «сам вопрос в сжатой форме».

  • Сам вопрос, который формулируется сжато («Догадались почему? Почему именно…»)

Приём «Ключевые слова»

  • Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Приём «Верные и неверные утверждения»

  • Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Приём «Верите ли вы…»

  • Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Тема: «Как зимой помочь птицам?»

Учебник с.75

1 этап. Работа с текстом до чтения

Прием «Задай вопрос»

На доске картинка «Кормушка»

— Ребята, вы знаете что это?

— Для кого люди делают их?

— А зачем?

2 этап. Работа с текстом во время чтения

1) Дети самостоятельно читают текст про себя.

2) В ходе чтения провожу прием рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником)

— но их желательно… разрезать

— а черного… не годятся.

— для синиц хороши… кусочки несоленого сала

— а соленое…давать нельзя.

3) В ходе чтения провожу словарную работу « Природные столовые»-

4) Прием «сам вопрос в сжатой форме».

— Догадались, почему «деревья рябины»?

3 этап. Работа с текстом после чтения

Беседа.

— Чем мы можем накормить птиц зимой?

— Какие природные столовые подходят к иллюстрации?

— Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения.

1) Лучший корм для птиц — это семена…(подсолнечника)

2) Семена тыквы желательно….(разрезать на половинки)

3) Для подкормки птиц годятся крошки…(белого хлеба)

4) а крошки черного хлеба…..(не годятся)

5) соленое сало синицам давать….(нельзя)

Заключение

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.

Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также заставляет думать, познавая окружающий мир.

Тема: Начало истории человечества

Цель: дать учащимся представление о жизни первобытных людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по­ставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, толковые словари, карточки с названиями эпох.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Итоги проверочной работы

— Что получилось?

— Что не получилось?

— Какое задание вызвало трудность?

— Какое задание было интересным?

— Какой вывод для себя сделали, закончив изучение раздела?

— Что еще захотели узнать по этой теме?

2. Тест

1. Главные полевые культуры:

а) овощные

б) зерновые

в) фруктово-ягодные

2. Что из чего получают? Расставьте правильно буквы. Крахмал из …, ткани из …, масло из ….

а) лен

б) картофель

в) подсолнечник

3. Карп является одомашненной формой:

а) толстолобика

б)сазана в) карася

4. Какая из профессий относится к животноводству?

а) овощевод

б) санитар

в) зоотехник

5. Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

а) занесены в Красную книгу

б) используются человеком как лекарственные средства

в) имеют сорта, выведенные человеком

6. Кто не является защитником урожая?

а) божья коровка

б) муха

в) златоглазка

7. Установите соответствия. Соедините стрелками понятия.

полеводство пионы, тюльпаны

овощеводство рожь, кукуруза

цветоводство яблоня, абрикос

плодоводство морковь, томат

8. Как называется большое количество лошадей, коров, гусей?

(Учитель может использовать задания теста 7 «Растениевод­ство, животноводство» из пособия «Окружающий мир. Разно­уровневые задания. 4 класс».)

III. Самоопределение к деятельности

— Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

Изучаем мы природу и сезоны года, Птиц, животных, насекомых, местную погоду. Может, станем агрономами, в ботаники пойдем, Со знаниями нашими нигде не пропадем. {«Окру­жающий мир».)

— Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит! (История.)

— Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке — истории? (Высказывания детей.)

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

— Выясним, что такое история.

(Ученики работают в группах со словарями разных авторов.) История — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Это область знаний, а также гуманитар­ная наука, занимающаяся изучением прошлого.

История — это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История — очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познако­мил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

— Подведем итог, сформулируем свое определение. (Исто­рия — наука о прошлом. История изучает, как жили различ­ные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершае­мый в природе и обществе.)

2. Знакомство с учебником

— Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

(Ученики просматривают содержание, называют разделы.)

— Какая тема вас заинтересовала больше всего? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

— Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

— Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предла­гается авторами учебника? (15тем.)

Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке вы расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)

Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики читают текст.)

3. Работа по учебнику С. 4

Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)

Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся. (Ученики читают первый абзац на с. 4.)

— Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)

— Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового вре­мени, история Новейшего времени.)

(Учитель вывешивает на доску карточки с названиями эпох.)

— И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. Самостоятельно узнайте новую информацию из текста на с. 5—6 учебника, сформулируйте 2—3 вопроса к тексту.

(Ученики работают самостоятельно.)

V. Первичное закрепление

Игра «Ты — мне, я — тебе»

(Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос.)

— Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)

Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделы­вать, разрезать шкуру животного.)

Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)

Почему огонь стал величайшим помощником для человека? (Учитель дополняет ответы детей.)

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашелся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Зем­ле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи — мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и во­время извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, чего нет в природе.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 3. (Слово «археология».) Археология — наука о древности. Она изучает историю обще­ства по остаткам жизни и деятельности людей.

2. Работа в парах

(Задание 2 на с. 3 рабочей тетради ученики выполняют в парах.)

— Рассмотрите рисунки на с. 5 учебника. Найдите отличитель­ные черты первобытного человека от современного. (При­мерный ответ. По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современно­го человека, древний человек имеет густой волосяной по­кров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита боль­ше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего чело­века у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.)

Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись впе­ред. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был боль­ше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

3. Творческая работа

— Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 4-7 учебника.

2. Выполнить задания 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Поиски предков

Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом краси­вые легенды.

«Осколки» далекого прошлого лежат, как правило, глубоко в земле. Человек всегда интересовался этими находками, хотя часто не мог дать им правильную оценку. Еще в VI в. до н. э. вавилонский царь Набонид начал раскопки, чтобы найти глиняные таблички с надписями, оставлен­ные предшествующими поколениями. Древние греки и римляне, обнару­живая кости умерших животных (мамонты, носороги и др.), считали их останками доисторических героев. Иногда над ними сооружали курганы и храмы.

История человечества началась с каменных орудий. Долгое время к ним относились с подозрением, называя «ведьмиными стрелами», и не изучали. Положение изменилось в начале XIX в. В 1837 г. француз Буше де Перт нашел в земле на глубине 7 м каменное рубило и объявил, что это орудие древнего человека. Хотя ему не поверили, он продол­жал собирать коллекцию и делать зарисовки. Затем энтузиаст издал пятитомное собрание их описаний, но оно никого не заинтересовало. Другие археологи часто находили огромные кости, и таких находок становилось все больше. Стало ясно, что человеческий род появился , сотни тысяч лет назад и жил во времена огромных вымерших животных — мамонтов, похожих на нынешних слонов, но покрытых длинной густой шерстью.

Это случилось в Испании, в провинции Сантандер, в 1879 г. У охот­ника на лугу вдруг исчезла собака. Он услышал ее лай откуда-то из-под земли. Оглянувшись, человек увидел нору, стал ее раскапывать и… про­валился в пещеру. Ее назвали Альтамира. Позднее, проводя исследо­вания, археолог Марселино де Саутуола нашел там каменное орудие. На пятый год археологических работ он взял с собой дочку Марию. Де­вочка забралась в глубь пещеры, куда взрослый мог попасть, лишь со­гнувшись, и вдруг закричала: «Быки, нарисованные быки!» Когда отец пролез в сужающийся коридор и поднял голову, то увидел красочные изображения быков, которые сплошь покрывали потолок пещеры. Эти рисунки были созданы 12—40 тыс. лет назад.

Спустя 42 года в пещере Ля-Мут во Франции также были обнаруже­ны рисунки каменного века. В центре еще одной находилось 30 глиняных фигур зверей. На фигуре медведя вместо головы был прикреплен настоя­щий медвежий череп. И на каждой из них были видны следы от ударов каменными копьями и дротиками. Вероятно, древние люди имитировали в этой пещере сцены охоты, стараясь заручиться поддержкой сил приро­ды в том, что охота будет удачной. Так были открыты тайные святилища древнейших людей.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими архео­логическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалеку средневековый за­мок. Внутри оказалась еще одна дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядоч­ная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажег фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.

Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пе­щера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до на­шей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумле­ния и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

В Китае в пещере Ждоукоудянь найдена стоянка первобытного че­ловека, появившаяся около 500 тыс. лет назад. Здесь люди тысячи лет беспрерывно жгли костер, на месте которого постепенно образовалось несколько метров золы. Значит, люди уже тогда пользовались огнем, но добывать его было трудно, поэтому они постоянно поддерживали его. А на стоянке Чесованджа в Восточной Африке археологи нашли остатки костра, зажженного около 1,4 млн лет назад!

Человек добывал огонь во время извержения вулкана или стихийных пожаров. Однако такие события происходили нечасто, и нужно было круглосуточно беречь огнь от ветра и дождя, регулировать высоту пла­мени, заботиться о топливе. Для этого люди стали объединяться в кол­лективы, одни заготовляли дрова и дежурили у огня, другие охотились, третьи растили потомство.

Автор: Городицкая Дарья Сергеевна

Организация: МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад «Сказка»

Населенный пункт: г. Краснодар

Подсолнух рассказ для детей

Пояснительная записка

При создании нами дидактического пособия «Четыре времени года» по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста мы ставили перед собой цель — закрепление и повторение у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.

Задачи, которые можно решить в процессе образовательной, игровой деятельности со старшими дошкольниками благодаря этому игровому пособию:

1) формирование представлений о причинно-следственных связях между явлениями живой и неживой природы;

2) формирование познавательного интереса к миру живой и неживой природы во всех четырёх временах года;

4) развитие мышления, внимания и памяти;

5)воспитание любви и бережного отношения к природе.

Дидактическое пособие апробировано на базе нашего детского сада «Сказка» структурного подразделения № 150 в старших группах дошкольного возраста. Мы можем сказать, что дети в игровой форме научились классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия во временах года. С помощью данного пособия дети с лёгкостью теперь могут рассказать о характерных признаках каждого времени года, составить небольшой описательный рассказ или даже сочинить сказку, в которой обязательно будут присутствовать героями представили игрового пособия «Четыре времени года».

Дидактическое пособие можно использовать педагогам и родителям как в самостоятельной, так и в совместной деятельности с детьми. В процессе самостоятельной деятельности дети могут использовать игровой пособие как часть сюжетно-ролевой игры, игры-путешествия или образца в процессе самостоятельной лепки или рисования. В совместной деятельности с детьми педагог или родитель может использовать его по познавательному развитию: задания, загадки и игры-путаницы.

Дидактическое пособие «Четыре времени года» находиться в познавательном уголке нашей группы. Поэтому каждый желающий ребёнок может в индивидуальном порядке взять его. Ребёнок может просто поиграть с ним, закрепляя уже изученные знания о сезонности в мире природы. Может сочинить сказку или рассказ, а потом рассказать всей группе детей. Так же пособие может быть использовано для группы детей в игровой и познавательной деятельностях. Это может быть квест-игра, игровая ситуация, проблемно-поисковая ситуация или совместная деятельность по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей и различных видов деятельности в работе с этим игровым пособием способствует увеличению качественных результатов по решению задач по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

«Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа поможет окрасить в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности и будет способствовать раскрытию творчества у старших дошкольников. Это одна из причин, которая замотивировала для создания этого игрового пособия.

Для решения данной проблемы, мы создали многофункциональное, красочное и безопасное дидактическое пособие «Четыре времени года» по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста.

Описание пособия

Дидактическое пособие «Четыре времени года» по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста изготовлено из безопасного, эстетичного, мягкого и приятного на ощупь фетра. Выполнено оно в виде красочного дерева, в котором по цвету и дополнительным деталям кроны и полянки у подножия дерева можно распознать четыре времени года. Дерево имеет 4 разворота. Детали и фигурки из фетра на липучках, отображающие признаки того или иного времени года. С помощью данных деталей дети могут проследить сезонные изменения в природе, закрепить знания о переходе от одного времени года к другому, составлять небольшие рассказы и даже добавлять своих героев в игру.

Первый разворот «Зима».

Дерево словно спит. Дерево имеет белую крону, на котором расположены белые снежинки в голубых кружочках. Но не все животные ушли в спячку — сидят на стволах зимующие птицы: снегирь и синица. Крепиться птица на липучке и легко снимается. На снегу сидит заяц. По сезону он в белой шубке. Дети закрепляют понятия о зимующих птицах, животных, которые ложатся в спячку и тех, кто приспосабливается к холодной зиме – одевают тёплые шубки и некоторые даже меняю их цвет, чтобы быть не заметными на снегу.

Конечно это не всегда характерно для нашей тёплой зимы в городе Краснодаре и его окрестностях, но знать об общепринятых признаках холодной зимы дети должны.

Второй разворот «Весна».

Дерево со светло-зелёной кроной, на котором расцвели светло-розовые цветы (дети определяют по форме и окраске цветка, что это яблоня). Так же на кроне мы расположили бабочку, пчёлку, шмеля, гнездо с птенчиком. Дети закрепляют знания о закономерности: весной расцветают цветы, которые необходимо опылять насекомыми, представленными на дереве, чтобы потом появились плоды. Перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв и все птицы начинают вить гнёзда, высиживать птенцов. На полянке у подножия дерева мы расположили ещё несколько объектов-признаков того, что это весна – тюльпан, ручеёк и белочку, которая несёт своим маленьким бельчатам орешки.

Третий разворот «Лето»

Наше дерево стоит всё насыщенно-зелёного цвета. На дереве висят красные яблочки и жёлтые груши на петельках, которые дети могут пристёгивать и отстёгивать с дерева. Плоды можно собрать в корзинку. Под деревом на полянке трава и цветут цветы, что показывает детям, что это лето (достаточно солнца для всей растительности). Так же мы расположили под ним ласточку. Детям можно напомнить, прочитать, прослушать, пересказать или просмотреть сказку «Дюймовочка». Дети после этого проникнуться большой признательностью к прекрасной Ласточке, которая спасла Дюймовочку и помогла обрести счастье в стране Эльфов.

Четвёртый разворот «Осень»

На этом развороте мы представили с коллегой дерево с оранжевой кроной и жёлтой листовой. Листья потеряли зелёную окраску и пожелтели, они готовятся к отдыху – следующему времени года.

Плоды на дереве уже собраны. Под деревом стоит корзинка – в ней лежит последнее яблоко с дерева, морковь с огорода. Можно по желанию дополнить другими овощами. У дерева выросли грибы. Лежит на земле осенний жёлтый лист. Бежит ёжик с листочком, ведь он собирает в кучу, потом забирается под них и ложиться в зимнюю спячку до весны.

Конспект занятия в старшей группе «Четыре времени года»,

с использованием дидактического пособия

Цель: закрепить и систематизировать представление о сезонности, временах года.

Задачи:

Образовательная: закрепить представление детей об основных признаках всех времен года.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе.

Развивающая: развитие внимания и мышления.

Ход занятия:

Предлагаем детям психогимнастику:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети садятся на пуфики полукругом.

Воспитатель: — Дети сегодня утром мне на электронную почту пришло вот это письмо, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята, меня зовут Фиксик и мне скоро идти в школу, а я забыл и перепутал всё, что знал о временах года. Помогите мне, расскажите о временах года. Фиксик».

Воспитатель: — Ребята, что вы думаете об этом письме? Что мы можем для него сделать? Какие у вас предложения?

Ответы детей. Выводим их ответы на предложение отправиться в путешествие.

— Хорошо, мы отправляемся в путешествие по разным временам года и расскажем ему все, что мы о них знаем. И с собой мы обязательно возьмём наше любимое и чудесное дерево «Четыре времени года» и оно будет нам помогать в путешествии.

Воспитатель: — И сейчас с хорошим настроением и улыбками мы начинаем наше путешествие, рассаживаемся по местам нашего воображаемого поезда «Ласточку».

(Дети рассаживаются под музыку П. И. Чайковский «Времена года» в импровизированный поезд.)

Воспитатель: — Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут — поживают Круглый год и его четыре дочери — Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Воспитатель: — Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать о каком времени года в ней говорится.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зима)

Дети отгадывают.

Воспитатель: — Правильно ребята, это зима. Первой идёт Зима. Правда у нас на Кубани, она бывает не долго. А уж в нашем любимом городе Краснодаре так и подавно. Но давайте посмотрим на наше дерево, ведь на нём можно увидеть то, что происходит в природе даже у нас в кавказских горах и кубанских степях. (Ответы детей).

Воспитатель: — Что несет с собой Зима? (ответы детей). Назовите сыновей Зимы (ответы детей: декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: — Зима – это пушистые снежинки, звонкие сосульки, трескучие морозы, веселые забавы и волшебство зимними вечерами и в новогоднюю ночь.

Физкультминутка «Зима»

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».

— А как вы думаете, кто пойдет за зимой? Что нас подскажет наше чудесное дерево?

Дети: — Весна.

Воспитатель: — А сейчас слушаем третью загадку.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весна)

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, а кто это летает возле наших прекрасных весенних цветов на дереве? (Ответы детей).

Воспитатель: — Правильно, их вместе можно назвать одним словом – насекомые. Предлагаю игру.

Игра «Какое насекомое, назови?»

У воспитателя картинки с изображением насекомых и мяч. Воспитатель кидает мяч ребенку и показывает картинку с изображением насекомого.

Ребенок должен назвать насекомое и кинуть мяч обратно.

Воспитатель: — Назовите сыновей Весны: (ответы детей: март, апрель, май)

Воспитатель: — Ребята, в народе говорят, что весну на своих крыльях приносят птицы. Как называются эти птицы? (перелётные.)

— А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием шапочек птиц)

Воспитатель: — Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Стихотворение о весне.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Воспитатель: — Молодцы! Продолжим наше путешествие и следующая загадка.

Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

Воспитатель: — Давайте расскажем Фиксику, что такое лето и почему мы его любим?

(Рассказы детей о лете)

Воспитатель: — Да, ребята, лето очень любит Кубань и долго у нас гостит. Поэтому к нам приезжают летом много гостей со всей страны.

Стихотворение про лето

Что такое лето?

Это звонкий смех,

Солнышком согретый

Весь зеленый лес.

На лугу цветочки,

Ягодки в саду,

Яркие листочки,

Утки на пруду.

— Ребята, продолжаем путь, а то очень жарко тут у нас летом. Слушайте загадку.

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(Осень)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Каждая из сестер несёт на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

-А ещё в народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

Дети: — Месяцы!

Воспитатель: — Назовите сыновей осени!

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: — Что происходит осенью? (Ответы детей)

Воспитатель: — Осень шагает по земле косыми дождями и несёт с собой полную корзину урожая. У нас на Кубани спеют поля пшеницы, риса, подсолнечника, фруктовые сады и виноградники. Давайте вспомним, как осенний дождик бегает по крышам.

Физминутка (Дети встают друг за другом)

«Дождик»

Дождик бегает по крышам, (похлопывают ладонями друг друга по спине)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше – (постукивают пальчиками по спине)

Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите, — (поколачивают кулачками по спине)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, — (растирают ребрами ладоней по спине)

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте. (поглаживают ладонями по спине)

Бом. Бом. Бом.

Воспитатель: — А сейчас давайте послушаем стихотворение про осень.

Наступила осень

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

Ребята, а кто знает ещё стихотворения или загадки про осень. Расскажите. Если хотите, то можете их приготовить на завтра, мы с удовольствием вас послушаем, правда?

Воспитатель: — А сейчас ребята, давайте все вместе сделаем для Фиксика подарок, частичку времен года, это солнышко которое дарит тепло и радость людям! (дети выполняют аппликацию и дарят).

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: — Ребята, а наше путешествие закончилось.

Сегодня мы с вами побывали в гостях у Круглого года. И помогли Фиксику вспомнить всё о временах года.

— Что было самое интересное? Что бы вы хотели сделать или сказать в следующий раз, когда поедите в гости к Временам года? Что у нас не получилось? Почему?

Дидактические игры с игровым пособием «Четыре времени года»

Игра «12 месяцев»

Задачи:

1.Учить

соотносить каждое время года с определенным цветом.

2.Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 5, умение называть последовательность времен года.

3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку создать летнюю картинку, разместить на яблоньке 3 яблочка и четыре листочка. Уточнить на сколько листочков больше, чем яблок.

Затем предлагает другому ребёнку выложить осеннюю картинку разметить

на дереве листочки оранжевого цвета на один больше, чем на яблоньке. Уточняет сколько листочков ребенок разметил. Можно попросить детей назвать последовательно времена года, описать природные явления определенного времени года, посчитать и сравнить сколько снежинок на зимней картинке, цветочков на весенней и т.д.

У данной игры много вариантов. Все зависит от творческого мышления педагога.

Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

1.Закрепить знания о природных явлениях.

2.Формировать представления о временах года, о месяцах.

3.Развитие внимания, зрительного восприятия.

Ход игры:

Подобрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года. Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать эти стихи и загадки (любые детские небольшие стихи и загадки о сезонных изменениях в природе и их явлениях):

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …

(Осень)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Туча)

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

(Зима)

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит.

(С. Маршак)

Дети, в процессе выполнения заданий, указывают на ту сторону дерева, о которой говориться в загадке или стихотворении.

Игра «Расположи правильно»

Задачи:

1.Сформировать представления детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

2. Развивать зрительное восприятие, тактильную чувствительность.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть игровое пособие, на котором сознательно перепутаны детали и предлагает расположить детали правильно.

С целью развития тактильной чувствительности можно предложить ребёнку выбрать все листочки (цветочки, снежинки) с закрытыми глазами.

Список используемой литературы:

— Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.- Спб.: Детство-Пресс, 2012.- 160 с.

Минская Г.И. Ребенок в дошкольном детстве. М.: Гардарики. 2018. С. 116

— Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Астрель, 2011.- 96 с

Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: И. А. Лыкова — Москва, Сфера, Карапуз, 2009 г.- 160 с.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 467,4 КБ

Опубликовано: 29.11.2021

  • Подсолнух рассказ для 2 класса окружающий мир
  • Подсоленная рыба как пишется
  • Подсолнечник рассказ для 2 класса
  • Подстать ему как пишется
  • Подслащенную воду как пишется